Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования экономической деятельности общин коренных малочисленных народов Арктической зоны Российской Федерации'

Особенности правового регулирования экономической деятельности общин коренных малочисленных народов Арктической зоны Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1449
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / СААМЫ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ENTREPRENEURSHIP / INDIGENOUS PEOPLES / THE SAAMI AND NON-PROFIT ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полищук-Молодоженя Т.Р.

Исследуются проблемы, связанные с правовым регулированием экономической (предпринимательской) деятельности общин коренных малочисленных народов Арктической зоны РФ (на примере саамов Мурманской области). Анализируются коллизии действующего российского законодательства в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Полищук-Молодоженя Т.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL CHARACTERISTIC OF LEGAL REGULATION OF THE INDIGENOUS PEOPLES COMMUNITIES BUSINESS IN THE RUSSIAN ARCTIC ZONE

This article studies problems related to the legal regulation of economic (business) activity of indigenous peoples communities of the Russian Arctic zone (on the example of the Saami in Murmansk region). Analyzes the conflict of the current Russian legislation on this field.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования экономической деятельности общин коренных малочисленных народов Арктической зоны Российской Федерации»

DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2018.9.2.118-128 УДК 347.1

Т. Р. Полищук-Молодоженя

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩИН КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Исследуются проблемы, связанные с правовым регулированием экономической (предпринимательской) деятельности общин коренных малочисленных народов Арктической зоны РФ (на примере саамов Мурманской области). Анализируются коллизии действующего российского законодательства в данной области.

Ключевые слова:

предпринимательская деятельность, коренные малочисленные народы, саамы, некоммерческие организации

T. R. Polishchuk-Molodozhenya

SPECIAL CHARACTERISTIC OF LEGAL REGULATION OF THE INDIGENOUS PEOPLES COMMUNITIES BUSINESS IN THE RUSSIAN ARCTIC ZONE

Abstract

This article studies problems related to the legal regulation of economic (business) activity of indigenous peoples communities of the Russian Arctic zone (on the example of the Saami in Murmansk region). Analyzes the conflict of the current Russian legislation on this field.

Key words:

entrepreneurship, indigenous peoples, the Saami and non-profit organizations.

Конституция РФ в ст. 69 устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются права коренных малочисленных народов в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными соглашениями РФ. Для реализации данных положений последовательно принимались федеральные законы в данной области: Федеральный закон от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Федеральный закон от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральный закон от 07.05.2001 г. № 49 «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Указанные законы явились основой для гарантий прав коренных малочисленных народов Севера.

В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г., утвержденной Президентом РФ, отмечается низкое качество жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации и необходимость преодоления этого негативного фактора (п. 5, 10). В 2015-2020 гг.

планируется реализовать госпрограмму по социально-экономическому развитию Арктической зоны, включая и «улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике, развитие ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации за счет использования перспективных технологий, модернизации и развития инфраструктуры арктической транспортной системы, современной информационно -телекоммуникационной инфраструктуры и рыбохозяйственного комплекса» (п. 8). Этот документ, хотя и не создает конкретных юридических обязательств, оставляет надежду на модернизацию подхода к проблемам коренных малочисленных народов Арктической зоны Мурманской области.

Пункт «м» ст. 72 Конституции РФ защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей относит к совместному ведению РФ и ее субъектов, в Мурманской области, например, принят Закон от 30.06.2008 г «О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера в Мурманской области, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности». Механизмы защиты прав коренных малочисленных народов в Мурманской области основаны также на иных законодательных актах, к которым относятся Закон Мурманской области от 14.01.2003 г. «О северном оленеводстве в Мурманской области», Закон Мурманской области от 30.06.2008 г. № 984-01-ЗМО «О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера в Мурманской области, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности».

В соответствие с Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ вместе с § 6 «Некоммерческие корпоративные организации» в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ) появилась новая статья 123.1, посвященная общинам коренных малочисленных народов Российской Федерации. Согласно данной норме, общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и ранее регламентировали данный вид юридического лица, однако теперь все организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц (вслед за коммерческими) строго перечислены в ГК РФ. Легальными признаками общины коренных малочисленных народов являются:

- самоопределение группы населения как самостоятельной этнической общности, насчитывающей менее 50 тыс. чел. (либо представителей этнических общностей, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в районах проживания этих народов и осуществляющих традиционное хозяйствование малочисленных народов);

- место проживания общины — район традиционного расселения компактной группы населения;

- ведение общиной традиционной хозяйственной деятельности, промысла [Постатейный комментарий к главам 1-5 ГК РФ, 2015:580].

Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 255 был утвержден Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, куда входят представители сорока семи малых народов, включая саамов, т.е. индивидуум или семья (род) должны иметь доказательства принадлежности к данному перечню. Однако данный вопрос — о способах доказательств принадлежности к малым коренным народам — на сегодняшний день законодательно никак не регулируется. Кроме того, специальный по отношению к ГК РФ закон — № 104-ФЗ — допускает в тексте пропуск слова «коренной», употребляя везде понятие «община малочисленных народов». Однако малочисленные могут быть и не коренными (коми и иные малые народности в Мурманской области не имеют право создавать общины по той модели, которая характерна именно для саамов). Более того, можно согласиться с мнением и о том, что наличие критерия малочисленности народа «носит дискриминационный характер и никак не соответствует планам правительства по демографическому росту населения», поскольку таким образом не стимулируется рост численности малого народа, который в обмен на «малочисленность» получает защиту своих прав, что порождает своего рода «иждивенческое» поведение целого народа, не заинтересованного в превышении своей численности выше порогового значения под угрозой лишения особых прав [Гарипов, 2012: 70].

По закону «общины малочисленных народов - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры» и организуются «на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам» (ст. 1 ФЗ № 104-ФЗ, ст. 6.1 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ). В ГК РФ это понятие сформулировано несколько иначе: «добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации». Обращает на себя внимание и то, что в ГК РФ, в отличие от вышеназванных законов, община коренных малочисленных народов рассматривается как добровольное объединение граждан, и без указания на то, что она — результат самоопределения, что в большей степени соответствует корпоративной (членской) организационной структуре некоммерческой организации.

В результате анализа правовых норм о статусе общин коренных малочисленных народов можно сделать вывод о том, что им присущи следующие признаки (особенности): самоопределение группы населения как самостоятельной этнической общности, насчитывающей менее 50 тыс. чел. (либо представителей этнических общностей, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в районах проживания этих народов и осуществляющих традиционное хозяйствование малочисленных народов); место проживания общины — район традиционного расселения компактной группы населения; ведение общиной традиционной хозяйственной деятельности, промысла.

Следует также отметить, что ч. 2 ст. 19 Конституции России государство гарантирует всем равенство прав и свобод независимо от национальности, языка, происхождения. В случае создания общин как особого рода юридических лиц (это добровольное объединение граждан, представляющее собой специфическую форму самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам

и объединившихся по кровнородственному или территориально-соседскому признакам, обладающих особым статусом и осуществляющих традиционное природопользование) наблюдается очевидное преимущество для объединений лиц, традиционно проживающих в данном регионе, имеющих очевидные национальные признаки. Необходимость предоставления коренным малочисленным народам особого статуса, включая возможность создавать специальные субъекты права — общины как юридические лица — обусловлена тем, что эти народы малочисленны (т.е. под угрозой исчезновения), как правило, проживают в экстремальных климатических условиях, негативно сказывающихся на жизнь и здоровье этих народов. Трудовая деятельность представителей малых народов в традиционных для них отраслях хозяйствования серьезно затруднена в силу возможной удаленности проживания либо в силу того, что природные ресурсы, являющиеся для них источником выживания, сокращаются из-за хозяйственной деятельности на этих территориях промышленных и иных предприятий.

Некоторые вопросы вызывает тот факт, что общины коренных малочисленных народов РФ, как и иные некоммерческие корпоративные организации, создаются в целях, направленных на достижение общественных благ - защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры коренных малочисленных народов РФ (ч. 2 ст. 6.1. ФЗ № 104-ФЗ: община малочисленных народов вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана). Таким образом, целями деятельности общин Кольских саамов должны выступать защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. Но деятельность общин коренных малочисленных народов РФ естественно выходит за пределы чисто некоммерческой, что обусловлено необходимостью осуществлять и хозяйственную (экономическую) деятельность для их существования (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 по делу № А33-276/2016). Так, а апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 25 марта 2015 г. по делу N 33-827 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области обратилось в суд с иском к Территориально-соседской общине коренного малочисленного народа саами «Чигар» (далее — Община) о ликвидации данной некоммерческой организации. В числе прочих нарушений указывалось, что ответчиком осуществляется такой вид экономической деятельности как оказание туристских услуг, не связанный с традиционной хозяйственной деятельностью и не соответствующий целям создания Общины. Однако, Судебная коллегия в результате рассмотрения иска и, принимая во внимание возможность для устранения допущенных нарушений, признала, что имевшие место в деятельности Общины нарушения действующего законодательства по своему характеру и последствиям не могут являться достаточным основанием для ликвидации этой организации.

Община коренных малочисленных народов может заниматься предпринимательской деятельностью, если таковая соответствует целям, для достижения которых создана община (традиционные занятия коренных малочисленных народов — Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2014 № 2737-О). При этом традиционное природопользование выступает материальной основой сохранения коренными малочисленными народами

традиционного образа жизни, а особый статус предоставляет этим народам ряд государственных гарантий, и среди них такие немаловажные как защита коллективных прав на природные ресурсы, традиционный образ жизни, культуру и среду обитания. Предпринимательская деятельность общин является самостоятельной, рисковой и направленной на получение прибыли. Ее реализация позволяет использовать различные дополнительные гарантии и меры поддержки, которые оказывает государство социальному и некоммерческому сектору, однако существенно отличается от традиционного представления о предпринимательской деятельности, поскольку в основном связана с традиционными занятиями коренных малочисленных народов (охота, оленеводство, рыбная ловля и др.). Как было отмечено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 года № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних», членство в общине приравнивается к самостоятельному обеспечению лица работой, как единственной возможности обеспечения средствами к существованию [Заключение Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, ЭР].

Чтобы определить возможность создания общины, необходимо учесть, что в России приняты три реестра по вопросу отнесения лиц к коренным малочисленным народам Севера11. В соответствии с Перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ в Мурманской области таковыми являются: Ковдорский район, Кольский район, Ловозерский район, Терский район. Таким образом, все территории, где традиционно расселены малые народности, сейчас официально утверждены Правительством России, а государство устанавливает гарантии того, что представители коренных малых народов имеют полную возможность вести культурный быт и заниматься теми видами деятельности, которые считаются традиционными для них. В соответствие с Перечнем традиционных видов занятий для малых народов саамы, в частности могут осуществлять кочевое животноводство (разведение оленей) и переработку продуктов животноводческого комплекса; охоту на пушных зверей и изготовление меховых изделий; сбор лекарственных растений и ягод; собирательство (заготовку, переработку и реализацию продукции лесного происхождения); народные ремесла и художественные промыслы (вышивку, плетение из трав и кожи, обработку меха, костей и прочих материалов). Формальная фиксация того, что именно такими видами

11Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года № 255, Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года № 536-р и Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 631-р.

деятельности представители коренных малых народов и занимаются, свойственна, в данном случае, не физическим, а именно юридическим лицам (общинам, сельскохозяйственным производственным кооперативам), поскольку только для них необходимо указывать это в учредительных и иных документах при создании юридического лица (специальная правоспособность согласно п. 1 статьи 2 и статья 23 ГК РФ).

Создание общины предполагает оформление воли к вступлению в общину коренных малочисленных народов в виде письменного заявления либо в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов будущей общины. Общины коренных малочисленных народов создаются без ограничения срока деятельности (если иное прямо не установлено в учредительных документах общины). Учредительными документами являются устав и учредительный договор, который заключается, а устав утверждается учредителями создаваемой общины (собранием уполномоченных представителей малочисленных народов) и как во всех организациях - юридических лицах является локальным нормативных актом, вступающим в силу после государственной регистрации юридического лица.

Процедура государственной регистрации общин коренных малочисленных народов имеет специфику, характерную для некоммерческих организаций, т.е. требуется проверка (юридическая экспертиза) учредительных документов общины с целью проверки их на соответствие законодательству. Орган, осуществляющий государственную регистрацию общин коренных малочисленных народов — Министерство юстиции РФ в лице территориального управления (Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области)

Членство в общине коренных малочисленных народов, согласно ст. 11 ФЗ № 104-ФЗ, может быть коллективным (членство семей (родов)) и индивидуальным (членство лиц, относящихся к малочисленным народам). Законодатель позволяет определять статус участника факультативно, в зависимости от конкретной ситуации, но, в любом случае, не понятен статус семьи (рода) как субъекта, имеющего членство. Понятия «семья», «члены семьи» в разных отраслях российского права различны. Понятие семьи определено различными отраслями законодательства (семейным, жилищным, гражданским, пенсионным и т.д. законодательством) и не позволяет четко зафиксировать всех лиц, входящих в состав семьи. Кроме того, состав семьи в силу естественных (смерть) и социальных (прекращение барка) причин может изменяться.

Индивидуальными членами общины малочисленных народов могут быть лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста шестнадцати лет, ведущие традиционный для этих народов образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами. Таким образом, констатируется тот факт, что лицо с шестнадцати лет вправе осуществлять трудовую деятельность, являющуюся источником его доходов, что сближает общины коренных малочисленных народов с производственными кооперативами.

Коренные малочисленные народы и этнические общности, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности (ст. 49 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ). Это означает, что если самобытная культура и образ

жизни коренного малочисленного народа включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, то граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения (общины) имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности. Такое право пользования включает в себя:

- предоставление первоочередного выбора промысловых угодий;

- льготы в отношении сроков и районов добычи объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности;

- исключительное право на добычу определенных объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности;

- иные виды пользования животным миром, согласованные со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов могут передаваться в аренду земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ). В Мурманской области на 1 ноября 2017 г. действуют тридцать семь общин коренного малочисленного народа Севера — саами, основными видами деятельности которых являются: рыболовство и добыча водных биоресурсов в Баренцевом море и во внутренних водоемах области; оленеводство; промысел морских животных; охота; сбор дикорастущих растений; переработка продукции указанных видов хозяйствования; изготовление предметов быта и культуры народа саами. Из зарегистрированных лишь шесть общин имеют арендованные лесные участки под выпас оленей, еще 9 лесных участков передано в иное использование. На территории всех участков имеются водоемы, на которых общины осуществляют традиционное рыболовство. Две саамские общины получили в пользование рыбопромысловые участки на Белом море [Краткая информация об общественных организациях, общинах и национальных предприятиях правительства Мурманской области, ЭР].

Между тем, п. 1 ст. 2 ГК РФ дает следующее понятие предпринимательской деятельности: «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке». Поэтому, если имеются указанные в законе признаки, деятельность общины должна считаться коммерческой с распределением прибыли как основного источника дохода для членов общины. В некоммерческих организациях закон предписывает направлять прибыль на уставные цели, что не может отвечать потребностям членов общины обеспечивать себя и свою семью. Естественно, что оленеводство, рыболовство для саама означает не только потребление для личных нужд, но и сбыт излишков с целью получения возможности приобретать необходимые блага и ресурсы.

Распределение прибыли между участниками законом разрешено для потребительских кооперативов, хотя они относятся также к некоммерческим организациям.

Формальные отличия от потребительских кооперативов все же имеются, но они отражены в иных нормативных правовых актах и касаются специальных гарантий их деятельности и особых прав их участников12. Некоторые авторы [Сойфер, 2016: 42], в числе которых и разработчики Концепции развития гражданского законодательства РФ между тем указывали, что общины коренных малочисленных народов «не имеют принципиальных формообразующих отличий от потребительских кооперативов» (п. 7.1.2 Концепции развития гражданского законодательства РФ) [Концепция развития гражданского законодательства РФ, 2009], которые, как мы все помним, имеют смешанные черты некоммерческих и коммерческих организаций. Другие авторы придерживаются иного мнения, полагая, что общины коренных малочисленных народов (наряду с казачьими обществами и публично-правовыми компаниями) «преследуют выполнение публичных функций, поэтому не могут быть отнесены к традиционных юридическим лицам частного права» [Серова, 2015: 40], либо «чрезмерное внимание законодателя привело к тому, что общинам придали несвойственную им некоммерческую природу» [Ушницкий, 2017: 113]. Отмечается также то, что «вопреки сложившейся практике и экономическим потребностям коренных малочисленных народов закон установил, что деятельность общин носит некоммерческий характер» [Данилова, 2009: 235]. Надо полагать, что правовое регулирование возможности осуществления предпринимательской деятельности общины в соответствие с целями ее деятельности «нуждается в гармонизации» [Кряжков, 2015:54].

При ликвидации общины или выхода из ее состава члены имеют право на получение части ее имущества (п. 3 ст. 22 ФЗ № 104-ФЗ). Таким образом, как отмечается в литературе [Гришаев, ЭР] «процедура похожа на процедуру прекращения хозяйственных обществ и товариществ, когда их участники имеют право на получение части имущества». Наличие подобного правила также свидетельствует о чертах коммерческих организаций, где решающим является внесение части имущества для экономической деятельности.

В заключение можно отметить, что все указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что община коренных малочисленных народов Севера фактически и практически имеет черты, присущие коммерческим организациям. В данном материале отражены только те проблемные аспекты, которые свойственны северным народам, однако, безусловно, они касаются всех общин как юридических лиц Законодателю следует более взвешенно подойти

12Так, льготы на традиционное землепользование, добычу водных и лесных биоресурсов предусмотрены Земельным кодексом РФ (2001), Водным кодексом РФ (2006), Лесным кодексом (2006), ФЗ от 24.04.1995 г. «О животном мире», ФЗ от 20.12.2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», иные льготы - в налоговой, социальной, образовательной, культурной сфере — также иными нормативными правовыми актами (Закон РФ от 25.03.1993 г. «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», Налоговый кодекс, часть вторая от 05.08.2000 г., ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» и др. законами и подзаконными актами).

к проблемам экономической деятельности общин, возможно, более активно применяя черты производственных кооперативов при предоставлении прав их членам. Иначе в судебной практике, возможно, появятся прецеденты, когда община ликвидируется в связи с существенным нарушением законодательства в части незаконной предпринимательской деятельности, что не будет способствовать достижению социальной цели правовых положений об общинах как самостоятельных юридических лицах и превратит их в «декорации» к местному северному колориту.

В статье использованы следующие юридические и статистические источники:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок 30.12.2008 N 6-ФКЗ, 30.12.2008 N 7-ФКЗ, 05.02.2014 N 2-ФКЗ, 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017)// Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире»//Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1462

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

Федеральный закон от 30.04.1999 г №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 1999 г. № 18. Ст. 2208.

Федеральный закон от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 2000. № 30. Ст. 3122.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ред. от 23 июня 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3018

Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2014. № 19. Ст. 2304.

Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 14. Ст. 1493.

Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года».

Постановление Правительства Мурманской области от 11 февраля 2009 года № 57-ПП «О совете представителей коренных малочисленных народов Севера при правительстве Мурманской области». URL: https://gubernator51.gov-murman.ru/region/saami/convocation/

Постановление Правительства Мурманской области от 08.07.2004 г. № 232-ПП/7 «О создании государственного областного учреждения

«Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера». URL: http://murmansk.news-city.info/docs/sistemsz/dok_ieqasb.htm

Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2014 № 2737-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Быкова А. А., Туракина А. М. и других на нарушение конституционных прав положениями статей 5,11,22 ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»и пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации». URL: http: // legalacts.ru/doc/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-20112014-n/

Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 года № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»// Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. № 4.

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 по делу № А33-276/2016: статус Семейно-родового национального хозяйства «Морошко» призван обеспечить защиту исконной среды обитания малочисленных народов, сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры, не исключает оценки ее деятельности как экономической, что следует из системного толкования ст. 123.16 ГК РФ и ст. 6.1 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/bnf5bN43cVT/

Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 25 марта 2015 г. по делу N 33-827 URL: http://sudact.ru/regular/doc/ELXAlFjVx5xH/

Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство. Раздел 19. Размещение коренных малочисленных народов на территории РФ. URL: www.gks.ru.

Список литературы и источников

Гарипов Р. Ш. Коренные малочисленные народы в России: гарантии прав и свобод // Журнал российского права. 2012. № 6. С. 67-73.

Гришаев С. П. Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации как некоммерческие организации // Документ представлен СПС Консультант плюс. 2010.

Данилова Н. В. Трансформация гражданско-правового статуса общин коренных малочисленных народов России // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 2. С. 232-238.

Заключение Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока от 16.02.2017 № 16/5 «На проект федерального закона N 59961-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» // СПС Консультант плюс. 2017

Концепция развития гражданского законодательства РФ (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ. 2009. № 11.

Краткая информация об общественных организациях, общинах и национальных предприятиях правительства Мурманской области. URL: https://gov-murman.ru/region/saami/short_info/.

Кряжков В.А. Законодательство об общинах коренных малочисленных народов Севера как развивающаяся система // Государство и право. 2015. № 11. С.49-58.

Постатейный комментарий к главам 1-5 Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. Л. В. Санниковой. М., «Статут», 2015. 662 с. Подготовлен для системы Консультант-плюс.

Сойфер Т. В. Община коренных малочисленных народов Российской Федерации как форма некоммерческой корпорации // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 3. С. 39-43.

Серова О. А. Новые виды некоммерческих организаций: публичные элементы в правовом статусе казачьих компаний и общин коренных малочисленных народов// Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 7. С. 39-44.

Смирнова Т. Неправильный народ // Невское время. 2000. № 20 (2143). URL: http://www.vottovaara.ru/saami.html.

Ушницкий Р. Р. О гражданско-правовых проблемах квалификации и регулирования отношений, связанных с участием в общинах коренных малочисленных народов // Вестник гражданского права. 2017. № 1. С. 96-114.

Сведения об авторе

Полищук-Молодоженя Татьяна Романовна

кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики и управления, социологии и юриспруденции МАГУ

Polishchuk-Molodozhenya Tatiana Romanovna

PhD (law), associate Professor of the Department of Economies and Management, Sociology and Law

DOI: 10.25702/^^2307-5252.2018.9.2.128-141

УДК 332.012:332.025:333.1

А. Н. Чапаргина, А. А. Гасникова

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ИДЕИ

К РАБОТАЮЩЕЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация

Для успешного применения государственно-частного партнерства (ГЧП) как важного механизма решения социально-экономических задач необходимо преодоление конфликта интересов государства и бизнеса, который приобретает особую остроту в условиях нестабильной экономической ситуации, дефицита бюджетных средств и недостаточного развития региональной инфраструктуры. В статье раскрываются основные вопросы организации ГЧП, представлен анализ нормативно-правового и информационного обеспечения данного механизма. Проведена оценка рейтингов северных регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства за 2013-2016 гг. Особое внимание уделено практике реализации проектов ГЧП на региональном уровне. Исследована структура проектов ГЧП по объему частных инвестиций, по уровню и сферам реализации. Концептуально обоснованы предложения по дальнейшему развитию механизма ГЧП. Сделаны выводы, что в целях активного использования данного механизма сотрудничества на региональном уровне необходимо развитие единой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.