Научная статья на тему 'Статус государственной границы Российской Федерации в условиях современной глобализации'

Статус государственной границы Российской Федерации в условиях современной глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
858
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ / STATUS OF THE STATE BORDER / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ / STATE BORDER LAW / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гурьянов А.А.

В статье рассматриваются понятие и особенности статуса государственной границы, тенденции развития в условиях современной глобализации, влияние глобализации на особенности статуса государственной границы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The status of the state border of the Russian Federation in the conditions of modern globalization

The article examines the concept and the features of the status of the state border, the development trends of modern globalization, the impact of globalization, particularly the status of the state border of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Статус государственной границы Российской Федерации в условиях современной глобализации»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2015. № 3

НАУЧНОЕ СООБЩЕНИЕ

А.А. гурьянов, кандидат юридических наук, доцент (Международный

юридический институт)*

статус государственной границы российской федерации в условиях современной глобализации

В статье рассматриваются понятие и особенности статуса государственной границы, тенденции развития в условиях современной глобализации, влияние глобализации на особенности статуса государственной границы Российской Федерации.

Ключевые слова: государство, статус государственной границы, глобализация, законодательство о государственной границе, международное право.

The article examines the concept and the features of the status of the state border, the development trends of modern globalization, the impact of globalization, particularly the status of the state border of the Russian Federation.

Keywords: state, status of the state border, globalization, state border law, International Law.

В последние годы среди западных и отечественных ученых применение классического геополитического подхода к анализу международных отношений стало все менее популярным. Часто заявляется, что в эпоху глобализации межгосударственные границы становятся неактуальными1. В свою очередь переоценка научных положений о переходе к «миру без границ» провоцирует интерес к вопросу о правовой природе государства, его понятии и признаках.

Определение государства и его признаков давалось многими известными юристами и философами — Аристотелем, Н. Макиавелли, Ж. Боденом, Т. Гоббсом и др. Однако вопросы о границах и размерах территории государства, пределах действия внутригосударственного права, пределах национального суверенитета в работах ученых нашли

* guryanofi2010@mail.ru

1 См. напр.: Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2002. С. 183; Балуев Д.Г. Личностная и государственная безопасность: современное международно-политическое измерение: Дис. ... д-ра полит. наук. Н. Новгород, 2004. С. 37; Prakash A., Hart J.A. Globalization and Governance. Routledge, 1999. P. 352; Handbook of Research on Global Corporate Citizenship / Ed. by A.G. Scherer, G. Palazzo. Cheltenham (UK); Northampton (MA), 2008; и др.

отражение не сразу. Только в XVII в. государство стало рассматриваться как триада признаков «территория», «население» и «власть». Например, в немецкой научной литературе государство в одном случае рассматривалось как «организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью»2, в другом — как «союз свободных людей на определенной территории под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования правовым состоянием»3. Отечественные юристы также рассматривали государство как «союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти»4, как объединение людей, «властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории»5. Представленные определения государства содержат в себе признаки, отделяющие государство от других публичных образований общественной жизни.

Современные ученые выделяют общие признаки государства. Так, Н.И. Матузов и А.В. Малько представили их в следующем порядке: наличие публичной власти; право; система налогов, податей, займов; территориальное деление населения; монополия на правотворчество; монополия на легальное применение силы и физическое принуждение; гражданство (подданство); государственная собственность, бюджет, валюта; монополия на официальное представительство всего общества; суверенитет; наличие государственных символов6.

В научных работах государственная граница часто отождествляется с территориальным признаком государства, однако такой подход, на наш взгляд, некорректен. Государственная граница — это и есть признак, «привязывающий» и реально воплощающий государственную власть на конкретной территории. Государство не могло бы обладать качествами целостного субъекта, не будь оно оформлено в своих границах. Государство как социальное, общественно-правовое явление, располагающее рядом признаков, обусловливающих его способность к автономному функционированию, самовоспроизводству и формированию его целостности, всегда представляет собой территориальное образование.

В свою очередь государственная граница как признак выступает наиболее конкретным, исторически устойчивым явлением. Государство может существовать без символов, без публичной власти, даже

2 Моль Р. Энциклопедия общественно-политических наук. Спб., 1867. С. 87.

3 Aretin. Staatsrecht der konstitutionellen monarchie. Stuttgart, 1822. С. 103.

4 Хвостов В. Общая теория права. М., 1914. С. 15.

5 Трубецкой Е. Лекции по энциклопедии права. М., 1917. С. 22.

6 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2004.

С. 28.

его суверенитет может быть ограничен, но без государственной границы государства сегодня быть не может.

Для предметного разговора о влиянии процессов глобализации на статус государственной границы Российской Федерации обратимся к самой категории «государственная граница». Действующее определение обсуждаемой категории закреплено в ст. 1 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» (далее — Закон о границе). В начальной части определения говорится о том, что «государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность...»7. На основе данного определения Закон о границе позволяет определять пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации8. В заключении определения государственной границы Закон о границе соотносит пределы государственной территории с пространственным пределом действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Под государственной территорией в международном праве принято понимать такую территорию, которая находится под суверенитетом определенного государства, т.е. принадлежит конкретному государству, осуществляющему в ее пределах свою территориальную юрисдикцию и верховенство его законов. Принадлежность и верховенство являются двумя основными признаками государственной территории.

Согласно международному праву каждое государство является суверенным и обладает в международном общении одинаковой степенью юридической самостоятельности и независимости. По мнению С.Н. Бабурина, «суверенитет государства не только является исторической категорией, но и характеризует юридическую природу осуществляющегося государственного властвования, является тем необходимым критерием, который дает возможность отличить государство от других публично-правовых союзов, отграничить сферу властвования каждого государства как субъекта суверенной власти в пределах своей территории от сферы власти других государств»9.

В совокупности всех признаков-характеристик государственной границы явственно просматривается и ее социальное предназначение, выраженное в следующих функциях: разделения государств; пространственного обозначения предела действия государственного суверенитета на суше, водах, в подземном, подводном и воздушном пространстве; соприкосновения и взаимодействия между сопредель-

7 Вед. СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1993. № 17. Ст. 594.

8 Там же.

9 Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок. М., 2010.С. 59.

ными государствами; социально-политического пояса, «стягивающего» субъекты и другие территории федерации; передового рубежа защиты национально-государственных интересов, обеспечения национальной, в особенности пограничной безопасности; места первой пробы прочности государства и его обороноспособности.

Вернемся к главному вопросу — каким образом современная глобализация влияет на статус государственной границы? Как представляется, глобализация предполагает переход от государственного пространства к мировому, но вместе с тем она отражает и множество мировых процессов, которые возникли как на практике, так и в науке довольно давно. Так, до середины XX в. учеными отмечался переход от старой, пространственно «закрытой» социальной организации внутригосударственных отношений к новой, «открытой» социальной организации межгосударственного взаимодействия. Эти изменения обусловлены серией экстраординарных событий. Две мировые войны, последовавшие за ними революции и гражданские войны, тяжелейший в истории экономический кризис (1929—1933), организованная ксенофобия и геноцид нарушили тенденцию медленной интернационализации в экономической, политической, правовой, культурной и других сферах.

Впервые контраст между этими двумя типами общества встречается в концепции мировой капиталистической системы в марксизме. Начало такого рода концептуализации положили в 1915—1916 гг. К. Каутский и В.И. Ленин, сформулировав свои теории империализма10. Среди современных научных версий данной концепции наиболее авторитетной является развиваемая И. Уоллерстайном теория «мир — системы» или «мир — экономики»11. В середине 60-70-х гг. XX в. на стыке политологической теории международных отношений и социологической системной теории активно разрабатывалась концепция мировой системы (мирового общества). Наиболее показательны в этом отношении работы В. Мура, Бартона, Дж. Неттла и Р. Робертсона12.

Исследования глобализации, проводившиеся отечественными и зарубежными авторами, породили множество определений данного

10 Каутский К. Диктатура пролетариата (Kautsky K. Die Diktatur des Proletariats, Wien, 1918) / Пер. с нем. Ф.А. Боброва. Екатеринослав, 1919; Каутский К. От демократии к государственному рабству (Kautsky K. Von der Demokratie zur Staats-Sklaverei. Berlin, 1921) / Пер. Р. Абрамовича. Берлин, 1922; Ленин В.И. Империализм и раскол социализма // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 30. М., 1962. С. 170.

11 Wallerstein I. World-system analysis // Social Theory Today / Ed. by A. Giddens, J.H. Turner. Cambr., 1987.

12 Moore W. Global Sociology: The World as a Singular System // Amer. J. Sociol. 1966. N 5; Nettl J., Robertson R. International Systems and the Modernization of Societies. N.Y., 1968; Burton J. World Society. Cambr., 1972.

явления13, обусловленных не только сложностью процессов глобализации, но и различными оценками данного явления.

Так, в праве «глобализация» является юридически нейтральным понятием, которое можно использовать для разных целей, в том числе и антигуманных. Юридическое содержание термина «глобализация» ни в какой отрасли национального права, ни в международном праве не дано, хотя это слово стало модным в конце XX в., когда перед международным сообществом во весь рост встали сложные многоплановые проблемы общепланетарного значения, затрагивающие жизненно важные интересы всего человечества.

Понятие глобализации является многоаспектным и неоднозначным. Учитывая такое состояние методологически значимых положений, М.Н. Марченко определяет глобализацию с точки зрения системного подхода — «как системную, многоаспектную и разноуровневую интеграцию различных существующих в мире государственно-правовых, экономико-финансовых и общественно-политических институтов, идей, принципов, связей, морально-политических, материальных и иных ценностей, разнообразных отношений»14.

Теперь необходимо выделить общие системообразующие факторы глобализации. К ним можно отнести:

— развитие мировых идеологий, интенсивная борьба за установление мирового порядка;

— скачкообразный рост числа и влияния международных организаций, ослабление суверенитета национальных государств;

— появление и развитие транснациональных корпораций, рост международной торговли;

— интенсивные массовые миграции и формирование мульти-культурных сообществ;

— создание планетарных СМИ и экспансия западной культуры во все регионы мира и др.

В условиях глобализации происходит нивелирование государственных границ, они уходят на второй план. Если рассматривать последние примеры воздействия блока НАТО, давления США и Европейского союза на Украину, ранее Сирию и Ливию, Южную Осетию и Абхазию в 2008 г., Ирак в 2003 г., Косово в 1998 г., то становится очевидно, что происходит полное пренебрежение нормами международного права, в частности Хельсинскими соглашениями 1974— 1975 гг., Уставом ООН, где закреплены принципы территориальной целостности, запрета расчленения чужой территории, суверенное равенство, неприменение силы и угрозы силой, наконец, нерушимости

13 См., напр.: Панарин А.С. Указ. соч. С. 183; Prakash A., Hart J.A. Op. cit.

14 Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М., 2013. С. 12.

государственных границ и др. Все вышеперечисленные положения влияют на государственную границу как научную и правовую категорию, а вследствие этого и на ее статус.

Вместе с тем глобализация — это процесс перехода, трансформации, ускорения темпов жизни на планете вследствие увеличения скоростей международного общения и управления (регулирование финансовых потоков, военное блокирование и эскалация вооруженных конфликтов, управление средствами массовой информации и Интернетом, расширение оптоволоконных линий и т.п.). Такой процесс неизбежно влияет на рассматриваемые явления жизни — на государства, государственные границы, право, пограничное законодательство и на статус государственной границы Российской Федерации.

Под статусом государственной границы Российской Федерации мы понимаем правовое положение государственной границы, определяемое международным и национальным законодательством, обозначающим суверенитет России в отношении безопасности (неприкосновенности) государственной территории, функционирования, охраны и защиты государственной границы. Особенности статуса государственной границы заключаются в следующем:

— это основная часть (ядро) правового положения государственной границы, определяемого международными договорами и законодательством Российской Федерации;

— определяет пространственный предел действия государственного суверенитета и территориальной юрисдикции органов государственной власти России;

— показывает национальную значимость государственной границы относительно положения административных границ между субъектами Российской Федерации;

— определяет юрисдикцию органов государственной власти в пограничной сфере15.

Перейдем к конкретным научным и практическим фактам влияния процессов глобализации на некоторые особенности статуса государственной границы Российской Федерации.

1. В связи с тем что правовое положение государственной границы определяется международными договорами и законодательством Российской Федерации, можно выделить следующие тенденции влияния глобализации на нормы пограничного права16.

15 Гвоздев А.Б., Гурьянов А.А. Статус государственной границы Российской Федерации: теоретико-правовые, международные и военные аспекты. М., 2013. С. 35—50.

16 По нашему мнению, пограничное право — это отрасль российского законодательства, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области исполнительно-распорядительной деятельности по обеспечению функционирования, охраны и защиты государственной границы Российской Федерации.

Под влиянием глобализации на законодательство о государственной границе происходит изменение сущности пограничного законодательства, т. е. изменение его смысла (природы) или назначения.

В советское время в условиях «железного занавеса» законодательство о Государственной границе СССР было направлено на регулирование общественных отношений по обеспечению охраны и защиты пограничных рубежей, т.е. на формирование «барьерной» функции государства.

Сегодня ситуация существенно изменилась. Законодательство о государственной границе больше направлено на обеспечение «контактной» функции приграничья, что означает налаживание трансграничных связей с сопредельными государствами по многим направлениям, в первую очередь торгово-экономическом.

В реальности, учитывая события последних десятилетий, а именно уже отмеченное ранее продвижение НАТО на Восток, основой пограничного законодательства становится «барьерная» функция. Таким образом, законодательство о государственной границе изменяет свою сущность (назначение) в зависимости от направления глобализации, и возникает необходимость изменения основных положений как национального, так и международного права.

Влияние глобализации на содержание законодательства о государственной границе. В технико-юридическом плане это приведение национальных стандартов к образцам глобального или регионального уровня, что подразумевает «корректировку» целей, задач, назначения пограничного законодательства в зависимости от наднациональных и трансграничных начал.

Такое воздействие рассматривается на нескольких уровнях. На специально-юридическом уровне подвергаются стандартизации юридические нормы пограничного законодательства, субъективные права граждан и юридические обязанности сотрудников органов безопасности, меры юридической ответственности за правонарушения на государственной границе, юридические гарантии соблюдения норм права, элементы статуса граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, связанных с пересечением государственной границы.

На интеллектуально-волевом уровне происходит воздействие глобализации на отраслевые и межотраслевые принципы права, т.е. на социальную свободу и справедливость, демократизм, законность, юридические права и обязанности, ответственность за вину.

И наконец, социально-политический уровень подразумевает изменения международно-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых (и других) отношений в аспектах пограничной безопасности.

Современная глобализация оказывает влияние на все три перечисленные уровня содержания законодательства о государственной границе Российской Федерации. Соответственно происходит стандартизация отечественного пограничного законодательства под лекала глобального и регионального уровней в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭс, Совета командующих Пограничными войсками государств—участников СНГ и др.

Глобализация оказывает влияние на источники (формы) пограничного права. Появление региональных источников международного права в рамках вышеперечисленных международных организаций (например, Таможенного кодекса Таможенного союза или модельных договоров государств—участников СНГ «О пограничной безопасности» и «О государственной границе») предполагает примат международного права над внутригосударственным (согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Статья 15 (п. 4) Конституции РФ продублирован и в действующем Законе о границе.

Происходят изменения и в других отраслях законодательства, регулирующих общественные отношения в области пограничной безопасности. Так, например, в 2012 г. произошла декриминализация ст. 188 Уголовного Кодекса Российской Федерации «контрабанда». Сегодня ответственность за такие правонарушения предусматривает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Глобализация в целом оказывает влияние на процесс правотворчества, правоприменения и правоохранения, меняет социально-правовую сторону трансграничных отношений на сближение и стандартизацию.

Как показывает история государства и права, а также реалии сегодняшнего времени, в частности несоблюдение международного законодательства США и странами ЕС в отношении Украины, право чаще отражает интересы субъектов правоотношений (групповых, клановых, олигархических). В условиях влияния процессов глобализации на право важно понимать, в интересах каких участников международных отношений это право трансформируется.

2. Статус государственной границы определяет пространственный предел действия государственного суверенитета и территориальной юрисдикции органов государственной власти России.

В настоящее время суверенитет интерпретируется в следующих значениях.

— Суверенитет взаимозависимости — способность государств контролировать трансграничные движения через свои границы. Многие заявляют, что суверенитет в этом значении ослаблен в результате глобализации. Проблема здесь лежит не столько в полномо-

чиях, сколько в контроле. Вне всякого сомнения, глобализация лишь ослабила фактическую возможность государств управлять собственными границами.

— Внутренний суверенитет — внутренние полномочия государственных структур и способность эффективно влиять на поведение населения. Управление государством принимало различные формы, включая монархии, республики, демократии, унитарные и федеративные системы. Принятие и признание конкретной властной структуры является одним из аспектов внутреннего суверенитета.

— Вестфальский суверенитет, или «суверенитет по Ваттелю» — исключение внешних источников власти как de jure, так и de facto. В рамках собственных границ государство имеет монополию на принятие решений. На международном уровне это означает принцип невмешательства во внутренние дела других государств.

— Международный юридический суверенитет — взаимное признание государств. Государства в международной системе, подобно гражданам во внутренних отношениях, свободны и равны.

Правила, институты и практики, связанные с этими четырьмя значениями суверенитета, не объединены в единое целое. Государство может иметь слабый суверенитет взаимозависимости и быть неспособно контролировать собственные границы, но его вестфальский суверенитет будет существовать до тех пор, пока более сильные внешние организации (или страны) не попытаются воздействовать на внутренние дела государства.

3. Статус государственной границы показывает национальную значимость государственной границы относительно положения административных границ между субъектами Российской Федерации.

М.Н. Марченко совершенно справедливо отмечает, что процессы глобализации ведут к развалу всей существующей методологической основы процесса познания государства и права17. При таких условиях также происходит изменение представления о порожденном историей и конституционно закрепленном административно-территориальном делении России.

Кроме того, сегодняшние проблемы границ субъектов Российской Федерации более глубоки. Они заключаются в том, что административно-территориальное деление России до сих пор строится по национальному признаку. В России есть административные единицы, смысл которых в том, чтобы сохранять этнические, культурные, религиозные особенности и традиции той или иной национальности или религиозной группы. Это — республики Северного Кавказа, Татарстан, Башкортостан.

17 См.: Марченко М.Н. Указ. соч. С. 93.

Но наряду с сохранением самобытности данных народов во время государственного переворота в России в начале 90-х гг. прошлого столетия в перечисленных республиках стал происходить «парад суверенитетов», в результате которого правовое положение административных границ таких субъектов ставилось выше статуса государственной границы России.

Первым, кто начал говорить о такой опасности, был Ю.В. Андропов, который втайне, будучи еще главой КГБ, пытался разработать планы по уходу от национального принципа территориального деления и созданию монолитного Советского Союза. Он оказался прав: СССР распался именно по границам союзных республик, которые теперь превратились в международные18. Эта проблема стоит остро и в настоящее время.

4. Статус государственной границы определяет юрисдикцию органов государственной власти в пограничной сфере.

В условиях глобализации изменяются и полномочия пограничных органов. Известный в начале этого века переход в России от войскового способа охраны границы к оперативному констатирует переход от «барьерной» функции охраны границы к «контактной». Однако, учитывая длину и площадь приграничного пространства России, контроль границы, отмеченный ранее, значительно ослабевает в первую очередь в экономической сфере. Трансграничные перемещения населения влияют на способность государства контролировать собственную территорию. Информационные потоки и потоки капитала также ослабляют территориальность как основу суверенитета.

Исходя из практики существования и взаимодействия государств друг с другом, при решении глобальных и локальных проблем в современных условиях следует иметь в виду, что социальная роль и значимость статуса государственной границы как продолжения суверенитета не означает его исчезновение или же ослабление. Современная глобализация подразумевает контроль экономических процессов наиболее развитыми странами. Вследствие чего происходит видоизменение государственного суверенитета в зависимых государствах и способов обеспечения безопасности на государственных границах. Вместе с тем изменяется «правовая природа» государственной границы, т.е. в процессе регионализации появляются границы новых регионов и организаций — Таможенный союз, ШОС, БРИКС, Европейский союз и др. Соответственно в условиях глобализации видоизменяются институты государства, а также меняются и его признаки, в том числе и статус его государственной границы.

18 Соловьев В.Р., Злобин Н.В. Русский вираж. Куда идет Россия? М., 2014. С. 242.

Список литературы

1. Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок. М., 2010.

2. БалуевД.Г. Личностная и государственная безопасность: современное международно-политическое измерение: Дис. ... д-ра полит. наук. Н. Новгород, 2004.

3. Гвоздев А.Б., Гурьянов А.А. Статус государственной границы Российской Федерации: теоретико-правовые, международные и военные аспекты. М., 2013.

4. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М.,

2013.

5. Моль Р. Энциклопедия общественно-политических наук. Спб., 1867.

6. Ленин В.И. Империализм и раскол социализма // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 30. М., 1962.

7. ПанаринА.С. Искушение глобализмом. М., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Соловьев В.Р., Злобин Н.В. Русский вираж. Куда идет Россия? М.,

2014.

9. Трубецкой Е. Лекции по энциклопедии права. М., 1917.

10. Хвостов В. Общая теория права. М., 1914.

11. Каутский К. Диктатура пролетариата (Kautsky K. Die Diktatur des Proletariats, Wien, 1918) / Пер. с нем. Ф.А. Боброва. Екатеринослав, 1919.

12. Moore W. Global Sociology: The World as a Singular System // Amer. J.

Sociol. 1966. N 5.

13. Nettl J., Robertson R. International Systems and the Modernization of Societies. N.Y., 1968.

14. Prakash A., Hart J.A. Globalization and Governance. Routledge, 1999.

15. Wallerstein I. World-system analysis // Social Theory Today / Ed. by A. Giddens, J.H. Turner. Cambr., 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.