Научная статья на тему 'Особенности развития упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации'

Особенности развития упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / система налогообложения / специальные налоговые режимы / упрощенная система налогообложения / этапы применения / анализ / систематизация / entrepreneurship / taxation system / special tax regimes / simplified taxation system / application stages / analysis / systematization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Водопьянова Валентина Александровна

В статье рассмотрено применение в РФ упрощенной системы налогообложения с 1996 по 2023 г. Цель исследования – выделить этапы развития упрощенной системы налогообложения. Предмет исследования – характеристика основных этапов развития упрощенной системы налогообложения. Метод исследования основан на сравнительном анализе положений нормативно-правовых актов в области налогообложения, а также основных ограничителей ее применения. В результате проведенного анализа выделено три этапа развития режима налогообложения, каждый из которых имеет свои отличительные элементы. Первый этап – 1996–2002 гг. – для представителей микробизнеса, второй этап – 2003– 2020 гг. – для субъектов малого бизнеса, третий этап – 2021–2023 гг. – для представителей среднего бизнеса. На основе анализа и систематизации статистических данных сделан вывод о том, что по состоянию на 2022 г. более 70 % всех налогоплательщиков специальных налоговых режимов для малого бизнеса и всех субъектов малого бизнеса РФ используют упрощенную систему налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Водопьянова Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of development of the simplified taxation system in the Russian Federation

The article notes the high dynamics of recent years for export-import transportation through checkpoints across the state border in the Khabarovsk Territory. The characteristic of these transport corridors is given, including their industry specialization and the rhythm of operating mode at various times of the year. The results of a sociological survey conducted among the participants in export-import operations on the problems of infrastructure development at the Pokrovka checkpoint are presented; the proposal for the construction of a cargo and passenger checkpoint on Bolshoi Ussuriysky Island was reasoned out, according to which the region’s export rate will amount to 42.4%. Based on the research carried out and the results obtained, a forecast was made for the development of exports of the Khabarovsk Territory through the existing checkpoints in the PRC until 2025.

Текст научной работы на тему «Особенности развития упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации»

Экономические науки

Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 4. С. 58-71 The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2023. Vol. 15, № 4. Р. 58-71

Научная статья УДК 336.221.4

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-4/058-071

Особенности развития упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации

Водопьянова Валентина Александровна

Владивостокский государственный университет Владивосток. Россия

Аннотация. В статье рассмотрено применение в РФ упрощенной системы налогообложения с 1996 по 2023 г. Цель исследования - выделить этапы развития упрощенной системы налогообложения. Предмет исследования - характеристика основных этапов развития упрощенной системы налогообложения. Метод исследования основан на сравнительном анализе положений нормативно-правовых актов в области налогообложения, а также основных ограничителей ее применения. В результате проведенного анализа выделено три этапа развития режима налогообложения, каждый из которых имеет свои отличительные элементы. Первый этап - 1996-2002 гг. - для представителей микробизнеса, второй этап - 20032020 гг. - для субъектов малого бизнеса, третий этап - 2021-2023 гг. - для представителей среднего бизнеса. На основе анализа и систематизации статистических данных сделан вывод о том, что по состоянию на 2022 г. более 70 % всех налогоплательщиков специальных налоговых режимов для малого бизнеса и всех субъектов малого бизнеса РФ используют упрощенную систему налогообложения.

Ключевые слова: предпринимательство, система налогообложения, специальные налоговые режимы, упрощенная система налогообложения, этапы применения, анализ, систематизация.

Для цитирования: Водопьянова В.А. Особенности развития упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 4. С. 58-71. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-4/058-071

Economic Sciences

Original article

Stages of development of the simplified taxation system in the Russian Federation

Valentina A. Vodopyanova

Vladivostok State University Vladivostok. Russia

© Водопьянова В.А., 2023 58

Abstract. The article notes the high dynamics of recent years for export-import transportation through checkpoints across the state border in the Khabarovsk Territory. The characteristic of these transport corridors is given, including their industry specialization and the rhythm of operating mode at various times of the year. The results of a sociological survey conducted among the participants in export-import operations on the problems of infrastructure development at the Pokrovka checkpoint are presented; the proposal for the construction of a cargo and passenger checkpoint on Bolshoi Ussuriysky Island was reasoned out, according to which the region's export rate will amount to 42.4%. Based on the research carried out and the results obtained, a forecast was made for the development of exports of the Khabarovsk Territory through the existing checkpoints in the PRC until 2025..

Keywords: entrepreneurship, taxation system, special tax regimes, simplified taxation system, application stages, analysis, systematization.

For citation: Vodopyanova V. A. Stages of development of the simplified taxation system in the Russian Federation // The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2023. Vol. 15, № 4. P. 58-71. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-4/058-071

Введение

Упрощенная система налогообложения (УСН) применяется в Российской Федерации с 1996 г. При этом интерес к ней со стороны налогоплательщиков не только не снизился, но постоянно растет. Это связано, во-первых, с тем, что УСН применяется более 25 лет; это первый специальный налоговый режим для малого бизнеса, который был введен в РФ и используется в настоящее время. Во-вторых, в настоящее время это единственный специальный режим налогообложения, применять который могут как организации, так и индивидуальные предприниматели (ИП) - субъекты малого бизнеса. В-третьих, за период применения упрощенная система налогообложения претерпела существенные изменения, которые позволили применять ее большему количеству налогоплательщиков, от представителей микробизнеса до представителей малого и среднего бизнеса.

В-четвертых, применение УСН обеспечивает налогоплательщикам существенное снижение уровня налоговой нагрузки.

По данным Федеральной налоговой службы России, которая сравнила налоговую нагрузку типового предприятия для разных режимов налогообложения, налоговая нагрузка для малого бизнеса на «упрощенке» в два раза ниже, чем на общем режиме налогообложения. Существенное различие в уровне налоговой нагрузки обусловлено ключевой особенностью упрощенной системы налогообложения, направленной на развитие малого бизнеса, - заменой уплаты НДС и налога на прибыль единым налогом по более низким ставкам [1].

Многолетняя и широкая практика применения упрощенной системы налогообложения субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) в РФ делает актуальным анализ основных критериев применения упрощенной системы налогообложения и на их основе выделение этапов развития специального режима налогообложения.

Исследуемой проблемой является обоснование периодизации упрощенной системы налогообложения в РФ на основе проведенного анализа изменения налогового законодательства.

Цель исследования - выделить этапы развития упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации. Предмет исследования - характеристика

59

основных этапов развития упрощенной системы налогообложения в РФ. Объектом исследования является упрощенная система налогообложения.

Методы исследования - сравнение, группировка, системный и статистический анализ. Материалами исследования послужили положения Федерального закона № 222 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», Налогового кодекса РФ, данные статистических форм налоговой отчетности Федеральной налоговой службы РФ (ФНС), данные Аналитического портала ФНС РФ и численности налогоплательщиков единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства РФ.

В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи: рассмотрены основные характеристики УСН на каждом этапе развития, подробно проанализированы изменения, внесенные в законодательство по УСН в 2021-2023 гг., проведена оценка налоговых поступлений по УСН и количества налогоплательщиков в разрезе организаций и индивидуальных предпринимателей за 2017-2022 гг.

Основные исследования упрощенной системы налогообложения имеют несколько направлений: влияние УСН на развитие малого бизнеса в РФ [2-5], применение УСН налогоплательщиками, её преимущества и недостатки [6-8], изменения налогового законодательства по УСН и их последствия [9, 10], ретроспективно-правовой анализ развития УСН как специального налогового режима [11-15].

Таким образом, с одной стороны, упрощенная система налогообложения является достаточно проработанной, а с другой - вопросы определения этапов применения УСН как налогового режима требуют уточнения; кроме того, анализ влияния последних законодательных изменений на количество налогоплательщиков и налоговые поступления в бюджет еще не получил должной оценки.

Основная часть

Этапы применения упрощенной системы налогообложения в РФ

«Специальные налоговые режимы (СНР) - это альтернатива общей системе налогообложения, предусмотренная государством для стимулирования отдельных отраслей и представителей предпринимательского сообщества. На протяжении нескольких десятилетий государство с помощью специальных налоговых режимов, предусмотренных в первую очередь для малого бизнеса, дает возможность уменьшить налоговые платежи. В настоящее время это реализуется через:

- упрощенную систему налогообложения (УСН);

- патентную систему налогообложения (ПСН);

- налог на профессиональный доход (НПД)» [17].

Большинство авторов, рассматривающих историю развития упрощенной системы налогообложения, ссылаются на О.В. Рахматуллину, по мнению которой «Историю развития законодательства об упрощённой системе налогообложения в России условно можно разделить на три этапа:

1) со второй половины 80-х гг. XX в. по 1994 г. В данный период формировались лишь предпосылки для создания данного специального налогового режима;

2) с 1995 по 2002 г. В данный период был принят Федеральный закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»;

60

3) с 2003 г. по настоящее время. В данный период в Налоговый кодекс РФ была введена глава 26.2 «Упрощённая система налогообложения», которая действует по настоящее время [12].

Считаем, что выделение этапа формирования предпосылок для создания упрощенной системы налогообложения не в полной мере обосновано. С точки зрения нормативной регламентации весь период применения УСН регламентировался двумя нормативными актами. Соответственно, можно выделить два этапа законодательного регулирования УСН в России (табл. 1).

Таблица 1

Нормативная база упрощенной системы налогообложения в РФ

Этапы применения Регламентирующий документ

1-й этап - 1996-2002 гг. 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»

2-й этап - 2003-2023 гг. Глава 26.2 НК РФ «Упрощённая система налогообложения»

Источник: сост. автором по налоговому законодательству РФ.

Введенная упрощенная система в РФ аналогично другим налоговым платежам того периода в 1996 г. и до конца 2002 г. применялась на основе Федерального закона № 222 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В 2002 г. в часть вторую Налогового кодекса РФ внесена глава 26.2 НК РФ «Упрощённая система налогообложения», которая вступила в действие в 2003 г. и с учетом внесенных за этот период изменений действует и в настоящее время.

Упрощенная система налогообложения ввела в РФ специальный налоговый режим, который применяется уже 28 лет. За этот продолжительный период УСН прошла несколько этапов развития (табл. 2).

Таблица 2

Этапы применения упрощенной системы налогообложения в РФ

Этапы применения УСН Количество сотрудников, чел. Доход налогоплательщика в год, млн руб. Переход

1-й этап - 1996-2002 гг. Не более 15 Не более 100 000 МРОТ С начала квартала

2-й этап - 2003-2020 гг. Не более 100 Не более 15-150 МРОТ С начала года или с начала деятельности

3-й этап - 2021-2023 гг. Не более 130 Не более 150-200 МРОТ С начала года или с начала деятельности

Источник: сост. автором по налоговому законодательству РФ.

61

Рассмотрим этапы применения упрощенной системы налогообложения в РФ более подробно.

На первом этапе применения упрощенной системы налогообложения (19962002), исходя из количества наемных сотрудников (не более 15 человек), УСН была предусмотрена только для представителей микробизнеса, при том что в первом пункте 222-ФЗ было указано, что УСН предусмотрена для субъектов малого предпринимательства. Перейти на УСН можно было с начала любого квартала; ограничитель по размеру выручки был установлен и для организаций, и для индивидуальных предпринимателей (ИП), что существенно отличает первый этап применения УСН от двух последующих. Вместо совокупности основных налогов организации платили единый налог, а индивидуальные предприниматели - стоимость патента. Документом, подтверждающим право на применение УСН для всех налогоплательщиков, являлся патент, выдаваемый на один календарный год. При этом и организации и ИП должны были уплачивать годовую стоимость патента (устанавливалась органами власти субъекта РФ с учетом ставок единого налога по каждому виду деятельности). Для организаций она засчитывалась в счет уплаты единого налога, для ИП являлась фиксированным платежом, заменяющим единый налог.

Ставки единого налога составляли: для объекта налогообложения - совокупный доход - 30 %, для объекта - валовая выручка - 10 %. Выбор объекта налогообложения осуществлялся органами власти субъекта РФ. Одним из важнейших преимуществ была возможность для организаций не вести бухгалтерский учет в полном объеме; велся только учет выручки и кассовых операций.

Первый этап применения УСН не был успешным. Во многом это связано с тем, что ставки единого налога были слишком высоки (в настоящее время они практически в два раза ниже) и порядок уплаты был не совсем удобен для налогоплательщиков.

Второй этап применения УСН (2003-2020) начался с изменения регламентирующего документа: с 1 января 2003 г. вступила в действие глава 26.2 НК РФ «Упрощённая система налогообложения». «В рамках ретроспективного анализа развития УСН можно сделать вывод о том, что введенная в действие в 2003 году глава 26.2 НК РФ существенно изменила некоторые положения Федерального закона № 222. Но даже с момента ее принятия уже произошло достаточное количество изменений, которые происходят ежегодно. Рассматриваемый специальный режим налогообложения был призван для улучшения положения субъектов малого предпринимательства, облегчения бухгалтерского учета и предоставления отчетностей. УСН требует тщательного изучения, поскольку имеет много тонкостей в применении» [11].

С 2003 г. право на применение УСН получили не только представители микробизнеса, но и субъекты малого бизнеса, так как численность сотрудников была увеличена до 100 человек. Ограничитель дохода действовал только в отношении организаций. Его размер практически ежегодно увеличивался: в 2003 г. он составлял 15 млн руб. в год, а в 2020 г. уже 150 млн.

Переход на УСН для действующих организаций и ИП был возможен только с начала года, для вновь зарегистрированных с момента регистрации (начала

62

деятельности). Объектами налогообложения являлись доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов, причем выбор объекта налогообложения осуществлялся самим налогоплательщиком. Первоначально налогоплательщик не мог менять объект налогообложения, но впоследствии была введена возможность менять его через три года, а позднее через год применения. Ставки единого налога были существенно снижены. Доходы облагались по ставке 6 %, доходы, уменьшенные на величину расходов, - по ставке 15 %.

С 2003 по 2012 г. применения УСН сохранялось право организаций не вести бухгалтерский учет в полном объеме. С 2013 г. они это право утратили и стали вести бухгалтерский учет в полном объеме на общих основаниях. С 2005 по 2012 г. ИП помимо общего варианта применения УСН (доходы или доходы, уменьшенные на расходы) могли применять УСН на основе патента (ПСН). «Первые 4 года ПСН не имела ограничителей по сумме полученного ИП дохода, но не давала возможности использовать наемных сотрудников. Начиная с 2009 года появилась возможность иметь сотрудников, но было введено ограничение суммы полученного дохода» [17]. Это был первый этап применения патентной системы налогообложения, которая позднее, в 2013 г., была выделена в отдельный специальный налоговый режим для малого бизнеса.

Второй этап является основным этапом применения УСН, так как именно тогда были определены основные элементы специального режима налогообложения, которые применяются по настоящее время.

Третий этап применения УСН (2021-2023) характеризуется изменением двух основных ограничителей специального налогового режима.

Проанализируем основные критерии применения упрощённой системы налогообложения и их изменения в 2021 г. (табл. 3).

Таблица 3

Анализ основных изменений налогового законодательства по упрощенной системе налогообложения в РФ в 2021 г.

Наименование изменений 2020 г. 2021 г. Последствия

Средняя численность наемных работников, не более чел. 100 130 Увеличение количества налогоплательщиков УСН

Годовой доход налогоплательщика с начала года, не более млн руб. 150 200 Увеличение количества налогоплательщиков УСН

Ставка единого налога (доходы) 6 % Доходы меньше150 млн - 6 %, доходы больше 150, но не более 200 млн - 8 % Увеличение налоговых поступлений УСН

Ставка единого налога (доходы-расходы) 15 % Доходы меньше150 млн - 15 %, доходы больше 150, но не более 200 млн - 20 % Увеличение налоговых поступлений УСН

Источник: сост. автором по данным НК РФ [18].

63

В 2021 г. вступили в действие поправки Налогового кодекса РФ, изменившие два из трех количественных ограничителей, дающие субъектам малого бизнеса право нахождения на УСН.

Во-первых, если до 2021 г. на УСН могли находиться только те представители малого бизнеса (организации и ИП), численность сотрудников которых не превышала 100 человек (это один из критериев малого бизнеса в РФ), то начиная с 2021 г. при увеличении численности до 130 человек налогоплательщик УСН не теряет право нахождения на СНР, но у него увеличивается ставка единого налога (при объекте налогообложения - доходы с 6 до 8 %, при объекте налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов с 15 до 20 %). Таким образом, можно остаться на УСН, но заплатить единый налог по более высокой ставке, что позволит большему количеству налогоплательщиков использовать УСН.

Во-вторых, если до 2021 г. максимальным доходом для налогоплательщиков УСН, позволяющим находиться на СНР, было 150 млн руб., то с 2021 г. это сумма увеличилась до 200 млн руб., при этом аналогично увеличению количества сотрудников при превышении доходом суммы 150 млн руб. увеличивается ставка единого налога (при объекте налогообложения - доходы с 6 до 8 %, при объекте налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов, - с 15 до 20 %). Таким образом, стандартные ставки единого налога, применяемые при УСН (6 % с доходов и 15 % с доходов, уменьшенных на расходы), с 2021 г. применяются только налогоплательщиками, у которых численность сотрудников не превышает 100 человек, а доходы 150 млн руб. (с учетом последующей ежегодной индексации). Это изменение также привело к увеличению количества налогоплательщиков УСН.

В 2022-2023 гг. ограничитель дохода ежегодно индексировался. Для применения ставки 6 % при объекте налогообложения и 15 % при объекте налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в 2022 г. можно было получить не более 164,4 млн, а в 2023 г. - 188,55 млн руб. Ставки 8 и 20 % соответственно применялись в 2022 г., если доход налогоплательщика УСН был более 164,4, но не выше 219,2 млн руб., а в 2023 г., если доход был более 188,55, но не выше 251,4 млн руб.

Руководитель Федеральной налоговой службы РФ Д. Егоров в интервью ТАСС в ходе Гайдаровского форума информировал, что в 2021 г. приняты несколько законодательных изменений, которые серьезно повысили привлекательность УСН и патентной системы налогообложения [19].

Анализ влияния изменений УСН на количественные показатели применения СНР

Проведен анализ влияния изменений по УСН на количественные показатели применения СНР:

1. Для оценки влияния изменения ограничителей УСН, вступивших в силу в 2021 г., по численности сотрудников и величине полученного дохода на первом этапе проведен анализ динамики количества налогоплательщиков УСН в разрезе организаций и ИП (рис. 1).

64

Рис. 1. Динамика количества налогоплательщиков УСН в РФ, ед.

Источник: сост. автором по данным ФНС РФ [20].

При постоянной положительной динамике налогоплательщиков наибольшее увеличение произошло в 2021 г., причем обеспечено оно в большей степени за счет увеличения количества индивидуальных предпринимателей. Количество налогоплательщиков-организаций за анализируемый период снижается, кроме 2021 г. На это повлияло несколько факторов: во-первых, увеличение количественных ограничителей УСН; во-вторых, переход на УСН бывших налогоплательщиков ЕНВД (как организаций, так и ИП), который прекратил свое существование в 2021 г.

«Упрощенная система налогообложения и патент - основные налоговые режимы, которые выбрали бывшие плательщики ЕНВД с 1 января. Об этом в интервью ТАСС в ходе Гайдаровского форума рассказал руководитель Федеральной налоговой службы Даниил Егоров» [21].

Анализ структуры налогоплательщиков УСН, представленный на рис. 2, показывает, что основная группа налогоплательщиков начиная с 2018 г. представлена индивидуальными предпринимателями, причем их доля за анализируемый период растет (с 52 до 66 %), соответственно, доля организаций сократилась с 48 до 34 %.

Рис. 2. Динамика структуры налогоплательщиков УСН в РФ Источник: сост. автором по данным ФНС РФ [20].

65

Таким образом, наибольшее увеличение количества налогоплательщиков УСН за анализируемый период произошло в 2021 г., что подтверждает наши предположения.

2. На втором этапе проведен анализ того, какую долю занимают налогоплательщики УСН в общем количестве налогоплательщиков специальных налоговых режимов для малого бизнеса и в количестве субъектов малого бизнеса в РФ (рис. 3).

Рис. 3. Динамика удельного веса налогоплательщиков УСН в специальных налоговых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

режимах и малом бизнесе в РФ

Источник: сост. автором по данным ФНС РФ [20, 21].

Полученные данные демонстрируют то, что УСН является самым популярным режимом налогообложения как среди СНР, предназначенных для малого бизнеса (56-72 % за анализируемый период), так и в целом среди субъектов малого бизнеса РФ (50-71 %). Причем если в 2017 г. доля налогоплательщиков УСН в СНР для малого бизнеса была на 6 % выше доли налогоплательщиков УСН в общем количестве субъектов малого бизнеса, то в 2022 г. они практически одинаковы (разница в 1 %).

За последние 6 лет динамика доли количества налогоплательщиков УСН положительна; каждый год наблюдается прирост на 2-3 %. Только 2021 г. дает нам самый существенный прирост - более 10 %, на что повлияла возможность увеличения сотрудников до 130 человек.

3. На третьем этапе проанализировано влияние изменения налогового законодательства на налоговые поступления от УСН в бюджетную систему РФ. Анализ динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ представлен на рис. 4.

66

200%

150%

I I I I I

2018/2017 2019/2018 2020/2019 2021/2020 2022/2021

УСНО 122% 117% 102% 143% 124%

Итого по СНР 117% 115% 100% 138% 122%

■ УС НО I Итого по СНР

Рис. 4. Динамика темпов налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ Источник: сост. автором по данным ФНС РФ [20].

Темпы роста поступлений по УСН ежегодно превышают поступления по всем специальным налоговым режимам. Это характеризует УСН как основной драйвер увеличения налоговых поступлений среди всех СНР для малого бизнеса на протяжении всего анализируемого периода. Наибольшие темпы роста поступлений отмечены в 2021 г. Конечно, резкое увеличение поступлений связано не только с изменениями налогового законодательства по УСН, отменой ЕНВД, но и с несущественным ростом 2020 г. (спад экономики из-за коронавирусной инфекции). В таблице 4 проведен анализ динамики налоговых поступлений и количества налогоплательщиков.

Таблица 4

Динамика налоговых поступлений и количества налогоплательщиков УСН в РФ

Темп

Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. роста 2022 /2017

Налоговые поступления, тыс. руб. 345 215 525 422 190 406 492 880 495 502 142 140 715 931 855 884 958 587 256,35

Численность налогоплательщиков, ед. 3 056 467 3 241 687 3 386 887 3 536 392 4 214 079 4268152 139,64

В среднем на одного налогоплательщика 112,95 130,24 145,53 141,99 169,89 207,34 183,57

Источник: сост. автором по данным ФНС РФ [20].

67

Налоговые поступления по УСН демонстрируют положительную динамику с существенным увеличением в 2021 г. Что связано с увеличением количества налогоплательщиков, сумм предельного дохода и ставок УСН с 2021 г., а также ростом экономической активности налогоплательщиков УСН в РФ. За анализируемый период поступления увеличились в 2,5 раза. При этом численность налогоплательщиков за период увеличилась только на 39 %, в результате сумма налоговых поступлений в среднем на одного налогоплательщика УСН увеличилась на 83,5 %. Таким образом, упрощенная система по-прежнему, с одной стороны, является удобным и выгодным режимом налогообложения для субъектов МСП, а с другой - обеспечивает стабильно увеличивающиеся доходы в бюджетную систему РФ.

Заключение

В проведенном исследовании основных характеристик СНР - упрощенной системы налогообложения за весь период ее существования в РФ выделены три этапа применения УСН. Проведен анализ влияния изменений количественных ограничителей УСН (доходы и количество сотрудников) на третьем этапе применения на показатели численности налогоплательщиков и сумму налоговых поступлений; анализ проведен по данным за 2017-2022 гг.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) применение УСН в РФ включает в себя три этапа, каждый из которых имеет свои отличительные особенности;

2) согласно ограничителю по численности сотрудников на первом этапе УСН могли применять только представители микробизнеса, на втором этапе к ним добавились представители малого бизнеса, на третьем этапе с 2021 г. УСН могут применять самые небольшие представители среднего бизнеса (ограничитель численности для среднего бизнеса в РФ - 101-250 человек). При этом УСН по-прежнему декларируется как СНР для малого бизнеса;

3) изменение количественных ограничителей применения УСН в 2021 г. (доходы и количество сотрудников) оказало влияние на показатели УСН; в 2021 г. произошел существенный прирост налоговых поступлений и количества налогоплательщиков УСН;

4) по состоянию на 2022 г. более 70 % всех налогоплательщиков СНР для малого бизнеса и всех субъектов малого бизнеса РФ используют УСН. Наибольший прирост произошел в 2021 г.

Таким образом, продолжительный период применения упрощенной системы налогообложения, включающий в себя три этапа, определенных на основе анализа изменений налогового законодательства и статистических данных, доказывает эффективность УСН и предопределяет потенциал дальнейшего использования этого режима налогообложения в РФ.

Список источников

1. ФНС России сравнила налоговую нагрузку типового предприятия для разных режимов налогообложения // Федеральная налоговая служба: [сайт]. Москва, 2019. URL:

https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/9033077/ (дата обращения: 02.08.23).

68

2. Пивоварова Н.В., Стеба Н.Д. Упрощенная система налогообложения: преимущества и ограничения для малого и среднего бизнеса в России // Управленческий учет. 2022. № 5-1. С. 93-101. DOI 10.25806/uu5-1202293-101. EDN OCSKDZ. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48664908

3. Теребова С.В. Налоговое стимулирование малого бизнеса в условиях экономической нестабильности // Проблемы развития территории. 2023. Т. 27, № 1. С. 92-112. DOI 10.15838/ptd.2023.1. 123.6. EDN CZRAUC.

4. Стеба Н.Д., Пивоварова Н.В. Влияние упрощенной системы налогообложения на развитие малого и среднего бизнеса в регионе // Наука и бизнес: пути развития. 2022. № 5 (131). С. 301-303. EDN JBFTKY.

5. Корень А.В., Краубергер Ж.Ю. Специальные налоговые режимы в реализации государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 6-3. С. 479-483. EDNUAWZUR. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23803163

6. Дибиров Ю.С., Якубова З.С. Нормативное регулирование и условия применения упрощенной системы налогообложения // Евразийский юридический журнал. 2022. № 5 (168). С. 262-264. EDN CZPOLR.

7. Зотиков Н.З. Упрощенная система налогообложения в системе специальных налоговых режимов // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2023. № 1. С. 39-48. DOI 10.51760/2308-9407_2023_1_39. EDN TEHRXP.

8. Роленков И.Р., Атанесян Р.С. Применение упрощённой системы налогообложения // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 6. С. 563-567. DOI 10.34755/IROK.2022.70.29.011. EDN ZSTASS.

9. Односторонцева Д.Ю. Изменения для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в 2022 году // Студенческий форум. 2022. № 1-2 (180). С. 47-49. EDN VVOZOR.

10. Водопьянова В. А., Бондаренко Т.Н. Оценка последствий изменения законодательства по специальным налоговым режимам для малого бизнеса // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. Т. 9, № 4 (39). С. 54-65. DOI 10.24866/VVSU/2073-3984/2017-4/54-65. EDN ZWJVMP. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30726058

11. Журавлев А.Ю. Ретроспективный правовой анализ развития УСН в России // Научные дискуссии. 2022. Т. 2, № 4. С. 58-65. EDN SMTMQE.

12. Рахматуллина О.В. Упрощенная система налогообложения: финансово-правовое регулирование: монография. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. 140 с. ISBN 978-5-4417-0370-3

13. Шантрукова Н.М. Ретроспективный анализ развития упрощенной системы налогообложения // Политика, государство и право. 2016. № 6 (54). С. 52-55. EDN WFSMTX. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26400015

14. Курочкина Н.В. Исторический анализ становления и развития специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства в налоговой системе Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 16 (202). С. 51-62. EDN SBDNDV. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21438336

15. Попов А.Ю., Чепулянис А.В. Эволюция упрощенной системы налогообложения на федеральном уровне и в Свердловской области // Развитие экономических систем: теория, методология, практика. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. С. 229-245. EDN EKGSXM.

16. Водопьянова В. А. Последствия отмены ЕНВД для бюджетной системы РФ // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Т. 12, № 12-1. С. 5-14. DOI

69

10.34670/AR.2023.47.33.001. EDN RBEQVW. URL: https://www.elibrary.ru/-item. asp?id=50268669

17. Водопьянова В.А. Эволюция патентной системы налогообложения в РФ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 12-1. С. 33-38. DOI 10.17513/vaael.2612. EDN NYJIVP. URL: https://www.elibrary.ru/item.-asp?id=50146301

18. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 04.08.2023) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/-online.cgi?from=40509-6643&req=doc&rnd=SY1DnA&base=LAW&n=454134#-

tnN 1 XmTkveU6uHYf

19. На какие налоговые режимы перешли плательщики ЕНВД в интервью ТАСС рассказал Даниил Егоров // Федеральная налоговая служба: [сайт]. Москва, 2021. URL: https://www.mlog. gov.ru/rn77/news/activities_fts/10418173/ (дата обращения: 05.08.2023).

20. Данные по формам статистической налоговой отчётности // сайт ФНС. URL: https://www.nalog. gov.ru/rn25/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 5.08.2023).

21. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 5.08.2023).

References

1. The Federal Tax Service of Russia compared the tax burden of a typical enterprise for different tax regimes. Federal Tax Service: [website]. Moscow; 2019. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/9033077 / (accessed: 02.08.23)

2. Pivovarova N.V., Steba N.D. Simplified taxation system: advantages and limitations for small and medium-sized businesses in Russia. Managerial accounting. 2022; (5-1): 93101. DOI 10.25806/uu5-1202293-101. EDN OCSKDZ. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48664908

3. Terebova S.V. Tax stimulation of small business in conditions of economic instability. Problems of territory development. 2023; 27 (1): 92-112. DOI 10.15838/ptd.2023.1.123.6. EDN CZRAUC.

4. Steba N.D., Pivovarova N.V. The impact of the simplified taxation system on the development of small and medium-sized businesses in the region. Science and business: ways of development. 2022; 5 (131): 301-303. EDN JBFTKY.

5. Koren A.V., Krauberger J.Y. Special tax regimes in the implementation of state policy to support small and medium-sized businesses. International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015; (6-3): 479-483. EDN UAWZUR. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23803163

6. Dibirov Yu.S., Yakubova Z.S. Regulatory regulation and conditions of application of the simplified taxation system. Eurasian Law Journal. 2022; 5 (168): 262-264. EDN CZPOLR.

7. Zotikov N.Z. Simplified taxation system in the system of special tax regimes. Bulletin of IPB (Bulletin of professional accountants). 2023; (1): 39-48. DOI 10.51760/2308-9407_2023_1_39. EDN TEHRXP.

8. Rolenkov I.R., Atanesyan R.S. Application of the simplified taxation system. Topical issues of modern economics. 2022; (6): 563-567. DOI 10.34755/IROK.2022.70.29.011. EDN ZSTASS.

9. One-sided D.Y. Changes for organizations and individual entrepreneurs applying the simplified taxation system in 2022. Student Forum. 2022; 1-2 (180): 47-49. EDN VVOZOR.

70

10. Vodopyanova V.A., Bondarenko T.N. Assessment of the consequences of changes in legislation on special tax regimes for small businesses. The territory of new opportunities. Bulletin of the Vladivostok State University of Economics and Service. 2017; 9 (4 (39)): 54-65. DOI 10.24866/VVSU/2073-3984/2017-4/54-65. EDN ZWJVMP. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30726058

11. Zhuravlev A.Yu. Retrospective legal analysis of the development of the USN in Russia. Scientific discussions. 2022; 2 (4): 58-65. EDN SMTMQE.

12. Rakhmatullina O.V. Simplified taxation system: financial and legal regulation: monograph. Orenburg: IPK "University" LLC; 2014. 140 p. ISBN 978-5-4417-0370-3

13. Shantrukova N.M. Retrospective analysis of the development of the simplified taxation system. Politics, state and law. 2016; 6 (54): 52-55. EDN WFSMTX. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26400015

14. Kurochkina N.V. Historical analysis of the formation and development of special tax regimes for small businesses in the tax system of the Russian Federation. Financial analytics: problems and solutions. 2014; 16 (202): 51-62. EDN SBDNDV. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21438336

15. Popov A.Y., Chepulyanis A.V. Evolution of the simplified taxation system at the federal level and in the Sverdlovsk region. Development of economic systems: theory, methodology, practice. Penza: Penza State Agrarian University; 2022. P. 229-245. EDN EKGSXM.

16. Vodopyanova V.A. Consequences of the abolition of the UTII for the budget system of the Russian Federation. Economy: yesterday, today, tomorrow. 2022; 12 (12-1): 5-14. DOI 10.34670/AR.2023.47.33.001. EDN RBEQVW. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50268669

17. Vodopyanova V.A. Evolution of the patent system of taxation in the Russian Federation. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2022; (12-1): 33-38. DOI 10.17513/vaael.2612. EDN NYJIVP. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50146301

18. The Tax Code of the Russian Federation (Part Two) of 05.08.2000 No. 117-FZ (as amended. from 04.08.2023). SPS "ConsultantPlus". URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=40509-6643&req=doc&rnd=SY1DnA&base=LAW&n=454134#tnN1XmTkveU6uHYf

19. Daniil Egorov told TASS in an interview what tax regimes the UTII payers have switched to. Federal Tax Service: [website]. Moscow; 2021. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/10418173 / (accessed: 05.08.23).

20. Data on forms of statistical tax reporting // website of the Federal Tax Service. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn25/related_activities/statistics_and_analytics/forms / (date of application: 5.08.2023).

21. Unified Register of Small and Medium-sized businesses. Official website of the Federal Tax Service. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (accessed: 5.08.2023).

Информация об авторе:

Водопьянова Валентина Александровна, старший преподаватель кафедры экономики и управления, ФГБОУ ВО «ВВГУ», г. Владивосток,

valentina.vodopyanova@vvsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0566-3220

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-4/058-071

Дата поступления: Одобрена после рецензирования: Принята к публикации:

20.09.2023 18.10.2023 05.12.2023

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.