Научно-практический журнал
Понятие и признаки административной ответственности за нарушение интеллектуальных прав
Кулаков Николай Андреевич, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук
Аннотация: В статье рассматриваются понятие и признаки административной ответственности, как одного из способов защиты за нарушение интеллектуальных прав. Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, интеллектуальная собственность, интеллектуальные права.
В современных условиях формирования постиндустриального общества интеллектуально-творческая деятельность становится одним из главных факторов общественного развития. Правовая охрана интеллектуальной собственности обусловлена не только частными интересами авторов и правообладателей, но, не в меньшей степени, и общественными и государственными интересами. В связи с этим, наряду с частноправовыми методами, в области охраны интеллектуальной собственности применяются и методы пу-
блично-правового характера. Все более очевидным становится то, что в отрыве от норм других отраслей гражданско-правовые механизмы не в состоянии обеспечить необходимую правовую основу для решения многообразных проблем в области интеллектуальной собственности [1]. Об актуальности применения мер публично-правового характера неоднократно высказывались многие специалисты в области охраны интеллектуальной собственности [2].
Административная ответственность за на-
Concept and signs of administrative liability of infringement of the intellectual rights
Kulakov Nikolay Andreevich, senir lecturer of the department of administrative activity of law-enforcement bodies of St. Petersburg University of the Ministry of internal affairs of Russia, candidate of sciences (law)
Annotation: In the article the concept and signs of administrative responsibility, as one of ways of protection for infringement of the intellectual rights are considered. Keywords: administrative responsibility, administrative offence, intellectual property, intellectual rights.
рушение некоторых видов интеллектуальных прав установлена в ст. 7.12 КоАП РФ. Кроме того, ст. 14.10 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение прав на средства индивидуализации товаров, которые согласно гражданскому законодательству приравниваются к интеллектуальным. Таким образом, действующее законодательство позволяет вести речь об административной ответственности в области законодательства об интеллектуальной собственности.
Как известно, КоАП РФ не содержит легального определения административной ответственности. Отсутствовала данная дефиниция
и советский период развития законодательства об административных правонарушениях. При этом наука административного права выработала значительное число доктриналь-ных определений анализируемого правового института. Одно из первых в отечественной науке определений административной ответственности сформулировано И. А. Галаганом: «административная ответственность — применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами административных взысканий, сформулированных в санкциях административно-правовых норм, к виновным в совершении административных проступков, содержащих
государственное и общественное осуждение, порицание их личности и противоправного деяния, выражающихся в отрицательных для них последствиях, которые они обязаны исполнить, и преследующих цели их наказания, исправления и перевоспитания» [3].
По мнению Д. Н. Бахраха «под административной ответственностью понимается применение, реализация административных взысканий за административные правонарушения субъектами функциональной власти на основе и в порядке, установленном административным правом» [4].
Как отмечает Б. В. Россинский, «административная ответственность — это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему административное правонарушение [5]. Близкие по смыслу определения сформулированы и многим другими специалистами в области административного права [6].
Г. А. Кузьмичева указывает, что под административной ответственностью как видом юридической ответственности следует понимать способность лица в связи с совершением административного правонарушения претерпеть неблагоприятные последствия личного или имущественного характера, предусмотренные административно-правовой нормой и выраженные в виде административного наказания [7].
Административная ответственность, таким образом, явление, имеющее двойствен-
ную природу: с одной стороны это мера воздействия, применяемая государством в отношении лиц, совершивших административно-правовой деликт, а с другой стороны — способность правонарушителя претерпевать негативные последствия за совершенное им правонарушение. При этом, не в одном из приведенных выше определений, административная ответственность не рассматривается в качестве способа защиты нарушенных прав и законных интересов. Вместе с тем, административную ответственность, как применяемую государством меру воздействия на общественные отношения, следует рассматривать в качестве способа правовой защиты. Аргументируя обозначенную позицию, обратимся к теории права и рассмотрим понятие «правовая защита».
С. С. Алексеев рассматривает защиту права в качестве государственно-принудительной деятельности, направленной на восстановление нарушенного права, обеспечение юридической обязанности [8]. По мнению Л. С. Малеина, правовая защита включает в себя меры, предусмотренные на случай нарушения права [9]. К. Ф. Гуценко отмечает, что защита предполагает непосредственную реализацию охранительных норм посредством действительной работы соответствующих государственных органов и структур и в более широком понимании предполагает как раз реализацию конкретных средств, приемов, установление порядка и способов внедрения охранительных норм при непосредственном нарушении прав [10]. С точки зрения этимологии «защиту» следует рассматривать как
«активную» форму «охраны» прав. В словаре С. И. Ожегова защищать значит охраняя, оградить от посягательств, враждебных действий, от опасности [11]. Следовательно, защита — действия, направленные на ограждение охраняемого объекта от конкретной угрозы.
Таким образом, по нашему мнению в качестве еще одного признака административной ответственности следует выделять следующий признак: административная ответственность — есть способ правовой защиты нарушенных прав и законных интересов граждан, иных благ, охраняемых государством. Обособление данного признака имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение для защиты интеллектуальных прав.
Дело в том, что большинство правообладателей (субъектов авторских, патентных прав, прав на средства индивидуализации) не считают обращение в правоохранительные органы с просьбой о привлечении виновных к административной ответственности по ст. 7.12 КоАП РФ эффективной мерой. Проведенное нами социологическое исследование показало, что в случае нарушения интеллектуальных прав, правообладатели предпочитают защищать свои права в гражданско-правовом порядке [12]. Вместе с тем, административная ответственность обладает рядом преимуществ по сравнению с иными способами защиты прав (в частности гражданско-правовым и уголовно-правовым). К числу таких преимуществ относятся:
— оперативность и относительно простую процессуальную форму;
— применение органами юрисдикции активных мер, направленных на пресечение административного правонарушения, доказывание и привлечение виновных к административной ответственности (в отличие от гражданско-процессуального порядка защиты прав, когда бремя доказывания вины ответчика ложится на истца);
— возможность использования результатов применения мер административного принуждения, документированных в установленном порядке, в качестве доказательств для дальнейшего разбирательства и защиты интеллектуальных прав в гражданско-правовом порядке.
Отметим, что перечисленные преимущества административной ответственности справедливы и по отношению к административной ответственности за нарушения в иных областях общественных отношений. Доктри-нальное (а впоследствии, возможно, и легальное) обособление защитной функции административной ответственности в качестве ее самостоятельного признака на наш взгляд будет способствовать восприятию участниками общественных отношений административной ответственности не просто как совокупности действий государственных органов по назначению административного наказания, а как способа защиты нарушенных прав. Примечательно, что в истории российского законодательства имеют место примеры, когда административная ответственность закреплялась в качестве одного из способов защиты интеллектуальных прав (Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных зна-
Научно-практический журнал
ках»; Закон РФ от 09 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторских и смежных правах»).
Подводя итог, отметим, что в качестве признака административной ответственности следует выделять следующий признак: административная ответственность — это один из способов правовой защиты нарушенных прав и законных интересов граждан, иных благ, охраняемых государством. Под административной ответственностью в области законодательства об интеллектуальной собственности следует понимать один из способов правовой защиты интеллектуальных прав, заключающийся в применении в установленном порядке уполномоченными государственными органами предусмотренных законодательством административных наказаний за совершение административных правонарушений, посягающих на интеллектуальные права, с целью предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и иными лицами.
В завершении отметим, что дискуссия относительно понятия и содержания административной ответственности, безусловно, должна быть продолжена. В этой связи следует согласиться с профессором В. В. Денисенко: «административная ответственность, будучи динамично развивающимся социально-правовым феноменом, еще долго будет в центре внимания исследователей. По крайней мере, о себе не могу сказать, что могу дать удовлетворяющий всех ответ на вопрос, что такое административная ответственность» [13].
Примечания
1. Близнец И. А. Право интеллектуальной собственности: теоретико-правовое исследование: автореферат дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003.
2. Акимова Н. В. К вопросу об эффективности административно-правовых мер противодействия правонарушениям в области интеллектуальной собственности // Административное и муниципальное право. 2014. N 2; Клейменова М. О. К вопросу об административно-правовом регулировании защиты исключительного права на средства индивидуализации // Административное и муниципальное право. 2014. N 11.
3. Галаган И. А. Теоретические проблемы административной ответственности по советскому праву. Воронеж, 1970.
4. Бахрах Д. Н. Административная ответственность граждан в СССР: учебное пособие. Свердловск, 1989.
5. Административное право России: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. 4-е изд., пересмотр, и доп. М.: Норма, 2009.
6. См., например: Попов Л. Л. Административное право: учебное пособие. М.: 2009; Пан-кова О. В. Настольная книга судьи по делам об административных правонарушениях: научно-практическое пособие / под ред. Н. Г. Салище-вой. М., 2009; Серков П. П. Административная ответственность: проблемы и пути совершенствования: автореферат дис. ... д-ра юрд. наук. М., 2010; Овсянко Д. М. Административное право: учебное пособие. М., 2000; Конин Н. М. Боль-
шой юридический словарь / под ред. А. В. Маль-ко. М.: Проспект, 2009.
7. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. М.: Норма, 2009.
8. Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1981.
9. См.: Малеин Н. С. Охрана прав личности советским законодательством. М., 1985.
10. Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: учебник для юридических вузов. М., 2007.
11. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. А. Шведова. М., 1993.
12. См. подробнее: Кулаков Н. А. Административно-правовая охрана патентных прав в Российской Федерации: монография / Н. М. Тю-калова, Н. А. Кулаков. Хабаровск, 2016.
13. Денисенко В. В. Административная ответственность сквозь призму философско-пра-вовых воззрений // Актуальные вопросы публичного права. 2012. N 7.