Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПОНИЖЕННОЙ СТАВКИ, ПРИМЕНЯЕМОЙ ПО УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА'

ВЛИЯНИЕ ПОНИЖЕННОЙ СТАВКИ, ПРИМЕНЯЕМОЙ ПО УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Область наук
Ключевые слова
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ПОНИЖЕННЫЕ СТАВКИ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА / ЕДИНЫЙ НАЛОГ ПО УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стеба Наталья Дмитриевна, Шумкина Анастасия Васильевна

Показатели развития малого бизнеса в Оренбургской области свидетельствуют об отсутствии устойчивого роста деловой активности данной категории хозяйствующих субъектов. Упрощенная система налогообложения призвана содействовать развитию малого бизнеса и предполагает возможность применения пониженной ставки по единому налогу. Целью статьи является анализ влияния снижения ставки по единому налогу, взимаемому при применении упрощенной системы налогообложения, на развитие малого бизнеса. Методология исследования включает использование синтеза теоретического материала, статистическая обработка данных проведена с применением методов выборки и группировки. В работе рассмотрены основания для применения пониженной ставки, проведен сравнительный анализ динамики развития малого предпринимательства, величины поступившего в бюджет единого налога, взимаемого при применении упрощенной системы налогообложения в Оренбургской области и Краснодарском крае. Полученные результаты исследования показали значимость применения пониженной ставки по упрощенной системе налогообложения в совокупности с другими поддерживающими мерами в рамках специального налогового режима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE REDUCED RATE APPLIED UNDER THE SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM ON THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS

The indicators of small business development in the Orenburg region indicate the absence of a sustainable growth in business activity of this category of economic entities. The simplified taxation system is designed to promote the development of small businesses and provides for the possibility of applying a reduced rate for a single tax. The purpose of the article is to analyze the impact of a reduction in the rate of a single tax levied when applying a simplified taxation system on the development of small businesses. The research methodology includes the use of a synthesis of theoretical material, statistical data processing was carried out using sampling and grouping methods. The paper considers the grounds for applying a reduced rate, conducts a comparative analysis of the dynamics of small business development, the amount of a single tax received by the budget, levied when applying a simplified taxation system in the Orenburg region and the Krasnodar Territory. The results of the study showed the importance of applying a reduced rate under the simplified taxation system in conjunction with other supporting measures under the special tax regime.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПОНИЖЕННОЙ СТАВКИ, ПРИМЕНЯЕМОЙ ПО УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА»

УДК 336

ВЛИЯНИЕ ПОНИЖЕННОЙ СТАВКИ, ПРИМЕНЯЕМОЙ ПО УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

Стеба Наталья Дмитриевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: N_Steba@mail.ru

Шумкина Анастасия Васильевна, студент, направление подготовки 38.03.01 Экономика, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: shumkina.av@yandex.ru

Аннотация. Показатели развития малого бизнеса в Оренбургской области свидетельствуют об отсутствии устойчивого роста деловой активности данной категории хозяйствующих субъектов. Упрощенная система налогообложения призвана содействовать развитию малого бизнеса и предполагает возможность применения пониженной ставки по единому налогу. Целью статьи является анализ влияния снижения ставки по единому налогу, взимаемому при применении упрощенной системы налогообложения, на развитие малого бизнеса. Методология исследования включает использование синтеза теоретического материала, статистическая обработка данных проведена с применением методов выборки и группировки. В работе рассмотрены основания для применения пониженной ставки, проведен сравнительный анализ динамики развития малого предпринимательства, величины поступившего в бюджет единого налога, взимаемого при применении упрощенной системы налогообложения в Оренбургской области и Краснодарском крае. Полученные результаты исследования показали значимость применения пониженной ставки по упрощенной системе налогообложения в совокупности с другими поддерживающими мерами в рамках специального налогового режима.

Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, пониженные ставки, субъекты малого бизнеса, единый налог по упрощенной системе налогообложения.

Для цитирования: Стеба Н. Д., Шумкина А. В. Влияние пониженной ставки, применяемой по упрощенной системе налогообложения, на развитие малого бизнеса // Шаг в науку. - 2022. - № 1. - С. 52-58.

THE IMPACT OF THE REDUCED RATE APPLIED UNDER THE SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM ON THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS

Steba Natalya Dmitrievna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance, Orenburg State University, Orenburg e-mail: N_Steba@mail.ru

Shumkina Anastasia Vasilievna, student, training program 38.03.01 Economics, Orenburg State University, Orenburg e-mail: shumkina.av@yandex.ru

Abstract. The indicators of small business development in the Orenburg region indicate the absence of a sustainable growth in business activity of this category of economic entities. The simplified taxation system is designed to promote the development ofsmall businesses and provides for the possibility ofapplying a reduced rate for a single tax. The purpose of the article is to analyze the impact of a reduction in the rate of a single tax levied when applying a simplified taxation system on the development of small businesses. The research methodology includes the use of a synthesis of theoretical material, statistical data processing was carried out using sampling and grouping methods. The paper considers the grounds for applying a reduced rate, conducts a comparative analysis of the dynamics of small business development, the amount of a single tax received by the budget, levied when applying a simplified taxation system in the Orenburg region and the Krasnodar Territory. The results of the study showed the importance of applying a reduced rate under the simplified taxation system in conjunction with other supporting measures under the special tax regime.

Key words: simplified taxation system, reduced rates, small businesses, single tax under the simplified taxation system.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License. © H. Д. Стеба, А. В. Шумкина. 2022

Cite as: Steba, N. D., Shumkina, A. V. (2022) [The impact of the reduced rate applied under the simplified taxation system on the development of small business]. Shag v nauku [Step into science]. Vol. 1, pp. 52-58.

Роль малого бизнеса в экономике любой страны велика. Малый бизнес - это налоговые поступления в бюджет, рабочие места, рост платежеспособного спроса. На развитие малого предпринимательства оказывает влияние множество факторов, в том числе уровень инфляции, уровень доходов населения, налоговая нагрузка, темпы экономического роста, социально-демографическая ситуация.

В целях поддержки и развития малого бизнеса в России применяются специальные налоговые режимы. Упрощенная система налогообложения действует на основании главы 26.2 Налогового кодекса РФ и предусматривает возможность выбора ставки в зависимости от объекта налогообложения, при этом регионы имеют право снижать установленные Налоговым кодексом ставки. Одним из самых главных вопросов как в российской практике, так и в зарубежной остается способность влияния пониженных налоговых ставок на развитие малого бизнеса. Некоторые авторы ставят под сомнение влияние снижения налоговых ставок на динамику развития малого бизнеса. Туманец К. А. считает, что «основными рисками осуществления фискальной поддержки субъектов предпринимательства выступает отсутствие повышения деловой активности в ответ на снижение налогового бремени» [8]. Следует отметить, что большая часть субъектов РФ использует возможность применения пониженных налоговых

ставок, предоставленную главой 26.2 Налогового кодекса РФ.

По общему правилу налоговая ставка для налогоплательщиков с объектом «доходы» составляет 6 процентов, а с объектом «доходы минус расходы» - 15 процентов [3]. Регионы вправе снижать ставки до 1 и 5 процентов.

В результате проведенного анализа применения субъектами РФ пониженной ставки по упрощенной системе налогообложения сделан вывод о том, что из 85 регионов в настоящее время 82 используют пониженные ставки. Субъектами, отказавшимися от применения такой возможности, являются Нижегородская область, Новосибирская и Омская области.

В большинстве случаев основанием для снижения ставки по упрощенной системе налогообложения выступает осуществление различных видов деятельности согласно ОКВЭД, ограничение по размеру выручки и средней численности работников. Остальные основания зависят от обстоятельств, сложившихся в регионе на данный момент. Например, анализ оснований для применения пониженной ставки показал, что Оренбургская область воспользовалась только ограничением по видам деятельности и по размеру выручки, в то время как во многих регионах оснований для применения пониженной ставки намного больше. Основания для применения пониженной ставки приведены в таблице 1.

Таблица 1. Основания для применения пониженной ставки в субъектах РФ.

Основание для применения пониженной ставки Субъекты РФ, ед.

Осуществление определенных видов экономической деятельности 53

Ограничение по размеру выручки 13

Организации и ИП, переставшие быть налогоплательщиками ЕНВД 10

Ограничение по средней численности работников 7

Организации и ИП на УСН 7

Впервые зарегистрированные организации и ИП на территории субъекта РФ 7

ИП и организации, включенные в Реестр социальных предприятий 6

Иные налогоплательщики 6

Резиденты территории опережающего социально-экономического развития 5

Социально ориентированные некоммерческие организации 4

Резиденты Арктической зоны 4

Резиденты государственных (муниципальных) бизнес-инкубаторов; резидентов индустриальных (промышленных) парков 2

Осуществление предпринимательской деятельности в сфере информационных технологий. 2

Отсутствие на конец налогового периода задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов 2

Поставленные на учет в субъекте РФ в связи с изменением места нахождения организации, места жительства ИП 1

Участники зон экономического благоприятствования 1

Организации потребительской кооперации 1

Продолжение таблицы № 1

Основание для применения пониженной ставки Субъекты РФ, ед.

Отнесение в 2020 году к категории мер государственной поддержки «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» 1

Ограничение по заработной плате работников 1

ИП, коммерческие организации, имеющие статус резидента центра регионального развития 1

Резиденты парковых зон, привлекающих наемных работников и выплачивающих заработную плату не менее двух минимальных размеров оплаты труда 1

Оператор ТКО 1

Источник: составлено автором

Для целей анализа влияния пониженной ставки, применяемой по упрощенной системе налогообложения, на развитие малого бизнеса в регионе, рассмотрим для сравнения Краснодарский край и Оренбургскую область. Выбор субъектов РФ для указанной цели обусловлен следующими обстоятельствами. В Краснодарском крае в период 20082019 гг. налоговые ставки по упрощённой системе налогообложения составляли 6% по объекту «доходы» и 15% по объекту налогообложения «доходы минус расходы». В Оренбургской области Законом от 29.09.2009 № 3Ш4/688-ГУ-ОЗ «Об установлении

налоговой ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения» было установлено, что для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, ставки составляют 6% для объекта «доходы» и 10% для объекта «доходы минус расходы». До 2009 года в Оренбургской области действовали стандартные ставки 6% и 15%'. Динамика развития малого предпринимательства в Краснодарском крае и Оренбургской области в 2008 г. и 2019 г. представлена в таблице 2.

Таблица 2. Динамика развития малого предпринимательства в Оренбургской области и Краснодарском крае

Показатель Краснодарский край Оренбургская область

2008 г 2019 г. темп роста, % 2008 г. 2019 г. темп роста, %

Экономически активное население, тыс. чел. 2570,1 2633,3 102,5 1004,1 1114,9 111,0

Количество малых предприятий (в т. ч. микропредприятий), тыс. ед. 42,1 278,0 660,3 15,1 57,0 377,5

Количество малых предприятий на 1 тыс. ед. экономически активного населения 16,4 105,6 643,9 15,0 51,1 340,7

Количество микропредприятий тыс. ед. 35,0 271,8 776,6 13,1 54,9 419,1

Количество микропредприятий на 1 тыс. экономически активного населения 13,6 103,2 758,8 13,0 49,2 378,5

Количество работников малого бизнеса (в т. ч. микропредприятий), тыс. чел. 330,0 481,4 145,9 133,5 129,7 97,2

Доля работников малого бизнеса в экономически активном населении, % 128,4 182,8 142,4 133,0 116,3 87,4

Количество работников микропредприятий, тыс. чел. 117,9 283,1 240,1 64,6 64,5 99,8

Доля работников микропредприятий в экономически активном населении, % 45,9 107,5 234,2 64,3 57,9 90,0

Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики2

1 Закон Оренбургской области от 29.09.2009 № 3104/688-1У-ОЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog. m/m56/taxatюn/taxes/usn/4337242/ (дата обращения: 08.04.2021).

2 Официальная статистика. Предпринимательство. Институциональные преобразования в экономике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/14036. (дата обращения: 08.04.2021).

Значения анализируемых показателей почти в 2 раза выше в Краснодарском крае, это свидетельствует о том, что развитие малого бизнеса в данном субъекте происходит быстрее, нежели в Оренбургской области. Но, тем не менее, за анализируемый период показатели развития малого бизнеса в Оренбургской области показывают поступательное рас-

ширение данного сектора экономики.

Для целей оценки влияния пониженных ставок по упрощенной системе налогообложения на развитие малого бизнеса в Оренбургской области и Краснодарском крае сравним величины налоговой базы и суммы единого налога, уплаченного в бюджет указанных субъектов РФ в 2008 и 2019 гг. (таблица 3).

Таблица 3. Налоговая база и суммы единого налога по УСН в Краснодарском крае и Оренбургской области

Показатель Краснодарский край Оренбургская область

2008 г. 2019 г. темп роста, % 2008 г 2019 г. темп роста, %

Налоговая база по объекту «доходы», задекларированная организациями на УСН, млн р. 54716,6 137758,8 251,8 11334,2 19954,8 176,1

в процентах к ВРП 8,1 5,4 66,7 2,64 1,80 68,2

Налоговая база по объекту «доходы минус расходы», задекларированная организациями на УСН, млн р. 4236,3 16927 399,6 1674,9 6728,8 401,7

в процентах к ВРП 0,6 0,7 116,7 0,39 0,61 156,4

Налоговая база по объекту «доходы», задекларированная ИП на УСН, млн р. 39586,5 273067,7 689,8 4227,1 25374,1 600,3

в процентах к ВРП 5,9 10,6 179,7 0,98 2,29 233,7

Налоговая база по объекту «доходы минус расходы», задекларированная ИП на УСН, млн р. 2444,9 10629 434,7 416,8 3 482 835,4

в процентах к ВРП 0,4 0,4 100,0 0,10 0,31 310,0

Сумма единого налога по объекту «доходы», начисленная организациями на УСН, млн р. 2157,6 5189,5 240,5 462 755,5 163,5

в процентах к ВРП 0,3 0,2 66,7 0,11 0,07 63,6

Сумма единого налога по объекту «доходы минус расходы», начисленная организациями на УСН, млн р. 536,7 2226,9 414,9 168,8 544,3 322,5

в процентах к ВРП 0,1 0,1 100,0 0,04 0,05 125,0

Сумма единого налога по объекту «доходы», начисленная ИП на УСН, млн р. 2110,9 12024 569,6 234,8 1052,7 448,3

в процентах к ВРП 0,3 0,5 166,7 0,05 0,10 200,0

Сумма единого налога по объекту «доходы минус расходы», начисленная ИП на УСН, млн р. 312,7 1434,2 458,7 56,7 290,7 512,7

в процентах к ВРП 0,0 0,1 - 0,01 0,03 300,0

Источник: составлено автором на основе данных Федеральной налоговой службы3

Можно сделать вывод о том, что в Оренбургской ложительные изменения по налоговой базе и сумме области по сравнению с Краснодарским краем по- поступившего налога выше за анализируемые года.

3 Отчет по форме .№ 5 - УСН: Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/

m77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/. (дата обращения: 08.04.2021).

Об этом также говорит величина изменения в процентах к ВРП по всем показателям за исследуемый период. Доля налога в ВРП является незначимой в силу слабого уровня развития малого предпринимательства в России и наличия законодательных ограничений, связанных с применением упрощенной системы налогообложения. На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что эффект от пониженных ставок в Оренбургской области хоть и невысокий, но присутствует.

Для того чтобы дать более детальную характеристику развития малого бизнеса, следует обра-

тить внимание на количество поданных налоговых деклараций по двум объектам налогообложения в Краснодарском крае и Оренбургской области.

Применение пониженных ставок в Оренбургской области помогло сохранить положительную динамику по количеству поданных деклараций по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Однако изменения по поданным декларациям в обоих субъектах за анализируемый период остаются примерно на одном и том же уровне (рисунок 1, 2).

Рисунок 1. Количество поданных организациями деклараций в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Краснодарском крае и Оренбургской области

Источник: разработано автором на основе данных Федеральной налоговой службы4

На рисунке 1 видно, что в Краснодарском крае темп роста поданных деклараций организациями

составил 142,6%, что выше, чем в Оренбургской области, где темп роста составил 139,4%.

Рисунок 2. Количество поданных индивидуальными предпринимателями деклараций в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Краснодарском крае и Оренбургской области

Источник: разработано автором на основе данных Федеральной налоговой службы5

По рисунку 2 видно, что в Краснодарском крае темп роста поданных деклараций индивидуальными предпринимателями составил 179,8%, что также

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выше, чем в Оренбургской области, где темп роста составил 144,1%.

Неизменность налоговой ставки в Краснодар-

4 Отчет по форме № 5 - УСН: Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/ m77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/. (дата обращения: 08.04.2021).

5 Отчет по форме № 5 - УСН: Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/ m77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/. (дата обращения: 08.04.2021).

ском крае не стала значимым барьером для развития малого предпринимательства в этом регионе. Введение пониженной ставки в Оренбургской области практически не оказало стимулирующего влияния на развитие малого бизнеса. Количество поданных деклараций за данный период осталось почти на том же уровне, налоговая база, учитывая инфляцию, увеличилась в несколько раз только по некоторым показателям.

В условиях отсутствия роста в стране валового внутреннего продукта происходит значительное повышение налоговой нагрузки на малый бизнес. Поэтому в настоящее время важно концентрироваться не на фискальной функции налога, а на стимулирующей, в рамках реализации которой целесообразно повышение порога применения специального налогового режима для малых и средних организаций, а также расширение сферы действия пониженных ставок по упрощенной системе налогообложения.

В долгосрочной перспективе необходимо расширять налоговую базу по упрощенной системе налогообложения именно за счет увеличения численности малого бизнеса. В 2021 году лимит по доходам увеличился со 150 млн р. до 200 млн р., а средняя численность сотрудников - со 100 чело-

век до 130 за отчетный и налоговый периоды. Следует продолжать увеличивать лимиты перехода на упрощенную систему налогообложения. Целесообразно изменить критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории малого и среднего предпринимательства, в частности, повысить предельные значения дохода для перехода на упрощенную систему налогообложения до уровня, характерного европейским странам (таблица 4).

Несоответствие в критериях отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса отрицательным образом проявляется на международном рынке. Российские предприятия теряют конкурентоспособность в связи с повышением налоговой нагрузки в момент перехода из категории малых или средних в категорию крупных предприятий, что создает конкурентные преимущества для европейских участников рынка. Значительное расхождение по величине дохода в РФ и странах ЕС наблюдается у средних предприятий, в связи с чем следует повысить порог у российских организаций до 4 млрд. р. и таким образом довести до уровня европейского показателя. Повышение предельного значения дохода также будет способствовать решению проблемы «дробления» бизнеса с целью перехода на специальный налоговый режим.

Таблица 4. Предельные значения дохода в целях отнесения предприятия к категории субъектов малого и среднего предпринимательства

Показатель Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия

Российская Федерация 120 млн р. 800 млн р. 2 млрд р.

Страны ЕС 2 млн евро 10 млн евро 50 млн евро

Источник: составлено автором 6, 7

В 2020 году в Оренбургской области в рамках применения упрощенной системы налогообложения введены пониженные ставки 1% и 5% в зависимости от объекта налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства, у которых за налоговый период доход от осуществления социально-значимой деятельности составляет более 70%. Таким радикальным методом также воспользовались некоторые регионы, однако пока оценить эффект от этой меры не представляется возможным. Целесообразно продолжить работу в направлении расширения действия пониженных налоговых ставок по упрощенной системе налогоо-

бложения. Следует распространить возможность их применения не только на вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, но и на вновь созданные организации. На региональном уровне необходимо определить наиболее актуальные виды деятельности, которые требуют развития в первоочередном порядке. В отношении этих видов деятельности станет возможным применение пониженных налоговых ставок. Таким образом, реализация на практике внесенных предложений позволит создать условия для активного содействия малому и среднему бизнесу в России.

Государству необходимо стремиться к разработ-

Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415/ (дата обращения: 19.04.2021).

User guide to the SME Definition. European Commission [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ec.europa.eu/ regional_policy/sources/conferences/state-aid/sme/smedefinitionguide_en.pdf (дата обращения: 19.04.2021).

ке и ведению гибкой и понятной налоговой политики. Проведенный анализ позволяет сделать выводы о положительной динамике применения упрощен-

ной системы налогообложения, которая обладает значительным потенциалом в части стимулирования развития малого и среднего бизнеса в России.

Литература

1. Голыш С. А., Лазич Ю. В. Преимущества и недостатки применения упрощенной системы налогообложения // Вестник Института экономики и управления Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2018. - № 4 (29). - С. 40-45.

2. Камаев И. С. Основные проблемы и пути совершенствования упрощенной системы налогообложения в РФ // Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес». - 2019. - № 10. - С. 15-20.

3. Кобзева М. С. Упрощенная система налогообложения // Бенефициар. -2018. - № 23. - С. 8-13.

4. Кулгина Н. Г, Вылегжанина А. В., Дыньков А. Н. Исследование динамики показателей числа налогоплательщиков и налоговых доходов, уплачиваемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения по данным Республики Татарстан // Экономика и бизнес. - 2019. - № 2. - С. 18-22.

5. Применение упрощенной системы налогообложения (УСН) субъектами малого бизнеса в современных экономических условиях / И. М. Калякина [и др.] // Московский экономический журнал. - 2020. -№ 10. - С. 501-508.

6. Программа кейса «Поиск оптимальной ставки налогообложения малого бизнеса в России»: [метод. материалы для преподавателей вузов] / К. А. Туманянц, И. С. Землянская. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2020. - 35 с.

7. Салькина А. Р., Терехина А. П. Новый формат упрощенной системы налогообложения // Экономика и бизнес - 2020.- № 12-2 (51). - С. 9-11.

8. Туманец К. А. Фискальный эффект снижения налоговой нагрузки на малое предпринимательство в России // Налоги и налогообложение. - 2015. - № 2. - С. 16-24.

Статья поступила в редакцию: 19.05.2021; принята в печать: 02.02.2022.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.