Научная статья на тему 'Административный надзор как вид государственно- го управления в полицейской деятельности'

Административный надзор как вид государственно- го управления в полицейской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
826
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / НАДЗОРНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ / ADMINISTRATIVE LAW / ADMINISTRATIVE LEGAL RELATIONS / LEGAL REGULATION / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / PUBLIC ORDER / SUPERVISORY POWERS / POLICE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Броженко А. Е.

Предметом исследования является организация и правовое регулирование административной и надзорной деятельности полиции для обеспечения общественного порядка. Цель исследования является изучение организационно-правовых вопросов административной и надзорной деятельности полиции в сфере обеспечения общественного порядка и формулирование на ее основе предложений по совершенствованию правового регулирования и практики осуществления надзорных полномочий полиции. В исследовании использовались методы структурно-функционального и статистического анализа, а также традиционные правовые методы, такие как теоретические и юридические, исторические правовые, сравнительно-правовые и другие. В исследовании рассматриваются цели и задачи административного надзора, раскрываются термины «предотвращение правонарушений» и «пресечение правонарушений», определяется место административного надзора в структуре функций полиции с их описанием, также затронуты способы осуществления административного надзора и характеристика органов, его осуществляющих. По результатам проведенного исследования сформулированы выводы и предложения по совершенствованию правового регулирования и практики осуществления надзорных полномочий полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE SUPERVISION AS A KIND OF STATE ADMINISTRATION IN POLICE ACTIVITIES

The subject of the study is the organization and legal regulation of administrative and supervisory activities of the police to ensure public order. The purpose of the study is to study the organizational and legal issues of the administrative and supervisory activities of the police in the field of public order and formulate on its basis proposals for improving legal regulation and practice of exercising supervisory powers of the police. The study used the methods of structural-functional and statistical analysis, as well as traditional legal methods, such as theoretical and legal, historical legal, comparative legal and others. The study examines the goals and objectives of administrative supervision, discloses the terms “crime prevention” and “crime prevention”, defines the place of administrative supervision in the structure of the police functions with their description, also touches on the methods of administrative supervision and the characteristics of the bodies that carry it out. Based on the results of the study, conclusions and proposals are formulated to improve the legal regulation and practice of exercising supervisory powers of the police.

Текст научной работы на тему «Административный надзор как вид государственно- го управления в полицейской деятельности»

УДК 351.74

Броженко А.Е.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПОЛИЦЕЙСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предметом исследования является организация и правовое регулирование административной и надзорной деятельности полиции для обеспечения общественного порядка.

Цель исследования является изучение организационно-правовых вопросов административной и надзорной деятельности полиции в сфере обеспечения общественного порядка и формулирование на ее основе предложений по совершенствованию правового регулирования и практики осуществления надзорных полномочий полиции.

В исследовании использовались методы структурно-функционального и статистического анализа, а также традиционные правовые методы, такие как теоретические и юридические, исторические правовые, сравнительно-правовые и другие.

В исследовании рассматриваются цели и задачи административного надзора, раскрываются термины «предотвращение правонарушений» и «пресечение правонарушений», определяется место административного надзора в структуре функций полиции с их описанием, также затронуты способы осуществления административного надзора и характеристика органов, его осуществляющих.

По результатам проведенного исследования сформулированы выводы и предложения по совершенствованию правового регулирования и практики осуществления надзорных полномочий полиции.

Ключевые слова: административное право, административные правоотношения, правовое регулирование, административный надзор, общественный порядок, надзорные полномочия, деятельность полиции.

* * *

Brozhenko A.E.

ADMINISTRATIVE SUPERVISION AS A KIND OF STATE ADMINISTRATION IN POLICE ACTIVITIES

The subject of the study is the organization and legal regulation of administrative and supervisory activities of the police to ensure public order.

The purpose of the study is to study the organizational and legal issues of the administrative and supervisory activities of the police in the field of public order and formulate on its basis proposals for improving legal regulation and practice of exercising supervisory powers of the police.

The study used the methods of structural-functional and statistical analysis, as well as traditional legal methods, such as theoretical and legal, historical legal, comparative legal and others.

The study examines the goals and objectives of administrative supervision, discloses the terms "crime prevention" and "crime prevention", defines the place of administrative supervision in the structure of the police functions with their description, also touches on the methods of administrative supervision and the characteristics of the bodies that carry it out.

Based on the results of the study, conclusions and proposals are formulated to improve the legal regulation and practice of exercising supervisory powers of the police.

Keywords: administrative law, administrative legal relations, legal regulation, administrative supervision, public order, supervisory powers, police activities

•k "k "k

Административным надзором полиции является систематическое наблюдение за подразделениями полиции и отдельными работниками с надзорными полномочиями, соблюдением гражданами и должностными лицами предприятий, организаций, учреждений (независимо от формы собственности), а также иностранцами и лицами без гражданства и другие нормативные акты, регулирующие общественный порядок, безопасность дорожного движения, системы паспортов и виз, а также системы лицензирования и авторизации с целью предотвращения, пресечения совершения нарушений и привлечения виновных к ответственности1.

Поэтому, поскольку обозначение надзора является определением его целей и задач, необходимо более подробно рассмотреть цели и задачи административного надзора.

Цели административного надзора:

- предотвращение правонарушений;

- подавление правонарушений;

- привлечение к ответственности виновных;

- нормирование.

Предотвращение правонарушений - это установление и требования к устранению выявленных преступлений, установление обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, и в силу своей компетенции устранение этих обстоятельств, а также предотвращение совершения других преступления.

Пресечение правонарушений является обязательным путем прекращения преступления, предотвращения или уменьшения вредных последствий их совершения, применения административной сдержанности к правонарушителям, включая использова-

ние физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Преследование виновных лиц является в их компетенции независимым инициированием и рассмотрением дела об административном правонарушении, наложением административного штрафа или отправлением материалов о правонарушении судьям, органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела2.

Законотворчество - это утверждение норм и правил совместно с органами исполнительной власти и другими административными надзорными органами, правила системы лицензирования и т. д.

Исходя из вышесказанного, следует, что назначение административного органа в области общественного порядка - обеспечить четкое, единообразное соблюдение специальных правил и общеобязательных правил (поведение людей в общественных местах, паспортная система, порядок транспорт, лицензирование и другие системы) в целях предотвращения, пресечения правонарушений, привлечения виновных к ответственности и осуществления нормотворчества.

Чтобы полностью понять суть административного надзора, необходимо рассмотреть, какое место он занимает в структуре функций полиции. Среди академических администраторов существуют разные мнения по этому вопросу, и нет единой классификации функций полиции. Однако большинство мнений сходится в том, что структура полицейских функций разделена на три сферы деятельности:

1) административный;

2) оперативно-поисковый;

3) уголовный процесс.

1 Мартынов А. В. Философия и феноменология административного надзора: новые научные подходы к формированию концепции в условиях модернизации Российского государства и права // Административное право и процесс. 2017. № 5. С. 1216.

2 Конин Н. М. Административное право России в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2017. С. 256.

Административная деятельность - прямое, практическое осуществление полицейскими органами функций защиты, которая включает:

- производство запросов по уголовным делам в пределах, установленных законом;

- производство срочных следственных действий в случаях, когда предварительное следствие является обязательным;

- выполнение поручений прокурора и следователя о производстве следственных и следственных действий.

В то же время я хотел бы добавить, что вышеупомянутые мероприятия, перечисленные выше полицейские взаимосвязаны и в повседневной практике действуют в единстве, например, сотрудники полиции общественной безопасности, осуществляющие административную деятельность, обязаны предотвращать и пресекать любые преступления. В то же время сотрудники уголовной полиции не могут пройти мимо административных правонарушений.

Рассматривая классификацию функций полиции, можно классифицировать функции следующим образом:

1) общие функции, которые включают учет, прогнозирование, планирование, регулирование и контроль;

2) специальные функции, которым присваивается общий надзор, специальный надзор, оперативно-розыскная деятельность и запрос;

3) особенные функции, они включают в себя образовательную функцию, обеспечение общественной безопасности, использование принудительных мер и экономическую функцию3.

Однако есть много вопросов относительно упомянутых здесь функций. Так, например, у полиции нет каких-либо образовательных или экономических функций, хотя бы потому, что ни один из них не находится в сфере полицейских задач, и их не-

прав ильное толкование может нарушить статус полиции. Но, конечно, не забывайте, что, когда полиция выполняет свои функции в определенных случаях, существует экономический эффект (например, при получении штрафа от правонарушителя) или образовательный эффект (например, при осуществлении профилактической работы или наложении административного штрафа). Но это проявляется в качестве дополнительного эффекта, когда полиция выполняет свои функции. Обеспечение общественной безопасности и помощи возложено на задачи, стоящие перед полицией в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции».

Что касается принудительных мер, то это не функция полиции, а метод полицейской деятельности при выполнении ее функций. Что касается общих функций, то можно отметить, что они присущи любому органу управления.

Функция «помощи» относится к задачам полиции. Остальные функции «надзор», «поиск» и «запрос» и «юрисдикция» вписываются в традиционное разделение функций на административную, оперативно-следственную, уголовно-процессуальную деятельность.

Функция «защита» является целью надзора, поскольку контроль осуществляется именно с целью защиты соответствующих социальных отношений от незаконных по-сягательств4.

Кроме того, административный надзор в своей деятельности осуществляется двумя способами:

1) способ обеспечения законности в государственном управлении;

2) одна из функций государственного управления.

Что касается административного надзора как способа обеспечения верховенства закона в сфере государственного управле-

3 Федеральный закон «Об оперативнорозыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144 / ФЗ (ред. от 08.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2017. № 33. Ст. 3349.

4 Звоненко Д. П. Административное право. М.: Юстицинформ, 2017. С. 416.

ния, среди административных ученых существуют разные мнения. В соответствии с первым смыслом административный контроль поглощается контролем в системе способов обеспечения законности, а второй - как самостоятельный способ этой системы.

Такая двойственность мнений возникла с учетом является защита общественного порядка. Идентификация этой задачи обусловлена: Во-первых, тем фактом, что сфера общественного порядка во многом отличается от всех других сфер общества и государственной жизни;

Во-вторых, тот факт, что субъекты административного надзора в сфере общественного порядка являются организационно специальной самым сложным социальным организмом. Главное, что входящие в него элементы (подсистемы) в соответствии со спецификой задач, функций и методов их реализации объединяются, в свою очередь, в специальные группы тел. В составе административных органов административные надзорные органы занимают место функциональных подразделений, работающих в узкой сфере общественных отношений и решающих задачи исключительно для обеспечения верховенства закона в государственном управлении5.

Органы административного надзора, как правило, характеризуются:

- участием в подготовке и разработке нормативных актов, регулирующих поведение всех лиц, которые индивидуально или в процессе исполнения служебных или общественных обязанностей вступают в отношения с объектом надзора;

- предоставлением обязательных предписаний;

- мощным разрешением всех вопросов, связанных с охраняемыми объектами и составляющих предмет наблюдения;

- применением мер административного принуждения лицам, которые нарушают целостность объекта, охраняемого контролирующим органом.

В дополнение к вышеуказанным аргументам можно включить административный надзор за путями обеспечения законности, а также наличие общероссийских нормативных актов, определяющих особую компетенцию и статус системы надзорных органов. Это присутствие определяется следующими моментами.

Во-первых, основными актами, которые определяют компетенцию органов административного надзора и формулируют для них основные цели и задачи, это либо законы Российской Федерации и субъектов Федерации, либо такие подчиненные действия, как постановления правительства, утверждающие положения о конкретные надзорные органы.

Во-вторых, в отношении административного надзора законотворчество в Российской Федерации традиционно следует установленному правилу, когда сущность надзорной деятельности практически раскрывается во имя самого закона или его закона. Законодатель довольно широко использует термин «защита», который точно раскрывает специфику содержания надзорной деятельности6.

В-третьих, законы Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации являются правовой основой для определения основных направлений деятельности надзорных органов в системе государственного управления.

Таким образом, для административного надзора есть признаки деятельности, которые в отдельности регулируются законодательством Российской Федерации и другими общероссийскими нормативными актами, что служит безусловной основой для

5 Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3 ФЗ (ред. от 06.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2017. № 7. Ст. 900.

6 Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органами внутренних дел Российской Федерации» от 06.08.1998 № 894 (ред. от 13.10.1998) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 33. Ст. 4010.

рассмотрения надзора как одного из способов обеспечения законности7.

Все вышесказанное дает основание для выработки заключения о том, что административный надзор является объективно необходимой функцией, обусловленной требованиями законности и эффективности управления и осуществляемыми в процессе деятельности специальной системой органов.

Таким образом, мы можем сформулировать следующие выводы:

1. Общественный порядок - это социальное явление, потому что в нем большинство населения страны участвует либо как объект, либо как субъект, здесь также реализуются различные политические, экономические и социально-культурные интересы государства, общества, организаций и граждан.

2. Общественный порядок отражает совокупную волевую деятельность людей, направленная на достижение их целей, о которых можно судить по этой деятельности как продолжению социального процесса, направленного на поддержание надлежащего порядка.

3. Общественный порядок - это контролируемый процесс, в котором основным субъектом является государство в лице специальных органов, организационно закрепленное в их общей системе.

4. Важно и значение административного надзора в структуре функций полиции. Это связано с тем, что одной из основных функций полиции является административная деятельность, и она, в свою очередь, разделена на основные типы: защита общественного порядка; контроль за соблюдением правил паспортной системы; контроль за соблюдением правил пребывания в Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства и транзитного прохода через территорию России; внедрение системы лицензирования; обеспечение безопасности движения; защита имущества по договорам. И во всех этих типах административный надзор является очень важным инструментом для осуществления этой деятельности (особенно для обеспечения безопасности дорожного движения, защиты общественного порядка и других).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3 - ФЗ (ред. от 06.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 06.12.2017. № 7. Ст. 900.

2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144 - ФЗ (ред. от 08.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 08.12.2017. № 33. Ст. 3349.

3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органами внутренних дел Российской Федерации» от 06.08.1998 № 894 (ред. от 13.10.1998) // Собрание законодательства РФ. 13.10.1998. № 33. Ст. 4010.

4. Административное право России в вопросах и ответах: Учебник / Под ред. Н. М. Конина. М., 2017. 256 с.

5. Административное право: Учебник / Под ред. Д.П. Звоненко. М., 2017. 416 с.

6. Гончаров И.В. Создание в России полиции: переименование или изменение содержания? // Российская юстиция. 2017. № 12. С. 7174.

7. Мартынов А.В. Философия и феноменология административного надзора: новые научные подходы к формированию концепции в условиях модернизации Российского государства и права // Административное право и процесс. 2017. № 5. С. 12 - 16.

7 Гончаров И. В. Создание в России полиции: переименование или изменение содержания? // Российская юстиция. 2017. № 12. С. 71 - 74.

REFERENCES

1. Federal'nyj zakon «O policii» ot 07.02.2011 № 3 - FZ (red. ot 06.12.2017) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 06.12.2017. № 7. St. 900.

2. Federal'nyj zakon «Ob operativnoro - zysknoj deyatel'nosti» ot 12.08.1995 № 144FZ (red. ot 08.12.2017) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 08.12.2017. № 33. St. 3349.

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF «Ob utverzhdenii pravil gosudarstvennogo ucheta pokazatelej sostoyaniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya organami vnutrennih del Rossijskoj Federacii» ot 06.08.1998 № 894 (red. ot 13.10.1998) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 13.10.1998. № 33. St. 4010.

4. Administrativnoe pravo Rossii v voprosah i otvetah: Uchebnik / Pod red. N. M. Konina. M., 2017. 256 s.

5. Administrativnoe pravo: Uchebnik / Pod red. D. P. Zvonenko / D. P. Zvonenko. M., 2017. 416 s.

6. Goncharov I.V. Sozdanie v Rossii policii: pereimenovanie ili izmenenie soderzhaniya? // Rossijskaya yusticiya. 2017. № 12. S. 71 - 74.

7. Martynov A.V. Filosofiya i fenomenologiya administrativnogo nadzora: novye nauchnye podhody k formirovaniyu koncepcii v usloviyah modernizacii Rossijskogo gosudarstva i prava / A. V. Martynov // Administrativnoe pravo i process. 2017. № 5. S. 12 - 16.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

БРОЖЕНКО Александр Евгеньевич, магистрант группы ЮМЗ-204, Институт права Челябинского государственного университета, г. Челябинск.

E-mail: brozhenko-alexander@mail.ru

Дата поступления статьи: 20.12.2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научный руководитель:

Майоров А.В., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности, Институт права, Челябинский государственный университет, г. Челябинск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.