Научная статья на тему 'Исследование динамики показателей числа налогоплательщиков и налоговых доходов, уплачиваемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения по данным Республики Татарстан'

Исследование динамики показателей числа налогоплательщиков и налоговых доходов, уплачиваемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения по данным Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / TAXES / TAXATION / SPECIAL TAX REGIMES / SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулягина Наталья Геннадьевна, Вылегжанина Алсу Вакифовна, Дыньков Александр Николаевич

В статье оценивается динамика отдельных показателей, уплачиваемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) по данным Республики Татарстан. В основу работы положен анализ статистических данных о налогоплательщиках, применяющих УСН. Выделены актуальные направления налогового стимулирования хозяйствующих субъектов, применяющих или желающих применять специальные налоговые режимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кулягина Наталья Геннадьевна, Вылегжанина Алсу Вакифовна, Дыньков Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics Research of the Number of Taxpayers and Tax Revenues Paid with the Simplified Taxation System in the Republic of Tatarstan

Dynamics of some indicators paid with the simplified taxation system (STS) according to the data of the Republic of Tatarstan is evaluated. The article is based on the analysis of statistical data of taxpayers using STS. Current trends of tax promotion of business entities using or wishing to use special tax regimes are specified.

Текст научной работы на тему «Исследование динамики показателей числа налогоплательщиков и налоговых доходов, уплачиваемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения по данным Республики Татарстан»

УДК 336.226.12

Исследование динамики показателей числа налогоплательщиков и налоговых доходов, уплачиваемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения по данным Республики Татарстан

Кулягина Н.Г.

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры таможенного дела Казанского кооперативного института Российского университета кооперации

Вылегжанина А.В.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры таможенного дела Казанского кооперативного института Российского университета кооперации

Дыньков А.Н.

Старший преподаватель кафедры таможенного дела Казанского кооперативного института Российского университета кооперации

В статье оценивается динамика отдельных показателей, уплачиваемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) по данным Республики Татарстан. В основу работы положен анализ статистических данных о налогоплательщиках, применяющих УСН. Выделены актуальные направления налогового стимулирования хозяйствующих субъектов, применяющих или желающих применять специальные налоговые режимы.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, специальные налоговые режимы, упрощенная система налогообложения.

В настоящее время наблюдается четкая тенденция предпочтения специальных налоговых режимов общему режиму налогообложения теми хозяйствующими субъектами, кто вправе их применять. В соответствии со ст. 18 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) специальным налоговым режимом считается особый порядок исчисления уплаты и сборов, применяющихся в случаях и в порядке, установленном НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах [1].

Как известно, причин принятия решения о введении специальных налоговых режимов несколько.

Прежде всего, это один из факторов привлечения в легальную хозяйственную деятельность представителей малого и среднего бизнеса как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей (далее предпринимателей). До момента принятия на законодательном уровне специальных налоговых режимов более трети субъектов малого бизнеса, согласно официальным данным, была в «тени». Другая причина заключается в стимулировании и развитии малого и среднего бизнеса в принципе, то есть речь идет о тех, кто желал бы заниматься предпринимательской деятельностью, но существующий

- практически единственный - режим налогообложения, а это - общий режим, очень обременителен и трудоемок. Наконец, причиной могло быть и желание властей предложить разные режимы налогообложения для хозяйствующих субъектов, которые ориентированы как на масштаб бизнеса, так и виды деятельности хозяйствующих субъектов.

Таким образом, к настоящему времени, согласно действующему законодательству (Гл. 26 НК РФ), существуют следующие специальные налоговые режимы (далее - СНР) [1]:

1) единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

- система налогообложения для сельхозпроизводителей;

2) упрощенная система налогообложения (УСН);

3) единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

4) патентная система налогообложения (ПСН);

5) соглашение о разделе продукции (СРП).

В рамках данной статьи интерес представляет динамика показателей, связанных с применением упрощенной системы налогообложения (далее -УСН) на примере данных Республики Татарстан.

Прежде всего, остановимся на рассмотрении поступления налоговых доходов от специальных налоговых режимов в консолидированный бюджет РФ по РТ в динамике за 2010 г., 2014 г., за период с 2016 по 2018 гг. (табл. 1). Следует аргументировать выбор данного периода времени для исследования. Считаем актуальным рассматривать 2010 г. как год активизации применения специальных налоговых режимов, а последующие годы важны с точки зрения изменения критериев применения СНР, в частности, одного из наиболее распространенного режима налогообложения, а именно УСН.

Из приведенных данных в таблице 1 видно, что доля налоговых поступлений в общей структуре налоговых доходов, поступивших от налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы незначительна. За исследуемый период этот показатель составляет максимум за 3,2 % в 2010 г., а за последние годы - не более полутора процентов. При этом эти цифры не свидетельствуют о непопу-

лярности этих режимов, а скорее о том, что в принципе субъектов малого и среднего бизнеса в общем числе хозяйствующих субъектов крайне мало и часть из них ведет деятельности нелегально.

Как следует из проведенного анализа, наиболее предпочтительным режимом налогообложения является УСН, поскольку более половины платежей, уплачиваемых налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы, приходится в основном именно на этот льготный режим (рис. 1). Так, в 2018 г. поступления от УСН составили 58,93 % от общего дохода при применении специальных налоговых режимов.

3% 2%

Рис. 1. Доля налоговых доходов от специальных налоговых режимов в консолидированном бюджете РТ за 2018 г., % [3]

Обратимся к рассмотрению динамики количества налогоплательщиков, применяющих УСН на территории РТ за тот же период времени, данные представлены в таблице 2.

Для анализа выбора объекты налогообложения представлены таблицы 3 и 4, при выборе следующих объектов налогообложения - «доходы» и «доходы, уменьшенные на величину расходов», соответственно.

Далее рассмотрим аналогичные показатели при применении объекта налогообложения - «доходы, уменьшенные на величину расходов», которые представлены в таблице 4.

Прежде всего, анализируя данные таблиц со 2 по 4, можно отметить положительную динамику числа налогоплательщиков, применяющих УСН. По сравнению с 2010 г. их число возросло с 56241 ед. до 74021 ед. в 2017 г., то есть на 17780 ед. или на

Таблица 1

Удельный вес налоговых доходов от специальных налоговых режимов, поступающих в консолидированный бюджет РФ по РТ за 2010 г., 2014 г. и за период 2016-2018 гг. [2]

Показатели 2010 г. 2014 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Поступило платежей в консолидированный бюджет РФ, тыс. руб. 212 318 747 387 463 526 440 353 546 556 908 780 741 567 502

в т.ч. налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, тыс. руб. 6 857 598 6 857 598 8 158 687 9 369 906 10 860 324

Доля налоговых доходов от специальных налоговых режимов, % 3,2 1,77 1,85 1,68 1,46

31,61 %, в том числе по юридическим лицам - на 40,61 % и по индивидуальным предпринимателям - на 23,7 %. Причины такого роста вполне очевидны - увеличение критериев перехода на УСН с 2017 г. по показателю выручки

Таблица 2

Динамика количества налогоплательщиков, представивших налоговые декларации при применении УСН по данным в РТ за 2010, 2014-2017 гг., ед. [3]

Годы Налогоплательщики В том числе

Юридические лица ИП

всего в % всего в % всего в %

2010 56241 100 26334 46,82 29907 53,18

2014 64262 100 33833 52,65 30429 47,35

2015 69087 100 36015 52,13 33072 47,87

2016 69755 100 36574 52,43 33181 47,47

2017 74021 100 37027 50,02 36994 49,98

2018 (прогноз) 76500 100 38500 50,33 38000 49,67

Таблица 3

Динамика показателей применения объекта налогообложения - «доходы» при применении УСН за 2010, 2014-2018 гг., ед. [4]

объект налогообложения «доходы» (в 2017 г. их доля при выборе данного объекта налогообложения составила 62,25 %), а юридические лица, а это, прежде всего, субъекты малого и среднего бизнеса - «доходы, уменьшенные на величину расходов» (в 2017 г. их доля составила 79,24 %). Такое предпочтение обусловлено разными причинами. К числу основных можно отнести простоту расчетов при определении единого налога с объектом налогообложения «доходы», что для индивидуальных предпринимателей крайне важно, а также тот факт, что налогоплательщиками с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», как правило, это торговые организации или небольшие торговые сети, для которых крайне важно учитывать расходы при приобретении товаров для продажи и другие причины.

Далее обратимся к анализу непосредственно количественных показателей, а именно к анализу сумм налога, подлежащего к уплате в связи с применением УСН за исследуемый период времени. Данные представлены на рисунке 2.

Таким образом, динамика по изменению величины налога, которая подлежит к уплате в бюджет при применении УСН, положительная. Показательно, что траектория этого показателя не меняется, хотя рост год от года неравномерен.

Итак, проведенный анализ позволяет сделать вывод о положительной динамике роста числа налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы и, в частности, упрощенную систему налогообложения на территории РТ, а также о позитивной тенденции увеличения налоговых доходов, связанных с применением УСН. Вместе с тем, как отмечалось выше, примерно только 1,5 % от всех налоговых поступлений в настоящее время приходится на налоги в связи с применением УСН. Для того, чтобы изменить эту ситуацию, на наш взгляд, надо и далее делать этот режим налогообложения привлекательным. Считаем целесообразным работать по данному вопросу в следующих направлениях. 1. Продолжать развивать тенденции с 120 млн. руб. до 150 млн. руб. в год и по показате- увеличения критериев (лимитов) для желающих лю стоимости основных средств со 100 млн. руб. до перейти на УСН.

150 млн. руб. В последние годы в этом направлении ведется

В отношении выбора объекта налогообложения работа. В определенном смысле «прорывным» ре-тенденция наблюдается такая - ИП предпочитают шением стала возможность лимитировать выручку в

Годы Всего по объекту налогообложения -«доходы» В том числе

Юридические лица ИП

всего в % всего в %

2010 36686 13930 37,97 22756 62,03

2014 40452 16902 41,78 23550 58,22

2015 43402 17617 40,59 25785 59,41

2016 43715 17725 40,55 25990 59,45

2017 47216 17826 37,75 29390 62,25

2018 (прогноз) 48700 18100 37,17 30600 62,83

Таблица 4

Динамика показателей применения объекта налогообложения - «доходы, уменьшенные на величину расходов» при применении УСН за 2010, 2014-2018 гг., ед. [4]

Годы Всего по объекту налогообложения - «доходы, уменьшенные на величину расходов» В том числе

Юридические лица ИП

всего в % всего в %

2010 19555 12404 63,43 7151 36,57

2014 23810 16931 71,11 6879 28,89

2015 25685 18398 71,63 7287 28,37

2016 26040 18849 72,38 7191 27,62

2017 26805 19201 71,63 7604 28,37

2018 (прогноз) 27800 19500 79,14 8300 29,86

Рис. 2. Сумма налога, подлежащая уплате при применении УСН по РТ, тыс. руб. [4]

размере 150 млн. руб. за год, долгие годы эта величины не превышала 60 млн. руб. Вместе с тем считаем, что стоит еще увеличить эту величину как минимум до 200 млн. руб. в год. Данные об изменении лимитов при применении УСН представлены в таблице 5.

2. Минимизировать платежи во внебюджетные фонды в связи с выплатой заработной платы наемным сотрудникам. Речь идет о возврате к прежней ставке, в совокупности составляющей 14 %. Специальные налоговые режимы - это льготные режимы налогообложения, поэтому они должны иметь некие преференции и в части этих платежей. Достаточно сложно определить, каков процент «серых» зарплат в связи с действующей ныне средней ставкой 30 %, однозначно можно утверждать, что не менее 30 %, а по некоторым данным и все 50 %.

3. Третье направление работы - активнее предоставлять возможность отсрочки или рассрочки налогов в связи с применением специальных налоговых режимов. Помимо действующих налоговых каникул, можно в случае необходимости прибегать и к этим механизмам, в настоящее время такой возможности нет.

4. По возможности формализовать, сделать более понятной и ясной процедуру проведения выездных

Таблица 5

Изменения лимитов на УСН за период с 2014 по 2020 гг. [1]

Вид лимита 2014 г. 2016 г 2017-2020 гг.

Возможность перехода на УСН для юридических лиц и ИП

Размер доходов за 9 месяцев года, предшествующего году перехода на УСН (п. 2 ст. 346. 12 НК РФ), млн. руб. 48,015 (45 млн. руб. х 1,067) с учетом коэффициента-дефлятора 59,805 (45 млн. руб. x 1,329) 112,5 (в период 2017 по 2020 гг. коэффициент-дефлятор не учитывается)

Остаточная стоимость основных средств на 1 октября года, предшествующего года перехода на УСН (подп. 16 п. 3 ст. 346.12, ст. 346.13 НК РФ) 100 100 150

Ограничения по работе на УСН для всех налогоплательщиков

Максимальный доход за год (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ) 64,02 (60 млн. руб. X 1,067) 79,74 (60 млн. руб. X 1,329) 150

Остаточная стоимость основных средств в течение года (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ) 100 100 150

налоговых проверок для налогоплательщиков, применяющих СНР. Конечно, это относится ко всем налогоплательщикам, не только к тем, кто применяет УСН, но не стоит забывать, что, говоря о налогоплательщиках, применяющих УСН, речь скорее идет о субъектах малого и среднего бизнеса, которые не имеют, как правило, сильного юридического аппарата для решения подобного рода вопросов. В контексте этого целесообразно делать бесплатные семинары для представителей таких хозяйствующих субъектов, акцентировать внимание на регламенте и процедурах проверки.

5. Важна также гарантия со стороны государства о неизменности позиции по вопросам применения специальных налоговых режимов. В этой связи не совсем понятна позиция государства в отношении отмены действия такого специального налогового режима, как система налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД). Каждый специальный налоговый режим имеет свою специфику, при применении ЕНВД такой спецификой является фактор «вмененности», то есть величина налога напрямую не зависит от фактических показателей доходов или расходов, показатели базовой доходности уже изначальны установлены. Также хотелось бы отметить тот факт, что данный режим налогообложения стал доброволен, что также дает возможность для маневра при выборе оптимального режима налогообложения.

Этот режим вполне удобен определенной категории налогоплательщиков. Принятый один из последних специальных налоговых режимов, а именно патентная система налогообложения, увы, но не может полностью заменить ЕНВД, возникает закономерный вопрос, почему же его хотят убрать. Считаем, что, если есть желающие работать на ЕНВД, у них должен быть такой шанс.

Вопрос налоговой нагрузки является крайне важным вопросом для любого хозяйствующего субъекта и особенно для субъектов малого и среднего бизнеса. Актуальным является возможность выбора режима налогообложения, поэтому считаем эффективным с точки зрения привлечения субъектов малого и среднего бизнеса оставить все имеющие специальные налоговые режимы налогообложения в действии и, более того, предложить новые специальные или льготные режимы налогообложения. В этой связи необходимы

6682

5298

4543

4138

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2543

2010

2014

2015

2016

2017

гарантии со стороны государства о неизменности выбранного курса в части применения специальных или льготных режимов налогообложения.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о позитивной динамике применения специальных налоговых режимов в Республике Татарстан, об этом свидетельствуют такие показатели, как темп роста количества налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы в РТ; динамика уплаты единого налога при применении УСН на территории РТ; темп роста по количеству поданных деклараций при применении УСН и других показателей, рассмотренных в данном исследовании. Таким образом, закономерен вывод о том, что потенциал использования специальных налоговых режимов в настоящее время в РТ, как и в целом по стране, еще велик.

Литература:

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ. Часть вторая. Федеральный закон РФ от 05.08.2000 г. №117-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы по РФ. Форма № 5-УСН. Годовая. -URL: https://www.nalog.ru, (дата обращения: 20.04.2019).

3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы по РТ. Отчет по РТ о поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ. - URL: http://nalog.tatarstan.ru (дата обращения: 10.05.2019).

4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы по РТ. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. - URL: http://nalog.tatarstan.ru (дата обращения: 10.05.2019).

Dynamics Research of the Number of Taxpayers and Tax Revenues Paid with the Simplified Taxation System in the Republic of Tatarstan

N.G. Kulyagina, A.V. Vileghganina, A.N. Dinkov The Kazan Cooperative Institute of the Russian University of Cooperation

Dynamics of some indicators paid with the simplified taxation system (STS) according to the data of the Republic of Tatarstan is evaluated. The article is based on the analysis of statistical data of taxpayers using STS. Current trends of tax promotion of business entities using or wishing to use special tax regimes are specified.

Key words: taxes, taxation, special tax regimes, simplified taxation system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.