АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ
И.И. Балаклеец1, канд. юрид. наук, доцент К.В. Кожевникова2, магистрант
балтийский федеральный университет им. И. Канта
2Московский финансово-юридический университет МФЮА, Калининградский филиал
(Россия, г. Калининград)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-1-36-39
Аннотация. В статье представлен анализ административно-правового статуса государственного служащего в судебной системе. Определяется специфика правового положения судебного служащего, его полномочия, права и обязанности. Отмечается, что судебная служба может быть определена как самостоятельная ветвь государственной службы, что связано с особым статусомсотрудников судебных органов.
Ключевые слова: административно-правовой статус, судебная система, судья, судебная власть, государственный служащий, государственная служба.
На современном этапе развития правовой государственности прослеживается тесная взаимосвязь между эффективным отправлением правосудия и профессиональной деятельностью государственных служащих аппарата суда. Сотрудники судебной системы на всех этапах судопроизводства (от приёма заявления до выдачи исполнительного листа) способствуют его осуществлению, обеспечивают непрерывность правосудия, что, бесспорно, гарантирует его эффективность и повышает авторитет.
В настоящий момент административный статус государственных служащих в судебной системе не закрепляется специальным законом, регулирующие нормы содержатся в Федеральном законе от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иных нормативных правовых актах, что вызывает некоторую фрагментарность нормативной регламентации, порождает различные проблемы в части определения правового положения работников аппарата суда. В этой связи анализ общественных отношений, складывающихся в сфере правового положения государственных служащих в судебной системе, представляется актуальным и значимым. Правоприменительная практика и научные дискуссии по данному поводу
подтверждают необходимость четкого определения правовой роли государственного служащего в системе судебной власти.
Генезис статуса государственного служащего в судебной системе свидетельствует об особенностях, обусловленных независимостью судебной власти, и принципов, сформировавшихся в контексте конституционных требований.
Государственные служащие в судебной системе обладают комплексом прав и обязанностей, которые представлены в должностных инструкциях и других нормативных правовых актах. При осуществлении должностных обязанностей для обеспечения эффективного функционирования как отдельного суда, так и всей системы правосудия, государственные служащие должны соблюдать принципы законности, справедливости и независимости судебной системы. К тому же государственные служащие в судебной сфере обязаны подчиняться конкретным правилам этики и дисциплины, так как это повышает их уровень ответственности за свою профессиональную деятельность.
Анализ нормативных положений относительно правового статуса государственного служащего в судебной системе, показывает, что для занятия такой должности необходимо соответствие работника всем
квалификационным требованиям, которые классифицируются на общие и специальные. Важным аспектом является соблюдение при выполнении своих профессиональных обязанностей правового режима, который включает в себя ряд ограничений и запретов, направленных на обеспечение объективности, законности, справедливости и независимости правосудия.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает основания и порядок отбора, назначения должностных лиц, их статус, объем прав и обязанностей гражданских служащих Российской Федерации. Примечательно, что в главе 3 данного закона термины «правовое положение» и «статус» синонимичны, что является важным с точки зрения того, как именно употреблять данные понятия в рамках исследования [2]. В иных нормативных актах регулируется порядок замещения должностей на государственной службе и их место в реестре доступных должностей.
Прослеживая позицию законодателя относительно выбранного им термина для обозначения всей совокупности граждан, исполняющих трудовые обязанности на государственной службе, обратимся, например, к нормам Федерального закона от 21 июля 1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации». Так, статья 6.4 указанного акта регламентирует, что к работникам органов принудительного исполнения относятся сотрудники, то есть лица, которым присвоены специальные звания, федеральные государственные гражданские служащие, рабочие и служащие [3].
Полагаем, что в процессе формулирования указанной нормы перед законодателем возник вопрос о создании единого термина, которым следует обозначать всех граждан, работающих в соответствующих органах и имеющих различные правовые статусы.
Рассматривая статус государственного служащего, ряд авторов (например, А.П. Ларькина, Л.Н. Свешникова и др.) приходят к выводу, что административный статус государственного гражданского служащего включает в себя особую право-
субъектность и наличие специальных прав и обязанностей [5]. Права и обязанности формируют основу статуса государственного служащего в правовой сфере, а также дополняют и отражают особенности его положения. Таким образом, статус служащего зависит от сферы его деятельности.
В судебной системе устанавливаются собственные требования к регламентации административно-правового статуса. Согласно статье 32 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [1], сотрудники судов являются государственными служащими. Специфика их статуса выражается в том, что в России только суд осуществляет правосудие, при этом он полностью независим и подчиняется лишь Конституции и закону. Государственные служащие в судебной системе обеспечивают эффективную работу суда на всех уровнях, начиная от мировых судей и заканчивая Верховным Судом Российской Федерации. Аппарат суда обеспечивает непрерывную работу системы правосудия, что является важной гарантией независимости судебной власти.
Федеральный Закон от 08 января 1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде» определяет порядок работы Судебного департамента. Данный орган отвечает за создание правовых основ, в рамках которых формируются административные регламенты, имеющие отношение к прохождению государственной службы в судебной системе, обеспечивается функционирование служащих судов, включая получение наград и почетных званий [4].
Государственный служащий в судебной системе - это физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации, назначенное в установленном порядке на государственную должность и возмездно исполняющее служебные обязанности в судебных органах. Уровень компетенции и мотивации работников судов зависит от эффективной реализации нормативных положений, устанавливающих основные права государственных служащих судебной системы, в том числе на получение
денежного содержания, социальные гарантии и компенсации, право на переаттестацию, квалификацию, защиту своих прав в суде и т.д., что прямым образом влияет на обеспечение чистоты и справедливости закона в Российской Федерации.
Основные обязанности государственных служащих судебной системы предполагают соблюдение правовых и моральных норм, обеспечивающих соответствие должностного лица статусу квалифицированного, честного и неподкупного сотрудника, у которого честь и справедливость являются ориентирами профессионального успеха. Компетенция и квалификация государственного служащего должны соответствовать требуемым стандартам, определенным в законодательстве. Государственные служащие судебной системы несут ответственность за совершение дисциплинарных проступков, включая такие меры, как лишение классного чина и прекращение полномочий.
Государственные служащие в судебной системе всегда обязаны соблюдать строгие правила, выработанные в соответствии с заданной законодателем повесткой. Не только знания и умения, но и поведение сотрудника суда должно четко отвечать стандартам профессиональной этики.
В настоящее время законодатель стоит на позиции единообразного определения статуса всех государственных служащих, в том числе, обеспечивающих работу судов. Вместе с тем, специфика работы судебного сотрудника находится в прямой взаимосвязи с реализацией правосудия, что, на наш взгляд, требует отдельной регламентации. Пробелы, существующие в законодательстве, могут отрицательно сказаться на обеспечении независимости судей и сотрудников аппарата суда, вызвать общественное недоверие к судьям и судебной системе в целом. Необходимость поиска новых кадровых подходов неоднократно
подчеркивалась В.М. Лебедевым,
А.В. Гусевым.
С целью повышения статуса работников аппарата суда, учитывая важность и независимость судебной власти, Верховным Судом предложено выделить судебную службу в самостоятельный вид государственной службы. Внесённый в 2017 году в Государственную Думу проект федерального закона «О государственной судебной службе Российской Федерации» регламентирует особый статус государственного служащего в судебной системе Российской Федерации в контексте правовых, организационных и финансово-экономических условий прохождения государственной судебной службы [6]. Однако выделение судебной службы в отдельный вид государственной службы не поддержано на уровне Правового управления Государственной Думы и Правительства России. Одной из причин отказа стал «избирательный подход» к определению статуса работников аппаратов судов, поскольку в проекте не закреплялся статус работников аппарата Конституционного Суда Российской Федерации [7].
В научном сообществе предлагаются и иные решения регламентации правового положения служащих аппарата судов. Например, принятие федерального закона об особенностях прохождения государственной гражданской службы в аппаратах судов судебной системы Российской Федерации (по аналогии с Федеральным законом «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации»). На наш взгляд, принятие подобного закона позволит устранить пробелы, разрешить кадровые и иные проблемы, укрепить правовое положение сотрудников аппаратов судов всех уровней, что в целом благоприятно отразится на статусе помощников судей и секретарей судебного заседания.
Библиографический список
1. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru.
2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 № 79-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru.
3. Федеральный закон «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» от 21 июля 1997 № 118-ФЗ (в ред. 21.12.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru.
4. Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08 января 1998 № 7-ФЗ (ред. 04.08.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru.
5. Ларькина А.П., Свешникова Л.Н. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №3.
6. Проект Федерального закона № 102341-7 «О государственной судебной службе Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 14.02.2017). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://asozd.duma.gov.ru (дата обращения: 10.05.2024).
7. Система обеспечения законодательной деятельности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/102341-7 (дата обращения: 10.05.2024).
ADMINISTRATIVE LEGAL STATUS OF A CIVIL SERVANT IN THE JUDICIAL
SYSTEM
I.I. Balakleets1, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor K.V. Kozhevnikova2, Graduate Student 1 I. Kant Baltic Federal University
2Kaliningrad branch of the Moscow Financial and Legal University MFUA (Russia, Kaliningrad)
Abstract. The article presents an analysis of the administrative and legal status of a civil servant in the judicial system. The specifics of the legal status of a judicial officer, his powers, rights and obligations are determined. It is noted that the judicial service can be defined as an independent branch of the civil service, which is due to the special status of judicial officers.
Keywords: administrative-legal status, judicial system, judge, judicial power, civil servant, civil service.