ТРУДОВОЕ И НАЛОГОВОЕ ПРАВО
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 2 (15). С. 83-86.
© К.А. Нефагина, 2008 УДК 331.1
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ
К. А. НЕФАГИНА
В статье рассматриваются понятия «стимул» и «стимулирование», а также проводится анализ процесса стимулирования труда с точки зрения его правовой природы.
Разработка и применение эффективной системы стимулирования труда в организациях различных форм собственности являются одной из наиболее важных задач на современном этапе развития трудового права в Республике Беларусь. Важно отметить, что необходимость создания эффективной системы мотивов и стимулов к труду обусловлена реально существующим противоречием: с одной стороны, высокими требованиями к профессиональным и личностным качествам работников, с другой - снижением социальной ценности труда. Существующая система стимулирования трудовой активности в нашей стране в значительной мере оказалась малоэффективной и стала одной из причин кризиса труда.
Таким образом, решение проблем, связанных с повышением роли человеческого фактора, формированием с этой целью эффективной системы мотивов и стимулов, побуждающих работников к высокопроизводительному труду, и её правовое закрепление должно быть признано одной из важнейших задач государства.
Исследователи, занимающиеся вопросами мотивации и эффективности трудового поведения, разработали хороший аналитический аппарат для выявления социальнопсихологических особенностей изучаемых трудовых коллективов. Однако, как признают большинство авторов, в том числе Ю.П. Максимов и С.И. Кавицкий: «... данный процесс остановился на этапе детального со-
циально-психологического анализа сложившейся ситуации и формулировке общих рекомендаций» [1, с. 3].
Вместе с тем в научной литературе активно поддерживается мнение о необходимости как комплексного, так и системного подхода в юриспруденции к разработке проблем стимулирования, требующего стыковки исследований в различных областях науки.
Проблема стимулирования труда привлекает пристальное внимание таких российских учёных, как Н.М. Агрэ, И.А. Аникиенко, А.А. Данелия, Е.А. Кузнецова, О.В. Левин, А.А. Левченко, А.В. Малько, Н.И. Матузова, С.В. Мирошник, А.В. Саадаков, А.А. Соболевская и др.
Среди зарубежных исследователей проблем мотивации и стимулирования можно назвать Д. Адамса, К. Альдерфера, В. Врума, Ф. Герцберга, П. Друкера, Д. МакКлелланда, А. Маслоу, Ф. Тейлора и др.
Новейший психологический словарь под общей редакцией В.Б. Шапаря дает следующее определение понятия «стимул» - «побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроениями, интересами, стремлениями, пр. Причём стимул не отождествляется с мотивом, но иногда может превращаться в него» [2, с. 632].
Современный толковый словарь русского языка определяет стимул как «заинтересованность в совершении чего-либо как побуждение к действию; как побудительную причи-
ну. Стимулировать - создавать стимул либо служить стимулом к чему-либо» [3, с. 416].
Как верно указывает С.А. Каган, «процесс стимулирования в трудовом праве предполагает такое воздействие на работника, которое включает в свою сферу его потребности, интересы. мотивацию поведения. В основе стимулирования - взаимодействие внешних условий и внутренней структуры личности» [4, с. 4].
Понятие мотивации раскрывается как совокупность стойких мотивов (побудительных причин, поводов к действию; в психологии - потребностей, инстинктов, влечений), определяемых характером личности, её ценностной ориентацией и направляющей деятельностью, побуждение [5, с. 116-117]. По мнению С.А. Кагана, «мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Опосредованная мотивация и есть стимулирование труда» [4, с. 5].
Вышеназванные категории схожи тем, что представляют собой побуждение к действию в целях достижения необходимого результата. Соотношение их выражается в том, что стимул как объективный факт действительности при определенных обстоятельствах приводит к появлению и осознанию человеком мотива. Мотив формируется под воздействием условий внешней среды, одним их которых и является стимул, но опосредуется психикой человека, структурой его личности, потребностями, мировоззрением. Как отмечает С.А. Каган, стимул «выполняет формообразующую функцию по отношению к мотиву» [4, с. 5].
Таким образом, под стимулом следует понимать материальное или нематериальное воздействие факторов внешней среды на сознание индивидуума, приводящее последнего к осуществлению определенных последовательных действий.
Если понятие «мотивация» характеризует внутреннее психологическое состояние личности, то «стимулирование» - процесс, формирующий мотивацию. Принимая во внимание существенность проблемы возможности «влияния» на мысли и поступки людей, представляется необходимым исследовать и анализировать такое явление общественной жизни, как стимулирование.
Проблема стимулирования находит свое отражение в различных отраслях жизни человека, от повседневного общения до медицинской практики, психологии и права.
В юридической литературе данный вопрос обычно рассматривается с точки зрения «социального контроля за поведением в сфере отношений, регулируемых правом» [6, с. 112]. Чаще всего стимулирование «связывается с применением мер, устраняющих отклоняющее поведение.» субъекта [6, с. 112].
По мнению А.В. Малько, «правовой стимул есть правовое побуждение к законопослушному деянию, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования» [7, с. 134].
В.М. Ведяхин определяет правовые стимулы через понятие «правовых норм, поощряющих развитие нужных для общества, государства в данный момент общественных отношений, норм, стимулирующих как обычную, так и повышенную правомерную деятельность людей и её результаты» [8, с. 51].
Вместе с тем некоторые авторы придерживаются точки зрения, что стимулирование представляет собой не исключительно позитивный стимулирующий метод регулирования, но также охватывает и негативные стимулы. К примеру, К.Э. Торган подразумевает под стимулом «способы позитивного и негативного воздействия (льготы, поощрения - позитивные, запреты - негативные)» [9, с. 6-8].
Обобщая и развивая вышеуказанные подходы к пониманию правовых стимулов, можно предложить следующее авторское определение указанного явления: стимул в праве - это основанное на позитивном воздействии правовое побуждение, направленное на поддержание и совершенствование правомерной деятельности субъекта.
Система стимулирования труда в определенной мере основана на административно-правовых методах управления, однако их не заменяет. Цель стимулирования заключается не в самом побуждении человека к работе, а в формировании мотива выполнять обусловленные трудовыми отношениями обязанности на более высоком уровне.
Необходимо отметить, что достаточно долго вопрос о природе и содержании правовых стимулов рассматривался вне контекста механизма правового регулирования. Стиму-
лирования как такового не существовало, так как любые попытки рассмотрения системы поощрительных мер в качестве альтернативного наказанию средства обеспечения правового поведения «объявлялись внеправовыми стимулами, действующими за пределами конкретных правоотношений» [6, с. 113].
Таким образом, проблема стимулирования в праве вызывает многочисленные споры, благодаря чему существуют две основные концепции, раскрывающие содержание стимулирования. Первая, связывающая стимулирование лишь с таким способом воздействия, как применение льгот и поощрений, и более широкая, характеризующая стимулирование как способ воздействия, объединяющий в себе меры как поощрения, так и принуждения.
По нашему мнению, именно позитивный стимулирующий метод регулирования отражает сущность процесса стимулирования в праве.
О. В. Левин в своём исследовании ссылается на мнение В.И. Курилова о том, что «суть стимулирования заключается в выражении желания со стороны государства и общества, чтобы работник реализовал свои права и обязанности, в создании у него дополнительной заинтересованности в этом» [10, с. 14].
Нельзя забывать, что правовое стимулирование поведения, в частности стимулирование труда, неразрывно связано с психологией поведения. Правовое стимулирование представляет собой «процесс воздействия правовых стимулов на интересы субъектов» [11, с. 44].
Улучшение показателей труда влечет за собой повышение степени удовлетворения каких-либо потребностей человека, ухудшение, напротив, грозит снижением полноты их удовлетворения.
Как отмечают многие исследователи, правовое стимулирование связано со способностями индивида, испытывающего на себе непосредственное влияние правовых стимулов как в содержательном, так и в динамичном отношении [12, с. 279; 10 с. 15].
В зависимости от возможностей человека формируются и соответствующие потребности, которые в свою очередь порождают мотивы, и с данного момента субъект становится наиболее подвержен воздействию. Как отмечает ряд авторов (В.Г. Асеев,
О.В. Левин, С.В. Мирошник), в целях формирования личности с точки зрения правового стимулирования можно, во-первых, воздействовать на её внутренние психологические процессы, затрагивая самосознание, саморегуляцию, и тем самым оказывать необходимое влияние на мотивацию субъекта. Во-вторых, существует возможность влиять непосредственно на окружающую действительность, что также приведет к изменениям в мотивации поведения.
Представляется, что сочетание данных направлений является наиболее результативным с точки зрения достижения положительного эффекта в сфере труда.
Необходимо отметить, что стимулирование как таковое и стимулирование в трудовом праве в частности представляет собой ситуацию, основанную на «личном выборе стратегии и тактики поведения» человека, характеризующуюся определенной свободой действий. Соответственно, применение стимулирования эффективно лишь в случае, «когда взаимодействие внешней стимулирующей ситуации и внутренней структуры человека создает конкретный мотив для соответствующего целям субъекта управления поведения человека» [13, с. 12].
Эффективное стимулирование труда предполагает управление поведением субъектов различного уровня иерархии в целях установления и дальнейшего развития показателей труда. Исходя из этого, необходимо учитывать, что спектр потребностей индивидуумов различен и обусловлен процессом формирования личности и влиянием окружающей среды.
При этом целесообразно отметить универсальность стимулирования, так как, принимая во внимание свойство человека постоянно испытывать потребность в чем-либо, стимулирующий субъект имеет возможность управлять поведением стимулируемого.
Для стимулирования также характерна относительная простота применения, так как оно требует меньшей ориентации на внутренний мир объекта стимулирования в сравнении с другими методами мотивации.
Кроме того, важно отметить направленность стимулирования на решение не только экономических, но и социальных, и психологических задач на основе расширения прав
трудовых коллективов в использовании различных форм стимулирования, применения мер материального и духовного поощрения отдельных членов коллектива и др.
К недостаткам стимулирования можно отнести его ограниченную надежность, так как по мере удовлетворения соответствующей потребности активность объекта управления в конкретной стимулирующей ситуации снижается. «Кроме того, стимулирование, повышая трудовую активность работников, не гарантирует направления этой активности по социально приемлемым каналам» [13, с. 12].
В силу вышеназванных причин необходимо отметить, что стимулирование имеет границы применения, которые должны быть определены в нормах права того или иного государства, и не может в полной мере заменить средства убеждения и меры принуждения. Очевидна необходимость поиска вариантов сочетания методов мотивации работников, степень и область распространения которых во многом определяются экономической и социально-политической сущностью общества.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Проблема соотношения мотивации как совокупности внутренних побудительных причин к действию и стимулирования в качестве внешнего фактора носит комплексный характер. При этом очевидна целесообразность применения и системного подхода к разработке вопросов мотивации и стимулирования.
В качестве основы стимулирования можно выделить взаимодействие внешних обстоятельств и внутренней структуры личности. Стимулирование в трудовом праве -это процесс, направленный на побуждение субъекта к активизации и совершенствованию трудовой деятельности посредством создания для данного субъекта «режима благоприятствования», способствующего удовлетворению его интересов и потребностей.
Правовое стимулирование направлено на формирование правомерной мотивации, а также является способствующим фактором закрепления объективного содержания правовой ответственности в сознании личности и, соответственно, воплощается в соответствующем правомерном поведении индивида.
Влияние правовых стимулов приводит к осознанию субъектом окружающей действительности, основой которой выступает личный выбор.
Необходимо не только законодательное закрепление правовых стимулов, но и их активное внедрение в правоприменительную практику, реальные трудовые отношения, а также создание экономических условий их эффективного применения через систему налоговых и иных льгот.
1. Максимов Ю.П. Организация труда и стимулирования работников предприятия: учебное пособие / Ю.П. Максимов, С.И. Кавицкий. -М.: Государственная академия управления имени Серго Орджоникидзе, 1991. - 60 с.
2. Новейший психологический словарь / В.Б. Ша-парь [и др.]. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 808 с.
3. Современный толковый словарь русского языка: в 3 т. / Т.Ф. Ефремова. - М.: АСТ: Ас-трель, 2006. - Т. 3. - 160, [8]с.
4. Каган С.А. Стимулирование труда: лекция /
С.А. Каган. - Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2005. - 32 с.
5. Современный толковый словарь русского языка: в 3 т. / Т.Ф. Ефремова. - М.: АСТ: Ас-трель, 2006. - Т. 2. - 973, [3]с.
6. Звечаровский И.Э. Стимулирование в праве: понятие и структурные элементы / И.Э. Звечаровский // Правоведение. Изв. вузов. -1993. - № 5. - С. 112-117.
7. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве / А. В. Малько // Правоведение. Изв. вузов. -1998. - № 3. - С. 134-147.
8. Ведяхин В.М. Правовые стимулы: понятия, виды / В. М. Ведяхин // Правоведение. Изв. вузов. - 1992. - № 1. - С. 50-55.
9. Торган К.Э. Правовые стимулы научно-технического процесса в производственном объединении. - М., 1983. - 88 с.
10. Левин О.В. Стимулирование в праве: теоретические и практические аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. - Саранск, 2006. - 175 л.
11. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект. - Саратов: Академия МВД РФ, 1994. - 40 с.
12. Мирошник С.В. Теория правового стимулирования: дис. . д-ра юрид. наук. - Ростов н/Д, 2003. - 383 л.
13. Дай Вэй Дун. Стимулирование труда работников промышленных предприятий: опыт и направления развития (на примере провинции Ляонин Китая): автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Кемерово, 2004. - 25 с.