Научная статья на тему 'Понятие и структура механизма реализации конституционных прав и свобод неграждан в России'

Понятие и структура механизма реализации конституционных прав и свобод неграждан в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
692
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГРАЖДАНИН / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА / СВОБОДА / МЕХАНИЗМ / NON-CITIZEN / CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS / IMPLEMENTATION MECHANISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акименко В. Ф.

Рассмотрены вопросы, связанные с механизмом реализации конституционных прав и свобод неграждан, структура механизма реализации, его основные элементы и их содержание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PEOPLE CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS' NON-CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION

In this study, the author attempts to address issues relating to the non-citizens constitutional rights and freedoms' implementation mechanism. The article examines such aspects of the topic as the structure of the mechanism, its main elements and their content. According to research the author made a number of doctrinal conclusions, proposed changes to the current Russian legislation.

Текст научной работы на тему «Понятие и структура механизма реализации конституционных прав и свобод неграждан в России»

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД НЕГРАЖДАН В РОССИИ

В.Ф. АКИМЕНКО,

преподаватель В ЧНЦ ВВС ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, соискатель Национального института им. Екатерины Великой Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право

E-mail: kim@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены вопросы, связанные с механизмом реализации конституционных прав и свобод неграждан, структура механизма реализации, его основные элементы и их содержание. Ключевые слова: негражданин, конституционные права, свобода, механизм.

FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PEOPLE CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS' NON-CITIZENS

OF THE RUSSIAN FEDERATION

V.F. AKIMENKO,

lecturer of the Military Training Research Center of Air Force named after N.E. Zhukovsky Y.A. Gagarin, the competitor of the scientific degree at the National Institute named after Catherine the Great

Annotation. In this study, the author attempts to address issues relating to the non-citizens constitutional rights and freedoms' implementation mechanism. The article examines such aspects of the topic as the structure of the mechanism, its main elements and their content. According to research the author made a number of doctrinal conclusions, proposed changes to the current Russian legislation.

Keywords: non-citizen, constitutional rights and freedoms, implementation mechanism.

Закрепление в международном и национальном праве положений о правовом положении неграждан (иностранных лиц и лиц без гражданства) и их отдельных категорий является необходимым, но недостаточным условием для реального осуществления этого права в практике общественных отношений. Необходимо наряду с провозглашением (декларированием) прав и свобод неграждан «материализовывать» его, т.е. обеспечивать реальное получение негражданами той системы благ, которая составляет содержание права — реализацию права.

Вопросы реализации прав и свобод личности не должны рассматриваться в формально-юридическом аспекте. Особое значение приобретают факторы политического, экономического, духовно-нравственного, организационного, социально-психологического и иного порядка.

Под реализацией права обычно понимают претворение его в действительность, превращение социальной возможности, детерминированной уровнем общественного развития и выраженной в правовых нормах, в конкретный процесс пользования социальным благом, лежащим в основе этого права1. Некоторые исследователи под реализацией норм права понимают деятельность членов гражданского общества и государства, его органов по переводу норм права в конкретные правоотношения2.

Конституционные права, как правило, выступают в виде правового института, содержащего нормы как основного закона, так и отраслевого, а также между-

1 Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997. С. 59, 63, 64.

2 Сырых В.М. Теория государства и права: учебник; 3-е изд., пере-раб. и доп. М., 2004. С. 59, 63, 64; Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1973. С. 7.

народного права, в которых конкретизируются пределы содержания этого права, условия и порядок его осуществления и т.д. Большинство прав и свобод человека реализуются через правовые нормы как материального, так и процессуального характера.

Под реализацией прав и свобод, в том числе неграждан, понимается действительное пользование субъектом тем благом, которое предоставляется данным правом. Однако любое субъективное право предполагает возможность не только пользования благом, но и отказа от его реализации. Так, негражданин, реализуя свое право на труд, имеет право наравне с гражданами России пользоваться правами работников (например, заключать, изменять и расторгать трудовой договор) в порядке и на условиях, которые установлены ТК, иными федеральными законами, но он не обязан их реализовывать. Следовательно, реализация права должна быть представлена в двух видах: в пользовании благом и в отказе от него. Другими словами, негражданин волен сам выбирать, воспользоваться ему предоставленным благом или нет. Если он отказывается от пользования благом, то тем самым он не отказывается ни от права, ни от его реализации, он реализует его. В этом случае для реализации права достаточно наличия управомочивающих норм.

Однако для реализации конституционных прав негражданину одних лишь управомочивающих норм недостаточно. Без использования обязывающих и запрещающих норм, в частности социальные права негражданина, особенно отдельных категорий неграждан (наименее защищенных по тем или иным причинам: лица без гражданства, незаконные мигранты, женщины, дети, инвалиды) реализоваться не может. Для его реализации мало желания негражданина, например, получить соответствующий уровень социального обеспечения, необходимо при помощи обязывающих и запрещающих норм закрепить права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере социального обеспечения.

Реализацию субъективных прав неграждан можно рассматривать в двух аспектах: как процесс достижения результата и как конечный результат, т.е. фактическое пользование человеком, предоставляемыми правами. Когда осуществление субъективного права достигнуто и человек обладает благом, удовлетворяя тем самым свои запросы, процесс реализации права человеком с точки зрения его взаимоотношений с

внешней средой связан главным образом с недопущением и устранением негативных факторов, которые мешают или могут помешать этому процессу. Если материализация субъективного права не осуществлена, процесс его использования заключается в совершении личностью и ее контрагентами действий, обеспечивающих создание условий, при которых субъективное право может быть материализовано, а также в их непосредственных правореализующих действиях.

Процесс реализации прав личности, в том числе неграждан, носит сложный характер и имеет определенную структуру. В юридической литературе в последнее время все чаще говорится о «механизме реализации». На основе анализа разных мнений можно сделать вывод о том, что механизм реализации субъективных прав — это совокупность взаимосвязанных объективных и субъективных элементов, позволяющих субъекту правовой жизни по своему усмотрению и с учетом интересов других лиц преобразовать принадлежащие ему юридически закрепленные возможности в фактическое поведение для удовлетворения личных потребностей и интересов.

Механизм реализации конституционных прав неграждан обладает следующими определенными характеристиками, общность которых позволяет негражданину реализовывать свои права в практике общественных отношений:

• нормативное основание — наличие закрепленных в законодательстве (конституционном и отраслевом) правовых норм, которые определяют объем и порядок пользования конкретным субъективным правом, относящимся к личным, политическим, социальным, экономическим или культурным благам, предоставляемым этим правом. Так, на основании Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в России, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а иностранные граждане, постоянно проживающие в России, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане России, если международными договорами не предусмотрено иное (ст. 8);

• фактическое основание — юридические факты, представляющие собой предусмотренные нормами права обстоятельства и выступающие в качестве оснований (предпосылок) наступления правовых послед-

ствий. С юридическими фактами связано возникновение, изменение или прекращение обладания и пользования субъективными правами;

• объективное выражение права в действиях личности с учетом его объема, содержания, пределов использования и соответствующих изъятий;

• четко сформулированная на законодательном уровне процедура охраны и защиты субъективного права негражданина, которая устанавливается нормами права. Однако нарушение права гражданина России дает ему право на защиту закона и (или) на протест. Так, защищая свои интересы, граждане России имеют право «собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (ст. 31 Конституции РФ), а также обращаться в разные органы власти и управления (ст. 33). При этом даже на уровне основного закона неграждане лишены обеих возможностей по реализации прав на защиту нарушенного права;

• гарантирование реализации прав неграждан — предполагает наличие как юридических, так и материальных и других средств, позволяющих перевести это право из возможности в действительность. Так, Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предоставляет постоянно проживающим в России иностранным гражданам в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме (ч. 2 ст. 12). Однако ни КоАП (ст. 5.1 — нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума), ни УК (ст. 141 — воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования) не гарантируют негражданам реализацию вышеуказанного права.

Вопрос о структуре механизма реализации прав личности вообще и механизма реализации права негражданина, в частности, пока не получил однозначного решения. Так, М.В. Пучкова называет три составные части механизма реализации права: 1) механизм обеспечения, являющийся предпосылкой осуществления конституционных прав; 2) механизм непосредственной реализации — фактического претворения этих прав в жизнь; 3) механизм защиты, вступающий в действие при нарушении основных прав и

направленный на их восстановление и устранение причин и условий нарушений3. С этим мнением можно согласиться лишь частично. Механизм обеспечения некорректно называть предпосылкой осуществления прав личности и выделять наряду с обеспечением механизм защиты права, так как механизм обеспечения, во-первых, представляет собой постоянно сопровождающий действие механизма непосредственной реализации процесс, а, во-вторых, является составной частью механизма обеспечения права.

По мнению К.Б. Толкачева и В.Н. Бутылина, механизм реализации конституционных прав состоит из двух подсистем: подсистемы обеспечения реализации прав и подсистемы действий (актов поведения) граждан по пользованию благами, закрепленными правами граждан4. Эта структуризация механизма реализации прав в обобщенном виде объединяет все его элементы и вычленяет в содержании и непосредственной реализации ее обеспечения характерные черты вышеназванного механизма. Следовательно, в структуру механизма реализации прав неграждан включаются два основных элемента: 1) непосредственная реализация права и 2) обеспечение его реализации.

Непосредственная реализация права включает в себя принятие решения негражданином о способах и средствах претворения в жизнь его конкретного субъективного права. Так, непосредственная реализация права иностранного гражданина, прибывшего в Россию в порядке, не требующем получения визы, на труд предполагает принятие им решения о необходимости вступления в трудовые правоотношения, пребывая в России; соответствующую организацию исполнения принятого решения, включающую прежде всего подачу заявления о выдаче ему разрешения на работу лично либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в России, либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством в качестве представителя этого иностранного гражданина (ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона «О правовом положении

3 Пучкова М.В. Нормативные акты Совета Министров союзной республики в механизме реализации конституционных прав граждан // Сов. гос-во и право. 1985. № 3. С. 123.

4 Толкачев К.Б. Место органов внутренних дел в механизме реали-зацииличных конституционных прав и свобод граждан: автореф. ... канд. юрид. наук. М., 1984. С. 69, 70; Бутылин В.Н. Милиция в государственно-правовом механизме охраны конституционных прав и свобод граждан: автореф.....д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 9.

иностранных граждан в Российской Федерации»); получение соответствующего разрешения на работу; заключение трудового договора и т.п.

Реализация субъективных прав неграждан имеет следующие специфические особенности и непосредственно зависит от особенностей правового статуса негражданина:

• стадии реализации ими прав. Так, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ) находится в стадии общего состояния, поскольку предоставлено Конституцией РФ. При регистрации негражданина в порядке, установленном законодательством в качестве индивидуального предпри-

нимателя и т.п., это право переходит в стадию обладания, а при вступлении негражданина — индивидуального предпринимателя в какие-либо правоотношения (например, гражданские) — в стадию непосредственного воплощения;

• активностью негражданина; предполагает целенаправленные действия по приобретению каких-либо благ, предусмотренных конкретным правом. Так, выбор образования, которое намерен получить негражданин, зависит от его воли (несомненно, в рамках предусмотренных законодательством возможностей). Собственная активность негражданина не исключает соблюдения обязанными лицами, установленными соответствующими правовыми нормами, правовых норм, закрепляющих это право, т.е. его обеспечение.

ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВАЯ СЛУЖБА НА МОСКОВСКОМ МЕТРОПОЛИТЕНЕ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОХРАНУ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

В.Н. АМЕЛЬЧАКОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права ОВД МосУ МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право

E-mail: Venera Amel63@mail.ru

Аннотация. Необходима активная деятельность разных подразделений, однако передовой службой, стоящей на охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в условиях Московского метрополитена, являются строевые подразделения патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности. Ключевые слова: общественная безопасность, транспортная безопасность, общественный порядок.

THE PATROL SERVICE IN THE MOSCOW'S UNDERGROUND, AIMED AT PROTECTING PUBLIC ORDER

V.N. AMELCHAKOVA,

the associate professor of administrative law of ATS, University of Moscow Russian Interior Ministry

Annotation. Analyzing the security activities at the sites of underground by bodies of internal affairs and for the attainment of the tasks of DIA personnel in the Moscow underground it, requires the active work of the various units, however, the good service, standing on the protection of public order and public security in the Moscow underground are frontline units patrol-guard service of the public security police.

Keywords: public safety, transport safety, public order.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.