Научная статья на тему '«Понятие» художественные умения и навыки молодежи'

«Понятие» художественные умения и навыки молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3335
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ УМЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАВЫКИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ART CULTURE / ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МОЛОДЕЖИ / FORMATION ART ABILITIES AND SKILLS OF YOUTH / SOCIOCULTURAL ACTIVITY / "CONCEPT" ART ABILITIES AND SKILLS OF YOUTH / ART ABILITIES / ART SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кернерман Марина Вячеславовна

В предлагаемой статье представлено «понятие» художественные умения и навыки молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кернерман Марина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the «concept» art abilities and skills of youth

Текст научной работы на тему ««Понятие» художественные умения и навыки молодежи»

ровки, выполнение проектов и др.) с целью приобретения подростками опыта социально-культурных связей и отношений.

Таким образом, спроектированная нами модель определяет системно организованную мотивационную среду, в рамках которой происходит стимулирование и усиление проявления подростками ценностной рефлексии, творчества, самостоятельности и инициативы, важных с точки зрения развития их способностей, в целях успешного проявления нравственно-эмоционального потенциала. Находясь в учреждении дополнительного образования в смоделированной мотивационной среде подросток получает для себя возможность продемонстрировать свои личностные преимущества и достоинства, сформированные ранее, апробировать их в коллективной деятельности и получить образцы успешного позитивного поведения для дальнейшего развития и роста в соответствии с освоенными нравственными принципами.

Примечания

1. Вотинова О. М. Формирование эмоционально-нравственного опыта детей в дошкольном образовательном учреждении и семье: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / О. М. Вотинова; Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания Рос. акад. образования. - М., 2005. - 24 с.

2. Монахов Д. Л. Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие / Д. Л. Монахов, Н. К. Жданова, А. Б. Фомина. - М.: УЦ «Перспектива», 2009. - 270.

3. Панов В. И. Образовательная среда и мотивация учащихся в учреждении дополнительного образования [Электронный ресурс] / В. И. Панов, Ш.Р. Хисамбеев // Вестник практической психологии образования. - 2007. - № 2. - Режим доступа: http://www.rospsy.ru

4. Цыганова Е. В. Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. В. Цыганова. - Якутск, 2008. - 22 с.

5. Штофф В. А. Роль моделей в познании / В. А. Штофф. - Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1963. - 128 с.

М. В. Кернерман

«ПОНЯТИЕ» ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ МОЛОДЕЖИ

В предлагаемой статье представлено «понятие» художественные умения и навыки молодежи. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, художественные умения, художественные навыки, художественная культура, формирование художественных умений и навыков молодежи.

The article represents the «concept» art abilities and skills of youth. Keywords: socio-cultural activity, «concept» art abilities and skills of youth, art abilities, art skills, art culture, formation art abilities and skills of youth.

В соответствии с Национальной доктриной образования Российской Федерации, стратегией модернизации в настоящее время актуальными стали процессы гуманизации и гуманитаризации, усиления общекультурного содержания образования, ориентированного на принятие и осознание культурного опыта. Обозначены задачи сохранения, распространения и развития национальной культуры,

воспитания бережного отношения к культурному наследию, как в образовательных учреждениях, так и в учреждениях культуры.

Этому способствует современная система художественного воспитания и образования, частью которой являются школы искусств и другие учреждения культуры, которые «нацелены на формирование у молодежи художественных навыков и умений для развития художественной культуры, способности художественного восприятия и художественного вкуса» (2 с. 119).

В процессе формирования художественных навыков и умений важно художественно-образное восприятие молодежи, которое является одним из важных факторов при общем воспитании молодежи.

В психологической науке под навыками подразумеваются сформированные в результате упражнений способы действий. В свою очередь, упражнения представляют собой целенаправленные, специально организованные и неоднократно повторяющиеся выполнения действий.

Известно, что к формированию художественных навыков предъявляются определенные требования:

— художественные навыки должны развиваться в тесном единстве и взаимосвязи с развитием художественного мышления, то есть формирование художественных навыков полностью подчинено процессу «посильного создания художественного образа»;

- навык не самоцель, а средство, в первую очередь следует формировать эстетическое отношение к действительности, глубоко ее познавать и отражать в процессе соприкосновения с искусством.

Навык, с нашей точки зрения, формируется на основе творческого подхода, эмоциональной насыщенности упражнений, активного наблюдения природы и восприятия искусства. Процесс развития художественных навыков нужно строить таким образом, чтобы теоретические навыки были включены в процесс создания художественного образа.

Ученые, исследующие понятие «умение», выделяют три точки зрения формирования этого понятия.

Первое определение умения с позиции деятельностного подхода дали В. А. Крутецкий, А. Н. Леонтьев, П. А. Рудин. Они рассматривают умение «как основанное на практическом применении полученных знаний в данном виде деятельности» (1, с. 136).

Второе направление трактовки понятия «умение» объединяет ученых С. А. Батышева, Г. Г. Голубева, А. В. Петровского, К. К. Платонова, А. В. Усову. Эти ученые отождествляют умение со способностями, возможностями, готовностью осуществлять определенные виды деятельности, то есть личными качествами и свойствами человека.

А. В. Усова, А. А. Бобров включают в это определение цели и условия, в которых человеку приходится ориентироваться. Сторонники этого направления рассматривают умение как свойство личности человека, формирующегося и совершенствующегося в деятельности.

Третье направление представлено мнениями ученых, которые определяют природу «умения» как динамическое единство субъективного и объективного, а само умение «как приобретенное соответствие возможностей и деятельности субъекта объективным требованиям выполнения задачи». Этого направления придерживались А. К. Ковалев и В. А. Мясищев.

Развернутая последовательность формирования художественного умения представлена учеными К. К. Платоновым и Г. Г. Голубевым:

1. Этап первоначального художественного умения, на котором происходят осознание цели художественного действия и поиски способов его выполнения, опирающиеся на ранее приобретенные художественные знания и умения.

2. Этап формирования недостаточной умелой деятельности, позволяющей формировать художественные знания о способах выполнения действия и использовать ранее приобретенные, неспецифические для данной деятельности художественные навыки.

3. Этап формирования отдельных общих художественных умений, способствующих формированию отдельных высокоразвитых, но и узких художественных умений планировать деятельность.

4. Этап формирования высокоразвитых художественных умений, когда происходит творческое использование художественных знаний и навыков данной деятельности, осознание не только цели, но и мотивов выбора способов ее достижения.

5. Этап формирования мастерства, который заключается в творческом использовании различных художественных умений.

При этом основное общее развитие художественных навыков и умений молодежи может основываться на усвоении эстетической художественной ценности. Формирование художественных навыков и умений строится на восприятии как целостности (нерасчлененности) образа с помощью элементов эмоционального сопереживания.

Таким образом, при формировании художественных навыков и умений необходимо учитывать специфические особенности психофизиологических закономерностей развития молодежи:

- впечатлительность молодого человека, способность активно эмоционально сопереживать, эстетическая отзывчивость к явлениям действительности и искусства, качества формирования гуманистических отношений;

— тяготение к искусству, к декоративности (предпочтение ритмов, симметрии, цветности и т.д.), возрастная особенность целостного восприятия.

Здесь в первую очередь надо говорить об одностороннем понимании процесса развития художественных умений и навыков. В нем первое место занимают психологические механизмы, но при этом совершенно отсутствует то, ради чего они сами возникли, — духовное наполнение.

В этом случае духовное содержание искусства, его развивающее воздействие на духовный мир личности, остается нереализованным по сути или реализуется в весьма ущербном виде (в массовой культуре — вообще в противоположном смысле у молодежи). В первую очередь потому, что художественные умения и навыки не понимаются как средство, специально предназначенное для передачи духовных ценностей.

В связи с этим наиболее приемлемыми и эффективными, на наш взгляд, представляются рекомендации И. П. Глинской, выделяющей ассоциативно-эмоциональный принцип, опирающийся на пробуждение фантазии и чувств, психических переживаний. Опора на ассоциативно-эмоциональный принцип возможна в процессе работы по овладению художественными навыками понимания цвета, тона и т.д.

Процесс формирования художественных навыков и умений необходимо сочетать с развитием художественного мышления молодежи.

Художественное мышление — это процесс, имеющий законы развития, на основе которых можно предвидеть как оно будет развиваться в тех или иных условиях. Основными этапами художественного мышления являются накопление

фактов, возникновение идеи, проверка идеи.

Ценностные ориентации молодежи приобретаются из собственного опыта творческой деятельности, где важны усвоенные художественные знания, умения и навыки на основе привития художественной культуры.

Художественная культура - это особая область культуры (порой отождествляемая с искусством), составляющая своеобразную сферу жизнедеятельности человека, это целостное явление, органично соединяющее материальное и духовное начала.

В настоящее время имеются разные определения понятия «художественная культура». Так, художественная культура определяется как «совокупность созданных ... художественных ценностей, а также сам процесс их создания, распространения и восприятия, усвоения обществом и каждым отдельным человеком», как «совокупность художественных ценностей, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе» (4, с. 168-169), как «совокупность всех видов художественной деятельности, включая продукт и процесс этой деятельности, а именно создание, хранение, распространение, восприятие, оценка, изучение художественных произведений, а также воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов» (3, с. 620).

Художественную культуру каждой личности следует понимать как потребность и возможность входить в диалогическое общение с художественной культурой человечества. А это предполагает воспитанный интерес (взгляды, позиции, ценностные отношения) к культуре, художественный вкус (как психологический механизм восприятия произведений искусства), расширение знаний в области истории и теории искусства, эстетики и других наук, изучающих искусство, овладение способами художественной деятельности и ведущими умениями.

Отсюда следует: художественные знания, умения, навыки должны быть содержательно поняты в своем атрибутивно-генетическом значении для человека. Они родились вместе с художественной деятельностью (точнее, внутри нее) как условия и средства ее осуществления, их нельзя сформировать (в значении - привнести со стороны как нечто дополнительное, призванное «облагородить» человека), а можно и необходимо только воспитывать и развивать как данные от природы.

Термин «формирование»: это, одновременно, и дань общепринятой терминологии, и необходимость. Дань - потому, что сущность процесса определяется иначе. Необходимость же - потому, что развитие художественных знаний, умений и навыков, как и развитие любого явления вообще, всегда немыслимо без оформления, то есть приведения процесса в соответствующий содержанию вид.

Только в этом смысле возникает диалектика понимания термина. Художественные знания умения и навыки не формируются искусственным путем как что-то новое, а оформляют себя как средства и способы художественной деятельности в процессе педагогического обеспечения их развития.

«Нулевая точка» обозначает не просто некое формальное начало, а отражает диалектическую сущность процесса: он заложен в ней в единстве, слиянии противоположных направлений («уже не лед, но еще - не вода»).

Это такое состояние родовой способности человека, где художественные знания, умения и навыки присутствуют как еще не проявившаяся генетическая способность, но и как готовая к развитию в высшие художественно-психологические формы.

Но это возможно лишь тогда, когда в каждом конкретном случае содержанием знаний будет выступать художественная идея высокого уровня, закономерно требующая от умений и навыков адекватных форм и способов своего выражения.

Умения и навыки и есть то самое «техническое», которое рождается целеполага-нием и всегда вторично. В противном случае, «как» формируется раньше «что».

Термин «постоянно-переменные деятельностно-психологические образования» отражает диалектическую природу художественных знаний, умений и навыков. Благодаря множественности художественных интерпретаций жизненных смыслов (авторских, исполнительских и т.д.), содержание знаний все время меняется, оставаясь во всеобщем смысле одним и тем же.

Отсюда умения и навыки становятся постоянно-переменной величиной: являясь общими способами воплощения замысла, они в то же время в каждой художественной конкретности разные («единство в многообразии»). В искусстве не может быть ничего в «застывшем», догматическом виде.

Таким образом, проблема художественных знаний, умений и навыков занимает особое место: это центральная проблема, которая интегративно вбирает в себя все виды художественной деятельности — создание произведений искусства, их исполнение и деятельность по их восприятию, имея под собой развернутое фило-софско-методологическое основание.

Природа художественных знаний, умений и навыков, проистекающая из художественной деятельности, определяет то, что они рождаются как условия и способы реализации сущностной силы человека. Потому процесс их формирования должен быть понят в первую очередь как развитие природной способности человека, придание им нравственно-эстетического содержания и цивилизованных форм.

Родовая природа художественной деятельности и категориальный уровень обобщений нравственно-эстетических ценностей в искусстве определяют то, что формирование художественных знаний, умений и навыков есть целостный процесс, имеющий своим основанием алгоритмы диалектической логики и протекающий как развитие родовой человеческой способности от ее «нулевой точки» к сложным деятельностно-психологическим образованиям.

Примечания

1. Генезис сенсорных способностей / под ред. Л.А. Венгера. — М., 1976.

2. Каменец А. В. Организационно-педагогические основы художественно-эстетической деятельности молодежи в рамках культуры и отдыха: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Каменец. — М., 1984.

3. Культурология: словарь / сост. А.И. Кравченко. — М., 2000.

4. Эстетика: словарь / под ред. А.А. Беляева, Л.И. Новиковой, В.И. Толстых. — М., 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.