УДК 34 Денискин И.М., Ильин А.Н.
Денискин И.М.
студент
Московский финансово-юридический университет МФЮА
(г. Москва, Россия)
Ильин А.Н.
канд. юрид. наук, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Московский финансово-юридический университет МФЮА
(г. Москва, Россия)
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: в статье рассматриваются общие положения о государственной службе в Российской Федерации, анализируются различные подходы к определению государственной службы учеными. Значимость института гражданской службы сложно переоценить, поскольку он выполняет важнейшие функции по реализации государственного управления.
Ключевые слова: государства, госслужба, госслужащий, госуправление, законодательство.
Успешное разрешение государством экономических, социальных и политических задач во многом определяется эффективной работой государственных служащих, реализующих ключевые функции государства. В сегодняшних условиях значение государственной службы Российской Федерации, как на федеральном, так и на региональном уровнях, значительно возросло. Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации стала неотъемлемой частью всей системы государственного управления.
В настоящее время в Российской Федерации реализуется политика, ориентированная на улучшение качества кадровой структуры служащих на гражданской государственной службе, развитие уровня подготовки и воспитания будущих специалистов, повышение уровня профессионализма и компетентности, модернизация основных подходов и мероприятий, а также разработка новых средств, направленных на противодействие коррупции в области государственной службы. И самое основное - формирование общественного мнения в пользу престижа и популяризации государственной гражданской службы.
Государственная служба - это важнейший институт современной системы управления. Специалисты определяют данное понятие с различных точек зрения. Например, Ю.Н. Туганов под государственной службой понимает профессиональную служебную деятельность граждан государства по обеспечению исполнения полномочий государства [6 с. 17]. По нашему мнению, ученый в полной мере раскрыл изучаемое понятие, тем не менее, необходимо упомянуть, что государственная служба представляет собой деятельность, которая реализуется лицами, наделенными особыми полномочиями [3 с. 38].
Эксперт НИИ государственной службы и управления, доктор социальных наук Е.В. Охотский придерживается мнения о том, что гражданская служба представляет собой, в частности социальный институт государственной службы. По его мнению, под гражданской службой следует понимать сформированную с самого начала возникновения Российской государственности, историческую систему деятельности субъектов, которые находятся на государственной службе.
Граждане, поступающие на государственную службу, должны обладать необходимыми профессиональными компетенциями, иметь определенный уровень образования и профессиональных навыков.
При этом Н.В. Нагорных полагает, что государственная служба - это сложное административно-правовое явление, в результате которого граждане
осуществляют профессиональную деятельность по выполнению определенных функций государства [4 с. 34]. При рассмотрении любого правового института особое внимание необходимо уделять законодательной базе, которая обладает главенствующей силой, поэтому для полноты изучения вопроса об определении государственной службы следует обратиться к Федеральному закону от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1]. Согласно легальному определению, в системе государственной службы Российской Федерации выделяется государственная гражданская служба РФ. Особенностью данной службы является характер ее несения, выраженный в реализации трудовых профессиональных функций граждан, которую несут службу на соответствующих должностях. Анализируя весь представленный ранее материал, мы пришли к следующим выводам относительно определения понятия «государственная служба»:
Государственная служба представляет собой многогранный феномен государственного и муниципального администрирования, который находит свое отражение в осуществлении членами общества деятельности, ориентированной на защиту прав и свобод граждан Российской Федерации, а также соблюдением исполнения требований законов Российской Федерации, осуществляемой во всех сегментах системы управления государством.
Государственная служба как особый институт, имеет следующую структуру:
1. С теоретической стороны: правила поведения, законы, нормы и процедуры, то есть комплекс особых организационно-правовых и процессуально-значимых методов, необходимых для поддержания правильного функционирования государственного управления, а также достижения поставленных государством целей, решения задач и выполнения функций государственной власти,
2. С практической стороны институт гражданской службы составляют физические лица, которые выполняют свои трудовые функции по несению гражданской службы на соответствующих должностях. Они имеют особую
подготовку и выполняют практические функции по управлению государством, как в целом, так и на региональном уровне [8 с. 25].
В рамках существующей нормативно-правовой базы РФ государственная служба многообразна и подразделяется на несколько видов, а именно:
1. Осуществление службы в государственных органах, гражданская служба,
2. Несение службы в рядах Вооруженных сил Министерства обороны Российской Федерации, военная служба
3. Другие формы несения государственной службы.
Данные формы государственной службы определены в рамках ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
В должностных инструкциях содержатся ключевые обязанности, которые выполняют государственные гражданские служащие [2 с. 53].
В ходе выполнения своих прямых обязанностей сотрудники государственных структур обязуются исполнять требования нормативно-правовой базы Российской Федерации, которая регламентирует их деятельность [5 с. 21].
Все должности служащих, которые исполняют свои служебные обязанности в субъектах Российской Федерации можно отличить по определенному перечню характеристик:
- такие должности создаются на базе нормативных актов, которые обладают юридической силой в регионах Российской Федерации, в большинстве случаев такого рода должности закрепляются в рамках имеющих специфическую узкую направленность,
- правовое положение граждан, которые находятся на службе, формируется на базе требований конституционного и административного права. Так же при определенных обстоятельствах к ним применимы нормы трудового законодательства
- заработная плата данной категории государственных служащих формируется из бюджетных средств субъектов Российской Федерации [7 с. 42].
На сегодняшний день реформирование государственной службы в России осуществляется на основании Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)». В ней отмечаются основные проблемы, цели, задачи, сроки, этапы ее реализации, цели, показатели и основные мероприятия, предусмотренные программой по реформированию и развитию государственной службы России.
В первую очередь государственные служащие должны понимать, что они осуществляют свою деятельность на благо всего государства и общества в целом, а не конкретно той структуры, в которой они работают.
Таким образом, государственная служба представляет собой ключевой институт управления, обеспечивающий выполнение государственных функций по защите прав граждан. Она включает в себя как теоретические аспекты (законы, нормы, процедуры), так и практическую деятельность граждан на различных должностях. В России государственная служба подразделяется на гражданскую, военную и другие формы, каждая из которых регулируется законодательством. Эффективная работа государственных служащих важна для устойчивого развития государства, повышения уровня профессионализма и борьбы с коррупцией.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215;
2. Груздев В.С. Правовой статус госслужащих Российской Федерации и организационно-правовые основы функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения их квалификации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2024. С. 25-259;
3. Кочетков А.В. Государственная и муниципальная служба: учебник и практикум для магистров — М.: Издательство Юрайт, 2024. С. 53-403;
4. Ларькина А.П. Основы государственной гражданской службы. - Саранск: ЮрЭксПрактик, 2023.С. 38-100;
5. Нагорных Р.В. Понятие и административно-правовая природа государственной службы Российской Федерации // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2024 № 3 С. 34-36;
6. Попова О.В. Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации - самостоятельный государственно-правовой институт // Государственная власть и местное самоуправление. 2024. № 2. С. 21 - 28;
7. Туганов Ю.Н. Государственная и муниципальная служба: учебник для магистров. — М.: Издательство Юрайт, 2024 С. 17-294;
8. Чаннов С.Е. Ограничения конституционных прав лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2024. № 10. С. 42 - 47
Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 12 (81) Том 3. ДЕКАБРЬ 2024 г. Deniskin I.M., Ilyin A.N.
Deniskin I.M.
Moscow University of Finance and Law MFUA (Moscow, Russia)
Ilyin A.N.
Moscow University of Finance and Law MFUA (Moscow, Russia)
THE CONCEPT OF CIVIL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract: the article examines general provisions on civil service in the Russian Federation, analyzes various approaches to the definition of civil service by scientists. The importance of the institution of civil service is difficult to overestimate, since it performs the most important functions in the implementation of public administration.
Keywords: states, civil service, civil servant, public administration, legislation.