Барбин В. В.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
2.2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
Барбин Вячеслав Владимирович, заместитель начальника кафедры государственно-правовых наук, кандидат юридических наук, доцент Место работы: Академия управления МВД России
barbin v@mail. ru
Аннотация: В статье рассматривается понятие и содержание конституционно-правовой режима, выделяются его элементы
Ключевые слова: правовой режим; конституционно-правовой режим; административно-правовой режим; правовое регулирование; юридические (правовые) организационные средства; правовой статус
ON THE QUESTION OF THE CONCEPT OF «CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGIME»
Barbin Vyacheslav V., Deputy Head of the Department State and Legal Sciences, PhD, Associate Professor
Work place: Academy of Management MIA Russia
Annotation: The article discusses the concept and content of the constitutional and legal regime, its elements stand out
Keywords: the legal regime; constitutional and legal regime; administrative and legal regime; legal regulation; juridical (legal) institutional funds; legal status
Институт правовых режимов получил достаточно широкое распространение в юридической литературе и практике. Его существование и развитие связано с решением, урегулированием и обеспечением практической реализации ряда важнейших комплексных проблем, относящихся преимущественно к сфере международной и внутригосударственной безопасности.
Несмотря на то, что понятие «правовой режим», являясь одной из важнейших категорий в теории права и отраслевых науках, активно исследуется в научных трудах применительно к объектам правового регулирования, видам деятельности, субъектам права и используется как в нормативно-правовых актах различного уровня, так и в научной литературе, можно констатировать, что оно остается одним из наименее изученных и наиболее сложных в правоведении. Как результат, существуют разные подходы к определению сущности правового режима [5, с. 40; 12, с. 55-56; 14, с. 17; 15, с. 29].
Правовой режим, с одной стороны, объединяет разнообразный юридический инструментарий, заставляя его работать на единых правовых началах, а с другой - обеспечивает его дифференциацию, создавая различные условия реализации прав и обязанностей субъектов в зависимости от целей и задач, времени и места совершения деятельности, обстановки, которая складывается под влиянием факторов внешней среды.
Правовой режим - это официально установленный особый порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия и направ-
ленный на обеспечение их устойчивого функционирования [9, с. 119-120].
Бесспорно, что каждой отрасли права соответствует свой специфический правовой режим, определяемый как «совокупность юридических средств регулирования - отраслевой юридический инструментарий, опосредованный отраслевым методом правового воздействия и базирующийся на принципах, специфичных для данной отрасли» [4, с. 279].
Четкое выделение конкретного правового режима или прямое указание на его присутствие, как правило, имеет место в отраслях публичного права [18, с. 7980]. Чаще всего категория «правовой режим» встречается в административном, финансовом, таможенном праве. В других отраслях закрепление «правового режима» в тексте нормативного правового акта носит скорее эпизодический характер.
Э.Ф. Шамсумова предлагает использовать «правовой режим» для характеристики особенностей той или иной отрасли права. По ее мнению, каждой отрасли права соответствует свой, особый правовой режим [20, с. 82-83, 88-89].
В силу важности специфики регулируемых общественных отношений, возникающих по поводу устройства общества и государства, организации и функционирования органов государственной власти, гарантирования прав и свобод человека и гражданина, правовыми режимами наиболее высокого уровня, имеющими в праве интегративное, направляющее значение и олицетворяющими тесное единство комплекса правовых средств с содержанием регулируемых отношений, являются конституционно-правовые режимы, отельные виды которых довольно часто подвергаются исследованиям в научной литературе [6; 8; 11; 16; 22].
Так, например, М.М. Султыговым конституционно-правовой режим характеризуется как «установленный на основании норм конституционных актов и поддерживаемый при помощи правовых средств и методов порядок, складывающийся по поводу государственного устройства, организации государственной власти, взаимодействия между индивидом и государством» [19, с. 79], то есть как определенный социальный порядок, установленный нормами конституционного права в рамках предмета конституционного права как отрасли.
По мнению В. И. Червонюка, конституционно-правовой режим представляет собой специфический вид (режим) правового регулирования конституционных отношений, выраженный в своеобразном сочетании комплекса нормативных правовых средств (дозволений, запретов, обязываний, правовых ограничений, стимулов, общедозволительного и разрешительного порядка регулирования и др.) [10, с. 137].
Основными характеризующими элементами конституционно-правового режима являются:
- предмет регулирования, т.е. субъект права, объект права, отдельные виды деятельности;
- метод правового воздействия, т.е. единый специфический способ правового воздействия, характерный для отрасли конституционного права;
- отраслевой юридический инструментарий (нормы права, нормативные акты, юридические факты, правоотношения, юридическая ответственность, санкции и т.д.);
- правовые принципы, специфичные для отрасли конституционного права;
- наличие особого конституционного законодательства [17, с. 64].
Таким образом, в самом общем виде, конституционно-правовой режим можно определить как особый порядок конституционно-правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние, необходимое для удовлетворения интересов субъектов конституционного права.
Конституционно-правовой режим есть специфический порядок деятельности субъектов права в разных сферах и, прежде всего, государственной жизни. Это система условий и методов осуществления конституционно-правового регулирования, как бы «распорядок» действия конституционного права, его функциональная характеристика конституционного права.
Специфический порядок деятельности субъектов права в разных сферах общественных отношений устанавливается в Конституции, федеральных конституционных законах, федеральных законах и подзаконных актах и направлен на их строгую целевую и функциональную деятельность в тех сферах общественных отношений, где требуются соответствующие средства для поддержания требуемого государственного состояния.
Регулирование конституционно-правовых режимов осуществляется общими и специальными нормативными правовыми актами. Между ними должна быть связь и последовательность принятия иначе в противном случае не удастся обеспечить последовательную деятельность субъектов права.
Конституционно-правовые режимы нельзя отождествлять ни с общим правовым регулированием, ни с процессом реализации права. Они представляют собой особый вид регулирования, в рамках которого создается и используется специфическая комбинация юридических, организационных и иных средств обеспечения того или иного государственного состояния.
Понятие «средство» достаточно часто используется в конституционно-правовых актах различного уровня. Так, в Конституции РФ, Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. [2], Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. [1] имеются положения о средствах правовой защиты. Нормы о средствах, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, содержатся в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» [3].
Не вдаваясь в полемику относительно содержания общенаучного, междисциплинарного понятия «правовые средства», употребляемого в юридической литературе зачастую произвольно, без определенных смысловых границ и четкой связи с категориями «цель» и «результат» [13], можно выделить следующие юридические, организационные и иные средства, применяемые в конституционно-правовых режимах:
- конституционные принципы организации и деятельности органов государственной власти;
- конституционно-правовые акты и нормы, устанавливающие особый порядок деятельности в тех или иных сферах общественных отношений;
- общие или дополнительные правила функционирования субъектов конституционного права и их взаимоотношений между собой;
- система уполномоченных государственных органов, специально создаваемых или наделенных полномочиями формировать и поддерживать соответствующий режим;
- система контроля и ответственности за деятельностью субъектов конституционного права;
- система ограничительно-запретительных, разрешительных и стимулирующих методов права;
- система материально-технических и финансовых ресурсов и т.д.
Иными словами, средствами конституционно-правовых режимов являются нормативные предписания, акты реализации прав и обязанностей субъектов, правоприменительные акты, меры поощрения и принуждения, юридические санкции, методы и приемы юридической деятельности. Каждый конституционно-правовой режим в зависимости от целей и задач регулирования обладает адекватным набором правовых средств. При этом следует учитывать общую правовую направленность регулирования - ограничительную или стимулирующую. Если конституционно-правовой правовой режим обеспечивает безопасность, охрану, предотвращение противоправных действий, то в основе его юридического инструментария будут лежать правовые ограничения, запреты, меры пресечения, санкции. Если же конституционно-правовой правовой режим призван стимулировать развитие какой-либо деятельности, то используются правовые стимулы -дозволения, льготы, поощрения. Среди правовых средств конституционно-правовых режимов, отдельно следует выделить правовые принципы, а также положения, определяющие функционально-целевое предназначение режима.
Все конституционно-правовые режимы можно подразделить на две большие группы: обеспечения стабильности государства и осуществления прав и свобод граждан. Весьма часто конституционно-правовые режимы получают свое развитие в административно-правовых режимах, так как обе эти разновидности правовых режимов имеют общий родовой признак.
В отличие от признаков конституционно-правовых режимов, признаками административно-правового режима являются: устойчиво закрепленные субъект и объекта управления; определенная степень подчиненности и зависимости субъекта и объекта; информационное взаимодействие субъекта и объекта управления; наличие управленческих функций; наличие административно-правовых форм юридического выражения; наличие юридического содержания определенной административно-правовой формы [21, с.115]. Именно в этом контексте рассматриваются и административно-правовой режимы, направленные на преодоление ситуаций чрезвычайного и неординарного характера [7, с. 222-224].
Структура конституционно-правового режима включает такие элементы, как носитель режима, режимные правовые средства, режимные правила, правовые статусы субъектов режимного регулирования, система организационно-юридических гарантий.
В качестве носителя режима выступают определенные территории (территория всей Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, федеральная территория в пределах территории субъекта РФ, территория муниципального образования и др.), конституционно-правовые образования и институты (режим конституционного законодательства, режим отрасли), органа государственной власти и организации (режим парламента - Федерального Собрания РФ, избирательной комиссии, парламентской комиссии), социальные и природно-техногенные процессы (режимы труда и отдыха, чрезвычайной ситуации), предметы материального мира (режимы документов), конституционная деятельность (режим конституцион-
Барбин В. В.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
ной ответственности). При этом возможность быть носителем того или иного режима подлежит объективному выявлению, поскольку он призван способствовать раскрытию социального предназначения объекта.
Режимными конституционно-правовыми средствами являются нормативные предписания, акты реализации прав и обязанностей субъектов, правоприменительные акты, меры поощрения и принуждения, юридические санкции, методы и приемы юридической деятельности. Каждый конституционно-правовой режим в зависимости от целей и задач регулирования обладает адекватным набором правовых средств. При этом следует учитывать общую правовую направленность регулирования - ограничительную или стимулирующую. Если правовой режим обеспечивает безопасность, охрану, предотвращение противоправных действий, то в основе его юридического инструментария будут лежать правовые ограничения, запреты, меры пресечения, санкции. Если же правовой режим призван стимулировать развитие какой-либо деятельности, то используются правовые стимулы - дозволения, льготы, поощрения. Среди правовых средств, образующих правовой режим, отдельно следует выделить правовые принципы, а также положения, определяющие функционально-целевое предназначение режима.
Режимные правила представляют собой особое сочетание правовых средств, создающих нормативную модель поведения и регламентирующих порядок пользования субъективными правами, полномочиями, обязанностями, ограничениями. Режимные правила являются сердцевиной, ядром любого режима, обеспечивая соответствие деятельности участников правоотношений объявленным целям и статусу носителя режима. Иногда режимные правила отождествляют с самим правовым режимом, что очевидно неправомерно. Без их фактической реализации, ежедневной правоисполнительной деятельности, направленной на обеспечение их выполнения, вряд ли можно говорить о действии правового режима.
Субъектами, или участниками, конституционно-правовых режимов являются физические и юридические лица, связанные с носителем режима (функционирующие и проживающие на режимной территории, работающие с режимными документами или на режимном объекте) и обязанные соблюдать установленные правила. В качестве специального субъекта выступают государственные и муниципальные органы и их должностные лица, обеспечивающие соблюдение установленных правил. Правовой статус субъектов, участвующих в выполнении режимных требований -важнейший элемент режима. По его объему, степени самостоятельности, характеру дополнительных прав и обязанностей можно судить о режиме в целом, его отраслевой принадлежности.
Система организационно-юридических гарантий -составная часть конституционно-правового режима. Она отвечает за устойчивость режимных правил, их фактическую выполнимость, устранение возможных нарушений. В эту систему могут входить в зависимости от вида конституционно-правового режима государственная подсистема, включающая перечень органов и должностных лиц, наделенных полномочиями по обеспечению и поддержанию режима, совокупность юридических санкций за нарушение требований режима, иные меры защиты, организационные мероприя-
тия, связанные с установлением режима, информационно-технические средства.
Иногда в научной литературе при характеристике территории, где установлены особые правила жизнедеятельности, вместо понятия конституционно-правового режима используют понятие правового статуса территории. Понятие статуса традиционно в правоведении связано с правами и обязанностями субъекта, реализуемыми в различных правоотношениях. Оно не вполне приемлемо для выявления особенностей режимных правил, порядка их установления, мер, обеспечивающих их соблюдение. Именно режим с его запретами, ограничениями, мерами принудительного воздействия, юридическими санкциями, особым порядком управления позволяет показать те правовые последствия, которые порождает подобное регулирование на территории определенных зон.
Необходимо отметить, что регламентация конституционно-правовых режимов еще не осуществлена должным образом. В основополагающих федеральных законах, подзаконных актах не всегда четко выделяются и фиксируются элементы того или иного режима. Подчас не определяются специальные или дополнительные полномочия государственных органов, не определяются объекты регулирования. К сожалению, много негатива приносят отступления от установленных порядков регулирования и произвольные действия субъектов права, граничащие с нарушением законности. В то же время теоретическая разработка понятия, признаков, содержания, видов конституционно-правовых режимов, несомненно, будет способствовать результативности конституционного права и обеспечению стабильности и правопорядка в целом.
Список литературы:
1. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в г. Страсбурге 08.11.1990) // СЗ РФ. 2003. № 3. Ст. 203.
2. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене 11.04.1980) // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1994. № 1.
3. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 12 марта 2014 г.) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277; 2014. № 11. Ст. 1088.
4. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993.
5. Беляева Г.С. Правовой режим в общетеоретическом измерении: монография. - М.: Юрлитинформ, 2013.
6. Булашов С.Н. Конституционно-правовой режим государственной границы Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.
7. Быкадоров В.А. Правовой режим контртеррористической операции и роль органов внутренних дел в его обеспечении // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 2.
8. Гончаров И.В. Конституционные основы федерального вмешательства при защите основных прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации: дис. ... докт. юрид. наук. М., 2004.
9. Государственно-правовые основы управления органами внутренних дел: курс лекций: в 3 ч. / под ред. заслуж. юриста РФ, д.ю.н., проф. В.С. Афанасьева. Ч. 2. - М.: Академия управления МВД России, 2012.
10. Конституционное право России / Под ред. В.И. Черво-нюка. М., 2004.
11. Кравченко О.В. Конституционно-правовые основы режима трансграничных (пограничных) водных объектов в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
12. Ласточкин В.В. Административно-правовые режимы и охрана государственной границы. - М., 1999.
13. Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. № 8.
14. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1.
15. Мелехин А. В. Особые правовые режимы. - М., 2005.
16. Пахомов С.А. Конституционно-правовой режим федеральной государственной собственности в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
17. Петухова Е.П. Понятие конституционно-правового режима // Юридический мир. 2013. № 9.
18. Родионов О.С. Механизм установления правовых режимов российским законодательством: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001.
19. Султыгов М.М. Конституционно-правовой режим ограничения государственной власти: дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2005.
20. Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы: Теоретический аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001.
21. Шмалий О.В. Административно-правовой режим как фактор эффективности в системе государственной регистрации // Бизнес в законе. 2010. № 4.
22. Яковлева Н.В. Конституционно-правовой режим социального сиротства в России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью «Конституционно-правовой режим: понятие и содержание», подготовленную заместителем начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, к.ю.н., доцентом Барбиным В.В. Подготовленная В.В. Барбиным научная статья, характеризуется актуальностью и имеет практическую значимость.
По своей важности в современной России проблема низкой эффективности реализации конституционно-правовых режимов, сохранение и воспроизведение старой практики управления развитием общества может быть отнесена к одной из глобальных. Конституционно-правовое регулирование еще не в полной мере полноценно и эффективно. Оно формируется подчас без учета объектов регулирования и необходимых адекватных их уровню средств воздействия. Не все его формы связаны между собой и часто противоречат друг другу. К сожалению, много негатива приносят отступления от установленных порядков регулирования и произвольные действия субъектов права, граничащие с нарушением законности. В то же время теоретическая разработка понятия, признаков, содержания, видов конституционно-правовых режимов, несомненно, будет способствовать результативности конституционного права и обеспечению стабильности и правопорядка в целом.
Отсутствие глубоких теоретико-методологических концептуальных исследований конституционно-правовых режимов в Российской Федерации оказывает негативное влияние на их функционирование. Только комплексный, системный подход позволяет проникнуть в суть данной проблемы, обеспечивает ее всестороннее исследование.
Статья отличается фундаментальностью, доказательностью сделанных выводов. Автором проведена аналитическая работа с нормативными правовыми актами, исследованы накопленные за последние годы научные труды ведущих ученых, суждения и выводы которых имеют значение для научного осмысления и практики реализации конституционно-правовых режимов в Российской Федерации.
Вывод: научная статья «Конституционно-правовой режим: понятие и содержание» отвечает всем требованиям, предъявляемым к данного вида работам, и может быть рекомендована к опубликованию в рецензируемых научных журналах перечня ВАК.
Заместитель начальника Академии управления МВД России доктор юридических наук, профессор
И.В. Гончаров