Бизнес в законе
1 ’2014
2.4. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В РОССИИ
Кицай Юлиана Анатольевна, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского права юридического института Иркутского государственного университета
Место работы: юридический институт Иркутского государственного университета
Аннотация: Изменения гражданского законодательства
должны основываться на теоретических разработках и предложениях ученых. Несмотря на вскрытые проблемы в делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, они не нашли своего решения в проекте изменений Гоажданского кодекса Российской Федерации. Отсутствие адекватного реагирования со стороны законодателя к решению вопросов развития системы юридических лиц может привести к дальнейшему усугублению противоречий между «цивилистическим» подходом к определению соотношений объема понятий «юридическое лицо» и «организация» и теми разработками, которые ведутся в настоящее время в науке предпринимательского права. Достижение согласия и нахождение общих точек соприкосновения между данными научно-практическими подходами оказали бы благоприятное влияние на развитие как законодательства в России о юридических лицах, так и правоприменительной практики
Ключевые слова: юридические лица, некоммерческие организации, коммерческие организации, реформа гражданского законодательства, система юридических лиц
PROBLEMS OF DEVELOPING OF THE LAW ABOUT NONCOMMERCIAL ORGANIZATIONS IN RUSSIA
Kitsay Juliana Anatolyevna, Ph. D. in Law, Lecturer, The Department of Civil Law, Law Institute, Irkutsk State University
Work place: The Department of Civil Law, Law Institute, Irkutsk State University
Annotation: Changes of the civil legislation must be based on theoretical developments and proposals of scientists. Despite the problems uncovered in the division of legal entities on commercial and non-profit organizations, they did not find their solution in the draft amendments of the Civil Code of the Russian Federation. The lack of an adequate response from the part of the legislator to the decision of questions of development of system of legal entities could lead to further aggravation of contradictions between the «civilistic» approach to the definition of ratios volume of the concepts of «legal person» and «organization» and those developments, which are currently underway in the science of business law. Achieving consensus and finding common points of contact between the data of the scientific and practical approaches would have a favorable impact on the development of legislation in Russia on legal entities and law-enforcement practice.
Keywords: legal entities, non-profit organizations,
commercial organizations, civil legislation reform, the system of legal entities
Продолжающаяся в настоящее время реформа гражданского законодательства не решает некоторых
сложных и дискуссионных проблем гражданского и предпринимательского права.
Одной из таких «совместных» и, можно так выразиться, классических проблем является сопоставление объема терминов «коммерческая организация» и «некоммерческая организация», которые законодатель и разработчики изменений Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) оставили в тексте кодекса, несмотря на все критические замечания. Объем указанных понятий не совпадает не только с понятийно-теоретическим осмыслением сути предпринимательской и (или) непредпринимательской направленности названных организаций, но и вызывает в юридической литературе критику с точки зрения совпадения названных дефиниций с категорией «юридическое лицо», хотя такая классификация предложена именно в разделе ГК РФ, посвященному юридическим лицам. То, что все юридические лица являются организациями, не вызывает возражения. Согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Таким образом, юридическое лицо определяется через категорию «организация». Тем не менее, как отмечается Е.В. Рузаковой, организации по критерию признания за ними правосубъектности делятся на организации со статусом юридического лица и организации без статуса юридического лица [8, с. 21-27]. Понятие «организация» не является подчиненным к понятию «юридического лица», соответственно, объем понятия «коммерческая организация» не должен ограничиваться перечнем организационно-правовых форм, указанных в норме п. 2 ст. 50 ГК РФ. Кроме того, согласно п. 1 ст. 50 ГК выделенные две разновидности организаций (коммерческие и некоммерческие) «могут быть» (но вовсе не должны быть!) юридическими лицами.
Е.В. Рузакова предлагает рассматривать категорию коммерческие организации в широком (включаются все организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность) и узком смыслах (включается традиционный перечень правовых форм, указанных в п. 2 ст. 50 ГК РФ) [8, с. 21-27]. В первом случае в числе коммерческих организаций автор называет холдинги, группы и другие предпринимательские объединения. Указанные предпринимательские объединения, не являющиеся юридическими лицами, представляют собой совокупность экономически взаимосвязанных субъектов, совместно участвующих в осуществлении предпринимательской деятельности [15, с. 11]. Сказанное позволяет согласиться с точкой зрения Е.В. Рузаковой, и с учетом предыдущих рассуждений о необходимости перехода к более точной терминологии, к предпринимательским организациям отнести хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также предпринимательские объединения, не наделенные статусом юридических лиц (холдинги, группы). Не включаясь в дискуссию о статусе предпринимательских объединений, не наделенных правами юридического лица, заметим, что в юридической литературе предприняты попытки обозначить
54
Кицай Ю. А.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В РОССИИ
правосубъектность названных организаций, например, в качестве неполной (или частичной) [9, с. 13-16].
Относительно некоммерческих организаций, также как в случае с коммерческими организациями, существует возможность создания их без прав юридического лица. Как указывается в п. 1 ст. 13 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации [5], а в п. 2 ст. 13 того же закона закрепляется, что решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями. Также в ФЗ «О некоммерческих организациях» акцентируется внимание на моменте создания некоммерческой организации в качестве юридического лица: «некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке» (п. 1 ст. 3). Ряд специальных законов провозглашает право на создание отдельных видов некоммерческих организаций без наделения их правами юридического лица. Так, в ч. 4 ст. 3 ФЗ от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ (ред. 20.07.2012) «Об общественных объединениях» предусматривается возможность существования общественных
объединений без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица [7]. ФЗ от 26.09.1997г. № 125-ФЗ (ред. 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях» различает религиозные организации (добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ,
образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица) и религиозные группы (добровольные объединения граждан, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры) [6]. Последние осуществляют свою деятельность без
государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Следовательно, по закону возможно существование некоммерческих организаций, которые создаются решением учредителей и функционируют в соответствии со своими целями без государственной регистрации. Права же юридического лица некоммерческая организация приобретает только с момента ее государственной регистрации. Как
указывается в юридической литературе, до
государственной регистрации некоммерческая организация может существовать, если она не преследует целей, запрещенных законом, но, не обладая статусом юридического лица, не вправе вступать в правоотношения гражданско-правового характера [2, с. 26]. Следует также согласиться с точкой зрения, согласно которой некоммерческие организации могут существовать без прав юридического лица, если при этом ими могут быть достигнуты цели их создания, и обусловлено это тем, что, как правило, основные цели деятельности некоммерческих организаций лежат за пределами рыночного оборота и, следовательно, за рамками гражданского права [3, с. 5-8]. Таким образом, непредпринимательские организации включают в себя не только тех, которые наделены правами юридического лица, но и тех, правовой статус которых лежит за рамками гражданского оборота. В последнем случае вряд ли стоит вести речь об определении организационно-правовой формы, которая может
существовать только в рамках понятия юридического лица, поскольку она отражает специфику правового положения и деятельности самого юридического лица (соотношение прав юридического лица и его участников на имущество юридического лица, порядок управления имуществом, извлечение и распределение прибыли, распределение убытков между участниками, объемом правоспособности юридического лица) [3, 5-8]. Такой подход, на наш взгляд, является разумным и обоснованным, когда непредпринимательские организации (впрочем, и как предпринимательские организации) рассматриваются как комплексное, межотраслевое понятие, не ограниченное рамками гражданского права.
При определении перечня непредпринимательских организаций, наделенных правами юридического лица, возникают некие трудности, связанные с множественностью таких организаций. Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. На уровне других федеральных законов закрепляются самые разнообразные организационно-правовые формы некоммерческих организаций, порой дублирующих или повторяющих друг друга. В юридической литературе насчитывают от 11 до 27 организационно-правовых форм некоммерческих организаций [12, с. 13-17]. Профессор Е.А. Суханов, рассматривая бесчисленный перечень указанных организаций, замечает: «в
действительности речь идет не о новых организационноправовых формах юридических лиц, а лишь о разновидности корпоративного объединения» [13, с. 6].
Предложения о закреплении исчерпывающего перечня некоммерческих организаций в настоящее время отражены в положениях Проекта изменений в ГК РФ. Пункт 3 статьи 50 ГК (в редакции проекта изменений в него) изложен в следующей редакции: «Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в одной из организационно-правовых форм некоммерческих корпораций и некоммерческих унитарных организаций».
К некоммерческим корпорациям относятся:
- потребительские кооперативы;
- общественные организации;
- ассоциации и союзы граждан и (или) юридических лиц; товарищества собственников недвижимости; казачьи общества;
- общины коренных малочисленных народов.
К некоммерческим унитарным организациям относятся:
- фонды; учреждения;
- автономные некоммерческие организации;
- религиозные организации;
- публично-правовые компании.
Таким образом, предлагается в ГК РФ закрепить исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Тем не менее, не все ученые единодушно приняли закрепленные в Проекте изменений в ГК РФ правила. По мнению Ю.К. Толстого, к некоммерческим организациям нельзя подходить с той же меркой, что и к коммерческим организациям [14, с. 35]. Т.В. Сойфер следующим образом охарактеризовала возможное «будущее» некоммерческих организаций: «I в ГК РФ будет предусмотрена укрупненная организационно-правовая форма и закреплены некоторые общие положения,
55
Бизнес в законе
1 ’2014
которые неизбежно будут конкретизироваться и
развиваться применительно к отдельным видам
некоммерческих организаций соответствующей формы на уровне специальных законов ... Такая ситуация будет мало чем отличаться от ныне существующей, разве что появлением не новых организационно-правовых форм, а новых видов некоммерческих организаций» [11, с. 27-35]. На наш взгляд, бесчисленный перечень организационноправовых форм некоммерческих организаций неизбежно влечет за собой и бессистемность самой системы юридических лиц. Однако правильное решение
поставленного вопроса зависит, прежде всего, как справедливо замечает О.А. Серова, от положительного опыта применения на практике организационноправовых форм, введенных в российский оборот с 1996 года [10, с. 67].
Следует также отметить, что правовой статус отдельных организационно-правовых форм с 1996 года значительно трансформировался, и поэтому сегодня не вызывает особой критики с точки зрения «поглощения» одной организационно-правовой формы другой. Так, предложения о включении некоммерческого партнерства в качестве вида в другую организационно-правовой форму - ассоциацию (союза) в свете изменений в ГК РФ, вступивших в силу с 12 февраля 2013 года на основании ФЗ от 11.02.2013 № 8-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» [4], нами оценивается положительно. Единственное принципиальное отличие, которое ныне просматривается в отношении названных организационно-правовых форм, сводится к имущественным правам членов названных организаций.
Стоит также заметить, что среди ученых, поддерживающих необходимость введения
исчерпывающего перечня организационно-правовых форм некоммерческих организаций, высказывается точка зрения, согласно которой данные предложения вряд ли технически выполнимы в силу разрозненности гражданского законодательства РФ о некоммерческих организациях [1, с. 158]. Превращение ГК РФ в «фактический свод законов вряд ли будет способствовать оптимизации» [10, с. 68]. С другой стороны, исключение из числа специальных законов «неэффективных», противоречащих нормам ГК РФ, станет шагом в построение целостной системы некоммерческих организаций.
Список литературы:
1. Барков А.В. Цивилистическая концепция правового регулирования рынка социальных услуг: Монография. М.: ИГ Юрист, 2008. 494 с.
2. Комментарий к ФЗ «О некоммерческих организациях» / под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Юринформцентр, 2000. 371 с.
3. Лескова Ю.Г. К вопросу о правовом регулировании порядка создания некоммерческих организаций // Юрист. 2008. № 3. С. 5-8.
4. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях»: ФЗ от 11.02.2013 № 8-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 7. Ст. 609.
5. О некоммерческих организациях: ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
6. О свободе совести и о религиозных объединениях : ФЗ от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ (ред. 02.07.2013) // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
7. Об общественных объединениях : ФЗ от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ (ред. 20.07.2012) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
8. Рузакова Е.В. Коммерческая организация как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность // Предпринимательское право.
2008. № . С. 21-27.
9. Савицкий А.А. К вопросу о правосубъектности, взаимозависимости, возможностях создания предпринимательских объединений // Юрист. 2012. № 17. С. 13-16.
10. Серова О.А. Классификация юридических лиц. Монография. М.,
2009. 233 с.
11. Сойфер Т.В. К вопросу о правовом статусе некоммерческих организаций // Журнал российского права. 2009. № 1. С. 27-35.
12. Сумской Д.А. Некоммерческие организации в теории российского гражданского права //Российская юстиция. 2009. № 6. С. 13-17.
13. Суханов Е.А. Концепция развития законодательства о юридических лицах // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 5-12.
14. Толстой Ю.К. О Концепции развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 31-38.
15. Шиткина И.С. Правовое регулирование организации и деятельности холдинга как формы предпринимательского объединения: автореф. дисс. i докт. юрид. нак. М., 2006. 50 с.
Reference list:
1. Barkov A.V. Civilisticheskaja koncepcija pravovogo regulirovanija rynka social'nyh uslug: Monografija. M.: IG Jurist, 2008. 494 s.
2. Kommentarij k FZ «O nekommercheskih organizacijah» / pod red. M.Ju. Tihomirova. M.: Jurinformcentr, 2000. 371 s.
3. Leskova Ju.G. K voprosu o pravovom regulirovanii porjadka sozdanija nekommercheskih organizacij // Jurist. 2008. № 3. S. 5-8.
4. O vnesenii izmenenij v chast' pervuju Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii i Federal'nyj zakon «0 nekommercheskih organizacijah»: FZ ot 11.02.2013 № 8-FZ // SZ RF. 2013. № 7. St. 609.
5. O nekommercheskih organizacijah: FZ ot 12.01.1996 № 7-FZ (red. ot 28.12.2013) // SZ RF. 1996. № 3. St. 145.
6. O svobode sovesti i o religioznyh ob#edinenijah : FZ ot 26.09.1997g. № 125-FZ (red. 02.07.2013) // SZ RF. 1997. № 39. St. 4465.
7. Ob obshhestvennyh ob#edinenijah : FZ ot 19.05.1995 g. № 82-FZ (red. 20.07.2012) // SZ RF. 1995. № 21. St. 1930.
8. Ruzakova E.V. Kommercheskaja organizacija kak lico, osushhestvljajushhee predprinimatel'skuju dejatel'nost' // Predprinimatel'skoe pravo. 2008. № . S. 21-27.
9. Savickij A.A. K voprosu o pravosub#ektnosti, vzaimozavisimosti, vozmozhnostjah sozdanija predprinimatel'skih ob#edinenij // Jurist. 2012. № 17. S. 13-16.
10. Serova O.A. Klassifikacija juridicheskih lic. Monografija. M., 2009. 233 s.
11. Sojfer T.V. K voprosu o pravovom statuse nekommercheskih organizacij // Zhurnal rossijskogo prava. 2009. № 1.S. 27-35.
12. Sumskoj D.A. Nekommercheskie organizacii v teorii rossijskogo grazhdanskogo prava //Rossijskaja justicija. 2009. № 6. S. 13-17.
13. Suhanov E.A. Koncepcija razvitija zakonodatel'stva o juridicheskih licah // Zhurnal rossijskogo prava. 2010. № 1. S. 5-12.
14. Tolstoj Ju.K. O Koncepcii razvitija grazhdanskogo zakonodatel'stva // Zhurnal rossijskogo prava. 2010. № 1. S. 31-38.
15. Shitkina I.S. Pravovoe regulirovanie organizacii i dejatel'nosti holdinga kak formy predprinimatel'skogo ob#edinenija: avtoref. diss. ... dokt. jurid. nak. M., 2006. 50 s.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Кицай Ю.А. «Проблемы развития законодательства о некоммерческих организациях в России»
Актуальность темы настоящей статьи обусловливается отсутствием адекватного реагирования со стороны законодателя к решению вопросов развития системы юридических лиц. К сожалению, несмотря на вскрытые проблемы в делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, они не нашли своего решения в проекте изменений Гражданского кодекса Российской Федерации.
Новизна исследования заключается в попытке устранения противоречий между «цивилистическим» подходом к определению соотношений объема понятий «юридическое лицо» и «организация» и теми разработками, которые ведутся в настоящее время в науке предпринимательского права.
Научно-практическая значимость положений и выводов,
содержащихся в статье, проявляется в том, что представленная позиция автора будет способствовать достижению согласия и нахождение общих точек соприкосновения между данными научнопрактическими подходами, что, безусловно, окажет благоприятное влияние на развитие как законодательства в России о юридических лицах, так и правоприменительной практике.
Вывод: статья Ю.А. Кицай «Проблемы развития законодательства о некоммерческих организациях в России» может быть
рекомендована к открытой печати в журнале «Пробелы в российском законодательстве».
Научный консультант: профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Московской академии экономики и права, доктор юридических наук, профессор
Барков А.В.
56