Научная статья на тему 'Понятие и сущность организованных форм внешней трудовой миграции в Российской Федерации'

Понятие и сущность организованных форм внешней трудовой миграции в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя трудовая миграция / организованный набор / миграционное законодательство / право на трудовую деятельность / иностранный работник / иностранная рабочая сила / трудовой мигрант / организованная форма трудовой деятельности / external labor migration / organized recruitment / migration legislation / the right to work / foreign worker / foreign labor force / migrant worker / organized form of labor activity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павел Олегович Дутов

Проанализированы правовые начала организованной формы реализации иностранными гражданами права на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации. Представленные автором сущность и содержание данного способа реализации внешней трудовой миграции позволили раскрыть не только ее понятийный аппарат, но и выделить ряд характеризующих ее признаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept and essence of organized forms of external labor migration in the Russian Federation

The legal principles of the organized form of realization by foreign citizens of the right to work in the Russian Federation are being considered. The essence and content of this method of implementing external labor migration presented by the author allowed us to reveal not only its conceptual apparatus, but also to identify a number of its characteristic features.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность организованных форм внешней трудовой миграции в Российской Федерации»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-92-96 EDN: https://elibrary.ru/snkepa NIION: 2003-0059-4/23-733 MOSURED: 77/27-003-2023-04-932

Понятие и сущность организованных форм внешней трудовой миграции

в Российской Федерации

Павел Олегович Дутов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, po.dutov@mail.ru

Аннотация. Проанализированы правовые начала организованной формы реализации иностранными гражданами права на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации. Представленные автором сущность и содержание данного способа реализации внешней трудовой миграции позволили раскрыть не только ее понятийный аппарат, но и выделить ряд характеризующих ее признаков.

Ключевые слова: внешняя трудовая миграция, организованный набор, миграционное законодательство, право на трудовую деятельность, иностранный работник, иностранная рабочая сила, трудовой мигрант, организованная форма трудовой деятельности

Для цитирования: Дутов П. О. Понятие и сущность организованных форм внешней трудовой миграции в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 4. С. 92-96. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2023-4-92-96. EDN: SNKEPA.

Original article

The concept and essence of organized forms of external labor migration

in the Russian Federation

Pavel O. Dutov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow,

Russia, po.dutov@mail.ru

Abstract. The legal principles of the organized form of realization by foreign citizens of the right to work in the Russian Federation are being considered. The essence and content of this method of implementing external labor migration presented by the author allowed us to reveal not only its conceptual apparatus, but also to identify a number of its characteristic features.

Keywords: external labor migration, organized recruitment, migration legislation, the right to work, foreign worker, foreign labor force, migrant worker, organized form of labor activity

For citation: Dutov P. O. The concept and essence of organized forms of external labor migration in the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(4):92-96. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-92-96. EDN: SNKEPA.

Рассмотрение правовой сущности организованной формы внешней трудовой миграции невозможно без определения ее базового понятия.

В авторской трактовке под внешней трудовой миграцией следует понимать многогранное правовое явление, связанное с реализацией иностранными гражданами и лицами без гражданства права на осуществление оплачиваемой трудовой деятельности на территории Российской Федерации [10].

Основную роль в определении правового статуса иностранного гражданина, реализующего право на

© Дутов П. О., 2023

трудовую деятельность, играют сформулированные в Конституции Российской Федерации принципы, являющиеся фундаментом взаимоотношений указанных лиц и Российской Федерации, к которым относятся свобода трудовой деятельности, равноправие в реализации права на трудовую деятельность, а также соразмерность ограничений, используемых при регулировании права на трудовую деятельность.

Ранее нами при рассмотрении правовой сущности внешней трудовой миграции [9] в качестве характеризующего ее признака, исходя из способа реализации,

выделена неорганизованная и организованная внешняя трудовая миграция.

Неорганизованная внешняя трудовая миграция осуществляется силами и средствами самого мигранта.

Здесь следует учитывать, что в процесс внешней трудовой миграции включаются представители всевозможных социальных слоев населения, которые изначально имеют отличный друг от друга уровень образования, квалификации и профессиональной компетенции. Нельзя не учитывать широкий возрастной диапазон и пол иностранных граждан, реализующих право на осуществление трудовой деятельности.

Таким образом, одна часть указанных иностранных граждан имеет возможность пройти необходимые процедуры как в стане исхода, так и в странах транзита и трудоустройства без нарушения их прав.

При этом следует отметить, что число таких процедур достаточно большое, а в некоторых случаях они сложны и многообразны. Так, например, для выезда из страны исхода потенциальному трудовому мигранту необходимо получить документ, удостоверяющий его личность за рубежом, разрешение на выезд, выдаваемое компетентным органом, предварительное согласие работодателя на заключение трудового договора, транзитную визу, рабочую визу и т. д. В стране трудоустройства заполнить иммиграционные документы, получить разрешение на право реализации трудовой деятельности, заключить трудовой договор с работодателем, встать на учет по месту пребывания и т. п.

Нарушение предусмотренных законодательством страны трудоустройства процедур, связанных с въездом, пребыванием и порядком осуществления трудовой деятельности, переводит другую часть трудовых мигрантов, не желающих или не имеющих возможности для выезда в статус нелегалов.

Вместе с тем, современным правовым государствам необходим надежный механизм реализации неотчуждаемых жизненных благ, закрепленных в конституциях этих стран. Этот механизм должен обеспечивать как законодательные гарантии прав трудящихся-мигрантов, так и фактическое их осуществление при помощи соответствующих государственных органов, учреждений, организаций. Важное звено (элемент) защиты прав и свобод указанных лиц — создание условий реализации этих прав и свобод [8].

Несомненная роль в указанной работе должна быть отведена организованной внешней трудовой миграции.

Характерной особенностью организованной внешней трудовой миграции является участие в ней специализированных организаций, оказывающих услуги по трудоустройству иностранных граждан.

Такие организации фактически выполняют посреднические услуги не только в части подбора иностранных кадров, оформления с ними трудовых отношений, получения ими разрешительных документов, дающих право на трудовую деятельность, но и документов, необходимых для их законного въезда и пребывания.

В данной ситуации указанные организации выполняют роль представителя работодателя, по поручению которого происходит их взаимодействие как с иностранными работниками, так и иными специализированными организациями, а также с государственными органами, входящими в систему регулирования и контроля внешней трудовой миграции [14].

Следует отметить, что понятие «организация» достаточно широко используется в российской правовой системе.

Так, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации [2] под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

В свою очередь, Гражданский кодекс Российской Федерации [1] определяет юридическое лицо как организацию, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Вместе с тем, указанные определения, предусмотренные нормами кодифицированных актов, не лишены недостатков и вызывают разумную критику со стороны, в том числе судебных органов. Например, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указывает [6], что понятия «организация» и «юридическое лицо» не во всех случаях являются тождественными.

Кроме того, анализ проблематики организованной внешней трудовой миграции требует рассмотрения вопросов участия в ней и физических лиц, чья профессиональная деятельность связана с выполнением вышеуказанных посреднических услуг.

В этой связи необходимо применить более широкое определение организаций, которое будет соответствовать заявленной проблематике. Наиболее уместное содержится в ГОСТ Р ИСО 14001-2016 [7], где организация понимается как лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей.

Следует также отметить, что к данному определению имеется примечание, в соответствии с которым в понятие «организация» входит также индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, благотворительное учреждение, а также их часть или их объединение, вне зависимости от того, являются они юридическим лицом или нет, государственными или частными.

Анализ сущности организованной внешней трудовой миграции будет не полным без изучения иных характеризующих ее признаков.

Одним из таких является степень участия государства в деятельности специализированных организаций, оказывающих услуги по трудоустройству иностранных граждан.

Исходя из данного признака, специализированные организации возможно разделить на государственные, с государственным участием и негосударственные.

При анализе государственных организаций нельзя не согласиться с мнением некоторых ученых [12] о том, что они выступают в качестве субъектов, создаваемых государством и фактически действующих в его интересах, их деятельность направлена на организацию и координацию экономики (сфер хозяйствования) в интересах значительного круга лиц, они призваны координировать работу значительного количества субъектов, деятельность которых находится в круге их интересов. Указанные организации образовываются и функционируют непосредственно по решению органов государственной власти.

Иным образом состоят дела с негосударственными организациями, участниками которых являются физические лица и структуры, не связанные с деятельностью государства, в лице органов власти и государственных организаций. Такие организации имеют обособленное имущество, не находящееся в государственной собственности, и могут от своего имени как приобретать права, так и нести соответствующие обязанности.

Нельзя не отметить и фактически находящиеся посередине между двумя описанными выше — организации с государственным участием, под которыми в данной работе понимаются организации, где часть долей или акций принадлежит государству прямо или косвенно через зависимые структуры (например, унитарные предприятия, органы исполнительной власти, в том числе региональные).

Это позволяет не только обеспечить получение части прибыли от хозяйственной деятельности организаций с государственным участием, но и управлять ими в целях, как уже ранее упоминалось, реализации своей экономической и социальной функции.

Следующим характеризующим признаком организованной внешней трудовой миграции является степень цифрового развития или цифровая зрелость услуги или даже комплекса услуг, которые оказываются специализированными организациями.

Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [5] достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы предусмотрено в качестве одного из целевых показателей национальной цели «цифровая трансформация».

При этом Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы [4] предусмотрено расширение использования современных цифровых технологий в целях предо-

ставления государственных услуг в сфере миграции, включая услуг, направленных на допуск иностранных работников на российский рынок труда. В данной связи за последнее время проделана значительная работа, связанная с цифровой трансформацией предоставляемых подразделениями по вопросам миграции системы МВД России государственных услуг и исполняемых государственных функций [11].

Конечно услуги, оказываемые в процессе организованной внешней трудовой миграции, не являются ни государственными, ни ключевыми в социальной сфере общества, их возможно и не «цифровизировать».

Вместе с тем «цифровизация», в первую очередь, влечет за собой преобразование значительной информации, накапливаемой в процессе деятельности субъектов внешней трудовой миграции, в цифровую форму для обеспечения ее эффективного использования при реализации иностранными гражданами права на осуществление трудовой деятельности.

Вот почему цифровая трансформация услуг, предоставляемых специализированными организациями в части организованной внешней трудовой миграции, не менее важна, чем та же деятельность в области циф-ровизации органов регулирования и контроля внешней трудовой миграции.

По степени цифрового развития все услуги специализированных организаций следует разделить на неоцифрованные, частично оцифрованные и полностью оцифрованные.

Данная градация важна для оценки каждой услуги или услуг в комплексе для выстраивания направления цифрового развития деятельности таких организаций в целях сокращения числа иностранных граждан, незаконно находящихся в Российской Федерации и осуществляющих трудовую деятельность с нарушением действующего законодательства, с одновременным увеличением количества иностранных работников, реализующих право на трудовую деятельность на законных основаниях.

Законность или легальность несомненно очень важный признак как в целом внешней трудовой миграции, так и ее организованной составляющей.

В целом миграцию по признаку законности разделяют на легальную (законную), осуществляемую в порядке, предусмотренном законодательством, и нелегальную (незаконную), связанную с нарушением мигрантом правил въезда и пребывания (проживания) в государстве, гражданином которого он не является. Законодательство каждого государства может устанавливать различные требования по въезду, пребыванию (проживанию), получению разрешительных документов, дающих право на осуществление трудовой деятельности [13].

В настоящее время в общей сложности существует более 30 механизмов реализации иностранными гражданами права на трудовую деятельность. Данное обстоятельство существенно затрудняет иностранным работникам и работодателям выбор верного пути оформления трудовых отношений.

Учитывая отсутствие единообразных правил, доступных для понимания широкой массы заинтересованных лиц, часть приезжающих в целях реализации права на трудовую деятельность иностранных граждан стремится обойти существующие требования, связанные с ней.

В дальнейшем такие иностранные граждане оказываются не в состоянии защитить себя как в отношениях с работодателями, так и недобросовестными специализированными организациями. Зачастую сотрудники данных организаций, не обладая необходимым опытом и квалификацией, но при этом имея намерения быстрого обогащения, оказывают недобросовестные, а некоторых случаях и незаконные услуги, вынуждая иностранных граждан расставаться с немалыми денежными средствами.

При этом следует отметить, что предоставление услуг специализированными организациями в нарушении действующего законодательства вполне вероятно квалифицировать как уголовно наказуемое деяние, связанное с организацией незаконной миграции, ответственность за которое предусмотрена статье 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации [3].

В свою очередь, масштабы незаконной миграции серьезно угрожают национальной безопасности страны, интересам государства и граждан. И решение проблемы требует не только карательных действий в отношении правонарушителей, но и комплекса мер по предотвращению и борьбе с незаконной миграцией [13].

Решению обозначенной проблематики должна способствовать рассматриваемая в настоящей работе организованная форма внешней трудовой миграции.

Анализируя возможный комплекс мер, способствующий сведению к минимуму негативных последствий внешней трудовой миграции, в том числе в ее организованной составляющей, следует выделить правовые аспекты деятельности органов власти, связанные с заключением международных договоренностей об организованном наборе и привлечении иностранных граждан.

Таким образом, мы выделяем следующий признак организованной формы внешней трудовой миграции по степени правовой регламентации на международном уровне. Исходя из данного признака, возможно выделить организованную внешнюю трудовую миграцию, осуществляемую на основании международных соглашений, либо без предварительных международных договоренностей.

В заключении следует отметить, что с учетом проведенного анализа в авторской трактовке под организованной формой внешней трудовой миграцией необходимо понимать способ реализации иностранными гражданами права на осуществление оплачиваемой трудовой деятельности на территории Российской Федерации с обязательным участием в ней специализированных организаций, оказывающих услуги по трудоустройству таких лиц.

Использование данного определения способно положительно повлиять как на теоретическую про-

работку вопросов рассматриваемого способа внешней трудовой миграции со стороны научного сообщества, так и на правотворческую, а далее и правоприменительную практику органов публичной власти.

Исследование организованной формы внешней трудовой миграции позволило выделить и ряд ее признаков, в соответствии с которыми она характеризуется степенью участия государства в деятельности специализированных организаций (государственные, с государственным участием и негосударственные); цифрового развития или цифровой зрелости услуг, которые оказываются специализированными организациями (оцифрованные, частично оцифрованные и полностью оцифрованные); по признаку законности характеризуется легальностью (осуществляется в соответствии с действующим правовым регулированием) и нелегальностью (в нарушение предусмотренного порядка реализации иностранными гражданами права на трудовую деятельность); по степени правовой регламентации на международном уровне (осуществляемую на основании международных соглашений либо без предварительных международных договоренностей).

Список источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // СПС КонсультантПлюс.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.

4. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // СПС Кон-сультантПлюс.

5. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС КонсультантПлюс.

6. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2018 г. № 5-КГ18-185.

7. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 14001-2016, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 апреля 2016 г. № 285-ст // СПС КонсультантПлюс.

8. Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / А. С. Прудников, Ш. М. Нурадинов, Т. А. Прудникова [и др.]. Москва : Издательство «Юнити-Дана», 2020. 536 с. ISBN 978-5-238-03295-5. EDN GBFOIC.

9. Дутов П. О. Внешняя трудовая миграция: к вопросу определения понятия и признаков / П. О. Дутов // Вестник экономической безопасно-

сти. 2018. № 3. С. 34-39. EDN YAQTRZ.

10. Дутов П. О. Конституционно-правовое регулирование внешней трудовой миграции / П. О. Дутов. Москва : «Издательство «Юнити-Дана», 2022. 176 с. ISBN 978-5-238-03668-7. EDN KLDZWS.

11. Дутов П. О. Цифровая трансформация внешней трудовой миграции как фактор устойчивого развития процессов миграции / П. О. Дутов // Государство, власть, управление и право : материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 350-летию со дня рождения Петра Великого, Москва, 10 октября 2022 года. Москва : Государственный университет управления, 2022. С. 92-94. EDN CRZOPM.

12. Плетников В. С., Плетникова М. С. Государственные организации в механизме (аппарате) современного российского государства: вопросы теории и практики // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2020. № 2. С. 121-124.

13. Хабриева Т. Я. Миграционное право России : теория и практика / Т. Я. Хабриева. Москва : Юридическая фирма «Контракт», 2008. 336 с. ISBN 978-5-98209-030-0. EDN QQPYWB.

References

1. Civil Code of the Russian Federation // ATP ConsultantPlus.

2. Tax code of the Russian Federation (part one) // SPS ConsultantPlus.

3. Criminal Code of the Russian Federation // ATP ConsultantPlus.

4. Decree of the President of the Russian Federation of October 31, 2018 № 622 «On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025» // SPS ConsultantPlus.

5. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 № 474 «On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030» // SPS ConsultantPlus.

6. Ruling of the Judicial Collegium for Civil Cases of the Supreme Court of the Russian Federation dated October 16, 2018 № 5-KG18-185.

7. National standard of the Russian Federation GOST R ISO 14001-2016, approved by order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology dated April 29, 2016 № 285-st // SPS ConsultantPlus.

8. State legal foundations of migration and migration processes : textbook for students of higher educational institutions studying in the direction of training «Jurisprudence» / A. S. Prudnikov, Sh. M. Nuradinov, T. A. Prudnikova [i dr.]. Moscow : «Publishing House «Unity-Dana», 2020. 536 p. ISBN 978-5-238-03295-5. EDN GBFOIC.

9. Dutov P. O. External labor migration : on the issue of defining the concept and features / P. O. Dutov // Bulletin of economic security. 2018. № 3. P. 34-39. EDN YAQTRZ.

10. Dutov P. O. Constitutional and legal regulation of external labor migration / P. O. Dutov. Moscow : «Publishing House «Unity-Dana», 2022. 176 p. ISBN 978-5-238-03668-7. EDN KLDZWS.

11. Dutov P. O. Digital transformation of external labor migration as a factor in the sustainable development of migration processes / P. O. Dutov // State, power, management and law : proceedings of the XIII All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 350th anniversary of the birth Peter the Great, Moscow, October 10, 2022. Moscow : State University of Management, 2022. P. 92-94. EDN CRZOPM.

12. Pletnikov V. S., Pletnikova M. S. State organizations in the mechanism (apparatus) of the modern Russian state: issues of theory and practice // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 2. P. 121-124.

13. Khabrieva T. Ya. Migration law in Russia : theory and practice / T. Ya. Khabrieva. Moscow : Law Firm "Kontrakt», 2008. 336 p. ISBN 978-5-98209030-0. EDN QQPYWB.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе

П. О. Дутов — заместитель начальника Управления внешней трудовой миграции Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Information about the author P. O. Dutov — Deputy Head of the Department of External Labor Migration of the Main Directorate for Migration Issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 09.03.2023; одобрена после рецензирования 23.05.2023; принята к публикации 03.07.2023.

The article was submitted 09.03.2023; approved after reviewing 23.05.2023; accepted for publication 03.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.