Научная статья на тему 'Понятие и виды нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти'

Понятие и виды нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3810
469
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ВЕДОМСТВЕННЫЙ АКТ / THE SOURCES OF ADMINISTRATIVE LAW / NORMATIVE LAWFUL REPORT / THE DEPARTMENTAL REPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ордина О. Н.

В статье рассматривается проблема, связанная с административно-правовым регулированием механизма реализации полномочий федеральными органами исполнительной власти. Отмечается, что в действующем административном законодательстве не установлены общие требования к формам и процедуре издания (принятия) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Предлагается решение указанной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и виды нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»

Ордина О.Н. ©

К.ю.н., доцент, Волго-Вятский институт (филиал) Московского государственного юридического

университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация

В статье рассматривается проблема, связанная с административно-правовым регулированием механизма реализации полномочий федеральными органами исполнительной власти. Отмечается, что в действующем административном законодательстве не установлены общие требования к формам и процедуре издания (принятия) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Предлагается решение указанной проблемы.

Ключевые слова: источники административного права, нормативный правовой акт, ведомственный акт.

Keywords: the sources of administrative law, normative lawful report, the departmental report.

Федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, федеральными агентствами и федеральными службами) издаются (принимаются) множество нормативных правовых актов, являющихся источниками административного права. Следует отметить, что издание (принятие) ведомственных актов не урегулировано ни на конституционном, ни на законодательном уровнях. В Конституции России отсутствует упоминание о праве издания федеральными органами исполнительной власти ведомственных актов, что, конечно, является правовым пробелом.

В то же время на федеральном уровне действуют Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства России от 13 августа 1997 г. № 1009 [1].

На наш взгляд, ведомственный акт как источник административного права - это нормативный правовой акт, издаваемый (принимаемый) федеральным органом исполнительной власти (федеральным министерством, федеральной службой, федеральным агентством) или должностным лицом, действующим от имени этого органа, на основе и во исполнение актов вышестоящих органов, в рамках соответствующих процедур и пределах его компетенции с целью реализации возложенных на него функций, регулирующий осуществление государственного управления в отдельных сферах жизнедеятельности государства и общества или по отдельным его направлениям, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права.

Как уже говорилось, на федеральном уровне действуют «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», которые устанавливают требования, предъявляемые к форме этих актов. В частности, в п. 2 данных Правил предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Установлен запрет на издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм. Кроме этих видов ведомственных актов, издаются и другие: уставы, регламенты, порядки, наставления, нормативы, директивы и другие. Возникает вопрос о правомерности таких актов, поскольку названные Правила такие виды ведомственных актов не предусматривают. В связи с этим указанные правила необходимо обновить. Ввиду недостаточной регламентации вопросов ведомственного регулирования на законодательном уровне федеральными органами исполнительной власти принимаются собственные правила подготовки ведомственных актов, которые как устанавливают виды издаваемых ими нормативных правовых актов, так и определяют содержания понятий различных видов ведомственных нормативных правовых актов. Например, изданы Правила подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России, утвержденные приказом МВД России от 27 июня 2003 г. № 484 [2].

На наш взгляд, приказ как источник административного права - это нормативный правовой акт руководителя федерального органа исполнительной власти, издаваемый на основе принципа единоначалия, регламентирующий наиболее важные вопросы деятельности этого органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права. Например,

© Ордина. О.Н., 2013 г.

приказ Минэнерго России от 21 апреля 2009 г. № 120 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства энергетики РФ» [3].

Представляется, инструкция как источник административного права - это кодифицированный нормативный правовой акт, издаваемый федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции для конкретизации применения нормативного правового акта вышестоящего государственного органа или с целью осуществления детального регулирования поведения субъектов права по поводу объектов права, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права. Например, приказ ФМС России от 26 июня 2008 г. № 172 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения (подтверждения) квалификационных званий сотрудниками органов внутренних дел РФ, прикомандированным к Федеральной миграционной службе» [4].

Можно утверждать, что положение как источник административного права - это кодифицированный нормативный правовой акт, издаваемый (принимаемый) Президентом России, Правительством России или иным федеральным органом исполнительной власти, регламентирующий правовой статус, структуру, порядок образования и деятельности, функции, задачи того или иного федерального органа исполнительной власти или его части, определяющий полномочия, компетенцию данного органа, в общих чертах закрепляющий права и обязанности должностных лиц этого органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права. Например, постановление Правительства России от 16 марта 2009 г. № 228, утвердившее «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» [5].

По нашему мнению, правила как источник административного права - это кодифицированный нормативный правовой акт, издаваемый (принимаемый) Правительством России или иными федеральными органами исполнительной власти, содержащий процедуру осуществления отдельных видов деятельности этих органов, их должностных лиц в сфере государственного управления, а также порядок действий по реализации и исполнению соответствующих субъективных прав и обязанностей для физических и юридических лиц, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права. Например, постановление Правительства России от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности», утвердившее «Правила предоставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений» [6].

Представляется, что распоряжение - это индивидуальный правоприменительный административно-правовой акт, издаваемый руководителем федерального органа исполнительной власти на основе и во исполнение нормативного правового акта для решения отдельных вопросов в сфере государственного управления. Распоряжение не имеет нормативного характера и не является источником административного права.

«Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» от 13 августа 1997 г. не определяют критерии разграничения видов и форм нормативных правовых актов, не предусматривают соотношение компетенции федеральных органов исполнительной власти, принимающих различные виды актов. В системе действующего административного законодательства нет федерального закона, который бы устанавливал наиболее общие правила процедуры издания (принятия) федеральными органами исполнительной власти нормативных административно-правовых актов. Отсутствие такого закона приводит к тому, что эти органы сами устанавливают процедуру издания (принятия) этих актов.

Принятие Административного кодекса Российской Федерации привело бы к установлению единообразия актов управления, созданию и поддержанию баланса между законами и указанными актами, снижению количества случаев, когда правотворческие органы действуют по собственному усмотрению. В кодексе следует законодательно оформить классификацию нормативных правовых актов Президента России и федеральных органов исполнительной власти, при этом учесть все их виды (указы, постановления, приказы, инструкции, положения, правила, распоряжения, уставы, регламенты, порядки, наставления, нормативы, директивы и другие), указать признаки каждого вида актов, установить их иерархию, процедуры их издания (принятия).

Литература

1. Собрание законодательства РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.

2. Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс».

3. Российская газета. 2009. 10 июня (№ 104).

4. Российская газета. 2008. 23 июля (№ 155).

5. Собрание законодательства РФ. 2009. № 12. Ст. 1431.

6. Собрание законодательства РФ. 2009. № 30. Ст. 3823.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.