ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК: 351/354
М.Л. Варламова,
магистрант факультета «Институт заочного обучения»,
Кафедра экономики и управления, направление «Государственное и муниципальное управление», Московский финансово-юридический университет МФЮА, Москва
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
M.L. Varlamova,
undergraduate faculty «Distance learning institute», Department of economics and management, Moscow University of finance and law MFUA, Moscow
ACTUAL PROBLEMS OF THEORETICAL AND LEGAL BASES OF THE SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION OF CIVIL SERVANTS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В статье рассматриваются основные теоретические и правовые аспекты системы социальной защиты государственных служащих в Российской Федерации, выделяются существующие на сегодняшний день недостатки в рамках государственной поддержки должностных лиц в рассматриваемой категории. Актуальность статьи обусловлена масштабными реформами законодательной базы в рамках системы социальной защиты государственных служащих, главным образом ориентированных на критериях формирования денежного содержания служащих в государственном секторе и их пенсионного обеспечения. Ключевые слова: государственный гражданский служащий, государственная гражданская служба, государственный аппарат, социальная реформа, пенсионная реформа, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение.
Abstract. The article deals with the main theoretical and legal aspects of the social protection system of civil servants in the Russian Federation, points out the existing shortcomings of the civil servants' state support. The relevance of the article is caused by large-scale reforms in the field of social protection of civil servants focused on the criteria of the formation of the employees' monetary content in the public sector and their pensions. Keywords: civil servant, state civil service, state machine, social reform, pension reform, social security, pension benefits.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена масштабными реформами (осуществляемыми не в первый раз) [5] в области социального обеспечения граждан, работников и сотрудников различных организаций, а также государственных и муниципальных служащих, реализуемыми в настоящее время как на уровне муниципальных образований и регионов, так и на уровне государств.
В настоящем материале представлен результат исследования проблемы социального обеспечения государственных гражданских служащих Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (далее — Государственная Дума ФС РФ), затрагивающий вопросы актуальности [6] системы принципов, касающихся такого понятия, как система социальной защиты [7] населения в Российской Федерации,
в том числе, включая изменения и усовершенствование нормативно-правового регулирования процесса реализации социальных гарантий в отношении государственных гражданских служащих Российской Федерации, учитывая невозможность [10] окончания процесса реформирования такой системы, как система государственной гражданской службы в Российской Федерации.
Рассмотрим понятие «государственной службы», смысл которого закреплен в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1], наиболее полно отражающим теоретический аспект профессиональной деятельности государственных гражданских служащих на момент написания данной статьи, как отдельного вида трудовой деятельности, а также рассматривающим понятие в разрезе профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации, направленной на обеспечение исполнения обязанностей органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и как следствие — лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также государственные должности субъектов Российской Федерации, составляющих кадровое обеспечение выполнения обязанностей в области устойчивого социально-экономического развития страны.
Согласно Федеральному закону [1] — «... государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации...». В рамках настоящего материала также будем придерживаться вышеуказанного определения.
По мнению некоторых авторов, занимающихся изучением вопросов социальных гарантий государственных гражданских служащих в Российской Федерации (например, Тихомирова О.А., Орлова В.Н. [16]), институт государственной службы в Российской Федерации занимает ключевую позицию в рамках обеспечения деятельности, направленной на достижение положительных результатов в интересах государства и общества, тем самым, создавая единый ряд высококвалифицированных российских специалистов, ответственных за выполнение всех поставленных перед государственным аппаратом задач [9] в области устойчивого социально-экономического развития, формируя [15] позитивный результат по реализации стратегии государственного развития, действуя в интересах страны и общества в целом.
С точки зрения законодательной базы, регламентирующей деятельность рассматриваемой категории должностных лиц, основными правовыми источниками прав и обязанностей государственных гражданских служащих Российской Федерации являются: Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1] и Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» [58].
Система государственной службы в Российской Федерации подразделяется [1] на государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов. В свою очередь, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу, а также государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
Потребность в наличии высококвалифицированных специалистов в составе кадрового обеспечения деятельности государственного аппарата Российской Федерации порождает необходимость рассмотрения понятия «социальной защиты» граждан и ее основных форм.
С точки зрения государственной политики система социальной защиты определяется как комплекс законодательных актов, различного рода мероприятий, а также совокупность организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержку социально уязвимых слоев населения.
В условиях современности выделяются [8] две основные формы социальной защиты населения — государственная (образование, доступное здравоохранение, льготы, пенсионное
обеспечение, меры социальной поддержки, социальное обслуживание, социальные услуги) и негосударственная (благотворительность, добровольное социальное страхование, частные системы здравоохранения).
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» [3] устанавливает правовые и организационные основы государственной поддержки населения.
Федеральный закон [3] закрепляет гарантии для государственных служащих и меры их социальной защиты, такие как: равные условия оплаты труда; право на получение денежного содержания своевременно и в полном объеме; право на условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с действующим должностным регламентом согласно занимаемой должности; право на отдых; обеспечение медицинским страхованием; обеспечение обязательным государственным социальным страхованием по случаю заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы и др.
Рассмотрим систему государственной социальной помощи государственным гражданским служащим РФ в объективе наиболее актуальных [18] на сегодняшний день вопросов, а именно: денежное содержание и пенсионное обеспечение.
Отмечается [13] наличие многочисленных дискуссий в общедоступных источниках (например, СМИ, Интернет и т.д.), инициирующих появление конфликтующих сторон по вопросам непомерно большого (по мнению участников дискуссий) уровня дохода государственных гражданских служащих в сравнении с гражданами страны, не являющимися госслужащими.
Несмотря на твердую позицию [18] существенной доли граждан Российской Федерации о «неизмеримом богатстве» государственных гражданских служащих, необходимо отметить, что уровень дохода вторых, складывающийся, в основном, из установленного оклада и дополнительных выплат в соответствии с занимаемой должностью и выслугой лет, заметно ниже [15] денежных содержаний сотрудников во многих коммерческих структурах [12]. Указанная ситуация широко известна и не требует дополнительного рассмотрения примеров уровня зарплат указанных категорий граждан в настоящем материале.
Сложившийся негативный фактор (низкий уровень оплаты труда госслужащих) влияет [11] на конкурентоспособность вакантных мест на государственной гражданской службе Российской Федерации, снижая ее уровень, а также резко понижает вероятность того, что высококвалифицированный специалист решит осуществлять свою профессиональную трудовую деятельность в структурах государственного аппарата РФ.
Принимая во внимание роль государственных гражданских служащих, как кадрового состава государственного аппарата Российской Федерации, ответственного за национальное благосостояние, реализацию и претворение в жизнь фундаментальных ценностных идей, формирующих основу государственной политики в рамках развития и процветания страны, полагается целесообразным внесение изменений в действующую нормативно-правовую базу Российской Федерации, предусматривающих количественный состав денежного вознаграждения государственных гражданских служащих Российской Федерации.
На сегодняшний день наиболее актуальный и дискуссионный вопрос в разрезе государственной социальной политики в Российской Федерации — пенсионное обеспечение.
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [4] определяет условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим.
С учетом внесенных поправок в действующее законодательство Российской Федерации, которые предусматривают поэтапное увеличение уровня минимального стажа гражданской службы, необходимого для выхода на пенсию за выслугу лет, право выхода на пенсию за выслугу лет увеличивается с 15 лет до 20 лет, а увеличение пенсионного возраста — до 65 лет для мужчин, до 63 лет для женщин.
Рассматриваемая пенсионная реформа не сможет (по мнению опрошенных сотрудников Аппарата Государственной Думы ФС РФ) привнести положительную динамику в профессиональную деятельность большей части государственных гражданских служащих в Рос-
сийской Федерации, дестабилизировав стимулирующие элементы [14] привлекательности службы в органах государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, государственная гражданская служба в Российской Федерации на сегодняшний день — основной элемент кадрового обеспечения реализации государственным аппаратом Российской Федерации своих обязанностей в области устойчивого социально-экономического развития перед гражданами и гостями страны.
Однако, на сегодняшний день, в связи с масштабными законодательными реформами [17], затрагивающими рычаги стимулирования и мотивации профессиональной деятельности данной категории служащих, рассматривая в рамках системы социальной защиты государственных служащих, государственная служба претерпевает дисбалансирующее состояние и находится в условиях кризиса своей деятельности, фокусируя оттоки грамотных и высококвалифицированных кадров, стремящихся реализовать свои знания и умения в рамках коммерческого поля, которое позволяет обеспечивать достаточным уровнем материального блага, в том числе ориентируя свою деятельность на основные рычаги социальной поддержки трудящихся.
Список литературы
1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения 05.11.2018.
2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения 05.11.2018.
3. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственной социальной помощи» // СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения 03.11.2018.
4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Ст. 7 // СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения 03.11.2018.
5. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года № 1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы) «//СЗ РФ. — 2002. — № 47. — Ст. 4664.
6. Волкова В.В., Карданова И.В. «Правовые основы социальной защиты государственных служащих. Пенсии за выслугу лет. Пожизненное содержание судей»: Учебно-прак-ти-ческое пособие // ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. — 2013. — С. 102-115.
7. ГимазоваЮ.В. Государственное и муниципальное управление: Учебник. — М.: Юрайт, 2014. — С. 358.
8. Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.05. — Москва, 2013. — С. 347.
9. Ежов М.В. История государственного управления и государственной службы в России // Знание, ИВЭСЭП. — 2016. — С. 268.
10. Зайцева Т.В. Реформа государственной службы России. История попыток реформирования с 1992 по 2000 год // Ред. и пред. Т.В. Зайцевой. — М.: Изд-во Весь Мир, 2003.
11. Качушкин, С.В. Совершенствование института государственной гражданской службы: проблемы теории и практики // Политика и Общество. — 2011. — № 6. — C. 11-17.
12. Качушкин, С.В. Становление института государственной службы в Российской Федерации // Политика и общество. — 2011. — № 8. — C. 15-31.
13. Колноченко, Е. Сколько получают чиновники? URL: http://bujet.ru/article/41828.php.
14. Охотский Е.В. Государственный служащий. Статус, профессия, призвание // Экономика — 2016 — С. 258-262.
15. Степанков Д.В. Социальные барьеры внедрения механизма ротации на государственной гражданской службе и пути их преодоления // «Социум и власть». — 2014. — № 1 (45). — С. 89-93.
16. Тихомирова, ОА., Орлова, В.Н. Денежное содержание как элемент социальных гарантий в системе государственной гражданской службы // Среднерусский вестник общественных наук. — 2015. — № 3. — Том 10. — С. 89.
17. Черникова Г.В. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного Фонда Российской Федерации» Учебно-методический комплекс. — Директ-Медиа, 2016 — С. 15-23.
18. Россия в цифрах. Федеральная служба государственной статистики // URL: http:// www.gks.ru/ (Дата обращения 05.11.2018).
УДК 338.3
М.В. Гладышева,
студентка факультета управления и экономики
Направления менеджмент НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Москва
АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭТИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
M.V. Gladysheva,
student of the Faculty of Management and Economics
Directions of management NANO VO «Institute of world civilizations», Moscow
E-mail: [email protected]
ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF ETHICAL MANUFACTURING
Аннотация. Статья посвящена неэтичному производству, анализу опытов, которые проводятся на животных в ходе неэтичного производства, процентному соотношению смертности животных и причин, из-за которых они погибли, списку неэтичных и этичных производителей. В настоящее время в Европе запрещено проводить испытания, которые доставляют невыносимую боль и мучение животным. В ЕС и в ОЭСР доступны валидизированные и одобренные пробирочные методы. В России вся бытовая химия тестируется на животных Исходя из анализа данных, каждый год из-за «тестирования» погибают более 100 миллионов животных. В настоящее время существует очень много альтернатив неэтичному производству. Развитие этичного производства является обязательным элементом развития общества. Ключевые слова: производство, тестирование, животные, альтернативы, этичное, неэтичное. Abstract. The article is devoted to unethical production, analysis of experiments conducted on animals in the course of unethical production, the percentage of animal mortality and the reasons for which they died, the list of unethical and ethical producers. Currently in Europe to conduct tests that deliver excruciating pain and torment animals. Validated and approved test methods are available in the EU and OECD. In Russia, all household chemicals are tested on animals Based on data analysis, every year more than 100 million animals die because of «testing». Currently, there are many alternatives to unethical production. The development of ethical production is an indispensable element of the development of society. Key words: production, testing, animals, alternatives, ethical, unethical.
В настоящие время во всем мире компании по изготовлению различных средств по уходу за телом, косметики, бытовой химии, таблеток, красок и так далее постепенно переходят к этичному производству. Что же такое этичное производство? Если говорить