Научная статья
УДК 343.9
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НЕЗАКОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Денис Николаевич Кушнир,
Тюменский институт повышения квалификации
сотрудников МВД России, г. Тюмень, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Аннотация. Определить понятие и содержание (направления и формы) оперативно-розыскной профилактики незаконного потребления и оборота наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров.
Методы. В работе автором использованы методы системного анализа и синтеза, что позволило определить ключевые понятия, используемые в работе. Статистический метод способствовал определению актуальности рассматриваемой темы. Выводы получены с помощью анализа документов и метода экспертной оценки.
Результаты. На основе изучения нормативных правовых актов и позиций ученых установлено, что в теории оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскное предупреждение отождествляется с оперативно-розыскной профилактикой. Установлено, что оперативные подразделения органов внутренних дел выступают в качестве специальных субъектов профилактики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств в образовательных организациях.
Научная новизна заключается в том, что автором предпринята попытка определить основные направления и формы оперативно-профилактической деятельности оперативных сотрудников органов внутренних дел с учетом особенностей поведения несовершеннолетних и функционирования образовательных организаций. Сформулировано понятие оперативно-розыскной профилактики незаконного потребления и оборота наркотических средств в образовательных организациях.
Ключевые слова: профилактика, предупреждение, противодействие, наркотические средства, психотропные вещества, незаконный оборот, оперативные сотрудники органов внутренних дел.
Для цитирования: Кушнир, Д.Н. Понятие и содержание оперативно-розыскной профилактики незаконного потребления и оборота наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров в образовательных организациях // Вестник экономики, управления и права. 2023. Т. 16. № 3. С. 54 - 65.
Original article
THE CONCEPT AND CONTENT OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE PREVENTION OF ILLEGAL CONSUMPTION AND TRAFFICKING OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES AND THEIR PRECURSORS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Denis N. Kushnir,
Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Tyumen, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Abstract. To define the concept and content (directions and forms) of operational investigative prevention of illegal consumption and trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances and their precursors.
Methods. In the work, the author used methods of system analysis and synthesis, which made it possible to determine the key concepts used in the work. The statistical method helped to determine the relevance of the topic under consideration. The conclusions were obtained using the analysis of documents and the method of expert evaluation.
Results. Based on the study of regulatory legal acts and the positions of scientists, it has been established that in the theory of operational-search activity, operational-search prevention is identified with operational-search prevention. It is established that the operational units of the internal affairs bodies act as special subjects for the prevention of crimes related to illicit drug trafficking in educational organizations.
Scientific novelty. It consists in the fact that the author has attempted to determine the main directions and forms of operational and preventive activities of operational employees of internal affairs bodies, which, taking into account the peculiarities of the behavior of minors and the functioning of educational organizations. The concept of operational investigative prevention of illegal consumption and trafficking of narcotic drugs in educational organizations is formulated.
Keywords: prevention, prevention, counteraction, narcotic drugs, psychotropic substances, illicit trafficking, operational officers of internal affairs bodies.
For citation: Kushnir, D.N. The concept and content of operational investigative prevention of illegal consumption and trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances and their precursors in educational organizations // Bulletin of Economics, Management and Law. 2023. Vol. 16. No. 3. P. 54 - 65 (In Russ.).
Введение
На современном этапе развития Российской Федерации проблема, связанная с незаконным потреблением и оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров (далее - наркотических средств), имеет оно из приоритетных зна-
чений. Сложившаяся негативная наркоситуация отражает продолжающийся рост незаконного потребления и оборота наркотических средств. Данный факт представляет собой не только угрозу здоровья населения Российской Федерации, но и безопасности нашего государства в целом.
Для борьбы с данным негативным явлением органам государственной власти требуется целенаправленная и системная работа, требующая в том числе принятия стратегических документов. Например, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 4001.
Одной из задач достижения целей (приоритетов), обозначенных в Стратегии, является выявление и пресечение преступлений, связанных в том числе с незаконным оборотом наркотических средств.
Кроме того, анализ содержания Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. 7332, свидетельствует об определенных тенденциях развития наркоситуации в Российской Федерации. Данные, приведенные в содержании Стратегии, свидетельствуют о том, что рассматриваемая проблема представляет собой угрозу национальной безопасности Российской Федерации.
Также на проблему, связанную с незаконным оборотом наркотических средств, обратил внимание Президент Российской Федерации на расширенном заседании коллегии МВД России 3 марта 2021 г.3.
В своем выступлении Президент Российской Федерации уделил внимание и профилактике правонарушений в молодежной среде. Поставлена задача активнее выявлять тех, кто втягивает несовершеннолетних в противоправные действия.
Необходимость проведения исследования
Существенную опасность применительно к рассматриваемым правоотношениям представляют факты вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот (в том числе и в потребление, изготовление и распространение) наркотических средств.
Так, Л.С. Радькова указывает, что «в ряде случаев несовершеннолетние могут выступать и в качестве активных участников всего наркотического процесса (начиная от производства и заканчивая распространением наркотических средств)» [1, с. 248].
Представленную позицию можно подтвердить следующими данными.
1 Стратегия определяет, что обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации следующих стратегических национальных приоритетов:
- сбережение народа России и развитие человеческого потенциала;
- государственная и общественная безопасность.
Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.
2 Указ Президента РФ от 23 ноября 2020 г. № 733 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства. Российской Федерации. 2020. № 48. Ст. 7710.
3 Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «По-прежнему напряженной остается наркоситуация. Учитывая основные тенденции ее развития, усилия были сосредоточены на противодействии организованным формам наркопреступности, перекрытии источников ее финансирования, пресечении производства наркотиков внутри страны, а также ликвидации схем их сбыта, включая виртуальные.
Всего в прошлом году выявлено порядка 190 тысяч наркопреступлений, абсолютное большинство силами органов внутренних дел. Из незаконного оборота изъято свыше 20 тонн запрещенных и подконтрольных веществ, 17 из которых сотрудниками полиции.
Активно пресекались попытки распространения наркотиков с использованием высоких технологий и вне-банковских систем оплаты. Общее количество деяний, совершенных указанным способом, превысило 47 тысяч и составило четверть от всех зарегистрированных.
Это говорит о том, что работа по этому направлению далеко не завершена, здесь еще очень многое нужно сделать, и прошу вас обратить на это внимание». Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседание коллегии МВД России 3 марта 2021 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/deliberations/65090 (дата обращения: 25.06.2023).
21 сентября 2022 г. председатель Следственного комитета России Александр Бас-трыкин, обсуждая вопросы, связанные с преступностью несовершеннолетних, отметил, что по сравнению с 2021 годом ситуация с преступностью подростков вроде бы стала чуть лучше, она по-прежнему остается напряженной. За 9 месяцев 2022 года подростки совершили больше 16 тысяч преступлений. Из них 14 процентов уголовных дел связаны с незаконным оборотом наркотиков4.
Кроме того, анализ статистических данных Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации о количестве несовершеннолетних осужденных за преступления, связанные с оборотом наркотических средств, подтверждают взгляды ученых и свидетельствуют о стабильно высоком ровне преступности в рассматриваемой сфере5.
Учеными по этому поводу отмечается, что «особого внимания заслуживает связь между вовлечением несовершеннолетних в незаконный наркооборот и преступностью, которая проявляется в том, что увеличение количества подростков, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, способствует росту совершаемых ими преступных деяний, прежде всего связанных с наркотиками, а также преступлений против собственности» [2, с. 21].
В связи с этим вопрос оперативно-розыскной профилактики незаконного потребления и оборота наркотических средств в образовательных организациях является весьма актуальным.
Методы исследования
Методологической основой проведенного исследования стал метод диалектического познания процессов и явлений действительности. Проведенное исследование базируется на методе системного анализа и синтеза, что позволило определить ключевые понятия, используемые в статье. Такой частнонаучный метод познания, как статистический, способствовал выявлению общественной опасности исследуемых вопросов, социальной обусловленности защиты прав несовершеннолетних от исследуемых негативных явлений.
Основные выводы по работе были получены с помощью анализа нормативных правовых актов, данных уголовно-правовой статистики.
Результаты исследования
Д.И. Ережипалиев отмечает, что «устойчивая тенденция увеличения числа несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с употреблением наркотических веществ, а также совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения, требует надлежащих правовых механизмов реализации компетентными органами полномочий в рассматриваемой сфере. К сожалению, этот вопрос урегулирован недостаточно четко, что вызывает как научные споры, так и сложности в правоприменительной практике. В этой связи представляется оправданным обратиться к вопросу о профилактике потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов среди несовершеннолетних» [3, с. 37].
Более того, анализ статистических дан-ных6 позволяет утверждать, что борьба с
4 URL: https://rg-ru.turbopages.org/rg.ru7s/2022/09/22/otvetili-generaly.html (дата обращения: 25.06.2023)
5 В 2021 г. осуждено несовершеннолетних по ст. 228 УК РФ 776 лиц, по ст. 228.1 УК РФ 693 лица; в 2022 г. по ст. 228 УК РФ 653 лица, по ст. 228.1 УК РФ 895 лиц. URL: http://cdep.ru/userimages/Statistika_zameni/6-mvmn-svod-2021-2022.xls (дата обращения: 25.06.2023).
6 В январе - декабре 2022 года выявлено 177,7 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 1,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом сотрудниками органов внутренних дел выявлено 172,6 тыс. преступлений (-0,7%). По сравнению с январем - декабрем 2021 года на 7,2% выросло число выявленных преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Также вырос их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, с 57,6% в январе - декабре 2021 года до 62,4%. Состояние преступности в России за январь декабрь 2022 года. М., 2023. С. 4.
незаконным оборотом наркотических средств является актуальной проблемой современной России. Причем усилия, предпринимаемые органами государственной власти всех уровней, не способны решить ее до конца.
Отметим, что в статье 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее ФЗ «Об ОРД») закреплены задачи оперативно-розыскной деятельности7.
В научной литературе указывается, что «со значительной долей уверенности можно утверждать, что из перечисленных задач, стоящих перед оперативными подразделениями правоохранительных органов согласно ст. 2ФЗ «Об ОРД», именно предупреждение (профилактика) преступлений вызывает наибольшее количество вопросов в части обеспечения конституционных прав и свобод граждан. При решении оперативно-розыскных задач по раскрытию и пресечению преступлений, когда противоправное деяние либо уже совершено, либо находится на стадии совершения, в большей степени стоит вопрос об обоснованности и соразмерности применяемых в отношении фигуранта методов, сил и средств. Когда же ресурсы и возможности ОРД используются для целей предупреждения (профилактики) еще не совершенного преступления, а иногда даже и не замышляемого (например, в
рамках административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы), неизменно возникает вопрос о наличии законных оснований для проведения ОРМ в отношении профилактируемых лиц» [4, с. 28].
Из представленной научной позиции следует, что в теории оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскное предупреждение отождествляется с оперативно-розыскной профилактикой.
В частности, М.В. Кондратьев отмечает, что «в теории оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскная профилактика выступает организационно-тактической формой ее осуществления и способствует решению такой задачи оперативно-розыскной деятельности, как противодействие преступлениям в целом» [5, с. 45].
При этом, исходя из содержания ФЗ «Об ОРД», оперативно-розыскная профилактика осуществляется сотрудниками оперативных подразделений в гласной и негласной формах с использованием возможностей (сил, средств и методов), закрепленных в законе.Ее осуществление способствует общей профилактике правонарушений.
В свою очередь, в ст. 2 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»8 законо-
7 Задачами ОРД являются:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
- установление имущества, подлежащего конфискации.
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.
8 Среди закрепленных в ФЗ понятий можно выделить следующие:
- профилактика правонарушений - это совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения;
- система профилактики правонарушений - это совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений;
дательно закреплены ряд понятий, определяющих содержание профилактики.
Кроме того, в ст. 15 указанного закона закреплены виды профилактики правонарушений, среди которых выделяют общую профилактикуи и ндивидуальную профилактику правонарушений.
Из анализа представленных нормативных правовых актов видим, что в Российской Федерации функционирует достаточно развитая законодательная база (федерального и регионального уровня), направленная на защиту несовершеннолетних от наркопотребления.
Существенное развитие система профилактики потребления наркотических средств получила после принятия Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»9.
В свою очередь деятельность сотрудников оперативных подразделений по предупреждению (профилактике) незаконного потребления и оборота наркотических средств в образовательных организациях предполагает выявление причин, порождающих эти деяния, и условий, им способствующих, с обязательным применением мер по их предотвращению.
Следовательно, перед оперативными сотрудниками стоит задача выявления, предупреждения и раскрытия готовящихся и
совершаемых в образовательных организациях преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. При этом оперативно-розыскная профилактика рассматриваемых преступлений, совершаемых лицами в образовательных организациях, выступает в качестве одного из средств достижения закрепленной в законе цели.
Оперативные подразделения органов внутренних дел выступают в качестве специальных субъектов профилактики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств в образовательных организациях. Следовательно, основы профилактики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средстве в образовательных организациях, строится на организационных, методических и тактических положениях, разработанных в рамках положений, закрепленных в ФЗ «Об ОРД».
При этом, как справедливо отмечается в науке: «В современных условиях оперативно-розыскная профилактика преступности должна быть ориентирована на нейтрализацию и устранение причин и условий, способствующих совершению указанных преступлений» [6, с. 30].
При этом, исходя из положения ФЗ «Об ОРД», оперативно-розыскная профилактика может подразделяться на общую (как профилактика преступности в целом) и индивидуальную (деятельность оперативных сотрудников, направленная на обеспечение прав и свобод граждан).
- лица, участвующие в профилактике правонарушений, - это граждане, общественные объединения и иные организации, оказывающие помощь (содействие) субъектам профилактики правонарушений в рамках реализации своих прав в сфере профилактики правонарушений в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. №2 26 (Часть I). Ст. 3851.
9 Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. №2 43. Ст. 5167.
Данным Указом образован Государственный антинаркотический комитет, а также антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации, в задачи которых входит осуществление мониторинга и оценка развития наркоситуации в регионе. Мониторинг осуществляется применительно ко всему населению региона с выделением детей, подростков и молодежи. На основании полученных данных комиссии ежегодно представляют доклады председателю Государственного антинаркотического комитета страны.
Представляется, что с учетом особенностей поведения несовершеннолетних и функционирования образовательных организаций оперативно-профилактическая деятельность оперативных сотрудников органов внутренних дел должна осуществляться в следующих направлениях:
- исследование личности несовершеннолетнего, склонного к совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств;
- анализ внутренних процессов, возникающих и функционирующих в образовательных организациях;
- выявление имеющихся недостатков в воспитательной и профилактической работе иных субъектов профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Кроме того, оперативно-розыскная профилактика незаконного потребления и оборота наркотических средств должна осуществляется в определенных формах10.
Опасность незаконного потребления и оборота наркотических средств в образовательных организациях заключается в том, что в данные преступления вовлекаются лица молодежного возраста, а также несовершеннолетние. Данные категории лиц совершают не только преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств (приобретение, хранение, перевозка, сбыт), но иные преступления, косвенно связанные с незаконным оборотом наркотических средств, такие как пре-
ступления против личности и против собственности.
У лиц, обучающихся в образовательных организациях, формируется потребность в наркотических средствах, которая оказывает значительное воздействие на формирование противоправного и даже преступного поведения, таким образом, склонность данных лиц к совершению преступлений значительно увеличивается.
Более того, данные категории лиц (обучающиеся в образовательных организациях) вовлекаются в незаконный оборот наркотических средств в целях увеличения масштабов распространения данных веществ. Личности обучающихся в образовательных организациях изучаются преступным элементом и вовлекаются в незаконный оборот наркотических средств, тем самым сами получают преступный опыт. Поскольку они тесно общаются среди своих сверстников, они активно передают полученный преступный опыт своим друзьям и знакомым.
Многочисленные публикации в сети Интернет свидетельствуют о том, что незаконный оборот наркотических средств является высокодоходной деятельностью, тем самым в данную преступную деятельность вовлекается большое число лиц, обучающихся в образовательных организациях. Преступным элементом широко используется система «сетевого наркомаркетинга».
В литературе указывается, что ее сущность заключается в том, что «в динамич-
10 Формы оперативно-розыскной профилактики незаконного потребления и оборота наркотических средств:
- установление лиц, склонных к совершению преступлений;
- нормативное правовое регулирование указанной деятельности;
- устранение и выявление причин и условий, которые способствуют совершению преступлений в образовательных организациях;
- контроль за несовершеннолетними как в процессе профилактического воздействия, так и после его завершения;
- оказание обязательного воздействия на несовершеннолетнего, который может совершить преступление, связанное в том числе с незаконным оборотом наркотических средств в образовательной организации;
- осуществление контроля путем использования технических средств надзора для предупреждения преступлений в образовательных организациях;
- осуществление взаимодействия с медицинскими организациями в целях выявления несовершеннолетних, участвующих в незаконном обороте наркотических средств.
ном использовании преступных механизмов и схем в сфере незаконного оборотанаркоти-ков, направленных не только на употребление запрещенных средств, но и на активное вовлечение людей, в том числе и несовершеннолетних, готовых участвовать в совершении наркопреступлений. Одной из схем «сетевого наркомаркетинга» является участие подростка в незаконном обороте наркотиков в качестве закладчика, распространителя наркотических средств» [1, с. 249].
Опасность данного явления заключается в том, что лица, склоняющие несовершеннолетних к незаконному обороту наркотических средств, используют для этого различные психологические приемы, а также отсутствие материальной самостоятельности у несовершеннолетних. Так, несовершеннолетним предлагаются значительные денежные средства за распространение наркотических средств и за вовлечение других лиц в потребление наркотических средств. Поскольку несовершеннолетние в силу незрелости психики в большей степени подвержены отрицательному влиянию, а также перспективы «быстрых и легких денег» для удовлетворения бытовых потребностей, то они соглашаются на предлагаемую незаконную деятельность, не осознавая возможные правовые последствия.
При этом, как правило, лица, занимающиеся вовлечением обучающихся в образовательных организациях в незаконный оборот наркотических средств, остаются вне поля зрения оперативных сотрудников органов внутренних дел, поскольку действуют анонимно в сети Интернет.
Кроме того, в научных исследованиях отмечается, что «в ходе изучения отказных
материалов по фактам вовлечения несовершеннолетних в незаконный наркооборот было установлено, что участились случаи вовлечения подростков лицами, не достигшими возраста совершеннолетия. В ходе анонимного опроса сотрудников правоохранительных органов 40,9% сотрудников ПДН ОВД и 40,2% оперативных сотрудников подразделений по контролю за оборотом наркотиков также подтвердили тот факт, что несовершеннолетние вовлекаются в незаконный наркооборот своими сверстниками» [1, с. 249; 11].
Следовательно, одной из мер оперативно-розыскной профилактики незаконного потребления и оборота наркотических средств в образовательных организациях может служить создание единого централизованного учета информации о преступлениях, связанных с вовлечением несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков.
Отметим, что ст. 7 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определен порядок осуществления индивидуальной профилактической работы11.
Следовательно, данные лица находятся на специализированном учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Считаем, что информация из данных учетов должна передаваться сотрудникам оперативных подразделений органов внутренних дел. Причем в случае достижения лицом совершеннолетия он не должен исключаться из данных учетов, поскольку может представлять оперативный интерес для оперативных сотрудников как лицо, имею-
11 Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрник законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.
щее преступный опыт и способное заняться противоправной деятельность по вовлечению лиц, обучающихся в образовательных организациях, в незаконный оборот наркотических средств.
Благодаря этому сотрудники правоохранительных органов будут обеспечены информационным ресурсом в данной области в целях дальнейшей оперативно-розыскной профилактики незаконного потребления и оборота наркотических средств в образовательных организациях.
Более того, в научной литературе отмечается, что «в оперативно-розыскной деятельности выработано понятие оперативно-профилактической информации, которое используется в качестве средства обеспечения полной и своевременной постановки на оперативный и профилактический учеты лиц, склонных к совершению преступлений, содействия в их исправлении, а также устранения или нейтрализации криминогенных факторов» [7, с. 40].
Как уже отмечали, вовлечение лиц, обучающихся в образовательных организациях, в незаконное потребление и оборот наркотических средств осуществляется анонимно, преимущественно через сеть Интернет. Следовательно, данные преступления обладают высокой долей латентности. Причем латентность данных преступлений обусловлена также и тем, что обучающиеся в образовательных организациях сами не желают содействовать оперативным сотрудникам органов внутренних дел в выявлении лиц, вовлекающих их в совершение отмеченных преступлений.
При этом исследователями отмечается, что «с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов можно с достаточной полнотой проследить, как возникает преступный замысел, в каких конкретных деяниях он реализуется на различных этапах подготовки и совершения преступлений, какие факторы обусловили его в конкретных условиях места и времени, каковы нарождающиеся тенденции, проявления
преступности, сферы ее наиболее интенсивного распространения и т.д. Более того, такой подход позволяет оперативно прогнозировать развитие преступности по намечающимся тенденциям в ее характере и направленности» [8, с. 382].
Оперативные сотрудники подразделений органов внутренних дел наделены полномочиями по получению информации гласными и негласными способами. В рамках оперативно-розыскной профилактики незаконного потребления и оборота наркотических средств в образовательных организациях оперативные сотрудники имеют возможность получать значимую информацию и изнутри воздействовать на процессы, связанные с преступной деятельностью лиц.
При этом возможности оперативно-розыскной деятельности позволяют изучить механизм совершения преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств.
Также в науке отмечается, что «с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов можно наблюдать процесс формирования «криминальной личности» на предкриминальной и криминальной стадии, благодаря чему в теории ОРД обоснованно существует возможность предупреждения замышляемых преступлений (ранняя профилактика), а в оперативно-розыскной практике обеспечить виктимоло-гическую защиту объекту криминального посягательства» [8, с. 383; 9; 10].
Следовательно, в процессе изучения данных профилактических учетов и исследования механизма совершения преступлений, связанных с незаконным потреблением и оборотом наркотических средств в образовательных организациях, оперативными сотрудниками изучаются лица, представляющие оперативный интерес в целях оказания на них профилактического воздействия.
Представляется, что для оперативно-розыскной профилактики незаконного потребления и оборота наркотических средств
в образовательных организациях, следует осуществлять сбор следующей информации: криминально-активных несовершеннолетних, состоящих на профилактических учетах, степень их исправления, круг их общения, наличие криминальной мотивации.
Анализ данной информации позволит оперативным сотрудникам спрогнозировать их дальнейшее поведение и выработать меры по проведению индивидуальной профилактики, направленные на недопущение совершения ими преступлений в целом и в том числе преступлений, связанных с незаконным потреблением и оборотом наркотических средств в образовательных организациях.
Ученые отмечают, что «в теоретической модели индивидуальной оперативно-розыскной профилактики можно выделить следующие направления:
- оперативно-профилактическое наблюдение за лицами, поставленными на профилактический учет в связи с высокой степенью вероятности их преступного поведения;
- обеспечение индивидуальной профилактики благодаря оперативной осведомленности лиц, которые могут вставать на путь совершения преступления, и особенностях каждого лица, допустившего антиобщественное поведение или испытавшего вредное влияние антиобщественных и преступных элементов;
- фиксация среды криминально активных жителей, в которой осуществляются ОРМ по раскрытию преступлений. Она используется при раскрытии преступлений и розыске преступников, а также решении иных оперативно-розыскных задач. Таким обра-
зом, достигаются и цели активной индивидуальной профилактики, и цели обнаружения преступников» [8, с. 383].
Выводы
Таким образом, в рамках оперативно-розыскной профилактики незаконного потребления и оборота наркотических средств в образовательных организациях руководителям оперативных подразделений следует привлекать на службу высококвалифицированных специалистов в информационно-телекоммуникационной сфере, а также мотивировать сотрудников к получению необходимых знаний, алгоритмов действий при выявлении и раскрытии указанных преступлений. Кроме того, считаем, что необходимо улучшать материально-техническую составляющую оперативно-розыскных подразделений. Данные меры позволят выявлять и осуществлять сбор доказательственной базы по преступлениям, связанным с незаконным потреблением и распространением наркотических средств.
Подводя итог, следует отметить, что под оперативно-розыскной профилактикой незаконного потребления и оборота наркотических средств в образовательных организациях следует понимать деятельность, осуществляемую оперативными работниками, основанную на нормативных правовых актах с целью выявления и устранения причин и условий незаконного потребления и оборота наркотических средств, в том числе выявления лиц, от которых можно ожидать совершение указанных преступлений, и оказания на них предупредительно-профилактического воздействия с целью недопущения с их стороны совершения преступлений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Радькова, Л.С. О некоторых мерах по профилактике вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов // Вестник Воронежского института МВД России. 2018. № 4. С. 248-253.
2. Тоточенко, Д.А. Личность вовлекателя несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков // Научный вестник Омской академии МВД России. 2007. № 2 (26). С. 21-24.
3. Ережипалиев, Д.И. Профилактика потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов среди несовершеннолетних // Адвокат. 2015. № 6. С. 37-45.
4. Румянцев, Н.В. Обеспечение прав и свобод граждан в процессе оперативно-розыскной профилактики преступлений // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 3. С. 28-30.
5. Кондратьев, М.В. Оперативно-розыскная профилактика преступлений в местах лишения свободы // Вестник Кузбасского института ФСИН России. 2012. № 11. С. 40-49.
6. Мальчук, О.И., Нуждин, А.А. Оперативно-розыскная профилактика преступности в исправительных учреждениях: теоретический аспект // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 1. С. 29-31.
7. Бордиловский, Э.И., Галахов, С.С., Смирнов, С.А. Выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, и их оперативно-розыскная профилактика. М., 1992. С. 40.
8. Борин, Б.В., Ищук, Я.Г. Понятие оперативно-розыскной профилактики преступлений // Проблемы в российском законодательстве. 2017. № 3. С. 381-386.
9. Майоров, А.В. Оперативно-розыскная деятельность как одна из составляющих вик-тимологической профилактики // Юридическая теория и практика. 2009. № 2. С. 37-40. EDN TLPBSP.
10. Майоров, А.В. К вопросу о виктимологическом обеспечении безопасности // Право и безопасность. 2012. № 3-4(43). С. 125-128. EDN SYOCCJ.
11. Медведева, Д.Д. Девиантное поведение несовершеннолетних как фактор их викти-мизации: причины и профилактика // Социальное управление. 2023. Т. 5, № 5. С. 185-192. EDN GLNCUQ.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Radkova, L.S. On some measures to prevent the involvement of minors in the illicit trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 4. P. 248-253.
2. Totochenko, D.A. The identity of the involvement of minors in drug trafficking // Scientific Bulletin ofthe Omsk Academy of the Ministry oflnternal Affairs of Russia. 2007. No. 2 (26). P. 21-24.
3. Yerezhipaliev, D.I. Prevention of consumption of narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues among minors // Advocate. 2015. No. 6. Р. 37-45.
4. Rumyantsev, N.V. Ensuring the rights and freedoms of citizens in the process of operational investigative prevention of crimes // Penal enforcement system: law, economics, management. 2018. No. 3. P. 28-30.
5. Kondratiev, M.V. Operational investigative prevention of crimes in places of deprivation of liberty // Bulletin of the Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2012. No. 11. P. 40-49.
6. Malchuk, O.I., Nuzhdin, A.A. Operational-search prevention of crime in correctional institutions: a theoretical aspect // Penal enforcement system: law, economics, management. 2018. No. 1. P. 29-31.
7. Bordilovsky, E.I., Galakhov, S.S., Smirnov, S.A. Identification of persons and facts of operational interest and their operational investigative prevention. Moscow, 1992. p. 40.
8. Borin, B.V., IshchukYa.G. The concept of operational investigative prevention of crimes // Problems in Russian legislation. 2017. No. 3. Р. 381-386.
9. Mayorov, A.V. Operative-search activity as one ofthe components of victimization prevention // Legal Theory and Practice. 2009. No. 2. P. 37-40. EDN TLPBSP.
10. Mayorov, A.V. To the question ofvictimologic provision of security // Law and Security. 2012. No. 3-4(43). P. 125-128. EDN SYOCCJ.
11. Medvedeva, D.D. Deviant behavior of minors as a factor in their victimization: causes and prevention // Social Management. 2023. Vol. 5, No. 5. P. 185-192. EDN GLNCUQ.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Кушнир Денис Николаевич, преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности и оперативно-технических мероприятий Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюмень, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Denis N. Kushnir, Lecturer of the Department of Operational and Investigative Activities and Operational and Technical Measures of the Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Tyumen, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи / Received: 31.07.2023
Принята к публикации / Accepted: 20.08.2023