УДК 342.92
Гребцов М.П. студент магистратуры Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮА»
Россия, г.Калуга
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБОЙ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация: в статье предприняты попытка охарактеризовать систему управления государственной службы в современной России. Для качественной характеристики объекта управления автор в начале статьи раскрывает систему государственной службы. Далее характеризуются цели управления системой государственной службой, а также раскрываются основные виды управления государственной службы. Констатируется, что управление государственной службой в субъектах Российской Федерации имеет свою специфику. Делается вывод о том, что довольно важным фактором эффективности государственного управления является система взаимодействия между федеральным и региональным уровнями государственной службы.
Ключевые слова: государственная служба, система государственного управления, система государственной службы, органы государственной власти, виды управления, цели управления.
Grebcov M.P. master's student
Accredited private educational institution of higher education "Moscow
University of Finance and Law MFUA "
Russia, Kaluga
PUBLIC SERVICE MANAGEMENT SYSTEM AS A FACTOR OF PUBLIC ADMINISTRATION EFFICIENCY IN MODERN RUSSIA
Abstract: the article attempts to characterize the public service management system in modern Russia. For the qualitative characteristics of the management object, the author at the beginning of the article reveals the system of public service. Further, the objectives of the management of the public service system are characterized, as well as the main types of public service management are disclosed. It is stated that the management of public service in the subjects of the Russian Federation has its own specifics. It is concluded that
a fairly important factor in the effectiveness of public administration is the system of interaction between the federal and regional levels of public service.
Keywords: public service, public administration system, public service system, public authorities, types of management, management objectives.
Эффективная и четкая деятельность системы государственной службы во многом зависит от качественного управления. Система управления государственной службой предполагает ответственность за реализацию таких важных задач, как организация и функционирование государственной службы, координация действий государственных органов, урегулирование организационно-кадровых мероприятий на государственной службе [6, С. 56].
В соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и указом Президента РФ от 1 декабря 1995 года № 1208 был создан Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ. Его создание отвечало требованиям ст. 80 Конституции РФ, возлагающей на Президента РФ обязанность обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Но официального термина «система управления государственной службой» в Федеральном законе № 119-ФЗ 1995 года так и не было прописано, да и элементы системы не были разграничены ни функционально, ни организационно.
В дальнейшем развитие системы управления государственной службой было регламентировано главой 3 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Данная глава закрепляет такие аспекты, как управление государственной службой, кадровый резерв, финансирование и военная служба для иностранных граждан. Но, несмотря на это, организационная структура и полномочия системы управления государственной службой Российской Федерации нормативно не определены. В современном законодательстве закреплены только ее уровневое деление, цели и задачи, т.е. общие положения.
Также вопросы управления государственной службой содержатся в Указе Президента РФ от 24.06.2019 № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы». Структурно система управления государственной службой существует на двух уровнях: на федеральном и на уровне субъектов РФ. Существующие уровни управления соответствуют уровням государственной власти в стране [2, С. 43].
Основными целями системы управления государственной службой являются:
- координирование деятельности государственных органов при решении вопросов поступления, прохождения и прекращения государственной службы, комплектование кадрового резерва;
- использование кадрового резерва для замещения должностей государственной службы;
- подготовка, стажировка, переподготовка и повышение квалификации;
- реализация вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе.
Управление государственной службой включает в себя следующие
виды:
- управление целями государственной службы (целевое управление);
-управление организационно-структурным развитием
государственной службы (организационное управление);
- управление кадровой политикой в сфере государственной службы (управление кадровыми процессами и отношениями);
- управление законодательным развитием государственной службы (правовое управление);
- управление персоналом государственной службы (профессиональное управление);
- управление профессиональным развитием государственных служащих (учебно-методическое управление);
- управление социально-правовой защитой государственных служащих (социальное управление);
- управление научно-исследовательским обеспечением (научное управление), материально-техническим обеспечением (материально -техническое управление) и финансовым обеспечением государственной службы (финансовое управление).
Анализируя организационные основы системы управления государственной службой Российской Федерации, важно сказать, что управление государственной службой осуществляют специальные органы управления государственной службой. Органы управления государственной службой — это специальные государственные структуры (органы или подразделения государственных органов), в полномочия которых входит обеспечение развития и функционирования государственной службы.
Федеральными органами управления государственной службой являются специальные государственные органы, которые обеспечивают регулирование государственной службы, ее упорядочение в соответствии с задачами государства на федеральном уровне. В соответствии с Указом
Президента РФ № 400 от 25 марта 2004 года «Об Администрации Президента Российской Федерации» в структуре Администрации было образовано самостоятельное структурное подразделение — Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, предназначенное для управления государственной службой страны [1]. Со стороны исполнительной власти важное значение в системе органов управления государственной службой имеет Правительство Российской Федерации. Несмотря на то, что в федеральном законодательстве о государственной службе его роль не отражена, в реальности Правительство России выполняет важные функции по организации государственной службы и управлению ее персоналом. По решению Правительства РФ происходят назначения на должности и освобождение от них заместителей федеральных министров, руководителей и заместителей федеральных органов исполнительной власти, кроме силовых структур, которых назначает Президент РФ.
На федеральном уровне в органах законодательной власти за организацию управления государственной службой отвечают управления государственной службы и кадров, созданные в двух палатах Парламента — Совете Федерации и Государственной Думе. Для обеспечения реализации несудебных полномочий Верховного Суда в области государственной службы, трудовых отношений, кадровой политики и наградной деятельности, профилактики коррупционных и иных правонарушений, а также для выполнения других функций, возлагаемых на кадровые службы федеральных государственных органов определено Управление кадров и государственной службы Верховного Суда.
На уровне субъектов РФ регулированием государственной гражданской службы занимаются органы по вопросам государственной гражданской службы субъектов РФ. Основными целями управления гражданской службой в субъектах РФ, как и на федеральном уровне, являются:
- организационное нормативно-правовое и иное обеспечение гражданской службы;
- осуществление прав и исполнение обязанностей служащими;
- контроль за соблюдением законодательства о государственной службе, особенно ограничений и запретов, связанных с гражданской службой;
- реализация государственных социальных гарантий для гражданских служащих и т.д. При создании полномочных органов региональные власти в качестве образца брали структуру, полномочия и функции органов федеральных уровней [5, С. 168].
В субъектах РФ управление гражданской службой до сих пор отличается своим разнообразием и с нормативной, и с функциональной, и с организационной точек зрения. Кроме того, федеральные органы
осуществляют по отдельным вопросам управление государственной службой субъекта РФ. Например, Президент РФ утверждает Реестр государственных должностей государственной службы РФ, в который входит и часть государственных гражданских служащих субъектов РФ, в соответствии с законом субъекта Федерации присваиваются классные чины гражданской службы субъектов РФ, указом Президента РФ определяется Соотношение классных чинов гражданской службы федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ
[3].
В регионах в управлении государственной службой главную роль играют первые руководители органов исполнительной власти. Широкими полномочиями, имеющими прямое отношение к государственной службе наделены главы администраций областей, краев [4, С. 36].
По итогам материала данной статьи можно сделать вывод, что в Российской Федерации система управления государственной службой олицетворяет собой совокупность уровней управления, видов (подсистем) управления и объектов управления. В рамках этой системы важное внимание должно быть уделено эффективному взаимодействию федеральных и региональных органов управления государственной службы.
Использованные источники:
1. Указ Президента РФ от 25 марта 2004 № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации» (действующая редакция) // СПС КонсультантПлюс. Дата обращения 14.10.2022.
2. Барциц И.Н. О концептуальных направлениях развития системы государственной службы Российской Федерации / И.Н. Барциц // Журнал российского права. - 2019. - № 6.
3. Борщевский Г. А. Государственная служба: учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. // 3-е изд., 2021.
4. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление: учебник для академического бакалавриата - 6-е изд., перераб. и доп. -Москва: Издательство Юрайт, 2014.
5. Васильева В. М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. -Москва: Издательство Юрайт, 2021.
6. Чазова И. Ю. Оценка эффективности системы государственного управления / И. Ю. Чазова // Евразийский союз ученых. - 2020. - № 1-4 (70).