УДК 344
Туганов Юрий Николаевич
Yury Tuganov
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С УЧЕТОМ ИНТЕРЕСОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
DIFFERENTIATION OF LEGAL INSTRUMENTS TO SECURE MILITARY DISCIPLINE MAINTAINING INTERESTS OF MILITARY SERVANTS
Рассмотрены актуальные проблемы учета интересов военнослужащих в военно-дисциплинарных отношениях.
По результатам исследования предложены определения понятий правового обеспечения воинской дисциплины, правовых средств обеспечения воинской дисциплины, поощрения военнослужащих, дифференциации и индивидуализации применения правовых средств обеспечения воинской дисциплины.
Отмечается, что возрастание роли состязательности в процессе обеспечения воинской дисциплины, учета интересов военнослужащих требует развития принципа дифференциации применения правовых средств обеспечения воинской дисциплины
The article covers the essential issues which maintain the interests of military servants in military discipline relations.
As a result of investigation of the challenge a range of terms securing military discipline, legal instruments maintaining military discipline, military servants stimulation, differentiation and personalization of the applied legal instruments securing military discipline have been set forth and determined.
It also specifies and recognizes the enhanced role of competitiveness in the process of military discipline maintenance, assert of military servants interests which ultimately require the development of a principle of differentiation to be applied to the legal instruments that provide military discipline
Ключевые слова: поощрение военнослужащих, обес- Key words: encouragement of military men, ensuring mili-печение воинской дисциплины, военная реформа tary discipline, military reform
Каждый человек, занимающийся каким-либо видом деятельности, желает общественного признания ее результатов, т.е. общепринятых внешних форм выражения одобрения. Перспектива быть отмеченным возвышает военнослужащего как в собственных глазах, так и в глазах своих сослуживцев. Человек испытывает чувство наибольшего удовлетворения, когда мнения поощренного
и окружающих едины в оценке и признании его заслуг. В этом отношении военная служба представляется уникальной сферой, в которой изначально закладывался механизм такого внешнего общественного признания заслуг, профессиональных и личных достоинств человека.
Одним из понятий интереса, согласно русскому толковому словарю, которое более
подходит для нашего исследования, является «нужды, потребности; предмет чьих-нибудь мыслей, забот» [1].
Например, принятое Правительством Российской Федерации решение о выделении дополнительных 25 млрд руб. в военный бюджет для стимулирования служебной деятельности военнослужащих, несущих боевое дежурство и боевую службу в соединениях и воинских частях (на кораблях), находящихся в постоянной боевой готовности, по сути, направлено на повышение материальной заинтересованности офицеров и прапорщиков (мичманов) ВС РФ в росте как своего личного военного профессионализма, так и в совершенствовании воинского мастерства их подчиненных, что непосредственным образом связано с обеспечением воинской дисциплины.
В данном случае речь, по сути, идет о реанимировании духа состязательности и здоровой конкуренции (ранее называемого - духа соревнования) среди военнослужащих, что имеет перед собой конечную цель - обеспечение воинской дисциплины, повышение боевой способности войск (сил) и в целом боевой готовности ВС РФ.
Рост профессионализма военнослужащих в процессе состязательности в войсках (силах) будет способствовать укреплению престижа и привлекательности военной службы, совершенствованию военно-гражданских отношений в России, т.к. и государство, и общество, как и каждый гражданин, жизненно заинтересованы в обеспечении надежной военной безопасности страны.
Государство также заинтересовано в совершенствовании деятельности своего аппарата, которая, в конечном счете, направлена на повышение его эффективности, как она понимается в данную историческую эпоху. Напрямую это относится и к Вооруженным Силам Российской Федерации (далее - ВС РФ). Учет интересов военнослужащих в процессе обеспечения воинской дисциплины - важная составляющая воспитания военнослужащих, обеспечения правопорядка и воинской дисци-
плины в воинской части или подразделении.
Статьи 77 и 83 Устава внутренней службы ВС РФ (далее - УВС ВС РФ) возлагают на командира (начальника) обязанность «внедрять в боевую учебу принцип состязательности, ... способствующий повышению эффективности обучения и воспитания подчиненных» и «организовывать состязание среди личного состава и подчиненных подразделений, ... в целях мобилизации военнослужащих на успешное выполнение задач, решаемых воинской частью (подразделением)» [2].
Таким образом, УВС ВС РФ определяет состязание среди военнослужащих и подразделений как важный принцип, влияющий на боевую готовность и боеспособность воинской части и подразделения. Интересы военнослужащих в процессе военно-дисциплинарных отношений также реализуются через принцип состязательности, которая, как и стимулы, вырабатывает сознательное отношение к делу, способствует развитию инициативы, смелости и решительности, мобилизует на преодоление трудностей [3]. Статья 39 ДУ ВС РФ, давая определение такому поощрению, как награждение Почетной грамотой, ценным подарком или деньгами, указывает при этом, что Почетной грамотой награждаются как отдельные военнослужащие, так и весь личный состав воинской части (подразделения), как правило, в конце периода обучения (учебного года), при увольнении с военной службы, а также при подведении итогов соревнования (состязания) [4].
Сущность состязательности весьма точно выразил профессор К.С. Вельский, как особого вида управленческого «давления», такого государственного воздействия, которое не подчиняет, но специфическим образом направляет волю лица на действия, полезные для интересов коллектива и общества [5].
Распространенным правовым стимулом военнослужащих в процессе состязания является поощрение. При этом система мер поощрения эффективности деятельности военнослужащих занимает среди правовых средств
обеспечения воинской дисциплины самостоятельное место. Как сказано в ст. 17 Дисциплинарного устава ВС РФ (далее - ДУ ВС РФ), «Поощрения являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины» (аналогичным образом определялись поощрения и в ДУ ВС РФ 1993 года).
Правовое поощрение - это эффективный способ признания по итогам состязания, заслуг лица, который можно рассматривать как совокупность правовых норм, в соответствии с которыми субъект за определенное положительное поведение приобретает соответствующие благоприятные последствия, которые одновременно являются призывом к установленному виду социально-активного правомерного поведения.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе, т.е. данная норма содержит правовое средство, которое можно охарактеризовать как привилегию, предоставляемую только тем военнослужащим, которые достаточно добросовестно, с точки зрения командиров и начальников, исполняли свои обязанности.
Указанная правовая норма призвана оказать информационно-психологическое воздействие на сознание военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, и тем самым вызвать у него заинтересованность в добросовестном исполнении обязанностей военной службы, соблюдении воинской дисциплины, совершенствовании воинского мастерства и т.п. В данном случае мотивационной основой заинтересованности военнослужащего выступают такие образования, как мотив власти и мотив достижения успеха (о влиянии правовых стимулов на исполнение обязанностей
военной службы см.: [6]).
Интересы военнослужащих учитываются и руководством армий зарубежных государств. При этом принимается во внимание ряд факторов, которые позволяют по итогам состязания поощрять одних и наказывать других военнослужащих. Например, в вооруженных силах США система продвижения по службе офицеров основана на состязательности по принципу: чем выше воинское звание и должность, тем более жесткими должны быть критерии отбора. Соревнование в психологической науке считается достаточно сильным стимулирующим фактором, имеет значительный мотивационный потенциал [7]. Военнослужащие, дважды признанные комиссиями в соответствии с кадровой программой «вверх или вон» (top or out) в аттестациях не достойными выдвижения, подлежат увольнению. Аналогичные меры могут быть применены к лицам, не сдавшим нормативы по физической подготовке более двух раз. Аттестация офицерского состава проводится ежегодно [8]. Командование вооруженных сил США требует от командиров и начальников избегать формального подхода к написанию аттестаций, внимательной и объективной оценки деловых и человеческих качеств офицера.
В армии Израиля (ЦАХАЛ) для офицеров также существует система учета их интересов, называемая «две карьеры», предусматривающая создание условий, при которых офицер, сделав карьеру в армии, увольняется в запас в сравнительно молодом возрасте (чаще всего в 30...40 лет) и имеет возможность сделать еще одну карьеру в гражданской сфере [9].
Учет интересов военнослужащих в армиях зарубежных государств выражается посредством:
1) положительного заключения по итогам аттестации - необходимое условие продвижения по службе;
2) повышения уровня военного образования - необходимый промежуточный элемент процесса стимулирования карьерного роста;
3) состязательности (соревнования) и
конкуренции - основные способы стимулирования исполнения обязанностей военнослужащими при решении вопроса о назначении на высшие должности;
4) действий вышестоящего командования по увольнению «бесперспективных» военнослужащих. При принятии решения о назначении на должность учитывается «принцип Питера» - в любой иерархической системе каждый служащий достигает своего уровня некомпетентности [10].
С учетом этих положений, поощрение военнослужащих является, с одной стороны, правовым средством их воспитания, с другой -правовым средством обеспечения воинской дисциплины, основанным на состязательности и учете интересов военнослужащих.
Поощрение военнослужащих - разновидность правового стимулирования их военно-служебной деятельности, т.е. воздействие командиров (начальников) или иных должностных лиц и органов государственного управления на потребности, интересы, сознание, волю и практическое поведение военнослужащего, а следовательно, на результаты его военно-служебной деятельности, которых достиг военнослужащий в процессе состязательности. Поощрение (стимулирование) обеспечивает воинскую дисциплину, способствует улучшению качества исполнения военнослужебных обязанностей, воспитывает инициативу и ответственность военнослужащих.
Применение поощрения должно базироваться на правовой основе, т.е. соответствовать полномочиям воинского должностного лица (должностного лица, органа).
Чтобы поощрение сыграло свою стимулирующую роль, оно должно быть:
1) обоснованным, т.е. применено за конкретные положительные результаты в военнослужебной деятельности или заслуги (эти результаты проявляются в процессе состязательности межу военнослужащими и должны учитывать их интересы);
2) своевременным;
3) справедливым (весомым, значимым),
т.е. мера поощрения должна соответствовать результату или заслуге;
4) применено строго индивидуально, т.е. за конкретные личные положительные результаты и заслуги поощрению подлежит конкретный военнослужащий, а не коллектив в целом, в штате которого он состоит. В то же время индивидуальный подход не исключает возможности поощрения всего личного состава подразделения (воинской части, корабля и т.д.), если положительный результат достигнут в результате коллективной деятельности.
Повышению эффективности воспитательного воздействия поощрения способствует использование его различных видов с соблюдением постепенности в их применении, т.е. применение видов поощрений от более низких до более высоких. Однако постепенность не исключает возможности поощрения особо отличившегося военнослужащего сразу же одним из высших видов поощрения, но с учетом индивидуальных особенностей поощряемого, его дисциплинированности, а также степени воспитательного воздействия на других военнослужащих.
Государство, по сути, берет на себя обязанность при определенных условиях поощрять военнослужащих. Данная норма в целом заслуживает всемерной поддержки. Более того, ее вполне можно было бы закрепить на общеармейском уровне и в нормативных правовых актах о военной службе в РФ. Вполне очевидно, что действенный механизм поощрения позволит поднять эффективность работы не только командиров (начальников) в ВС РФ, но и аппарата военного управления в целом. Очевидно, что деятельность командира (начальника) воинской части (учреждения) или его аппарата, в конечном счете, должна быть направлена именно на достижение этой основополагающей цели. По существу, поощрение является как правом, так и обязанностью командира (начальника). Следовательно, начальник, который не поощряет достойного подчиненного, сам заслуживает взыскания, т.к. совершает проступок по службе в форме без-
действия, не исполняя надлежащим образом свои служебные обязанности.
Права командиров (начальников) по применению различных видов поощрений дифференцированы занимаемой воинской должностью (должности) и воинского звания, т.е. зависят от их служебно-должностного положения.
По нашему мнению, в ДУ ВС РФ необходимо включить поощрения, связанные с возможностью командира воинской части награждать военнослужащих по итогам состязания (соревнования) за год, например, медалью «За успехи». При награждении тремя медалями военнослужащий автоматически представляется командиром части к награждению ведомственной (МО РФ, ФСБ РФ и т.п.) или государственной наградой. Это дало бы военнослужащему право требовать представления его к награждению государственной наградой.
Таким образом, поощрение военнослужащих - разновидность правового стимулирования их военно-служебной деятельности, т.е. воздействие командиров (начальников) или иных должностных лиц и органов государственного управления на потребности, интересы, сознание, волю и практическое поведение военнослужащего, а следовательно - на результаты его военно-служебной деятельности. Поощрение (стимулирование) обеспечивает воинскую дисциплину, способствует улучшению качества исполнения военно-служебных обязанностей, воспитывает инициативу и ответственность военнослужащих.
Поскольку применение правовых средств обеспечения воинской дисциплины является исключительной прерогативой командиров и начальников, то в существующей в настоящее время системе этих средств велика доля субъективного фактора. В то же время в ходе военной реформы и перехода к профессиональной армии этот вопрос должен быть более четко регламентирован, т.е. должны быть нормативно закреплены критерии, при которых военнослужащие (учет их интересов), например, будут иметь право на поощрение в
процессе состязательности: образцовое выполнение служебных обязанностей, самостоятельное повышение служебного и профессионального мастерства, продолжительная и безупречная служба, достижение положительных результатов с наименьшими затратами сил, времени и средств и др. (например, по мнению офицеров, опрошенных Соццентром МО РФ, критериями (основаниями) для стимулирования профессионального роста и положительного отношения к выполнению своих служебных обязанностей являются деловые качества и личная примерность военнослужащего (71 %); высокая военно-профессиональная подготовка военнослужащего (52 %); усердие в выполнении служебных обязанностей (45 %); достигнутые результаты подчиненного подразделения (воинской части, корабля) (33 %) [11].
И в данном вопросе необходима дифференциация как поощрения, так и наказания, которая невозможна без определения ее цели и задачи. Автор придерживается высказанной А.В. Ищенко точки зрения о том, что «целью дифференциации наказания является обеспечение оптимального соответствия наказания характеру и степени общественной опасности правонарушения (проступка) и личности виновного» [12]. Эта цель, по нашему мнению, достигается путем установления категорийно-сти дисциплинарных проступков, определением системы дисциплинарных наказаний, установлением правил их применения и иными способами [13]. Поэтому представляется необходимым классифицировать дисциплинарные проступки военнослужащих, а также, по возможности, определить применяемые за их совершение дисциплинарные взыскания [14].
Задача дифференциации применения дисциплинарного наказания, как и уголовного, состоит в создании различных его объемов, соответствующих определенным юридически значимым факторам.
На этом основании автор придерживается концептуального положения о том, что дифференциация наказания - это разность
объемов наказания, содержащая определенные законом его параметры и предназначенная для оценки юридически значимых фактов, характеризующих правонарушение, личность виновного, иные обстоятельства и достижения его целей.
Таким образом, с практической точки зрения дифференциация применения дисциплинарного наказания - это система (список, перечень) дисциплинарных взысканий, закрепленных в правовых нормах (федеральных законах, ДУ ВС РФ и т.п.), которые могут применить командиры (начальники) к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, и регулирующих их применение правил, обеспечивающих соответствие дисциплинарного наказания характеру и степени общественной опасности дисциплинарного проступка, обстоятельствам его совершения и личности виновного для достижения целей наказания.
Правовое обеспечение воинской дисциплины определяется нами как система правовых норм, мероприятий и средств, реализуемых командирами (начальниками), воспитательными органами, прокуратурой и судами, воинскими коллективами, направленных на поддержание и повышение боевой и мобилизационной готовности, успешное выполнение боевых задач воинскими частями (подразделениями) посредством проведения активной боевой подготовки, поддержания воинской дисциплины, организации работы по профилактике дисциплинарных правонарушений, правового обучения и воспитания, а также выполнения административных функций.
Правовые средства обеспечения воинской дисциплины - это правовые инструменты, выражающиеся в правовых установлениях и
1. Лопатин В.В. Русский толковый словарь / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. - М.: Эксимо, 2006. - С. 242.
2. Устав внутренней службы ВС РФ. - М.: Воениздат, 2007. - С. 48, 55.
3. Овсянко Д.М. Государственная служба /
механизмах их реализации, с помощью которых органы военного управления, командиры (начальники), воинские коллективы и каждый военнослужащий обеспечивают выполнение военнослужащими воинского долга, и предполагающие систему средств поощрений, взысканий и дисциплинарной ответственности, поддержания уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и в итоге направленные на достижение укрепления боеготовности ВС РФ.
Исходя из этих определений, дифференциация применения правовых средств обеспечения воинской дисциплины - это система (список, перечень) этих средств, закрепленных в правовых нормах (федеральных законах, ДУ ВС РФ и т.п.), которые могут применить (выбрать) командиры (начальники) к военнослужащему, в процессе военно-дисциплинарных отношений и регулирующих их применение правил, обеспечивающих соответствие правового средства характеру и условиям дисциплинарного поведения военнослужащего, его личности для достижения высокого уровня боевой готовности части (подразделения) (т.е. учет индивидуализации применения правовых средств).
С учетом приведенного определения индивидуализация применения правового средства к военнослужащему есть обусловленная его дифференциацией конкретизация судом, воинским должностным лицом вида правового средства, применяемого к военнослужащему, совершившему дисциплинарный поступок (позитивное либо негативное деяние), в зависимости от юридически значимых особенностей данного поступка и его субъекта.
_______________________________Литература
Д.М. Овсянко. - М.: Юристь, 1996. - С. 167.
4. Дисциплинарный устав ВС РФ. - М.: Воениздат, 2007. - С. 25.
5. Вельский К.С. Персональная ответственность в советском государственном управлении (понятие, формы, факторы укрепления):
учеб. пособие /К.С. Вельский. - М., 1988. - С. 90.
6. Тюрин А.И. Механизм действия правовых стимулов на исполнение обязанностей военной службы / А.И. Тюрин // Право в Вооруженных Силах. - 2004. - № 8. - С. 61-62.
7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - М., 2004. - С. 304-305.
8. Военное право: учебник. - М., 2004. - С. 566-567.
9. Климин А. Сухопутные войска Израиля / А. Климин // Зарубежное военное обозрение. -2001. - № 5.
10. Питер ЛДж. Принцип Питера / ЛДж. Питер //Иностранная литература. - 1971. - № 8.
11. Певень Л.В. Проблемы совершенствования состязательности в Вооруженных Силах Российской Федерации / Л.В. Певень. - Режим
Коротко об авторе__________________________________
Туганов Ю.Н., канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического института, Читинский государственный университет (ЧитГУ)
Научные интересы: применение дисциплинарных наказаний к военнослужащим Российской Федерации с учетом принципов дифференциации и индивидуализации
доступа: http://www.mil.ru.
12. Ищенко А.В. Дифференциация и индивидуализация наказаний, назначаемых военнослужащим Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук /А.В. Ищенко. - М.: ВУ, 2000.
13. Туганов Ю.Н. Теоретико-правовая характеристика института дисциплинарной ответственности в военнослужащих: монография / Ю.Н. Туганов. - М., 2006.
14. Данный классификатор предложен нами в указ. выше соч. - С. 173-177. Классификатор дисциплинарных проступков был разработан также и для сотрудников МВД РФ. См.: Никифоров А.В. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел: дис . канд. юрид. наук /А.В. Никифоров. - Омск, 1989.
_______________________Briefly about the author
Yu. Tuganov, Candidate of legal sciences, Assistant Professor of Civil law and civil process department of Law Institute, Chita State University (CSU)
Areas of expertise: application of discipline punishment to RF military servants with the consideration of differentiation and individualization principles