Научная статья на тему 'Понятие и характерные черты административно-правовой деятельности экзаменационных подразделений Госавтоинспекции'

Понятие и характерные черты административно-правовой деятельности экзаменационных подразделений Госавтоинспекции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
855
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ADMINISTRATIVE LAW / ADMINISTRATIVE-LEGAL ACTIVITY / TRAFFIC POLICE / EXAM TRAFFIC POLICE UNITS / ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ / DRIVER''S LICENSE / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / VEHICLES / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГИБДД / ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Губенков Андрей Олегович

В статье анализируются различные точки зрения на понятие административно-правовой деятельности органов внутренних дел. Автор выделяет особенности административно-правовой деятельности экзаменационных подразделений Госавтоинспекции, а также дает собственное ее определение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Губенков Андрей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOTION AND CHARACTERISTIC FEATURES OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL ACTIVITY OF TEST UNITS OF STATE AUTO INSPECTION

The article analyzes a variety of points of view on the concept of legal and administrative activities of the Interior. The author highlights the features specific to the activities of the Administrative Law exam traffic police departments, and also gives the author's definition of this activity.

Текст научной работы на тему «Понятие и характерные черты административно-правовой деятельности экзаменационных подразделений Госавтоинспекции»

грузов, несвоевременную подачу паровозов и порожних вагонов, за крушения и другие преступления, посягающие на нормальную и безопасную работу транспорта [8].

Декретами ВЦИК от 20 июня и 20 ноября 1919 года устанавливались суровые меры наказания вплоть до расстрела для пресечения попыток умышленного уничтожения или повреждения железнодорожных путей, мостов и других транспортных сооружений в местностях, объявленных на военном положении [9].

В течение 1919-1921 годов было принято еще несколько нормативно-правовых актов, предусматривающих уголовную ответственность за нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта: Положение о революционных военных железнодорожных трибуналах 1920 года, Декрет СНК от 17 января 1921 года (регламентировал ответственность за нарушение правил о воздушных передвижениях), Декрет СНК от 5 сентября 1921 года (за совершение преступлений на водном транспорте) [7, с. 508-509].

К моменту принятия Уголовного кодекса 1922 года не существовало единой нормы, устанавливающей уголовную ответственность за транспортные преступления, в том числе и за преступные нарушения правил, обеспечивающие безопасную работу транспорта, которая объединяла бы все виды транспорта и регламентировала ответственность за последствия нарушения этих правил. При причинении вреда данные деяния квалифицировались по нормам, регламентирующим уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье или имущество. Необходимость уголовно-правового регулирования транспортных преступлений в условиях увеличи-

вающегося числа, а также видов транспортных средств нашла свое отражение в ст. 218 УК РСФСР 1922 года, которая послужила отправной точкой для последующего совершенствования уголовного законодательства в области обеспечения безопасной работы транспорта.

Литература

1. Российское уголовное законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. / под ред. О. И. Чистякова. Т. 1: Законодательство Древней Руси. М., 1984.

2. Российское уголовное законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. / под ред. О. И. Чистякова. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1984.

3. Российское уголовное законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. / под ред. О. И. Чистякова. Т. 3: Акты земских соборов. М., 1984.

4. Российское уголовное законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. / под ред. О. И.Чистякова. Т. 4: Законодательство периода становления абсолютизма. М., 1984.

5. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. СПб., 1845.

6. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (в ред. 1885 года). Варшава, 1892.

7. Полный курс уголовного права: в 5 т. / под ред. А. И. Коробеева. Т. IV: Преступления против общественной безопасности. СПб., 2008.

8. Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 93. Ст. 930.

9. Собрание узаконений РСФСР. 1919. № 27. Ст. 301; № 58. Ст. 549.

© 2014 г. А. О. Губенков

ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ

В статье анализируются различные точки зрения на понятие административно-правовой деятельности органов внутренних дел. Автор выделяет особенности административно-правовой деятельности экзаменационных подразделений Госавтоинспекции, а также дает собственное ее определение.

Ключевые слова: административное право, административно-правовая деятельность, ГИБДД, экзаменационные подразделения Госавтоинспекции, водительское удостоверение, транспортные средства.

Приступая к выяснению сущности административно-правовой деятельности экзаменационных подразделений Госавтоинспекции, следует отме-

тить, что до настоящего времени попыток исследовать данный вопрос не предпринималось. Однако затронутая проблема актуальна и злободнев-

на с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения.

Поскольку рассматриваемые подразделения являются структурной единицей Госавтоинспекции, которая в свою очередь входит в состав МВД России, деятельность, на наш взгляд, экзаменационных подразделений можно рассматривать в плоскости деятельности органов внутренних дел (полиции).

Одним из первых ученых, занимавшихся изучением административной деятельности органов внутренних дел, стал Л. М. Розин, который предположил, что «административная деятельность милиции (полиции) состоит в административном надзоре, осуществлении паспортной и разрешительной систем, обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов» [1]. Автор разграничивает деятельность милиции (полиции) по основным направлениям деятельности и выделяет способы ее реализации, одним из которых является осуществление разрешительной функции.

Ю. В. Апарин, В. Е. Горбач и Д. В. Золотарев дают более широкое определение указанной дефиниции и обозначают административную деятельность органов внутренних дел как «целенаправленную, организующую, исполнительную и распорядительную деятельность, состоящую в непосредственном, повседневном, практическом осуществлении задач и функций государства в сфере внутренних дел» [2, с. 7].

Такой же точки зрения придерживается О. И. Бекетов. В своей работе он дает определение, из которого следует, что административной по своей сути является деятельность многих подразделений и служб полиции по охране общественного порядка, обеспечению безопасности дорожного движения, осуществлению разрешительной системы, административного надзора и контроля [3, с. 5].

Однако представленные точки зрения, по нашему мнению, не рассматривают основное назначение административной деятельности полиции. Ю. П. Соловей в свою очередь устраняет существующий пробел и уточняет смысл данного понятия. Он исходит от обратного, характеризуя термин «административная деятельность органов внутренних дел» как деятельность полиции, которая не является сыскной (оперативно-разыскной) или уголовно-процессуальной [4, с. 141].

По нашему мнению, приведенные определения административной деятельности ОВД (полиции) не раскрывают конкретное содержание административно правовой деятельности экзаменационных подразделений Госавтоинспекции.

В свете этого интересным будет исследование основных черт, характерных для административно-правовой деятельности экзаменационных подразделений Госавтоинспекции. Так, опираясь на анализ нормативно-правовых актов и представленных определений, считаем необходимым выделить следующие основные черты:

1. Данная деятельность носит государственно-властный характер, который выражается в том, что она осуществляется от имени государства с использованием предоставленных им властных полномочий по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительского удостоверения на основании нормативно-правовых актов. Экзаменационные подразделения Госавтоинспекции в соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» [5] выступают в качестве единственного органа в стране, наделенного правом такой деятельности.

2. Подчиненность и подконтрольность деятельности экзаменационных подразделений осуществляется непосредственно территориальному подразделению Госавтоинспекции, управлению ГИБДД по субъекту Российской Федерации, а также Главному управлению по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, которое является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации [6]. Таким образом, руководство и проведение контрольных проверок деятельности этого подразделения осуществляется как централизованно, так и непосредственно на местах.

3. Деятельность экзаменационных подразделений в отличие от большинства служб Госавтоинспекции и полиции в целом по своей сути носит позитивный, созидательный характер, возникающий только по инициативе кандидатов в водители, желающих приобрести право на управление транспортными средствами: рассматриваемая деятельность не возникает в результате правонарушений, а значит, меры административного принуждения в данном случае применяться не могут.

Уместно отметить, что указанная административно-правовая деятельность является право-наделительной, заключающейся в непосредственной реализации разрешительной функции экзаменационными подразделениями Госавтоинспекции при приеме квалификационных экзаменов и выдаче водительского удостоверения на право управления транспортными средствами. То есть происходит наделение физического лица правом на занятие деятельностью, несущей в себе потенциальную угрозу не только для безопасности

дорожного движения, но и личности, общества, а также имущественным ценностям.

4. Исполнительно-распорядительный характер административно-правовой деятельности экзаменационных подразделений Госавтоинспекции включает в себя два взаимосвязанных направления: это исполнение нормативно-правовых актов и осуществление распорядительных полномочий. Первое направление заключается в реализации своих функций экзаменационными подразделениями Госавтоинспекции посредством правоприменительной практики, то есть решение в соответствии с законами и подзаконными актами, регулирующими данную деятельность, повседневно стоящих перед ними задач по допуску водителей к участию в дорожном движении. Второе - состоит в том, что должностные лица экзаменационного подразделения вправе в пределах своих полномочий выносить обязательные для исполнения предписания и применять меры административного воздействия в случае их неисполнения.

Так, согласно п. 70 инструкции, утвержденной приказом МВД России от 20.07.2000 № 782 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 1396» [7], в случае выявления несоблюдения установленных требований к подготовке участников дорожного движения руководству образовательного учреждения направляется предписание для принятия необходимых мер. Исходя из п. 71 указанного документа, если образовательное учреждение не отреагировало на предписание, то экзаменационные подразделения Госавтоинспекции информируют в установленном порядке вышестоящую по подчиненности организацию (при ее наличии), а также орган, выдавший лицензию на право ведения соответствующей образовательной деятельности.

5. Подзаконность административно-правовой деятельности экзаменационных подразделений Госавтоинспекции всегда выражается в соблюдении и точном исполнении законов и подзаконных актов. При этом в большинстве случаев сотрудники полиции имеют ряд дискреционных полномочий, предусмотренных законодательством, что не свойственно деятельности рассматриваемого подразделения. Нормативно-правовые акты, регулирующие подвергнутую анализу деятельность, выстроены таким образом, что не позволяют действовать сотрудникам экзаменационных подразделений при выполнении служебных полномочий по своему усмотрению.

6. Профилактическая направленность административно-правовой деятельности экзаменационных подразделений Госавтоинспекции, как и дру-

гих подразделений полиции, нацелена на предотвращение правонарушений, преступлений, а также несчастных случаев. Однако осуществляется она исключительно посредством превентивных мер, как правило, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Смысл этих мер состоит в том, чтобы не допустить участия в дорожном движении водителей, не способных должным образом обеспечить безопасность в транспортном потоке не только самому себе, но и окружающим.

7. Административно-правовая деятельность экзаменационных подразделений Госавтоинспекции в отличие от оперативно-разыскной или уголовно-процессуальной является открытой, то есть подвержена гласности. Так, даже несмотря на то, что при проведении теоретического и первого этапа практического испытаний нахождение посторонних лиц запрещено, в соответствии со п. 14 постановления Правительства РФ от 15.12.1999 № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» [8] допускается присутствие представителей образовательных учреждений, занимающихся подготовкой водителей, автотранспортных предприятий, военных комиссариатов, воинских частей и других организаций.

Таким образом, изложенное выше позволяет дифференцировать административно-правовую деятельность экзаменационных подразделений Госавтоинспекции от иных, что, несомненно, дает полное основание объективно и достоверно раскрыть понятие дефиниции исследуемой деятельности.

Административно-правовая деятельность экзаменационных подразделений Госавтоинспекции -это целенаправленная исполнительно-распорядительная деятельность, носящая государственно-властный характер и состоящая в непосредственной реализации повседневных задач в соответствии с действующим законодательством при проведении квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений с целью обеспечения безопасности дорожного движения посредством применения превентивных мер административного воздействия.

Литература

1. Советское административное право / под ред. А. Е. Лунева. М., 1960.

2. Апарин Ю.В., Горбач В. Е., Золотарев Д. В. Основы административной деятельности органов внутренних дел. М., 2008.

3. Бекетов О. И. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая. М., 2009.

4. Соловей Ю. П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993.

5. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. 1995. № 50. Ст. 4873. 11 декабря.

6. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (в ред. от 25.12.2013) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 10. Ст. 1334. 7 марта.

7. Приказ МВД России от 20.07.2000 № 782 (в ред. от 18.04.2011, с изм. от 27.04.2012) «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396» (вместе с «Инструкцией о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 35. 28.08.2000.

8. Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 № 1396 (в ред. от 11.04.2013) «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 52. Ст. 6396. 27 декабря.

© 2014 г. Р. Р. Осокин

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

В статье рассматриваются исторические аспекты получения взяток, а также других преступлений в таможенной сфере, меры правового и организационного характера, принимаемые для их предупреждения и пресечения в дореволюционной и послереволюционной России.

Ключевые слова: таможня, таможенная граница, таможенное дело, таможенные органы, платежи, казна, контрабанда, взятки, таможенные служащие, пограничная таможенная стража.

В современных условиях процесс интеграции Российской Федерации в мировое сообщество резко активизировался. С принятием Таможенного кодекса Таможенного союза фактически сформировано единое таможенное пространство, взят курс на создание Единого экономического пространства в рамках Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Осуществление данного процесса повлекли за собой глубокие преобразования в экономике страны, что не могло не отразиться на росте преступности во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). На современном этапе такие преступления, как контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей, имеют устойчивые черты организованно-коррумпированной, нередко трансграничной преступности.

Сложившаяся криминогенная обстановка в России в целом не может не отразиться на таможенных органах, выполняющих задачи на участках деятельности, где оборот капитала наиболее

интенсивен. В силу специфики деятельности должностные лица таможенных органов вынуждены контактировать с участниками ВЭД при решении вопросов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. Организованные преступные группы (ОПГ) и криминальные элементы, осуществляющие таможенные операции в сфере ВЭД, ориентированы на получение максимальной прибыли от совершаемых внешнеторговых сделок, а наличие значительных денежных средств и технических возможностей позволяет им эффективно противодействовать правоохранительным и контролирующим органам. Одним из способов противодействия ОПГ и криминальных элементов органам, осуществляющим государственный контроль при пересечении товарами таможенной границы Таможенного союза, выступает втягивание в противоправную деятельность должностных лиц таможенных органов путем совершения коррупционных преступлений, в числе которых наиболее опасным является взяточничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.