Научная статья на тему 'Особенности и формы социального партнерства на государственной гражданской службе в пространстве современного правового государства'

Особенности и формы социального партнерства на государственной гражданской службе в пространстве современного правового государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ / ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ / СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ / SOCIAL PARTNERSHIP ON STATE CIVIL SERVICE / FORMS OF SOCIAL PARTNERSHIP ON STATE CIVIL SERVICE / PRINCIPLES OF SOCIAL PARTNERSHIP ON STATE CIVIL SERVICE / ENTITIES OF SOCIAL PARTNERSHIP ON STATE CIVIL SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минигулова Динара Борисовна

Статья посвящена институту социального партнерства на государственной гражданской службе. В предлагаемой статье предпринята попытка осмыслить возможности и перспективы социального партнерства на гражданской службе, восполнить существующие пробелы в этом институте служебного права на основе применения норм трудового законодательства, в частности, автор предлагает определение ключевого понятия социального партнерства на государственной гражданской службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features and forms of social partnership on state civil service in the contemporary rale-of-law state's space

The article is devoted to the institution of partnership on state civil service. The author attempts to comprehend the opportunities and prospective of partnership on state civil service, to fill the gaps, existing in this institution of service legislation, on the basis of usage of the norms of labour legislation, particularly, the author proposes a definition of key notion of partnership on state civil service.

Текст научной работы на тему «Особенности и формы социального партнерства на государственной гражданской службе в пространстве современного правового государства»

ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Д.Б. Миннигулова

ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Социальное партнерство на государственной гражданской службе является необходимым элементом правового государства. Для современной российской государственности данный институт - новое явление в рамках государственно-служебных правоотношений. Социальное партнерство, достаточно всесторонне урегулированное в трудовом праве, почти полностью отсутствует в законодательстве о государственной гражданской службе. Лишь отдельные фрагменты социального партнерства отражены в служебном праве. В частности, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»1 предусматривает возможность образования в государственных органах профсоюзных организаций и право гражданского служащего вступать в профсоюзную организацию (п. 12 ст. 14), а также регулирование отдельных условий прохождения гражданской службы через коллективный договор (п. 4 ст. 45) .

Принятие коллективного социально-служебного нормативного акта (коллективного договора) предусмотрено Федеральным законом о гражданской службе, в соответствии с которым гражданским служащим, имеющим

ненормированный служебный день,

предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа2. Необходимость соответствующих форм социального партнерства возникает также при создании комиссии по служебным спорам, в которые выборный орган профсоюзной организации должен делегировать своих представителей.

Введение института социального

партнерства на гражданской службе в настоящее время возможно только на основе

1 О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Рос. газ. - 2004. - 31 июля.

2 См.: О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. №

79-ФЗ // Рос. газ. - 2004. - 31 июля. - Ст. 45.

Трудового кодекса3 с учетом соответствующей специфики государственной службы, служебной терминологии и правовых категорий.

Опираясь на положения трудового права, социальное партнерство на государственной гражданской службе можно определить как систему взаимоотношений между гражданскими служащими представителями нанимателя (государством, органами по управлению гражданской службой), направленную на согласование интересов гражданских служащих и представителей нанимателя по регулированию служебных и социально-служебных условий прохождения государственной гражданской службы.

К основным принципам социального партнерства на государственной гражданской службе следует отнести: уважение и учет взаимных интересов сторон; заинтересованность сторон в регулировании социально-служебных условий на основе договорных отношений; содействие государства в становлении, укреплении и развитии социального партнерства; соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих государственную гражданскую службу; полномочность представителей сторон; свободу выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу регулирования труда гражданских служащих; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность принимаемых обязательств; обязательность выполнения коллективных договоров и соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров и соглашений; ответственность сторон за невыполнение коллективных договоров и соглашений.

Сторонами социального партнерства на государственной гражданской службе являются коллектив гражданских служащих

3 Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации . - 2002. - № 1. - Ст. 3.

государственного органа (филиала, представительства, структурного

подразделения) и представитель нанимателя в лице уполномоченных в установленном порядке лиц представителей.

Система социального партнерства может включать следующие уровни: федеральный уровень, устанавливающий основные направления социального партнерства; региональный уровень, устанавливающий основы регулирования социального

партнерства субъекта Российской Федерации; отраслевой уровень, устанавливающий основы видового регулирования социального партнерства в соответствующей сфере государственной гражданской службы; ведомственный (локальный) уровень государственного органа, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере социально-служебных отношений между гражданскими служащими и представителем нанимателя.

Социальное партнерство может

осуществляться в форме переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимных консультаций по вопросам регулирования социально-служебных и иных непосредственно связанных с ними отношений; обеспечения гарантий прав гражданских служащих и совершенствования законодательства о государственной гражданской службе и локальных актов государственного органа; участия гражданских служащих, их представителей в изменении социально-служебных условий прохождения

государственной гражданской службы; участия представителей гражданских служащих и представителя нанимателя в досудебном разрешении служебных споров.

Особенности применения социального партнерства на государственной гражданской службе устанавливаются федеральными законами. Принятие таких законов в настоящее время носит перспективный (предполагаемый) характер, поскольку специальные законы о социальном партнерстве на государственной гражданской службе пока не существуют.

Представителями гражданских служащих в социальном партнерстве могут быть: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации,

предусмотренные уставами общероссийских

профсоюзов, или иные представители, избираемые гражданскими служащими.

Интересы гражданских служащих при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении коллективного договора и соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании комиссий по регулированию социально-служебных отношений

представляют соответствующие профсоюзные организации. При отсутствии профсоюзной организации в государственном органе интересы гражданских служащих могут представлять выбранные ими на общем собрании (конференции) представители. Представитель нанимателя создает условия, обеспечивающие разработку коллективного договора в соответствии с установленными правилами. Представителями нанимателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются уполномоченные им лица в соответствии с нормативными правовыми актами, уставными (учредительными) документами государственного органа.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных служебных споров по поводу заключения или изменения соглашений, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-служебных

отношений интересы представителей нанимателя может представлять орган управления гражданской службой.

Для обеспечения регулирования социально-служебных отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для контроля за их выполнением на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

Представители гражданских служащих и представители нанимателя участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров. Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в

течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени гражданских служащих на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. Гражданские служащие, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной службы с сохранением среднего денежного содержания на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Представители гражданских служащих, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа,

уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую должность или уволены по инициативе представителя нанимателя, за исключением случаев расторжения служебного контракта при совершении проступка, за который в соответствии с Федеральным законом о гражданской службе, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с гражданской службы.

Основной формой социального партнерства на гражданской службе, так же как и в иных видах социального партнерства, является коллективный договор. Коллективный договор гражданских служащих можно определить как локальный нормативно-правовой акт, регулирующий социально-служебные

отношения в государственном органе и заключаемый гражданскими служащими в лице их представителей и представителем нанимателя.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами с учетом особенностей правового положения, задач и функций государственного органа. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства гражданских служащих

и представителя нанимателя по следующим вопросам: формы, системы и размеры дополнительных льгот и выплат (в частности, порядок предоставления материальной помощи, условия предоставления жилого помещения, обеспечение отдыха и др.); выплата пособий, компенсаций; особенности регулирования оплаты труда (денежного содержания) с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; повышение квалификации, подготовка и переподготовка, условия высвобождения гражданских служащих; регулирование режима служебного времени и времени отдыха; улучшение условий и охраны труда гражданских служащих, в том числе женщин, лиц с семенными обязанностями, инвалидов; соблюдение интересов гражданских служащих при предоставлении служебного жилья и приватизации ведомственного жилья; экологическая безопасность и охрана здоровья гражданских служащих; гарантии и льготы гражданским служащим, совмещающим службу с обучением; оздоровление и обеспечение отдыха гражданских служащих и членов их семей; контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон,

обеспечение нормальных условий деятельности представителей гражданских служащих; другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономических возможностей

государственного органа могут

устанавливаться льготы и преимущества для гражданских служащих, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями в пределах предусмотренных средств.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. При

осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения орган по управлению гражданской службой выявляет условия, ухудшающие положение гражданских служащих по сравнению с федеральным законами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение гражданских служащих, недействительны и не подлежат применению.

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по обеспечению законодательства о государственной гражданской службе и (или) органом по управлению гражданской службой. Ответственность сторон социального партнерства может наступить в случае невыполнения требований, предусмотренных порядком заключения, изменения и выполнений условий коллективного договора.

Таким образом, опираясь на нормы трудового и служебного права, могут быть предусмотрены различные направления, формы и варианты социального партнерства на гражданской службе, реализация которых во многом зависит от особенностей развития государственной службы в

условиях административной реформы. При этом можно сделать два предварительных вывода: во-первых, социальное партнерство на государственной гражданской службе в настоящее время находится на стадии становления, и только его отдельные элементы нашли закрепление в законодательстве о гражданской службе; во-вторых, социальное партнерство на гражданской службе имеет массу «белых пятен» (пробелов), которые могут быть устранены либо на основе норм трудового законодательства, либо введением специальной главы в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», либо принятием отдельного Федерального закона «О социальном партнерстве на государственной гражданской службе Российской Федерации».

Д.Ф. Латыпова

ТЕОРЕТИКО - ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОБ ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА, ОТЦОВСТВА И ДЕТСТВА

Статья 42 Конституции Республики Башкортостан провозглашает, что семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

В абзацах 4 и 5 этой же статьи сказано, что дети пользуются равной правовой и социальной защитой вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей, в Башкортостане обеспечивается содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усилия органов государственной власти Республики Башкортостан направлены на развитие системы социальных служб, гарантированное

обеспечение пенсиями, пособиями и иными мерами социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства.

Конституционно-правовые нормы

Республики Башкортостан в области охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства направлены на повышение авторитета института семьи, возрождение и укрепление семейных традиций, обеспечение приоритета семейного воспитания детей, охрану и защиту прав и законных интересов детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данные конституционно-правовые нормы выступают гарантом соблюдения прав человека, являются мерилом соответствия

законов республики смыслу конституционных правоположений. То есть, другими словами, конституционно-правовые основы

законодательства в области охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства представляют собой основополагающие принципы (начала), исходящие из ценности семьи, заботы о ее состоянии и благополучии, важности эффективной охраны и защиты прав и интересов членов семьи и имеющие общеобязательное значение в силу юридического закрепления в Основном законе Республики Башкортостан.

Конституционно-правовые нормы в области охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства получают распространение и конкретизацию в отраслевом (семейном) законодательстве Республики Башкортостан.

Республика Башкортостан - один из первых субъектов Федерации, где был принят закон «О государственной молодежной политике»1. В Республике Башкортостан приняты и действуют Семейный кодекс Республики

1 Закон Республики Башкортостан от 07.10.1999 г. «О государственной молодежной политике в Республике Башкортостан»; также указ Президента РБ от 26.11.2001 г. № УП-593 «О дополнительных мерах поддержки молодых семей в Республике Башкортостан» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.