Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЁННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ'

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЁННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / БЮДЖЕТ / СУБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казак Вадим Николаевич

Данная статья посвящена анализу поступлений от использования упрощенной системы налогообложения в бюджет Республики Хакасия. Аргументирована роль упрощенной системы налогообложения в развитии страны в целом и отдельного субъекта РФ. Выявлены основные проблемы и тенденции совершенствования упрощенной системы налогообложения в субъекте Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Казак Вадим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE APPLICATION OF THE SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

This article is devoted to the analysis of revenues from the application of the simplified taxation system to the budget of the Republic of Khakassia. The role of the simplified taxation system in the development of the country as a whole and of a separate subject of the Russian Federation is substantiated. The main problems of the trend of development of the simplified taxation system in the region are revealed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЁННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 336.221

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЁННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Казак Вадим Николаевич,

магистрант

Научный руководитель — Е. Н. Семенова, кандидат экономических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Данная статья посвящена анализу поступлений от использования упрощенной системы налогообложения в бюджет Республики Хакасия. Аргументирована роль упрощенной системы налогообложения в развитии страны в целом и отдельного субъекта РФ. Выявлены основные проблемы и тенденции совершенствования упрощенной системы налогообложения в субъекте Федерации.

Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, малое предпринимательство, налоговые поступления, бюджет, субъект налогообложения.

ANALYSIS OF THE APPLICATION OF THE SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM

IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

Kazak Vadim Nikolaevich,

graduate student

Scientific supervisor — E. N. Semenova, Ph.D. in Economics, Associate Professor Katanov Khakass State University (Abakan)

This article is devoted to the analysis of revenues from the application of the simplified taxation system to the budget of the Republic of Khakassia. The role of the simplified taxation system in the development of the country as a whole and of a separate subject of the Russian Federation is substantiated. The main problems of the trend of development of the simplified taxation system in the region are revealed.

Key words: simplified taxation system, small business, tax revenues, budget, subject of taxation.

Большой вклад в развитие экономики Российской Федерации вносит малое и среднее предпринимательство. Ведь данные сектора имеют в сумме значительный вес в валовом внутреннем продукте страны, создают значительное количество рабочих мест, нацелены на инновации, максимально ориентированы на удовлетворение желаний потребителей и могут быстро отреагировать на изменения спроса и предложения на рынке. Упрощенная система налогообложения в настоящее время является основным средством государственного налогового побуждения к всестороннему развитию субъектов малого или среднего бизнеса.

С помощью УСН субъекты малого и среднего бизнеса получают возможность снизить свое налоговое бремя, а также облегчить ведение бухгалтерского учета предприятий.

На данный момент УСН является одним из приоритетных налоговых режимов стимулирования бизнеса. Данный специальный налоговый режим в первую очередь направлен на снижение налогового бремени субъектов малого или среднего предпринимательства. Впрочем, упрощение ведения бухгалтерского и налогового учета субъекта предпринимательства является таким же приоритетным направлением, как и упрощение налогового

учета. В целом УСН оптимизирует систему налогообложения на предприятии. Это позволяет сделать ее проще и извлечь из этого дополнительную прибыль. Кроме этого, снижение трат на ведение как бухгалтерского, так и налогового учета позволяет оптимизировать денежные потоки компании, тем самым увеличивая ее прибыль. УСН - это то самое необходимое средство налогового стимулирования, дающее малому предпринимательству потенциал реализации этих двух вариантов увеличения доходности бизнеса. Поэтому именно правильное совершенствование УСН поможет развитию, как бизнеса, так и региона, ведь налог, взимаемый в связи с применением данной системы, в полном объеме зачисляется в бюджет субъекта РФ.

Использование УСН предполагает замену единым налогом уплаты некоторого ряда налогов. Например, организации освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. А индивидуальные предприниматели (ИП) освобождаются от налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, а также налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Чтобы перейти на УСН организациям и ИП необходимо было соблюсти ряд условий. По всем правилам, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы должны не превышать 200 млн руб. При этом указанная величина предельного размера доходов организаций и ИП, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на

коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год. В 2021 году этот коэффициент составлял 1,096 [1]. Кроме того, присутствует ограничение по численности работников за год. Их должно быть не более 130 человек.

Данный налог исчисляется согласно статье 346.20 Налогового кодекса РФ. В статье представлены следующие налоговые ставки по УСН:

- 6 %, если объектом налогообложения является «доход» предприятия;

- от 5 до 15 %, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов [2, ст. 346.20].

Субъекты Российской Федерации устанавливают размер налоговых ставок по УСН по своему усмотрению. Но они не могут быть ниже или выше тех ставок, что прописаны в Налоговом кодексе РФ. Так, по Республике Хакасия в соответствии с Законом Республики Хакасия «О налоговой ставке при применении упрощенной системы налогообложения» на 2021 г. действовали следующие ставки по УСН [3]:

- 2 % по объекту налогообложения «доходы», если за отчетный налоговый период не менее 70 % дохода составил доход от осуществления видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство; образование дошкольное, образование начальное общее; сбор отходов, обработка и утилизация отходов; подметание улиц и уборка снега [4];

- 4 % по объекту налогообложения «доходы» для остальных видов деятельности;

- 5 % по объекту налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», если за отчетный налоговый период не менее 70 % дохода составил доход от осуществления видов деятельности, перечисленных выше;

- 7,5 % по объекту налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» для остальных видов деятельности.

Анализ целесообразно начать с анализа объема налоговых поступлений по УСН в общем объеме налоговых поступлений по всей Республики Хакасия.

В таблице 1 отчетливо видно снижение доли объема поступлений по УСН в общем объеме налоговых поступлений в РХ. Так, несмотря на то, что увеличивается объем налоговых поступлений по УСН, одновременно идет снижение объема данных налоговых поступлений. За 10 лет с 2011 по 2020 год, объем поступлений по УСН снизился практически на 7 %. Данное снижение в первую очередь связано с общим увеличением налоговых доходов республики, они приросли за весь период на 300 %, а прирост налоговых поступлений по УСН достиг всего 50 %. Видно, что прирост УСН не поспевает за приростом налоговых поступлений республики. Также можно сделать вывод, что налоговые по-

ступления по УСН растут недостаточно быстро, и их доля и роль в бюджете Республики Хакасия снижается год от года.

На рисунке 1 проведена оценка динамики поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением УСН по Республике Хакасия [5].

Данные рисунка 1 свидетельствуют об увеличении налоговых поступлений по Республике Хакасия за десять лет. При этом уже в 2020 году виден резкий спад налоговых поступлений по всем пунктам, как по общей сумме налоговых начислений, так и по отдельным объектам налогообложения. По этому рисунку можно сделать вывод, что 2020 год дался тяжело организациям и индивидуальным предпринимателям Республики из-за ряда проблем: коронавирусной инфекции, мирового экономического кризиса, тяжелого экономического положения региона, ряда правок законов, в частности отмена единого налога на вмененный доход.

Таблица 1

Объем налоговых поступлений по РХ за 2011-2020 гг.

Год Налоговые доходы, всего, тыс. руб. Налоговые доходы по УСН, тыс. руб. Объем УСН в общих налоговых доходах РХ, %.

2011 5 414 323 703 093 12,99

2012 6 104 229 751 042 12,30

2013 4 762 208 831 370 17,45

2014 6 998 686 894 069 12,77

2015 8 805 198 845 213 9,59

2016 16 508 482 911 378 5,52

2017 20 870 068 956 182 4,58

2018 28 710 448 1 047016 3,64

2019 20 478 024 1 218 838 5,95

2020 21 964 965 1 056 042 4,80

Рис. 1. Налоговые поступления от использования упрощенной системы налогообложения, тыс. руб.

В связи с этим некоторая часть предприятий закрылась, другая же часть перешла на остальные общие или специальные налоговые режимы или другие объекты налогообложения, например, такие как «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Исходя из данных таблицы 2, можно сказать, что за десять лет прирост общих поступлений составил 50 %, по объекту налогообложения «доходы» прирост составил 45 %, или 217 078 тыс. руб., а по объекту «доходы минус расходы» - 62 %. Из этой информации можно заключить, что по Республике Хакасия налоговые поступления формируются в основном за счет организаций, находящихся на объекте «доходы», при этом темп прироста поступлений от организаций на объекте «доходы, уменьшенные на сумму расходов» гораздо выше. Это связано с увеличившимися расходами организаций и индивидуальных предпринимателей за последние годы и, как следствие, переходом части организаций на данный объект налогообложения по УСН.

На основе имеющихся данных можно спрогнозировать динамику поступлений по УСН на 2022-2023 гг. (рис. 2).

На основе имеющейся тенденции был проведен прогноз на ближайшие два года. Так, в 2021 году величина поступлений составила 1,18 млрд руб., в 2022 году составит 1,22 млрд руб., а в 2023 году сумма должна приблизиться - 1,27 млрд руб. Отмечается положительная динамика поступлений по УСН, так в среднем темп прироста равен 4 %, что в современных условиях является довольно позитивной оценкой действительности. Вероятность достоверности прогнозирования составляет 85 %, при прочих равных условиях.

Поступления по УСН следует спрогнозировать дифференцировано. Так, по объекту налогообложения «доходы» к 2023 году достигнут почти 0,9 млрд руб. Можно сказать, что после сильного провала в 2020 году идет восстановление прежних показателей сбора налоговых поступлений. В 2022-2023 годы налоговые поступления уже превысят и уровень 2021 года, и даже уровень 2019 года. Данная положительная ситуация, при отсутствии каких-либо непредвиденных обстоятельств, может продолжиться и далее, что непременно положительно отразится как на регионе, так и на местных организациях и бизнесе.

Таблица 2

Изменения налоговых поступлений по УСН за период 2011-2020 гг.

Налоговые поступления Изменения с 2011 по 2020 гг.

Абсолютный прирост, тыс. руб. Темп прироста, %

Всего 352 949 50,2

Объект «доходы» 217 078 44,8

Объект «доходы, уменьшенные на величину расходов» 135 871 62,3

1 400 000 1 200 000 1 000 000 800 000 600 000 400 000 200 000

♦ Налоговые поступления

0

2010 2012 2014 2016 2018 2020 2022 2024

- Линейная (Налоговые поступления)

Рис. 2. Прогнозные значения по общему количеству налоговых поступлений по УСН на 2022-2023 гг., тыс. руб.

120

По объекту налогообложения «доходы, уменьшенные на сумму расходов», так же и как по «доходам», на конечный 2023 год значение превысит планку в 0,4 млрд руб. Данные показатели могут говорить как о положительных изменениях, так и отрицательных. Так, наращение суммы налоговых поступлений по объекту налогообложения «доходы за вычетом расходов» может говорить как об ухудшении положения организаций и ИП, поскольку у них увеличиваются расходы и они переходят на объект «доходы, уменьшенные на сумму расходов», так и о том, что предприятия наращивают оборот продукции.

Как можно заметить, несмотря на общее снижение налоговых поступлений, в целом идет положительная динамика. Собираемость выше, чем десять лет назад, что может говорить о росте популярности УСН, особенно среди субъектов малого бизнеса. Но рост налоговых поступлений и положительная динамика не всегда говорят о том, что растет популярность данного налогового режима среди реальных субъектов малого и среднего бизнеса. Это также может говорить о росте числа фирм, которые заинтересованы в минимизации налогообложения своей компании, применяя так называемую схему «дробления бизнеса», тем самым уклоняясь от выплаты налогов и вызывая вопросы у контролирующих органов [6].

Данные по количеству налогоплательщиков УСН представлены в таблице 3.

По таблице 3 видно, что за 10 лет количество налогоплательщиков УСН выросло всего на 12 %. Низкий прирост по региону связан с «бегством» предпринимателей из Хакасии в другие регионы в 2017-2018 гг., а само бегство было связано с большим количеством плановых проверок и низкой конкурентоспособностью местных предпринимателей. Так, Республика Хакасия прикладывает большие усилия для привлечения федеральных средств на возведение крупных объектов инфраструктуры, однако тендеры выигрывают не местные компании, а компании из других регионов, тем самым забирая весь доход в соседние регионы. Из-за этого налоговые доходы, которые могли быть получены из данных средств, уходят в другие регионы, и уходят субъекты бизнеса. После 2017-2018 гг. в Хакасии ситуация немного улучшилась, количество предпринимателей начало прирастать, но, как видно, количество организаций за 10 лет выросло на 14,8 %, а ИП - на 11 %. Можно также заметить, что несмотря на больший процент прироста у организаций по РХ, в последние годы идет снижение количества организаций, использующих УСН, а у ИП идет прирост в последние годы. Данный эффект связан с закрытием некоторой части организаций, либо, что более вероятно, организации начинают использовать схему «дробления бизнеса», чтобы в столь непростое время снизить налоговую нагрузку. Также на возросшее количество ИП повлияла отмена ЕНВД, поэтому часть ИП перешли на УСН.

Таблица 3

Количество налогоплательщиков УСН по РХ за 2011-2020 гг.

Всего налогоплательщиков Организации Индивидуальные предприниматели

Год Всего, чел. Абсолют. прирост, чел. Относит. прирост, % Всего, чел. Абсолют. прирост, чел. Относит. прирост, % Всего, чел. Абсолют. прирост, чел. Относит. прирост, %

2011 9 317 - - 3 477 - - 5 840 - -

2012 9 407 90 0,96 3 841 364 10,48 5 566 -274 -4,69

2013 9 521 114 1,21 4 114 273 7,10 5 401 -165 -2,96

2014 9 727 206 2,16 4 201 87 2,11 5 526 125 2,13

2015 9 979 252 2,59 4 358 157 3,73 5 621 95 1,71

2016 9 988 9 0,09 4 437 79 1,82 5 551 -70 -1,24

2017 9 997 9 0,09 4 279 -158 -3,62 5 718 167 3

2018 9 553 -444 -4,44 4 053 -226 -5,28 5 500 -218 -3,81

2019 9 887 334 3,50 4 035 -18 -0,44 5 852 352 6,5

2020 10 480 593 6 3 992 -43 -1,06 6 488 636 10,86

На рисунке 3 представлен корреляционный анализ взаимосвязи количества налогоплательщиков и налоговыми поступлениями по УСН.

Проведя корреляционный анализ налоговых поступлений и налогоплательщиков УСН можно сказать, что коэффициент корреляции между двумя этими фактами равен 0,57, это говорит нам о заметной силе связи между двумя величинами. Так, налоговые поступления зависят на 57 % от общего количества налогоплательщиков и на 43 % приходятся на остальные факторы.

Если же проанализировать зависимость налоговых поступлений не от общего количества налогоплательщиков, а от двух конкретных категорий, таких как индивидуальные предприниматели и организации, то в таком случае мы имеем следующие результаты. Так, зависимость поступлений налога от организаций равна 31 %, а зависимость от количества ИП равна 36 %. Из этого мы можем сделать вывод, что связь между налоговыми поступлениями и количеством ИП, использующих УСН, является более сильной относительно организаций. Поэтому ИП приносят больше налоговых поступлений по УСН в бюджет региона. И это закономерно, так как ИП преобладают в общей массе налогоплательщиков по УСН.

Из всего представленного анализа налоговых поступлений по УСН Республики Хака-

сия, можно сделать вывод, что экономический кризис, антиковидные ограничения, отмена ЕНВД, сильно ударили по организациям и индивидуальным предпринимателям в 2020 году, поэтому части организаций или ИП пришлось закрыться, появились задолженности, а регион недополучил примерно 150 000 тыс. руб. Но, проведя расчет прогноза на ближайшие два года, при условии отсутствия новых антико-видных ограничений, и если инфляция не подстегнет с новой силой экономический кризис, вследствие чего у покупателей снизится покупательская способность, то в целом прогноз положителен, его достоверность равна от 80 до 90 %.

Таким образом, УСН должна быть нацелена в первую очередь не на минимизацию налогового бремени организаций, а на стимулирование развития субъектов малого бизнеса. Чем активнее будет расти малый бизнес, тем больше у него будет оборот, отсюда и рост налогов. Недополучив сейчас часть бюджетных доходов, в будущем регион сможет не только вернуть недополученные налоги, но и увеличить объем налоговых платежей, получив, тем самым, больше средств на свое развитие. Считаем, что данный подход положительно скажется на развитии сектора субъектов малого бизнеса в регионе и в целом ускорит развитие Республики, сделав ее более самодостаточной.

Рис. 3. Корреляция между налоговыми поступлениями (по вертикали, тыс. руб.) и количеством налогоплательщиков УСН по РХ (по горизонтали, чел.) с 2011 по 2020 гг.

Библиографический список

1. Налогоплательщики: НК РФ часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ статья 346.12 // КонсультантПлюс: справ. Правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/a1d86f7078e645869b02fde85e8c972193557dee/ (дата обращения: 28.03.2022).

2. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая: федер. закон РФ от 05.08.2000. № 117, ст.346.20 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/3908f157150b10882cccfbb7f35986633 8098767/ (дата обращения: 28.03.2022).

3. О налоговой ставке при применении упрощенной системы налогообложения: закон Республики Хакасия от 16.11.2009 г. №123-ЗРХ // Гарант: справ. правовая система. URL: https://base.garant.ru/20507527/ (дата обращения: 28.03.2022).

4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности: приказ Росстандарта от 31.01.2014. № 14-ст // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/ (дата обращения: 28.03.2022).

5. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджет Республики Хакасия за 2011-2020 гг.: отчет по форме № 5-УСН // nalog.ru: Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn19/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 28.03.2022).

6. О злоупотреблениях налоговыми преимуществами, установленными для малого: Письмо ФНС России от 29.12.2018 № ЕД-4-2/25984 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_317165/ (дата обращения: 28.03.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Казак В. Н., 2022

УДК 334.722:005.511(571.513)

БЬЮТИ-КОВОРКИНГ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Новикова Алёна Андреевна,

студент

Научный руководитель — А. В. Лавренко, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье раскрыта сущность коворкингов, типология гибких пространств, особенности, драйверы развития гибких пространств, рассмотрены бизнес-модели операторов гибких пространств. Ключевые слова: коворкинг, бьюти-коворкинг, гибкие пространства, бизнес модель.

BEAUTY COWORKING AS A NEW BUSINESS DIRECTION IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

Novikova Alyona Andreevna,

student

Scientific supervisor — A. V. Lavrenko, Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Management Department

Katanov Khakass State University (Abakan)

The article reveals the essence of coworking, the typology of flexible spaces, features, drivers of the development of flexible spaces, business models of flexible space operators are considered. Key words: coworking, beauty coworking, flexible spaces, business model.

Реалии сегодняшнего дня все чаще диктуют новые условия, полностью меняют привычное для нас видение о рабочем месте. Пандемия сыграла большую роль в жизни людей и заставила приспособиться к новым требованиям в работе

организаций. Работодатели осознали тот факт, что сотрудник может справиться со своими обязанностями там, где ему удобно. Это может быть удалённая работа из дома или же в специализированных рабочих пространствах, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.