Научная статья на тему 'Понятие и сущность государственной корпорации'

Понятие и сущность государственной корпорации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2909
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
государственная корпорация / сущность / признаки / дуализм правовой природы. / public corporation / entity / characteristics / dualism of the legal nature.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иван Николаевич Завершинский

В работе детально анализируется понятие государственной корпорации исходя из легального определения. Сопоставляются нормы рамочного закона, делается вывод о том, что у государственной корпорации намечается дуализм правовой природы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept and essence of the state corporation

The paper analyzes in detail the concept of a state corporation based on the legal definition. The norms of the framework law are compared and it is concluded that the state corporation has a dualism of legal nature

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность государственной корпорации»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10048

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ

Иван Николаевич ЗАВЕРШИНСКИЙ, магистр ИГСУ РАНХиГС E-mail: karen7777@bk.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В работе детально анализируется понятие государственной корпорации исходя из легального определения. Сопоставляются нормы рамочного закона, делается вывод о том, что у государственной корпорации намечается дуализм правовой природы.

Ключевые слова: государственная корпорация, сущность, признаки, дуализм правовой природы.

Annotation. The paper analyzes in detail the concept of a state corporation based on the legal definition. The norms of the framework law are compared and it is concluded that the state corporation has a dualism of legal nature.

Keywords: public corporation, entity, characteristics, dualism of the legal nature.

Научный руководитель: К.М. Конджакулян, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат юридических наук

Государственная корпорация как новая организационно-правовая форма некоммерческих организаций, наделенная правами юридического лица, получила свое развитие в законодательстве сравнительно недавно.

Т.В. Кашанина под термином «корпорация» понимает коллективное объединение, обладающее статусом юридического лица, базирующееся на объединении капиталов (имущественных взносов) и реализующее социально-полезную деятельность1.

O.A. Макарова относит термин «корпорация» к собирательным, имеющим одну отличительную черту — это форма предпринимательского объединения капитала2.

С.Д. Могилевский и И.А. Самойлов в качестве ключевой характеристики выделяют признак объединенности участников (учредителей) на договорной основе, не отвечающих по обязательствам корпорации и несущих риск убытков, ограниченный стоимостью внесенных вкладов3.

Согласно специальному федеральному закону под государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая орга-

низация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона4.

Анализ вышеизложенного определения свидетельствует, что законодатель впервые практически отказался от нормативного регулирования правового положения некоммерческой организации, так как указанная статья свидетельствует лишь о том, что государственная корпорация является некоммерческой организацией, обладающей правом собственности на переданное ей имущество. Никаких других императивных или диспозитивных норм, относящихся к государственным корпорациям, закон не содержит. Это значит, что правовой режим такой корпорации должен в каждом конкретном случае определяться законом, которым и будет создаваться корпорация. В частности, федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации (далее —

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020

высший орган управления государственной корпорации)5.

Представляется, что в данном случае нормативно-правовое регулирование будет вынуждено подменяться индивидуально-правовым. Более того, для создания и деятельности государственных корпораций даже не требуется никаких учредительных документов — все вопросы должен будет решать специальный закон.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в данном случае законодатель использовал термин «корпорация» не в традиционном смысле (когда корпорация противопоставляется учреждению), а просто как синоним понятия «организация», к тому же звучащий весьма солидно.

В этом смысле представляется правильным мнение В. Ема, высказанное в известном учебнике по гражданскому праву: «Благодаря корпоративным правам участники корпорации могут участвовать в различных формах в управлении корпорацией и ее имуществом. Реализуя свои корпоративные права, участники корпорации влияют на формирование воли данного корпоративного образования, являющегося самостоятельным субъектом гражданского права — юридическим лицом»6.

При этом важно отметить, что некоторые проблемные аспекты государственного и муниципального управления указаны в научной литературе7.

Порядок создания таких корпораций сильно отличается от порядка создания иных юридических лиц. В частности, государственные корпорации учреждены в распорядительном порядке на основании федеральных законов Российской Федерацией. Таким образом, они созданы в результате властных мер, а не на основе объединения членов, как традиционные корпорации. Также государственные корпорации не имеют учредительных документов, на них не распространяются правила о лицензировании отдельных видов деятельности.

Анализ различных федеральных законов, посвященных гражданско-правовому статусу государственных корпораций, не позволяет сделать однозначный вывод о правовой природе прав учредителя государственной корпорации.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Это означает, что Российская Федерация как учре-

дитель государственной корпорации не сохраняет каких-либо вещных прав на имущество, переданное государственной корпорации для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Следовательно, государственная корпорация не может быть отнесена к той группе юридических лиц, в отношении имущества которых учредитель сохраняет право собственности.

Таким образом, выявленные особенности правового статуса государственных корпораций (учреждение на основе публично-правового акта, содержащего волю публичного образования, публичность выполняемых задач, целевое использование имущества в рамках реализации специальной правоспособности, наличие властных полномочий для реализации публичных поручений) свидетельствуют о том, что государственные корпорации не укладываются в классическую модель конструирования юридического лица как первичного субъекта цивилистики; при этом они обладают всеми признаками юридического лица публичного права. В связи с этим в законодательном акте о создании государственной корпорации необходимо предусматривать исчерпывающий перечень не только целей ее создания, но и полномочий, которые возлагаются на нее при осуществлении публичных функций государственной администрации.

1 Кашанина Т.В. Корпоративное право. Право хозяйственных товариществ и обществ. М.: Инфра-М — НОРМА, 2017. С. 138.

2 Макарова O.A. Корпоративное право: Учебник. М.:

2015. С. 24.

3 Могилевский С.Д., Самойлов И.А. Корпорации в России. Правовой статус и основы деятельности. М.: Дело,

2016. С. 13.

4 Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

5 Иншакова A.O., Кагальницкова Н.В. Обусловленность правовым статусом законодательного признания полномочий госкорпораций по осуществлению публичных функций // Власть Закона. 2017. № 3. С. 22—31.

6 Гриб В.В. Субъекты естественных монополий и государственных корпораций как объекты общественного контроля // Конкурентное право. 2016. № 4. С. 3—5.

7 См.: Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президентства: вопросы соотношения (административно-правовое исследование на примере Российской Федерации и Республики Армения). М.: Юрлитин-форм, 2013;

Конджакулян К.М. Административная ответственность за нарушение избирательных прав в Российской Федерации и Республике Армения. М.: Юрлитинформ, 2014;

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020

Конджакулян К.М. Президент в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5, Конджакулян K.M. Сущность института президентства в Российской Федерации и Республике Армения // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 10, Конджакулян K.M. Предложения по усовершенствованию функциональных характеристик правительств Армении и России (Сравнительно-правовое исследование) // Право и образование. 2015. № 2;

Конджакулян K.M. Административная ответственность в Российской Федерации и Республике Армения: понятие и сущность // Рос. юстиция. 2013. № 4.

Библиографический список

1. Гриб В.В. Субъекты естественных монополий и государственных корпораций как объекты общественного контроля // Конкурентное право. 2016. № 4.

2. Иншакова А.О., Кагальницкова Н.В. Обусловленность правовым статусом законодательного признания полномочий госкорпораций по осуществлению публичных функций // Власть Закона. 2017. № 3.

3. Кашанина Т.В. Корпоративное право. Право хозяйственных товариществ и обществ. М.: Инфра-М — НОРМА, 2017.

4. Конджакулян К.М. Административная ответственность в Российской Федерации и Республике Армения: понятие и сущность // Рос. юстиция. 2013. № 4.

5. Конджакулян К.М. Административная ответственность за нарушение избирательных прав в Российской Федерации и Республике Армения. М.: Юрлитинформ, 2014.

6. Конджакулян К.М. Исполнительная власть в Республике Армения // Гос. власть и местное самоуправление. 2012. № 1.

7. Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президентства: вопросы соотношения (административно-правовое исследование на примере Российской Федерации и Республики Армения). М.: Юрлитинформ, 2013.

8. Конджакулян К.М. Некоторые институциональные аспекты государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование) // Гос. власть и местное самоуправление. 2015. № 1.

9. Конджакулян К.М. Предложения по усовершенствованию функциональных характеристик правительств Армении и России (Сравнительно-правовое исследование) // Право и образование. 2015. № 2.

10. Конджакулян К.М. Президент в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.

11. Конджакулян К.М. Сущность института президентства в Российской Федерации и Республике Армения // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 10.

12. Конджакулян К.М. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Защитник в Республике Армения в системе органов государственной власти // Закон и право. № 12. 2015.

13. Макарова О.А. Корпоративное право: Учебник. М.: 2015.

14. Могилевский С.Д., Самойлов И.А. Корпорации в России. Правовой статус и основы деятельности. М.: Дело, 2016.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.