Научная статья на тему 'Понятие функции государства: сущность и определение'

Понятие функции государства: сущность и определение Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

4063
476
Поделиться
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ФУНКЦИЯ / ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Дембицкий А.А.

В статье уточняется содержание понятия «функция государства»как базового для функциональной характеристики государства. Результатом проведенного анализа становится авторское определение функции государства.

THE CONCEPT OF FUNCTIONS OF THE STATE:THE ESSENCE AND DEFINITION

This article clarifi es the content of the notion «state function» as the backbone of the functional characteristics of the state. The result of the analysis becomes a defi nition of the functions of the state.

Текст научной работы на тему «Понятие функции государства: сущность и определение»

УДК 321.01

UDC 321.01

А.А. ДЕМБИЦКИИ A.A. DEMBITSKY

соискатель, кафедра теории государства и права, Competitor, Department of the theory of the state and right,

Московский университет МВД России Moscow university MVD of Russia

E-mail: tgp_mosu_mvd@mail.ru E-mail: tgp_mosu_mvd@mail.ru

ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: СУЩНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ

THE CONCEPT OF FUNCTIONS OF THE STATE:THE ESSENCE AND DEFINITION

В статье уточняется содержание понятия «функция государства»как базового для функциональной характеристики государства. Результатом проведенного анализа становится авторское определение функции государства.

Ключевые слова: государство, деятельность государства, функция, функция государства, функциональная характеристика государства.

This article clarifies the content of the notion «state function» as the backbone of the functional characteristics of the state. The result of the analysis becomes a definition of the functions of the state.

Keywords: the State, activities of the State,the function, the function of the State, functional characterization of the State.

Понятие функции государства, которое является опорным для функциональной характеристики государства, до сих пор не получило однозначного определения и в силу этого нуждается в уточнении.

Чаще всего под функциями государства понимают основные направления деятельности государства1. Однако, тот факт, что ни в одной другой сфере научного знания, кроме юридической науки, понятие функций не используется для обозначения направлений деятельности, ставит под сомнение возможность подобной трактовки функций государства.

Более того, уже сам характер устойчивых лингвистических конструкций, в которых используется термин «функция государства», указывает на то, что под функциями государства понимаются далеко не направления его деятельности. Например, в правовой теории сложилась традиция вести речь об осуществлении функций государства и о формах, в которых оно происходит2, о реализации функций государства и механизмах, посредством которых такая реализация осуществляется3, и т.д. Направление - это линия движения либо сторона, в которую осуществляется движение. Соответственно, под направлением деятельности государства можно понимать лишь путь, по которому государство действует. Говоря о функции как о направлении действия, а значит, как о пути, по которому государство действует, вряд ли возможно вести речь о формах осуществления такого пути или о механизмах его реализации. Следовательно, определяя функцию государства в качестве направления его деятельности, в действительности под такой функцией изначально понимают нечто иное.

Помимо подхода, в рамках которого функции государства трактуются как направления его деятельности, существуют и другие представления о смысле и

содержании понятия «функция государства», которые, однако, также вряд ли можно принять без каких-либо оговорок.

С.В. Бабаев пишет: «Под функцией государства следует понимать одно из основных направлений деятельности государства, а также цели, методы, формы и средства осуществления этой деятельности»4. Представляется не вполне понятным, что дает автору основание вести речь о целях, методах и формах осуществления деятельности государства как о функции последнего. Скорее, их можно рассматривать как моменты, значимые для характеристики функционирования государства, но не как то, что составляет содержание функций государства.

А.Г. Андреев высказывает такое мнение: «Под функцией государства следует понимать момент сущности государства, определяющий направления воздействия государства на общественные отношения, в которых находит отражение социальное или классовое предназначение государства на определенном этапе его развития»5. Соглашаясь с приведенным утверждением, полагаем, тем не менее, что его нельзя рассматривать в качестве определения функции государства, так как оно относится в большей мере к характеристике факторов, определяющих функции государства, не содержит указания на сущностные признаки самой функции государства. Приведенное определение не позволяет выделить функцию государства в ряду других характеристик его самого и осуществляемой им деятельности, а значит, не является достаточно точным и информативным.

Л.А. Резванова предлагает следующее определение: «По отношению к государству, функция есть обусловленные сущностью государства его способности и возможности к взаимоизменению системы «личность-

© А.А. Дембицкий © A.A. Dembitsky

12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - 8С1БМБ ОБ ЬЛШ

общество», а также обеспечивающие их реализацию средства и способы»6. В данном случае функция оказывается характеристикой присущего государству потенциала, а не реальной деятельности государства, в процессе которой свойственные государству по его природе способности и возможности проявляются. С подобной трактовкой функции государства согласиться нельзя: очевидно, что функция - это характеристика действия государства, а не того, каким образом оно в принципе способно действовать.

Категория «функция» широко используется различными науками. Это позволяет в условиях отсутствия общепризнанного представления о том, чем является функция государства, решая обозначенный вопрос, учитывать не только мнения относительно содержания понятия «функция», сложившиеся в юриспруденции, но и те подходы к определению названного понятия, которые существуют в других науках.

В научный оборот ввел понятие «функция» немецкий философ Г. Лейбниц. Его познавательные интересы выходили далеко за пределы математики, однако, вполне объяснимо понятие «функция» имело в его трактовке, прежде всего, математическое значение. Функция в понимании Г. Лейбница представляла собой «зависимость одной переменной величины от другой, т.е. ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным об-разом»7. По сей день в математике - науке, оперирующей наиболее отвлеченными абстракциями, функция рассматривается как некая абсолютная зависимость. Используется данное понятие в анализе биполярных зависимостей, которые мы сегодня называем функциональной связью.

Категория «функция» активно используется в естественных науках. Наиболее четкое и однозначное понимание функции сформировалось в биологии, в которой о функциях ведут речь в применении к органам, составляющим в единстве и взаимодействии живой организм как сложную систему. Исследуя функции, биологи исходят из того, что жизнь есть естественное состояние организма, которое поддерживается за счет осуществления каждым органом организма своих функций. Функционирование каждого органа подчинено принципам целесообразности, необходимости и достаточности: каждый орган работает тем образом и в той мере, в какой это обусловлено потребностями организма. Соответственно, под функцией понимается необходимая, целесообразная и достаточная работа, которую выполняет орган для того, чтобы в системе с другими органами обеспечить жизнеспособность организма в целом.

Описываемый подход к пониманию функции можно назвать органическим, и у правоведов он ассоциируется, прежде всего, с органическими аналогиями британского исследователя Г. Спенсера, которого считают одним из авторов органической теории происхождения государства8, хотя сам Г. Спенсер указывал на определенную ограниченность органических (биологических) аналогий в отношении государства.

Своеобразный подход к пониманию функции обнаруживается в других естественных науках - например, в физике, геологии и т. д. С одной стороны, там, где о функции ведут речь как о зависимости, характеризующей состояние системы, используется математическое понимание функции. Например, именно математическое понимание функции лежит в основе определения волновой функции в механике. С другой стороны, там, где речь идет о функциях какой-либо системы, чаще всего используется подход, в чем-то сходный с органическим; функция рассматривается в качестве работы, предзаданной потребностью системы. Однако, в качестве системы рассматривается не организм, а механизм, что влияет на трактовку функции. Появляется новый подход к ее пониманию, который условно может быть обозначен в качестве механистического.

Основное отличие механистического подхода от органического состоит в том, что функция рассматривается в качестве предзаданной извне, понимается как работа, для производства которой изначально создается система. В биологии для того чтобы установить, как функционирует тот или иной организм, необходимо понять систему этого организма и установить, какие функции выполняет каждый орган, входящий в данную систему. В механике для того чтобы определить функции механизма и его частей, необходимо прежде всего понять предназначение механизма, особенности влияния, оказываемого на него средой, и прежде всего - обнаружить импульс, приводящий механизм в действие.

В рамках гуманитарной науки сегодня можно выделить множество самостоятельных подходов к пониманию функции. Среди них два - философский и социологический - являются наиболее распространенными.

В соответствии с философским пониманием функция представляет собой «отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них соответствует изменение другого»9. В данном случае, в сущности, мы имеем дело с математическим пониманием функции.

В социологической науке функцию рассматривают в ином ракурсе - либо как «роль, которую определенный социальный институт (или частный социальный процесс) выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее классов, социальных групп и индивидов»10, либо как «зависимость, которая наблюдается между различными социальными процессами в рамках данной общественной системы»11. Существуют и другие социологические определения понятия «функция», отличные от приведенных, в основном, лишь нюансами. В целом же можно вести речь о двух относительно самостоятельных социологических значениях понятия функции. Во-первых, функция - это та роль, которую определенный социальный институт выполняет по отношению к той социальной системе, частью которой он является; во-вторых, под функцией понимается зависимость, которая наблюдается между различными компонентами единого социального процесса12.

Итак, понятие «функция» является многозначным, и смысл, в него вкладываемый, изменяется в зависимости от сферы научного знания, в рамках которой ставится вопрос о функционировании чего-либо. Вместе с тем, ни в одном из своих значений понятие «функция» не используется для обозначения направления деятельности.

Понимание функций государства во многом зависит от того, каково понимание самого государства, какие моменты в его характеристике - как организма, как механизма или как социального института - для теории государства и права являются наиболее значимыми.

Вполне очевидным является то, что теория государства и права рассматривает государство прежде всего как социальный институт. В тех случаях, когда ставится вопрос о государстве как об особом организме или механизме12,речь идет лишь о применении специфического методологического приема в исследовании государства с целью дать ему более полную и всестороннюю характеристику. При этом тот факт, что государство является особой социальной организацией (социальным институтом, частью социальной системы

и т. п.), сомнениям не подвергается.

Так как государство является, прежде всего, социальным институтом, в изучении вопроса о функциях государства нам способна помочь методология социологической теории. Ее применение предполагает, что вопрос о функциях может ставиться либо как вопрос об особой роли социального института или социального процесса, либо как вопрос о значимой в социологическом плане зависимости.Говоря о функциях государства как социального института, мы, конечно, имеем в виду не какую-либо зависимость, а некий эффект, производимый деятельностью государства, причем именно эффект, обнаруживаемый вовне, в социальной среде, в обществе - именно в этом смысле говорят об экономической, идеологической, социальной и иных функциях государства.

Принимая во внимание изложенное, функцию государства можно определить как роль, которую государство выполняет для реализации потребностей общества как системы более высокого уровня организации или интересов составляющих общество классов, социальных групп, отдельных индивидов.

Примечания

1 Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6. С. 98; Куковский А.А. Некоторые вопросы определения понятия «функции государства» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Право». 2009. № 19. С. 7-8; Захаров А.В. Функции государства и отражение в них борьбы с современными глобальными экологическими вызовами человечеству // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2012. Т. 105. № 1. С. 240-241; Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 199.

2 Марченко О.В. Правотворческая деятельность как правовая форма осуществления функций государства // Вестник Саратовской государственной академии права. 2008. № 5. С. 20-26; Мигущенко О.Н. Влияние осуществления функций государства в организационно-идеологической форме на формирование правосознания // История государства и права. 2007. № 4. С. 36-38; Жигуленков М.В. К вопросу о формах осуществления функций государства // Гражданин и право. 2009. № 1. С. 65-69.

3 Игнатьев Д.В. Информационная функция государства и механизм ее реализации // Право и государство: теория и практика. 2010. № 1. С. 135-137; Гнатенко А.И. О механизмах реализации функций государства // Гражданин и право. 2009. №6. С. 92-94; Шамырбеков Н.Д. Охранительная функция права: понятие и механизм реализации в правовом государстве // Гражданское общество и правовое государство как факторы модернизации российской правовой системы: Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 11-12 декабря 2009 г.Ч.1. СПб., 2009.С. 94-97.

4 Бабаев С.В. Теория функций современного российского государства. Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С.7.

5 Андреев А.Г. Охранительная функция государства в современных условиях. Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 7.

6 Резванова Л.А. Сущность социального государства и ее проявление в сфере образования. Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. С. 15.

7 Куковский А. А. Указ. соч. С. 6.

8 Алябьева Т.К. Теория и общественная практика происхождения государства. М., 2012. С. 233, 235; Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2004. С.68.

9 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 751.

10 Там же. С. 751.

11 Там же. С. 751.

12 Малахов В.П. Общая теория права и государства. К проблеме правопонимания. М., 2013. С. 100.

13 Куриц С.Я., Воробьев В.П. Болезни государства. Диагностика патологий системы государственного управления и права. М., 2009. С. 25-29; Колобова Г.А. Государство как политический механизм обеспечения эффективной экономики // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. II. Уфа, 2011.С. 53-60.