3. Тоффлер О. Третья волна. В жур.: США - экономика, политика, идеология. № 7-11 за 1982 год.
4. АбдеевР.Ф. Философия информационной цивилизации. -М., 1994.
5. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развитая как гуманная общечеловеческая философия для XXI в. М., 1994;
6. Гриняев С.Н. Информационный терроризм: предпосылки и возможные последствия// Гриняев С.Н. Информационный терроризм: предпосылки и возможные последствия// Журнач теории и практики Евразийства. № 19.
7. Кулаков A.B. Глобализация как многомерный процесс и ее влияние на пограничную безопасность Российской Федерации. М., 2010.
8. Чернов A.A. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы - Монография //М., 2003
9. Мануэль Кастельс. Информационная эпоха: экономика, общество и культура, Под редакцией О.И. Шкаратана. ГУ ВШЭ. 2009.
УДК 341.222
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ПРОЦЕСС ЗАКРЕПЛЕНИЯ ГРАНИЦ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Минаев А.В.
Тувинский государственный университет, Кызыл
INTERNATIONAL LEGAL PROCESS OF CONSOLIDATION RUSSIAN BORDER
Minaev A.V.
Tuvan State University, Kyzyl
С образованием Российской Федерации и Содружества Независимых Государств произошли существенные изменения в статусе, прохождении, договорно-правовом закреплении и обустройстве Государственной границы. Нарушились целостность системы охраны границы и пограничная инфраструктура. Образование 12 июня 1992 года Пограничных войск Российской Федерации заложило основу обеспечения безопасности России на Государственной границе.
Ключевые слова: государственная территория; государство; пограничная полоса; Пограничные войска; закон; концепция; Государственная граница; безопасность.
When the Russian Federation and Commonwealth of Independent States was formed; the status, origin, legal agreement and structure of the State border had changed. The system integrity of the whole frontier regions and border infrastructure were ruined. The Frontier forces formation of the Russian Federation in the 12th of June 1992 based the Russia security in the State border.
Key words: State territory Government, frontier regions, frontier forces, Law, Conception, State border, security.
Становление Российского государства, а также укрепление политических, торгово-экономических и культурных связей России с зарубежными странами происходит в условиях сохраняющегося комплекса вызовов и угроз, оказывающих непосредственное влияние на обеспечение безопасности и защиту интересов Российской Федерации в пограничной сфере.
Охрана государственной границы Российской Федерации является неотъемлемой составной частью государственной системы обеспечения безопасности России. Она представляет собой систему мероприятий политического, военного, экономического, идеологического и иного характера и направлена на то, чтобы противостоять нарушениям государственной границы, проведению различного рода провокаций.
Бесспорно, государственная граница является ключевым звеном в системе национальной безопасности России. Ее укрепление продиктовано не чем иным, как необходимостью адекватно реагировать на современные угрозы безопасности нашей страны, такие как международный терроризм, трансграничная преступность, наркотрафик, незаконная миграция.
В настоящее время процесс международно-правового закрепления границ, сложившихся после распада СССР, еще не завершен И пограничным органам ФСБ России приходится осуществлять свою деятельность с учётом складывающегося нового облика государственной границы
Необходимо отметить, что прохождение государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
Документы об изменениях, уточнениях государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки государственной границы на основании международных договоров Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственные границы не всегда были четко обозначены и исторически развивались, начиная от естественных труднопроходимых преград к современным границам — четко определенным границам.
Первым международным договором, который установил пограничную линию, был Пиренейский договор между Францией и Испанией 1659 г. На Руси границы в виде определенной линии начали оформляться после свержения монголо^гатарского ига» одновременно с процессом образования централизованных государств. Появилась цепь укрепленных городков от Алатыря и Темникова до Рыльска, Путивля и по р. Ока. К 1574 г. оформляются укрепленные границы русского государства в юго-восточном направлении, в 1695-1801 гг. — в южном, западном и других направлениях.
В современном мире государство как территориальный суверен в соответствии с международным правом властвует над своей территорией. Следовательно, государственная территория служит не только пространственной сферой, в границах которой обеспечивается суверенное существование государственной власти, но и объектом суверенного властвования. В связи с этим
государство вправе осуществлять государственно-хозяйственные функции на своей территории. Оно своим законодательством и другими нормативными актами устанавливает правовой режим всей территории и отдельных её частей, регулирует передвижение своих граждан, условия въезда и выезда иностранцев; определяет совместно с сопредельными странами режим государственной границы, пограничных и специальных зон и порядок их изменения; организует охрану и оборону своей территории.
Необходимо отметить, что в настоящее время сохраняется угроза территориальной целостности России в связи с незавершенностью между народ неправового оформления государственной границы, наличием территориальных притязаний со стороны ряда сопредельных государств.
В современных условиях официальные территориальные претензии к России предъявляют Япония, Латвия и Эстония. Не завершено международно-правовое оформление границы с Грузией и Азербайджаном.
Остаются нерешенными проблемы, связанные с разграничением морских пространств: с Норвегией - в Баренцевом море, с Украиной - на Черном и Азовском морях, с Грузией - на Черном море, а также с государствами Каспийского бассейна. Кроме того, не решены вопросы разграничения морского пространства с США в Беринговом море по «линии Шеварднадзе-Беккера».
Норвегия, Великобритания, Германия, Швеция. Нидерланды, Дания, Исландия, Финляндия. Япония и США продолжают активные попытки установления своего контроля в арктических водах России, организации международного судоходства по Северному морскому пути, ограничения деятельности российских судоходных компаний по перевозке грузов.
Это дает формальный повод международным деструктивным силам для нагнетания напряженности вокруг проблемы так называемых «утраченных территорий».
Статья 5 Федерального закона РФ «О Государственной границе РФ» содержит основополагающие нормы об установлении и изменении прохождения Государственной границы РФ. В данной статье в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основе сложившейся практики закреплено, что прохождение Государственной границы России устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, которые могут быть как двусторонними, так и многосторонними, и федеральными законами Российской Федерации.
К федеральным законодательным актам Российской Федерации, определяющим правовой статус государственной границы РФ. её защиту, охрану и оборону, полномочия государственных министерств и ведомств относятся:
- Конституция РФ,
- Федеральный Закон РФ «О Государственной границе РФ»;
- Федеральный закон РФ «О ФСБ РФ».
- Федеральный закон РФ «Об обороне»,
- Федеральный Закон РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ» от 16.07.1998 г,
- Федеральный Закон РФ «О континентальном шельфе» от 25 10.1995 г;
- Федеральный Закон РФ «Об исключительной экономической зоне РФ», от 18.11.1998 г;
- Указы Президента РФ, связанные с вопросами о Государственной границе,
- Соответствующие постановления Правительства Российской Федерации связанные с обеспечением деятельности государственных органов в пограничном пространстве.
Практика определения государственной границы актами высших органов государства получила начало в 20-е годы XX века. Так. в это время на основании решений высших органов власти Советского государства сложился правовой режим Арктики, который был положен в основу современного международно -правового режима, регулируемого действующими нормами международного права, а также национальных законов, принятыми прибрежными приарктическими государствами.
Необходимо обратить внимание на то. что полноценное признание государственной границы РФ на основе международного права не возможно без заключения международных договоров с сопредельными государствами о территориальном разграничении. Данные договора приобретают юридическую силу после ратификации Верховными законодательными органами договаривающихся государств. Так. например, прохождение государственной границы РФ с Монголией закреплено в Советско-Монгольском соглашении от 27 ноября 1934 г.; с Кореей - Советско-Корейской конвенции от 14 октября 1957 г. Государственная граница с США в Беринговом проливе определена в Русско-американской конвенции 1867 г. «Об уступке Россией Северо-Американским штатам Аляски».
Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР, границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению. Согласно статьи 1. Закона «О Государственной границе Российской Федерации». Государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод. недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих по российской территории, руководствуется принципами:
- обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности,
- всестороннего взаимовыгодного сотрудничества с иностранными государствами;
- взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ.
- мирного решения пограничных вопросов
Обеспечение безопасности Российской Федерации и международной безопасности достигается проведением единой государственной политики в отношении обеспечения охраны границы и осуществлением комплекса мер экономического, политического, организационного и иного характера, направленных на защиту государственного суверенитета, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации
Для создания и поддержания необходимого уровня обеспечения безопасности на государственной границе разрабатывается и действует система правовых норм, регламентирующих отношения в приграничных (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений. Обеспечение международной безопасности заключается в проведении пограничными представителями Российской Федерации направленной деятельности по пресечению незаконных действий, наносящих ущерб международной безопасности.
В настоящее время выработана концепция всеобъемлющей международной безопасности, смысл которой заключается в обеспечении такой организации международных отношений, которая исключала бы возможность возникновения войны (решения Генеральной Ассамблеи ООН от 5 12.86 г., 7.12.87 г., 8.12.88 г.).
Взаимовыгодное всестороннее сотрудничество с иностранными государствами во многом зависит от приграничной политики государства. Так как граница - категория политическая. Исторически не далеки времена, когда граница выполняла функции «Железного занавеса». Государство, по сути, монополизировало все отношения на границе - будь то общественные, экономические и даже личные.
С распадом Союза в определенный момент состоялся бросок в другую крайность. Однако политика «открытых дверей» оказалась не приемлемой для нашей страны. Идут поиски той «золотой середины», которая, с одной стороны, наилучшим образом сочетала бы в себе интересы международной интеграции, то есть строилась на принципе открытости, а с другой - предотвращала любые посягательства, нанесение ущерба (экономического, политического) и всесторонне обеспечивала безопасность.
Принцип «Взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ» закреплен в Декларации о принципах международного права и в Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1.08.75 г. он гласит: «Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».
При рассмотрении вопроса об установлении и прохождении государственной границы Российская Федерация исходит из того, что каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международно-признанных границ суверенных государств. Россия считает, что территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушении положений Устава ООН Территория государства не должна быть объектом приобретения ее другими государством в результате угрозы силой или ее применения. Следует также отметить, что принципы территориальной целостности и неприкосновенности помимо запрещения вооруженного или иного невооруженного нападения, насильственного захвата и расчленения территории других государств включает также запрещение использования государственной территории без согласия территориального суевера или в ущерб ему.
В тесной связи с международно-правовым принципом территориальной целостности находится принцип нерушимости границ. Этот принцип находит свое закрепление в заключении двусторонних договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с сопредельными государствами.
Сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что оформление границ в международно-правовом отношении проходит у нас не совсем «гладко». Есть на то, конечно, объективные причины. Протяженность государственной границы России превышает 61 тысячу километров, из их 13,5 тысяч приходится на новую границу, образовавшуюся после распада СССР. С учетом ряда пограничных проблем, оставшихся по наследству от бывшего Союза, можно говорить о весьма нелегком положении России. Их, по сути, три типа.
Во-первых, участки границ бывшего СССР, как оформленные в международно-правовом отношении (с Норвегией, Финляндией, Польшей, Китаем, Монголией, Кореей), так и не оформленные надлежащим образом (с Японией и США отсутствуют договоры о границах; с США в июне 1990 года подписано соглашение о линии разграничения морских пространств в Беринговом, Чукотском морях и на Тихом океане, но оно не ратифицировано), (протяженность -9758,2 км.).
Во-вторых, участки границ с бывшими республиками Союза, не вошедшими в СНГ (Эстония, Латвия и Литва), (протяженность — 1025,7 км, прохождение границы в договорно-правовом отношении окончательно не урегулировано).
В-третьих, это участки границы с государствами содружества (Белоруссия, Украина» Азербайджан, Грузия и Казахстан), также не оформлены в международно-правовом отношении (протяженность - 12331,3 км, граница «прозрачна»).
Общая формулировка принципа «мирного решения пограничных вопросов» содержится в Уставе ООН и развернута в Декларации о принципах международного права. Оно означает, что государство должно стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, посредничества, примирения, арбитража, обращения к региональным органам или иным мирным средствам, стороны должны согласовать такие мирные
средства, которые соответствовали бы обязательствам и характеру спора, конфликта.
Подводя итог необходимо подчеркнуть:
- Определение государственной границы РФ, форма размеры пограничных знаков и порядок их установки определяются законодательством Российской Федерации и международными договорами.
- Российская Федерация выступает за упрочение безопасности народов, исходит из принципа нерушимости государственных границ, являющихся воплощением территориальной целостности, политической независимости, суверенитета и единства государства.
- Необходимость пресекать любые попытки незаконного изменения прохождения государственной границы РФ требует от пограничных органов ФСБ России быть в постоянной готовности (боевой и мобилизационной), гарантирующей немедленный отпор любому посягательству на неприкосновенность наших границ
Библиографический список:
Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» № 4730 -1 от 1 апреля 1993 года. М.: Граница, 1993.
Закон Российской Федерации «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ» от 16.07.1998 г.
Закон Российской Федерации «О континентальном шельфе» от 25.10.1995 г.
Закон Российской Федерации «Об исключительной экономической зоне РФ», от 18.11.1998 г.
Концепция охраны Пограничными войсками Российской Федерации Государственной границы и исключительной экономической зоны Российской Федерации и внешних границ государств СНГ (на переходный период) 24 марта 1994 года.
Научно-практический комментарий к Закону РФ «О Государственной границе РФ», 1996 г.
Учебное пособие: термины и понятия, закрепленные в Закон РФ «О государственной границе
РФ>.
Послание Президента Российской федерации Федеральному собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). М.: Известия, 2000.
Колосов В.А., Туровский Р Ф. Географическое положение России на пороге XXI века: реалии и перспективы //Политические исследования. 2000. № 3.