Научная статья на тему 'Проблемы стимулирования исполнения обязанностей военной службы военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации'

Проблемы стимулирования исполнения обязанностей военной службы военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3083
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
обязанности военнослужащих / стимулирование / продвижение по военной службе / Интерес / Мотивация / Мотив / стимул / military personnel duties / stimulation / career progression / Interest / Motivation / motive / Incentive

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тюрин Александр Игоревич

В статье приводятся результаты теоретического исследования проблемы стимулирования исполнения военнослужащими обязанностей военной службы. Раскрываются сущность понятия «правовое стимулирование военной службы» и механизм стимулирования военной службы с точки зрения воздействия стимулов исполнения должностных обязанностей на сознание военнослужащего. На основе анализа соотношения моральных и материальных аспектов стимулирования делается вывод о том, что отсутствие в настоящее время нормативно установленных критериев продвижения военнослужащих по военной службе является недостатком системы стимулирования обязанностей военной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the results of theoretic research of the problem of the stimulation of performance of military service duties. It also discloses the essence of notion «legal stimulation of military service» and the mechanism of this stimulation in the context of the influence of the motivation of the performance of the duties on the sense of the military man. Co-relation of moral and material aspects of stimulation is analyzed in the article. The authors draw a conclusion that the lack of system of stimulation is the absence of standard measures of the upward in military career.

Текст научной работы на тему «Проблемы стимулирования исполнения обязанностей военной службы военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации»

Тюрин А.И., Иванов Е.С.

ПРОБЛЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

Стимулирование исполнения обязанностей военной службы военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, следует выделять в отдельный, самостоятельный предмет исследования в связи с объективно сложившейся в настоящее время в Российской Федерации ситуацией, связанной с падением заинтересованности в добросовестном исполнении обязанностей военной службы военнослужащими-контрактниками.

За последние десятилетия значительно изменилось сознание большинства российских граждан, в том числе и военнослужащих: при наличии в обществе потенциальной возможности для личности выступать в качестве субъекта правоотношений в рамках нескольких правовых режимов (властного; дающего возможность выбора поведения; стимулирующего и т. п.) предпочтение отдается тому из них, который создает наиболее благоприятные условия для удовлетворения интересов субъекта.

Недостаточное количество стимулирующих правовых средств в военном праве в самом общем виде влечет за собой создание следующей ситуации: в настоящее время военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не заинтересованы в добросовестном исполнении (не говоря уже о так называемом сверхисполнении [1]) обязанностей военной службы, и, как следствие, имитируют военную службу, а лица, имеющие потенциальную возможность заключить контракт о прохождении военной службы, не делают этого, отдавая предпочтение иным видам трудовой деятельности. Такая ситуация является свидетельст-

1 В статье публикуются результаты промежуточного исследования в рамках научно-исследовательской работы на тему: «Разработка современных механизмов стимулирования государственных служащих Минобороны России. Нормативное регулирование вопросов, обеспечивающих объективную оценку и учет профессионализма, показателей результативности деятельности государственных служащих Министерства обороны Российской федерации, при принятии решений о дальнейшем служебном предназначении».

вом снижения социального престижа1 военной службы. Правовой режим, действующий в системе военно-служебных отношений, практически не способен детерминировать социально полезную активность военнослужащих, выражающуюся в добросовестном исполнении ими обязанностей военной службы.

Как указывалось ранее, правовое стимулирование исполнения военнослужащими обязанностей военной службы — это правотворческая и правоприменительная деятельность органов государственной власти и органов военного управления, направленная на создание и существование такого правового режима, при котором достижение государственно-значимых (общественно полезных) целей военной службы обеспечивается добросовестным исполнением военнослужащими своих обязанностей, основанным на достижении баланса удовлетворения как публичных, так и собственных интересов [2].

С теоретической точки зрения в систему стимулирования исполнения обязанностей военной службы входят правовые, психологические и экономические составляющие (элементы).

Проанализируем, каким же образом право оказывает свое действие на стимулирование исполнения обязанностей военной службы.

Как известно, любая информация, воспринимаемая субъектом, перед тем, как побудить его к определенной деятельности, должна обязательно пройти процесс понимания. Сущность процесса понимания заключается с психологической точки зрения в том, что условные знаки, служащие средством духовного общения людей между собой (т. е. слова, письмена, образы и т. д.), возбуждают в воспринимающем их те же представления, понятия и чувствования, какие связывались с этими знаками в душе употребившего их лица [3].

Правовые средства (нормы права в целом и их элементы в частности) на информационно-психологическом уровне воздействуют на интересы.

Интерес в психологической науке представляет собой «специальный психический механизм, побуждающий человека к деятельности, приносящей эмоциональное насыщение» [4]. Это форма проявления в сознании человека та-

1 Престиж социальный — привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам жизни и деятельности людей (их социальному положению, профессии, психологическим и физическим качествам), а также социальным группам, институтам, организациям (Российский энциклопедический словарь : В 2 кн. М., 2000. Кн. 2. С. 1246).

кой его потребности, удовлетворение которой для него жизненно важно и удовлетворить которую можно только посредством определенной деятельности.

В социологии под интересом понимается «реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и т.п., участвующих в них индивидов, социальных групп» [5].

Необходимо учитывать специфику сферы военно-служебных отношений, в рамках которой при соотношении интересов военнослужащих и интересов государства приоритет отдается государственным интересам, что весьма точно было выражено немецким юристом XIX в. Л. фон Штейном: «... Войско, жертвуя все время на преследование интересов государства как совокупности всех граждан лишается возможности преследовать свои личные интересы. » [6].

Потребность, в самом общем плане определяемую как нужду человека, социального субъекта в чем-либо, что может снять возникшее состояние противоречия с окружающей средой, ученые прямо относят к элементу, непосредственно связанному со стимулом к труду [См.: 7, 8]. В наиболее общем плане потребности подразделяют на материальные и духовные [См.: 9, с. 26]. Интересы связаны не со всеми потребностями, а только с положительно переживаемыми [См.: 10, с. 173].

В теории права под сущностью интереса понимается «.стремление добиться известного блага, но вполне законное, поддерживаемое правом, защищаемое в ряде случаев судом» [11].

С.Н. Братусь считает, что интерес является «предпосылкой для приобретения субъективных прав» [12].

Базовые человеческие потребности в соответствии с теорией иерархии потребностей А.Г. Маслоу [См.: 13] разделяются на пять групп (уровней) и схематично представляются в виде так называемой пирамиды Маслоу.

Среди потребностей высшего уровня также существует потребность во власти, проявляющаяся как стремление контролировать ход событий и воздействовать на других людей [14]. Реализация этой потребности особенно актуальна в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации, одним из основных принципов строительства которых является принцип единоначалия.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что первичные потребности требуют удовлетворения в первую очередь и, следовательно, влияют на поведение индивидуума ранее, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. Прежде чем потребность следующего уровня

станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня [15].

Наряду с интересами важное место в механизме детерминации человеческой деятельности занимают ценности - своеобразные ориентиры, регуляторы поведения, руководство к действию. Совокупность оценок различных элементов действительности составляет систему ценностных ориентаций, которая складывается под воздействием реальной жизнедеятельности человека, его социологи-зации и воспитания [16]. Так же как потребности и интересы, ценности непосредственно связаны с формированием стимулов деятельности, в том числе и стимулов воинского труда. В то же время ценности - более сложное явление, они базируются на потребностях и интересах личности, но обособлены и удалены от них и воспринимаются на эмпирическом уровне как самостоятельные стимулы поведения и деятельности.

Ценности воздействуют как на формирование стимулов, так и на реализацию заложенного в них активизирующего потенциала. На силу такого воздействия влияет процесс формирования самих ценностей [См.: 9, с. 33].

Военнослужащий для удовлетворения собственного либо чужого интереса в рамках военно-служебных отношений первоначально определяет то, что для этого должно быть сделано, достигнуто, т. е. определяет цель. В некоторых случаях он может поставить себе и такие высокие цели, которые не только прямо не обусловливаются его потребностями, но даже порой не отвечают им, а иногда требуют жертв [См.: 9, с. 27]. При этом военнослужащий обращается к правовой норме, являющейся элементом ситуации, удовлетворения интереса. В этой норме содержится модель цели, которую он конкретизирует, адаптируя к реальным условиям жизни [См.: 17, с. 146].

Для того чтобы, отталкиваясь от интересов и потребностей, достичь цели, необходимо наличие связующего звена - мотивов человеческой деятельности.

Только те потребности, которые стали «доминирующими в конкретных условиях ситуации, места и времени, осознались и принялись личностью как должное, лежат в основе мотива» [18].

Рассматривая влияние правовых стимулов на исполнение обязанностей военной службы, т. е. на деятельность, на положительную активность субъекта (военнослужащего) авторы предполагают наиболее правильным согласиться с Е.П. Ильиным, который понимает мотив как внутреннее осознанное побуждение, отражающего готовность человека к действию или поступку [10, с. 57].

А.В. Малько также считает, что «мотив — движущая сила, побудительная причина» [17, с. 148]. Конкретная мотивация реального действия, исходя из соотношения побуждения с целью, не исчерпывается им. Он включает осложняющее и видоизменяющее основной мотив отношение индивида к реальным обстоятельствам той конкретной жизненной ситуации, в которой должно быть осуществлено действие [См.: 19].

Среди прочих личность военнослужащего характеризуют такие мотивационные образования, как аффилиация1, мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, мотив власти [20]. Мотив власти — стремление человека господствовать, управлять и распоряжаться людьми — один из важнейших в процессе прохождения военной службы при реализации государством гарантии назначения военнослужащих на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе (п. 2 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

По нашему мнению, правовой стимул на психологическом уровне только в том случае преобразуется в побудительную силу, когда коснется интереса военнослужащего и превратится в мотив. Однако правовой стимул может и не превратиться в позитивный мотив, если военнослужащим не принимается, не соответствует каким-либо его перспективным целям. Например, чтобы присвоение воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, как правовой стимул стало мотивом добросовестного исполнения обязанностей военной службы, необходимо его восприятие военнослужащим в качестве блага и осознание как справедливого вознаграждения. В этом случае стремление получить воинское звание на одну ступень выше (как мотив деятельности) способствует повышению эффективности исполнения обязанностей военной службы. Но для ряда военнослужащих, у которых подобного рода стимулы не вызывают заинтересованности ввиду того, что воинские звания «майор», «капитан 3 ранга» являются предельными для такого поощрения, а также ввиду того, что отдельные военнослужащие не считают для себя возможным получить это поощрение из-за невысокой профессиональной подго-

1 Аффилиация — стремление человека быть в обществе других людей, идентифицировать себя с конкретной социальной группой. Данный мотив находится в тесной взаимосвязи с социальным престижем этой группы, в рассматриваемом случае -престижем воинского коллектива. - Прим. авт.

товки, личной недисциплинированности, присвоение воинского звания на одну ступень выше не превращается в мотив, оставаясь на уровне не реализованного для этих военнослужащих правового стимула. Данное поощрение отражается в их сознании, но не воспринимается как побуждение, не преобразовалось в мотив, не оказалось привлекательным.

Следующий этап действия права на стимулирование исполнения обязанностей военной службы - возникновение правовой установки на позитивную активность военнослужащего. Правовая установка - «определенный гармоничный настрой всех структурных элементов правового сознания личности в момент, предшествующий действию или проявлению социально-правовой активности; природа правовой установки, уровень ее фиксирования, степень вероятности перехода в активность находятся в зависимости от соотношения ее компонентов: эмоций, чувств, мотивов, отношений, привычек, целей - словом, от всего того, что называется внутренней пружиной действия, внутренним напряжением, потенциалом, раскрывающимся в действии» [17, с. 154]. Установка - завершающая стадия психической регуляции, представляет собой переходный этап от интереса и мотива к действию.

Наиболее существенная характеристика правовой установки — готовность действовать в соответствии с правовыми требованиями [См.: 21].

Активность — сознательная деятельность субъекта, необходимый элемент социально-правового развития, стремление военнослужащего оптимизировать свои усилия и добиться высоких конечных результатов. Подобная активность основывается на единстве общественных и личных интересов, поэтому главным ее источником является именно интерес.

Создавая с помощью правовых стимулов благоприятные условия для реализации интереса, государство способствует повышению позитивной активности, так как правомерное поведение в рамках исполнения обязанностей военной службы строится таким образом, что активность направляется на удовлетворение самых насущных интересов.

Необходимо дифференцировать активность и инициативу. Активность могут формировать как стимулирующие, так и ограничивающие средства, инициативу — только стимулирующие. Инициатива — высшая форма активности, ее добровольное проявление, в основе которой лежит личная заинтересованность. Лишь инициативный подход способствует достижению максимально возможного полезного результата исполнения обязанностей военной службы, только он

может лежать в основе «сверхисполнения», о котором говорилось выше. Таким образом, правовой стимул может и должен являться средством, способствующим достижению наиболее значимых государственных целей.

Если правовой стимул, представляя собой продукт нормотворческой деятельности (норму права), - статичное понятие, то правовое стимулирование, являющееся деятельностью соответствующих субъектов-правоприменителей, имеет форму процесса, то есть по сути - динамичное понятие.

В исследованиях военных ученых - юристов встречается такое понятие, как финансовое стимулирование. В частности, А.И. Землин финансовое стимулирование определяет как элемент процесса распределения и перераспределения совокупного военного продукта в экономике Вооруженных Сил, использование которого позволяет усиливать материальную заинтересованность военнослужащих в достижении высоких показателей в боевой подготовке, воспитании личного состава и укреплении воинской дисциплины, обеспечении экономного и целесообразного использования государственных средств, выделяемых на нужды обороны [22]. Придание большого значения материальной составляющей процесса стимулирования в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации, по мнению авторов, во многом обусловлено тем, что во многих нормативных актах Министерства обороны СССР и Министерства обороны Российской Федерации стимулирование понимается преимущественно как денежно-экономический способ повышения заинтересованности в исполнении обязанностей1, о чем уже го-

1 Например, в соответствии с п. 2 Положения о порядке осуществления военным образовательным учреждением высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации платной деятельности в области образования и в других областях, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 23 января 2004 г. № 25 (Российская газета. 2004, 16 марта), одной из целей осуществления военно-учебным заведением платной деятельности является стимулирование труда профессорско-преподавательского состава и научных работников военноучебного заведения; в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации «Об учреждении поощрительных стипендий Министерства обороны Российской Федерации для отличников учебы суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации» от 14 апреля 2003 г. № 118 (Российская газета. 2004. 15 мая) целью учреждения поощрительных стипендий и произведения их выплат отличникам учебы является стимулирование учебной работы.

ворилось выше (хотя в отдельных правовых актах присутствует понятие «моральное стимулирование»1).

В качестве цели материального стимулирования деятельности юристов военного округа О. А. Овчаров определяет привлечение «в юридическую службу военного округа высокопрофессиональных, опытных кадров», а также утверждает, что необходимо ставить вопрос «о возрождении ранее существовавшей в военном законодательстве нормы, устанавливающей порядок материального стимулирования деятельности по защите имущественных интересов военных организаций» [23].

По мнению авторов и с учетом ранее предложенного определения правового стимула исполнения обязанностей военной службы, игнорирование иных, не материальных аспектов содержания стимулирования не совсем правильно, так как конечной целью стимулируемой в рамках исполнения обязанностей военной службы деятельности может быть приобретение в том числе и нематериального блага.

Некоторым подтверждением указанного мнения является утверждение

А.Т. Вахидова о том, что при комплектовании вооруженных сил на добровольной (контрактной) основе доминирование для военнослужащих такого стимула, как денежное довольствие, влечет за собой значительное ухудшение моральнонравственного состояния армии [24].

Говоря о стимулировании исполнения обязанностей военной службы, необходимо обязательно отметить, что не все случаи исполнения обязанностей военной службы представляют собой активную деятельность военнослужащих. В п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) содержится исчерпывающий перечень случаев, в которых военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы. Среди них такие случаи, как: нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно (пп. «з» п. 1 ст. 37 указанного Закона); следование к месту военной службы и обратно (пп. «и» п. 1 ст. 37 указанного Закона); нахождение в плену (за исключением случаев добро-

1 См., например, приказ министра обороны Российской Федерации «Об учреждении нагрудных знаков «Командир корабля» и «За дальний поход» от 21 марта 1996 г. № 123 (официально не опубликован), в соответствии с которым указанные знаки учреждаются в целях повышения престижа и морального стимулирования военной службы в Военно-Морском Флоте.

вольной сдачи в плен) в положении заложника или интернированного (пп. «л» п. 1 ст. 37 указанного Закона); безвестное отсутствие - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим (пп. «м» п. 1 ст. 37 указанного Закона) по своей сути в основном предполагают собой отсутствие каких-либо активных действий военнослужащих и, следовательно, в стимулирующем воздействии норм права не нуждаются.

Рассматривая вопросы правового стимулирования, нельзя оставить без внимания понятия принципа права, принципов военной службы и принципов правового стимулирования исполнения обязанностей военной службы.

В.М. Звонков выделяет следующие принципы стимулирования воинского труда: зависимость величины поощрения от действительных результатов воинского труда; единство материального и духовного стимулирования (духовного и материального поощрения); сочетание индивидуального, коллективного и общественного стимулирования; последовательное и дифференцированное использование различных стимулов; своевременность и оперативность в применении тех или иных форм стимулов; гласность и сравнимость в стимулировании; доступность и гарантированность стимулов; широкое участие коллектива в определении претендентов на поощрение и видов поощрения [9, с. 126, 127].

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе, т. е. данная норма содержит правовое средство, которое можно охарактеризовать как привилегию, предоставляемую только тем военнослужащим, которые достаточно добросовестно с точки зрения командиров и начальников исполняли свои обязанности.

Приведенная правовая норма призвана оказать информационнопсихологическое воздействие на сознание военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, и тем самым вызвать у него заинтересованность в добросовестном исполнении обязанностей военной службы, совершенствовании воинского мастерства, продолжении нахождения на военной службе в том числе посредством заключения новых контрактов. В данном случае мотивационной ос-

новой заинтересованности военнослужащего выступают такие образования, как мотив власти и мотив достижения успеха1.

Продвижение по государственной службе в научных исследованиях также является стимулирующим правовым средством [25].

Неэффективность нормативно-правовой базы в системе стимулирования военно-служебных отношений отрицательно влияет на обеспечение военной безопасности государства [См.: 26]. Обязательность согласия военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, для назначения на высшую воинскую должность (в том числе и в интересах военной службы) создает серьезные препятствия для формирования условий преемственности военноуправленческих кадров, сдерживает продвижение по службе молодых офицеров.

Основной недостаток системы регулирования продвижения по службе - отсутствие нормативного закрепления необходимого требования о наличии положительного решения аттестационных комиссий о назначении на вышестоящую должность. Данный недостаток порождает пассивное отношение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы, и как следствие, утрачивается мотивационный потенциал такого стимулирующего средства, как продвижение по военной службе. Следует отметить, что ранее действовавшее советское законодательство придавало гораздо большее значение заключениям по итогам аттестации военнослужащих при решении вопросов о включении их в резерв офицерского состава для выдвижения на вышестоящие должности2.

Данная проблема как одна из наиболее актуальных для Вооруженных Сил Российской Федерации уже затрагивалась рядом ученых — военных юристов [27, 28].

Существует также некоторое противоречие между нормой абз. 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которая говорит о государ-

1 Влияние правовых стимулов на исполнение обязанностей было рассмотрено одним из авторов в следующей статье: Тюрин А.И. Механизм действия правовых стимулов на исполнение обязанностей военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2004. № 8. С. 61 - 62.

Например, приложение № 4 к ст. 24 Инструкции о порядке применения в Советской Армии и Военно-Морском Флоте Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденный приказом министра обороны СССР от 6 апреля 1985 г. № 100 определяло механизм проведения аттестации для 168 воинских должностей (для каждой конкретно). - Прим. авт.

ственной гарантии военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, назначения на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе (т. е. конкурс, исходя из смысла Закона, должен проводиться во всех случаях назначения на высшие должности), и нормой пп. «в» п. 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, которая предусматривает проведение конкурса лишь при занятии вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших военно-учебных заведениях, в научноисследовательских организациях и на испытательных полигонах1.

Таким образом, заложенное в норме Закона требование о конкурсном порядке замещения должностей в процессе продвижения по службе, за единственным исключением, не находит своего развития в подзаконных актах.

* * *

1. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 657.

2. Тюрин А.И. Правовые основы стимулирования исполнения обязанностей военной службы военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. ...канд. юрид. наук. М.: Воен. ун-т, 2005. С. 44.

3. ВаськовскийЕ.В. Руководство к толкованию и применению законов. М., 1913.

4. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 4.

5. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. М., 2000. Кн. 1. С. 582.

6. Штейн фон Л. Военный быт как часть науки о государстве / пер. А. Эртеля. СПб., 1875. С. 15.

7. ЗдравомысловА.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986. С. 36.

8. Маргулис А.В., Степанов Е.И. Потребности человека: методологические проблемы комплексного исследования (аналитический обзор литературы) // Вопросы философии. 1986. № 4. С. 52 - 62.

9. Звонков В.М. Стимулы социалистического воинского труда (социально-политический анализ): Дис. ... канд. филос. наук. М., ВПА, 1990.

10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004.

11. Матузов Н.В. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 121.

12. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С. 20.

13. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: «Евразия», 1999. С. 77 - 105.

14. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. С. 371.

15. ШаховойВ.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности. М.: Вершина, 2003. С. 66.

16. Добрынина В.И. Ценностные ориентации современной молодежи // Научный коммунизм. 1989. № 8. С. 102.

17. Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб.: «Юридический центр пресс», 2004.

1 Порядок проведения указанных конкурсов в Министерстве обороны Российской Федерации регулируется Инструкцией, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2000 г. № 230.

18. Толкаченко А.А. Мотив и цель воинских преступлений по советскому уголовному праву: Дис. .канд. юрид. наук. М., 1990. С. 31.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. С. 444.

20. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов н/Д, 1999. С. 155 - 157.

21. ЩербаковаН.В. Проблемы правовой установки личности. Ярославль, 1993. С. 7, 11.

22. Землин А.И. Военно-финансовые отношения: понятия и система (теоретико-правовой анализ). М. : Воен. ун-т, 2004. С. 88 - 89.

23. Овчаров О.А. Правовые основы организации и деятельности юридической службы военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис. .канд. юрид. наук. М., 2000. С. 140 - 142.

24. Вахидов А.Т. Организационно-правовые основы поступления граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации: Дис. .канд. юрид. наук. М., 1996. С. 161.

25. Мирошник С.В. Теория правового стимулирования: Дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2003. С. 173 - 193.

26. Фатеев К.В. Юридические опасности военной безопасности Российской Федерации (О некоторых аспектах влияния права на военную безопасность государства) // Право в Вооруженных Силах. 2003. № 12. С. 62—63.

27. Кудашкин А.В. Военное право: понятие, актуальные проблемы направления исследований // Российский военно-правовой сборник. 2004. № 1. С. 7

28. Фатеев К.В. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование). М., 2004. С. 83 - 84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.