УДК 34 Денискин И.М., Ильин А.Н.
Денискин И.М.
студент
Московский финансово-юридический университет МФЮА
(г. Москва, Россия)
Ильин А.Н.
канд. юрид. наук, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Московский финансово-юридический университет МФЮА
(г. Москва, Россия)
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Аннотация: в статье рассматриваются исторические аспекты развития государственной службы в России. Проанализированы общие тенденция развития государственной службы, как важнейшего института государственного управления.
Ключевые слова: государственная служба, история, возникновение службы, государственный служащий, институт.
История развития государственной службы уходит своими корнями в далекое прошлое, в период формирования государственности. [5 с. 138].
В Российском государстве в период IX - XI века некоторые задачи управления государством были реализованы старостами. Примечательно, что изначально часть общества, которая осуществляла управление княжеским двором, являлась представителями рабов (холопов).
Период образования Московского централизованного государство ознаменован полноценным становлением института государственной службы [2 с. 135].
В данный период истории вся власть концентрируется в Москве, и создается централизованная система управления государством, возникают совершенно новые элементы управления государством.
В частности, люди, которые находились на службе, поощрялись, как в военной, так и в гражданской сфере, например, земельными наделами, которые они использовали в основном в сельском хозяйстве.
Служащие могли распоряжаться землей до тех пор, пока находились на государственной службе. К XV веку развивалась политика, направленная на снижение влияния феодалов.
В государственном управлении зарождается механизм, построенный на различного рода рангах государственных служащих, придворных чиновниках, окольничих, дворецких, казначеев, а также представителей знати — думных дворян и думных дьяков. Все это перечень чинов того времени, которые жаловались за государственную службу.
Кроме того, в тот исторический период существования Московского государства возник еще один феномен, называемый «местничеством». Он заключался в том, что лишь человек с достойной родословной мог рассчитывать на тот или иной пост на службе государству.
В дальнейшем все вышеописанные механизмы государственной службы закреплялись и развивались вплоть до XVII века.
К XVII веку в нашем государстве сложилась и функционировала долгое время приказно-воеводская система управления.
В то время государственная служба для представителей дворянства и иных служилых сословий являлась обязательным условием. Порядок прохождения государственной службы формировался в зависимости от родословной, личных достижений чиновника и его земель.
Помимо этого, проводились различного рода реформы, ориентированные на совершенствование законодательных норм, основная задача которых была в регламентировании функционирования института государственной службы [1 с. 94].
К данной группе норм относятся законы, принятые в различные периоды Российской истории, в частности:
- Судебники 1497 и 1550 годов,
- Соборное Уложение 1649 года,
- а также указы великих князей и царей.
В 1682 году история развития государственной службы в Российском государстве получила новый виток, благодаря реформам Петра I. Что стало еще одним шагом в укреплении основ государственной службы [3 с. 59].
Значимым для государства Указом, принятым при Петре Великом, стал указ о единонаследии. В рамках, которого был сформирован принцип майората, правовой статус дворян был существенно пересмотрен. Данный указ запрещал дворянам передавать свое имущество кому-либо за исключением своих родственников, а именно сыновей (или дочерей в случае отсутствия сыновей).
Остальным детям дворян нужно было столкнуться с выбором между военной или гражданской службой и существовать на жалование. Следующим Указом Петра стал документ, в рамках которого закрепились иерархические позиции чинов.
В рамках Табеля о рангах Петром были узаконены инновационный иерархический механизм. В процессе производства в тот или иной чин в расчет брались профессиональные компетенции служащих, их преданность делу и самоотверженность, а также выслуга лет. Табель предложил новую иерархическую структуру, включающую в себя различные ранги и позиции. Благодаря чему, на государственную службу стремились талантливые люди, система государственного управления окрепла и стала наиболее эффективной.
Благодаря табелю принцип выслуги лет был более значимым в сравнении с богатой родословной, которая отходила на второй план. В рамках Табеля о рангах военная и гражданская служба подверглись унификации.
Во второй половине XVШ века, при Екатерине II система, заложенная Петром I, продолжает совершенствоваться. Проводится губернская реформа и ряд реформ государственных органов. Важнейшими актами стали Манифест
Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762 г.) и подобный указ о дворянских вольностях самой Екатерины II. Ими дворянство освобождалось от обязательной военной и гражданской службы. Таким образом, после Петра I идет постепенное ослабление, а затем отмена обязательности государственной службы для основного служивого сословия -дворянства, она стала их привилегией.
В рамках Новой истории государственная служба получила серьезный скачок в развитии в начале XIX века. Необходимые условия для развития государственной службы были сформированы благодаря появлению выдающейся личности - Сперанского Михаила Михайловича, который без преувеличений, является одним из основоположников юридической науки в России.
Благодаря идеям М.М. Сперанского в 1809 году в законную силу вступил проект, в рамах которого все люди, которые желали поступить на государственную службу, должны были подвергаться обязательной экзаменации.
Таким образом, был установлен стандарт, в рамках которого для того, чтобы занимать определенные должности, необходимо соответствующее образование в университете.
В дальнейшем, в связи с большим количеством сопутствующих бюрократических проблем, указ был отменен, однако его цель была достигнута: были внедрены инновационные принципы службы государству, которые в последующем принесли свои положительные результаты.
В 1832 году принят «Устав о службе гражданской», в 1834 году «Правила о порядке производства в чины гражданской службы», в 1845 году вводятся изменения в Табель о рангах. В течение XIX века утвердились ряд положений, характеризующих государственную службу. Это запрет родственных связей по службе, ведение определенного образа жизни, который не должен был подрывать авторитет и достоинство государственной власти. В Российской империи до 1917 года функционировала проработанная и
эффективная система регулирования государственной службы, государственный аппарат справлялся со своими задачами.
После того, как власть перешла к коммунистической партии, система государственного управления подверглась серьезным изменениям. Такого рода необходимость оправдывалась концепцией «на пепле старого взрастим новое», целью являлось искоренение прошлых режимов во всех их проявлениях [4 с. 217].
В период Советского союза законотворчество так и не смогло сформулировать достойный законопроект, направленный на принятие закона о государственной службе. Тщательно контролировалась лишь служба в армии и милиции.
Служба в государственных органах регулировалась лишь несколькими подзаконными актами, рядом указов вводились классные чины и ранги в некоторых отраслях.
В материалах XXI съезда КПСС утверждалось, что работа в аппарате вообще перестала быть особой прогрессией. И лишь в конце 80-х годов была признана необходимость принятия союзного Закона о государственной службе.
В последующие годы законодательство нашей страны не стояло на месте, а двигалось только вперед, в связи с этим были изданы различные нормативно-правовые акты, которые регулировали вопросы государственной службы в России, ее задачи, функции и особенности. В 2004 году был издан Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Таким образом, исторически государственная служба в России начала формироваться вместе с развитием государственности, особенно в Древней Италии, где ей придавалось большое значение. В К-К! веках в Киевской Руси управление княжеским двором осуществляли тиуны и старосты, многие из которых были рабами. В XVI-XVII веках развивалась приказно-воеводская система, где служба для дворянства была обязательной. Реформы Петра I в начале XVIII века внесли значительные изменения в государственную службу,
включая обязательную службу для дворян и запрет на дробление поместий. Эти реформы укрепили государственные органы и изменили правовой статус дворянства. Период советской власти ознаменовался отсутствием успешных попыток законодательного оформления института государственной службы. Нормативно-правовое регулирование было сосредоточено преимущественно на сфере военной и милицейской деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Егоров С. А., Иванов А. Б. История государства и права России в 2 частях. Часть 1. IX — первая половина XIX века. М.: Юрайт, 2023. С. 94 - 346;
2. Иванов С. А. История отечественного государства и права. М.: Юрайт, 2023. С. 135 - 181;
3. История отечественного государства и права. Х^К века / под ред. А. П. Альбова, С. В. Николюкина. М.: Юрайт, 2023. С. 59 - 220;
4. Лаптева Л. Е., Медведев В. В., Пахалов М. Ю. История отечественного государства и права. М.: Юрайт, 2023. С. 217-512;
5. Рассолов М. М., Никитин П. В. История отечественного государства и права в 2 частях. Часть 2. М.: Юрайт, 2023. С. 138-287
Deniskin I.M., Ilyin A.N.
Deniskin I.M.
Moscow University of Finance and Law MFUA (Moscow, Russia)
Ilyin A.N.
Moscow University of Finance and Law MFUA (Moscow, Russia)
HISTORY OF DEVELOPMENT OF CIVIL SERVICE
Abstract: the article examines the historical aspects of the development of civil service in Russia. General trends in the development of civil service as the most important institution ofpublic administration are analyzed.
Keywords: civil service, history, service emergence, civil servant, institution.