Изменения на политической карте мира, образование новых государств, потребность развития регионального сотрудничества обусловили устойчивый научный интерес к тематике функционирования государственных границ и приграничных регионов.
Существующие научные работы как отечественных, так и зарубежных авторов раскрывают значительный накопленный опыт, связанный с образованием и функционированием государственной границы [4; 15; 17]. Вместе с тем в научной литературе «конституционно-правовой статус государственной границы» не получил достаточного освещения. В этой связи целесообразно исследовать понятие «статус».
В словаре «статус» определен как правовое положение, состояние [12, с. 1281].
Различные науки активно используют термин «статус». Так, социология и психология изучают статус лица в обществе, который означает: а) положение организации в обществе (примеры статусов: консультативный, наблюдателя при международной организации и т.п.); б) социальную роль человека (лидер, исполнитель, организатор и др.); в) положение человека в обществе (высокий, низкий и пр.) [2]. Организация труда и информатика изучают статус процесса, который представляет собой: а) фазу, этап процесса (примеры статусов: инициация, финализация, активация и т.п.); б) состояние процесса (приостановленный, активный, фоновый и др.) [9]. Химия рассматривает статус (лат. па8сеп&) как состояние выделения, химический термин, обозначающий некоторое состояние вещества в момент его выделения из соединений, при котором вещество часто обладает сравнительно большей энергией к реакциям [1]. Лингвистика трактует статус как грамматическую категорию имени в афразийских языках, указывающую на то, есть ли у данного имени зависимое [5]. Экономика исследует статус объекта, который означает: а) особые состояния объекта (в залоге, под арестом, уничтожен и т.п.); б) особые качества объекта ( уникальный, выбранный, отмеченный и др.) [7].
Понятие «статус» используется для общей характеристики состояния, положения гражданина (личности), государственного органа в обществе и государстве, административных образований, т.е. субъектов права (субъектов правоотношений), обладающих соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Статус характеризует их природу, место в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации, принимаемые при этом акты или совершенные действия. Такой статус в общем виде принято называть правовым [6, с. 241].
Таким образом, статус - это абстрактный многозначный термин, в общем смысле обозначающий совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта. С упрощенной точки зрения статус объекта или субъекта есть его состояние.
Ученые, исследовавшие правовой статус государственной границы, желая отразить его сущность, использовали при этом различные термины: «правовой режим государственной границы» [11, с. 1521], «конституционно-правовой режим государственной границы» [3], «правовая основа государственной границы» [15], «режим функционирования государственной границы» [13].
Отсюда вполне объективно возникает необходимость в исследовании понятия «статус государственной границы» с точки зрения методологии конституционного права, рассмотрения его понятийного аппарата как правового определения, используемого в отрасли конституционного права.
Исследования показывают, что конституционно-правовой статус государственной границы можно изучать в двух аспектах: как конституционно-правовой институт и как правовое понятие.
В качестве конституционно-правового института статус государственной границы до настоящего времени в нормативных правовых актах Российской Федерации не установлен.
Так, в ст. 3 Закона от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» [8] законодателем закреплены лишь основные положения, касающиеся защиты и охраны государственной границы, которые являются содержанием рассматриваемого нами термина, но они не сведены в одно определение - «статус государственной границы».
Впервые попытка легального закрепления понятия статуса государственной границы предпринята в проекте Федерального закона «О статусе и защите государственной границы Российской Федерации». В статье 3 проекта закона предлагается следующее его определение: «Статус государственной границы - правовое положение государственной границы, обусловленное
пространственным пределом действия государственного суверенитета Российской Федерации, а также предусмотренными настоящим Федеральным законом правилами установления, обозначения, режима и защиты государственной границы».
Однако данная дефиниция требует некоторой корректировки.
Так, по нашему мнению, статус государственной границы - это правовое положение государственной границы, закрепленное в российской Конституции, международных договорах Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, определяющих пространственные пределы действия государственного суверенитета страны, принципы функционирования государственной границы, пограничные режимы, а также правовые гарантии, систему субъектов ее защиты и их полномочия.
Являясь правовым понятием, «статус государственной границы» отличен по своему содержанию от схожих правовых понятий, образующих конституционно-правовые институты, таких как: «конституционно-правовой статус Российской Федерации»; «конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации»; «конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации»; «конституционно-правовой статус личности» и т.п.
Это отличие связано с тем, что правовое понятие «государственная граница» по сравнению с приведенными выше правовыми понятиями не является субъектом права, т.к. не может иметь субъективные права и нести юридические обязанности.
Рассматривая «статус государственной границы», следует вести речь о статусе не субъектов права (правоотношений), а объекта, т.е. о статусе реального блага, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. В данном случае традиционное определение понятия «статус» как правовое положение лица (юридического или физического) -носителя прав и обязанностей - к объектам права неприменимо.
Следует отметить, что в теории права и науке конституционного права статус объекта права недостаточно исследован, общего определения его понятия не существует. Имеются лишь небольшие авторские публикации [16, с. 13-19], касающиеся разработки общих теоретических положений объекта права, которые, как правило, носят противоречивый характер, что позволяет сделать вывод о существующей нерешенной проблеме в теории права.
Отдельные авторы выделяют «объект права» и «объект правоотношения». По их убеждению, «объект права - понятие весьма абстрактное. Объект правоотношения - конкретнее, ибо он представляет в системе общественных отношений элемент (единицу общего), по поводу которого взаимодействуют субъекты. Объект права - это общественные отношения, которые могут быть предметом правового регулирования и требуют такого регулирования» [14, с. 55].
Категорию «объект правоотношения» следует отличать от категории «объект права». «Под объектом права понимается предмет правового регулирования - социальная сфера, подвергаемая правовому воздействию. Объект правоотношения можно определить как явление внешнего мира, способное удовлетворить интерес управомоченного лица, выступающее в виде вещи, услуги, продукта духовного творчества или личного нематериального блага, ради которого и действуют субъекты правоотношения в рамках своих юридических прав и обязанностей» [10, с. 68].
Исходя из приведенных выше определений можно прийти к заключению о том, что государственная граница является объектом права и объектом правоотношения. Отсюда можно сформулировать определение государственной границы как объекта права.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в общем виде государственная граница как объект права (предмет правового регулирования) представляет собой урегулированную нормами права систему общественных отношений, требующих такого регулирования.
В проекте Федерального закона «О статусе и защите государственной границы Российской Федерации» понятие «статус государственной границы» целесообразно изложить в следующей редакции: «Статус государственной границы - это правовое положение государственной границы, закрепленное в Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, определяющих пространственные пределы действия
государственного суверенитета Российской Федерации, принципы функционирования государственной границы, пограничные режимы, а также правовые гарантии, систему субъектов ее защиты и их полномочия».
Литература
1. Аналитическая химия: Учеб. пособие: В 2 кн. / Под ред. А.Т. Пилипенко, И.В. Пятницкого. М.: Химия, 1990. Кн. 2.
2. Бабосов Е.М. Социология личности, стратификации и управления. Мн.: Белорус. наука, 2006.
3. Булашов С.Н. Конституционно-правовой режим государственной границы Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.
4. Булашов С.Н. Управление экономикой регионов пограничного пространства: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2009.
5. Введение в прикладную лингвистику / Под ред. А.Н. Баранова. 2-е изд., испр. М.: Едиториал УРСС, 2003.
6. Новый юридический словарь. М., 2004.
7. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. М.: ВЛАДОС, 2005.
8. О государственной границе Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1: (в ред. Федер. закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ) // КонсультантПлюс.
9. Организация и нормирование труда: Учебник / Под ред. М.И. Бухалкова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Инфра-М, 2009.
10. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. М.: Новый Юрист, 2006.
11. Скуратов Ю.И. Государственная граница России: формирование правовой основы // Государство и право. 1993. № 10.
12. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989.
13. Степенко В.Е. Административно-правовой механизм обеспечения режима функционирования государственной границы Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2006.
14. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 1999.
15. Федяков В.Ю. Правовые основы охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
16. Черняков А.А. Право, объект права и объект правового отношения: проблемы теории // Юридическое образование и наука. 2005. № 3.
17. Щербаков Д.А. Правовое обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.