Научная статья на тему 'Понятие и особенности конституционно-правового статуса государственной границы Российской Федерации'

Понятие и особенности конституционно-правового статуса государственной границы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1798
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / СУБЪЕКТ ПРАВА / ОБЪЕКТ ПРАВА / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / ОБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА / STATUS OF THE STATE BORDER / LEGAL STATUS / LEGAL ENTITY / THE OBJECT OF LAW / CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS / THE OBJECT OF CONSTITUTIONAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондаренко Виталий Михайлович

На основании проведенных исследований автор приходит к выводу, что статус государственной границы как объект конституционного права представляет собой правовое положение государственной границы, закрепленное в Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, определяющих пространственные пределы действия государственного суверенитета Российской Федерации, принципы функционирования государственной границы, пограничные режимы, а также правовые гарантии, систему субъектов ее защиты и их полномочия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept and features of the constitutional and legal status of the state border of the Russian Federation

Based on research, the author concludes that the status of the state border of the object of constitutional law is the legal status of the state border, as enshrined in the Constitution of the Russian Federation, international treaties of the Russian Federation and other normative legal acts that determine the spatial limits of the sovereignty of the Russian Federation, the principles functioning of the state border, border regimes and legal safeguards, a system of protection of its subjects and their powers.

Текст научной работы на тему «Понятие и особенности конституционно-правового статуса государственной границы Российской Федерации»

Изменения на политической карте мира, образование новых государств, потребность развития регионального сотрудничества обусловили устойчивый научный интерес к тематике функционирования государственных границ и приграничных регионов.

Существующие научные работы как отечественных, так и зарубежных авторов раскрывают значительный накопленный опыт, связанный с образованием и функционированием государственной границы [4; 15; 17]. Вместе с тем в научной литературе «конституционно-правовой статус государственной границы» не получил достаточного освещения. В этой связи целесообразно исследовать понятие «статус».

В словаре «статус» определен как правовое положение, состояние [12, с. 1281].

Различные науки активно используют термин «статус». Так, социология и психология изучают статус лица в обществе, который означает: а) положение организации в обществе (примеры статусов: консультативный, наблюдателя при международной организации и т.п.); б) социальную роль человека (лидер, исполнитель, организатор и др.); в) положение человека в обществе (высокий, низкий и пр.) [2]. Организация труда и информатика изучают статус процесса, который представляет собой: а) фазу, этап процесса (примеры статусов: инициация, финализация, активация и т.п.); б) состояние процесса (приостановленный, активный, фоновый и др.) [9]. Химия рассматривает статус (лат. па8сеп&) как состояние выделения, химический термин, обозначающий некоторое состояние вещества в момент его выделения из соединений, при котором вещество часто обладает сравнительно большей энергией к реакциям [1]. Лингвистика трактует статус как грамматическую категорию имени в афразийских языках, указывающую на то, есть ли у данного имени зависимое [5]. Экономика исследует статус объекта, который означает: а) особые состояния объекта (в залоге, под арестом, уничтожен и т.п.); б) особые качества объекта ( уникальный, выбранный, отмеченный и др.) [7].

Понятие «статус» используется для общей характеристики состояния, положения гражданина (личности), государственного органа в обществе и государстве, административных образований, т.е. субъектов права (субъектов правоотношений), обладающих соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Статус характеризует их природу, место в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации, принимаемые при этом акты или совершенные действия. Такой статус в общем виде принято называть правовым [6, с. 241].

Таким образом, статус - это абстрактный многозначный термин, в общем смысле обозначающий совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта. С упрощенной точки зрения статус объекта или субъекта есть его состояние.

Ученые, исследовавшие правовой статус государственной границы, желая отразить его сущность, использовали при этом различные термины: «правовой режим государственной границы» [11, с. 1521], «конституционно-правовой режим государственной границы» [3], «правовая основа государственной границы» [15], «режим функционирования государственной границы» [13].

Отсюда вполне объективно возникает необходимость в исследовании понятия «статус государственной границы» с точки зрения методологии конституционного права, рассмотрения его понятийного аппарата как правового определения, используемого в отрасли конституционного права.

Исследования показывают, что конституционно-правовой статус государственной границы можно изучать в двух аспектах: как конституционно-правовой институт и как правовое понятие.

В качестве конституционно-правового института статус государственной границы до настоящего времени в нормативных правовых актах Российской Федерации не установлен.

Так, в ст. 3 Закона от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» [8] законодателем закреплены лишь основные положения, касающиеся защиты и охраны государственной границы, которые являются содержанием рассматриваемого нами термина, но они не сведены в одно определение - «статус государственной границы».

Впервые попытка легального закрепления понятия статуса государственной границы предпринята в проекте Федерального закона «О статусе и защите государственной границы Российской Федерации». В статье 3 проекта закона предлагается следующее его определение: «Статус государственной границы - правовое положение государственной границы, обусловленное

пространственным пределом действия государственного суверенитета Российской Федерации, а также предусмотренными настоящим Федеральным законом правилами установления, обозначения, режима и защиты государственной границы».

Однако данная дефиниция требует некоторой корректировки.

Так, по нашему мнению, статус государственной границы - это правовое положение государственной границы, закрепленное в российской Конституции, международных договорах Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, определяющих пространственные пределы действия государственного суверенитета страны, принципы функционирования государственной границы, пограничные режимы, а также правовые гарантии, систему субъектов ее защиты и их полномочия.

Являясь правовым понятием, «статус государственной границы» отличен по своему содержанию от схожих правовых понятий, образующих конституционно-правовые институты, таких как: «конституционно-правовой статус Российской Федерации»; «конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации»; «конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации»; «конституционно-правовой статус личности» и т.п.

Это отличие связано с тем, что правовое понятие «государственная граница» по сравнению с приведенными выше правовыми понятиями не является субъектом права, т.к. не может иметь субъективные права и нести юридические обязанности.

Рассматривая «статус государственной границы», следует вести речь о статусе не субъектов права (правоотношений), а объекта, т.е. о статусе реального блага, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. В данном случае традиционное определение понятия «статус» как правовое положение лица (юридического или физического) -носителя прав и обязанностей - к объектам права неприменимо.

Следует отметить, что в теории права и науке конституционного права статус объекта права недостаточно исследован, общего определения его понятия не существует. Имеются лишь небольшие авторские публикации [16, с. 13-19], касающиеся разработки общих теоретических положений объекта права, которые, как правило, носят противоречивый характер, что позволяет сделать вывод о существующей нерешенной проблеме в теории права.

Отдельные авторы выделяют «объект права» и «объект правоотношения». По их убеждению, «объект права - понятие весьма абстрактное. Объект правоотношения - конкретнее, ибо он представляет в системе общественных отношений элемент (единицу общего), по поводу которого взаимодействуют субъекты. Объект права - это общественные отношения, которые могут быть предметом правового регулирования и требуют такого регулирования» [14, с. 55].

Категорию «объект правоотношения» следует отличать от категории «объект права». «Под объектом права понимается предмет правового регулирования - социальная сфера, подвергаемая правовому воздействию. Объект правоотношения можно определить как явление внешнего мира, способное удовлетворить интерес управомоченного лица, выступающее в виде вещи, услуги, продукта духовного творчества или личного нематериального блага, ради которого и действуют субъекты правоотношения в рамках своих юридических прав и обязанностей» [10, с. 68].

Исходя из приведенных выше определений можно прийти к заключению о том, что государственная граница является объектом права и объектом правоотношения. Отсюда можно сформулировать определение государственной границы как объекта права.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в общем виде государственная граница как объект права (предмет правового регулирования) представляет собой урегулированную нормами права систему общественных отношений, требующих такого регулирования.

В проекте Федерального закона «О статусе и защите государственной границы Российской Федерации» понятие «статус государственной границы» целесообразно изложить в следующей редакции: «Статус государственной границы - это правовое положение государственной границы, закрепленное в Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, определяющих пространственные пределы действия

государственного суверенитета Российской Федерации, принципы функционирования государственной границы, пограничные режимы, а также правовые гарантии, систему субъектов ее защиты и их полномочия».

Литература

1. Аналитическая химия: Учеб. пособие: В 2 кн. / Под ред. А.Т. Пилипенко, И.В. Пятницкого. М.: Химия, 1990. Кн. 2.

2. Бабосов Е.М. Социология личности, стратификации и управления. Мн.: Белорус. наука, 2006.

3. Булашов С.Н. Конституционно-правовой режим государственной границы Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.

4. Булашов С.Н. Управление экономикой регионов пограничного пространства: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2009.

5. Введение в прикладную лингвистику / Под ред. А.Н. Баранова. 2-е изд., испр. М.: Едиториал УРСС, 2003.

6. Новый юридический словарь. М., 2004.

7. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. М.: ВЛАДОС, 2005.

8. О государственной границе Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1: (в ред. Федер. закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ) // КонсультантПлюс.

9. Организация и нормирование труда: Учебник / Под ред. М.И. Бухалкова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Инфра-М, 2009.

10. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. М.: Новый Юрист, 2006.

11. Скуратов Ю.И. Государственная граница России: формирование правовой основы // Государство и право. 1993. № 10.

12. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989.

13. Степенко В.Е. Административно-правовой механизм обеспечения режима функционирования государственной границы Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2006.

14. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 1999.

15. Федяков В.Ю. Правовые основы охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

16. Черняков А.А. Право, объект права и объект правового отношения: проблемы теории // Юридическое образование и наука. 2005. № 3.

17. Щербаков Д.А. Правовое обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.