Научная статья на тему 'Особенности поощрения военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации: теоретический аспект'

Особенности поощрения военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10228
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПООЩРЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ВОЕННАЯ РЕФОРМА / ENCOURAGEMENT OF MILITARY MEN / ENSURING MILITARY DISCIPLINE / MILITARY REFORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Туганов Юрий Николаевич

В статье рассмотрены актуальные проблемы развития российского военного законодательства о поощрении военнослужащих. По результатам исследования данной проблемы делается вывод о том, что поощрение является важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины. Выделяются признаки и функции поощрения военнослужащих и дается его определение. Отмечается, что возрастание роли поощрения, безусловно, требует развития принципов стимулирования военнослужащих за результаты служебной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Encouragement Peculiarities of the Russian Federation Military Men: Theoretical Aspect

The article is devoted to the actual problems of development of the Russian military legislation concerning encouragement of military men. According to results of the research of the given problem there is a conclusion that encouragement is the important means of education of military men and strengthening of military discipline. Attributes and functions of encouragement of military men are selected, and there is a definition of this term. It is noticed that the increase of encouragement role certainly demands the development of military men stimulation principles for the results of service

Текст научной работы на тему «Особенности поощрения военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации: теоретический аспект»

УДК 344

Ю.Н. Туганов

U. Tuganov

ОСОБЕННОСТИ ПООЩРЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ENCOURAGEMENT PECULIARITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION MILITARY MEN: THEORETICAL ASPECT

В статье рассмотрены актуальные проблемы развития российского военного законодательства о поощрении военнослужащих.

По результатам исследования данной проблемы делается вывод о том, что поощрение является важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины. Выделяются признаки и функции поощрения военнослужащих и дается его определение.

Отмечается, что возрастание роли поощрения, безусловно, требует развития принципов стимулирования военнослужащих за результаты служебной деятельности

The article is devoted to the actual problems of development of the Russian military legislation concerning encouragement of military men.

According to results of the research of the given problem there is a conclusion that encouragement is the important means of education of military men and strengthening of military discipline. Attributes and functions of encouragement of military men are selected, and there is a definition of this term.

It is noticed that the increase of encouragement role certainly demands the development of military men stimulation principles for the results of service

Ключевые слова: поощрения военнослужащих, обес- Key words: encouragement of military men, ensuring mili-

печение воинской дисциплины, военная реформа tary discipline, military reform

Абсолютное большинство людей, занимаясь любым видом деятельности, явно или неявно желает общественного признания ее результатов, т.е. общепринятых внешних форм выражения одобрения. Перспектива быть отмеченным, выделенным из общей массы, возвышает военнослужащего как в собственных глазах, так и, что может быть еще важнее, по его мнению, в глазах своих сослуживцев. Вдвойне возвышает и приносит

чувство наибольшего удовлетворения, когда личное мнение поощренного и окружающих едины в оценке и признании его заслуг. В этом отношении военная служба представляется уникальной сферой, в которой изначально закладывался механизм такого внешнего общественного признания заслуг, профессиональных и личных достоинств человека, который состоит на военной службе у своего Отечества.

Государство в той или иной форме всегда заинтересовано в совершенствовании деятельности своего аппарата, которая, в конечном счете, направлена на повышение его эффективности, как она понимается в данную историческую эпоху. Напрямую это относится и к Вооруженным Силам РФ. Поощрения -важное средство воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины. Они, как стимулы, вырабатывают сознательное отношение к делу, способствуют развитию инициативы, смелости и решительности, мобилизуют на преодоление трудностей [1]. Сущность поощрения весьма точно выразил профессор К.С. Вельский, рассматривающий поощрение не иначе как особый вид управленческого «давления», такое государственное воздействие, которое не подчиняет, но специфическим образом направляет волю лица на действия, полезные для интересов коллектива и общества [2].

Одним из самых распространенных правовых стимулов военнослужащих является поощрение. При этом система мер поощрения эффективности деятельности военнослужащих занимает среди правовых средств обеспечения воинской дисциплины самостоятельное место. Как сказано в ст. 17 Дисциплинарного устава ВС РФ (далее - ДУ ВС РФ), «поощрения являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины» (аналогичным образом определялись поощрения и в ДУ ВС рФ 1993 г.).

Правовое поощрение - это эффективный способ признания заслуг лица, который можно рассматривать как совокупность правовых норм, в соответствии с которыми субъект за определенное положительное поведение приобретает соответствующие благоприятные последствия, которые одновременно являются призывом к установленному виду социальноактивного правомерного поведения.

Развернутое определение правового поощрения требует выделения его признаков и функций [3]. Предлагаемый авторами, специально исследовавшими эти вопросы, перечень

признаков, достаточно полон:

1) поощрение связано с заслуженным поведением;

2) поощрение сопряжено с сугубо добровольным поступком;

3) меры поощрения юридически одобряют позитивные действия;

4) поощрение взаимовыгодно для общества и субъекта, осуществляющего его;

5) поощрение - юридический стимул, причем, как правило, самый действенный;

6) вместе с тем, оно играет и определенную ограничивающую роль, что создает побочный эффект. Например, премия не только побуждает военнослужащего к высококачественному исполнению обязанностей военной службы путем заинтересованности в достижении поощряемого результата, но и косвенно сдерживает (опять же позитивными методами) от антиобщественного, противоправного поведения.

Практически совпадают и позиции авторов, исследовавших функции правового поощрения, различаясь только в степени их деталировки. Так, О.В. Левин, кроме выделяемых в литературе другими авторами функций (контролирующей, мотивационной, коммуникативной, оценивающей, гарантирующей, распределительной, воспитательной) (А.В. Малько считает, что «правовые поощрения выполняют контролирующую, стимулирующую, коммуникативную, оценивающую, гарантирующую,

распределительную и воспитательную функции») [3] выделяет также следующие:

1) стимулирующая функция, поскольку поощрение развивает социально-правовую активность людей (поощрение как правовой стимул влияет на формирование правомерной мотивации);

2) ориентационная функция (устанавливая те или иные виды поощрения, государство тем самым определяет цели, к которым следует стремиться стимулирующим и стимулируемым субъектам);

3) обеспечительная функция следует из того обстоятельства, что с помощью мер по-

ощрения властный субъект не директивно, а косвенным образом «обеспечивает» социально-полезное поведение граждан;

4) функция согласования интересов (компромисса) состоит в том, что с помощью применения мер поощрения может достигаться цель согласования интересов государства и различных слоев граждан.

А.А. Гришковец, анализируя сложившийся в российском государственном аппарате порядок поощрения государственных служащих, выделяет две группы поощрений:

1) формализованные (нормативно закрепленные в законодательстве как меры поощрения);

2) неформализованные (хотя и не названные в законодательстве среди мер поощрения, но по своему характеру, содержанию, целям и значению реально таковыми являющиеся, и де-факто, широко используемые на государственной службе) [4].

В юридической науке имеются и иные мнения о классификации поощрений, применяемых к государственным служащим. Так, например, профессор К.С. Вельский выделяет три группы поощрений:

1) моральные (награждение Почетными грамотами, занесение в Книгу почета и на Доску почета, объявление благодарности, награждение орденами и медалями, присвоение почетных званий);

2) материальные (денежные премии, ценные подарки, вознаграждение по итогам года);

3) организационные (продвижение по служ -

бе).

Однако, по мнению А.А. Гришковца, данная классификация не может быть признана достаточно полной, т.к. она не принимает в расчет реальную практику, существующую в государственном аппарате, где поощрение нередко имеет неявный, т.е. неформализованный характер и юридически никак не оформляется, но фактически широко используется. Представляется, что это соответствует реальному положению дел не только в государст-

венном аппарате, но и в ВС РФ.

Приходится признать, что ни в российском законодательстве, ни в юридической науке пока не закреплено всеохватывающее цельное определение понятия «поощрение военнослужащего», хотя потребность в этом очевидна. Правда, известны отдельные попытки ученых-юристов сформулировать понятие «поощрение государственного служащего». Например, профессор А.Ф. Ноздрачев понимает под поощрением меры морального и материального характера, связанные с пуб-личным признанием заслуг и оказанием общественного почета государственным служащим за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и достигнутые результаты в государственной службе [5].

Представители науки трудового права тоже пытались внести свой вклад в определение понятия «поощрение». Например, В.И. Шкатулла определяет поощрение как положительную санкцию, заслуженную меру одобрения, как правило, публичное признание заслуг, отличий и успехов персонала в том или ином виде деятельности, выступающее как способ социального контроля, правового регулирования трудовых отношений, средство воздействия на субъектов, их интересы, цели и иные мотивы, призванное подкреплять позитивное и превосходящее обычные требования поведение [6].

Определение «поощрение государственного служащего» как более отвечающее требованиям современного права, по нашему мнению, дает А.А. Гришковец, понимая под таковым нормативно закрепленную или фактически используемую форму признания со стороны публичной власти личных заслуг государственного служащего, применяемую при наличии достаточных оснований, уполномоченным государственным органом или его должностным лицом путем издания правового акта установленной формы или совершения иных действий, приносящих поощряемому государственному служащему материальные и (или) нематериальные преимущества [4; С. 175].

При формулировании понятия «поощрение военнослужащего» нужно исходить из того, что это не только правовое поощрение, т.е. форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается и для него наступают благоприятные последствия [7], но и в целом ряде случаев - неправовое поощрение.

Военная служба в РФ как особый вид государственной службы требует формирования современной системы стимулирования, отражающей ее специфику. Ряд авторов считает, что «военная организация российского государства во все времена (выделено нами, Ю.Т.) отличалась несколько консервативным подходом к управлению практически любым видом деятельности и некоторой инертностью в принятии прогрессивных решений, что не могло не сказаться на военном законодательстве Российской Федерации, нормы которого содержат довольно небольшое количество позитивных санкций» [8]. Думается, что следует делать акцент не на консерватизме военного права России, имеющем свое историческое оправдание, а на степени зрелости объективных и субъективных предпосылок для созревших потребностей в изменении системы стимулирования военной службы.

Таким образом, особой разновидностью общих прав военнослужащих является право на поощрения, которые являются мощными правовыми стимулами в служебной деятельности военнослужащих. Правом на поощрение обладают не все военнослужащие, а только те, которые нормативными правовыми актами уполномочены их применять, т.е. командиры и начальники. Поощрение военнослужащих является, с одной стороны, правовым средством их воспитания, с другой - правовым средством обеспечения воинской дисциплины.

Анализ существующего законодательства о поощрении военнослужащих и сложившейся практики его применения, а также воззрений на существо рассматриваемой проблемы, которые имеются в отечественной юриди-

ческой науке, позволяют сформулировать следующее определение понятия «поощрение военнослужащего».

Поощрение военнослужащих - разновидность правового стимулирования их военно-служебной деятельности, т.е. воздействие командиров (начальников) или иных должностных лиц и органов государственного управления на потребности, интересы, сознание, волю и практическое поведение военнослужащего, а следовательно, на результаты его военно-служебной деятельности. Поощрение (стимулирование) обеспечивает воинскую дисциплину, способствует улучшению качества исполнения военно-служебных обязанностей, воспитывает инициативу и ответственность военнослужащих.

Применение поощрения должно базироваться на правовой основе, т.е. соответствовать полномочиям воинского должностного лица (должностного лица, органа).

Для того чтобы поощрение сыграло свою стимулирующую роль, оно должно быть:

1) обоснованным, т.е. применено за конкретные положительные результаты в военнослужебной деятельности или заслуги;

2) своевременным;

3) справедливым (весомым, значимым), т.е. мера поощрения должна соответствовать результату или заслуге;

4) применено строго индивидуально, т.е. за конкретные личные положительные результаты и заслуги поощрению подлежит конкретный военнослужащий, а не коллектив в целом, в штате которого он состоит. В то же время индивидуальный подход не исключает возможности поощрения всего личного состава подразделения (воинской части, корабля и т.д.), если положительный результат достигнут в результате коллективной деятельности.

Повышению эффективности воспитательного воздействия поощрения способствует использование его различных видов с соблюдением постепенности в их применении, т.е. применение видов поощрений от более низких до более высоких. Однако постепенность не

исключает возможности поощрения особо отличившегося военнослужащего сразу же одним из высших видов поощрения, но с учетом индивидуальных особенностей поощряемого, его дисциплинированности, а также степени воспитательного воздействия на других военнослужащих.

Поощрение должно осуществляться с соблюдением принципа гласности, т.е. с доведением его до военнослужащих подразделения (воинской части, войск и т.д.).

Объявленное поощрение должно быть обязательно исполнено, т.е. завершиться совершением определенного действия (вручением Почетной грамоты, подарка, денежного вознаграждения, отменой приказа о наказании, внесением соответствующей записи в карточку поощрений и взысканий и т.д.).

Поощрение, с одной стороны, является субъективным правом командира (начальника), а с другой - его юридической обязанностью, что предусмотрено ч. 2 ст. 17 ДУ ВС РФ.

Субъективное право командира (начальника) по применению поощрения предусматривает предоставленную ему возможность по своему усмотрению применять виды поощрений, предусмотренных ДУ ВС РФ и другими нормативными правовыми актами. Военнослужащий не имеет субъективного права на применение к нему какого-либо вида поощрения, т.е. он не может требовать от командира (начальника) применить к нему поощрение. В то же время он может иметь законный интерес в применении к нему того или иного поощрения, которое влечет для него приобретение каких-либо прав и льгот. Так, например, при присвоении звания ветерана военной службы, с наступлением пенсионного возраста по старости, влечет для военнослужащего приобретение прав и льгот, предусмотренных для ветеранов труда [9].

С другой стороны, ДУ ВС РФ предусматривает необходимость должного поведения командира (начальника) по поощрению конкретного военнослужащего (военнослужащих конкретных подразделений, воинских частей и

т.д.), и в таком качестве указанное поведение является юридической обязанностью в целях стимулирования подчиненных военнослужащих, исполняемой в интересах государства в целом. Однако необходимо отметить недостаточную процессуальную упорядоченность применения командирами (начальниками) видов поощрений, что ведет к увеличению влияния субъективного фактора в их использовании и как следствие - недостаточной эффективности поощрения как правового средства воспитания и обеспечения воинской дисциплины.

Государство, по сути, берет на себя обязанность при определенных условиях поощрять военнослужащих. Данная норма в целом заслуживает всемерной поддержки. Более того, ее вполне можно было бы закрепить на общеармейском уровне и в нормативных правовых актах о военной службе в РФ. Вполне очевидно, что действенный механизм поощрения позволит поднять эффективность работы не только командиров (начальников) в ВС РФ, но и аппарата военного управления в целом. Очевидно, что деятельность командира (начальника) воинской части (учреждения) или его аппарата, в конечном счете, должна быть направлена именно на достижение этой основополагающей цели. По существу, поощрение является как правом, так и обязанностью командира (начальника). Следовательно, начальник, который не поощряет достойного подчиненного, сам заслуживает взыскания, т.к. совершает проступок по службе в форме бездействия, не исполняя надлежащим образом свои служебные обязанности.

ДУ ВС РФ установлен запрет поощрять тех военнослужащих, на которых наложено дисциплинарное взыскание. Представляется, что необходимо предусмотреть, что исключением могут быть случаи проявления лицами, подвергнутыми дисциплинарным взысканиям, мужества при пожаре, при спасении утопающих, при защите правопорядка или в условиях боевых действий. В этих случаях они поощряются на общих основаниях.

Поощрение может быть индивидуаль-

ным и коллективным [10], а по содержанию -моральным, материальным или смешанным, т.е. включающим и моральные, и материальные элементы. По субъектам, осуществляющим стимулирование, поощрения подразделяются на:

1) поощрения со стороны командиров или начальников (объявление благодарности, награждение ценными подарками и деньгами, Почетными грамотами, нагрудными знаками и т.д.) (Указанные поощрения применяются в порядке ДУ ВС РФ);

2) награды, применяемые высшими органами государственной власти (награждение государственными наградами, Почетными грамотами, присвоение почетных званий и др.);

3) на поощрения со стороны общественных организаций (объявление благодарности, награждение Почетными грамотами, именными подарками, почетными знаками и др.).

ДУ ВС РФ на каждого командира (начальника) возложена обязанность поощрять подчиненных военнослужащих за подвиги, разумную инициативу, усердие и отличие в службе, которые являются основаниями для поощрения [11].

Права командиров (начальников) по применению различных видов поощрений дифференцированы занимаемой воинской должностью (должности) и воинским званием, то есть зависят от их служебно-должностного положения.

Когда командир (начальник) считает, что предоставленных ему прав недостаточно, он может ходатайствовать о поощрении отличившихся военнослужащих властью старшего командира (начальника).

Все меры поощрений военнослужащих можно разделить на общие и специальные. Первые в соответствии с законодательством установлены для всех граждан Российской Федерации. К ним относятся поощрения в виде награждения орденами и медалями, присвоения почетных званий, присуждения государственных премий. Так, Положением о государст-

венных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. № 442 [12], положениями о почетных званиях, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. № 1341 [13], предусмотрено, что отдельными государственными наградами и почетными званиями могут поощряться только военнослужащие, например: орденом Жукова; военными орденами Святого Георгия, Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова; медалями Ушакова, Жукова; почетными званиями «Заслуженный военный специалист». Военнослужащие, проходящие военную службу в ВС РФ, могут также награждаться ведомственными наградами: Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств, например, медалями «За укрепление боевого содружества» и «За воинскую доблесть» [14].

Специальные меры поощрения установлены ДУ ВС РФ, они дифференцированы для различных категорий военнослужащих.

Так, например, ко всем военнослужащим могут применяться следующие меры поощрения: снятие ранее наложенного взыскания; объявление благодарности; награждение Почетными грамотами, ценными подарками или деньгами; занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилии военнослужащего.

В то же время нельзя согласиться с мнением, что «благодарность может объявляться совместно с другими видами поощрения, которые перечислены в ст. 39 ДУ ВС РФ (награждением Почетной грамотой, ценным подарком или деньгами)» [15], поскольку благодарность является самостоятельным видом поощрения и не может быть объявлена одновременно с другими видами поощрений.

В то же время к солдатам, матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по призыву и контракту, наряду с указанными, могут применяться следующие меры поощрения:

- награждение личной фотографией военнослужащего, снятого при развернутом Бое-

вом знамени воинской части;

- присвоение солдатам, матросам воинского звания ефрейтора (старшего матроса); досрочное присвоение сержантам (старшинам) очередного воинского звания; присвоение сержантам (старшинам) очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности; награждение нагруд -ным знаком отличника [16].

К офицерам наряду с общими для всех применяются следующие меры поощрения:

- досрочное присвоение очередного воинского звания;

- присвоение очередного воинского звания до майора, капитана 3 ранга включительно на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности;

- награждение именным холодным и огнестрельным оружием.

Кроме того, их можно классифицировать и по правам должностных лиц, которые могут поощрять как своих подчиненных, так и других военнослужащих (командир роты, батальона, полка, дивизии и т.д.).

По нашему мнению, необходимо в ДУ ВС РФ включить поощрения, связанные с возможностью командира воинской части награждать военнослужащих по итогам года, например, медалью «За успехи». При награждении тремя медалями военнослужащий автоматически представляется к награждению ведомственной (МО РФ, ФСБ РФ и т.п.) или государственной наградой. Это дало бы военнослужащему право требовать представления его к

1. Овсянко ДМ. Государственная служба / Д.М. Овсянко. - М.: Юрист, 1996. - С. 167.

2. Вельский К.С. Персональная ответственность в советском государственном управлении (понятие, формы, факторы укрепления): учебное пособие / К.С. Вельский. - М., 1988. - С. 9о.

3. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве / А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп.,

награждению государственной наградой.

Таким образом, поощрение военнослужащих - разновидность правового стимулирования их военно-служебной деятельности, т.е. воздействие командиров (начальников) или иных должностных лиц и органов государственного управления на потребности, интересы, сознание, волю и практическое поведение военнослужащего, а следовательно, на результаты его военно-служебной деятельности. Поощрение (стимулирование) обеспечивает воинскую дисциплину, способствует улучшению качества исполнения военно-служебных обязанностей, воспитывает инициативу и ответственность военнослужащих.

Поскольку применение мер поощрения является исключительной прерогативой командиров и начальников, то в существующей в настоящее время системе поощрений очень велик субъективный фактор. В то же время в ходе военной реформы и перехода к профессиональной армии этот вопрос должен быть более четко регламентирован, т.е. должны быть нормативно закреплены критерии, при которых военнослужащие будут иметь право на поощрение:

- образцовое выполнение служебных обязанностей;

- самостоятельное повышение служебного и профессионального мастерства;

- продолжительная и безупречная служба;

- достижение положительных результатов с наименьшими затратами сил, времени и средств и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

__________________________________Литература

науч. - М.: Юристъ, 2003; Стимулы и ограничения как парные юридические категории // Правоведение. - 1995. - № 1 и др.

4. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации / А.А. Гришковец. - М.: Дело и Сервис, 2003. - С. 174.

5. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба /

А.Ф. Ноздрачев. - М.: Статут, 1999. - С. 373.

6. Настольная книга государственного служащего. Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы РФ». - М.: Экономика, 1999. - С. 189.

7. Матузов НИ. Теория государства и права: курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1997. - С. 656.

8. Тюрин А.И. Теоретические вопросы обоснования необходимости стимулирования исполнения обязанностей военной службы / А .И. Тюрин // Российский военно-правовой сборник. - 2004. - № 1.

9. Ст. 23 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 168.

10. Ст. 34 ДУ ВС РФ. - М.: За права военнослужащих, 2008. - С. 312.

11. Ст. 17 ДУ ВС РФ. - М.: За права военноКоротко об авторе___________________________________

Туганов Юрий Николаевич, к. юрид. н., доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического института, Читинский государственный университет (ЧитГУ), тел. раб.: 8-30-22-32-01-16

Научные интересы: гроблемы законодательного обеспечения военной реформы, обеспечения воинской дисциплины и дисциплинарной ответственности военнослужащих_______________________________________________

служащих, 2008. - С. 309.

12. Действует в редакции Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2005 г. № 736 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. - № 10. - Ст. 775.

13. Действует в редакции Указа Президента Российской Федерации от 23 декабря 2001 г. № 1474 // Собрание законодательства РФ. - 1996. -№ 2. - Ст. 64.

14. Приказ Министра обороны РФ «О наградах Министерства обороны Российской Федерации» от 27 марта 1995 г. № 123 // Официально опубликован не был.

15. Комментарий к Дисциплинарному уставу ВС РФ. - М.: За права военнослужащих, 2001.

16. Ст. 20 ДУ ВС РФ. - М.: За права военнослужащих, 2008. - С. 309-310.

____________________________Some facts about author

Tuganov Yury, candidate of Laws, assistant professor of Civil Law and Civil Trial Department of Law institute, the Chita State university (ChitSU), official telephone: 8-30-2232-01-16

Scientific interests: problems of legal ensuring of military reform, military discipline and disciplinary responsibility

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.