Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ НЕЛЕГАЛЬНОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ НЕЛЕГАЛЬНОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
782
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРКОПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / СОТРУДНИКИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ / КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ЛИЦА / ОПЕРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидоренко Александр Владимирович, Масленников Константин Игоревич

Высокий уровень наркопреступности оказывает негативное воздействие на экономическую и социальную стабильность, наносит ущерб национальной безопасности государства. Только оперативно-розыскная деятельность, которая обладает сложной структурой взаимосвязанных организационных и тактических элементов, обеспечивает в условиях противодействия со стороны криминальной среды своевременное выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие латентных и замаскированных преступлений, совершаемых в сфере нелегального оборота наркотических средств и психотропных веществ. Наименее урегулированными в ведомственных нормативных актах являются вопросы организации деятельности сотрудников оперативных подразделений по предупреждению и пресечению рассматриваемых преступлений. С принятием Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» требуется конкретизировать задачи оперативно-розыскного предупреждения и пресечения рассматриваемых преступлений. Принимая во внимание особую природу оперативно-розыскных сведений о лицах, вовлечённых в незаконный оборот наркотических веществ, способов, обеспечивающих выявление этих сведений, для решения конкретизированных задач требуется сформировать соответствующую систему управления деятельностью сотрудников оперативных подразделений. Структурно система управления предусматривает совокупность обязательных элементов и функциональных связей, обеспечивающих достаточный уровень эффективности деятельности отдельного подразделения. В статье на основе теоретико-правового анализа современной организации деятельности оперативных подразделений территориальных органов выделены приоритетные задачи по предупреждению преступлений, совершаемых в сфере нелегального оборота наркотических средств и психотропных веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сидоренко Александр Владимирович, Масленников Константин Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL FOUNDATIONS FOR OPERATIONAL AND SEARCH PREVENTION OF CRIMES COMMITTED IN THE SPHERE OF ILLEGAL DRUG TRAFFICKING AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES

High level of drug criminality has a negative impact on economic and social stability, harms the national security of the state. Only operational and investigative activities, which have a complex structure of interconnected organizational and tactical elements, ensure in the face of the opposition from the criminal environment timely detection, prevention, suppression and disclosure of latent and camouflaged crimes committed in the sphere of illegal drug trafficking and psychotropic substances. The issues of organizing the activities of officers of operational units for the prevention and suppression of these crimes are the least regulated in departmental regulations. With the adoption of Federal Law, No. 182-FZ dated 23.06.2016 «About the basis of the crime prevention system in the Russian Federation» it is required to specify the tasks of operational search prevention and suppression of crimes under consideration. Taking into account the special nature of operational search information about persons involved in the illicit trafficking of narcotic substances, methods for identifying this information, in order to solve specified tasks, it is necessary to form an appropriate management system for the activities of officers of the operational units. Structurally, the management system provides for a set of mandatory elements and functional relationships that ensure a sufficient level of a separate unit efficiency. Priority tasks for the prevention of crimes committed in the field of illegal trafficking of drugs and psychotropic substances are highlighted in the article on the basis of the theoretical and legal analysis of the modern organization of the operational units’ activities of territorial bodies.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ НЕЛЕГАЛЬНОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ»

УДК 343

doi: 10.35750/2071-8284-2021-4-148-156

Александр Владимирович Сидоренко

кандидат юридических наук, доцент https://orcid.org/0000-0002-1668-270Х, sidorenko267@mail.ru

Константин Игоревич Масленников

кандидат юридических наук, доцент https://orcid.org/0000-0003-2069-4292, masley@rambler.ru

Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1

Организационные основы оперативно-розыскного предупреждения преступлений, совершаемых в сфере нелегального оборота наркотических средств и психотропных веществ

Аннотация: Высокий уровень наркопреступности оказывает негативное воздействие на экономическую и социальную стабильность, наносит ущерб национальной безопасности государства. Только оперативно-розыскная деятельность, которая обладает сложной структурой взаимосвязанных организационных и тактических элементов, обеспечивает в условиях противодействия со стороны криминальной среды своевременное выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие латентных и замаскированных преступлений, совершаемых в сфере нелегального оборота наркотических средств и психотропных веществ. Наименее урегулированными в ведомственных нормативных актах являются вопросы организации деятельности сотрудников оперативных подразделений по предупреждению и пресечению рассматриваемых преступлений. С принятием Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» требуется конкретизировать задачи оперативно-розыскного предупреждения и пресечения рассматриваемых преступлений. Принимая во внимание особую природу оперативно-розыскных сведений о лицах, вовлечённых в незаконный оборот наркотических веществ, способов, обеспечивающих выявление этих сведений, для решения конкретизированных задач требуется сформировать соответствующую систему управления деятельностью сотрудников оперативных подразделений. Структурно система управления предусматривает совокупность обязательных элементов и функциональных связей, обеспечивающих достаточный уровень эффективности деятельности отдельного подразделения. В статье на основе теоретико-правового анализа современной организации деятельности оперативных подразделений территориальных органов выделены приоритетные задачи по предупреждению преступлений, совершаемых в сфере нелегального оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, незаконный оборот наркотических средств, предупреждение наркопреступлений, организация деятельности, правовая регламентация, сотрудники оперативных подразделений, контролируемые лица, оперативная информация.

© Сидоренко А. В., Масленников К. И., 2021

148

Для цитирования: Сидоренко А. В., Масленников К. И. Организационные основы оперативно-розыскного предупреждения преступлений, совершаемых в сфере нелегального оборота наркотических средств и психотропных веществ // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2021. - № 4 (92). - С. 148-156; doi: 10.35750/2071-8284-2021-4-148-156.

Aleksander V. Sidorenko

Cand. Sci. (Jurid.), Docent https://orcid.org/0000-0002-1668-270Х, sidorenko267@mail.ru

Konstantin I. Maslennikov

Cand. Sci. (Jurid.), Docent https://orcid.org/0000-0003-2069-4292, Masley@rambler.ru

Saint Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint Petersburg, 198206, Russian Federation

Organizational foundations for operational and search prevention of crimes committed in the sphere of illegal drug trafficking and psychotropic substances

Abstract: High level of drug criminality has a negative impact on economic and social stability, harms the national security of the state. Only operational and investigative activities, which have a complex structure of interconnected organizational and tactical elements, ensure in the face of the opposition from the criminal environment timely detection, prevention, suppression and disclosure of latent and camouflaged crimes committed in the sphere of illegal drug trafficking and psychotropic substances. The issues of organizing the activities of officers of operational units for the prevention and suppression of these crimes are the least regulated in departmental regulations. With the adoption of Federal Law, No. 182-FZ dated 23.06.2016 «About the basis of the crime prevention system in the Russian Federation» it is required to specify the tasks of operational search prevention and suppression of crimes under consideration. Taking into account the special nature of operational search information about persons involved in the illicit trafficking of narcotic substances, methods for identifying this information, in order to solve specified tasks, it is necessary to form an appropriate management system for the activities of officers of the operational units. Structurally, the management system provides for a set of mandatory elements and functional relationships that ensure a sufficient level of a separate unit efficiency. Priority tasks for the prevention of crimes committed in the field of illegal trafficking of drugs and psychotropic substances are highlighted in the article on the basis of the theoretical and legal analysis of the modern organization of the operational units' activities of territorial bodies.

Keywords: operational and investigative activities, drugs and psychotropic substances trafficking, prevention of drug crimes, organization of activities, legal regulation, officers of operational units, controlled persons, operational information

For citation: Sidorenko A. V., Maslennikov K. I. Organizational foundations for operational and investigative prevention of crimes committed in the sphere of illegal drug trafficking and psychotropic substances// Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - № 4 (92). - P. 148-156; doi: 10.35750/2071-8284-2021-4-148-156.

Сложная природа сферы незаконного оборота наркотических средств обусловливает необходимость разработки и реализации государственных комплексных превентивных мер как общесоциального, так и специального характера, обеспечивающих адекватный уровень противодействия. В Указе Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» в связи с передачей Министерству внутренних дел Российской Федерации функции государственного контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подчёркнуто, что деятельность сотрудников оперативных подразделений должна быть сконцентрирована на повышении результативности оперативно-розыскных мероприятий, специальных операций по пресечению незаконного оборота и перекрытию каналов незаконной транспортировки наркотических средств и психотропных веществ, выявлению лиц, участвующих в их незаконном обороте1.

Данное положение Указа акцентирует внимание на существенном значении мер превентивного характера, которые во многом обеспечиваются оперативно-розыскным предупреждением и пресечением преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ. При этом сами предупредительные меры должны быть ориентированы на решение таких частных задач, как: пресечение незаконного оборота; перекрытие каналов незаконной транспортировки наркотических средств и психотропных веществ; выявление лиц, участвующих в их незаконном обороте. Способы действий сотрудников оперативных подразделений - это оперативно-розыскные мероприятия и специальные операции.

Анализ статистических данных ИЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области показывает, что в 2020 году

1 О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции : Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 (в ред. от 21 декабря 2016 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Кон-сультантПлюс». - Режим доступа: Ьйр^/шш^'.сошикап!. ги/с1оситеп1/соп8_^с_ЬА'М_196285/ (дата обращения: 15.02.2021).

раскрыто 3850 преступлений по линии незаконного оборота наркотиков, из них - сотрудниками оперативных подразделений УР и УКОН раскрыто 2628 наркопреступлений, что составляет 69 % от общего количества. Высокий уровень результативности проводимых оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций подтверждается тем, что в суды г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области направлено (с учётом раскрытых преступлений прошлых лет) 3736 уголовных дел2. Приведённые данные показывают, что только специальные оперативно-розыскные методы познания и преобразования негативных факторов и явлений, основанные на использовании негласной формы и приспособленного к этой форме специального инструментария, создают реальные предпосылки для сдерживания наркопреступности.

При этом следует учитывать, что «современные технологии позволяют полностью исключить встречу покупателя наркотиков со сбытчиком, а также членов преступной группы между собой, а тем более с организатором, обеспечив тем самым бесконтактный способ распространения наркотиков. В связи с этим усложняется процесс проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, направленных на выявление фактов незаконного оборота наркотиков» [1]. В существующих условиях высокая эффективность оперативно-розыскного предупреждения преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота средств и психотропных веществ выделяют ее в отдельный специальный элемент государственных мер противодействия преступности.

Мы разделяем точку зрения С. С. Га-лахова, который, рассматривая содержание оперативно-розыскной профилактики отметил: «С содержательной стороны оперативно-розыскная профилактика, на наш взгляд, имеет существенные отличия от криминологического предупреждения, поскольку она позволяет подходить индивидуализировано к определению мер оперативно-розыскного и оперативно-профилактического воздействия на конкретные категории осужденных, с возможностью в дальнейшем корректировать их

2 Данные ИЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о состоянии преступности в 2020 году.

поведение» [2]. В данном определении учёный выделил специфический характер оперативно-розыскной профилактики - это меры профилактического воздействия на конкретные категории лиц. Решение указанных задач может быть организационно обеспечено только комплексным использованием оперативно-розыскных, административных, процессуальных и контрольных мероприятий, осуществляемых оперативным подразделением в пределах его компетенции с привлечением имеющихся специальных сил и средств.

Комплексный характер деятельности оперативных подразделений обусловлен многообразием способов поступления наркопрепаратов в незаконный оборот. «Наряду с оперативно-розыскными мероприятиями следует шире использовать возможности контроля за легальным оборотом наркотиков для получения оперативно-значимой информации с целью принятия мер по недопущению поступления подконтрольных веществ в незаконный оборот» [3]. Специальный характер мер оперативно-розыскного предупреждения наркопреступлений должен предусматривать соответствующую организацию деятельности сотрудников оперативных подразделений.

Следует подчеркнуть, что организация подготовки и проведения достаточно сложных комплексов по предупреждению рассматриваемых преступлений должна базироваться на многоуровневой системе правовых актов: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. от 26 июля 2019 г. № 232-Ф3), Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 515-ФЗ); Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 (в ред. от 28 ноября 2017 г.) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» и иных.

В широком смысле под организацией понимаются способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определённой цели, реализация которой требует совместных координирован-

ных действий [4]. Приведённое определение позволяет выделить наиболее значимые признаки, присущие организационному процессу: это система управленческих действий, формирующая общую цель совместной постоянно координируемой деятельности сотрудников структурного подразделения. Кроме того, рассматривая организацию профилактической деятельности подразделения, следует учитывать нормативно урегулированный характер деятельности и ограничения, накладываемые компетенцией конкретного органа.

Таким образом, организация деятельности оперативного подразделения территориального уровня представляет собой нормативно урегулированную систему управленческих мер, которые должны определить общую цель деятельности сотрудников подразделения, обеспечить информационно, а также необходимыми силами и средствами, позволяющими во взаимодействии с иными службами ОВД, другими ведомствами, организациями и отдельными лицами решить частные задачи по выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Указанная система организационных мер охватывается понятием «оперативное обслуживание линии противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ».

Эта система организационных мер требует периодической корректировки как решаемых частных задач на основании анализа набора факторов, отражающих текущее состояние оперативной обстановки, так и способов решения вновь поставленных задач. Исследователи отмечают: «В настоящий момент оперативная обстановка свидетельствует о необходимости разработки новых методик и тактик выявления как наркосбытчиков и перевозчиков, так и хранителей, потребителей наркотических средств, психотропных веществ. Особое внимание при этом необходимо уделять последним ввиду того, что они являются носителями информации о лицах, занимающихся наркосбытом, а также местах употребления наркотических средств, психотропных веществ» [5].

Региональные факторы социально-экономического, криминогенного характера, влияющие на состояние оперативной обстановки на территории оперативного обслуживания, выявляются, систематизируются и отражаются в статистической форме сотрудниками подраз-

деления в процессе их повседневной поисковой работы. Сформировать объективную оперативную обстановку по линии противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ на обслуживаемой территории, позволяют следующие сведения:

- о численности населения на обслуживаемой территории, его составе, криминологической структуре, уровне его экономически активной части, безработицы и т.д.;

- о структуре, динамике, уровне преступности, криминальном значение наркопреступности на обслуживаемой территории;

- о наиболее распространённых способах совершения и маскировки наркопреступлений и лицах, их совершающих;

- общее количество лиц из числа проживающих на обслуживаемой территории, состоящих на медицинском учёте в наркологических диспансерах;

- об известных каналах поступления наркотиков на обслуживаемую территорию, в соотношении с объёмами изъятых наркопрепаратов и прекурсоров;

- характеристика инфраструктуры обслуживаемой территории, в том числе объектов, имеющих лицензию на производство или использование наркотических средств и психотропных веществ;

- о выявленных при проведении контрольных и общепрофилактических мероприятий типичных для обслуживаемой территории нарушениях, злоупотреблениях на объектах, имеющих лицензию на производство или использование наркотических средств и психотропных веществ;

- о типичных причинах и условиях, способствующих совершению наркопреступлений и повышающих криминальную активность микросоциумов на обслуживаемой территории;

- о результативности взаимодействия с иными службами ОВД, другими ведомствами, администрацией региона, организациями и отдельными лицами в решении задач выявления и предупреждения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Проведение периодического анализа состояния оперативной обстановки по линии противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ позволяет:

- в соответствии с уровнем выявленных отдельных видов преступлений и правонару-

шений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ на закреплённой территории определять текущие задачи по предупреждению их распространения;

- планировать работу сотрудников подразделения по отдельным направлениям противодействия наркопреступности на обслуживаемой территории;

- проводить периодическую оценку эффективности деятельности подразделения, вносить корректировки и перераспределять приоритетных задач;

- выявлять новые и перспективные направления и формы профилактической работы;

- выявлять проблемные вопросы и недостатки в деятельности отдельных сотрудников по оперативному обслуживанию линии, в случае необходимости перераспределять их функциональные обязанности;

- разрабатывать и осуществлять меры по устранению выявленных недостатков в оперативном обслуживании, проводить мероприятия, направленные на повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников;

- определять требуемые и перераспределять имеющиеся силы и средства для решения частных задач противодействия наркопреступности в существующих условиях.

В соответствии с ведомственным актом оперативное обслуживание линии в наиболее обобщённом виде предусматривает функциональное обеспечение решения следующих частных задач по предупреждению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ:

- выявление причин и условий, способствующих незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров и (в пределах установленной компетенции) принятие мер, направленных на их устранение;

- осуществление оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, занимающихся приготовлением и (или) покушением на преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, принятие к ним мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- участие в организации и проведении оперативно-профилактических операций, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных

веществ и их прекурсоров, сильнодействующих веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ3.

Реализация сотрудниками оперативных подразделений мер по оперативному обслуживанию линии предусматривает: эффективное использование имеющихся сил и средств, обеспечение достаточного уровня эффективности конфиденциального содействия граждан и организацию взаимодействия с иными государственными органами и общественными организациями и отдельными гражданами, участвующими в предупреждении и пресечении наркопреступлений. Оперативное обслуживание линии включает в себя последовательное решение частных задач на этапах поисковой и проверочной работы, а также на этапе, обеспечивающем использование полученной информации.

Латентный и организованный характер преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, использование преступниками мер сокрытия и противодействия выделяют этап поисковой работы как наиболее значимый, поскольку именно на данном этапе создаются информационные предпосылки по предупреждению и пресечению наркопреступлений. Поисковый этап работы должен обеспечить своевременное поступление достаточного объёма и качества первичной оперативной информации как гласного, так и негласного характера в целях её последующего использования в предупреждении и пресечении данного вида преступлений. Своевременное поступление в достаточном объёме первичной оперативной информации обеспечивает:

- подготовку и проведение целевых оперативно-профилактических операций, обеспечивающих отдельные направления предупреждения наркопреступлений, в том числе проведение проверок организаций и предприятий на территории оперативного обслуживания в рамках реализации мер государственного контроля по соблюдению установленных правил оборота наркотических средств и психотропных веществ;

3 О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 (в ред. от 28 ноября 2017 г.) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: Ы:1р:/М'«'«'.соп8и11ап1.ги/соп8/сд1/опЦпе.сд1?гед=с1 oc&base=LAW&n=290865&f1d=134&dst=1000000001,0&r nd=0.09581924925100016#05726752088684377 (дата обращения: 15.02.2021).

- выявление лиц, от которых, можно ожидать совершения наркопреступлений, постановку их на профилактический учёт и осуществление оперативно-розыскного контроля, оказание на контролируемых лиц позитивного корректирующего воздействия, в случаях выявления сведений о подготовке контролируемым лицом совершения преступления применение к этому лицу мер специального предупреждения (пресечения).

Таким образом, рассматривая организацию оперативно-розыскного предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, следует учитывать, что превентивные меры -это комплекс взаимосвязанных по цели и взаимообусловленных оперативно-розыскных мер, структурированных по общему и индивидуальному направлениям. «Комплексный характер осуществления предупредительной деятельности тем не менее не влечёт за собой отказ от её отнесения к одному из видов оперативно-розыскной деятельности» [6]. Проведение целевых профилактических мероприятий (комплексных операций) следует отнести к общим мерам оперативного предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, поскольку они по своему воздействию направлены на сложившиеся негативные факторы, способствующие высокому уровню наркопреступности.

Устранение либо снижение криминальной роли этих факторов, безусловно, оказывает позитивное влияние и способствует минимизации их негативных последствий. Несмотря на высокую эффективность и универсальность комплексных операций, до настоящего времени отдельные исследователи некорректно оценивают это направление профилактической деятельности. Так, В. Г. Акимов отмечает: «Комплексные операции решают задачу по одновременному и скоординированному воздействию различных служб органов внутренних дел на криминогенные группы населения и обстоятельства, определяющие криминогенную обстановку в регионе» [7].

В данном случае автор, сократив истинный перечень решаемых в ходе комплексной операции задач, допустил подмену задач операции на особенности организации подготовки, которые обеспечивают тактические преимущества осуществляемых мер воздействия. Если судить по фразеологическим построениям автора, общей задачей комплексной операции является позитивное изменение криминогенной обстанов-

ки в регионе, что организационно достигается посредством решения задач: одновременного и скоординированного воздействия на криминогенные группы населения и трансформации ранее установленных негативных факторов в более позитивные.

Для повышения эффективности оперативно-розыскного предупреждения преступлений следует обеспечить качественно иное межведомственное взаимодействие. Одной из форм взаимодействия может быть проведение межведомственных целевых операций по декриминализации отдельных территориальных единиц или отраслей финансово-хозяйственной и производственной деятельности, объединение усилий по оперативно-розыскному предупреждению деятельности особо опасных преступных сообществ [8]. Широкий круг решаемых в ходе проведения комплексных профилактических операций задач обеспечивается проведением совместных скоординированных по цели, месту и времени мероприятий с заинтересованными ведомствами и организациями, в том числе в рамках сотрудничества с правоохранительными органами ближнего зарубежья. По масштабам организации подобные комплексные профилактические операции подразделяются на: территориальные (отдельные места, объекты), региональные, межрегиональные и международные (в рамках стран СНГ).

В соответствии с положениями Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти в сфере профилактики правонарушений уполномочены создавать ведомственные координационные органы в сфере профилактики правонарушений, осуществлять координацию деятельности по профилактике правонарушений в подведомственных органах и организациях, обеспечивая взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений.

В то же время основным направлением оперативно-розыскного предупреждения наркопреступлений, в силу действенности и эффективности, является специальная индивидуальная профилактика. «Во-первых в силу негласного характера данной деятельности она позволяет эффективно выявлять лиц, замышляющих преступления, осуществляя, как принято говорить в оперативно-розыскной науке, "разведку в криминальной среде", посредством конфиденциальной помощи граждан, или ме-

тодом личного сыска» [9]. В соответствии с положениями Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» индивидуальная профилактика правонарушений направлена на оказание воспитательного воздействия на лиц, на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, может осуществляться с применением специальных мер профилактики правонарушений.

Специальные меры профилактики правонарушений, предусмотренные законодательством Российской Федерации, применяются субъектами профилактики правонарушений и их должностными лицами при выявлении правонарушений либо причин и условий, способствующих их совершению, а также лиц, поведение которых носит противоправный или антиобщественный характер, или лиц, намеревающихся совершить правонарушение4.

Мы разделяем точку зрения, согласно которой «основными задачами профилактики являются: изменение негативных форм поведения личности на социально одобренное и недопущение с ее стороны совершение преступлений» [10]. В соответствии с нормами рассматриваемого Закона организация деятельности сотрудников оперативных подразделений по направлению индивидуальной профилактики наркопреступлений должна обеспечить последовательное решение следующих частных задач:

- выявление лиц, от которых, можно ожидать совершения наркопреступлений, постановку их на профилактический учёт и осуществление оперативного контроля;

- комплексное осуществление мер, оказывающих на контролируемых лиц позитивное корректирующее воздействие, направленное на их склонение к отказу от совершения наркопреступлений;

- осуществление мер, обеспечивающих трансформацию и нейтрализацию негативных факторов микросреды до состояния, исключающего криминальную активность, позволяющих разобщать группы, группировки, подготавливающие совершение преступлений, связанных

4 См. п. 3 и 4 ст. 8, п. 2 ст.15, п. 2 ст. 16, п. 3, 9 ч. 1 и п. 6, 9 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 23 июля 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/71428030 (дата обращения: 15.02.2021).

с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- оперативно-розыскное документирование отдельных действий, фактов, позволяющее своевременно выявить признаки преступных намерений по подготовке преступления, либо начавшейся преступной деятельности контролируемых лиц;

- при выявлении сведений о подготовке контролируемым лицом и установленными его связями совершения преступления применить к этим лицам меры специального предупреждения (меры пресечения).

Необходимо учитывать, что необходимость применения мер оперативно-розыскного пресечения наркопреступлений возникает в следующих ситуациях:

- когда индивидуально-предупредительные меры в отношении контролируемых лиц не достигли поставленных целей и поступила информация о преступных намерениях совершить преступление;

- когда поступила первичная информация о действиях лиц на стадиях, когда началась реализация преступного умысла, либо длящееся, серийное преступление уж совершается.

Проведённый краткий анализ показал, что меры корректирующего позитивного воздействия на контролируемых лиц чётко ограничены ситуацией, в которой поступает информация о том, что лица замышляют или подготавливают совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Информационная преемственность позволяет в отношении подобных лиц незамедлительно принимать более действенные меры по пресечению их противоправной деятельности. Организация мер оперативно-розыскного пресечения наркопреступлений должна быть ориентирована на последующее применение мер уголовно-правового преследования, но при этом исключать возможность наступления необратимых негативных социальных последствий.

Список литературы

1. Охота Г. Н., Помелов А. А. Оперативно-розыскное противодействие незаконному обороту наркотиков с использованием ресурсов сети «интернет» [Электронный ресурс] // Сайт «Финэксперт». - 2019. - 20 мая. - Режим доступа: http://www.finexg.ru/operativno-rozysknoe-protivodejstvie-nezakonnomu-oborotu-narkotikov-s-ispo1zovaшem-resursov-seti-intemet (дата обращения: 20.04.2021).

2. Галахов С. С., Голубцова К. И. Научные проблемы и организационные основы оперативно-розыскной профилактики, осуществляемой оперативными сотрудниками исправительных учреждений ФСИН России // Вестник Самарского юридического института. - 2020. - № 2 (38).

- С. 25-29.

3. Бабкин Л. М., Булатецкий С. В. О некоторых аспектах оперативно-розыскного противодействия сбыту наркотических средств, осуществляемого посредством сети «интернет» // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2018. - № 2. - С. 109-114.

4. Серов А. В. О субъектах оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Законодательство и практика. - 2016. - № 2. - С. 81-83.

5. Кочнев И. Г. Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Методика и тактика прокурорского надзора над оперативно-розыскной деятельностью в этой сфере // Молодой учёный. - 2017. - № 39 (173). - С. 63-66.

6. Образцов С. В. Понятие оперативно-розыскного предупреждения преступлений: сущность и основные элементы // Российское общество и государство: актуальные проблемы на современном этапе : материалы Международной научно-практической конференции. - Владимир: Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2009.

- С. 376-380.

7. Акимов В. Г. Основные направления предупредительной деятельности органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - № 1. - С. 184-187.

8. Бодренков В. Оперативно-розыскное предупреждение преступлений [Электронный ресурс] // Сайт «Мудрый юрист». - Режим доступа: https://wise1awyer-ru.turbopages.org/wise1awyer.

ru/s/poleznoe/23214-operativno-rozysknoe-preduprezhdenie-prestuplenij (дата обращения: 20.04.2021).

9. Кузнецов Е. В. Предупреждения преступлений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность: проблемы теории и практики // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. - 2011. - № 4 (59). - С. 45-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Борин Б. В., Ищук Я. Г. Понятие оперативно-розыскной профилактики преступлений // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 3. - С. 381-386.

References:

1. Okhota G. N., Pomelov A. A. Operativno-rozysknoye protivodeystviye nezakonnomu oborotu narkotikov s ispol'zovaniyem resursov seti «internet» [Elektronnyy resurs] // Sayt «Finekspert». -2019. - 20 maya. - Rezhim dostupa: http://www.finexg.ru/operativno-rozysknoe-protivodejstvie-nezakonnomu-oborotu-narkotikov-s-ispolzovaniem-resursov-seti-internet (data obrashcheniya: 20.04.2021).

2. Galakhov S. S., Golubtsova K. I. Nauchnyye problemy i organizatsionnyye osnovy operativno-rozysknoy profilaktiki, osushchestvlyayemoy operativnymi sotrudnikami ispravitel'nykh uchrezhdeniy FSIN Rossii // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. - 2020. - № 2 (38). - S. 25-29.

3. Babkin L. M., Bulatetskiy S. V. O nekotorykh aspektakh operativno-rozysknogo protivodeystviya sbytu narkoticheskikh sredstv, osushchestvlyayemogo posredstvom seti «internet» // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. - 2018. - № 2. - S. 109-114.

4. Serov A. V. O sub»yektakh operativno-rozysknoy deyatel'nosti organov vnutrennikh del // Zakonodatel'stvo i praktika. - 2016. - № 2. - S. 81-83.

5. Kochnev I. G. Osobennosti osushchestvleniya operativno-rozysknoy deyatel'nosti po ugolovnym delam, svyazannym s nezakonnym oborotom narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv. Metodika i taktika prokurorskogo nadzora nad operativno-rozysknoy deyatel'nost'yu v etoy sfere // Molodoy uchonyy. - 2017. - № 39 (173). - S. 63-66.

6. Obraztsov S. V. Ponyatiye operativno-rozysknogo preduprezhdeniya prestupleniy: sushchnost' i osnovnyye elementy // Rossiyskoye obshchestvo i gosudarstvo: aktual'nyye problemy na sovremennom etape : materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Vladimir: Vladimirskiy yuridicheskiy institut Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy, 2009. - S. 376-380.

7. Akimov V. G. Osnovnyye napravleniya predupreditel'noy deyatel'nosti organov vnutrennikh del // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2018. - № 1. - S. 184-187.

8. Bodrenkov V. Operativno-rozysknoye preduprezhdeniye prestupleniy [Elektronnyy resurs] // Sayt «Mudryy yurist». - Rezhim dostupa: https://wiselawyer-ru.turbopages.org/wiselawyer.ru/s/ poleznoe/23214-operativno-rozysknoe-preduprezhdenie-prestuplenij (data obrashcheniya: 20.04.2021).

9. Kuznetsov Ye. V. Preduprezhdeniya prestupleniy organami, osushchestvlyayushchimi operativno-rozysknuyu deyatel'nost': problemy teorii i praktiki // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta Ministerstva vnutrennikh del Rossii. - 2011. - № 4 (59). - S. 45-51.

10. Borin B. V., Ishchuk YA. G. Ponyatiye operativno-rozysknoy profilaktiki prestupleniy // Probely v rossiyskom zakonodatel'stve. - 2017. - № 3. - S. 381-386.

Статья поступила в редакцию 24.02.2021; одобрена после рецензирования 29.10.2021; принята к публикации 10.12.2021.

The article was submitted February 24, 2021; approved after reviewing October 29, 2021; accepted for publication December 10, 2021.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи.

The authors have made an equal contribution to the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.