Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2016. № 1-2 (18)
УДК 347.19
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© А. С. Васильев
В статье рассматриваются вопросы понятия и признаков некоммерческой организации на основе современного законолательства.
Ключевые слова: некоммерческая организация, коммерческая организация, юрилические лица, гражланс-кое право
В современной науке обсуждается вопрос о целесообразности и обоснованности легального закрепления деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.
Подход, предполагающий обособление некоммерческих организаций исходя из критерия основной цели деятельности, известен за рубежом и именуется функциональным. Нет оснований отказываться от данного подхода, как считают отечественные исследователи, и российскому законодателю. Однако существующие законодательные механизмы реализации функционального подхода должны отражать специфику гражданской правосубъектности некоммерческих организаций, которая строится не по коммерческому принципу, а по социально-духовному принципу, направленному на сохранение и преумножение общественного блага, за счет развития таких социальных явлений как культура, образование, наука и искусство1.
Смысл функционального, или, как его еще именуют, «филантропического» или «альтруис-
1 Десятое И. Н. Право некоммерческих юридических лиц на деятельность, приносящую доход : ав-тореф. ... дис. канд. юрид. наук. М., 2011. С. 14.
Васильев Андрей Степанович
магистрант
Самарская
гуманитарная академия
тического» подхода, состоит в том, что законодатель рассматривает некоммерческую организацию как юридическое лицо, призванное реализовать те или иные общественно полезные цели, далекие от жажды наживы, стремления к стяжательству и обогащению. При подобном подходе некоммерческие организации могут создаваться лишь для осуществления так или иначе ограниченного перечня видов деятельности, при этом понятие цели (целей) деятельности оказывается чрезвычайно сложно отделимым от самой деятельности, направленной на достижение такой цели (целей). Сама по себе некоммерческая организация во многом приобретает черты специфического института гражданского общества, где превалирующими оказываются идеалы гуманизма и доброты2.
К. П. Беляев, Д. А. Сумской полагают, что само по себе такое деление всех юридических лиц на два лагеря является принципиальным шагом, имеющим первостепенное значение в систематизации всех юридических лиц как участников гражданских правоотношений3.
Полагаем, что объективная необходимость деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации всё же существует.
Понятие «некоммерческие организации» уже довольно давно вошёл в жизнь. Однако законодательство о некоммерческих организациях в Российской Федерации, как отмечает С. П. Гришаев, появилось лишь в 1990-х годах, хотя в отдельных нормативных актах более раннего периода признавался особый статус организаций, действующих в общественных интересах4. Действительно, понятие некоммерческих организаций как собирательное, объединяющее все юридические лица, цели деятельности которых не связаны с извлечением прибыли, впервые в России получило нормативное закрепление в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.5, затем нашло отражение в Гражданском кодексе РФ. В связи с формированием рыночного механизма хозяйствования возникла необходимость в отграничении подобных образований от коммерческих юридических лиц, а также в унификации их правового регулирования. При этом четкое представление об особенностях некоммерческих организаций как субъектов гражданских правоотношений, принципах их участия в имущественном обороте, их экономической роли в новых условиях отсутствовало, что сказалось на качестве нормативных положений.
Конституцией Российской Федерации6 (ст. 30) гарантирована свобода деятельности общественных объединений и право граждан на объединение.
2 Степанов Д.И. В поисках критерия разграничения юридических лиц на два типа и принципа обособления некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. №3.
3 Беляев К.П. Некоммерческие организации в системе юридических лиц // Циви-листические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. - Екатеринбург, 2004. С. 392.; Сумской Д.А. Некоммерческие организации в теории российского гражданского права // Российская юстиция. 2009. №6. С. 17-21.
4 Гришаев С.П. Некоммерческие организации // СПС КонсультантПлюс. 2010.
5 Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31.05.1991 г. №2211-1) // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. №26. Ст. 733.
6 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СЗ РФ. 2014. №31. Ст. 4398.
С принятием же первой части ГК РФ нормы о некоммерческих организациях нашли своё отражение в его тексте.
Как представляется, в широком смысле к некоммерческим организациям можно отнести все организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами коллективные образования, которые были созданы с общественно полезными или социальными целями и выполняющие социально-экономические функции, а потому, хотя и наделены определенными правами и обязанностями, но не могущие выступать в гражданском обороте.
В узком, гражданско-правовом смысле под некоммерческими организациями следует понимать только те из указанных организаций, которые приобрели статус юридического лица.
Нормативное определение некоммерческой организации содержится в Федеральном законе от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организа-циях»7 (Закон о некоммерческих организациях).
В ст. 2 данного правового акта указано: некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Следует отметить, что выделение некоммерческих корпоративных организаций, произведённое законодателем в п. 1 ст. 123.1 ГК РФ, вызывает неодобрение со стороны некоторых учёных. В частности, Л. В. Масленникова считает, что к целесообразности выделения в отдельный вид таких некоммерческих организаций, как некоммерческие корпоративные организации следует отнестись с определенной долей критики, так как согласно ст. 123.1 ГК РФ некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. Однако и иные некоммерческие организации во всей своей совокупности также имеют подобные, условно назовем, «ограничения» в соответствии с действующими положениями ГК РФ8.
Так, или иначе, нормативное определение некоммерческой корпоративной организации позволяет выделить основные признака данных юридических лиц.
Первые два признака традиционно связаны с указанием на некоммерческий характер деятельности данных организаций. Некоммерческие организации не преследуют цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не имеют права на распределение полученной прибыли между участниками.
Возможные цели создания некоммерческих организаций перечислены в Законе о некоммерческих организациях. В соответствии со ст. 2 данного Закона некоммерческие организации могут создаваться для достижения следую-
7 Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
8 Масленникова Л. В. Тенденции развития гражданского законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях // Власть Закона. 2014. № 3. С. 113.
щих целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
В частности, содержание благотворительных целей мы можем почерпнуть из ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»9. Так, согласно пункту 1 указанной статьи благотворительная деятельность осуществляется в целях:
— социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
— подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
— оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
— содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
— содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
— содействия защите материнства, детства и отцовства;
— содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности и т.д.
При этом, в пункте 2 ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» предусмотрено, что направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.
Закон о некоммерческих организациях, как видно, не дает исчерпывающего перечня целей деятельности некоммерческих организаций, предлагая учредителям таких юридических лиц самим определять данную цель путем указания ее в учредительных документах.
Учитывая достаточно расплывчатую формулировку «в иных целях, направленных на достижение общественных благ», представляется, что цель деятельности может быть предусмотрена любая, за исключением цели извлечения прибыли (ст. 50 ГК РФ) и цели, заведомо противной основам правопорядка или нравственности (ст. 169 ГК РФ).
9 Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.
Традиционный признак некоммерческой организации, который связанный с указанием на запрет распределения между участниками полученной прибыли, действующее гражданское законодательство сохраняет. Есть мнение, что что запрет на распределение прибыли в некоммерческой организации является не системообразующим или квалифицирующим признаком для таких организаций, а скорее одним из ограничений, налагаемых на некоммерческие организации10.
О. А. Серова верно отмечает, что правило о запрете на распределение полученной прибыли фактически не распространяется на потребительские кооперативы, что связано с особенностями правовой природы кооперативов11.
Так, в Федеральном законе от 30.12.2004 г. №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»12 устанавливается, что доходы, полученные от осуществляемой кооперативом предпринимательской деятельности, направляются в его резервный фонд. После достижения резервным фондом размера, установленного уставом (но не менее полутора процентов от размера паевого фонда кооператива), доходы от предпринимательской деятельности распределяются между его членами пропорционально их паям путем зачисления соответствующих сумм в счет паевых взносов.
Конституционный Суд РФ содержательно указал на отличия между данными доходами членов потребительского кооператива и распределяемой прибылью между участниками коммерческой организации13.
Иные признаки некоммерческих корпоративных организаций связаны с отнесением данных юридических лиц к корпорациям. В соответствии с п. 1 ст. 65.1 ГК РФ корпоративными признаются те юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) и формируют высший орган. Участие в корпоративной некоммерческой организации связано с приобретением корпоративных (членских) прав и обязанностей. Общий перечень данных прав и обязанностей закреплен в ст. 65.2 ГК РФ. В дальнейшем предполагается его уточнение применительно к каждой организационно-правовой форме некоммерческой корпоративной организации.
По общему правилу высшим органом корпорации является общее собрание участников (п. 1 ст. 65.3 ГК РФ). Для некоммерческих корпораций таким коллегиальным органом может признаваться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган.
10 Степанов Д. И. В поисках критерия разграничения юридических лиц на два типа и принципа обособления некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. № 3.
11 Серова О. А. Новеллы российского законодательства о некоммерческих организациях // Власть Закона. 2014. № 3. С. 63.
12 Федеральный закон от 30.12.2004 г. №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» // СЗ РФ. 2005. №1 (ч. 1). Ст. 41.
13 Постановление Конституционного Суда РФ от 30.01.2013 г. №2-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 года №175-ФЗ в связи с жалобой гражданина К. В. Чумакина» // СЗ РФ. 2013. № 6. Ст. 604.
Таким образом, подводя итог, определим следующие признаки некоммерческих корпорации:
• отсутствие в качестве основной цели деятельности организации стремления к получению прибыли;
• запрет на распределение прибыли между участниками;
• наличие права членства у участников юридического лица, которое в том числе связано с формированием коллегиального органа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляев К. П. Некоммерческие организации в системе юридических лиц // Цивилистические записки : Межвузовский сб. науч. тр. Выпуск 3. Екатеринбург, 2004.
2. Сумской Д. А. Некоммерческие организации в теории российского гражданского права // Российская юстиция. 2009. № 6.
3. Гришаев С. П. Некоммерческие организации // СПС КонсультантПлюс. 2010.
4. Десятое И. Н. Право некоммерческих юридических лиц на деятельность, приносящую доход : автореф. ... дис. канд. юрид. наук. Москва, 2011.
5. Масленникова Л. В. Тенденции развития гражданского законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях // Власть Закона. 2014. № 3. С. 113.
6. Серова О. А. Новеллы российского законодательства о некоммерческих организациях // Власть Закона. 2014. № 3.
7. Степанов Д. И. В поисках критерия разграничения юридических лиц на два типа и принципа обособления некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. № 3.
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
9. Федеральный закон от 11.08.1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.
10. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
11. Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 41.
12. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31.05.1991 г. № 2211-1) // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 26. Ст. 733.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.01.2013 г. №2-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 года № 175-ФЗ в связи с жалобой гражданина К.В. Чумакина» // СЗ РФ. 2013. № 6. Ст. 604.
THE DEFINITION AND CHARACTERISTICS OF UNCOMMERCIAL ORGANIZATIONS
A. Vasilyev
The article considers the issues of the definition and characteristics of uncommercial organizations on the basis of new legislation.
Key words: uncommercial organizations, commercial organizations, entities, civil law.