Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫБОРЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ВЛАСТНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ELECTORAL PROCESS / ELECTIONS / STATE ADMINISTRATION / PUBLIC ADMINISTRATION / STATE-POWER INFLUENCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чистобородов Илья Григорьевич

В статье анализируется понятие государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации. Особое внимание уделяется в первую очередь государственному управлению в целом, а в последующем формулируется понятие государственного управления избирательным процессом. Аргументирована позиция автора о необходимости юридического закрепления в действующем законодательстве данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Чистобородов Илья Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of state management of the electoral process in the Russian Federation

The article analyzes the concept of state management of the electoral process in the Russian Federation. Special attention is paid first of all to public administration in general, and subsequently the concept of public administration of the electoral process is formulated. The author's position on the need for legal consolidation of this phenomenon in the current legislation is argued.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Чистобородов И. Г.

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

12.00.02

6.1. Понятие государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации

©И. Г. Чистобородов Академия управления МВД России, г. Москва, Российская Федерация e-mail: I.Chistoborodov@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется понятие государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации. Особое внимание уделяется в первую очередь государственному управлению в целом, а в последующем формулируется понятие государственного управления избирательным процессом. Аргументирована позиция автора о необходимости юридического закрепления в действующем законодательстве данного явления.

Ключевые слова: избирательный процесс, выборы, государственная администрация, государственное управление, государственно-властное воздействие.

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Чистобородов И. Г. Понятие государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. XVI. №1. С. 89-92.

The concept of state management of the electoral process in the Russian Federation

©I. G. Chistoborodov

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russian Federation

e-mail: I.Chistoborodov@mail.ru

Abstract. The article analyzes the concept of state management of the electoral process in the Russian Federation. Special attention is paid first of all to public administration in general, and subsequently the concept of public administration of the electoral process is formulated. The author's position on the need for legal consolidation of this phenomenon in the current legislation is argued. Keywords: electoral process, elections, state administration, public administration, state-power influence.

FOR CITATION: Chistoborodov I. G. The concept of state management of the electoral process in the Russian Federation // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. XVI. №1. P. 89-92.

ВВЕДЕНИЕ

В целом учёные исследователи выделяют различные виды управления. В социальном управлении выходит на первый план государственное управление, которое можно признать одним из самых сложных и многогранных процессов. Пристальному вниманию правоведов подвержена именно система государственного управления в которой объектом управления выступает личность и общество в целом, а совокупность государственных органов, в лице главы государства и его администрации, правительства, парламента, судебных органов и других государственных органов возможно рассматривать субъектами государственного управления.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

На протяжении всего времени развития человечества предпринимались попытки создания теории управления, которую

можно было бы эффективно использовать при повседневном управлении обществом. Функционирующая на конкретном этапе развития человечества система государственного управления всегда была предметом пристального внимания начиная с глубокой древности. Конфуций, Солон, Платон, Аристотель, Никколо Макиавелли, предпринимали попытки обобщить различный практический опыт государственного управления, разработали конкретные предложения по повышению эффективности государственного управления.

Немецкий профессор Лоренц фон Штайн, считается основателем науки о государственном управлении во многих частях мира и создателем первой научной концепции социального государства. Он выделяет два условия осуществления государственного управления.

Во-первых, это наличие свободы для каждой отдельной личности.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ПРАВО / CONSTITUTIONAL LAW; CONSTITUTIONAL JUDICIAL PROCESS; MUNICIPAL LAW ' '

Во-вторых, это сама деятельность государственных органов, которая проявляется в различных формах и методах управления личностью и обществом в целом.

Во времена фон Штейна государственное управление считалось формой административного права, но он справедливо считал эту концепцию слишком узкой и не проработанной. В своих работах он писал, что государственное управление опирается на многие предустановленные дисциплины такие как: социология, политология, административное право и государственные финансы. Он назвал государственное управление интегрирующей наукой и заявил, что государственные администраторы должны заниматься как теорией, так и практикой управления. Автор справедливо утверждал, что государственное управление - это наука, потому что знания генерируются и оцениваются в соответствии с научным методом [1, с. 5].

В период бурного индустриального развития Западная Европа, значительно переосмысливает теорию государственного управления. На этой почве возник классический менеджмент, основы которого были заложены в конце Х1Х-начале ХХ века работами М. Вебера, У. Дункана, Ф. Тейлора, А. Файоля. Последним было дано классическое определение менеджмента через перечисление его функций - предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать. При этом менеджмент представлялся как наука об универсальных законах, принципах управления, применимых в любой сфере деятельности.

В Соединенных Штатах Америки Вудро Вильсон (будущий 28-й Президент США) считается основателем теории государственного управления. Он впервые официально признал наличие такого явления как - государственное управление. Кроме того, считал, что объектом изучения является ряд основных аспектов: во-первых, исследователь обязан проанализировать, что государственная администрация делает эффективно и успешно; во-вторых, разграничить сферы политики и государственного управления. Этот исследователь и политический деятель считал, что теория государственного управления должна стать дисциплиной, которая является основой для обучения государственных служащих.

В тоже время отдельно необходимо рассмотреть особенности государственного управления в СССР и современной России. В СССР социальное управление обеспечивалось социалистическим государством, исполнительно-распорядительными органами, общественными организациями. Само понятие государственного управления было закреплено в основном законе, под которым понималось целенаправленное воздействие субъектов государственного управления, оказываемых ими в рамках своей компетенции на определенные социальные системы и весь социальный организм в целом [2, с. 24].

Другими словами, государственное управление определялось как такая государственно-властная деятельность, которая не включает в себя ни правосудие, ни законотворчество. Классическая же дефиниция на тот период определяет управление как исполнительно-распорядительная деятельность государства, которая осуществляется вне границ законотворчества и правосудия [3, с. 81].

В последующем был взят курс на перестройку социально-экономического развития СССР. Генеральным направлением и основным условием перестройки государственного управления является его демократизация. Как отмечает В. Д. Малков: «Естественно, что в современный период глубоких преобразований проблемы демократизации всей общественной жизни, привлечения к участию в управлении делами общества всех

слоев населения, всемерного повышения роли человеческого потенциала в решении практических задач оказались в центре внимания» [4, с. 17].

После принятия Конституции РФ В 1993 г. на основе теории разделений властей появилось понятие «исполнительная власть». Кроме того, в современной Конституции РФ не упоминается о государственном управлении, в ней не предложен синоним этому термину. В тоже время государственное управление существует и реализуется как объективная реальность и, одновременно, необходимость без которой не может работать государственное образование. Поэтому государственное управление можно определить как вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется власть всех государственных органов.

Именно поэтому предусмотренное конституцией разделение властей не исключает, а, напротив, настойчиво призывает рассматривать вопросы совершенствования государственного управления. Тенденцию укрепления государственного управления, как подчеркивает Л. Л. Попов, подтверждают и недавно появившиеся указы Президента РФ, которые так и называются: «О совершенствовании государственного управления...» в той или иной сфере. Это хороший сигнал для управленцев и правоведов. Наступает ренессанс государственного управления [5, с. 23].

На современном этапе глубоко проработанная теория административного права выработала два основных подхода к термину государственное управление:

Во-первых, государственное управление в широком понимании - это, прежде всего, регулятивная деятельность государства в целом (деятельность Президента РФ, исполнительных органов государственной власти, представительных органов государственной власти, судебных органов, прокуратуры, счетной палаты, Центральной избирательной комиссии и т. д.). «Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения. Функции государственного управления (такие как подбор, расстановка, аттестация кадров, учет и контроль, применение мер принуждения и поощрения, дисциплинарного воздействия, прогнозирование, планирование, финансирование и т. д.) в той или иной мере осуществляют многие органы государства: суд, прокуратура, представительные органы публичной власти» [6, с. 134].

Во-вторых, государственное управление в узком понимании - это деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов. В современной учебной и научной литературе административного права понятие государственное управление исполнительными государственными органами достаточно глубоко изучено.

Таким образом, в представленной статье нам необходимо руководствоваться широким понятием государственного управления. Оно включает важнейшие правовые и управленческие категории. Важно отметить, что основное отличие в представленных выше определениях это то, что мы можем относить к субъектам государственного управления, то есть к управляющей подсистеме. В приемлемой для нас дефиниции к субъектам государственного управления относят не только исполнительные органы государственной власти, но и другие государственные органы, которые наделены государственно-властными полномочиями в конкретной области общественных отношений. Например, к субъектам относят судебные и

90 Economic problems and legal practice Vol. XVI, 1-2020 ISSN 2541-8025

Чистобородов И. Г.

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

представительные органы государственной власти, государственные органы с особым правовым статусом (ЦИК России, Прокуратура России, Центральный банк России) [7, с. 21].

В постиндустриальном мире ситуация коренным образом изменилась. Сегодня ученые оперируют такими понятиями как: «электронное государство», «электронное государственное управление», «электронное правительство». Кроме того, в настоящий момент применяется термин «цифровая экономика». Все это говорит о новых подходах к государственному управлению с применением информационных технологий.

Несомненно, современные аспекты применяемого электронного государственного управления вызваны объективной необходимостью, так как общество в целом проходит этап трансформации. На данном этапе не только в научной литературе, но и в доктринальных документах говорится об информационном обществе и перспективах его развития [8].

Таким образом, с учетом современных технологий необходимо совершенствовать государственное управление в различных сферах. По мнению исследователя, особенно важной является общественно-политическая сфера. Сюда необходимо отнести вопросы государственного управления избирательным процессом. Разумеется, данная сфера также управляется государством с применением современных технологий.

В связи с тем, что достаточно успешно и быстро развивается информационное общество, государство вынужденно обратить внимание на совершенствование цифрового государственного управления. В России разработана и функционирует программа «цифровая экономика» в рамках которой планируется развивать элементы электронной демократии. В ближайшей перспективе «придется не только создать условия для того, чтобы граждане пользовались обратной связью с государственными органами в Интернете, но также научиться анализировать постоянно растущие информационные потоки, поступающие от граждан по обратной связи, а затем на основе новой информации корректировать принимаемые решения» [9, с. 82].

При этом, важно подчеркнуть, что вопросами государственного управления избирательным процессом занимались видные ученые юристы. В своей работе «Демократия и управление избирательным процессом: отечественная модель» [10, с. 24] Эбзеев Б. С. и Чуров В. Е. утверждают, что ЦИК России -государственный орган, организующий подготовку выборов и референдума. Кроме того, они отмечают, что организация и подготовка выборов есть самостоятельная сфера государственно-властной деятельности, и она осуществляется не только ЦИК России, но и другими государственными органами.

Необходимо отметить, что вопросами государственного управления избирательным процессом успешно занимаются ученые-политологи. В частности, Гришин Н. В. в своей работе «Государственная электоральная политика: предмет области научного направления» [11] рассматривает аспекты управления государством избирательным процессом. Он подчеркивает, что данное научное направление имеет особую научно-теоретическую и практическую значимость. Одновременно отмечает, что Российская Федерация явно отстает от зарубежных научных центров в вопросах электорального управления. Данный исследователь в последующих своих работах применяет термины «электоральное управление», «электоральный менеджмент», «электоральное администрирование» при этом четко определяет, что управление избирательным процессом необходимо осуществлять в рамках государственной политики.

В представленной статье требуется выделить диссертационное исследование Веревкина А. И. на тему: «Политико-административный режим регулирования избирательного процесса в современной России» на соискание ученой степени кандидата политических наук. В своей работе автор выносит на защиту следующее положение - политико-административный режим регулирования избирательного процесса представляет собой совокупность стратегий, моделей взаимодействия политических акторов друг с другом, а также с органами государственной власти в процессе создания и изменения институтов (электоральных «правил игры») [12, с. 6].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изменения избирательной системы, проводимые с помощью принятия нормативных правовых актов, а именно изменение избирательного законодательства является частью государственного управления избирательным процессом. Несомненно, именно законодательство определяет избирательную систему, которая непосредственно влияет на состав представительного органа, который избирается по действующему законодательству. Но в тоже время необходимо признать, что государственные органы, применяющие избирательное законодательство также оказывают государственно властное влияние на избирательный процесс в целом и на участников выборов в частности. При этом важно помнить, организационное воздействие имеет важную роль. Система избирательных комиссий во главе с Центральной избирательной комиссией Российской Федерацией организуют деятельность всех участников избирательного процесса с целью беспрепятственной реализации избирательных прав. В данном случае необходимо признать организующую деятельность Центральной избирательной комиссии ключевой и максимально значимой в данной сфере.

Рассмотрев все выше перечисленные определения автор с уверенностью может утверждать, что государственное управление избирательным процессом возможно рассматривать с системной точки зрения. Можно сказать, что существует система государственного управления избирательным процессом. Субъектами государственного управления в данном случае выступают государственные органы и ЦИК России в их числе. Объект управления - это граждане, участники избирательного процесса и складывающиеся между ними общественные правоотношения в период реализации избирательных прав. Безусловно, на современном этапе в данной сфере все шире применяются электронные средства государственного управления, которые обеспечивают устойчивые прямые и обратные связи.

В качестве итога проведенного исследования необходимо сформулировать авторское определение понятия «государственное управление избирательным процессом». Таким образом, государственное управление избирательным процессом можно определить, как целенаправленное, правовое, организационное, информационное и управленческое воздействие субъектов государственного управления (с применением современных информационно-телекоммуникационных технологий) на общественные правоотношения, складывающиеся во время реализации избирательных прав граждан в рамках избирательного процесса.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 74,36%.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО / CONSTITUTIONAL LAW; CONSTITUTIONAL JUDICIAL PROCESS; MUNICIPAL LAW

12.00.02

Список литературы:

1. Основы социального государства и правовое обеспечение социальной работы : хрестоматия / сост. Н. М. Полевая, В. В. Ситникова. - Благовещенск : Амурский гос. ун-т, 2019. - Ч. 1. С. 4-25.

2. Туманов Г. А. Об основаниях, содержании и перспективах теории государственного управления // Советское государство и право. - 1984. - № 1. - С. 23-30.

3. Аврутин Ю. Е. К вопросу об оптимизации терминологии теории государственного управления и административного права в контексте понимания эффективного, надлежащего, разумного публичного управления // Журнал российского права. - 2016. - № 7 (235). - С. 80-96.

4. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности / под ред. д.ю.н., профессора ВД. Малкова. -М. : Академия управления МВД России, 1990. - С. 323 с.

5. Попов Л. Л. Ренессанс государственного управления в России. Избранное. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2015. - 368 с.

6. Леонова В. В. Вопросы соотношении исполнительной власти с государственной службой, государственным управлением в России: актуальные проблемы // Государственная политика: методология, практика, направления совершенствования : Материалы Международной научно-практической конференции / под ред. П. А. Меркулова. -Орел : Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2016. - С. 132-135.

7. Мокрый В. С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ: учебное пособие / В.С. Мокрый, А.А. Сапожников, О.С. Семкина; под ред. А.А. Сапожникова. - М.: КноРус, 2008. 210 с.

8. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 // СЗ РФ. - 2017. - 15 мая. - № 20. -Ст. 2901.

9. Стырин Е. М. Электронная демократия. Перспективы развития России // Управление мегаполисом. - 2010. - № 2. -С. 80-92.

10. Чуров В. Е., Эбзеев Б. С. Демократия и управление избирательным процессом: отечественная модель // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2011. - № 3. С. 24-35.

11. Гришин Н. В. Государственная электоральная политика: предметная область нового научного направления // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2014. - № 3 (40). - С. 71-83.

12. Веревкин А. И. Политико-административный режим регулирования избирательного процесса в современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 / Веревкин Антон Игоревич. - СПб., 2013. - 22 с.

Reference list:

1. Fundamentals of the social state and legal support of social work: anthology / comp. N. M. Polevaya, V. V. Sitnikova. -Blagoveshchensk: Amur state University, 2019. - Part 1.

- Pp. 4-25.

2. Tumanov G. A. On the basis, content and prospects of the theory of state administration // Soviet state and law. - 1984.

- no. 1. - Pp. 23-30.

3. Avrutin Yu. E. To the question of optimization of terminology of the theory of public administration and administrative law in the context of understanding of effective, proper, reasonable public administration // Journal of Russian law. -2016. - no. 7 (235). - Pp. 80-96.

4. Theory of management in the field of law enforcement / ed. D. Yu. n., Professor V. D. Malkov. - Moscow: Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia, 1990. - Pp. 323 p.

5. Popov L. L., the Renaissance of public administration in Russia. Favourites. - Moscow: Norma: INFRA-M, 2015. - 368 p.

6. Leonova V. V. Questions of correlation of Executive power with state service, state administration in Russia: actual problems // State policy: methodology, practice, directions of improvement: Materials of the International scientific and practical conference / ed. by P. A. Merkulov. - Orel : Central Russian Institute of management - branch of Ranepa, 2016. -Pp. 132-135.

7. Mokry V. S. State and municipal management: implementation of reforms: textbook / V. S. Mokry, A. A. Sapozhnikov, O. S. Semkina; edited by A. A. Sapozhnikov. -Moscow: KnoRus, 2008. - 210 p.

8. About Strategy of development of information society in the Russian Federation for 2017-2030: the Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 No. 203 // NW of the Russian Federation. - 2017. - May 15. - no. 20. -St. 2901.

9. Styrin E. M. Electronic democracy. Prospects of development of Russia // Megapolis Management. - 2010. - no. 2. - Pp. 80-92.

10. Churov V. E., Ebzeev B. S. Democracy and electoral process management: domestic model // Journal of foreign legislation and comparative law. - 2011. - no. 3. Pp. 24-35.

11. Grishin N. V. State electoral policy: subject area of a new scientific direction // Caspian region: politics, economy, culture. - 2014. - no. 3 (40). - Pp. 71-83.

12. Verevkin A. I. Political and administrative regime of regulation of the electoral process in modern Russia: abstract. dis. ... cand. polit. sciences : 23.00.02 / Verevkin Anton Igorevich. -SPb., 2013. - 22 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Чистобородов Илья Григорьевич, кандидат юридических наук, начальник факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров, Академия управления МВД России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: I.Chistoborodov@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ilya G. Chistoborodov, Cand. Sci. (Law), Head of the faculty for the training of scientific and scientific-pedagogical personnel, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russian Federation, e-mail: I.Chistoborodov@mail.ru

92 Economic problems and legal practice

Vol. XVI, 1-2G2G

ISSN 2541-8G25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.