4. О соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Ханты-Мансийском автономном округе в 2018 году: доклад Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре / Н.В. Стребкова. Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2019. 284 с.
5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области в 2018 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ombudsman47.ru/files/5479/uppch_doklad-2018_na-sayt-pdf.pdf (дата обращения: 03.12.2019).
References and Sources
1. «Ombudsmen, eto ne supermen» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.mk.ru/social/2012/08/27/741093-ombudsmen-eto-ne-supermen.html (data obrashcheniya: 20.11.2019).
2. Obshchestvennye pomoshchniki Upolnomochennogo Фpo pravam cheloveka i Upolnomochennogo po pravam rebyonka poluchili udostovereniya [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.upchnn.ru/index.php/news/item/344-063 (data obrashcheniya: 01.12.2019).
3. Upolnomochennyj v Arhangel'skoj oblasti provela seminar dlya obshchestvennyh pomoshchnikov [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ombudsmanrf.org/news/v_rossii/view/upolnomochennyj_v_arkhangelskoj_oblasti_provela_seminar_dlja_obshhestvennykh_pomoshhnikov (data obrashcheniya: 01.12.2019).
4. O soblyudenii i zashchite prav, svobod i zakonnyh interesov cheloveka i grazhdanina v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge v 2018 godu: doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge - YUgre / N.V. Strebkova. Hanty-Mansijsk: OOO «Pechatnyj mir g. Hanty-Mansijsk», 2019. 284 s.
5. Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Leningradskoj oblasti v 2018 godu [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ombudsman47.ru/files/5479/uppch_doklad-2018_na-sayt-pdf.pdf (data obrashcheniya: 03.12.2019).
ЗИНОВЬЕВА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (larisa-zin-cheb@mail.ru)
ТИМОФЕЕВА ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (timofeevarich@mail.ru)
ZINOVIEVA LARISA G. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov (larisa-zin-cheb@mail.ru).
TIMOFEEVA TATYANA F. - - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Civil Law Disciplines, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov (timofeevarich@mail.ru).
УДК 342.547
ХАРИТОНОВ И.К., ЯБЛОНСКИЙ И.В. ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Ключевые слова: государственный служащий, правовой статус, государственная служба, конституционный статус государственного служащего.
В статье рассматриваются отдельные аспекты правового статуса государственного служащего. Анализируются конституционные нормы, регулирующие отдельные элементы данного правового статуса. Кроме того, особое внимание уделяется законодательству, закрепляющему различные виды правового положения государственного служащего в зависимости от вида государственных должностей и уровня государственной службы. Показано, что Конституция Российской Федерации является основой для действующего законодательства, регулирующего вопросы государственной службы различных видов и одновременно выступает системообразующим, универсальным документом, позволяющем установить внутренние и внешние связи между различными видами и уровнями государственной службы. В заключение формулируются предложения по дальнейшему совершенствованию правового положения государственного служащего в Российской Федерации.
KHARITONOV, I.K., YABLONSKY, I.V.
SEPARATE PROBLEMS OF REALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS
OF THE CIVIL SERVANT
Keywords: civil servant, legal status, civil service, constitutional status of civil servant.
The article deals with some aspects of the legal status of a civil servant. The article analyzes the constitutional norms regulating certain elements of this legal status. In addition, special attention is paid to the legislation that enshrines different types of legal status of civil servants, depending on the type of public office and the level of public service. It is shown that the Constitution of the Russian Federation is the basis for the current legislation regulating the issues of public service of various types and at the same time acts as a system-forming, universal document that allows establishing internal and external relations between different types and levels of public service. In conclusion, proposals for further improvement of the legal status of civil servants in the Russian Federation are formulated.
Современный этап формирования публичной службы характеризуется повышенным вниманием к вопросам обеспечения ее эффективности, взаимосвязи разных видов публичной службы, модернизации статуса государственного служащего. В теории и на практике дискуссионным остается вопрос - каким образом в дальнейшем будет совершенствоваться система государственного управления в различных сферах жизнедеятельности и как будет развиваться законодательство, регулирующее правовой статус государственного служащего. В литературе называют несколько путей развития. Первый - это унификация правового статуса государственного служащего. Второй - это дальнейшая дифференциация статуса в зависимости от сферы государственного управления.
Важное значение при определении вектора развития государственной службы и статуса государственного служащего имеют конституционные положения, которые выступают своеобразным ориентиром для законодателя и органов государственной власти. Конституция РФ закрепляет основы государственной службы в Российской Федерации и правового положения государственного служащего. Конституционная модель государственной службы содержит в себя структурные и функциональные элементы системы государственной службы в стране.
Кроме того, при анализе правового статуса государственного служащего большое значение придается конституционным основам государственной службы. В настоящей статье будут рассмотрены вопросы конституционного регулирования основ правового статуса государственных служащих, осуществляющих трудовую деятельность в различных сферах государственного управления.
Вначале необходимо определиться, что следует понимать под «правовым статусом» государственного служащего. Из толкования действующего законодательства следует, что законодатель в правовой статус государственного служащего включает ограничения, обязанности, правила служебного поведения, ответственность, порядок разрешения конфликта интересов и др. элементы. При этом не уточняется, какие это элементы. Бланкетная норма отсылает нас к соответствующим федеральным законам о соответствующих видах государственной службы [1, с. 201].
В вопросах рассмотрения конституционно-правового регулирования статуса государственного служащего и государственной службы также нет единства взглядов. По мнению некоторых ученых, правовой статус государственного служащего не регламентирован Конституцией России. Так, по мнению О.В. Кистриновой, правовой статус государственных служащих, их ответственность не являются предметом конституционного регулирования в России, в отличие от многих зарубежных стран [2, с. 207]. Однако мы не можем согласиться с подобной точкой зрения, поскольку статус государственного служащего, безусловно, является предметом конституционного регулирования, что обусловлено правовой природой данного статуса, а также учредительной ролью Конституции, которая закрепляет основы государственного управления и его принципы. Выводить из поля конституционного права данные вопросы недопустимо, поскольку статус государственного служащего основан на Конституции РФ и является предметом конституционного регулирования.
В. А. Козбаненко указывает на то, что на ближайшую перспективу видится целесообразным трудиться над созданием такой модели организации государственной службы, в которой бы создавалась возможность эффективно обеспечивать функционирование российского государственного аппарата при его, сформированной на сегодняшний день, конституционно-правовой форме [3, с.56]. По нашему мнению, реализация конституционных положений о государственной службе будет способствовать повышению эффективности деятельности государственного аппарата.
В Федеральном законе «О системе государственной службы» [4] разграничиваются виды государственной службы. И если со статусом военнослужащего и его соотношении со статусом сотрудника органов внутренних дел более-менее все понятно, то возникает вопрос - каково соотношение со статусом гражданского служащего, поскольку гражданская служба поставлена на первое место в системе государственной службы в Российской Федерации.
При ответе на эти вопросы необходимо обратиться к Конституции Российской Федерации. Рассмотрим, как Конституция РФ регламентирует вопросы организации и функционирования государственной службы и закрепляет основы правового статуса различных видов государственных служащих. По нашему мнению, Конституция РФ регламентирует основные принципы, функции, систему и основы деятельности государственной службы в Российской Федерации. В Конституции РФ закреплены высшие государственные должности Российской Федерации, компетенция, порядок назначения и освобождения от должностей. Она содержит такие принципы, как равный доступ граждан к государственной службе, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами и некоторые другие положения, касающиеся подбора и расстановки руководящих кадров государственных органов.
Что касается самих государственных служащих, их статус производен от органа государственной власти, в котором он служит, и, безусловно, связан с общим правовым статусом государственных органов, поскольку изменяет последний и дополняет особыми правами и обязанностями. Поэтому, анализируя конституционную модель государственной службы в Российской Федерации, можно сделать вывод, что направления деятельности государственной власти, закрепленные конституционно, соответствуют тем видам государственной службы, которые существуют на сегодняшний день в Российской Федерации.
Таким образом, подразделение государственной службы на виды обоснованно и соответствует Конституции.
Кроме того, основополагающим является конституционное положение, в соответствии с которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ [5]). Данное положение Конституции выступает ценностным ориентиром для функционирования всего государственного аппарата и его служащих. Государственные служащие выступают проводниками государственной политики, структурными единицами, посредством которых реализуются полномочия органов государственной власти. Действующее законодательство о государственной службе соответствующего вида наделяет их полномочиями, необходимыми для реализации данной компетенции, и возлагает на них обязанности, связанные с деятельностью в соответствующей сфере государственного управления.
Конституция Российской Федерации не только закрепляет принципы государственной службы (общие и специальные), но и регламентирует основы общего и специального правового статуса. Часть статей закрепляет основы деятельности органов государственной власти, часть -закрепляет гарантии прав человека и гражданина при взаимодействии с органами государственной власти. Отдельный блок норм касается вопросов правового регулирования, а также порядок поступления на государственную службу. Каждая из указанных групп норм очень важна для всей государственной службы в целом и для формирования правового статуса государственного служащего.
Конституция Российской Федерации закрепляет основы государственной службы в Российской Федерации. Остановимся на некоторых из них. Так, подчеркивая принцип разделения властей, конституционные нормы содержат положения, гарантирующие их самостоятельность друг от друга. Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, вступая в отношения с органами государственной власти федерального уровня, равны по своему статусу, что исключает дифференциацию органов государственной власти. Безусловно важной является обязанность всех, граждан, органы государственной власти, органы местного самоуправления соблюдать Конституцию Российской Федерации, действующее законодательство. К гарантиям граждан, взаимодействующих с органами государственной власти, относится обязанность последних ознакомить лицо с материалами, которые касаются его прав и свобод, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Данное положение обусловлено закреплением в Конституции обязанности органов государственной власти гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Из данных положений вытекает право гражданина обжаловать любое решение или действие органа государственной власти в суд.
Важной группой норм, регулирующих отдельные вопросы государственной службы, являются нормы, которые регламентируют прав граждан на участие в выборах в органы государственной власти и муниципальные органы, а также в референдуме.
Также Конституция Российской Федерации закрепляет базовое правило, в соответствии с которым все граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
На Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации возлагается обязанность по обеспечению осуществления полномочий органов государственной власти на федеральном уровне.
Кроме того, форма государственного устройства и ее конституционное закрепление определяют ряд особенностей формирования системы государственной службы в Российской Федерации.
Следует отметить, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона «О системе государственной службы» государственные служащие реализуют полномочия не только федеральных органов государственной власти, но и субъектов Российской Федерации. Соответственно государственные служащие могут представлять интересы Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 10 ФЗ «О системе государственной службы» государственные служащие подразделяются на служащих федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации. В соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе» [6], под федеральным государственным служащим понимается гражданин, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получает денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий субъекта РФ - это гражданин, который осуществляет деятельность на профессиональной основе на должностях государственной службы субъекта Российской Федерации и получает вознаграждение из средств бюджета субъекта Российской Федерации. Таким образом, значение для определения статуса государственного служащего имеет учреждение должности и источник финансового обеспечения.
Данный Федеральный закон устанавливает, что правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации устанавливаются соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. Данное положение соответствует конституционной схеме организации государственной власти в Российской Федерации и позволяет разграничить компетенцию и полномочия государственных органов различного уровня. Однако возникающие на практике противоречия, дублирование полномочий различных государственных органов и служб влечет за собой неоправданные расходы бюджета и затрудняет реализацию прав граждан. По мнению автора, требуется разработка концепции развития государственной службы всех видов, а не только государственной гражданской службы.
Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что Конституция Российской Федерации является основой для действующего законодательства, регулирующего вопросы государственной службы различных видов и одновременно выступает системообразующим, универсальным документом, позволяющем установить внутренние и внешние связи между различными видами и уровнями государственной службы.
Литература и источники
1. Стародубцева И.А., Карташов В.Г. Коллизии в конституционном законодательстве и муниципальных правовых актах: теория и практика выявления и разрешения: монография. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2012. С. 201-204.
2. Кистринова О.В., Чертков А.Н. Самостоятельность государственно-территориальных единиц России: теория и практика. Воронеж: ООО "Типография "ЛИО", 2013. С. 27-43.
3. Козбаненко В. А. Правовые основы государственного управления. Общая часть: Учебное и научно-практическое пособие. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003. 320 с.
4. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ (в ред. от 23.05.2016 г.)// СЗ РФ. 02.06.2003. № 22. ст.2063
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
6. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// СЗ РФ. 02.08.2004. №31. ст.3215.
References and Sources
1. Starodubceva I.A., Kartashov V.G. Kollizii v konstitucionnom zakonodatel'stve i municipal'nyh pravovyh aktah: teoriya i praktika vyyavleniya i razresheniya: monografiya. Voronezh: Izd-vo VGU, 2012. S. 201-204.
2. Kistrinova O.V., CHertkov A.N. Samostoyatel'nost' gosudarstvenno-territorial'nyh edinic Rossii: teoriya i praktika. Voronezh: OOO "Tipografiya "LIO", 2013. S. 27-43.
3. Kozbanenko V. A. Pravovye osnovy gosudarstvennogo upravleniya. Obshchaya chast': Uchebnoe i nauchno-prakticheskoe posobie. M.: IKF «EKMOS», 2003. 320 s.
4. O sisteme gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 27 maya 2003 g. N 58-FZ (v red. ot 23.05.2016 g.)// SZ RF. 02.06.2003. № 22. st.2063
5. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) // SZ RF. 04.08.2014. № 31. st. 4398.
6. Federal'nyj zakon ot 27.07.2004 N 79-FZ (red. ot 01.05.2019) «O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii»// SZ RF. 02.08.2004. №31. st.3215.
ХАРИТОНОВ ИЛЬЯ КОНСТАНТИНОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России (urpom.haritonoff@yandex.ru).
ЯБЛОНСКИИ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, начальник кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России (viy.kmr.kr-r@inbox.ru).
KHARITONOV, ILYA K. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of constitutional and administrative law, Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia (urpom.haritonoff@yandex.ru).
YABLONSKY, IVAN V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Head of the Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (viy.kmr.kr-r@inbox.ru).
УДК 342.733
ЩУКИНА Т.В.
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ НЕОБХОДИМОСТИ ЭКСПОРТА, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ3
Ключевые слова: интернационализация высшего образования, экспорт высшего образования, нормативное правовое регулирование стратегий экспорта высшего образования, направления экспорта высшего образования, EAIE 2019, государственные гранты и стипендии, Erasmus +.
Предметом статьи выступает исследование теоретических и практических представлений о правовом регулировании экспорта высшего образования за рубеж; рассмотрение новых тенденций интернационализации высшего образования в условиях стратегического развития Российской Федерации. Тема статьи отражает вопросы трансформации современной системы высшего образования с точки зрения характеристики международных и российских условий изменений; новых точек роста управления и особенностей правового регулирования. Целью статьи являются выявление на современном этапе международных и национальных драйверов преобразования системы высшего образования, места и роли государства и университетов в этом процессе; особенностей реализации новых стратегий государственного развития в системе высшего образования. Методологию составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы. Результаты работы - это формулирование особенностей экспорта российского высшего образования за рубеж. Область применения результатов работы включает в себя систему управления высшим образованием. Выводы исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования правовой регламентации и практики организации международного сотрудничества в сфере высшего образования.
SHCHUKINA, T V.
INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION: BACKGROUND OF EXPORT NEEDS, REGULATORY REGULATION AND POLITICAL AND ECONOMIC PROBLEMS
Keywords: internationalization of higher education, export of higher education, normative legal regulation of export strategies of higher education, directions of export of higher education, EAIE 2019, state grants and scholarships, Erasmus +. The subject of this article is the study of theoretical and practical ideas about the legal regulation of export of higher education abroad; consideration of new trends internationalization of higher education in the context of the strategic development of the Russian Federation. The topic of the article reflects the transformation of the modern system of higher education in terms of the characteristics of international and Russian conditions of change; new points of management growth and features of legal regulation. The purpose of this article is to identify at the present stage international and national drivers for the transformation of the higher education system, the place and role of the state and universities in this process; features of the implementation of new state development strategies in higher education. The methodology of this work consisted of comparative, formal legal, analytical methods. The results of the work are the formulation of the export characteristics of Russian higher education abroad. The scope of the work results includes a higher education management system. The findings of the study can be used to further improve the legal regulation and practice of organizing international cooperation in higher education.
Стремительное изменение картины мира, социальных отношений и возрастание роли цифровых технологий оказывают непосредственное влияние на содержание, формы и методы
3 Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ 19-011-00959 «Моделирование экспорта высшего образования в рамках новых стратегий публичного управления в Российской Федерации» 2019-2021 г.г.
75