Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРУШЕНИЯМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ'

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРУШЕНИЯМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / PUBLIC ORDER / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC SECURITY / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПУБЛИЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / PUBLIC EVENT / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / ADMINISTRATIVE AND LEGAL MEANS / ADMINISTRATIVE AND LEGAL OPPOSITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Березин А. А.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью упорядочения комплекса мероприятий, направленных на противодействие нарушениям общественного порядка и общественной безопасности в условиях проведения публичных мероприятий, в целях приведения его в систематизированный вид. Цель статьи - охарактеризовать понятие и содержание административно-правового противодействия нарушениям общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий, а также правовые средства такого противодействия. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных методов (диалектический, анализа, синтеза) и частнонаучного формально-юридического метода. Анализируя законодательство о порядке организации и проведения публичных мероприятий и иное законодательство, затрагивающее данный вопрос, автор не обнаружил легального определения понятия противодействия нарушениям общественного порядка и общественной безопасности при их проведении. Предлагаемая им выработка научной концепции системы мер, составляющих административно-правовое противодействие нарушениям общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий, призвана повысить качество организации данной деятельности. Автор приходит к выводу о том, что административно-правовое противодействие нарушениям общественного порядка и общественной безопасности не должно быть сведено к применению различного рода мер административного принуждения, поскольку основным методом управленческой деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц является убеждение. К принудительным мерам следует прибегнуть лишь тогда, когда средства убеждения не привели к достижению необходимого результата. В числе административно-принудительных средств противодействия нарушениям общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий автор выделяет меры административного предупреждения, меры административного пресечения и административные наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND ESSENCE OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL ADDRESS VIOLATIONS OF PUBLIC ORDER AND PUBLIC SAFETY DURING PUBLIC EVENTS

The relevance of the article due to the need to streamline the complex of measures aimed at combating violations of public order and public safety during public events, in order to bring it in a systematic form. The purpose of this article is to describe the concept and content of the administrative and legal address violations of public order and public safety during public events, as well as legal means of such opposition. Implementation of the tasks was achieved by using scientific methods (dialectical, analysis, synthesis) and private scientific formal legal method. Analyzing the law on the procedure of organization and holding of public events and other legislation affecting this question, the author has not found legal definition of address violations of public order and public safety during their execution. Proposed development of the scientific concept of the system of measures that make up the administrative and legal opposition to violations of public order and public safety during public events, aims to improve the organization of this activity. The author comes to the conclusion that the administrative and legal opposition to violations of public order and public security should not be reduced to the application of various measures of administrative coercion as the primary method of management activity of the Executive authorities and their officials is the belief. To coercive measures should be resorted to only when the conviction has not led to the achievement of the desired result. Among administrative-enforcement responses to violations of public order and public safety during public events the author identifies measures of administrative warnings, measures of administrative punishment and administrative penalties.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРУШЕНИЯМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

А.А. Березин, A.A. Berezin,

аспирант, graduate student,

Саратовская государственная Saratov State Law Academy

юридическая академия berezin@gpsmu.ru

Понятие и сущность административно-правового противодействия нарушениям общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий

Аннотация: актуальность статьи обусловлена необходимостью упорядочения комплекса мероприятий, направленных на противодействие нарушениям общественного порядка и общественной безопасности в условиях проведения публичных мероприятий, в целях приведения его в систематизированный вид. Цель статьи — охарактеризовать понятие и содержание административно-правового противодействия нарушениям общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий, а также правовые средства такого противодействия. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных методов (диалектический, анализа, синтеза) и частнонаучного формально-юридического метода. Анализируя законодательство о порядке организации и проведения публичных мероприятий и иное законодательство, затрагивающее данный вопрос, автор не обнаружил легального определения понятия противодействия нарушениям общественного порядка и общественной безопасности при их проведении. Предлагаемая им выработка научной концепции системы мер, составляющих административно-правовое противодействие нарушениям общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий, призвана повысить качество организации данной деятельности. Автор приходит к выводу о том, что административно-правовое противодействие нарушениям общественного порядка и общественной безопасности не должно быть сведено к применению различного рода мер административного принуждения, поскольку основным методом управленческой деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц является убеждение. К принудительным мерам следует прибегнуть лишь тогда, когда средства убеждения не привели к достижению необходимого результата. В числе административно-принудительных средств противодействия нарушениям общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий автор выделяет меры административного предупреждения, меры административного пресечения и административные наказания.

Ключевые слова: общественный порядок, общественная безопасность, административно-правовое противодействие, публичное мероприятие, административно-правовые средства.

The concept and essence of administrative and legal address violations of public order and public safety during public events

Abstract: the relevance of the article due to the need to streamline the complex of measures aimed at combating violations of public order and public safety during public events, in order to bring it in a systematic form. The purpose of this article is to describe the concept and content of the administrative and legal address violations of public order and public safety during public events, as well as legal means of such opposition. Implementation of the tasks was achieved by using scientific methods (dialectical, analysis, synthesis) and private scientific formal legal method. Analyzing the law on the procedure of organization and holding ofpublic events and other legislation affecting this question, the author has not found legal definition of address violations of public order and public safety during their execution. Proposed development of the scientific concept of the system of measures that make up the administrative and legal opposition to violations ofpublic order and public safety during public events, aims to improve the organization of this activity. The author comes to the conclusion that

the administrative and legal opposition to violations ofpublic order and public security should not be reduced to the application of various measures of administrative coercion as the primary method of management activity of the Executive authorities and their officials is the belief. To coercive measures should be resorted to only when the conviction has not led to the achievement of the desired result. Among administrative-enforcement responses to violations of public order and public safety during public events the author identifies measures of administrative warnings, measures of administrative punishment and administrative penalties.

Keywords: public order, public security, administrative and legal opposition, public event, the administrative and legal means.

Противодействие в толковых словарях трактуется как действие, служащее препятствием к проявлению, развитию другого действия, сопротивление.

Термин «противодействие» нередко используется федеральным законодателем для обозначения деятельности органов государственной власти по предотвращению возникновения негативных правовых явлений, выявлению и пресечению различного рода незаконной деятельности, устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также по минимизации их негативных последствий. Так, в нормах федерального законодательства установлены основы административно-правового противо-^ действия терроризму [1], экстремистской деятельности [2], коррупции [3], ^ легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма [4], неправомерному использованию инсайдерской информации т и манипулированию рынком [5]. При этом законодатель либо дает определи ление понятия противодействия той или иной незаконной деятельности, либо формулирует перечень мероприятий, составляющих его содержание. В ^ целом следует отметить фактически однотипную конструкцию, используе-<5 мую законодателем для определения перечня мер, образующих содержание рЕ противодействия названным негативным явлениям.

В то же время, если анализировать законодательство о порядке организации и проведения публичных мероприятий и иное законодательство, к косвенно затрагивающее данный вопрос, то легального определения понятия § противодействия нарушениям общественного порядка и общественной безо-^ пасности при их проведении в нем не содержится. В связи с этим актуальным с является вопрос об упорядочении комплекса мероприятий, направленных на противодействие нарушениям общественного порядка и общественной 136 безопасности в условиях проведения публичных мероприятий, в целях при- ведения его в систематизированный вид.

Выработка научной концепции системы мер, составляющих административно-правовое противодействие нарушениям общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий, призвана повысить качество организации данной деятельности. Это связано с тем, что результат функционирования системы в целом получается выше, чем сумма одноименных результатов отдельных элементов, составляющих совокупность [6, а 9]. В действительности это означает, что применение на практике соответствующих мер в разрозненном виде, а не во взаимодействии различных субъектов правоприменения не будет способствовать эффективности такого противодействия.

о

IZ

о

0J

Административно-правовое противодействие нарушениям общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных

мероприятий — это комплекс организационных действий компетентных Щ

органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных Т

уполномоченных на то субъектов, осуществляемых в соответствии с нормами ф

административного права и направленных на предупреждение, пресечение о

нарушений общественного порядка и общественной безопасности при про- П

ведении публичных мероприятий, привлечение виновных в их совершении р п

я о

лиц к административной ответственности, а также на выявление и устранение к Я

5 ® О

у

тн

причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

По своему содержанию названное противодействие представляет собой, о

во-первых, выполнение комплекса управленческих функций — организацию О Щ

охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении т О

публичных мероприятий, во-вторых, применение уполномоченными субъ- ф 5!

ектами мер административного предупреждения нарушений общественного 5 ад порядка и общественной безопасности при проведении публичных

приятий, в-третьих, непосредственное осуществление мер по поддержанию § |

правопорядка во время проведения публичных мероприятий с применением ф ТТ

пресекательных средств воздействия при наличии противоправных пося- Т §

гательств, в-четвертых, деятельность по применению мер постделиктного П П

характера, т. е. административных наказаний. 5 §§

Административно-правовое противодействие нарушениям общественного р о

порядка и общественной безопасности не должно быть сведено к применению е О

различного рода мер административного принуждения. Основным методом ф р

управленческой деятельности органов исполнительной власти и их должностных ! и

лиц является убеждение. К принудительным мерам следует прибегнуть лишь тог- у §

да, когда средства убеждения не привели к достижению необходимого результата. и й

Убеждение по своей природе имеет предупредительный характер. Поэтому Ы В уже на этапе получения уведомления о проведении публичного мероприятия 5 55 и согласования места и времени его проведения должен быть задействован р р механизм убеждения, чтобы не просто предупредить нарушения закона, но и § 1 уберечь общество и государство в целом от возможных катаклизмов. События | | последнего десятилетия, происходившие в ряде государств Европы — Франции, й | России, Украине, — наглядно демонстрируют недостаточность предупредительного воздействия по отношению к потенциальным и действующим 137

участникам публичных мероприятий, приведшую к массовым беспорядкам, -

уничтожению или повреждению имущества.

Большое значение в связи с этим имеет административно-правовое противо- ^

действие распространению информации деструктивного характера, способ- ^ ствующей возникновению нарушений общественного порядка и общественной

безопасности при проведении публичных мероприятий. Такая информация, по | мнению С.Г. Стеценко и А.А. Ярёменко, может выступать одним из решающих факторов, осложняющих обстановку в месте проведения данных мероприятий [7, с. 37]. Поскольку эта информация используется как средство пропагандистского воздействия при организации массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка, проведении несанкционированных публичных меро-

5

приятий, она должна представлять особый интерес для правоохранительных и иных органов. В силу этого органы государственной власти, в том числе органы внутренних дел, органы местного самоуправления должны владеть способами и приемами нейтрализации и опровержения данной информации, которые в целом представляют собой реализацию метода убеждения.

Административно-правовое противодействие нарушениям общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий осуществляется посредством применения определенных административно-правовых средств.

Административно-правовые средства охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности нередко выступают предметом научных исследований. Например, А.С. Ковальчук рассматривает административно-правовые средства борьбы с правонарушениями в сфере охраны общественного порядка [8]. Кроме того, административно-правовые средства обеспечения общественной безопасности выступили в качестве предмета анализа в научной деятельности Б.П. Кондратова [9].

Что касается административно-правовых средств противодействия нарушениям общественного порядка и общественной безопасности при проведении ^ публичных мероприятий, то в настоящее время определение такого понятия в ^ науке административного права отсутствует. Во многом это связано с тем, что к не выработано законодательного или доктринального определения понятия противодействия нарушениям общественного порядка и общественной безопас-ш ности при проведении публичных мероприятий, о чем уже было сказано выше. □ъ Прежде чем рассматривать данные административно-правые средства, s необходимо обратиться к выработанному в теории права доктринальному <ç определению понятия правовых средств.

s А.В. Малько, исследуя правовые средства как элемент механизма g административно-правового регулирования, понимает в качестве таковых право-^ вые явления, выражающиеся в установлениях и деяниях, с помощью которых к удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение соци-g ально полезных целей [10, c. 463]. Данные цели, по его мнению, могут быть раз-ш личны, но, в конечном счете, они обусловливают справедливую упорядоченность ^ общественных отношений. В качестве правовых средств им рассматриваются, в частности, нормы права, правоприменительные акты, юридические факты, 138 субъективные права, юридические обязанности, запреты, наказания и пр. - К признакам, характеризующим все правовые средства, относятся следующие:

а) они выражают собой все обобщающие юридические способы обеспе-Î чения интересов субъектов права, достижения поставленных целей; ° б) отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;

в) сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования, правовых режимов, т. е. функциональной стороны права;

г) приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности правового регулирования;

отношений могут быть представлены в следующих формах:

о

СП

В

®

д) обеспечиваются государством [11, с. 397].

При исследовании административно-правовых средств противодействия

нарушениям общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий представляется целесообразным использовать

их деление на административно-правовые средства морально-побудительного характера и административно-правовые средства принуждения. Первую группу средств необходимо выделить в связи с тем, что противодействие нарушениям следует начинать заблаговременно, т. е. предупреждая их, а р о не доводить ситуацию до такого состояния, когда потребуется применение к различного рода принудительных правоограничений к нарушающим общественный порядок и общественную безопасность субъектам. о

5 ®

о

Морально-побудительные средства в исследуемой сфере общественных | Щ

О

ВО

го о

® О

I н

а) нормативно-правовое установление субъективных прав граждан и их | 5 объединений на осуществление публичных мероприятий, рассматриваемых 5 §д законодателем в качестве социально полезных действий, способствующих в | перспективе повышению эффективности публичной власти; § |

б) реализация убеждения как всеобщего

метода управленческой деятельности. По утверждению Л.Л. Попова, «с по- Т §

мощью средств убеждения стимулируется должное поведение участников П П

управленческих общественных отношений путем проведения воспитатель- 5 §

ных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер р §

преимущественно морального характера» [12, с. 286]. е §

В свою очередь, применение административно-правовых средств прину- I р

дительного характера связано с закреплением в законодательстве обязанно- ! и

стей и запретов, установленных для субъектов, осуществляющих организацию у §

публичных мероприятий и участвующих в них, а также ситуаций, обуслов- и й

ливающих невозможность либо ограниченную возможность их проведения. Ы В

Меры административного принуждения применяются в случае нарушения 5 55

обозначенных обязанностей и запретов, а также возникновения объективных р р

угроз причинения вреда жизни или здоровью граждан в силу чрезвычайных § 1

обстоятельств. Данные меры, являясь средством защиты общественных от- Я 1

ношений в сфере государственного управления, выражаются во внешнем воз- й М действии на сознание и поведение и деятельность физических и юридических

лиц в форме ограничений личного, имущественного либо организационного 139

характера и применяются широким кругом уполномоченных субъектов, в -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

число которых входят не только должностные лица органов государственной

власти, но и общественные объединения правоохранительной направлен- ^

ности, представители частных охранных организаций. ^

Применение мер административного принуждения основано на ч. 3 ст. 55 ъ

Конституции РФ, где указано, что права и свободы человека и гражданина | могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

5

_Q X

со

В числе административно-принудительных средств противодействия нарушениям общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий можно выделить меры административного предупреждения, меры административного пресечения и меры административной ответственности (административные наказания).

Таким образом, под административно-правовыми средствами противодействия нарушениям общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий предлагается понимать нормативно-правовые установления и меры, с помощью которых обеспечивается общественный порядок и общественная безопасность при проведении публичных мероприятий посредством предупреждения, пресечения правонарушений и привлечения виновных к административной ответственности в целях удовлетворения интересов общества, государства и иных субъектов, чьи права затрагиваются проведением данных мероприятий.

Список литературы:

1. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : федеральный закон РФ от 7 августа

2001 г. № 115-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2001. — № 33, ст. 3418.

2. О противодействии экстремистской деятельности : федеральный закон РФ от 25 июля

2002 г. № 114-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 30, ст. 3031.

3. О противодействии терроризму : федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г.

< № 35-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 11, ст. 1146. О 4. О противодействии коррупции : федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. <с № 273-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2008. — № 52, ст. 6228. с 5. О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации s и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные

акты Российской Федерации : федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ рЕ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010. — № 31, ст. 4193.

6. Адилов, А.Н. Понятие, содержание и сущность системы охраны общественного порядка // Административное право и процесс. — 2009. — № 4. — С. 7—9.

7. Административное право : учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. — М.: Юристъ, 2000. — 728 с.

8. Ковальчук, А.С. Административно-правовые средства борьбы с административными правонарушениями в сфере охраны общественного порядка и их применение органами внутренних дел : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.С. Ковальчук. — Хабаровск, 2003. — 21 с.

9. Кондратов, Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые 140 средства ее обеспечения / Б.П. Кондратов. — М.: Щит-М, 1998. — 296 с.

--10. Матузов, Н.И. Теория государства и права : учебник / Н.И. Матузов,

А.В. Малько. — М.: Юристъ, 2004. — 512 с.

11. Стеценко, С.Г. К вопросу о деятельности органов внутренних дел по нейтрализации слухов, дестабилизирующих общественный порядок в Украине / С.Г. Стеценко, А.А. Ярёменко // Административное право и процесс. — 2007. — № 1. — С. 37—40.

12. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 776 с.

References:

1. O protivodejstvii legalizacii (otmyvaniju) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i frnansirovaniju terrorizma : federal'nyj zakon RF ot 7 avgusta 2001 g. № 115-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2001. — № 33, st. 3418.

с О IZ

К С m О m

SE

IZ

о

0J

2. O protivodejstvii jekstremistskoj dejatel'nosti : federal'nyj zakon RF ot 25 ijulja 2002 g. № 114-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2002. — № 30, st. 3031.

3. O protivodejstvii terrorizmu : federal'nyj zakon RF ot 6 marta 2006 g. № 35-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2006. — № 11, st. 1146.

4. O protivodejstvii korrupcii : federal'nyj zakon RF ot 25 dekabrja 2008 g. № 273-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2008. — № 52, st. 6228.

5. O protivodejstvii nepravomernomu ispol'zovaniju insajderskoj informacii i ma-nipulirovaniju rynkom i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii : federal'nyj zakon RF ot 27 ijulja 2010 g. № 224-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2010. — № 31, st. 4193.

6. Adilov, A.N. Ponjatie, soderzhanie i sushhnost' sistemy ohrany obshhestvennogo porjadka // Administrativnoe pravo i process. — 2009. — № 4. — S. 7—9.

7. Administrativnoe pravo : uchebnik / pod red. Ju.M. Kozlova, L.L. Popova. — M.: Jurist, 2000. — 728 s.

8. Koval'chuk, A.S. Administrativno-pravovye sredstva bor'by s administrativnymi pra-vonarushenijami v sfere ohrany obshhestvennogo porjadka, i ih primenenie organami vnu-trennih del : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk / A.S. Koval'chuk. — Habarovsk, 2003. — 21 s.

9. Kondratov, B.P. Obshhestvennaja bezopasnost' i administrativno-pravovye sredstva ee obespechenija / B.P. Kondratov. — M.: Shhit-M, 1998. — 296 s.

10. Matuzov, N.I. Teorija gosudarstva i prava : uchebnik / N.I. Matuzov, A.V. Mal'ko. — M.: Jurist, 2004. — 512 s.

11. Stecenko, S.G. K voprosu o dejatel'nosti organov vnutrennih del po nejtralizacii sluhov, destabilizirujushhih obshhestvennyj porjadok v Ukraine / S.G. Stecenko, A.A. Jaremenko // Administrativnoe pravo i process. — 2007. — № 1. — S. 37—40.

12. Teorija gosudarstva i prava: kurs lekcij / pod red. N.I. Matuzova i A.V. Mal'ko. 2-e izd., pererab. i dop. — M.: Jurist, 2001. — 776 s.

И.Ю. Засимов, I.Yu. Zasimov,

соискатель, the applicant,

Саратовская государственная Saratov state law academy

юридическая академия igp@sgap.ru

Некоторые проблемы общетеоретического исследования объекта правоохранительной системы

Аннотация: в статье внимание читателя обращается на вопросы общетеоретического определения объекта воздействия правоохранительной системы в современной России. Отмечается особая дискуссионность данной проблемы, приводится обзор основных точек зрения, высказываемых в юридической литературе. Автором делается вывод о том, что объектом правоохранительной системы служит комплекс правовых явлений и средств, т. е. правовая система. Отмечается, что под правовую охрану подпадают не только или человек, или правовые отношения, или правопорядок, но и другие правовые явления: само право, субъективные права и юридические обязанности, система нормативных правовых и правоприменительных актов, правовая культура и др. Отстаивается позиция, согласно которой государственные органы являются не единственными субъектами, входящими в правоохранительную систему. Структуры и организации гражданского общества должны признаваться равноправными субъектами правоохранительной системы в ее широком понимании. Подчеркивается тот факт, что гражданское общество не меньше государства заинтересовано в охране права, правопорядка и иных правовых ценностей. Обосновывается необходимость пере-

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.