УДК 343.985.7 : 343.57 ББК 67.408
© 2019 г. И. А. Шаматульский,
старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности факультета милиции
Академии МВД Республики Беларусь кандидат юридических наук.
E-mail: [email protected]
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В статье рассматриваются основные структурные элементы оперативно-розыскной характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ. Автор отмечает, что знание элементов оперативно-розыскной характеристики позволяет эффективно проводить оперативно-розыскные и иные мероприятия, направленные на выявление и раскрытие данной категории преступлений.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскная характеристика, незаконный оборот наркотиков, элементы оперативно-розыскной характеристики, наркомания, сбыт наркотических средств и психотропных веществ.
I. A. Shamatulsky - Senior Lecturer at the Department of Detective Activity of the Faculty of Militia, Academy
of the Interior Ministry of the Republic of Belarus, PhD in Law.
OPERATIONAL-INVESTIGATIVECHARACTERISTICS OF CRIMES RELATED TO ILLEGAL
TRAFFICKINGOF NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES UNDER THE LEGISLATION
OF THE REPUBLIC OF BELARUS
The article examines the main structural elements of the operational-investigative characteristics of crimes related to illegal trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances. The author notes that the knowledge of elements of the operational-investigative characteristic makes it possible to effectively carry out detective and other measures aimed at identifying and disclosing this category of crimes.
Keywords: operational-investigative activity, operational-investigative characteristic, illegal drug trafficking, elements of operational-investigative characteristics, drug addiction, sale of narcotic drugs andpsychotro-pic substances.
Во всем мире проблемы употребления наркотиков и совершения преступлений в сфере их незаконного оборота являются острыми и актуальными. Даже самые приблизительные оценки позволяют констатировать, что на сегодняшний день количество наркозависимых лиц превышает 5 % от всего населения планеты. Кроме этого, еще 7 % людей хотя бы раз в жизни пробовали употребить наркотики. При этом стоит отметить, что незаконный оборот наркотиков является одним из самых латентных видов преступлений, поэтому весьма затруднительна оценка реального уровня наркотизации в обществе. Наличие наркоугрозы является актуальным и для Республики Беларусь. Наркомания оказывает негативное влияние на все сферы жизнедеятельности общества, в связи с чем требуются грамотные и взвешенные пути решения этой проблемы. Исходя из этого, особое значение приобретают элементы оперативно-розыскной характеристики (далее - ОРХ) незакон-
ного оборота наркотиков, знание которых позволяет выбрать оптимальные пути противодействия данным преступлениям.
В теории оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) ОРХ относится к одному из понятий, которые составляют категорийный аппарат. Знание элементов ОРХ способствует эффективному использованию методов ОРД, планированию проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) и в целом решению задачи по выявлению и пресечению фактов незаконного оборота наркотиков.
Существует множество подходов к определению ОРХ и тех элементов, которые она должна содержать. Так, В. Д. Гребельский под ОРХ понимает систему психологических, криминалистических, уголовно-правовых, экономических и иных признаков, которые в совокупности способствуют выдвижению и проверке оперативно-розыскных версий, имеющих значение для выявления (раскрытия) родовых групп преступлений [3, с. 70].
По мнению В. Д. Ларичева, в структуру ОРХ необходимо включать следующие элементы:
- уголовно-правовые признаки конкретного преступления;
- распространенность правонарушений, а также сопутствующих им явлений;
- структуру и динамику преступности;
- фазы развития преступления;
- способ совершения преступных деяний, предмет преступного посягательства;
- мотивацию криминального поведения;
- организованные формы совершения преступления;
- черты личности лица, совершившего преступление в сфере незаконного оборота наркотиков, а также потерпевших лиц и др. [7, с. 180].
М. В. Кондратьева и В. К. Зникина полагают, что криминологические и уголовно-правовые признаки преступного деяния лица не могут в полной мере способствовать успешному решению задач при выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений непроцессуальными методами, в связи с тем, что оказывают лишь вспомогательное воздействие в ОРД [5, с. 249].
По мнению Т. В. Аверьяновой, в любые разновидности характеристики преступлений, включая оперативно-розыскную, должны быть включены элементы, которые являются устойчивыми и повторяющимися, и отражающие, прежде всего, качественную, а не количественную сторону явления [4, с. 64].
Однако существуют и иные точки зрения. Так, Л. В. Михайлова к ОРХ преступлений относит совокупность взаимосвязанных криминологических, уголовно-правовых, социологических, криминалистических и иных признаков, имеющих значение при выборе таких приемов, методов и средств ОРД, применение которых будет способствовать более эффективному оперативно-розыскному обеспечению при раскрытии рассматриваемого вида преступлений [11, с. 68-69].
Из всего многообразия структурных элементов ОРХ полагаем целесообразным рассмотреть следующие, позволяющие, на наш взгляд, наиболее глубоко изучить проблемы оперативно-розыскного противодействия в сфере незаконного оборота наркотиков:
- динамика и структура преступности;
- уголовно-правовая характеристика;
- предмет преступного посягательства;
- личность преступника;
- способ совершения преступлений.
В теории ОРД под структурой и динамикой преступлений понимается совокупность сведений, которые характеризуют количественные и качественные показатели состояния преступности конкретного вида [11, с. 98].
Всего в 2018 году органами внутренних дел Республики Беларусь выявлено более 4,9 тысяч преступлений, связанных с наркотиками, в том числе более 2,5 тысяч преступлений, связанных со сбытом психоактивных веществ [13]. При этом необходимо отметить, что, начиная с 2014 года, наблюдается снижение количества зарегистрированных преступлений по линии наркоконтроля, в том числе и с целью сбыта. Так, в 2017 году было зарегистрировано 5 387 преступлений данного вида, что на 987 преступлений или на 15 % меньше, чем в 2016 году. Продолжается положительная динамика и в снижении количества выявленных наркопреступлений, совершенных с участием несовершеннолетних преступников (- 40 %) [12]. Указанные цифры говорят об эффективности применяемых органами внутренних дел методов в противодействии незаконному обороту наркотиков.
Вместе с тем количество наркоманов в стране по-прежнему велико, а за каждым таким преступлением стоят судьбы людей. Довольно критично по данному поводу высказался и Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко, который в феврале 2018 года на заседании Совета безопасности заявил, что правоохранители должны усилить работу по борьбе с поставщиками наркотиков в страну: «Мы боремся против наркоманов, а где те, которые сегодня партиями поставляют эту наркоту в Беларусь? Вот кто главный преступник. Заботясь только о показателях, никакой речи об эффективной ликвидации каналов поступления наркотиков в страну идти не может» [2]. Таким образом, главный уклон подразделений по наркоконтролю должен быть сделан именно на выявление сбытчиков наркотиков и пресечение поступления наркотических средств в Республику Беларусь из других стран.
Что касается объемов изъятия наркотиков, то в 2018 году из незаконного оборота было изъято более 740 кг наркотических средств и более 35 кг психотропных веществ. Стоит отметить, что в прошедшем году было несколько задержаний с крупными партиями наркотиков, в связи с чем и имеют место такие внушительные цифры.
Основным источником поступления наркотиков в страну являются незаконные поставки из других стран. Так, в прошедшем году были выявлены и пресечены 29 каналов поставок наркотиков в Республику Беларусь из-за границы, а также их транзитных перевозок [13]. При этом больше всего перекрыто каналов поставки из Российской Федерации, откуда в основном в Беларусь поставляются синтетические наркотики и гашиш. Из Украины в Западную Европу транзитом через Беларусь поставляется героин, а из Западной Европы в Российскую Федерацию через Беларусь поставляют амфетамин, МДМА, кокаин, гашиш и марихуану. При этом часть наркотиков оседает на территории Беларуси, часть возвращается обратно из Российской Федерации.
Таким образом, можно заключить, что структура и динамика преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, как элемент ОРХ, относится к факторам, которые влияют на определение сил и средств ОРД, направленных на раскрытие рассматриваемых преступлений.
Из уголовно-правовой характеристики ОРХ заимствует юридическую квалификацию содеянного. Учитывая то, что тяжесть преступлений по линии наркотиков законодатель связывает со сбытом, необходимо четко знать его разновидности. Так, сбыт наркотиков имеет место как при возмездной, так и безвозмездной их передаче иным лицам. Стоит отметить, что способ передачи наркотиков не имеет значения (обман, продажа, дарение и др.).
Необходимо помнить, что сбытом не являются действия лица, при которых оно осуществляет инъекцию наркотических средств, психотропных веществ или их аналога владельцу данного средства. Если же наркотик принадлежит лицу, производящему инъекцию, то будет иметь место сбыт.
Для признания сбыта незаконным требуется, чтобы деяние было совершено с нарушением норм законодательства. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок оборота наркотиков, является Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 408-З «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах» [15].
Помимо, собственно, действий по сбыту уголовно наказуемыми являются также изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотиков.
В судебной практике Беларуси за незаконный оборот наркотиков к уголовной ответственности наиболее часто привлекаются по статье 28 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК РБ).
В настоящее время в законодательстве Республики Беларусь появилось понятие аналога наркотических средств и психотропных веществ. В вышеуказанную статью УК РБ были внесены изменения, согласно которым к запрещенным относятся даже не перечисленные в республиканском перечне наркотики, если они отличаются от запрещенных заменой одного или двух атомов водорода на их заместители. Таким образом, удалось пресечь подобные способы изготовления «легальных наркотиков». К тому же, стоит отметить, что список наркотических средств и психотропных веществ достаточно быстро обновляется.
Некоторые заинтересованные лица рекламируют курительные смеси как легальные наркотики, однако их обладатели рискуют быть привлеченными к ответственности за спайс, миксы. Ведь курительные смеси при изготовлении обрабатываются реактивом сухого органического вещества. Употребляющее данные курительные смеси лицо не всегда может определить видовую принадлежность имеющихся в них наркотиков. Вместе с тем судебная практика идет по пути привлечения данных лиц к уголовной ответственности, несмотря на их заявления о том, что они не знали о содержащихся в курительных смесях запрещенных веществах.
При расследовании подобных дел необходимо в обязательном порядке проводить экспертизу изъятых веществ на предмет определения содержания в них наркотиков. Да и сами обвиняемые должны быть подвергнуты экспертизе, с целью выяснения факта употребления ими наркотиков, а также установления необходимости назначения им принудительных мер лечения.
По ч. 1 статьи 328 УК РБ ответственность наступает с 16 лет. По частям 2-5 указанной статьи в 2015 году возраст привлечения к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков был снижен до 14 лет [16].
При назначении наказания по статье 328 УК РБ суд учитывает характеристику обвиняемого лица, сведения о его личности, официальное трудоустройство, наличие судимостей за совершение аналогичных преступлений. Та-
кая информация особое значение приобретает при назначении наказания лицам, совершившим данные преступления без цели сбыта.
Примечание к статье 328 УК РБ содержит основания освобождения от уголовной ответственности. При этом стоит отметить, что законодателем предусмотрено освобождение от уголовной ответственности по любой из частей ст. 328 УК РБ, при соблюдении двух требований:
- добровольность выдачи наркотиков. То есть лицо выдало их до предъявления требований со стороны сотрудников правоохранительных органов;
- оказание активной помощи, направленной на выявление (пресечение) преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также изобличение лиц, их совершивших, обнаружение имущества, которое было получено преступным путем.
Знание такого важного элемента как уголовно-правовая характеристика незаконного оборота наркотиков позволяет оперативному сотруднику правильно квалифицировать преступное деяние и принимать соответствующие меры по раскрытию указанного вида преступлений.
Одним из основных элементов ОРХ преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков является предмет наркосбыта., так как без предмета такие преступные деяния в принципе не существуют [5, с. 249]. К предмету указанных преступлений относятся наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги.
Под наркотическими средствами понимают такие растения, природные вещества, которые при употреблении вызывают особое состояние (галлюцинации, эйфорию и др.).
Психотропные вещества могут вызывать расстройство сознания, нарушение восприятия (депрессанты, стимуляторы и др.).
Под прекурсорами понимаются такие химические вещества, которые включены в республиканский перечень и могут быть использованы для изготовления, производства и переработки наркотических средств, психотропных веществ.
К аналогам наркотических средств, психотропных веществ относятся такие химические вещества, которые не включены в республиканский перечень, однако изготовлены путем замены в структурных формулах наркотических средств психотропных веществ одного или двух атомов водорода на их заместители.
Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11 февраля 2015 г. № 19 [14].
Выделяют следующие группы наркотических средств в зависимости от происхождения:
- лекарственные наркотические препараты;
- синтетические наркотики кустарного изготовления;
- наркотики растительного происхождения [10, с. 41].
Среди наиболее потребляемых наркотических средств и психотропных веществ в Республике Беларусь: гашиш, марихуана, опий, курительные смеси «спайс», метадон, амфетамин, метамфетамин, МДМА.
Знание предмета наркосбыта позволяет сотрудникам оперативных подразделений должным образом применять формы и методы при осуществлении ОРД, эффективно проводить комплекс ОРМ, направленных на противодействие наркопреступлениям.
Успешному решению задач ОРД способствует изучение личности преступника, как элемента ОРХ, которое можно провести в двух направлениях:
- анализ материальных следов, которые оставлены на месте преступления;
- изучение имеющихся сведений о психофизиологических особенностях личности преступника [6, с. 48].
Эффективно противодействовать преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, помогает знание таких показателей личности преступника, как: возраст, пол, профессия и др. [9, с. 78].
Необходимо отметить, что в сфере незаконного оборота наркотиков достаточно сложно выделить конкретную категорию по перечисленным выше критериям. В преступную деятельность могут быть вовлечены лица из любых категорий - малолетнее лицо и взрослый, без образования и имеющие несколько высших, ранее судимые и вообще не имеющие судимостей.
Вместе с тем анализ статистических данных о лицах, осужденных за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, позволяет сделать вывод о том, что указанные преступные деяния чаще всего совершают лица мужского пола в возрасте 18-29 лет. Как видно, незаконный оборот наркотиков преимущественно распространен среди моло-
дежи, в связи с чем особую роль приобретают профилактические мероприятия, которые направлены на предупреждение указанных преступлений в сфере образования и обеспечение занятости молодежи в свободное время.
В 70 % случаев данные преступления были совершены неработающими гражданами. Как правило, эти лица не имеют высшего образования либо получили среднее, среднее специальное образование. Также необходимо обращать внимание на профильность образования. Так, наличие у лица химического или медицинского образования позволяет предположить, что оно обладает определенными знаниями в работе с химическими препаратами или реагентами, в связи с чем для него не составит особого труда изготовить наркотические средства.
Чаще всего преступления в сфере незаконного оборота наркотиков совершается ранее судимыми лицами, и хотя в 2018 году наблюдалось снижение рецидива, стоит отметить, что каждое пятое лицо отбывает наказание за наркопреступление. В связи с чем на эту категорию граждан нужно уделять пристальное внимание и проводить комплекс профилактических мероприятий, направленных на недопущение совершения ими таких преступлений в будущем.
Знание способов совершения преступлений позволяет оперативному сотруднику выбрать основные направления по предупреждению, выявлению и пресечению преступных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков, а также выявлению граждан, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Выше было отмечено, какие действия применительно к рассматриваемой категории преступлений являются уголовно наказуемыми, а также перечислены способы сбыта наркотиков. Вместе с тем считаем целесообразным остановиться на бесконтактном способе распространения наркотических средств и психотропных веществ.
Стоит отметить, что более 70 % сделок по сбыту и покупке наркотиков в Беларуси происходит через Интернет. Схема бесконтактного способа продажи следующая:
а) покупатель с помощью 1Р-телефонии, элек-
Литература
тронной почты, мессенджеров или иных подобных средств выходит на связь с продавцом;
б) продавцом для оплаты сообщаются данные определенной электронной платежной системы;
в) когда деньги переведены, покупатель получает информацию о месте нахождения наркотиков («закладке») [8, С. 98].
При этом нельзя не вспомнить про подразделения аналитической разведки Главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД Республики Беларусь, благодаря слаженной работе которых в 2018 году в Министерство информации Республики Беларусь были направлены уведомления о необходимости ограничения доступа к 152 сайтам, на которых содержатся сообщения или материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков. Кроме того, были заблокированы транзакции по 191 кошельку электронных денег [13]. Указанные цифры говорят об эффективности деятельности подразделений аналитической разведки и применяемых мер по противодействию сбыта наркотиков в сети Интернет.
Таким образом, противодействие незаконному обороту наркотиков является одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов Республики Беларусь. На сегодняшний день акцент нужно делать, прежде всего, на пресечение каналов поставок наркотиков в Республику Беларусь, выявление бесконтактных способов распространения наркотических средств, психотропных веществ в сети Интернет, а также установление и привлечение к уголовной ответственности лиц, занимающихся сбытом наркотиков таким способом. Особое значение при этом имеет знание элементов оперативно-розыскной характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, которое позволяет эффективно проводить оперативно-розыскные и иные мероприятия, направленные на предупреждение, выявление и пресечение рассматриваемых преступлений, а также выявление граждан, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Bibliography
1. Абрамов A. M. Теоретические и приклад- 1. Abramov A. M. Theoretical and applied prob-ные проблемы раскрытия и расследования lems of disclosure and investigation of fraud: mono-мошенничества: монография. М., 2002. graph. Moscow2. Belnews. URL. https://www.
2. Белновости. URL. https://www.belnovosti. by/poHtikaAukashenko-nazval-glavnogo-prestupni-ka-v-belarusi.
3. Гребельский Д. В. О соотношении криминалистических и оперативно-розыскных характеристик // Криминалистическая характеристика преступлений: Сб. научных трудов. М., 1984.
4. Иванов П. И. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями в сфере агропромышленного комплекса: вопросы теории и практики: дис. ... д-ра юрид. наук: М., 2000.
5. Кондратьев М. В., Зникин В. К. Оперативно-розыскная характеристика преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотических средств // Вестник Кемеровского государственного университета.2015. № 1-4 (61).
6. Кустов А. М., Мурзагалиева О. К., Ши-мановская К. Е. Типичная информация о личности преступника при расследовании преступлений, совершенных в сфере оборота наркотических средств// Успехи в химии и химической технологии. 2017. № 7 (188).
7. Ларичев В. Д. Содержание оперативно-розыскной характеристики преступлений в сфере экономики // Общество и право. 2013. № 3.
8. Матвейчев Ю. А., Максимик Е. В. Противодействие незаконному обороту наркотических средств в Республике Беларусь: основные изменения в стратегии // Актуальные проблемы уголовного процесса и криминалистики: сборник статей / Министерство внутренних дел Республики Беларусь, учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь»; редкол.: Ю. А. Матвейчев (отв. ред.) [и др.]. Могилев, 2017.
9. Медведева С. В., Климов О. П. Криминологический анализ личности преступника, совершившего незаконный оборот наркотических средств // Право: история и современность. 2017. № 1.
10. Михайликов В. Л., Войнов П. Н., Пан-тюхин А. В., Ягодин Р. С. Оперативно-разыскная характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков// Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 2.
11. Михайлова Л. В. Понятие и содержание оперативно-розыскной характеристики преступлений, совершаемых на объектах морского транспорта// Вестник Дальневосточно-
belnovosti.by/poütika/lukashenko-nazval-glavnogo-prestupnika-v-belarusi.
3. Grebelsky D. V. About the correlation of forensic and operational-investigative characteristics // Criminalistic characteristics of crimes. Moscow, 1984.
4. Ivanov P. I. Operational-investigative activity of the internal affairs agencies for combating economic crimes in the agro-industrial complex: theory and practice: dis. ... doc. in law: M., 2000.
5. Kondratiev M. V., Znikin V. K. Operational-investigative characteristics of crimes related to the illegal sale of narcotic drugs// Bulletin of the Kemerovo State University. 2015. № 1-4 (61).
6. Kustov A. M., Murzagalieva O. K., Shi-manovskaya K. E. Typical information about the identity of the criminal in the investigation of crimes committed in the sphere of drug trafficking // Successes in chemistry and chemical technology. 2017. № 7 (188).
7. Larichev V. D. The content of operational-investigative characteristics of crimes in the sphere of economics // Society and Law. 2013. № 3.
8. Matveichev Yu. A., Maksimik E. V. Counteraction to illicit trafficking in narcotic drugs in the Republic of Belarus: major changes in strategy // Actual problems of criminal process and criminalis-tics: The Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, the educational institution «Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus»; red: Yu. A. Matveichev (editorial editors) [and others]. Mogilev, 2017.
9. Medvedeva S. V., Klimov O. P. Criminolog-ical analysis of the identity of the criminal committed illicit trafficking of narcotic drugs // Law: History and Modernity. 2017. № 1.
10. Mikhaylikov V. L., Voinov P. N., Pantyukhin A. V., Yagodin R. S. Operational-investigative characteristic of crimes related to illicit drug trafficking // Problems of law enforcement activity. 2015. № 2.
11. Mikhailova L. V. The concept and content of operational-investigative characteristics of crimes committed at sea transport facilities // Bulletin of the Far Eastern legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. №. 4 (29).
12. Overview of the drug situation in the republic for 2017. URL. http://mvd.gov.by/en/ main.aspx?guid =254653.
13. Overview of the drug situation in the republic for 2018. URL: http:// http://mvd.gov.by/rv/ main.aspx?guid=304623.
14. About the establishment of the republican list of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors subject to state control in the Republic
го юридического института МВД России. 2014. № 4 (29).
12. Обзор наркоситуации в республике за
2017 год. URL. http://mvd.gov.by/ru/main.aspx? guid=254653.
13. Обзор наркоситуации в республике за
2018 год. URL: http:// http://mvd.gov.by/rv/ main.aspx?guid=304623.
14. Об установлении республиканского перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.02.2015 № 19 (ред. от 27.04.2018) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.02.2015, 8/29651.
1 5. О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогов: закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 408-З (ред. от 18.07.2016) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.07.2012, 2/1960.
16. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 № 275-З (ред. от 18.07.2017) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 15.10.1999, № 76, 2/50.
of Belarus: Decree of the Ministry of Health of the Republic of Belarus of 11.02.2015 № 19 (Edited on 27.04.2018) // The National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus, 28.02.2015, 8/29651.
15. About narcotic drugs, psychotropic substances, their precursors and analogues: Law of the Republic of Belarus of 13.07.2012 № 408-Z (as amended on July 18, 2016) // The National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus, 19.07.2012, 2/1960.
16. The Criminal Code of the Republic of Belarus of 09.07.1999 № 275-Z (as amended on 18.07.2017) // The National Register of Legal Acts of the Republic of Belarus, 15.10.1999, No. 76, 2/50.