УДК 34:004 ББК Х401.114
DOI: 10.14529/^170315
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ СТИМУЛОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРАВЕ
М. Д. Мальцева
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
В статье проводится анализ различных подходов к определению понятия «правовой стимул». Производится сравнение между пониманием стимулов только как позитивных средств воздействия (например, льгот и поощрений) и расширением его объема посредством включения в него также и негативных средств воздействия (например, ограничений и ответственности). Делается вывод, что на законодательном уровне в сфере информационного права стимулы выражаются только в качестве позитивных средств. При этом независимо от того или иного подхода к пониманию «правового стимула», исследователи сходятся в его функциональной особенности -положительной правовой мотивации и правовом воздействии на поведение субъектов права и общественные отношения. В статье также рассматриваются различные точки зрения на роль стимулов в механизме правового регулирования: в качестве средства, метода правового регулирования и нормы права. Внешне выражаясь в норме права (норме-стимуле), правовой стимул играет роль инструмента, посредством которого достигаются социально полезные цели, то есть по своей сути является средством правового регулирования, не перерастая при этом в метод правового регулирования.
Ключевые слова: правовой стимул, механизм правового регулирования, позитивные и негативные средства воздействия.
Построение и развитие информационного общества является важной частью современной общегосударственной политики. Между тем именно эта значимость обуславливает необходимость разработки законодателем целой системы льгот и стимулов, направленных на достижение целей, поставленных Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.
С общетеоретической точки зрения правовые стимулы необходимо рассматривать в соотношении с механизмом правового регулирования, под которым в юридической литературе понимается система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права [9, с. 472]. Исходя из данного определения, правовое регулирование, которое реализуется в том числе посредством использования законодателем стимулов, осуществляется с целью определенного правового воздействия на поведение субъектов права и достижения желаемого состояния общественных отношений.
Для понимания места правовых стимулов в контексте механизма правового регулирова-
ния следует обратиться к встречающимся в юридической литературе определениям понятия «стимул».
По мнению С. С. Каринского, стимулы являются особыми рычагами, которые помогают обществу и государству воздействовать на волю, сознание и действия людей и ориентировать их на осуществление важнейших задач, стоящих перед страной [5, с. 6]. Другие исследователи утверждают, что «под стимулами понимают различимое состояние входа относительно обособленной системы, входные действия, то есть все явления в среде данного объекта, которые влияют на его поведение. Эти действия вместе с определенным состоянием системы определяют соответствующие выходные действия (реакции)» [11, с. 46]. Ю. А. Тихомиров указывает на то, что стимул - это преимущественно внешнее побуждение к действию, влияющее на мотивы поведения и формирующее их. Стимулирование есть оптимальный механизм активизации человеческого фактора [17, с. 10-11].
Данные определения имеют общий характер и указывают на основную функцию, которую выполняют правовые стимулы, правовое воздействие. Однако вопрос о том,
включают ли стимулы только позитивные средства, либо как позитивные, так и негативные средства, является дискуссионным, что проявляется в различных подходах к определению рассматриваемого понятия.
Например, одним из наиболее цитируемых определений стимула, иллюстрирующих первых подход, можно назвать следующее: «Стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования» [10, с. 61]. В. В. Глазырин относит к правовым стимулам правовые нормы, предусматривающие различные меры социальных благ, направленных на удовлетворение интересов коллектива, индивида в зависимости от выбора ими варианта поведения, отвечающего интересам государства, потребностям общества [4, с. 20]. Позитивную направленность правовых стимулов отмечает также С. В. Мирошник: «Правовой стимул - это юридический институт, то есть совокупность юридических норм, закрепляющих определенные свойства воздействия на сознание и психику человека с целью усиления мотивации правомерного поведения» [12, с. 18-19]. К. А. Нефагина также понимает под правовым стимулом «основанное на позитивном воздействии правовое побуждение, направленное на поддержание и совершенствование правомерной деятельности субъекта» [1, с. 10-13].
К противоположной точке зрения можно отнести позицию Ю. В. Тихонравова, согласно которой правовые стимулы подразделяются на негативные и позитивные средства [18, с. 146]. А. Н. Романович, Е. А. Тихоненко также включают в понятие правового стимула средства как позитивного характера (поощрения), так и негативного характера (гражданско-правовая ответственность) [16, с. 22]. Аналогичной точке зрения придерживаются В. С. Константинова и С. Д. Максименко [6, с. 37].
По мнению Е. И. Отюцкой, ошибочно рассматривать стимул только с точки зрения позитивной заинтересованности лица, определяемой возможными поощрениями, льготами, награждениями и др. Правовые стимулы представляют собой направления деятельности лиц к законопослушному поведению. В этом смысле стимулы (в любом из своих про-
явлений) являются ограничителями поведенческой активности [14, с. 16].
С учетом функционального назначение правового стимула указанная позиция представляется обоснованной. Негативные средства воздействия (запрет, ответственность, меры пресечения и др.), которые в свою очередь можно отнести к правовым ограничениям, безусловно, оказывают воздействие на поведение субъектов права, побуждая их к правомерному поведению. Исходя из указанного, стимулирующее воздействие негативных средств не отличается от такого же влияния позитивных средств (например, льгот, поощрений, привилегий).
Вместе с тем при рассмотрении понятия «стимул» следует учитывать точку зрения законодателя, который под стимулами понимает исключительно позитивные средства воздействия. Так, Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р, предусматривает необходимость стимулирования развития отрасли информационных технологий путем предоставления льгот и гарантий субъектам информационных правоотношений (например, стимулирование работы высококвалифицированных специалистов в сфере информационных технологий посредством введения льготных программ, облегчающих обеспечение жильем указанных специалистов).
Принимая во внимания все вышеуказанные определения и учитывая, что правовой стимул является одним из инструментов политики в информационной сфере, который позволяет обеспечивать достижение социально полезных целей, правовой стимул в механизме правового регулирования следует отнести к правовому средству. В обоснование данного утверждения представляется возможным привести мнение С. С. Алексеева, который утверждает, что правовые средства играют роль инструментов оптимального решения социальных задач [1, с. 218]. Б. И. Пугинский также отмечает, что «правовые средства предназначены для организации и регулирования отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной деятельности» [15, с. 17].
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2017, vol. 17, no. 3, pp. 85-89
Мальцева М. Д.
К вопросу о правовой природе стимулов в информационном праве
Между тем в юридической литературе встречаются также иные точки зрения относительно роли правовых стимулов в механизме правового регулирования. Например, некоторыми исследователями отмечается, что правовое стимулирование является самостоятельным (позитивно-стимулирующим) методом правового регулирования / государственного управления [8, с. 124-124; 7, с. 109-112]. Однако метод представляет собой именно совокупность юридических средств, посредством которых осуществляется правовое регулирование. Стимул может выражаться в различных видах льгот, поощрений, привилегий и преимущественных прав, не выполняя при этом функцию различных правовых средств, в связи с чем не может выступать в качестве метода, заключающегося в более комплексном подходе к регулированию общественных отношений.
Согласно другой точке зрения правовой стимул является правовой нормой. Так, как указано выше, В. В. Глазырин правовыми стимулами называет правовые нормы, а С. В. Мирошник связывает их с целым правовым институтом. В. М. Ведяхин также определяет правовые стимулы через понятие правовых норм [3, с. 51]. Такие нормы права в юридической науке называют поощрительными [2, с. 24]. Классификация норм на нормы-стимулы, наряду с нормами-дефинициями, нормами-целями, нормами-принципами и другими, представляется имеющей право на существование в теории права с учетом их функционального назначения. То обстоятельство, что правовой стимул может выступать в качестве нормы, не противоречит тому, что он в то же время является средством правового регулирования. Вместе с тем правовая норма - лишь внешнее выражение правового стимула. В частности, налоговые преференции для 1Т-компаний устанавливаются различными нормами налогового законодательства (например, пп. 26 п. 2 ст. 149, п. 6 ст. 259 Налогового кодекса РФ).
Подводя итог, отметим, что вопрос о правовой природе стимулов является дискуссионным. Но большинство исследователей сходятся в их роли в механизме правового стимулирования - в качестве средства правового регулирования. Правовые стимулы могут рассматриваться как с точки зрения заинтересованности лица в поощрении его поведения, так и в отсутствии негативных последствий
(санкций). При этом в информационном законодательстве понятие стимулов раскрывается только через такие позитивные средства воздействия, как льготы и поощрения.
Литература
1. Алексеев, С. С. Теория права / С. С. Алексеев. - М.: Издательство БЕК, 1995.
- 320 с.
2. Баранов, В. М. Поощрительные нормы советского социалистического права / В. М. Баранов. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1978. - 146 с.
3. Ведяхин, В. М. Правовые стимулы: понятия, виды / В. М. Ведяхин // Правоведение.
- 1992.- № 1. - С. 50-55.
4. Глазырин, В. В. Хозрасчет. Труд. Стимулы / В. В. Глазырин. - М.: Знание, 1989. -63 с.
5. Каринский, С. С. Материальные и моральные стимулы в повышении производительности труда / С. С. Каринский. - М.: Юридическая литература, 1966. - 224 с.
6. Константинова, В. С. Правовые вопросы материального стимулирования деятельности предприятий / В. С. Константинова. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 1981. - 104 с.
7. Конин, Н. М. Стимулирование в системе методов государственного хозяйственного управления / Н. М. Конин // Актуальные проблемы современной юридической науки. -1978.-Ч. 1. - С. 109-112.
8. Курилов, В. И. Личность. Труд. Право / В. И. Курилов. - М.: Юрид. лит., 1989. - 336 с.
9. Малько, А. В. Теория государства и права: учебник / А. В. Малько, Н. И. Матузов.
- М.: Юрист, 2004. - 472 с.
10. Малько, А. В. Стимулы и ограничения в праве / А. В. Малько. - М.: Юристъ, 2003. -250 с.
11. Масевич, М. Г. Правовые вопросы материального стимулирования предприятий / М. Г. Масевич, Б. В. Покровский, М. К. Су-лейменов. - Алма-Ата: Наука, 1972. - 232 с.
12. Мирошник, С. В. Правовые стимулы в российском законодательстве: дис. ... канд. юрид. наук / С. В. Мирошник. - Ростов-на-Дону, 1997. - 167 с.
13. Нефагина, К. А. Понятие и сущность стимулирования в трудовом праве / К. А. Не-фагина // Социальное и пенсионное право. -2008. - № 3. - С. 10-13.
14. Отюцкая, Е. И. Стимулы и ограничения в энергосбережении: гражданско-правовой аспект: автореферат дис. ... канд. юрид. наук / Е. И. Отюцкая. - Краснодар, 2012. - 25 с.
15. Пугинский, Б. И. Правовые средства обеспечения эффективности производства / Б. И. Пугинский. - М.: Юрид. лит., 1980. -144 с.
16. Романович, А. Н. Стимулирование ис-
полнения хозяйственных договоров / А. Н. Романович, Е. А. Тихоненко. - Минск: Наука и техника, 1968. - 164 с.
17. Тихомиров, Ю. А. Закон, стимулы, экономика / Ю. А. Тихомиров.- М.: Юрид. лит., 1989. - 270 с.
18. Тихонравов, Ю. В. Основы философии права / Ю. В. Тихонравов. - М.: Вестник, 1997. - 608 с.
Мальцева Мария Дмитриевна - аспирант кафедры теории государства и права, конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 21 июня 2017 г.
DOI: 10.14529/law170315
REVISITING THE LEGAL NATURE OF INCENTIVES IN THE INFORMATION LAW
M. D. Maltseva
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The article analyses different approaches to definition of the legal incentive. There is comparison between understanding incentives only as a positive legal mean of influencing human behavior (like benefits and privileges) and its extending by including also negative legal means (for example, restrictions and liability). It is concluded that incentives are legislated only as a positive legal means (for example, benefits and privileges). At the same time regardless of different understanding approaches of «legal incentives» researchers share one view on its functional feature: positive legal motivation and legal influence on subjects of law behavior and social relations. The article also analyses various points of view on role of incentives in legal regulation mechanism: as a means, a method of legal regulation and a norm of law. Being outwardly a norm of law (incentive rule), legal incentives play the role of an instrument that helps to achieve socially useful aims. That reveals that legal incentives are means of legal regulation without becoming a method of legal regulation at the same time.
Keywords: legal incentives, legal regulation mechanism, positive and negative legal means.
References
1. Alekseev S. S. Teorijaprava [The theory of law]. Moscow, 1995, 320 p.
2. Baranov V. M. Pooshhritel'nye normy sovetskogo socialisticheskogo prava [Stimulatory legal provisions of soviet socialistic law]. Saratov, 1978, 146 p.
3. Vedjahin V. M. [Legal incentives: definitions, kinds]. Pravovedenie [Jurisprudence], 1992, no. 1, pp. 50-55. (in Russ.)
4. Glazyrin V. V. Hozraschet. Trud. Stimuly [Self-supporting basis. Labour. Incentives]. Moscow, 1989,63 p.
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2017, vol. 17, no. 3, pp. 85-89
Мальцева М. Д.
К вопросу о правовой природе стимулов в информационном праве
5. Karinskij S. S. Material'nyj I moral'nye stimuly vpovyshenii proizvoditel'nosti truda [Material and moral incentives in development of labour productivity]. Moscow, 1966, 224 p.
6. Konstantinova V. S. Pravovye voprosy material'nogo stimulirovanija dejatel'nosti predprijatij [Legal issues of material incentives in enterprise activity]. Saratov, 1981, 104 p.
7. Konin N. M. [Stimulation in the system of state economic management methods] Aktual'nye problem sovremennoj juridicheskoj nauki [Urgent problems of modern legal science], 1978, Vol. 1, pp. 109-112. (in Russ.)
8. Kurilov V. I. Lichnost'. Trud. Pravo [Personality. Labour. Law]. Moscow, 1989, 336 p.
9. Mal'ko A. V., Matuzov N. I. Teorija gosudarstva i prava [Theory of state and law]. Moscow, 2004, 472 p.
10. Mal'ko A. V. Stimuly i ogranichenija v prave [Legal incentives and restrictions]. Moscow, 2003, 250 p.
11. Masevich M. G., Pokrovskij B. V., Sulejmenov M. K. Pravovye voprosy material'nogo stimulirovanija predprijatij [Legal issues of material stimulation of enterprises]. Alma-Ata, 1972, 232 p.
12. Miroshnik S. V. Pravovyestimuly v rossijskom zakonodatel'stve: diss. ... kand. jurid. nauk [Legal incentives in Russia legislation: Diss. Kand. (Law)]. Rostov-on-Don, 1997, 167p.
13. Nefagina K. A. [Definition and essence of stimulation in labour law] Social'noe i pensionnoe pravo [Social and pensionary law]. 2008. no. 3, pp. 10-13. (in Russ.)
14. Otjuckaja E. I. Stimuly i ogranichenija v jenergosberezhenii: grazhdansko-pravovoj aspekt: avtoref. ... kand. jurid. nauk [Incentives and restricions in energy saving: civil law aspect: author's abstract Diss. Kand. (Law)]. Krasnodar, 2012, 25 p.
15. Puginskij B. I. Pravovye sredstva obespechenija jeffektivnosti proizvodstva [Legal means of ensuring productivity]. Moscow, 1980, 144 p.
16. Romanovich A. N., Tihonenko E. A. Stimulirovanie ispolnenija hozjajstvennyh dogovorov [Stimulation of execution of contracts]. Minsk, 1968, 164 p.
17. Tihomirov Ju. A. Zakon, stimuly, jekonomika [Law, incentives, economics]. Moscow, 1989. 270 p.
18. Tihonravov Ju. V. Osnovy filosofii prava [Basics of philosophy of law]. Moscow, 1997, 608 p.
Maria Dmitrievna Maltseva - graduate student at the Department of Theory of State and Law, Constitutional and Administrative Law, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Received 21 June 2017.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Мальцева, М. Д. К вопросу о правовой природе стимулов в информационном праве / М. Д. Мальцева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2017. - Т. 17, № 3. - С. 85-89. БО!: 10.14529/^170315.
FOR CITATION
Maltseva M. D. Revisiting the legal nature of incentives in the information law. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2017, vol. 17, no. 3, pp. 8589. (in Russ.) DOI: 10.14529/law170315.