Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования этики государственных служащих в сфере исполнительной власти '

Особенности правового регулирования этики государственных служащих в сфере исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
профессиональная этика / этика государственных служащих / этический кодекс / государственная служба / соотношение моральных и правовых норм / professional ethics / ethics of civil servants / code of ethics / civil service / correlation of moral and legal norms

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Юрьевич Калинин

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями этики государственных служащих в сфере исполнительной власти; анализируются проблемы соотношения правового и этического регулирования государственной службы; дается анализ типового кодекса этики и кодексов этики конкретных органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of legal regulation of ethics of civil servants in the field of executive power

The article discusses issues related to the ethics of civil servants in the field of executive power; analyzes the problems of the relationship between legal and ethical regulation of public service; analyzes the model code of ethics and codes of ethics of specific public authorities.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования этики государственных служащих в сфере исполнительной власти »

Закон и право. 2024. № 4. С. 57-64. Law and legislation. 2024;(4):57-64.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-57-64 NIION: 1997-0063-4/24-190

EDN: https://elibrary.ru/AFLFBV MOSURED: 77/27-001-2024-3-390

Особенности правового регулирования этики государственных служащих в сфере исполнительной власти

Алексей Юрьевич Калинин

Институт Технологий управления — МИРЭА, Москва,

Россия, darckov@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями этики государственных служащих в сфере исполнительной власти; анализируются проблемы соотношения правового и этического регулирования государственной службы; дается анализ типового кодекса этики и кодексов этики конкретных органов государственной власти.

Ключевые слова: профессиональная этика, этика государственных служащих, этический кодекс, государственная служба, соотношение моральных и правовых норм.

Для цитирования: Калинин А.Ю. Особенности правового регулирования этики государственных служащих в сфере исполнительной власти // Закон и право. 2024. № 4. С. 57—64. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-4-57-64 ББЫ: https://elibrary.ru/AFLFBV

Original article

Features of legal regulation of ethics of civil servants in the field of executive power

Alexey Yu. Kalinin

Institute of Management Technologies — MIREA,

Moscow, Russia, darckov@yandex.ru

Abstract. The article discusses Issues related to the ethics of civil servants In the field of executive power; analyzes the problems of the relationship between legal and ethical regulation of public service; analyzes the model code of ethics and codes of ethics of specific public authorities.

Keywords: professional ethics, ethics of civil servants, code of ethics, civil service, correlation of moral and legal norms.

For citation: Kalinin A.Yu. Features of legal regulation of ethics of civil servants in the field of executive power // Law and legislation. 2024;(4):57—64. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-57-64 EDN: https://elibrary.ru/AFLFBV

Невысокий процент доверия граждан к органам государственной власти и уп--«давления обусловлен в немалой степени неэтичными поступками государственных служащих, с которыми в своей жизни вынужден сталкиваться каждый гражданин. Между тем государственные служащие олицетворяют собой

© Калинин А.Ю. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 04-2024

само государство, функции которого сводятся к защите прав собственных граждан. Критически небольшой уровень этики государственных служащих как в центральных, так и в региональных органах власти страны, обусловливает необходимость обращения к вопросам этического облика конкретного служащего.

Отправной точкой в регулировании этики государственной службы является принятие

15 августа 2001 г. Концепции реформирования системы государственной службы РФ, в соответствии с которой государственные служащие обязаны взаимодействовать с гражданами на основе соблюдения этических норм и правил по-ведения1.

Следующим важным в становлении правового регулирования данного института является принятие Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [3]. Данные принципы легли в основу принимаемых в дальнейшем кодексов профессиональной этики государственных служащих. Принятый в 2004 г. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1], который в ст. 17 почти дословно воспроизводит положения Указа № 885, стал следующим шагом на пути развития нормативно-правового регулирования этики в России.

Введением действенного механизма по соблюдению требований к служебному поведению стало формирование комиссий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» [4].

На сегодняшний день среди основных источников регулирования этики государственных гражданских служащих можно выделить Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ст. 16-20) [1]; Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 (ст. 8-12) [2]; Указ Президента № 885 [3]; Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих от 23 декабря 2010 г. [5].

Отдельно стоит отметить, что на данном этапе правового регулирования этики государственной службы принято более тридцати кодексов этики федеральных органов государственной власти. Однако, как справедливо отмечает И.В. Левакин, «большинство их однотипно по структуре, не имеют особенностей, обусловленных спецификой той или иной профессии» [12].

1 Концепция реформирования системы государственной службы РФ (утв. Указом Президента РФ от 15.08.2001) // http://base.garant.ru/ URL: http://base.garant.ru/189260/ (Дата обращения: 10.10.2021)

Исходя из системного толкования положений Конституции РФ регулирование государственной службы субъекта РФ находится в совместном ведении. Таким образом, нормативно-правовое регулирование этики государственной службы имеет двойственную природу в силу федеративного деления нашего государства.

A.B. Оболонский, размышляя о содержании кодексов этики государственных служащих, отмечал, что эти нормативно-правовые документы должны содержать как общие для всех нормы, так и нормы, характеризующиеся спецификой не только конкретной деятельности и особенностями той или иной профессии, но и спецификой конкретного субъекта РФ [16, с. 14].

К сожалению, на данном этапе в регионах, хотя и приняты кодексы этики конкретных органов государственной власти субъекта, однако в них отсутствует даже намек на региональную специфику. Как правило, такие документы воспроизводят положения Типового кодекса, что должно восприниматься как чисто формальное исполнение обязанности субъекта РФ по принятию такого рода правовых актов.

На это обстоятельство справедливо обращают внимание C.B. Шуралева и A.B. Ваньков, говоря, что данные кодексы утверждаются нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти и практически совпадают по содержанию [21, с. 193].

Одним из действенных шагов по «улучшению» морального облика госслужащих в глазах граждан, формированию уважительного отношения к государственной власти в целом становится совершенствование материально-право-вой базы этики госслужбы. Назначение данных нормативно-правовых актов заключается в ориентации госслужащего на должное поведение. Стоит согласиться с мнением о том, что «в условиях отсутствия или несовершенства законодательной базы этический кодекс может заменить закон, предотвратив неэтичные и противоправные действия государственного служащего» [19]. Формулируя в самом общем виде принципы и правила поведения, данные акты задают некий вектор поведения, обращение к которому в самых неоднозначных ситуациях должно привести к верному ответу.

Таким образом, несмотря на конкретную выбранную модель закрепления этических норм и правил поведения, которые должны соблюдать государственные служащие, необходимо обратить внимание на их содержание. Особенностью подобных актов выступает их рекомендательный

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2024

характер, необходимость отражения специфики конкретного вида профессиональной деятельности, принадлежности к той или иной профессии, а также отражения региональной специфики. Кодексы этики не должны быть идентичны, поскольку простое копирование одних и тех же этических норм не способствует улучшению морального облика государственного служащего и, как следствие, не позволяет выполнять свои функции на высоком профессиональном уровне. Дальнейшее совершенствование материально -правового регулирования этики государственных служащих требует инициативных решений и проектов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Переходя непосредственно к вопросу об особенностях правового регулирования служебной этики в органах исполнительной власти, следует отметить, что исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, призванную осуществлять управление и регулирование в государстве и обществе [8, с. 368]. Уже в самом определении исполнительной власти содержится указание на ее особенность — это специализированная система, управляющая государственными делами, т.е. государственным строительством, народным хозяйством, государственной собственностью, социально-культурным строительством [7, с. 684].

Таким образом, сущностью исполнительной власти выступает государственное управление. В современном мире трудно представить область общественных отношений, где государство, в том или ином виде, не принимало бы участия. Государственное управление реализуют органы исполнительной власти, которые охватывают практически все сферы жизни общества: экономику, науку, образование, здравоохранение, дипломатические отношения и безопасность.

Предназначение исполнительной власти раскрывает еще один ее характерный признак — наличие четкой иерархии в организации исполнительной власти, которая необходима в условиях решения масштабных, общегосударственных задач [7, с. 684].

И, наконец, последней особенностью является ответственность исполнительной власти за свои действия. Она вытекает из ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, поэтому исполнительная власть несет

ответственность за надлежащее обеспечение прав и свобод и соблюдение баланса между частными и публичными интересами.

Примечательно, что количество государственных служащих в сфере исполнительной власти превышает число должностных лиц в любой иной государственной сфере, что обусловлено широким управленческим воздействием государства на все сферы общественной жизни. Граждане чаще взаимодействуют именно с органами исполнительной власти, чем с органами судебной или законодательной власти. Следовательно, административные правоотношения, возникающие в ходе государственного управления, многочисленны и многообразны. Сказанное особенно подчеркивает значимость статуса государственных служащих и необходимость их должного поведения при осуществлении своих полномочий.

Любое социальное поведение определяется существующими намерениями и стремлениями, целями и мотивацией людей, ролью, которую они принимают на себя, т.е. сознанием. Традиционно в структуре этики выделяют два компонента — этическое сознание и нравственную практику (мораль). Содержанием этического сознания являются нормы и ценностные представления [14, с. 50]. В связи с этим нравственное сознание — это не просто образ идеального поведения, а постоянно изменяющийся поток мыслей, эмоций и волевых актов, в котором ничто не остается устойчивым. Начинаясь с чувственного отражения сознание поднимается до уровня мышления, в процессе которого обобщение осуществляется как осознание и выделение существенных связей вещей [13]. Таким образом, именно мышление индивида является существенным при усвоении моральных норм.

Д.В. Зыковым на основании особенностей установления правовых связей между явлениями и процессами общественного бытия было выделено несколько типов юридического мышления: юридико-позитивистское, децизионист-стское и идеалистическое [11]. Каждый тип мышления обусловлен средой, в которой осуществляет деятельность конкретный индивид. Государственному служащему, работающему в органе исполнительной власти, чья деятельность в основном носит правоприменительный характер, соответствует юридико-позитивистское мышление. Раскрыв некоторые его черты, представляется возможным выявить профессиональные ценности, разделяемые таким служащим, и, проанализировав их, сформулировать общие

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 04-2024

правила поведения, которыми следует руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

По мнению Д.В. Зыкова, «юридико-позити-вистскому мышлению, или мышлению о правиле, свойственно видеть в качестве причины всех явлений общественной жизни правовую норму. Она представляется фактором, на основе которого возникают и прекращаются общественные отношения, стимулируются и подавляются явления. Правовая норма — самостоятельная сила, способна инициировать тот или иной процесс в обществе и управлять им» [10, с. 110].

Действительно, индивид, обладающий таким типом мышления, старается не затрагивать вопросы истинности правовой нормы, ее правильности или справедливости. Минимальные требования к нормам ограничиваются лишь здравым смыслом. Хотя известны случаи, когда происходили нарушения даже этого единственного требования в угоду сохранения рационалистической конструкции. Примечательно, что даже среди высших должностных лиц, чья деятельность не связана с правоприменением, характерны ссылки на установленный порядок, процедуру или правило и одобрение неукоснительного следования букве закона2.

Из данного признака вытекает следующий — догматизация норм права и всего механизма реализации норм. Поскольку любая правовая норма истинна сама по себе, критическое отношение к ним заменяется их безусловным принятием. Такой настрой отлично характеризуется правилом «не углубляйся, не критикуй, не сомневайся и действуй строго в соответствии». Отсутствие рефлексии по отношению к действующим правилам может приводить к различным ошибкам в правоприменении. При этом ситуация еще более усугубляется в связи с характерной чертой преследования государственным органом своих корпоративных интересов [15, с. 193, 236, 239].

Тем не менее государственный служащий обязан применять правовые нормы независимо от того, что он об этом думает и как реагируют на нее субъекты правоотношений [10, с. 128]. Эффективное государственное управление должно основываться на беспрекословном подчинении закону и всем внутренним правилам. Без этого не будут выполняться задачи, стоящие пе-

2 См., напр.: Песков счел, что Минюст следовал букве закона, признав «Голос» НКО-иноагентом // Интерфакс: URL: https://www.interfax.ru/russia/801106 (Дата обращения: 03.11.2023)

ред государством. Каждый чиновник в идеале — не более чем механизм в государственной машине, бездушный элемент аппарата государства.

Часто законные действия служащего получают негативную оценку со стороны отдельных лиц. Например, в ситуации, когда некоторые исполнительные действия по взысканию денежных средств воспринимаются должником как несправедливые или аморальные, от судебного пристава закон требует исполнить судебное решение полностью. Причем судебный пристав не вправе поставить под сомнение законность и обоснованность судебного решения, хотя внутренне он может быть и не согласен с ним. Для судебного пристава имеют важность только задачи государственной службы — правильное и своевременное исполнение судебных актов. В таких условиях возникает противоречие между личным интересом и интересами государственной службы.

Необходима разработка особой этики, которая бы учитывала сопровождающий деятельность госслужащих общественный интерес. Важно создать механизм, который бы побуждал служащих при осуществлении своей деятельности исходить из публичных, а не личных интересов. Нормы данной этики будут представлять собой правила предупреждения и разрешения нравственных конфликтов, возникающих при исполнении полномочий.

Достаточно часто, особенно в деятельности контролирующих органов, задача государственного служащего заключается в анализе каких-либо фактических обстоятельств и их соотнесении с конкретным юридическим составом. По различным причинам может возникнуть неопределенность в понимании действующих норм и, как результат, неопределенность в том, какое решение должно быть принято по результатам анализа ситуации. Предполагаем, что в подобных случаях следует исходить из профессиональной деятельности, эмпирического опыта, а также из сущности, назначения определенного государственного органа.

Приведенная характеристика мышления не несет в себе какой-либо негативной оценки. Она раскрывает моральные ценности, которые должны разделяться работниками органов исполнительной власти. Данные ценности заложены в самой идее исполнительной власти, суть которой заключается в государственном управлении и претворении в жизнь законов. К ним относится:

1) строгое соответствие деятельности закону и подзаконным нормативным правовым актам;

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2024

2) добросовестное исполнение должностных обязанностей;

3) беспристрастие при несении службы, независимо от собственной или общественной оценки результатов деятельности государственного органа;

4) публичная некритичность в оценке действующего законодательства.

При этом нередко перечисленные специфические нравственные ценности, заложенные в коллективном сознании служащих, вступают в конфронтацию с общими моральными ценностями, разделяемыми всеми индивидами. Закрепить нужные ценности, расставить приоритеты между ними и установить механизм разрешения возможных конфликтов призваны специально принимаемые органами власти этические кодексы. Не вступая в дискуссию о природе таких кодексов, о границе между моральным и правовым регулированием, следует констатировать, что этические кодексы являются важным способом закрепления надлежащего поведения государственных служащих.

Как отмечает A.B. Оболонский, «этический кодекс представляет собой нечто вроде «морального контракта», заключаемого между администрацией и служащими, но нарушение норм этических кодексов влечет не только моральные, но и юридические санкции» [18, с. 61]. Кроме моральных ценностей, кодекс этики должен содержать свод моральных норм для обстоятельств, свойственных для той или иной должности. Иными словами, задать некий стандарт поведения в типичных ситуациях. Тем самым кодекс отражает специфику характера деятельности той или иной организации, помогая служащим разрешать дилеммы морального характера.

Рассмотрим этическое регулирование государственной службы на примере Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов (ФССП) [6].

B статье 3 Кодекса перечисляются основополагающие принципы служебного поведения — это принципы законности, служения государственным интересам, лояльности и политической нейтральности. Считаем большим упущением отсутствие принципа профессионализма деятельности. Принцип профессионализма означает, что служащие должны обеспечить качественное выполнение функций и задач государственной службы. Указанный принцип гарантирует постоянное повышение качества обслуживания, адаптацию к меняющимся потребностям

службы. И хотя данный принцип прямо отсутствует в Кодексе, косвенно он находит свое отражение в п. 6 ст. 3, где закрепляется норма стремления к постоянному совершенствованию, повышению своей квалификации и получению новых знаний.

Бесспорно, что в работе пристава весьма важен порядок осуществления его деятельности, соблюдение процедур исполнительного производства и мер принудительного исполнения. Представляется возможным дополнение изложенных принципов еще одним, касающимся уважения служащими ФССП установленных законом процедур исполнительного производства.

Из зарубежного опыта можно привести в пример канадский Ценностный и этический кодекс государственной службы (Values and Ethics Code for Public Service), содержащий любопытный пункт в главе о ценностях. А именно: «на государственной службе способ достижения целей важен так же, как их результат». Представляется, что данное положение отражает саму этическую сущность деятельности пристава.

В статье 3 Кодекса перечислены правила, развивающие закрепленные принципы поведения. Правила универсальны по своей природе и применяются во всех органах исполнительной власти. По отношению к гражданам действует принцип уважения личности, суть которого заключается в признании, соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в качестве нравственного долга и профессиональной обязанности служащего ФССП. Однако отсутствуют развивающие данное положение правила о необходимости уважительного отношения к субъектам исполнительного производства и иным гражданам, недопустимости умаления их чести и достоинства. Кроме того, в своей деятельности судебный пристав-исполнитель часто имеет дело со служащими других ведомств (в рамках межведомственного взаимодействия и совместного проведения различных мероприятий), поэтому было бы логичным распространить нормы о поведении в коллективе на поведение служащего ФССП в отношениях со служащими других ведомств и организаций.

В сфере государственного управления необходимо учитывать и отношения соподчинения, возникающие между служащими. Здесь следует обратить внимание на большую роль руководителей. Учитывая российские реалии, когда служащие связаны с руководителем не только отношениями субординации, но и экономически

LAW & LEGISLATION • 04-2024

зависимы от начальства — непрозрачная система оплаты на государственно службе общеизвестна (фонды оплаты труда в России распределяются руководителями ведомств, а не линейными руководителями сотрудников) [9, с. 12, 28]. При невозможности соотнести заработную плату с выполняемыми трудовыми функциями окончательное вознаграждение во многом зависит от руководства.

Руководители также принимают важные внутриорганизационные решения, в том числе поощрение и продвижение служащих, которое во многом основано на субъективных оценках руководства [9, с. 18]. В условиях несовершенного правового регулирования государственной службы становятся особенно важными нравственные качества различных руководителей.

По мнению А.В. Оболонского, «личные качества и поведение руководителей, особенно на высших уровнях руководства — самый важный фактор поддержания ценностей государственной службы» [17, с. 17]. Особенности этики руководителя определяются его статусом, которые предполагают наличие не определенных обязанностей по отношению к подчиненным. Анализируемый Кодекс требует от руководителей быть для работников ФССП образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата, принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные служащие не допускали коррупционного поведения и своим личным поведением подавали пример честности, беспристрастности и справедливости. На руководителя возлагается ответственность за действия или бездействие подчиненных ему работников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения. Важно, чтобы подчиненные воспринимали решения руководителя как справедливые [17, с. 18].

Однако Кодекс не затрагивает вопросов этичности прямого вмешательства руководителя в деятельность служащего, небеспристрастности при распределении должностных обязанностей и денежных поощрений, а перечисленные положения носят достаточно общий характер, что не позволяет в точности установить содержание моральной ответственности руководителя. Любой проступок руководителя нанесет куда больший вред репутации целого органа, чем проступок обычного служащего. Поэтому к морали руководителя предъявляются куда более высокие требования.

В качестве примера стоит отметить Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в котором предусмотрены дополнительные этические требования к служебному поведению сотрудников, замещающих должности руководителей. Так, руководителям, помимо выполнения иных этических требований, следует: «Объективно оценивать результаты служебной деятельности подчиненных, не допускать протекционизма и избирательности при принятии решений по вопросам прохождения службы» (п. 9.3 гл. 3); «Непредвзято и справедливо распределять между подчиненными служебную нагрузку...» (п. 9.4 гл. 3); «Вникать в нужды и проблемы подчиненных, в пределах своих полномочий обеспечивать им оказание необходимой социальной и правовой помощи, содействовать защите их чести и достоинства» (п. 9.7 гл. 3) и др.

Заканчивая настоящую статью, представляется необходимым конституировать, что повышение этических стандартов государственных служащих невозможно без учета специфики их работы в конкретных государственных органах. Для госслужащего в сфере исполнительной власти характерно отсутствие сомнений при выполнении своих обязанностей. Шаблонность действий, их многократное повторение создают особую обстановку, в которой сложно изменить существующий порядок вещей и повысить уровень этических стандартов. Многократное исполнение приказов вышестоящего руководителя выступает для них необходимой моделью поведения. Между тем в отношении данных лиц действует презумпция осведомленности о характере распоряжений, в силу чего освобождение от ответственности не представляется возможным. Данное обстоятельство в еще большей мере обусловливает необходимость совершенствования этических стандартов служащих в органах исполнительной власти.

Представляется, что совершенствование института этики государственных служащих должно включать следующие три аспекта:

1) инструментально-эмпирический — четкая формулировка целей и соответствующих им законодательных средств достижения;

2) экзистенциально-индивидуальный — самосовершенствование государственного служащего сквозь призму его эмпирического опыта;

3) межличностный — уважительное отношение к коллегам.

При этом важнейшим и необходимым шагом на пути совершенствования этики государствен-

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2024

ной службы выступает проработка нормативно-правового регулирования данной сферы. К сожалению, текущее состояние отечественного законодательства в анализируемой сфере является скорее неудовлетворительным. Практически не учитывается специфика деятельности в конкретном государственном органе. Многочисленные кодексы этики конкретных органов исполнительной власти представляют собой простое копирование одних и тех же положений Типового кодекса.

Существующий формальный подход к нормативно-правовому регулированию, при котором в каждом органе созданы однотипные кодексы, существенно снижает усилия по совершенствованию морального облика государственных гражданских служащих.

Список источников

1. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3 // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

3. Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2415.

4. Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» // СЗ РФ. 2010. № 27. Ст. 3446.

5. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих // Официальные документы в образовании. 2011. № 36.

6. Приказ Федеральной службы судебных приставов от 12.04.2011 № 124 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов» // http://www.consultant.ru/

7. Авакъян С.А. Конституционное право России. Т. 2. М. Норма: ИНФРА-М, 2022. 928 с.

8. Алексеев С. С. Общая теория права: В 2-х т. Т. II. М.: Юрид. лит. 1982. 359 с.

9. Байтеряков С.В., Барышникова A.B., Копы-ток В.К., Филиппова A.B., Шубина Д. О. Кадровая политика на госслужбе: текущие проблемы и необходимые изменения. М.: Счетная палата

Российской Федерации; Центр перспективных управленческих решений. 2021. 118 с.

10. Зыков Д.В. Виды юридического мышления: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: Высш. Шк. экономики, 2015. 238 с.

11. Зыков Д.В. О трех видах юридического мышления // Вестник ВолГУ. Сер. 5. Юриспруденция. 2013. № 2 (19). С. 81-83.

12. Левакин И.В. Этический кодекс государственного и муниципального служащего: зарубежный и российский опыт противодействия коррупции // Рос. юстиция. 2015. № 6. С. 47—49.

13. Левичев О. Ф. Этическое мышление и особенности актуализации его развития // Психология воспитания. 2010. № 3 (24). С. 54—62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Миненко Т.Н. Научно-теоретическая этика: Курс лекций. Кемерово: Кемеровский гос. ин-т культуры. 2017. 179 с.

15. Оболонский А.В. Кризис бюрократического государства: Реформы государственной службы: международный опыт и российские реалии. М.: Фонд «Либеральная миссия». 2011. 448 с.

16. Оболонский А.В. Мораль и право в политике и управлении. М.: ИД ГУ ВШЭ. 2006. 261 с.

17. Оболонский А.В. Этика и ответственность в публичной сфере / / Проблемы управления: теория и практика. 2015. № 1. С. 7—28.

18. Оболонский А.В. Этические аспекты регулирования государственной службы // Общественные науки и современность. 2004. № 5. С. 53—64.

19. Сафонов К.Б. Этические кодексы: проблемы создания и применения // Вестник Пермского ун-та. Философия. Психология. Социология. 2013. № 1 (13). С. 54—57.

20. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало-М, 2011. 516 с.

21. Шуралева С.В., Ваньков А.В. Систематизация этических правил поведения государственных гражданских служащих в российском и международном праве // Вестник Пермского ун-та. Юрид. науки. 2012. № 1. С. 192—200.

References

1. Federal Law «On the State Civil Service of the Russian Federation» dated 27.07.2004 № 79-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation. 2004. № 31. Art. 3215.

2. Federal Law «On Combating Corruption» dated 25.12.2008 № 273-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation. 2008. № 52 (part 1). Art. 6228.

LAW & LEGISLATION • 04-2024

3. Decree of the President of the Russian Federation dated 12.08.2002 № 885 «On approval of the general principles of official conduct of civil servants» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2002. № 22. Art. 2415.

4. Decree of the President of the Russian Federation dated 01.07.2010 № 821 «On commissions for compliance with the requirements for official conduct of federal civil servants and settlement of conflicts of interest» / / Collection of legislation of the Russian Federation. 2010. № 27. Art. 3446.

5. The Model Code of Ethics and official conduct of civil servants of the Russian Federation and municipal employees // Official documents in education. 2011. № 36.

6. Order of the Federal Bailiff Service dated 12.04.2011 № 124 «On Approval of the Code of Ethics and Official Conduct of the Federal State Civil Servant of the Federal Bailiff Service» // http:// www.consultant.ru/

7. Avakian S.A. Constitutional law of Russia. Vol. 2. M. Norm: INFRA-M, 2022. 928 p.

8. Alekseev S.S. General theory of law: In 2 vols. Vol. II. M.: Jurid. lit. 1982. 359 p.

9. Bayteryakov S. V., Baryshnikova A. V., Kopyt V.K., Filippova A. V., Shubina D. O. Personnel policy in the civil service: current problems and necessary changes. Moscow: Accounts Chamber of the Russian Federation; Center for Advanced Management Solutions. 2021. 118 p.

10. ZykovD. V. Types oflegal thinking: Dis. ... cand. Jurid. M.: Higher School of Economics, 2015. 238 p.

11. Zykov D. V. On three types of legal thinking // Bulletin of the Volga State University. Ser. 5. Jurisprudence. 2013. № 2 (19). Pp. 81-83.

12. Levakin I. V. The Ethical code of a state and municipal employee: foreign and Russian experience in combating corruption // Russian Justice. 2015. № 6. Pp. 47-49.

13. Levichev O.F. Ethical thinking and features of actualization of its development // Psychology of education. 2010. № 3 (24). Pp. 54-62.

14. Minenko G.N. Scientific and theoretical ethics: A course of lectures. Kemerovo: Kemerovo State Institute of Culture. 2017. 179 p.

15. Obolonsky A. V. The crisis of the bureaucratic state: Public Service reforms: international experience and Russian Realities. Moscow: Liberal Mission Foundation. 2011. 448 p

16. Obolonsky A. V. Morality and law in politics and management. Moscow: HSE Publishing House. 2006. 261 p.

17. Obolonsky A. V. Ethics and responsibility in the public sphere // Problems of management: theory and practice. 2015. № 1. Pp. 7—28.

18. ObolonskyA.V. Ethical aspects of regulation of public service // Social sciences and modernity. 2004. № 5. Pp. 53—64.

19. Safonov K.B. Ethical codes: problems of creation and application / / Bulletin of the Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology. 2013. № 1 (13). Pp. 54—57.

20. 0Theory of State and Law: Textbook / Edited by M.N. Marchenko. M.: Zertsalo-M, 2011. 516 p.

21. Shuraleva C.V., VankovA.V. Systematization of ethical rules of behavior of state civil servants in Russian and international law / / Bulletin of the Perm University. Legal sciences. 2012. № 1. Pp. 192—200.

Информация об авторе

Калинин А.Ю. — доктор юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин

Статья поступила в редакцию 14.02.2024; одобрена после рецензирования 08.03.2024; принята к публикации 14.03.2024.

Information about the author

Kalinin A.Yu. — doctor of law, professor of the department of public law disciplines

The article was submitted 14.02.2024; approved after reviewing 08.03.2024; accepted for publication 14.03.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.