УДК 342.922
права и свободы призывника, военнослужащего и военнообязанного
С.Ю. Чупрасов,
магистрант кафедры финансово-правовых дисциплин и дисциплин имущественно-земельного цикла, Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: uvelir09@list.ru
Аннотация. В статье анализируются сущность и особенности правоотношений в сфере реализации призывниками, военнослужащими и военнообязанными своих прав, свобод, исполнения ими обязанностей, т.е. всего того, что составляет административно-правовой статус субъекта права.
ключевые слова: Конституция Российской Федерации, статус военнослужащих, военная служба, льготы военнослужащих, нормативно-правовые акты, права военнослужащих, реформирование армии, федеральные законы.
Abstract. The article analyzes the nature and features of legal relations in realization by recruits, soldiers and reservists their rights, freedoms and the performance of duties, which are all what an administrative and legal status of the subject's rights is.
Keywords: constitution of the Russian Federation, military status, military service, military benefits, regulations, rights of military, army reform, federal laws.
Под правовым статусом, в самом общем виде, понимается юридически закрепленное положение лица в обществе. Военнослужащий, являясь специальным субъектом права, обладает специальным правовым статусом, что отражается на характере его прав, обязанностей и ответственности.
Исходя из общей теории правового статуса, можно дать следующее определение специальному правовому статусу военнослужащего. Специальный правовой статус военнослужащего - это особое правовое положение военнослужащего в обществе и государстве, обусловленное
системой предусмотренных специальными нормами общего и военного законодательства его прав, свобод, обязанностей и ответственности [1, с. 17-19 ].
Под правами военнослужащего имеются в виду обусловленные Конституцией Российской Федерации, установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и охраняемые государством возможности эффективного исполнения военной службы.
Военнослужащие как граждане Российской Федерации пользуются правами и свободами, которые гарантированы Конституцией Российской Федерации (гл. 2) и законами Российской Федерации, с некоторыми ограничениями, о которых речь пойдет далее. Вместе с тем, как уже было отмечено ранее, военнослужащим для успешного осуществления служебной деятельности предоставляются особые (общие) права, которые не связаны с конкретными воинскими или иными должностями и исполнением специальных обязанностей. К ним относятся права военно служащих:
■ на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации;
■ на ознакомление с документами, определяющими их права и обязанности по занимаемой воинской должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения ими должностных обязанностей;
■ на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
■ на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей подчиненных воинских организаций;
■ на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
■ на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной воинской должности;
■ на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа службы, уровня квалификации;
■ на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
■ на пенсионное обеспечение с учетом стажа военной службы;
■ на материальное обеспечение.
Нормативными правовыми актами, регламентирующими служебную деятельность военнослужащих, напрямую не предусмотрено право на проведение по их требованию служебного (административного) расследования для опровержения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Однако по желанию военнослужащего такое право им может быть реализовано путем подачи жалобы по команде в порядке, установленном в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации (ДУ ВС РФ). Военнослужащий имеет право направить также предложения или заявления старшему начальнику до министра обороны Российской Федерации включительно, в органы военной юстиции и другие органы государственной власти и управления (ст. 109).
Права военнослужащих на материальное обеспечение и некоторые иные права, также имеющие материальную природу, относящиеся к их общим правам, призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путем реализации моральных и материальных стимулов. Причем часто под ними понимаются льготы, призванные компенсировать военнослужащим обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод. Действительно, с одной стороны, они тесно переплетаются с отдельными личными правами военнослужащих, а с другой - образуют самостоятельное субъективное право военнослужащих на льготы, под которыми понимаются определенные преимущества, предоставляемые гражданам в связи с военной службой, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей.
В группе общих прав военнослужащих, призванных стимулировать и компенсировать ограничения отдельных прав и свобод в связи с прохождением военной службы, выделяются те, которые связаны: а) с продвижением по службе (карьерой); б) с государственным материальным обеспечением, отдыхом; в) с правом на защиту; г) с социальными гарантиями (льготами); д) с поощрением.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» называет следующие связанные с продвижением по службе (карьерой) права:
■ занятие воинских должностей и перемещение по службе с повышением в должности в соответствии с полученной профессиональной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе;
■ повышение профессиональной квалификации с учетом интересов военной службы и собственного выбора военнослужащего.
Право военнослужащих на материальное обеспечение и отдых включает права:
■ на денежное довольствие, состоящее из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, месячных (например, процентная надбавка за выслугу лет) и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат (например, единовременное денежное вознаграждение по итогам учебного (календарного) года, выплаты на первоначальное обзаведение хозяйством и др.). Необходимо отметить, что материальное обеспечение дифференцировано на денежное довольствие военнослужащих с учетом особенностей прохождения службы в отдельных видах Вооруженных Сил Российской Федерации (Сухопутных войсках, Военно-Морском Флоте и т.д.), особых условий службы, дислокации воинских формирований и других факторов и на натуральное обеспечение (продовольственное, вещевое, предоставление жилых помещений);
■ на ежегодный основной отпуск продолжительностью в зависимости от срока военной службы в льготном исчислении, который по желанию военнослужащего может быть предоставлен по частям. Военнослужащие имеют право также на дополнительные отпуска: учебные, творческие, по личным обстоятельствам, по болезни, а военнослужащие женского пола - на отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком;
■ на медицинское обслуживание военнослужащих и членов их семей, в том числе после выхода военнослужащих на пенсию;
■ на пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи в случае смерти военнослужащего, наступившей во время прохождения военной службы, а в некоторых случаях и после увольнения с военной службы в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» [2];
■ на обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу во время прохождения службы.
Для защиты своих прав и законных интересов военнослужащий может использовать право на обращение с жалобой в порядке подчи-
ненности к вышестоящему должностному лицу или в военный суд для разрешения споров, связанных с военной службой.
Военнослужащие имеют право на следующие льготы:
■ жилищные льготы - сохранение жилой площади (жилых помещений) и права на нее, право на дополнительную жилую площадь отдельных категорий военнослужащих, обеспечение жилой площадью в трехмесячный срок, содействие индивидуальному жилищному строительству и иные преимущества;
■ льготы в области здравоохранения - бесплатный отпуск лекарств или их продажа по сниженным ценам, предоставление путевок на санаторно-курортное лечение со скидкой оплаты их стоимости или бесплатно и некоторые другие преимущества;
■ льготы в области образования и культуры - преимущества при поступлении (восстановлении) в учебные заведения, обучении в них, при пользовании культурно-просветительными учреждениями, спортивными сооружениями;
■ льготы по перевозкам - предоставление права бесплатного проезда при переводах и назначении по службе, при поездках в основной и дополнительные отпуска, направлении на лечение на всех видах общественного транспорта - городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также бесплатной перевозки всеми видами транспорта (кроме воздушного) до 20 тонн личного имущества с прежнего места жительства на новое в связи с увольнением со службы и при переводе на новое место службы;
■ льготы за службу в отдаленных местностях, местностях с неблагоприятными климатическими (экологическими) условиями. Данные льготы разнообразны по своему содержанию. К ним относятся повышенные денежные оклады денежного содержания, льготная выслуга лет на пенсию и др.
Особой разновидностью общих прав военнослужащих является право на поощрения, которые являются мощными стимулами в служебной деятельности военнослужащих. Правом на поощрение обладают не все военнослужащие, а только те, которые нормативными правовыми актами уполномочены их применять, т.е. командиры и начальники.
Поощрение военнослужащих является, с одной стороны, средством их воспитания, с другой - средством укрепления воинской дисциплины. Поощрение военнослужащих - разновидность стимулирования их военно-служебной деятельности, т.е. воздействие командиров (началь-
<£г>
МФЮА
ников) или иных должностных лиц и органов (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и др.) на потребности, интересы, на сознание, волю, практическое поведение военнослужащего, а следовательно - на результаты его военно-служебной деятельности. Поощрение (стимулирование) способствует улучшению воинской дисциплины, качества исполнения военно-служебных обязанностей, воспитывает инициативу и ответственность военнослужащих.
Применение поощрения должно базироваться на правовой основе, т.е. соответствовать полномочиям воинского должностного лица (должностного лица, органа).
Для того чтобы поощрение сыграло свою стимулирующую роль, оно должно быть: 1) обоснованным, т.е. применено за конкретные положительные результаты в военно-служебной деятельности или заслуги; 2) своевременным; 3) справедливым (весомым, значимым), т.е. мера поощрения должна соответствовать результату или заслуге; 4) применено строго индивидуально, т.е. за конкретные личные положительные результаты и заслуги поощрению подлежит конкретный военнослужащий, а не коллектив в целом, в штате которого он состоит. В то же время индивидуальный подход не исключает возможности поощрения всего личного состава подразделения (воинской части, корабля и т.д.), если положительный результат достигнут в результате коллективной деятельности.
Повышению эффективности воспитательного воздействия поощрения способствует использование его различных видов с соблюдением постепенности в их применении, т.е. применение видов поощрений от более низких до более высоких. Однако постепенность не исключает возможности поощрения особо отличившегося военнослужащего сразу же одним из высших видов поощрения, но с учетом индивидуальных особенностей поощряемого, его дисциплинированности, а также степени воспитательного воздействия на других военнослужащих.
Поощрение должно осуществляться с соблюдением принципа гласности, т.е. с доведением его до военнослужащих подразделения (воинской части, войск и т.д.).
Объявленное поощрение должно быть обязательно исполнено, т.е. завершиться совершением определенного действия (вручением грамоты, подарка, денег, отменой приказа о наказании, внесением соответствующей записи в карточку поощрений и взысканий и т.д.).
Поощрение, с одной стороны, является субъективным правом командира (начальника), а с другой - его юридической обязанностью, что предусмотрено ст. 17 ДУ ВС РФ.
Субъективное право командира (начальника) по применению поощрения предусматривает предоставленную ему возможность по своему усмотрению, но в пределах установленного порядка, применять виды поощрений, предусмотренных ДУ ВС РФ и другими нормативными правовыми актами. Военнослужащий субъективного права на применение к нему какого-либо вида поощрения не имеет, т.е. он не может требовать от командира (начальника) применить к нему поощрение. В то же время он может иметь законный интерес в применении к нему того или иного поощрения, которое влечет для него приобретение каких-либо прав и льгот. Присвоение звания ветерана военной службы при наступлении пенсионного возраста по старости влечет приобретение прав и социальных гарантий (льгот), предусмотренных для ветеранов труда [3].
С другой стороны, ДУ ВС РФ предусматривает необходимость должного поведения командира (начальника) по поощрению конкретного военнослужащего (военнослужащих конкретных подразделений, воинских частей и т.д.), и в таком качестве указанное поведение является юридической обязанностью в целях стимулирования подчиненных военнослужащих, исполняемой в интересах государства в целом. Однако необходимо отметить недостаточную процессуальную упорядоченность применения командирами (начальниками) видов поощрений, что ведет к увеличению влияния субъективного фактора в их использовании и, как следствие, к недостаточной эффективности поощрения как средства воспитания и укрепления воинской дисциплины.
Поощрение может быть индивидуальным и коллективным, а по содержанию - моральным, материальным или смешанным, т.е. включающим в себя и моральные, и материальные элементы. По субъектам, осуществляющим стимулирование, поощрения подразделяются: 1) на поощрения со стороны командиров или начальников (объявление благодарности, награждение ценными подарками и деньгами, грамотами, нагрудными знаками и т.д.); 2) на награды, применяемые высшими органами государственной власти (награждение государственными наградами, почетными грамотами, присвоение почетных званий и др.); 3) на поощрения со стороны общественных организаций (объявление благодарности, награждение почетными грамотами, именными подарками, почетными знаками и др.).
ДУ ВС РФ на каждого командира (начальника) возложена обязанность поощрять подчиненных военнослужащих за подвиги, разумную инициативу, усердие и отличие в службе, которые являются основаниями для поощрения:
■ подвиг - героический, самоотверженный поступок;
■ разумная инициатива - это внутреннее побуждение военнослужащего к целесообразному, творческому, логичному исполнению служебных обязанностей (в том числе не входящих в круг должностных обязанностей), отличающемуся новизной форм, в целях достижения положительного результата в служебной деятельности;
■ усердие - большое старание в службе;
■ отличие в службе - исполнение служебных обязанностей, выделяющее военнослужащего среди других, заслуживающее всеобщего одобрения и награды.
Права командиров (начальников) по применению различных видов поощрений дифференцированы в зависимости от их служебно-должностного положения, т.е. занимаемой воинской должности (должности) и воинского звания.
Когда командир (начальник) считает, что предоставленных ему прав недостаточно, он может ходатайствовать о поощрении отличившихся военнослужащих властью старшего командира (начальника).
Все меры поощрений можно разделить на общие и специальные. Первые в соответствии с законодательством установлены для всех граждан Российской Федерации, и к ним относятся поощрения в виде награждения орденами и медалями, присвоения почетных званий, присуждения государственных премий. В соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. № 442 [4], положениями о почетных званиях, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. № 1341 [5], отдельными государственными наградами и почетными званиями могут поощряться только военнослужащие, например: орденами - Жукова, «За военные заслуги»; военными орденами - Святого Георгия, Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова; медалями - Суворова, Ушакова, Жукова; почетными званиями - «Заслуженный военный специалист». Военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, могут также награждаться наградами Министерства обороны Российской Федерации - медалями «За
укрепление боевого содружества» и «За отличие в военной службе» и др. [6, с. 59].
Специальные меры поощрения установлены ДУ ВС РФ, они дифференцированы для различных категорий военнослужащих. Так, например, к солдатам, матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по контракту, могут применяться следующие меры поощрения:
■ снятие ранее наложенного взыскания;
■ объявление благодарности; награждение грамотами, ценными подарками или деньгами; награждение личной фотографией военнослужащего, снятого при развернутом Боевом знамени воинской части; присвоение солдатам, матросам воинского звания ефрейтора (старшего матроса); присвоение сержантам (старшинам) очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по штатной воинской должности; награждение нагрудным знаком отличника; занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилии военнослужащего.
К офицерам применяются следующие меры поощрения:
■ снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания;
■ объявление благодарности;
■ награждение грамотами, ценными подарками или деньгами; занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилий офицеров; досрочное присвоение очередного воинского звания, присвоение очередного воинского звания до майора, капитана III ранга включительно на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности;
■ награждение именным холодным и огнестрельным оружием.
В существующей в настоящее время системе поощрений очень велик субъективный фактор, поскольку применение мер поощрения является исключительной прерогативой администрации (командиров и начальников). В то же время в ходе военной реформы и перехода к профессиональной армии этот вопрос должен быть более четко регламентирован, т.е. должны быть нормативно закреплены критерии, при которых военнослужащие будут иметь право на поощрение: образцовое выполнение служебных обязанностей, продолжительная и безупречная служба, достижение положительных результатов с наименьшими затратами сил, времени и средств и др.
Законодательство России (в том числе и военное) постоянно развивается и совершенствуется. Правительство Российской Федерации, понимая необходимость реформирования армии и проявления больше-
го внимания к нуждам военнослужащих, разрабатывает и внедряет в жизнь различные законы и другие нормативные правовые акты, касающиеся подъема и престижа армии, статуса военнослужащих. В статье показано, что военнослужащие имеют довольно большое количество различных льгот. Все эти льготы имеют своей целью улучшить материальное положение, повысить престиж военной службы, обеспечить приток кадров на военную службу. Учитывая проблемы финансирования армии, стоящие в настоящее время перед нашим государством, можно сказать, что льготы предоставляемые военнослужащим, являются одной из наиболее реальных мер по предотвращению падения и поддержанию статуса военнослужащих на определенном уровне.
С учетом вышеизложенного можно сказать, что вопрос о статусе военнослужащих в нашей стране продолжает оставаться одним из самых актуальных вопросов, стоящих перед законодателями.
ЛИТЕРАТУРА
1. СтремоухоеА.А. Юридическая ответственность военнослужащего как структурный элемент его правового статуса // Военно-юридический журнал. 2010. № 10.
2. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 07.06.2013) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 04.03.1993. № 9. Ст. 328.
3. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О ветеранах» // Парламентская газета. № 3. 06.01.2000.
4. Указ Президента РФ от 02.03.1994 № 442 (ред. от 07.09.2010) «О государственных наградах Российской Федерации» // Российская газета. № 46. 10.03.1994.
5. Указ Президента РФ от 30.12.1995 № 1341 (ред. от 07.09.2010) «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации» // Российская газета. № 29. 13.02.1996.
6. Тюрин А.И. Стимулирование исполнения обязанностей военной службы (практические рекомендации для командиров и начальников). - М., 2012.