5. Кузнецова, Т.В.; Санкина, Л.В.; Быкова, ТА. и др. Делопроизводство. Организация и технологии документаци-онного обеспечения управления — М.: Юнити-Дана — Москва, 2012. — 359 с.
6. Сагиян, С. Делопроизводство на компьютере. — СПб.: Питер — Москва, 2014. — 256 с.
7. Трещалина А.В. Информационные технологии в сервисе. учебное пособие /
А.В. Трещалина; Московский гос. гуманитарный ун-т им. М.А. Шолохова. — М., 2010.
8. Усманова И.В. Унификация документов — необходимая предпосылка внедрения СЭД / И.В. Усманова, Л.В. Коровина, Л.Р. Фионова // Делопроизводство. — 2014. — № 1. — С.25-29.
УДК: 351/354
М.Л. Варламова,
магистрант факультета «Институт заочного обучения»,
Кафедра экономики и управления, направление «Государственное и муниципальное управление», Московский финансово-юридический университет МФЮА, г. Москва
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕДЬМОГО СОЗЫВА
M.L. Varlamova,
undergraduate faculty «Distance learning institute», Department of economics and management, Moscow University of finance and law MFUA, Moscow
IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION
OF CIVIL SERVANTS OF THE STATE DUMA OF THE FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION OF THE SEVENTH CONVOCATION
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью создания новых структурных факторов деятельности в рамках Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, отвечающих за охрану труда, тем самым, оптимизировав целостную систему социальной защиты государственных гражданских служащих Аппарата Государственной Думы. Научная новизна статьи заключается в разработке предложений относительно создания нового структурного подразделения по охране труда в Государственной Думе ФС РФ, а также представлении системообразующих инфраструктурных коррективов, направленных на совершенствование условий комфортности труда.
Ключевые слова: государственный гражданский служащий, государственная гражданская служба, государственный аппарат, социальная реформа, пенсионная реформа, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение.
Abstract. The relevance of article is caused by necessity of creation of new structural factors of activities to protect the labor force within the confines of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation thereby optimizing a whole system of social protection of civil servants of the Apparatus of the State Duma.
The scientific novelty of the article lies in the creation of a new structural unit which stands for the labor protection in the State Duma, as well as in developing a new system-forming infrastructure adjustments which aimed at improving the conditions of labor comfort. Key words: civil servant, state civil service, state machine, social reform, pension reform, social security, pension benefits.
Одним из ключевых факторов [7], реализующих социальные гарантии государственных гражданских служащих Российской Федерации в процессе выполнения ими своих профессиональных должностных обязанностей, является охрана труда.
Трудовой кодекс Российской Федерации [2] определяет понятие охраны труда, как систему сохранения здоровья и жизни работников (в нашем случае — государственных гражданских служащих) в процессе трудовой деятельности, которая включает в себя правовые, организационно-технические, санитарно-гигиенические, социально-экономические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Рассмотрим систему охраны труда, обеспечивающую профессиональную деятельность государственных гражданских служащих, действующую в рамках деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (далее — Государственная Дума ФС РФ).
Так, согласно действующему законодательству Российской Федерации, учитывая требования по охране труда, регламентированные в соответствующих нормативных документах, все сотрудники (технический персонал, государственные гражданские служащие и др.) Государственной Думы ФС РФ при приеме на работу (службу) должны пройти инструктажи по технике безопасности. Сюда относятся правила пожарной безопасности — инструктаж о базовых знаниях противопожарной безопасности, который проводится сотрудниками МЧС России, а также освоение сотрудниками Государственной Думы базовых теоретических знаний по охране труда, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
Отметим существенное количество недостатков в рамках вышеуказанной процедуры, которые были выявлены автором настоящего материала в ходе исследования, проводимого в рамках производственной практики в Аппарате фракции ЛДПР в Государственной Думе ФС РФ.
К примеру, инструктажи с вновь представленными на замещение должностей государственной гражданской службы Аппарата Государственной Думы ФС РФ (по состоянию на момент написания и публикации настоящего материала) проводятся единожды, несмотря на то, что технические и технологические средства для осуществления госслужащими своих профессиональных обязанностей постоянно изменяются, что является итогом современного непрерывного технологического развития общества.
Более того, информация о реализации принципов и методик безопасности труда в рамках государственной гражданской службы для граждан Российской Федерации, проходящих процедуру оформления на госслужбу, представляется лишь на основе теоретических знаний, исключая возможное проведение практических курсов для усвоения полученных знаний.
Кроме того, по окончании прохождения теоретических курсов государственные гражданские служащие не обязаны сдавать квалификационный экзамен, подтверждающий степень усвоения полученных теоретических знаний, т.к. подобный контроль уровня компетентности госслужащих в вопросах безопасности не предусмотрен. В настоящее время достаточным условием [5] для начала осуществления должностных обязанностей государственным гражданским служащим является получение лишь теоретических знаний [3] в качестве ознакомительного
материала (нередко устаревшего, учитывая темпы технологического и технического развития современного общества). Наличие подписи государственного гражданского служащего в соответствующих актах о том, что он «усвоил» необходимые знания — чуть ли не единственная цель подобного инструктажа, по мнению большинства респондентов, с которыми автору удалось пообщаться в ходе производственной практики.
Учитывая тенденцию непрерывной модернизации и совершенствования условий труда в Российской Федерации (в том числе и государственных гражданских служащих) [6], что подразумевает компьютеризацию и практически полное техническое оснащение рабочего места все более новой, современной техникой, представляется необходимым прохождение инструктажей по технике безопасности труда, как минимум, ежегодно, обязав каждого служащего (или работника) сдавать квалификационный экзамен, подтверждающий степень усвоения материала. В случае неудовлетворительного итога прохождения экзаменационной сессии, работодатель, в данном случае для сотрудников Аппарата Государственной Думы ФС РФ — Руководитель Аппарата Государственной Думы ФС РФ, оставляет за собой право отстранить государственного гражданского служащего от исполнения им должностных обязанностей до окончания периода повторной экзаменации или на постоянной основе.
Полагается, что введение таких дополнительных правил и норм позволит повысить уровень безопасности процесса трудовой деятельности, проводимого в рамках работы Аппарата Государственной Думы ФС РФ.
Реализация представленных положений в обязательном порядке должна обеспечиваться соответствующим Распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Более того, немаловажным фактором, оказывающим влияние на необходимость принятия корректирующих методик, обеспечивающих охрану труда служащих Аппарата Государственной Думы ФС РФ, является фокусирование деятельности
данной категории работников в рамках использования интеллектуальных ресурсов, учитывая также степень важности службы государственных гражданских служащих, деятельность которых фактически прямо влияет на обеспечение непрерывного процесса законодательного регулирования федерального назначения.
На наш взгляд, данный фактор должен послужить стимулом для инициации и внедрения новых принципов организации безопасности условий труда для государственных гражданских служащих Аппарата Государственной Думы ФС РФ, предполагая дополнительный отдых в течение рабочего дня (помимо того, который закреплен в ТК РФ), создавая необходимые условия отдыха вблизи рабочего места госслужащего, учитывая, как правило, ненормированный график рабочего времени.
Более того, следует отдельно остановиться на непосредственных условиях труда государственных гражданских служащих Аппарата Государственной Думы ФС РФ, рассматривая их в призме комфортности пребывания на рабочем месте.
Так, большинство сотрудников и государственных гражданских служащих Аппарата Государственной Думы ФС РФ указывают на несоответствие имеющихся условий труда требованиям уровня комфортности. Здесь стоит указать на недостаточный уровень освещения рабочих мест, низкую степень проветривания помещений, неудобные, неориентированные на многочасовую работу сидения и кресла, недостаточно современные технические средства и компьютеры, а также отсутствие ремонта во многих занимаемых кабинетах. Следует отметить, что проведение ремонтных работ в большей части помещений Государственной Думы ФС РФ осуществлялось в период первого созыва Государственной Думы ФС РФ, то есть до 2000-х гг., что указывает на устаревание покрытий, а также неэкологичность помещений, что пагубно влияет на здоровье трудящихся.
Предполагается, что в Аппарате Государственной Думы ФС РФ требуется создание отдельного структурного подразделения, ответственного как за механическую безопасность трудовой деятельности госу-
дарственных служащих, так и за соблюдение самими сотрудниками условий труда, прямо оказывающих влияние на их здоровье.
Так, как уже отмечалось, первоначальной функцией данного структурного подразделения должна являться обязательная ежегодная экзаменация государственных служащих Аппарата Государственной Думы ФС РФ, что необходимо регламентировать соответствующим Распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы ФС РФ. Ответственные за данную область работы сотрудники могут образовать отдел структурного подразделения, к примеру — «квалификационный».
Кроме того, учитывая характер деятельности служащих Аппарата Государственной Думы, необходимо проведение теоретических курсов, основывающихся на базовых параметрах необходимого времени отдыха в процессе работы, а также проведении минимальных физических нагрузок — «пятиминуток», что является обязательным условием в рамках ведения рабочего процесса, в первую очередь, основанного на использовании компьютерной техники. Представляется, что за данный участок работы также должны отвечать соответствующие сотрудники, формируемые в рамках вновь созданного структурного подразделения в отдел, к примеру — «теоретико-методологический».
Ответственных за условия труда в рамках комфортности пребывания также необходимо формировать в квалифицированный отдел, который, помимо руководителя вновь созданного структурного подразделения, будет подчиняться напрямую Управляющему делами Государственной Думы. Деятельность сотрудников данного отдела представляет собой особую важность в связи с тем, что ими предлагается контролировать непосредственно условия труда служащих, которые напрямую оказывают влияние на эффективность трудового процесса и результативность работы. Сотрудники ответственного отдела обязаны на еженедельной основе осуществлять проверку оснащенности помещений комфортной мебелью, а также состояния кабинетов относительно требований проведения ремонтных работ. Дан-
ный отдел может носить название — «хозяйственный».
Отметим степень психологической нагрузки государственных гражданских служащих Аппарата Государственной Думы ФС РФ, учитывая государственную важность результатов их работы, которая представляет собой непомерную ответственность [9] каждого служащего за судьбы всего населения страны.
В этой связи, считаю целесообразным создание в рамках Государственной Думы отдельного психологического кабинета с высокопрофессиональными психологами, осуществляющими деятельность в подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации медицинских учреждениях.
Высокая ответственность работы, а также ее темп и ритм особенно подвергают государственных служащих Аппарата Государственной Думы ФС РФ к различного рода беспокойствам и стрессам.
Таким образом, психологи смогут сбалансировать возникающую стрессовую ситуацию, стабилизируя эмоциональный фонд, ориентируясь, в первую очередь, на анонимность обращений. А главное — базирование специалистов данного профиля в рамках государственного учреждения позволит максимально оперативно оказать необходимую помощь сотруднику, избегая возникновения непоправимых отрицательных последствий. Данный отдел считаю необходимым назвать, ориентируясь на профиль его работы, — «психологический».
Предлагаемая структура вновь созданного подразделения Аппарата Государственного Думы ФС РФ представлена на рис. 1.
Помимо совершенствования системы соблюдений безопасности труда и охраны ее деятельности, немаловажным условием эффективной работы является наличие специально отведенных зон отдыха в рамках учреждения, выступающего в качестве места работы сотрудника.
Вновь рассматривая важность [1] и трудоемкость работы государственных гражданских служащих Аппарата Государственной Думы представляется целесообразным совершенствование инфраструктуры учреждения.
Рис. 1. Структура Управления охраной труда
Так, как известно, многие учреждения и организации, ведущие свою деятельность как на коммерческой основе, так и представляющие систему государственного сектора, оснащены оборудованными спортивными тренажерными залами и даже плавательными бассейнами.
Рассматривая на примере Государственной Думы ФС РФ, приходится констатировать отсутствие досуговых спортивных площадок для организации физкультурных мероприятий непосредственно в рамках зданий учреждения.
Физическое здоровье граждан, трудящихся — основа фундамента эффективной деятельности, это одно из основополагающих направлений государственной политики в рамках демографического роста.
Базируясь на развитии полноценного физического воспитания, целеполагаясь на достижение высоких результатов профессиональной деятельности государственных гражданских служащих, а также всех специалистов, осуществляющих деятельность в пределах Государственной Думы ФС РФ, представляется целесообразным создание спортивного зала, оснащенного современными тренажерами, а также плавательного бассейна.
Пользование данными ресурсами возможно в процессе работы в промежутках трудовой деятельности, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации [2], а также по окончании рабочего дня.
Необходимо учесть, что в условиях современного ритма жизни, бесконечной реструктуризации глобальных процессов во всех государственных сферах, служащие отчасти редко задумываются о здоровом образе жизни и способах его поддержания.
Культура физического воспитания «не отходя от рабочего стола» позволит повысить показатели уровня здоровья граждан, в данном случае — служащих Государственной Думы ФС РФ.
Учитывая также стиль [2] работы служащих, подразумевающий беспрерывную работу с компьютерной техникой и бумагами, по большей части представляющий «сидячий» темп работы, что, в первую очередь, пагубно влияет на опорно-двигательную систему, а также органы зрения, выявляется серьезная необходимость создания спортивных помещений внутри самого учреждения.
Без преувеличения все статистические данные, фокусирующиеся на исследованиях показателей эффективности работы сотрудников как в современных компаниях, оснащенных всеми необходимыми комфортными условиями труда, включая спортивные комплексы, так и в организациях, нацеленных исключительно на результат работы, не принимая во внимание условия труда, предоставляемые сотрудникам для осуществления деятельности, показывают яркий дисбаланс итогов работы в сравнении упомянутых статистических категорий.
Представляется, что для организации спортивных помещений требуется серьезная финансовая поддержка. В этой связи, формирование необходимого денежного ресурса можно возложить на Профком Государственной Думы, который предложит членам своей организации внести соответствующие взносы.
Необходимо также отметить, что большая часть помещений, размещенных в пределах данного государственного орга-
на, действительно требует проведение капитальных ремонтных работ.
Также, необходимо указать, что здание Государственной Думы практически не оборудовано специализированными зонами для отдыха служащих.
Так, в качестве альтернативного варианта отдыха можно рассматривать помещение Парламентской библиотеки.
Однако на тысячную аудиторию сотрудников Государственной Думы одного помещения такого типа недостаточно.
Предлагается создание дополнительных, как минимум двух, помещений Парламентских библиотек для всех желающих.
На основании изложенного, следует отметить, что инфраструктура организации, выступающей в качестве работодателя, оказывает значительное прямое влияние на результаты [8] и эффективность работы сотрудников. Материально-техническая база, а также источники финансирования для строительства необходимых объектов, удовлетворяющих физические и культурные потребности профессиональных служащих, отвечающих за обеспечение нормального режима рабочего дня совместно с требуемым в соответствии с законодательством Российской Федерации отдыхом, должны первоначально проецироваться работодателем, уделяя особое внимание каждому из представленных условий труда, ориентируя результат деятельности организации на высокие показатели эффективности.
Список литературы
1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Ст. 3, П.1. // СПС «КонсультантПлюс», Дата обращения 05.11.2018.
2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // СПС «Консультант-Плюс». Дата обращения 05.11.2018.
3. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. — М., 2002.
4. Гусева, Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: диссертация доктора юридических наук: 12.00.05. — М., 2013. — Ст. 347.
5. Ежов М.В. История государственного управления и государственной службы в России // Знание, ИВЭСЭП. — 2016 — С. 268.
6. Зайцева Т.В. Реформа государственной службы России. История попыток реформирования с 1992 по 2000 год / Ред. и предисл. Т.В. Зайцевой. — М.: Изд-во Весь Мир, 2003; Реформа государственной службы России. История попыток реформирования с 1992 по 2000 год / Ред. и предисл. Т.В. Зайцевой. — М.: Изд-во Весь Мир, 2003.
7. Клищ H.H. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих // Модернизация экономики и государство / Отв. ред. Е.Г. Ясин. Кн. 1. — М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2007.
8. Колноченко Е. Сколько получают чиновники? — URL: http://bujet.ru/ article/41828.php.
9. Тихомирова, ОА., Орлова, В.Н. Денежное содержание как элемент социальных гарантий в системе государственной гражданской службы // Среднерусский вестник общественных наук. — 2015. — № 3. — Т. 10. — С. 89.