Научная статья на тему 'Актуальные проблемы принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти'

Актуальные проблемы принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4334
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / NORMATIVE LEGAL ACT / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / FEDERAL EXECUTIVE AUTHORITY / АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ADMINISTRATIVE LEGAL REGULATION / НОРМОТВОРЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / NORM-SETTING FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комовкина Любовь Сергеевна, Власова Вера Сергеевна

Рассматриваются актуальные проблемы принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти; указывается на отсутствие в действующем законодательстве единого понятия нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, видов и форм нормативных правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current problems of legal normative act adoption by federal executive bodies

The article (если это статья, или paper, если это, например, доклад) deals with the current problems of legal normative act adoption by federal executive bodies. Special notice is made of the fact that the current legislation lacks a unified notion of a normative legal acts by federal execyutive authority, also lacking are definitions of types and forms of normative legal acts.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти»

УДК 342.924 ББК 67.401.031

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИНЯТИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

ЛЮБОВЬ СЕРГЕЕВНА КОМОВКИНА,

преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право

E-mail: [email protected] ВЕРА СЕРГЕЕВНА ВЛАСОВА, старший научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

E-mail: [email protected]

Рецензент: Старший научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России», кандидат юридических наук Вендель Н.Г.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются актуальные проблемы принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти; указывается на отсутствие в действующем законодательстве единого понятия нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, видов и форм нормативных правовых актов.

Ключевые слова: нормативный правовой акт, федеральные органы исполнительной власти, административно-правовое регулирование, нормотворческие функции.

Annotation. The article (если это статья, или paper, если это, например, доклад) deals with the current problems of legal normative act adoption by federal executive bodies. Special notice is made of the fact that the current legislation lacks a unified notion of a normative legal acts by federal execyutive authority, also lacking are definitions of types and forms of normative legal acts.

Keywords: normative legal act, federal executive authority, administrative legal regulation, norm-setting functions.

В условиях осуществления административной реформы особое внимание необходимо уделить совершенствованию нормотворчества федеральных органов исполнительной власти. В связи с этим, актуальным и своевременным представляется исследование административно-правового регулирования порядка разработки, принятия и регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Сказанное подтверждается и тем, что до настоящего времени федеральный закон, регламентирующий общие правовые начала указанной деятельности, не принят.

В соответствии с указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1 федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Феде-

ральные службы и федеральные агентства в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты, не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

На практике некоторые федеральные службы и федеральные агентства на основании своих положений наделены нормотворческими функциями, и лишь немногие положения о федеральных службах и федеральных агентствах содержат указание на недопустимость осуществления нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности.

Деятельность по принятию нормативных правовых актов регламентирована указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных

1 СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

-дЛ^^ИЙ-

органов исполнительной власти»2 и Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»3.

Отметим, что в действующем законодательстве не закреплено общее понятие правового акта федерального органа исполнительной власти (как нормативного, так и индивидуального) и его признаки. Также отсутствует регламентация особенностей иерархического построения этих актов, их места в системе источников административного права. Поэтому в судебной практике возникают проблемы, связанные с оценкой тех или иных актов указанных органов с точки зрения отнесения их к категории нормативных или индивидуальных правовых актов.

В утратившем юридическую силу постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 мая 2000 г. № 19 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда РФ»4 под нормативным правовым актом понимался изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

В приказе Министерства Юстиции РФ от 4 мая 2007 г. № 88 «Об утверждении разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»5 рекомендуется при подготовке нормативных правовых актов использовать определение нормативного правового акта, данного в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. № 781-11 ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации»6. В соответствии с ним нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Анализ законодательных определений позволяет сформулировать следующее определение нормативного правового акта.

Нормативный правовой акт — это официальный документ, принятый в регламентированном одностороннем порядке, в особой форме специально уполномоченным субъектом правотворчества, содержащий нормативные правовые предписания.

Выработанное определение учитывает документальную форму нормативного правового акта, односторонний порядок его принятия, возможность относить к нормативным правовым актам правотворческие решения не только органов государственной власти, но и иных органов (Центрального Банка РФ, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Прокуратуры РФ и др.).

Реализуя повседневную компетенцию, федеральный орган исполнительной власти испытывает потребность в детализации федеральных законов, нормативном регулировании неурегулированных законом отношений. Что решается путем издания правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Содержание таких правовых актов определяется полномочиями федерального органа исполнительной власти и реализуемыми им функциями. Правовые акты федеральных органов исполнительной власти составляют многочисленную часть системы правовых актов управления.

Порядок подготовки нормативных правовых актов органов исполнительной власти был дополнен такими новыми процедурами, как антикоррупционая экспертиза нормативного правового акта, мониторинг правоприменительной практики, оценка регулирующего воздействия, обязательное предварительное обсуждение на заседаниях общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, использование усиленной квалифицированной электронной подписи, опубликование в официальном интернет-портале правовой информации.

В настоящее время не урегулирован вопрос о видах нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, их наименовании и официальной форме издания (принятия). Федеральные органы исполнительной власти издают (принимают) правовые акты в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений, уста-

2 СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.

3 СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.

4 Российская газета. 2000. 1 июня.

5 Российская газета. 2007. 24 мая.

6 СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5506.

вов, регламентов, порядков, наставлений, нормативов, директив и др. Но нормативно установлен-ное определение соответствующих форм правовых актов, отличие их друг от друга на ведомственном уровне отсутствует.

Пробелы в нормативно-правовом регулировании видов и форм указанных актов приводят к тому, что эти органы сами устанавливают наименования издаваемых (принимаемых) ими актов, официальные формы их выражения и требования к оформлению. Например, Приказ МВД России от 27 июня 2003 г. № 484 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России», в соответствии с п. 10 которого нормативные правовые акты издаются Министерством в виде приказов, положений, уставов, инструкций, правил, наставлений и иных нормативных правовых актов. Издаваемые положения, уставы, инструкции, наставления, правила и иные нормативные правовые акты утверждаются приказами МВД России.

Существует практика восполнения пробелов законодательства РФ путем издания нормативных правовых актов в виде писем. Например, Письмо ФТС РФ от 2 марта 2011 г. № 01-11/9284 «О направлении Методических рекомендаций по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях в сфере нарушений валютного законодательства».

Недостаточно полно на федеральном уровне регламентированы вопросы, связанные с подготовкой, изданием (принятием), регистрацией, введением в действие, опубликованием и прекращением действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время эти вопросы регулируются указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»7 и постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»8. Однако, указанными нормативными правовыми актами не решен целый ряд вопросов. В частности, не регламентирован порядок их приостановления или отмены. Кроме того, отсутствует исчерпывающий перечень оснований прекращения действия нормативных и индивидуальных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

В связи с этим возникает необходимость создания единой нормативной правовой базы, регулирующей вопросы разработки, принятия и реализации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Одной из проблем правовых актов федеральных органов исполнительной власти является нарушение законодательно установленных полномочий. Нарушения присутствуют и в процедуре издания нормативных правовых актов — несоблюдении порядка согласования проектов нормативных правовых актов. Зачастую разработчики не представляют проекты нормативных актов для проведения оценки регулирующего воздействия, направляют на регистрацию с отрицательными заключениями. Существует проблема несоблюдения требований о порядке вступления в силу нормативных правовых актов.

Изложенное позволяет заключить, что в настоящее время отсутствует четко выстроенная и эффективно действующая система управления, которая напрямую зависит от упорядочения правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Литература

1. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

2. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.

3. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. № 781-11 ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5506.

4. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.

5. Приказ Министерства Юстиции РФ от 4 мая 2007 г. № 88 «Об утверждении разъяснений о приме-

7 СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.

8 СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.

-дЛ^^ИЙ-

нении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Российская газета. 2007, 24 мая.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 мая 2000 г. № 19 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда РФ» // Российская газета. 2000, 1 июня.

References

1. The decree of the Russian President of March 9, 2004 № 314 «About system and structure of federal executive authorities» // SZ RF. 2004. № 11. Art. 945.

2. The decree of the Russian President of May 23, 1996 № 763 «About an order of publication and coming into effect of acts of the President of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation and regulations of federal executive authorities» // SZ RF. 1996. № 22. Art. 2663.

3. The resolution of the State Duma of Federal Assembly of Russia of November 11, 1996 № 781-II of the State Duma «About the appeal to the Constitutional Court of the Russian Federation» // SZ RF. 1996. № 49. Art. 5506.

4. The resolution of the Government of the Russian Federation of August 13, 1997 № 1009 «About the approval of Rules of preparation of regulations of federal executive authorities and their state registration» // SZ RF. 1997. № 33. Art. 3895.

5. The order of the Ministry of Justice of the Russian Federation of May 4, 2007 № 88 «About the statement of explanations about application of rules of preparation of regulations of federal executive authorities and their state registration» // the Russian newspaper. 2007. May 24.

6. The resolution of Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of May 25, 2000 № 19 «About modification and additions in some resolutions of Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation» // the Russian newspaper. 2000. June 1.

УДК 342.951 ББК 67.401.02

ПРЕДПОСЫЛКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НОРМАМИ ИНСТИТУТА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ КОНСТАНТИНОВ,

преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук

Научная специальность 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право

E-mail: а[email protected] Рецензент: кандидат юридических наук Брунер Р. А.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы специальной правовой регламентации деятельности кредитных организаций в контексте института лицензирования.

Ключевые слова: правовая регламентация, деятельность кредитных организаций, институт лицензирования.

Annotation. The article deals with the special legal regulation of credit institutions in the context of licensing institute. Keywords: the special legal regulation, activities of credit institutions, licensing institute.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.