Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2012. № 2(12)
ОСНОВАНИЯ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ АИН НА КОММЕРЧЕСКИЕ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
© Н. А. Мельникова
Мельникова Наталия Анатольева
магистрант 2 гола обучения магистерской программы «Предпринимательское и коммерческое право»
Самарская
гуманитарная академия
Статья посвящена проблеме разграничения коммерческих и некоммерческих организаций на основе анализа признаков и целей леятельности (целей со-злания). Анализируется лействующее законолатель-ство о некоммерческих организациях и проект Граж-ланского колекса РФ.
Ключевые слова: коммерческая организация, некоммерческая организация, цель созлания организации, цель леятельности, прибыль, учрелители.
Для разграничения коммерческих и некоммерческих организаций законодателем в настоящее время используются два критерия: основная цель деятельности юридического лица и его способность или неспособность к распределению получаемой прибыли между своими участниками. При этом основные цели деятельности некоммерческих организаций, которые не могут быть связаны с извлечением прибыли, нормативно не определяются. Установлены лишь возможные цели их создания, в числе которых достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также иные цели, направленные на достижение
общественных благ (п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»)1.
Как указывает А. А. Кирилловых: «Отбросить эту четко выстроенную дихотомию означает нарушить сложившийся порядок, нанести серьезный удар по системе норм о юридических лицах»2. Однако возникает вопрос: четко ли выстроено данное деление и можно ли говорить о том, что имеется единый критерий для классификации?
Коммерческие организации выделены по одному критерию — цели деятельности, заключающейся в извлечении прибыли. При этом некоммерческие организации законодатель характеризует сразу двумя признаками: во-первых, они не имеют основной целью получение прибыли, во-вторых, не распределяют прибыль между участниками.
Данное обстоятельство позволяет О. А. Серовой высказать следующее мнение: «В соответствии с правилами формальной логики деление должно производиться только по одному основанию. В противном случае произойдет перекрещивание объемов понятий, выражающих отдельные элементы деления. Таким образом, законодателю необходимо в период подготовки изменений ГК РФ сделать выбор в пользу одного из критериев»3. С этим нельзя не согласиться. И в действительности законодатель использовал в проекте ГК РФ только один критерий деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие: наличие либо отсутствие основной цели — извлечения прибыли.
Необходимо отметить, что вопрос о соотношении понятий «цели создания» и «цели деятельности» применительно к некоммерческим организациям является спорным: одни авторы рассматривают их в качестве тождественных4, другие видят между ними принципиальные различия5. Не проясняет ситуацию и анализ действующего законодательства, регулирующего правовой статус некоммерческих организаций отдельных видов. Содержание одних актов свидетельствует о том, что между целями создания и целями деятельности организации ставится знак равенства (статьи 27, 33 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»)6, другие акты
1 Федеральный закон от 12 .01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 28.07.2012г. с изм от 16.10.2012г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
2 Кирилловых А. А. Об учреждениях в Концепции развития гражданского законодательства // Законодательство и экономика. 2010. № 11. С. 32.
3 Серова О. А. Теоретико-методологические и практические проблемы классификации юридических лиц современного гражданского права России : автореф. дис. ... докт. юрид наук. М., 2011. С. 38.
4 Кудрявцева Г. А. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций: проблемы правоприменения // Юридический мир. 2002. № 3. С. 56—57.
5 Кашковский О. П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности некоммерческих организаций : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 10.
6 Федеральный закон от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской
Федерации и музеях в Российской Федерации» (в ред. от 23.02.2011г. № 19-ФЗ) //
СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2591.
их прямо разграничивают. Так, легально определенными целями создания жилищного накопительного кооператива является удовлетворение потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения ими паевых взносов, а целями деятельности — привлечение и использование денежных средств граждан на приобретение жилых помещений (ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»7).
По всей видимости, цели создания некоммерческих организаций и цели их деятельности все-таки должны рассматриваться в качестве различных правовых категорий, хотя нельзя отрицать наличие между ними тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Цель создания предполагает определение общих направлений и сферы деятельности некоммерческого юридического лица. В рамках, ограниченных целью создания, устанавливаются цели деятельности организации. Так, основными целями деятельности некоммерческой организации, созданной в благотворительных целях, могут быть бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) передача гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстное выполнение работ, предоставление услуг, оказание иной поддержки (ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»8). Именно с избранными целями деятельности, предусмотренными в учредительных документах, а не с целями создания закон связывает определение объема специальной правоспособности некоммерческой организации (п. 1 ст. 49 ГК РФ).
Данный вывод обусловлен тем, что цели создания коммерческих юридических лиц, основная деятельность которых направлена на извлечение прибыли, тоже могут носить общественно полезный характер и совпадать с целями, ради которых созданы некоммерческие организации.
Таким образом, невозможность распределять прибыль между участниками является общим правилом, сформулированным для некоммерческих организаций. Доказательство тому лежит в сфере формальной логики: многие юридические лица, например фонды и общественные организации, не имеют участников, хотя и были кем-то учреждены, т. е. имеют учредителей (в узком значении данного термина). В связи с этим сама постановка вопроса о дихотомическом делении всех юридических лиц на имеющих право распределять прибыль между участниками и не имеющих право на это не совсем корректна, поскольку есть такие организации, которые не имеют участников вовсе.
Таким образом, первым признаком некоммерческих юридических лиц является их цель деятельности (не извлечение прибыли), а второй —
7 Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (в ред. от 30.11.2011г. № 362-ФЗ) // СЗ РФ. 2005. № 1. Ч 1. Ст. 41.
8 Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. от 23.12.2010г. № 383-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.
неспособность распределять полученную прибыль между участниками. Такая прибыль должна направляться на цели, ради которых создана организация. Именно запрет на распределение прибыли, по мнению некоторых ученых, является наиболее значимым и эффективным средством, отграничивающим некоммерческие организации от коммерческих9. Однако при этом не учитывается, что некоммерческая организация может вообще не осуществлять приносящую доход деятельность, в том числе в силу прямого законодательного запрета. В частности, лишены возможности заниматься предпринимательской деятельностью адвокатские палаты и само-регулируемые организации.
Кроме того, необходимо обратить внимание на непоследовательность законодателя в применении этого признака. Запрет на распределение прибыли, хотя и установлен императивной нормой п. 1 ст. 50 ГК РФ, имеет некоторые исключения. Так, п. 5 ст. 116 ГК РФ предусматривает, что доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами. Члены некоторых некоммерческих организаций, хотя и не участвуют в распределении прибыли непосредственно, но обладают правами на получение имущества организации при определенных обстоятельствах. К примеру, участники некоммерческого партнерства вправе, если иное не установлено законом или учредительными документами партнерства, получить при выходе из партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства. Также имущество некоммерческого партнерства может быть получено членами при его ликвидации (п. 3 ст. 8, п. 2 ст. 20 Федерального закона «О некоммерческих организациях»)'
Отмеченные проблемы свидетельствуют о необходимости не только законодательного уточнения критериев разграничения коммерческих и некоммерческих организаций в ГК РФ, но и их последовательного отражения в других законах, закрепляющих особенности гражданско-правового статуса некоммерческих организаций отдельных видов.
Классификация организаций на коммерческие и некоммерческие будет еще более четкой в случае реформации ГК РФ по официально оглашенному сценарию, в частности в случае закрепления в ст. 57 ГК РФ правила, согласно которому не будет допускаться преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и некоммерческих организаций в коммерческие. Вместе с тем по проекту ГК РФ в ст. 50 ГК РФ появится новое правило, сближающее названных субъектов: некоммерческая организация, осуществляющая приносящую доходы деятельность, должна будет иметь обособленное имущество в размере не менее минимального ус-
9 Новак Д. В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. № 3. С. 65—66.
тавного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 12 .01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 28.07.2012 г. с изм. от 16.10.2012г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
2 Кирилловых, А. А. Об учреждениях в Концепции развития гражданского законодательства // Законодательство и экономика. — 2010. — № 11. — С. 32.
31 Серова, О. А. Теоретико-методологические и практические проблемы классификации юридических лиц современного гражданского права России : автореф. дис. ... докт. юрид наук. — М., 2011. — С. 38.
4 Кудрявцева, Г. А. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций: проблемы правоприменения // Юридический мир. — 2002. — № 3. — С. 56—57.
51 Кашковский, О. П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности некоммерческих организаций : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2000. — С. 10.
6. Федеральный закон от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (в ред. от 23.02.2011г. № 19-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 22. — Ст. 2591.
7. Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (в ред. от 30.11.2011г. № 362-ФЗ) // СЗ РФ. — 2005. — № 1. — Ч 1. Ст. 41.
8. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. от 23.12.2010г. № 383-ФЗ) // СЗ РФ. — 1995. — № 33. — Ст. 3340.
9. Новак, Д. В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. — 2007. — № 3. — С. 65—66.