Научная статья на тему 'Азначение и задачи государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации'

Азначение и задачи государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чистобородов И.Г.

В статье рассматривается назначение государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации. Определены задачи государственного управления избирательным процессом для каждого субъекта управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Appointment and problems of public administration by electoral process in the Russian Federation

In article purpose of public administration in the Russian Federation is considered by electoral process. Problems of public administration by electoral process for each subject of management are defined.

Текст научной работы на тему «Азначение и задачи государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации»

1.2. НАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чистобородов И.Г., канд. юрид. наук, подполковник полиции. Должность: старший преподаватель. Место работы: Академия управления МВД России. Подразделение: кафедра управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка. E-mail: I. Chistoborodov@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается назначение государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации. Определены задачи государственного управления избирательным процессом для каждого субъекта управления.

Ключевые слова: цели государственного управления избирательным процессом, назначение государственного управления избирательным процессом, задачи государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации.

APPOINTMENT AND PROBLEMS OF PUBLIC ADMINISTRATION BY ELECTORAL PROCESS IN THE RUSSIAN FEDERATION Chistoborodov I.G., PhD at law, police lieutenant colonel. Position: senior lecturer. Place of employment: Management Academy of MIA Russia. Department: services of public order chair. E-mail: I.Chistoborodov@mail.ru

Annotation: In article purpose of public administration in the Russian Federation is considered by electoral process. Problems of public administration by electoral process for each subject of management are defined. Keywords: the purposes of public administration by electoral process, purpose of public administration by electoral process, problems of public administration by electoral process in the Russian Federation

Проблема государственного управления волнует умы ученых и политических деятелей с момента возникновения государства. С самого рождения полисных образований, являющихся прообразом государства, возникает необходимость в изучении и применении различных форм и методов государственного управления. Этот вопрос, несомненно, актуален и в настоящее время, так как государственное управление осуществляется на постоянной основе. Оно динамично развивается, применяются разнообразные формы и методы управления, оказывающие влияние на различные сферы общественных отношений. Такая важная демократическая процедура как избирательный процесс также подвержена государственно-властному влиянию.

Органы государственной власти (субъекты управления) осуществляют управленческое воздействие на избирательный процесс. К ним относятся органы исполнительной власти, представительные органы, судебные органы и органы, имеющие специальные полномочия (Счетная палата, Центральный банк, ЦИК, Прокуратура). В то же время важно подчеркнуть, что государственное управление в данной сфере общественных отношений является тонкой и требующей глубочайшего осмысления материей. Управление в значительной степени востребовано обществом лишь при условии, если оплодотворено справедливостью, демо-

кратичностью, открытостью и прозрачностью. Другими словами, субъекты управления должны его осуществлять таким образом, чтобы граждане и общество смогли четко понимать назначение, цели и задачи государственного управления избирательным процессом.

Необходимо отметить, что, с одной стороны избирательный процесс должен отражать политические предпочтения граждан, и это обстоятельство требует ограниченного вмешательства государственных органов. В то же время, с другой стороны, государственное управление в данной сфере общественных отношений неизбежно и необходимо, так как вопросы формирования выборных институтов власти должны регулироваться государством.

Таким образом, возникает вопрос, как найти «золотое сечение», позволяющее субъектам управления оказывать управляющее воздействие на избирательный процесс и одновременно делать его максимально открытым, прозрачным, доступным для граждан. Представляется, что управление должно иметь четкое и понятное для общества предназначение. В связи с этим представляется необходимым сформулировать (определить) назначение государственного управления избирательным процессом, а предложенные тезисы должны послужить камертоном для всей деятельности субъектов управления при осуществлении управляющего воздействия. И так, назначение государственного управления избирательным процессом возможно представить следующим образом:

- предназначено для поддержания народовластия, осуществляемого в форме народного представительства или непосредственно;

- призвано обеспечить реализацию власти народа через референдум и свободные выборы;

- должно создавать механизм формирования государственных институтов, основанных на выборах;

- обязано представить народу способы, позволяющие с помощью выборов учреждать выборные институты и делегировать им принадлежащую власть;

- призвано легитимизировать государственные институты и конкретное государство в целом - Российскую Федерацию;

- обязано обеспечить легитимацию социального согласия, партнерства и гражданского мира;

- должно обеспечить общефедеральные стандарты наделения властью выборные органы;

- должно обеспечить суверенитет государственности России и утверждать незыблемость демократических основ;

- призвано создавать условия, при которых было бы невозможно возникновение авторитарного режима либо возвращение к административно-командной модели управления;

- обязано не допустить присвоение либо узурпацию власти кем бы то ни было;

- призвано обеспечить возможность интеграции социально активных граждан и направить их усилия в русло, определяемое Конституцией и законодательством России;

- должно обеспечить государственную и общественную организацию людей и их объединений;

- должно обеспечить сочетание разнообразных политических взглядов, существующих в обществе и государстве;

- призвано обеспечить равновесие индивидуального и коллективного начала в политической жизни общества;

- обязано создать оптимальный механизм приобретения власти в процессе демократического соперничества;

- призвано поддерживать и обеспечивать форму правления - республика, форму государственного устройства - федерация и политический режим - демократический;

- должно обеспечить рациональную организацию публичной власти, которая будет способна исполнять общественно значимые задачи.

Представленные автором тезисы, отражающие назначение государственного управления избирательным процессом, в очередной раз доказывают необходимость данного явления, подчеркивают важность разрабатываемой проблемы. Очевидно, что (субъекты управления) органы государственной власти, прежде чем оказывать государственно-властное воздействие на (объект управления) избирательный процесс должны четко понимать назначение этого воздействия. Другими словами, должно быть ясное осознание для чего служит управление и каким образом создается «ткань» коллективной общественной, политической жизни. Это позволит избежать ошибок, которые могут привести граждан к утрате доверия к выборам и, как следствие к органам власти и управления.

В предыдущих работах автора удалось сформулировать (определить) цель государственного управления избирательным процессом. Целью государственного управления избирательным процессом является обеспечение народовластия, народного и государственного суверенитета, легитимности выборных институтов, предоставляя при этом равные возможности гражданам к управлению делами государства и создавая атмосферу открытости и прозрачности избирательных процедур, основанных на устойчивых прямых и обратных связях между органами государственной власти и обществом.

Определив цель как желаемый результат, который необходимо достичь при осуществлении государственного управления избирательным процессом, необходимо сформулировать задачи, которые должны быть выполнены на пути достижения цели. Для того, чтобы определить задачи необходимо воспользоваться таким методоми научного познания как анализ. Другими словами, имеющуюся цель государственного управления избирательным процессом необходимо расчленить на составные части и к каждой этой части сформулировать задачи субъектам управления. Предложенный метод позволит достаточно емко определить задачи государственного управления избирательным процессом для каждого субъекта.

Для обеспечения народовластия как основы конституционного строя России субъектам управления необходимо выполнить следующие задачи:

- необходимо на постоянной основе совершенствовать законодательные механизмы, позволяющие раскрыть и детализировать положения Конституции Российской Федерации, определяющие формы и методы осуществления народовластия;

- деятельность органов исполнительной власти должна быть направлена на создание условий, способствующих кристаллизации власти народа с помощью выборов;

- принятие судебных решений по юридическим спорам и юридическим фактам, возникающим в рамках избирательного процесса должно осуществляться с учетом принципа народовластия;

- применение и использование избирательных процедур в рамках избирательного процесса должно создавать условия, в которых обеспечивается принцип народовластия;

- в процессе осуществления прокурорского надзора за законностью в избирательном процессе должны выявляться факты ограничения народовластия;

- осуществление контроля за управлением и расходованием бюджетных средств в избирательном процессе должно основываться на целесообразности, то есть расходование средств должно быть направленно на обеспечения народовластия;

- деятельность органов власти субъектов Российской Федерации должна быть направлена на обеспечение условий реализации народом своей власти с помощью выборов.

Для обеспечения народного суверенитета как основы конституционного строя России субъектам управления необходимо выполнить следующие задачи:

- необходимо постоянно совершенствовать правовые механизмы, позволяющие раскрыть и детализировать положения Конституции РФ с учетом постулата - народ является источником и носителем государственной власти;

- деятельность органов исполнительной власти должна быть направлена на обеспечение верховенства и полновластия народа в пределах установленных Конституцией РФ;

- принятие судебных решений по юридическим спорам и юридическим фактам, возникающим в рамках избирательного процесса должны осуществляться с учетом принципа народного верховенства;

- применение и использование избирательных процедур в рамках избирательного процесса должно создавать условия, позволяющие обеспечить прямое волеизъявление народа по вопросам формирования органов государственной власти;

- осуществление прокурорского надзора за законностью в избирательном процессе должно опираться на принцип создания возможности народу беспрепятственно осуществлять волеизъявление как единственного источника власти в Российской Федерации;

- при осуществлении контроля за управлением и расходованием бюджетными средствами, выделенными для обеспечения избирательного процесса, необходимо отслеживать, с какой целью они были израсходованы. Затраченные средства должны обеспечить возможность реализации народного суверенитета;

- деятельность органов власти субъектов Российской Федерации должна быть направлена на обеспечение беспрепятственного волеизъявления народа как источника власти и суверенитета.

Для обеспечения государственного суверенитета как основы конституционного строя России субъектам управления необходимо выполнить следующие задачи:

- необходимо совершенствовать законодательные механизмы, позволяющие ограничить влияние иностранных государств и транснациональных компаний на избирательный процесс;

- деятельность органов исполнительной власти должна быть направлена на пресечение и ограничение влияния иностранных государств и транснациональных кампаний на избирательный процесс;

- принятие судебных решений по юридическим спорам и юридическим фактам, возникающим в рамках избирательного процесса, должно осуществляться с

учетом принципа независимости Российской Федерации;

- применение и использование избирательных процедур в рамках избирательного процесса должно создавать условия, позволяющие обеспечить самостоятельность в избрании органов власти и управления;

- осуществление прокурорского надзора за законностью в избирательном процессе должно опираться на принцип независимости Российской Федерации и ограничения виляния иностранных государств и транснациональных кампаний на самостоятельность в избрании органов власти и управления;

- осуществление контроля за управлением и расходованием бюджетных средств, выделенных для обеспечения избирательного процесса, должно осуществляться с учетом запрета финансирования общественных объединений представляющих интересы иностранных государств и транснациональных кампаний;

- деятельность органов власти субъектов Российской Федерации должна быть направлена на ограничение влияния иностранных государств на избирательный процесс.

Для обеспечения легитимности выборных институтов власти как основы конституционного строя России субъектам управления необходимо выполнить следующие задачи:

- необходимо совершенствовать законодательные механизмы, позволяющие снабдить избирательный процесс процедурами обеспечивающими легитимность власти;

- деятельность органов исполнительной власти в рамках избирательного процесса должна быть направлена на обеспечение легитимности выборных институтов;

- принятие судебных решений по юридическим спорам и юридическим фактам, возникающим в рамках избирательного процесса, должно осуществляться с учетом необходимости обеспечения легитимности выборных институтов власти и управления;

- применение и использование избирательных процедур в рамках избирательного процесса должно создавать условия, позволяющие обеспечить легитимность выборных институтов власти;

- при осуществлении прокурорского надзора за законностью в избирательном процессе необходимо четко отслеживать, с какой целью они были израсходованы. Затраты должны направлены на обеспечение легитимности выборных институтов власти и управления;

- осуществление контроля за управлением и расходованием бюджетных средств, выделенных для обеспечения избирательного процесса, должно осуществляться с учетом обеспечения легитимности выборных институтов власти и управления;

- деятельность органов власти субъектов Российской Федерации в рамках избирательного процесса должна быть направлена на обеспечение легитимности выборных институтов власти и управления.

Для обеспечения избирательных прав граждан на основе равного доступа к управлению делами государства как непосредственно так и через своих представителей субъектам управления необходимо выполнить следующие задачи:

- необходимо совершенствовать законодательные механизмы, позволяющие обеспечить условия для реализации избирательных прав граждан на основе равного доступа к управлению делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

- деятельность органов исполнительной власти в рамках избирательного процесса должна быть направлена на обеспечение равного доступа к реализации избирательных прав граждан;

- принятие судебных решений по юридическим спорам и юридическим фактам, возникающим в рамках избирательного процесса, должно осуществляться на основе принципа равного доступа к управлению делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

- применение и использование избирательных процедур в рамках избирательного процесса должно обеспечивать избирательные права граждан на основе равного доступа к управлению делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

- осуществление прокурорского надзора за законностью в избирательном процессе должно опираться на принцип равного доступа к управлению делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

- осуществление контроля за управлением и расходованием бюджетных средств, выделенных для обеспечения избирательного процесса, должно осуществляться с учетом необходимости обеспечения равного доступа к управлению делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

- деятельность органов власти субъектов Российской Федерации в рамках избирательного процесса должна быть направлена на обеспечение равного доступа к реализации избирательных прав граждан.

Для обеспечения атмосферы открытости и прозрачности избирательных процедур субъектам управления необходимо выполнить следующие задачи:

- необходимо совершенствовать законодательные механизмы, позволяющие обеспечить условия, позволяющие беспрепятственно осуществлять наблюдение за выборами и освещать их результаты в СМИ;

- деятельность органов исполнительной власти в рамках избирательного процесса должна быть направлена на обеспечение условий, позволяющих беспрепятственно осуществлять наблюдение за выборами и освещать их результаты в СМИ;

- принятие судебных решений по юридическим спорам и юридическим фактам, возникающим в рамках избирательного процесса, должно освещаться в СМИ;

- в избирательном процессе должна быть предусмотрены процедуры, позволяющие беспрепятственно осуществлять наблюдение за выборами и освещать их результаты в СМИ;

- результаты осуществления прокурорского надзора за законностью в избирательном процессе должны освещаться в СМИ;

- результаты осуществления контроля за управлением и расходованием бюджетных средств, выделенных для обеспечения избирательного процесса, должны освещаться в СМИ;

- деятельность органов власти субъектов Российской Федерации в рамках избирательного процесса должно быть направлено на обеспечение условий, позволяющих беспрепятственно осуществлять наблюдение за выборами и освещать их результаты в СМИ.

Для установления прямых и обратных связей между органами государственной власти (субъектами управления) и избирательным процессом (объектами управления) необходимо выполнить следующие задачи:

- необходимо совершенствовать законодательные механизмы, позволяющие устанавливать прямые и

обратные связи между субъектами управления (органами государственной власти) и объектом управления (избирательным процессом);

- деятельность органов исполнительной власти в рамках избирательного процесса должна быть направлена на создание прямых и обратных связей между субъектами управления (органами государственной власти) и объектом управления (избирательным процессом);

- принятие судебных решений по юридическим спорам и юридическим фактам, возникающим в рамках избирательного процесса, должно опираться на необходимость создания прямых и обратных связей между субъектами управления (органами государственной власти) и объектом управления (избирательным процессом);

- применение и использование избирательных процедур в рамках избирательного процесса должно обеспечивать условия, позволяющие беспрепятственно осуществлять прямые и обратные связи между субъектами управления (органами государственной власти) и объектом управления (избирательным процессом);

- в результате осуществления прокурорского надзора за законностью в избирательном процессе должны выявляться причины и условия, способствующие разрушению прямых и обратных связей между субъектами управления (органами государственной власти) и объектом управления (избирательным процессом);

- в процессе осуществления контроля за управлением и расходованием бюджетных средств выделенных для обеспечения избирательного процесса, должен выясняться вопрос: способствовали ли затраты установлению прямых и обратных связей между субъектами управления (органами государственной власти) и объектом управления (избирательным процессом);

- деятельность органов власти субъектов Российской Федерации в рамках избирательного процесса должна быть направлена на создание прямых и обратных связей между субъектами управления (органами государственной власти) и объектом управления (избирательным процессом).

Перечисленные автором задачи государственного управления избирательным процессом представляются достаточно емкими и объемными. Одновременно можно с уверенностью утверждать, что представленные тезисы (список задач) ряд исследователей сможет с легкостью дополнить. В тоже время эта первая попытка исследователя (автора) сформулировать назначение и задачи государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации заслуживает должного внимания. Так как проводя исследование аспектов государственного управления избирательным процессом, вопросы назначения и задач управления в данной сфере является ключевыми. Другими словами в данном исследовании автор смог ответить на вопросы: зачем и для чего осуществляется государственное управление избирательным процессом в Российской Федерации; какие задачи предстоит решить субъектам управления для достижения поставленной цели.

Список литературы

1. Асланов, З. В. Имплементация международно-правовых стандартов в российское законодательство о выборах и референдуме в период принятия Конституции Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2014. - № 2. - С. 32 - 38

2. Чуров В.Е. Эбзеев Б.С. Демократия и управление избирательным процессом: отечественная модель // Российское право 2011. №11.

3. Чистобородов И.Г. Коррупционные факторы в период проведения избирательных и выборных кампаний // Пробелы в российском законодательстве. М., 2010. № 5. С. 21-25.

4. Чистобородов И.Г. Административно правовая юрисдикция органов внутренних дел в период агитации при проведении избирательной кампании // Пробелы в российском законодательстве. М., 2011. № 1. С. 241-245.

Рецензия

на статью старшего преподавателя кафедры УДСООП Академии управления МВД России, к.ю.н. Чистобородова И.Г. «Назначение и задачи государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации»

Представленная статья затрагивает весьма актуальную тему, государственного управления. Эта проблема волнует умы ученых и политических деятелей с момента возникновения государства. Совершенно очевидно, что такая важная демократическая процедура как избирательный процесс также подвержена государственно-властному влиянию со стороны органов государственной власти, которые осуществляют управленческое воздействие на избирательный процесс. К субъектам управления относятся органы исполнительной власти, представительные органы, судебные органы и органы, имеющие специальные полномочия (Счетная палата, Центральный банк, ЦИК, Прокуратура).

Необходимо отметить, что, с одной стороны избирательный процесс должен отражать политические предпочтения граждан, и это обстоятельство требует ограниченного вмешательства государственных органов. В то же время, с другой стороны, государственное управление в данной сфере общественных отношений неизбежно и необходимо, так как вопросы формирования выборных институтов власти должны регулироваться государством. В представленной статье автор смог ответить на вопросы: зачем и для чего осуществляется государственное управление избирательным процессом в Российской Федерации, какие задачи предстоит решить субъектам управления для достижения поставленной цели.

Важно отметить, что статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих теоретический интерес, написана простым и доступным языком, читать её интересно, хорошо структурирована, представляется очень своевременной, отмечает важную актуальную проблему.

Статья старшего преподавателя кафедры УДСООП Академии управления МВД России, к.ю.н. Чистобородова И.Г. «Назначение и задачи государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации» имеет важное теоретическое значение и практический интерес, в связи с чем, может быть опубликована.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доцент кафедры УДСООП Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, полковник полиции Шевцов А.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.