Научная статья на тему 'Понятие и сущность упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима '

Понятие и сущность упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
упрощенная система налогообложения / специальный налоговый режим / единый налог / налог / доходы / расходы / налоговая нагрузка / объект налогообложения / simplified taxation system / special tax regime / single tax / tax / income / expenses / tax burden / object of taxation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зоряна Викторовна Каменева, Богдан Ярославович Лазарев

Статья посвящена анализу эффективности специальных налоговых режимов, применяемых субъектами малого и среднего бизнеса. Особое внимание уделено изучению понятия и сущности упрощенной системы налогообложения в аспекте современной правовой действительности, проанализированы последствия введения упрощенной системы налогообложения, упрощенная система налогообложения рассмотрена как специальный налоговой режим. На основе проведенного исследования сделан вывод, что существенный экономический и социальный эффект функционирования упрощенной системы налогообложения доказывает целесообразность ее дальнейшего применения и развития в практике налогообложения субъектов малого бизнеса, а злоупотребление и недостатки, выявленные в процессе применения этого специального режима налогообложения, вызывают необходимость его совершенствования и реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зоряна Викторовна Каменева, Богдан Ярославович Лазарев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept and essence of the simplified taxation system as a special tax regime

The article is devoted to the analysis of the effectiveness of special tax regimes applied by small and medium-sized businesses. Special attention is paid to the study of the concept and essence of the simplified taxation system in the aspect of modern legal reality, the consequences of the introduction of a simplified taxation system are analyzed, the simplified taxation system is considered as a special tax regime. Based on the conducted research, it is concluded that the significant economic and social effect of the functioning of the simplified taxation system proves the expediency of its further application and development in the practice of taxation of small businesses, and the abuse and shortcomings identified in the process of applying this special taxation regime necessitate its improvement and reform.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима »

Государственная служба и кадры. 2024. № 1. С. 75 — 79.

State service and personnel. 2024;(1):75 —79.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-75-79 NIION: 2012-0061-01/24-013

EDN: https://elibrary.ru/BOVBMU MOSURED: 77/27-008-2024-01-213

Понятие и сущность упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима

Зоряна Викторовна Каменева1, Богдан Ярославович Лазарев2

1 Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Москва, Россия

2 ООО «ИНСТАМРТ ТЕХНОЛОДЖИС», Московская область, Химки, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. Статья посвящена анализу эффективности специальных налоговых режимов, применяемых субъектами малого и среднего бизнеса. Особое внимание уделено изучению понятия и сущности упрощенной системы налогообложения в аспекте современной правовой действительности, проанализированы последствия введения упрощенной системы налогообложения, упрощенная система налогообложения рассмотрена как специальный налоговой режим. На основе проведенного исследования сделан вывод, что существенный экономический и социальный эффект функционирования упрощенной системы налогообложения доказывает целесообразность ее дальнейшего применения и развития в практике налогообложения субъектов малого бизнеса, а злоупотребление и недостатки, выявленные в процессе применения этого специального режима налогообложения, вызывают необходимость его совершенствования и реформирования.

Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, специальный налоговый режим, единый налог, налог, доходы, расходы, налоговая нагрузка, объект налогообложения.

Для цитирования: Каменева З.В., Лазарев Б.Я. Понятие и сущность упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима // Государственная служба и кадры. 2024. № 1. С. 75—79. https://doi.org/ 10.24412/2312-0444-2024-1-75-79 EDN: https://elibrary.ru/BOVBMU

Original article

The concept and essence of the simplified taxation system as a special tax regime

Zoryana V. Kameneva1, Bogdan Ya. Lazarev2

1 All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice

of the Russian Federation), Moscow, Russia

2 INSTAMRT TECHNOLOGIES LLC, Moscow region, Khimki, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. The article is devoted to the analysis of the effectiveness of special tax regimes applied by small and medium-sized businesses. Special attention is paid to the study of the concept and essence of the simplified taxation system in the aspect of modern legal reality, the consequences of the introduction of a simplified taxation system are analyzed, the simplified taxation system is considered as a special tax regime. Based on the conducted research, it is concluded that the significant economic and social effect of the functioning of the simplified taxation system proves the expediency of its further application and development in the practice of taxation of small businesses, and the abuse and shortcomings identified in the process of applying this special taxation regime necessitate its improvement and reform.

Keywords: simplified taxation system, special tax regime, single tax, tax, income, expenses, tax burden, object of taxation.

For citation: Kameneva Z.V., Lazarev B.Ya. The concept and essence of the simplified taxation system as a special tax regime // State service and personnel. 2024; (1) :75—79. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-75-79 EDN: https://elibrary.ru/BOVBMU

© Каменева З.В., Лазарев Б.Я. М., 2024.

№ 1/2024

Одной из проблем, препятствующих развитию малого бизнеса, являются административные барьеры и несовершенство законодательной базы. Поэтому существуют меры по противодействию таким барьерам, организующие поддержку и развитие предпринимательства.

Малый бизнес обеспечивает занятость населения, создает конкуренцию на рынке товаров и услуг. Чтобы улучшить положение предпринимателей, вводят специальные налоговые режимы, налоговые каникулы, упрощают формы сдачи деклараций. Однако совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства должно быть основано на оптимальном сочетании интересов государства и субъектов бизнеса. Создание подобных условий будет способствовать развитию предпринимательства, усиливать его социальную значимость и стимулировать инвестиционную активность.

Для того чтобы налоговое бремя было посильным для малых предприятий, чтобы их количество росло, необходима однозначность, стабильность системы налогообложения и справедливый уровень изъятия части доходов [10, с. 110].

Специальные налоговые режимы созданы для снижения налогового бремени субъектов малого предпринимательства. Одним из пяти видов специальных налоговых ре-жимов является упрощенная система налогообложения.

Упрощенная система налогообложения — налоговый режим, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого бизнеса, выполняющих определенные условия, которые будут описаны ниже [10, с. 11].

Однако при этом данный специальный режим налогообложения все больше привлекает индивидуальных предпринимателей и малые организации своими особенностями, тем самым стимулирует развитие малого бизнеса и экономики страны в целом. Упрощенная система налогообложения призвана облегчать налоговое бремя налогоплательщиков, помогать им развиваться.

Кроме сокращения количества налогов, также при упрощенной системе налогообложения существенно упрощается ведение бухгалтерского учета (например, простая форма бухгалтерского учета) [6], а также для индивидуальных предпринимателей нет обязанности вести бухгалтерский учет1. Вместо этого они ведут налоговый учет, на основании которого и заполняется их декларация по упрощенной системе налогообложения. Все это значительно облегчает жизнь малым предприятиям и дает стимул к образованию новых [10, с. 111].

1 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7344.

Одним из пробелов налогового законодательства является отсутствие дефиниции упрощенной системы налогообложения. Данное определение не содержалось ни в ранее действующем Федеральном законе «Об упрощенной системе налогообложения...»2 и не содержится в действующей главе Налогового кодекса РФ [2]. Однако в налоговом законодательстве Кыргызской Республики, Республики Узбекистан, Украины приведены трактовки упрощенной системы налогообложения, раскрывающие их значение и сущностнофункциональные особенности.

Согласно Налоговому кодексу Кыргызской Республики упрощенная система налогообложения предусматривает право уплаты субъектами малого предпринимательства единого налога в отношении деятельности, подлежащей обложению [5].

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан упрощенный порядок налогообложения применяется для отдельных категорий налогоплательщиков и предусматривает применение специальных правил исчисления и уплаты единого налогового платежа, единого земельного налога и фиксированного налога на отдельные виды предпринимательской деятельности, а также представления налоговой отчетности по этим налогам [3].

Налоговый кодекс Украины определяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности как особый механизм взимания налогов и сборов, устанавливающий замену уплаты отдельных налогов и сборов на уплату единого налога, с одновременным введением упрощенного учета и отчетности [4].

Применение упрощенной системы налогообложения в России предусматривает освобождение от уплаты налога на прибыль организации и налога на добавленную стоимость, за рядом исключений, а также налога на имущество организации, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период [11, с. 84]. В том случае, если упрощенную систему налогообложения применяют индивидуальные предприниматели, они освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц и налога на добавленную стоимость, за рядом исключений, а также налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) [2].

Эти налоги заменяются уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйствен-

2 Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.1995 № 222-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 15.

№ 1/2024

ной деятельности за налоговый период. Кроме уменьшения количества налогов, которые уплачиваются в бюджет, снижается и налоговая ставка.

В целях формулировки определения упрощенной системы налогообложения, применяемой субъектами малого бизнеса в Российской Федерации, выделим ее отличительные черты:

1. Регламентируется законодательством о налогах и сборах.

2. Опирается на общие принципы налогообложения.

3. Уплата единого налога заменяет уплату ряда налогов и сборов.

4. Переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке.

5. Упрощенная система налогообложения может применяться налогоплательщиками до тех пор, пока они не перестают соответствовать условиям перехода на такой специальный режим налогообложения.

6. Направлена на улучшение экономического положения субъектов малого бизнеса.

7. Для налогоплательщиков сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

8. Налогоплательщики не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов и контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний [11, с. 85].

Изучение сущности и основных задач упрощенной системы налогообложения позволило сформулировать авторское определение упрощенной системы налогообложения, под которым предлагается понимать специальный налоговый режим, применяющийся в добровольном порядке при соблюдении налогоплательщиками ряда обязательных условий и направленный на стимулирование развития малого предпринимательства путем предоставления налоговых преимуществ.

Как было указано выше, применять упрощенную систему налогообложения могут в основном микропредприятия.

В 2020 г. количество микропредприятий составило примерно 5,5 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что составляет 96% от всех субъектов малого и среднего бизнеса в России в соответствии с данными Единого реестра малого и среднего предпринимательства [1].

Однако наряду с существенным положительным влиянием специальных режимов налогообложения на развитие предпринимательства и формирование доходов бюджета, тенденциями

роста и субъектов малого бизнеса отмечен и целый ряд негативных моментов, налоговых поступлений [10, с. 111].

На практике получили широкое распространение схемы уклонения от налогообложения с использованием методов упрощенного налогообложения.

Так, в период с 2014 г. по 2017 г. арбитражными судами рассмотрено более 400 дел на сумму, превышающую 12,5 млрд руб., в рамках которых оспаривались ненормативные акты налоговых органов, вынесенные по результатам мероприятий налогового контроля и содержащие выводы о получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды в результате применения схемы «дробления» бизнеса [7].

Анализ судебной практики показал, что большое количество дел, связанных со снижением налогоплательщиками своих налоговых обязательств путем создания искусственной ситуации, при которой видимость действий нескольких лиц прикрывает фактическую деятельность одного налогоплательщика, разрешается в пользу налоговых органов3. Основаниями принятия решения в пользу налоговых органов являются следующие:

■ фактически деятельность взаимозависимых лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, является деятельностью единого хозяйствующего субъекта, общий доход от которой превышает предельно допустимый размер для применения упрощенной системы налогообложения, в частности, это может подтверждаться отсутствием разделения мест для хранения на складе, в штате всех организаций работают одни и те же сотрудники, организации имеют общий офис;

■ фактически отсутствует разделение деятельности, субъекты организационно не обособлены в отношении сотрудников организаций, деятельность субъектов является частью единого производственного процесса, направленного на достижение общего экономического результата (отсутствие разумной деловой цели);

3 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30.09.2019 № 307-ЭС19-8085 по делу № А05-13984/2017 // http://www.c onsultant.ru/ (Дата обращения: 01.07.2023);

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.11.2018 № Ф01-5048/2018 по делу № А39-7666/2017 // http://kad.arbitr.ru (Дата обращения: 01.07.2023); Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2018 № Ф04-5853/2017 по делу № А70-5924/2017 // http://kad.arbitr.ru (Дата обращения: 01.07.2023)

№ 1/2024

■ создание каждой последующей организации совпадает с периодом, когда у налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, достигается пороговое значение дохода и др.

Однако есть и положительная практика по данной ситуации. Например, Верховный Суд РФ в своем обзоре судебной практики указал, что сам по себе факт взаимозависимости компаний не является основанием для консолидации их доходов и для вывода об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения данными лицами, если каждый из налогоплательщиков осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность (осуществляет продажу товаров по своему направлению, обладает собственной клиентской базой, имеет свой штат работников) [9].

В свою очередь налоговые органы определили общие признаки, свидетельствующие о согласованности действий участников схем дробления бизнеса с целью осуществления более эффективного налогового контроля. Так, в качестве одного из доказательств, свидетельствующего о применении схемы дробления бизнеса, выступает обстоятельство применения специальных режимов налогообложения [7].

Помимо этого, на современном этапе развития налоговой системы налоговые органы стараются более тщательно подходить к подбору налогоплательщиков для проведения налоговых проверок. Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок определены основные критерии, по которым налоговые органы относят налогоплательщика к более или менее высокой категории риска. В отношении специальных налоговых режимов проверяющие обращают внимание на приближение к предельным значениям, при которых сохраняется право на применение соответствующих режимов [8]. Поэтому субъекты малого предпринимательства часто находятся под риском проведения в отношении них выездных налоговых проверок.

Тем не менее существенный экономический и социальный эффект функционирования упрощенной системы налогообложения доказывает целесообразность ее дальнейшего применения и развития в практике налогообложения субъектов малого бизнеса, а злоупотребления и недостатки, выявленные в процессе применения этого специального режима налогообложения, вызывают необходимость его совершенствования и реформирования.

Список источников

1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // https://ofd.nalog.ru/ statistics.html (Дата обращения: 16.02.2023)

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Парламентская газета. 2000. № 151-152.

3. Налоговый кодекс Республики Узбекистан от 25.12.2007 № ЗРУ-136 // СЗ Республики Узбекистан. 2007. № 52. 2007. Ст. 348.

4. Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI // https://kodeksy.com.ua (Дата обращения: 16.02.2023)

5. Налоговый кодекс Кыргызской Республики от 17.08.2008 № 230 // https://www.alta.ru (Дата обращения: 16.02.2023)

6. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1999. № 3.

7. Письмо ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ «О направлении обзора судебной практики, связанной с обжалованием налогоплательщиками ненормативных актов налоговых органов, вынесенных по результатам мероприятий налогового контроля, в ходе которых установлены факты получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности на подконтрольных взаимозависимых лиц» // Нормативные акты для бухгалтера. 2017. № 19.

8. Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // Экономика и жизнь. 2007. № 23.

9. Президиум Верховного Суда РФ «Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства» от 04.07.2018 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2019. № 3.

10. Левкина Е.В. Роль упрощенной системы налогообложения в развитии малого предпринимательства // Карельский научный журнал. 2017. № 2 (19). С. 109—112.

11. Падыганов А.В. Значение и сущность упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации /А.В. Падыганов, Н.В. Курочкина // Вестник Марийского гос. ун-та. 2015. С. 82—86.

References

1. Unified Register of Small and medium-sized Businesses // https://ofd.nalog.ru/statistics.html (Accessed: 16.02.2023)

2. The Tax Code of the Russian Federation (part two) dated 05.08.2000 №. 117-FZ // Parliamentary Gazette. 2000. № 151-152.

№ 1/2024

3. Tax Code of the Republic of Uzbekistan dated 25.12.2007 № ZRU-136 // Collection of legislation of the Republic of Uzbekistan. 2007. № 52. 2007. Art. 348.

4. Tax Code of Ukraine dated 02.12.2010 № 2755-VI // https://kodeksy.com.ua (Accessed:

16.02.2023)

5. Tax Code of the Kyrgyz Republic No. 230 dated 17.08.2008 // https://www.alta.ru (Accessed:

16.02.2023)

6. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 21.12.1998 № 64n «On Standard recommendations on the organization of accounting for small businesses» / Regulations on finance, taxes, insurance and accounting. 1999. № 3.

7. Letter of the Federal Tax Service of Russia dated 11.08.2017 № CA-4-7/15895@ «On the direction of the Review of Judicial Practice Related to the Appeal by Taxpayers of Non-Normative Acts of Tax Authorities Issued as a Result of Tax Control Measures, during which the facts of obtaining unjustified tax benefits through formal division (fragmentation) of business and artificial distribution of proceeds from Activities carried out on

controlled interdependent persons» // Regulations for an accountant. 2017. № 19.

8. Order of the Federal Tax Service of Russia dated 30.05.2007 № MM-3-06/333@ «On approval of the Concept of the planning system for on-site tax audits» // Economics and Life. 2007. № 23.

9. The Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation «Review of the practice of consideration by courts of cases related to the application of Chapters 26.2 and 26.5 of the Tax Code of the Russian Federation in relation to small and medium-sized businesses» dated 04.07.2018 // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2019. № 3.

10. Levkina E.V. The role of the simplified taxation system in the development of small business // Karelian Scientific Journal. 2017. № 2 (19). Pp. 109—112.

11. Padyganov A.V. The meaning and essence of the simplified taxation system in the Russian Federation / A.V. Padyganov, N.V. Kurochkina // Bulletin of the Mari State University. 2015. Pp. 82—86.

Информация об авторах

Каменева З.В. — доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Лазарев Б.Я. — проектный менеджер ООО «ИНСТАМРТ ТЕХНОЛОДЖИС»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 1 2.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.

Information about the authors

Kameneva Z.V. — associate professor of the department of civil and business law Lazarev B.Ya. — project manager of INSTAMRT TECHNOLOGIES LLC

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 12.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication

14.02.2024.

№ 1/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.