СТАНОВЛЕНИЕ КОРПОРАЦИИ В РОССИИ
© С. Ю. Каплин
Каплин Сергей Юрьевич
Судья Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
г. Самара
В статье приволятся основные этапы возникновения и становления корпораций в России, раскрываются некоторые исторические особенности формирования корпораций, а также участия госуларства в ланном институте права.
Ключевые слова: акционерное общество, государственное предприятие, товарищество, компания, корпорация, плановое руководство, складочный капитал, трест, учреждение, некоммерческая организация, хозяйственная организация, юридическое лицо.
В России корпоративные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности начали создаваться в XVII веке.
Впервые Уложения [1] царя Алексея Михайловича содержали нормы, регулирующие расчеты товарищей между собой по поводу распределения неожиданных потерь, убытков. В Нижнем Новгороде существовали винодельческие товарищества, в Архангельске — купеческие (торговые), среди яицких казаков существовали временные товарищества по совместной ловле рыбы. Однако в России вплоть до XVIII века формы имущественных объединений не получили такого широкого распространения, как в странах Западной Европы, так как русскому быту были свойственны межличностные объединения, а не имущественные [2].
Реальное внедрение товариществ в России началось с принятием Петром Первым в конце XVII — начале XVIII вв. указов, в соответствии с которыми купцам и иным сво-
бодным гражданам предписывалось торговать путем создания совместных компаний по западноевропейскому образцу. Основными разновидностями компаний в России явились артели, объединение артелей — «смешанные и плотные коляры», ватаги — объединения рыболовов, солейников и других промышленников. Все типы вышеуказанных объединений использовали либо объединение личных капиталов, либо объединение «рабочей силы» участников, либо объединение и капиталов, и «рабочей силы» участников. Под «компанией» в России понимались различного рода предпринимательские объединения, прежде всего товарищества с различными признаками юридического лица — товарищества, артели и объединения артелей с некоторыми признаками акционерных обществ (обособление капитала объединения от его участников). Ответственность участников большинства русских компаний по обязательствам компании так же, как и прибыль, распределялась пропорционально вкладам участников. Подобный смешанный взгляд на компании господствовал в России до конца XVIII в. [3]
В XVIII в. компании России создавались в основном по инициативе государственной власти, и как организационно-правовая форма они принудительно навязывались государственной властью и практически не пользовались популярностью у купцов, в отличие от слоев высшего дворянства, которые нередко активно участвовали в компаниях (граф Апраксин, барон Шарифов, граф Толстой, князь Меньшиков). Отличительной чертой русских компаний начала XVIII в. была цель их создания — для получения в откуп казенных заводов, казенных промыслов, земель, иногда налогов, то есть такие компании пользовались значительными льготами и привилегиями. В связи с этим государственная власть получала право контроля за деятельностью компаний [4].
Постепенно в русском обществе все шире распространялось знакомство с новой формой объединений. Правительство не считало акционерные компании единственно возможными. Среди созданных к концу XVIII в. компаний более жизнеспособными оказались те, которые были основаны на частной инициативе, а не по силе одного лишь государственного акта, хотя, несомненно, правительственный акт предшествовал частной инициативе. Частная инициатива должна была получить одобрение в Мануфактур-коллегии или Коммерц-коллегии, а затем обязательно утверждена Сенатом [5].
Во второй половине XVIII в. в России создавались в основном торговые компании, которые являлись товариществами с правом юридического лица, сходные по своей правовой природе с колониальными компаниями Западной Европы. Так, в 1794 г. была создана Российско-Американская компания. Собирая ценные меха, русские купцы направляли экспедиции на Алеутские и Курильские острова. Ввиду значительного риска и больших затрат русские купцы объединялись в компанию для ведения такого рода торговли [6].
В 1805 и 1807 гг. был издан ряд постановлений о компаниях, но содержание их было бедно. Тем не менее, в них купечеству было рекомендовано «производить свой торг путем создания товариществ». Товарищества мог-
ли создаваться в промышленности и торговле, в сферах перевозок, страхования, в случае, если их деятельность не противоречила «общему благу». В Манифесте [7] 1807 г. рассматривалось два вида товариществ: полное товарищество и товарищество на вере, сходное с коммандитным товариществом в Западной Европе. Помимо указанных форм могло создаваться товарищество по участкам (прообразы первых российских акционерных обществ), которое образовывалось путем объединения многих участников (лиц). Подобные товарищества предназначались для удовлетворения интересов государственного хозяйства. После принятия Манифеста 1807 г. торговые товарищества в России получили необходимые условия для своего развития и были широко распространены в купеческой среде вплоть до октября 1917 г. Почти полное отсутствие законодательных актов, регулирующих правовое положение корпораций, неблагоприятно отразилось на их распространении, и они еще оставались малоизвестными в российском обществе [8] .
Первое появление акционерных обществ как правовой конструкции в России обусловлено утверждением императором Николаем I Положения Комитета министров от 10 июля 1830 г. «Об учрежденной в Малороссии компании для добывания сахара из свекловицы» [9]. Данный документ применительно к конкретной компании регламентировал типовой устав, порядок управления и ведения дел в акционерной компании. Положение [10] от 6 декабря 1836 г. «О компаниях на акции» стало основой акционерного законодательства Российской империи до октября 1917 г. Нормы Манифеста 1807 года и Положения 1836 года устанавливали исключительно разрешительный порядок создания для любой компании на акциях, создание которой невозможно было без особого разрешения правительства. Уставы акционерных компаний направлялись на рассмотрение сначала в соответствующее министерство или главное управление, затем в Комитет министров и (или) Государственный совет, затем после положительных заключений уставы подписывались учредителями и министр направлял их в Сенат для окончательного утверждения. Подобная процедура могла занимать несколько месяцев, что значительно осложняло процесс создания акционерных обществ [11].
Таким образом, на практике в дореволюционной России методической основой акционерного законодательства было Положение 1836 года, а конкретные акционерные общества создавались и действовали в соответствии со своими уставами, то есть новое право создавалось для каждого конкретного отдельно образованного акционерного общества. Причем нормы отдельных уставов могли абсолютно не основываться на нормах общего законодательства [12].
После 1917 г. хозяйственные отношения в России существенно изменились и стали основываться на таких категориях как план, государственное регулирование и целесообразность. Имущественный оборот в структурном отношении как бы распался на две части: государственный оборот, основанный на методах централизованного регулирования, и частный оборот, обслуживающий потребителей.
Постановлением ВЦИК [13] от 11 ноября 1922 г. был принят Гражданский кодекс РСФСР, в общем плане регулировавший деятельность товариществ, акционерных обществ и государственных трестов, предусматривающий разрешительный порядок создания акционерных обществ с утверждением устава общества государственным органом, а также содержащий основные принципы создания и деятельности организаций, присущие корпоративным организационно-правовым формам. Акционерные общества делились на государственные, смешанные и частные, исходя от формы собственности вкладов участников. Например, 7 декабря 1922 г. СТО РСФСР был утвержден Устав Всероссийского акционерного общества финансирования местной электрификации «Электрокредит» (прообраз РАО «ЕЭС России»), в качестве учредителей которого выступили исключительно государственные органы [14].
В Гражданском кодексе РСФСР 1922 года введен новый вид юридического лица — трест, который представлял собой форму объединения исключительно государственных предприятий с правами юридического лица, возникавшими с момента регистрации. Каждый трест являлся единым предприятием, в состав которого могли входить несколько производственных единиц (фабрик, заводов, промыслов, магазинов и т. п.). Финансирование треста осуществлялось исключительно за счет государственного бюджета, причем государственная казна по обязательствам треста не отвечала. Основными органами управления треста являлись ВСНХ, правление, ревизионная комиссия. Трестам разрешалось совершать долгосрочные займы в форме выпуска облигаций [15].
Все организации, обладающие правом юридического лица, делились на корпорации и учреждения. Все юридические лица делились на преследующие цели чисто хозяйственные и преследующие цели публичноправовые, культурные, социальные. Хозяйственные организации пользовались большей свободой, чем учреждения [16].
Различные виды объединений (тресты и синдикаты) стали создаваться уже в 20-е годы. Практически вся промышленность была трестирована. Декрет о трестах [17] 1923 года делил все имущество треста на основной и оборотный капитал. Формально весь основной капитал был изъят из гражданского оборота, но допускался так называемый государственный оборот, т. е. возможность перераспределять капитал между государственными предприятиями вышестоящими органами [18]. Трест рассматривался как промышленное предприятие, включавшее в свой состав фабрики и заводы, нередко крупные предприятия наделялись правами треста. Тресты действовали на началах хозрасчета, широко используя экономические методы в руководстве, входящими в их состав производственными единицами [19]. В условиях новой экономической политики в промышленности начали создаваться крупные торговые объединения — синдикаты, призванные упорядочить торговые функции трестов [20]. Синдикаты взяли на себя задачи сбыта, распределения заказов, ценообразования, снабжения, организации взаимных расчетов. На синдикаты возлагались обслуживание производственных и торговых нужд своих членов, устранение конкурен-
ции и установление общей плановой организации путем согласованного выступления на рынке, проведение общегосударственной линии в определенной отрасли промышленности, связь с народным хозяйством в целом [21].
Попытки сочетать на первых порах централизованные и децентрализованные начала в народном хозяйстве вели к поиску иных, промежуточных форм организации предприятий. В этот период времени вспомнили о дореволюционных формах — о товариществах и акционерных обществах22.
Особенностью акционерных обществ является складочный капитал и свободное распоряжение акционерами своими паевыми взносами. Кроме того, в эту форму хозяйствования ввели чисто государственное содержание: пайщиками обществ стали выступать предприятия «вторичного», дочернего типа. Такие акционерные общества стали государственными образованиями. На акционерные общества распространялись все нормативные акты и правила, регулирующие деятельность государственных предприятий. И только в 1927 г. было принято Положение об акционерных обществах [23], которое окончательно разрешило вопрос о юридической природе государственных акционерных обществ. В нем указывалось, что государственные акционерные общества имеют своей целью не формирование капитала, а хозяйственную деятельность [24].
Основной характерной особенностью развития корпоративных отношений являлась централизация планового руководства, что, конечно же, тормозило развитие экономики. Централизация управления промышленностью была достигнута укреплением предприятий, созданием системы объединений, которые взяли на себя выполнение ряда функций управления производством.
В период 70-80-х гг. в СССР начало активно развиваться корпоративное законодательство в отношении групп организаций - хозяйственных объединений [25].
По месту иерархии управления отраслью различались производственные и научно-производственные объединения, представляющие основное звено системы управления промышленностью, и промышленные объединения, относящиеся к среднему звену. До 1986 года существовало более 500 всесоюзных республиканских объединений.
Проводя различие между промышленными и производственными объединениями, В. Н. Петухов обозначает его как различие между объединенным предприятием (производственное объединение) и объединением предприятий (промышленное объединение). Производственное объединение представляло собой единое комплексное предприятие высшей прогрессивной формы организации и структуры управления [26]. Производственные объединения состояли из головных предприятий, выполняющих производственно-хозяйственные функции по проведению единой технической политики, расчетам с бюджетом, совершенствованию хозяйственных связей, и входящих в него производственных единиц — предприятий, не имеющие статуса юридического лица, на которые возлагались организация производственного процесса и выпуск продукции надлежащего качества [27].
Правовой основой для совершенствования государственного управления экономикой были Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» [28] и Положение о Государственном производственном объединении [29], утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 23 сентября 1987 г., закрепившие правовой статус и виды объединений, к числу которых были отнесены производственные и научно-производственные объединения. Предприятиям и объединениям были предоставлены права самостоятельно на договорных началах образовывать концерны, консорциумы, государственные производственные объединения, межотраслевые государственные объединения, различные ассоциации и другие крупные организационные структуры, в том числе с участием кооперативов и совместных предприятий с иностранным капиталом [30].
Так было положено начало объединениям, создаваемым на добровольной, договорной основе. Сочетание правомочия предприятия (объединения) на выход из состава органа государственного управления и возможность добровольной кооперации положили начало новому, рыночному этапу становления организационно-правовых форм интеграции в промышленности.
Формирование объединений с 1991 г. происходит в рамках приватизационного законодательства. Межотраслевые союзы, ассоциации, концерны, корпорации, холдинги и другие объединения предприятий должны были преобразовываться в товарищества или акционерные общества с одновременным определением размеров вкладов предприятий-участников (учредителей) в их уставный капитал [31].
Конечно, приватизационное законодательство имело ряд существенных недостатков, в том числе разрушение системы управления промышленностью, что с учетом фактической неприспособленности структур предприятий и кадрового состава работать в условиях рынка привело к негативным последствиям для экономики страны. Более жизнеспособными оказались холдинговые компании, созданные в топливно-энергетическом комплексе страны (РАО «ЕЭС России», «Газпром», «Лукойл», «ЮКОС»). Корпорации холдингового типа с государственной долей участия сложились в России преимущественно в отраслях, относящихся к естественным монополиям, либо в отраслях, которые демонополизированы, но где утрата государственного контроля была нежелательна по соображениям стратегического характера [32] .
Отличительная черта всех этих структур состояла в том, что проблема корпоративного управления формально не являлась для них первоочередной, поскольку они были созданы государством специально с задачей контроля над деятельностью подчиненных или интегрированных в них предприятий при определении на федеральном уровне порядка представительства государства в их руководящих органах [33].
Таким образом, «корпорация» абсолютно однозначно была отнесена к самостоятельной форме «объединения предприятий», и на тот момент это не противоречило действующему законодательству. Для нас представляет интерес: что же понималось под «объединением предприятий»?
Согласно п. 1 и 2 ст. 13 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», можно выделить три положения, характеризующие «объединения предприятий» (а значит, и корпорации):
во-первых, они могли создаваться на договорной основе в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии;
во-вторых, предприятия, добровольно входящие в состав объединения, сохраняли свою самостоятельность и права юридического лица;
в-третьих, руководящие органы объединения не обладали распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняли свои функции на основании договоров с предприятиями [34].
Казалось бы, появилась четкость в определении «корпорации» как организационно-правовой формы объединения предприятий.
Но 7 августа 1992 г. Президент РФ издает Указ ц 826 «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» [35], согласно которому в целях создания механизма государственных закупок товаров для государственных нужд и государственной поддержки отдельных производств и направлений деятельности, а также создания условий для реализации Закона РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» [36] Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом поручалось учредить до 1 октября 1992 г.:
— для участия в осуществлении государственных закупок товаров общепромышленного применения и народного потребления акционерное общество «Федеральная контрактная корпорация “Росконтракт”» (АО «Рос-контракт»);
— для участия в осуществлении государственных закупок зерна, хлебопродуктов и продуктов зернопереработки, а также их производства и хранения акционерное общество «Федеральная контрактная корпорация “Росхлебопродукт” (АО «Росхлебопродукт») [37].
Спустя полгода после принятия Указа, 2 февраля 1993 г. Президентом РФ издается Указ ц 184 «О создании Государственной инвестиционной корпорации» [38], согласно которому образовывалась Государственная инвестиционная корпорация в организационно-правовой форме — государственное предприятие [39].
В 1994 г. вводится в действие гл. 4 ГК РФ, где в ст. 121 четко и в исчерпывающем виде определяются две формы объединения юридических лиц: ассоциация и союз. С этого момента корпорация не считается формой объединения юридических лиц [40].
В 1999 г. согласно ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О некоммерческих организациях” № 140-ФЗ [41] перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций был дополнен еще одной формой — государственной корпорацией [42].
В соответствии со ст. 7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» [43] государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, уп-
равленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
Как видно, в течение непродолжительного времени термин «корпорация» использовался в нормативных актах в разных вариантах: и как объединение предприятий, и как унитарное предприятие, и как акционерное общество, и, наконец, как самостоятельная организационно-правовая форма некоммерческой организации [44].
Принципиальная новизна объединений коммерческих организаций рыночного периода заключается в переходе от плановых процессов централизации управления к корпоративной самоорганизации, основанной на экономической зависимости, отношениях собственности, других рыночных формах, а также к договорному принципу объединения коммерческих организаций на добровольной основе [45].
Хотелось бы отметить, что существует ряд факторов, прямо или косвенно влияющих на процесс становления современной системы российского гражданского права и, как подотрасли, корпоративного права:
— исторические, экономические, политические факторы: множество внешних и внутренних войн на протяжении всего развития российского государства; отставание капиталистических производственных отношений в России в конце XIX — начале XX вв.; смена экономической формации в 1917, 1991 гг.; исторически сложившаяся высокая степень вмешательства государственной власти в экономику; отсутствие стабильной государственной и правовой системы и, как следствие, несогласованность действий между различными органами государственной власти, выражающаяся в принятии правовых актов, зачастую противоречащих не только друг другу, но и общероссийскому законодательству; постоянные изменения современного законодательства — налогового, финансового, предпринимательского и др.;
— географические и национальные факторы: большая территория страны с различными климатическими условиями; значительная неоднородность национального состава населения с различными национальными и религиозными традициями; негативность черт национального характера - индивидуалистические тенденции, стремление работать совместно, корпоративно, отсутствие стремления к дисциплине, повальное воровство [46].
Вследствие указанных факторов в России не могли сформироваться предпосылки для развития стабильной системы корпоративного законодательства. Российское корпоративное законодательство характеризовалось на протяжении всей истории государства и характеризуется в настоящее время нестабильностью, отсутствием детальной проработки ряда важнейших вопросов, некорректностью терминологии из-за большого числа понятий и определений иностранного происхождения, множеством правовых коллизий, отсутствием тесной взаимосвязи между материальным правом и судебной практикой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гринтас Я. М. Корпоративные отношения: Правовое регулирование организационных форм. М. : Волтерс Клувер, 2005.
2. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 10 апреля 1923 «О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)» // Известия ВЦИК. № 79. 12.04.1923; № 80. 13.04.1923.
3. Закон РФ от 28.05.1992 № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» // Российская газета. ц 148. 30.06.1992.
4. Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)»// Свод законов СССР. 1990. Т. 5. С. 5—6.
5. Кашанина Т. В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности : учебник для вузов. М. : Изд. группа Инф-ра-М — КОДЕКС, 1995.
6. Малъчинов Г. Участие государства в корпоративных структурах // Журнал для акционеров. 1999. № 8.
7. Манифест 1807 г. // Свод законов Российской империи. Законы гражданские и межевые. Часть 1. Изд. 3. СПб., 1835.
8. Могилевский С. Д., Самойлов И. А. Корпорации в России: Правовой статус и основы деятельности : учеб. пособие. М. : Дело, 2006. С. 8.
9. Петухов В. Н. Корпорации в российской промышленности: законодательство и практика. М., 1999.
10. Положения Комитета министров от 10 июля 1830 г. «Об учрежденной в Малороссии компании для добывания сахара из свекловицы» // Свод законов Российской империи. Законы гражданские и межевые. Часть 1. Изд. 3. СПб., 1835.
11. Положение от 6 декабря 1836 г. «О компаниях на акции» // Свод законов Российской империи. Законы гражданские и межевые. Часть 1. Изд. 3. СПб., 1835.
12. Постановление ВЦИК от 11 ноября 1922 г. «О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР» // Известия ВЦИК. № 256, 12.11.1922.
13. Постановление Совмина СССР от 27 марта 1974 № 212 «Об утверждении Положения о Государственном производственном объединении (комбинате)» // Собрание постановлений Правительства СССР. 1974. № 8.
14. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 17 августа 1927 г. «Об утверждении Положения об акционерных обществах» // СЗ СССР. 1927. № 49. Ст. 500.
15. Становление основ общесоюзного законодательства. М., 1971.
16. Указ Президента РФ от 2 февраля 1993 г. ц 184 «О создании Государственной инвестиционной корпорации» // РГ. 1993. 10 февр.
17. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 826 «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» // САПП. 1992. № 6. Ст. 321.
18. Федеральный закон от 08.07.1999 № 140-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3473.
19. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 145.
20. Шишкина И. С. Предпринимательские объединения : учеб.-практ. пособие. М. : Юристъ, 2001.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. См.: Гринтас Я. М. Корпоративные отношения: Правовое регулирование организационных форм. М. : Волтерс Клувер, 2005. С. 41.
2. Там же. С. 41.
3. Там же. С. 41.
4. Там же. С. 42.
5. Там же. С. 42.
6. Там же. С. 43.
7. Манифест 1807 г. // Свод законов Российской империи. Законы гражданские и межевые. Часть 1. Изд. 3. СПб., 1835.
8. См.: Гринтас Я. М. Указ. соч. С. 43—44.
9. Положения Комитета министров от 10 июля 1830 г. «Об учрежденной в Малороссии компании для добывания сахара из свекловицы» // Свод законов Российской империи.
10. Положение от 6 декабря 1836 г. «О компаниях на акции» // Свод законов Российской империи.
11. См.: Гринтас Я. М. Указ. соч. С. 45.
12. Там же. С. 47
13. Постановление ВЦИК от 11 ноября 1922 г. «О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР» // Известия ВЦИК. № 256. 12.11.1922.
14. См.: Гринтас Я. М. Указ. соч. С. 49.
15. Там же. С. 50.
16. Кашанина Т. В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности: учебник для вузов. М. : Издат. группа Инфра-М — КОДЕКС, 1995. С. 363.
17. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 10 апреля 1923 «О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)» // Известия ВЦИК. № 79. 12.04.1923; № 80. 13.04.1923.
18. См.: Кашанина Т. В. Указ. соч. С. 364.
19. Становление основ общесоюзного законодательства. М., 1971. С. 110—115.
20. См.: Гринтас Я. М. Указ. соч. С. 51.
21. Там же. С. 364.
22. Там же. С. 364.
23. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 17 августа 1927 г. «Об утверждении Положения об акционерных обществах» // СЗ СССР. 1927. № 49. Ст. 500.
24. См.: Кашанина Т. В. Указ. соч. С. 365.
25. См.: Гринтас Я. М. Указ. соч. С. 55.
26. Петухов В. Н. Корпорации в российской промышленности: законодательство и практика. М., 1999. С. 21.
27. Там же. С. 22.
28. Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)»// Свод законов СССР. 1990. Т. 5. С. 5—6.
29. Постановление Совмина СССР от 27 марта 1974 № 212 «Об утверждении Положения о Государственном производственном объединении (комбинате)» // Собрание постановлений Правительства СССР. 1974. № 8.
30. См.: Гринтас Я. М. Указ. соч. С. 57.
31. Петухов В. Н. Указ. соч. С. 65.
32. Там же. С. 65.
33. См.: Малъчинов Г. Участие государства в корпоративных структурах // Журнал для акционеров. 1999. № 8. С. 32.
34 Могилевский С. Д., Самойлов И. А. Корпорации в России: Правовой статус и
основы деятельности : учебное пособие. М. : Дело, 2006. С. 8.
36. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 826 «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» // САПП. 1992. № 6. Ст. 321.
36. Закон РФ от 28.05.1992 № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» // Российская газета. № 148. 30.06.1992.
37. Могилевский С. Д., Самойлов И. А. Указ. соч. С. 8.
38. Указ Президента РФ от 2 февраля 1993 г. № 184 «О создании Государ-
ственной инвестиционной корпорации» // РГ. 1993. 10 февр.
39. Могилевский С. Д., Самойлов И. А. Указ. соч. С. 8.
40. Там же. С. 8.
41. Федеральный закон от 08.07.1999 № 140-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3473.
42. Могилевский С. Д., Самойлов И. А. Указ. соч. С. 8.
43. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 145.
44. Могилевский С. Д., Самойлов И. А. Указ. соч. С. 8.
45. См.: Шишкина И. С. Предпринимательские объединения : учеб.-практ. пособие. М. : Юристъ, 2001. С. 33—47.
46. См.: Гринтас Я. М. Указ. соч. С. 63—64.