Научная статья на тему 'Система государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации'

Система государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
637
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЯЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПРЯМЫЕ И ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чистобородов Илья Григорьевич

В статье рассматривается система государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации. Предложено авторское описание системы государственного управления избирательным процессом. Целью работы является разработка функций государственного управления избирательным процессом их формулировка и описание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of public administration by electoral process in the Russian Federation

In article the system of public administration in the Russian Federation is considered by electoral process. The author's description of system of public administration by electoral process is offered. The purpose of work is development of functions of public administration by electoral process their formulation and the description.

Текст научной работы на тему «Система государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации»

1-2016

Пробелы в российском законодательстве

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)

1.1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чистобородов Илья Григорьевич, канд. юрид. наук, подполковник полиции. Должность: старший преподаватель. Место работы: Академия управления МВД России. Подразделение: кафедра управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка. E-mail: [email protected] Аннотация: В статье рассматривается система государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации. Предложено авторское описание системы государственного управления избирательным процессом. Целью работы является разработка функций государственного управления избирательным процессом их формулировка и описание.

Ключевые слова: управляющая подсистема, система государственного управления, субъекты государственного управления, объект государственного управления, прямые и обратные связи государственного управления.

SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION BY ELECTORAL PROCESS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Chistoborodov Ilya Grigorievich, PhD at law, police lieutenant colonel. Position: senior lecturer. Place of employment: Management Academy of MIA Russia. Department: management of activity of divisions of ensuring protection of a public order chair. E-mail: [email protected]

Annotation: In article the system of public administration in the Russian Federation is considered by electoral process. The author's description of system of public administration by electoral process is offered. The purpose of work is development of functions of public administration by electoral process their formulation and the description. Keywords: the operating subsystem, system of public administration, subjects of public administration, object of public administration, straight lines and feedback of public administration.

Современное общество стоит перед необходимостью постоянного совершенствования форм и методов управления в различных сферах общественной жизни. В то же время можно утверждать, что управление призвано динамично развивать государственные институты и институты гражданского общества, обеспечивать эффективное управленческое воздействие на общественные отношения, складывающиеся в процессе жизнедеятельности людей.

Очевидно, что с развитием управленческой мысли совершенствовалась и система управления. В свою очередь, государственное управление как исторический феномен тоже постоянно изменялось и преобразовывалось. Перечисленные обстоятельства находят свое отражение в исследовательских работах и современной научной литературе. Важно отметить, что к

определению понятия «государственное управление» существуют различные подходы.

Первый подход выработан ведущим администрати-вистом России Л.Л. Поповым, по мнению которого «государственное управление осуществляется, прежде всего, органами исполнительной власти и проявляется в разнообразных формах и методах». В своей работе «Ренессанс государственного управления в России» Лев Леонидович отмечает, что «государственное управление - это организующая, юридически властная деятельность. Его субъекты осуществляют нормативно определенные задачи и функции путем использования государственно властных полномочий, которыми они наделены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации»1.

Второй подход выработан Г.В. Атаманчуком, он считает, что «в государстве, в котором осуществлено конституционное разделение властей по горизонтали - на законодательную, исполнительную и судебную с ее издержками и противовесами и по вертикали (принципы федерализма и самоуправления) - на федеральную, власть субъектов Федерации - организационная структура государственного управления приобретает своеобразную конфигурацию, вовлекающую на демократической основе в управленческие процессы разнообразные государственные органы и компоненты общественной системы». Григорий Васильевич справедливо отмечает, что «субъектом государственного управления является государство в целом» .

Рассмотрев данные дефиниции, необходимо отметить, что авторы по-разному определяют субъектов государственного управления. Другими словами, Г.В. Атаманчук считает, что государственное управление осуществляют все органы государственной власти, которые определены Конституцией РФ. В свою очередь, Л.Л. Попов считает, что субъектами государственного управления являются органы исполнительной власти. Проводя собственное исследование следует согласиться с мнением Григория Васильевича Атаманчука, так как, по нашему мнению, государственное управление избирательным процессом в Российской Федерации осуществляется всеми органами государственной власти и конституционными органами (Прокуратура, Счетная палата, Центральный Банк России), и основным субъектом государственного управления является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

По мнению автора, законодательные органы государственной власти путем принятия нормативных правовых актов осуществляют управленческое воздействие направляя обществу правовые посылы, обязательные для исполнения; судебные органы в порядке обжалования имеют право приостанавливать либо отменять управленческие решения, тем самым оказывать управленческое воздействие на общественные отношения, складывающиеся в рамках избирательного процесса, направляя обязательные для исполнения

1 Попов, Л.Л. Ренессанс государственного управления в России. Избранное. М.: Норма ИНФРА-М, 2015. С. 13-17.

2 Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. 4-е изд., стер. М.: Издательство «Омега-Л», 2009. С. 193200.

информационно-правовые посылы. Одновременно, суды оказывают управленческое воздействие, разрешая юридические споры и вынося судебные решения по конкретным юридическим фактам, складывающимся во время реализации избирательного процесса; в свою очередь, исполнительные органы государственной власти оказывают управленческое воздействие на общественные отношения, складывающиеся в рамках избирательного процесса путем исполнения нормативных предписаний, регулирующих данную сферу, оказывая организационное воздействие.

Говоря о конституционных органах, осуществляющих государственное управление избирательным процессом, необходимо, в первую очередь, упомянуть Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, которая является основным субъектом государственного управления.

В целом необходимо отметить, что система государственного управления избирательным процессом - это сложная динамичная система, отличающаяся много-аспектностью элементов и их свойств. При этом следует различать понятия «система государственного управления избирательным процессом» и «управляющая система избирательным процессом». Второе понятие охватывает только перечень субъектов управления и их координационные связи. Первое понятие гораздо шире и требует более подробного рассмотрения.

Система государственного управления избирательным процессом включает в себя: субъекты управления, их координационные связи, объект управления и связи внутри субъектов. К системе управления также необходимо отнести прямые и обратные связи между субъектами управления и объектом управления. Можно утверждать, что это многоплановое, многофункциональное явление, имеющее множество частей, оказывающих друг на друга имманентное воздействие.

Таким образом, система государственного управления избирательным процессом содержит в себе несколько подсистем: во-первых, структурно-функциональная подсистема субъектов государственного управления, включающая в себя множество органов государственной власти и конституционных органов; во-вторых, это подсистема избирательных комиссий, являющихся основным субъектом управления; в-третьих, это общественно-политическая подсистема (объект государственного управления), включающая в себя политические партии, кандидатов, избирателей и других участников избирательного процесса.

Проводя исследование системы государственного управления избирательным процессом, необходимо представить ее в виде пирамиды, в верхней части которой расположен Президент Российской Федерации. Уровнем ниже расположены органы государственной власти (в соответствии с разделением властей) и конституционные органы (Прокуратура, Счетная палата, Центральный банк России) в том числе и основной субъект государственного управления - ЦИК России. Важно отметить, что перечисленные субъекты государственного управления находятся на одном уровне, так как они равнозначны и не подчинены друг другу. Следующей большой группой субъектов государственного управления избирательным процессом являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Нижний уровень пирамиды занимает объект управления - избирательный процесс который можно представить, как упорядоченные действия его участников.

Таким образом, управленческое влияние оказывается, в первую очередь, на личность, его волю, сознание и, в конечном итоге, на его поведение в данной сфере общественных отношений. Конечно, личность в данном исследовании подразумевается как участник избирательного процесса. Воздействие осуществляют информационные, организационные и правовые посылы, направляемые органами государственной власти и другими субъектами управления. В последующем совокупность совершаемых участниками действий представляет собой в целом избирательный процесс.

Рисунок №1. Система государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации.

Взаимосвязь между субъектами управления осуществляется с помощью передачи различной правовой и организационной информации. Таким образом, субъекты управления осуществляют координацию своей управленческой деятельности, взаимодействуют между собой для придания целенаправленного управляющего воздействия.

Рассматривая прямые и обратные связи между субъектом и объектом управления, необходимо начать с прямых связей:

- прямые связи в системе государственного управления выражаются в осуществлении организационного, правового и информационного воздействия. Это, в первую очередь, издание нормативных правовых актов, регулирующих данные общественные отношения во время избирательного процесса. Принятие решений в судебном порядке по юридическим спорам и юридическим фактам, которые обязательны для исполнения всех участниками избирательного процесса. Несомненно, управляющее воздействие осуществляется путем реализации нормативных предписаний органами исполнительной власти;

- обратные связи заключаются в том, что объект управления передает осведомляющую информацию субъектам управления. Они, несомненно, важны, так как являются сигналом для корректировки управляющего воздействия. Важно отметить, что по мере движения вверх данная информация постепенно обобщается и передается руководителю органа управления, который, в свою очередь, принимает ее к сведению для принятия управленческих решений. Именно обратные связи позволяют своевременно реагировать на возникающие проблемы в избирательном процессе. Субъектам управления необходимо внимательно относиться к направляемой в их адрес информации.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что участник избирательного процесса - это, прежде всего, че-

1'2016

Пробелы в российском законодательстве

ловек, который действует в социальном пространстве. Ему приходится приспосабливаться к условиям, которые создают для него субъекты государственного управления (управляющая подсистема). В случае, если он не подчинится управляющему воздействию, к нему применяются меры государственного принуждения. Одновременно необходимо отметить, что управляющее воздействие оказывается, прежде всего, для блага человека, гражданина, в нашем случае - участника избирательного процесса. В то же время государственное управление осуществляется от имени всего народа и во имя блага общества, оно носит несомненно позитивный и продуктивный характер.

Большое значение в государственном управлении избирательным процессом имеют различные процедуры, установленные нормами права. Соблюдение избирательных процедур позволяет говорить о демократичности и открытости выборов, это, в свою очередь, влияет на легитимность власти. Конечно, для гражданина (в данном исследовании - участника избирательного процесса) важно осознавать, что выборные должностные лица и представительные органы защищают его интересы. В таком случае он готов подчиниться управленческим посылам добровольно, не дожидаясь принятия к нему мер принуждения.

В то же время огромное значение имеют церемониальные символы формирования и легитимации власти. Например, торжественная инаугурация Президента России содержит не только политико-правовой характер, но и является «сакральным» действием для гражданина (в данном исследовании - участника избирательного процесса). Конечно, перечисленные выше избирательные процедуры несут в себе информационный посыл, способный подтверждать право субъекта на государственное управление. Сама организация и правовое закрепление порядка проведения этих церемоний говорит об их значимости для подтверждения легитимности власти.

Очевидно, что в системе государственного управления важно не только как функционирует управляющая подсистема: способна она выполнять возложенные на неё государственные функции, каким образом организованы институты власти, насколько своевременно и точно применяются различные формы и методы управления, но и важное значение имеют прямые и обратные связи, выстраиваемые между субъектами и объектом управления.

Самое уникальное состоит в том, что эти связи устанавливаются не только государством, но и, в значительной мере, участниками избирательного процесса. Другими словами, они не только реагируют на управленческое воздействие, но и инициативно направляют информацию, которая содержит в себе сведения о некорректности установленных государством норм, регулирующих избирательный процесс. Например, участники избирательного процесса могут обратиться в судебные инстанции, если считают, что их избирательные права нарушены.

Кроме того, избирателями могут быть организованы различные публичные мероприятия и выдвинуты требования к управляющей подсистеме об изменении тех либо иных избирательных процедур. Несомненно, необходимо обратить внимание на тот факт, что граждане, голосуя на референдуме за принятие конституции, определяют форму правления и форму государственного устройства, тем самым предопределяют строение управляющей подсистемы.

Следовательно, возникает вопрос, почему мы относимся к субъектам государственного управления как к подсистеме, занимающей верхнее положение в описанной выше пирамиде? Почему избирательный процесс, понимаемый нами как совокупность действий его участников, находится в основании этой пирамиды?

Значит, описываемая нами пирамида может трансформироваться, и подсистемы могут меняться местами. В повседневном (штатном) режиме жизнедеятельности общества граждане и, конечно, участники избирательного процесса подчинены органам власти и выполняют адресованные им управленческие посылы. А в период выборов или референдума они одновременно становятся над субъектами управления. Например, во время выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избиратели, отдавая свои голоса, фактически становятся субъектом управления во время формирования законодательного органа власти.

Отметим, что двуалистичность системы государственного управления избирательным процессом не должна смущать исследователя, так как именно она позволяет сделать систему более устойчивой, способной трансформироваться и приспосабливаться к конкретной исторической ситуации. Можно сказать, что возможность трансформации позволяет государству выживать в быстро меняющемся мире. Для этого необходимы устойчивые каналы связи, способные отражать настроения избирателей. В свою очередь, управляющая подсистема должна различать поступающую информацию. Конструктивную критику и предложения по совершенствованию избирательного процесса необходимо анализировать, вырабатывать управленческие решения, способные устранить выявленные недостатки. Деструктивные информационные посылы, способные нанести вред системе государственного управления либо правам и законным интересам граждан, необходимо игнорировать, а в некоторых случаях пресекать.

Таким образом, система государственного управления избирательным процессом - это совокупность управляющей и управляемой подсистемы, между которыми выстроены прямые и обратные связи, назначение которых - передача организационной, правовой и информационной составляющей управленческого воздействия. Управляющая подсистема осуществляет государственное управление избирательным процессом, который мы понимаем, как упорядоченные действия его участников. А управляемая подсистема по каналам обратной связи передает информацию с целью корректировки оказываемого на нее воздействия. Перечисленные выше компоненты системы государственного управления избирательным процессом неразрывно связаны между собой, и основным критерием эффективности этой системы является ее способность быстро реагировать на организационные, правовые и информационные посылы, подаваемые подсистемами друг другу.

Список литературы:

1. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. 4-е изд., стер. М.: Издательство «Омега-Л», 2009. С. 193-200.

2. Попов, Л.Л. Ренессанс государственного управления в России. Избранное. М.: Норма ИНФРА-М, 2015. С. 13-17.

3. Чуров, В.Е., Эбзеев, Б.С. Демократия и управление избирательным процессом: отечественная модель // Российское право 2011. №11.

4. Чистобородов, И.Г. К вопросу о государственном управлении избирательным процессом в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве, М., 2015. № 4(2015). С. 21-25.

5. Чистобородов, И.Г. Принципы государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве, М., 2015. № 5(2015). С. 12-16.

6. Чистобородов, И.Г. Назначение и задачи государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве, М., 2015. № 3(2015). С.19-22.

7. Чистобородов, И.Г. Избирательный процесс как объект государственного управления в Российской Федерации // Черные дыры в российском законодательстве, М., 2015. № 3(2015). С. 137-141.

8. Эбзеев, Б.С. Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования. М.: Проспект, 2014. С. 336.

Рецензия

на статью старшего преподавателя кафедры УДПОООП Академии управления МВД России, к.ю.н. Чистобородова И.Г. «Система государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации»

Представленная статья затрагивает весьма актуальную тему, а именно: «Система государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации». Несомненно, современное общество стоит перед необходимостью постоянного совершенствования форм и методов управления в различных сферах общественной жизни. В то же время можно утверждать, что управление призвано динамично развивать государственные институты и институты гражданского общества, обеспечивать эффективное управленческое воздействие на общественные отношения, складывающиеся в процессе жизнедеятельности людей. Автором была предпринята попытка описать систему государственного управления на основе проведенного анализа.

Автор умело представляет собственное мнение о том, что данная проблема требует теоретического осмысления, необходимо её развивать и исследовать. Важно отметить, что статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих теоретический интерес. Она написана простым и доступным языком, читать её интересно. Работа содержит в себе достаточно интересную хорошо иллюстрирующую материал схему.

Представленная для рецензии статья старшего преподавателя кафедры УДПОООП Академии управления МВД России, к.ю.н. Чистобородова И.Г. «Система государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации» имеет важное теоретическое значение и практический интерес, в связи с чем, может быть представлена к опубликованию в научных журналах.

Научный сотрудник отдела по исследованию стратегических проблем управления научного центра Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, капитан полиции Е.С. Хозикова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.