М. О. Акишин*
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ
Ключевые слова: теория права и государства, модернизация, функции государства, стуктурно-функциональный анализ, правовая политика. Аннотация: в статье дается определение функций государства на основе структурно-функционального анализа, исследуется влияние процесса модернизации на осуществление государствами Европы и Россией своих внутренних и внешних функций.
Key words: theory of law and state, modernization, the state functions, structurally-functional analysis, legal policy.
Summary: The article defines the functions of the state on the basis of structural-functional analysis, investigates the impact of modernization process on the implementation of European’s states and Russia’s internal and external functions.
Понятие «функция государства» - одна из фундаментальных юридических категорий, характеризующих деятельную сторону государства. Изучение этой темы неизменно вызывает дискуссии методологического характера, в центре которых находятся понятие, объективная обусловленность, критерии выделения и содержание конкретных функций государства, формы и методы их осуществления.
В современной науке объектом исследования является не только сущность вещей, но и взаимосвязи между ними, почему методология функционального анализа имеет общенаучное значение. В функциональном подходе можно выделить два направления: первое из них исходит из связи «сущего» и «должного», второе - из объективности функции и их отличия от цели и природы вещи.
Первый подход был сформулирован Аристотелем, который считал, что функция вещей зависит от их предназначения, природы. Такое понимание функции утвердилось в средневековом богословии. Так, по мнению Фомы Аквинского, государство имеет две функции: служить общему благу и следовать воле церкви. Представление о функции, как о предназначении вещи, сохранилось и в современности.
Второй подход появился в XVII в. благодаря Лейбницу. Он ввел математическое понимание функции как отношения к одной и более пере-
* Доктор исторических наук, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Новосибирского государственного университета.
менным, через которую она может быть выражена или от значения которой зависит ее собственное. Такой подход повлиял на изучение органических процессов в биологии, где «функция» стала пониматься как отношение, способствующее поддержанию жизнедеятельности организма. Органическая теория была воспринята в политической философии, юриспруденции и социологии (Т. Гоббс, О. Конт, Г. Спенсер, Р. фон Иеринг).
Наряду с органическим подходом, государство стало изучаться как социальная организация, представляющая и реализующая общую волю свободных людей. Социологическую теорию функционализма сформулировал Э. Дюркгейм. Он установил различие каузального (поиск причины, вызывающей явление) и функционального объяснения (выяснение той «части работы», которую явление выполняет в «установлении общей гармонии»), Он подчеркивал, что цели людей изменчивы, почему не могут быть предметом научного изучения. Задача социологии - исследовать объективные функции, т.е. искать общие закономерности1.
Основатель структурно-функционального анализа Р. Мертон предположил, что разные общества внутренне интегрированы в различной степени и степень этой интеграции необходимо определять эмпирическим путем. Он подверг критике презумпцию того, что каждый элемент в обществе выполняет какую-то жизненно важную функцию. По его мнению, в различных условиях функция может выполнять как позитивную, так и негативную роль, т.е. становится дисфункцией. Кроме того, возможны функциональные эквиваленты (альтернативы), т.е. различные институты, способные выполнить одинаковую функцию2.
Т. Парсонс считал, что любая система имеет две оси ориентации: (1) внутренее/внешнее, т.е. ориентация либо на внешнюю среду, либо на внутренние проблемы; (2) инструментальное/консумоторное, т.е. ориентация либо на сиюминутное, либо долговременные потребности. Из крестообразного наложения этих осей возникает набор из четырех основных функциональных категорий: во внешней ориентации системы возникают категории адаптации и целедостижения, во внутренней - интеграции и поддержания взаимодействия3.
В российском правоведении проблема функций государства разрабатывалась М.И. Байтиным, А.П. Глебовым, В.Н. Жимировым, Л.И.
1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.
2 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006.
3 ПарсонсТ. 1) Система современных обществ. М., 1998; 2) О структуре социального действия. М., 2000.
Каском, Л.А. Морозовой, И.С. Самощенко, Н.В. Черноголовкиным, В.Е. Чиркиным и др.4 При всех различиях между советским и современным российским государствоведением у них есть общая родовая черта - функции государства связываются с его природой. Различие заключается только в том, что современные российские ученые связывают функции с публичной природой государства, а советские - с его классовой сущностью.
Безусловно, в конкретно-исторических условиях государство, являясь инструментом общих дел, действует в условиях социальной асимметрией и вынуждено считаться с ограниченностью материальных и людских ресурсов. Но природа государства определяет не его функции, а государственную политику по их осуществлению. Функции любого государства возникают в результате его взаимодействия с иными подсистемами общества - экономической, социальной, культурной и политической.
Исходя из сказанного, можно дать следующее определение: функции государства - это направления воздействия государства на устойчивые, предметно-определенные общественные отношения, осуществляемые в определенных формах и методами. Политика государства по осуществлению своих функций может как обеспечивать нормальную жизнедеятельность общества, так и вырождаться в дисфункции.
Сложной проблемой является выявление объективных оснований государственной политики по осуществлению его функций. В советской науке основной акцент делался на зависимости задач государства от его классовой сущности, но такой подход не учитывает публичной природы государства. В современном правоведении объективность функций государства обосновывается теорией плюрализма факторов (научно-технический прогресс, состояние экологии, международная обстановка, процесс информатизации общества и др.)5. Уязвимость такого подхода заключается в том, что выделение того или иного фактора носит субъективный характер.
Думается, что при определении объективных оснований осущест-
4 Самощенко И. С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956. № У, Денисов А. И. Сущность и формы государства. М., 1960; Каск Л. И. Функции и структура государства. Л., 1969; Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979; Морозова Л. А. 1) Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993, № 6; 2) Влияние глобализации на функции государства // Там же. 2006, № 6. С. 101 - 107; Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник. М., 1999; Жимиров В. Н. Теоретикометодологические основы юридического функционализма. СПб., 2004 и др.
5 Морозова Л. А. Функции российского государства на современном этапе; Жимиров В. Н. Юридический функционализм: Теоретико-методологический анализ: Автореф. дис. ... д-раюрид. наук. СПб., 2005. С. 4,11.
вления государством своих функций следует учитывать длительные тенденции исторического развития. Для Европы и России XV - XXI вв. такой тенденцией является процесс модернизации (от modeme - современный)6. Модернизация - это вторая глобальная технологическая революция в истории человечества. Если первая, неолитическая, привела к замене собирательства пастушеством и земледелием, то модернизация - переходу от аграрного общества к индустриальному. Однако технологическая революция является скорее следствием, чем сущностью модернизации. Ее суть заключается в переходе от традиционной к рациональной картине мире, следствием чего и стали формирование национальных государств, промышленная революция, урбанизация и т.д. Исследование влияния процесса модернизации на осуществление функций государств Европы и России предполагает использование историко-генетического, сравнительного и других методов.
Многообразие жизненно важных интересов общества обуславливает разнообразие функций государства. В юридической науке сформулирована разветвленная их классификация. В качестве критериев выделяются продолжительность существования функций, их социальная значимость, сферы приложения и осуществления и др. Для настоящей статьи особенно важным является выделение внутренних и внешних функций государства, т.к. процесс модернизации протекает не только в сфере национальных, но и международных отношений.
Государство выступает элементом двух систем: во внутренней сфере - национальных общественных отношений, во внешней - представляет нацию в международных отношениях. Эти системные связи определяют правосубъектность государства в национальном и международном праве. Внутренние функции вытекают из верховенства государственной власти внутри страны и получают закрепление в национальном законодательстве. В процессе модернизации общества наиболее важными внутренними функциями государства являются: развитие образования и науки, экономическая, налогообложения и финансового контроля, социальная, политическая, правоохранительная, идеологическая.
Переход от практически-эмпирического познания, опирающегося
6 Rostow W. The Stages of Economic Growth. Cambridge, 1960; LeviM. Modernization and the Structure of Society. Princeton, 1966; От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния. Модернизация Западной Европы с XV до 1980-х гг. М., 1998; Российская модернизация: Проблемы и перспективы // Вопросы философии. 1993, № 7; Побережников И. В. Переход от традиционного к индустриальному обществу: теоретико-методологические проблемы модернизации. М., 2006 и др.
на традицию, к инновационному научному познанию - суть процесса модернизации, что обусловило выделение функции государства по развитию образования и науки. Под влиянием Возрождения и Реформации в Европе начинается рост числа университетов, происходит институционализация науки как особой сферы деятельности. В 1662 г. объявило о своем рождении Королевское общество в Лондоне. В 1666 г. - Парижская Академия Наук. Продолжением процесса рационализации стали естественно-научная революция XVII в., гуманитарные учения эпохи Просвещения XVIII в., на-учно-техническая революция XIX - XX вв.
В XIX в. начался переход к всеобщему среднему образованию. Причины этого перехода четко указал Г. Форстер, один из авторов законодательного Акта об образовании в Англии. Он заявлял, что если правительство не обеспечит рабочих должной подготовкой к профессиональной деятельности, то страна окажется побежденной в мировой конкуренции. Экономическое возрождение Европы после Второй мировой войны было во многом обусловлено государственным стимулированием развития науки и образования. При этом упор делался именно на массовое образование для широких слоев населения.
Научные и образовательные учреждения в России возникли как одно из следствий преобразований Петра Великого. В Российской империи они способствовали, с одной стороны, внедрению экономических и социальных инноваций, с другой, просвещению российского дворянства как опоры самодержавной власти. Всеобщим и бесплатным образование стало благодаря поддержке Советского государства. Технологический прорыв СССР в 1930 - 1950-х гг. был связан с процессом перехода к бесплатному обязательному среднему образованию и расширению доступности высшего образования. В СССР наука и образование служили в конечном итоге развитию человеческого фактора и воспроизводству человека.
Экономическая функция определяет место и роль государства в системе экономического развития, устанавливает пределы его вмешательства в экономику. На ранних стадиях формирования финансового капитализма, коммерциализации сельского хозяйства и мануфактурного производства в Европе исходили из теорий минимализации экономических функций государства - меркантелизма и либерализма. Считалось, что механизм саморегулирования рынка заставит частного собственника служить общему благу. Однако либерализм XIX в. вовсе не означал самоустранения государства из экономики. Государство, например, сыграло значительную роль в создании железнодорожного транспорта.
В 1760-х гг. в Англии, а с 1850-х гг. во Франции, Германии начинается индустриализация. Суть индустриализации заключается в росте производительности труда, обусловленном капиталовложениями в на-учно-технический прогресс, квалификацию рабочего, организацию производства и т.д. Следствие - становление потребительского общества. Индустриализация привела к монополизации банковской и промышленной сфер, что стало основанием увеличения значения экономической функции государства. Наиболее ярко это отразилось в «новом курсе» Ф. Рузвельта в США, означавшем государственное ограничение свободы рыночной саморегуляции (согласно теории Дж. Кейнса), переход к планированию (теория «затраты - выпуск» В. Леонтьева). После окончания Второй мировой войны эффективность экономических систем Запада обеспечивалась сочетанием планового начала с действием рыночного механизма.
Российская модель модернизации экономики при жестком государственном регулировании была заложена Петром Великим. Реформы 1860-х гг. создали в России предпосылки для индустриализации. Но эта волна российской индустриализации была прервана революцией 1917 г. и гражданской войной. В конце 1920-х гг. Советское государство провозгласило задачу проведения индустриализации и коллективизации, которая была решена на основе планирования и административно-директивного регулирования. В 1950 - середине 1980-х гг. в СССР наблюдалась следующая волна индустриализации: происходило становление космонавтики, атомной энергетики, создание нефте-газового комплекса.
Налогообложение и финансовый контроль являются одной из старейших функций государства. Формирование национальных государств Европы привело к появлению учений о налогах. В теории выгоды, созданной представителей камеральной юриспруденции XVI - XVII в., необходимость налогообложения обосновывалась потребностями общества в публичных услугах государства. В XIX в. возникла теория жертвы, согласно которой государство обязано заботиться о социально незащищенных слоях населения. В финансовой науке Германии XIX в. появились понятия «социальное государство», «экономические и налоговые функции государства». Налоги стали рассматриваться как средство для обеспечения функций государства, покрытия расходов на содержание государственного аппарата и перераспределения доходов среди различных групп и слоев населения.
Процесс модернизации, с одной стороны, сопровождался улучшение благосостояния и медицинского обслуживания, что обусловило рост населения и демографическую революцию 1880 - 1914 гг., только после
1965 г. рост населения в Европе замедлился и формируется современная структура населения. С другой, становление и развитие национальных государств в XV - начала XX вв., постоянный экономический рост, урбанизация требовали инвестиций, перераспределения ресурсов деревни в город. Преодоление негативных последствий модернизации привело к становлению социальной функции государства.
В XV - XIX вв. положение крестьян было различно в разных странах. В Англии становление текстильного производства привело к «огораживаниям»: свободные крестьяне теряли свои земельные участки и искали заработок в ремесле. Во Франции натуральное хозяйство и свобода крестьян сохранились до конца XIX в., но государство, землевладельцы и церковь изымали значительную долю небольшой по объему аграрной продукции. В Германии и Восточной Европе произошло второе издание крепостного права. Повсеместное ухудшение положения крестьян вызвало массовое нищенство, что обусловило политику по смягчению социальной напряженности. В Англии XVI в. появляется налог на горожан, средства от которого направлялись на трудоустройство бродяг. Во Франции в случае голода королевская власть оказывала помощь нуждающимся путем раздач продовольствия, контролировало цены на зерно.
Индустриализация и урбанизация XIX в. привели к становлению социального законодательства. В Англии труд детей моложе 9 лет был запрещен в 1819 г., во Франции - в 1841 г., в Нидерландах - в 1874 г. В 1874 г. в Англии был принят закон о 10-часовом рабочем дне, в 1908 г. - о пенсиях по старости, в 1920 г. - о безработице. Во Франции были приняты законы о профсоюзах 1884 г., о 10-часовом рабочем дне для женщин и детей 1900 г., о социальном страховании 1910 г.7 Становление социального законодательства происходило и в Российской империи.
Но конституционное закрепление социальных прав граждан произошло только в связи с победой октябрьской революции 1917 г. в России. В Конституции РСФСР 1918 г., Конституциях СССР 1924, 1936 и 1977 гг. закреплялись обширные социальные права граждан: на труд, бесплатное образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д. Конституционное закрепление принципов социального государства и социально-экономических прав человека и гражданина в Западной Европе произошло после Второй мировой войны.
Экологическая функция появляется в середине XX в. и стала по-
7 От аграрного общества к государству всеобщего благоденствия. Модернизация Западной Европы с XV в. до 1980-х гг. М., 1998. С. 345, 371 - 372.
следствием резкого ухудшения состояния окружающей среды из-за негативного влияния индустриального производства. В государствах Европы и США было разработано экологическое законодательство, которое гарантирует право человека на чистую окружающую среду. Природоохранительная деятельность была самостоятельной функцией и Советского государства (ст. 18 Конституции СССР 1977 г.). Экологическая функция современной России обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан и безопасность страны (ст. 42 Конституции РФ).
Поддержание правопорядка - старейшая функция государства, но процесс модернизации привел к ее существенной трансформации. В XVII
- XVIII вв. во Франции и германских княжествах, а с начала XVIII в. в России происходит становление т.н. полицейского государства. Его сущность заключалась в обеспечении социально-правового порядка на основе воли монарха и нормативных актов при помощи компетентных государственных органов и широкого использования метода принуждения. В XIX в. началась трансформация полицейского права в административное. В демократических государствах XIX - начала XXI вв. основой в осуществлении функции обеспечения правопорядка является защита прав и свобод человека и гражданина. В осуществлении этой функции участвуют все государственные органы. Однако среди них выделяются специализированные органы, занятые только реализацией этой функции, - суд и правоохранительные органы.
Политическая функция направлена на обеспечение государственного суверенитета, организацию и функционирование механизма государства, взаимоотношения государства с иными субъектами, действующими в политической сфере, - гражданами, их общественными объединениями и организациями. Государственность в Европе развивались различными путями. В Англии централизованное государство появилось в период абсолютизма, демократическое устройство - в результате революции XVII
в. Образование национального государства во Франции произошло в XIV
- XV вв., но автократическая структура сохранялась вплоть до революции 1789 - 1794 гг. (ее рецидивы - до середины XX в.). Россия стала централизованным государством в конце XV в., авторитарная структура сохранялась до конца XX в. Германия стала централизованным государством в середине XIX в. и сохраняла автократическую структуру до середины XX в.
Уже при «старом порядке» в европейских странах началось становление рационального типа правления, что проявлялось в легитимации
власти монарха с помощью доктрины «общего блага», усилении роли королевского законодательства, становлении бюрократического государственного аппарата. Революции XVII - XIX вв. привели к утверждению принципов национального суверенитета, равенства всех граждан перед законом и судом, прав и свобод человека и гражданина. В Англии формируются доктрина верховенства права, Германии - правового государства. Отмена имущественного ценза, понижение избирательного возраста, наделение избирательными правами женщин и национальных меньшинств привело к расширению числа избирателей. Так, если во Франции в 1831 г. правом голоса обладали только 0,8% граждан старше 20 лет, то в 1848 г. -36,3%, в 1918 г. - 43,4%, в 1945 г. - 88,3%8.
По замечанию Т. Парсонса, идеология как система взглядов, идей, мифов и символов является одним из признаков государства, своеобразной «политической религией», которая легитимирует власть в любом государственно-организованном обществе. Становление национальных государств предполагало отказ от средневековой доктрины ответственности императора и римского папы за весь христианский мир. Легитимация верховной власти стала осуществляться на основе учений о «общем благе», национальном суверенитете и т.д. Ценности официальной идеологии приобретают нормативный характер, закрепляются в конституции и иных законодательных актах. В современности в политической сфере утверждаются идеи правового государства, в экономической - рыночной экономики, в социальной - государства всеобщего благоденствия, в духовной - гуманизма.
Проблема противоречия между рационализмом правящей элиты и народной культурой возникла в пред индустриальный период. В XVI - XVIII вв. началось подавление последней, что проявилось в государственной политике по нормативному регулированию повседневной жизни населения. Следствием индустриализации и урбанизации стало появление средств массовой информации, которые создали массовую культуру потребительского общества, втеснившую народную. Наиболее яркими примерами государственного манипулирования массовой культурой посредством СМИ являются американский Голливуд и геббельсовская пропаганда нацистской Германии. В советской России задача вытеснения народной культуры массовой была решена коммунистической и атеистической пропагандой.
Внешние функции государства - это проявление государственного
8 От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния. С. 342.
суверенитета в сфере международных отношений. Государство осуществляет эту функцию на основе специфического метода международно-правового регулирования - международных соглашений и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
В XV - XVII вв. в Европе в условиях Возрождения, Реформации и религиозных войн происходит процесс формирования классического международного права. Вестфальский мир 1648 г. привел к образованию «концерта» европейских государств и закрепил основные принципы классического международного права: равенства «цивилизованных» государств, независимости светской власти от духовной, политического равновесия, pacta sunt servanda. Проблемы международного права получили разработку в трудах юристов испанской школы (Ф. де Виториа, Д. Сото и др.), англичанина А. Джентили, голландца Г. Гроция.
Классическое международное право позволило европейским государствам осуществлять функцию поддержания международного правопорядка и обороны на Европейском континенте. В случае опасности установления гегемонии одного из государств в Европе возникали коалиции, которые позволяли восстановить равновесие. Так было во время войны за «испанское наследство» (1701 - 1713), Семилетней войны (1756 - 1763), наполеоновских войн и др. Общеевропейские войны заканчивались международными конгрессами, которые не только восстанавливали статус-кво, но и подтверждали действие принципов международного права.
Создание «концерта» европейских государств вывело на качественно новый уровень межгосударственное сотрудничество. В XIX в. появляются первые международные организации, что позволило организовать сотрудничество в сферах науки, образования и экономики на многостороннем уровне. Первой межправительственной организацией была Центральная комиссия по судоходству на Рейне (1831). Позднее были созданы Международный союз для измерения земли (1864), Всемирный телеграфный союз (1865), Всемирный почтовый союз (1874), Международное бюро мер и весов (1875), Международный союз для защиты литературной и художественной собственности (1886), Международный союз железнодорожных товарных сообщений (1890).
Развитие функции экономического сотрудничества привело к либерализации правового положения иностранцев. Буржуазные революции XVII - XVIII вв., конституционно-правовое развитие европейских государств XIX - первой половины XX вв. заложили основы современной отрасли международного права - международного права прав человека.
Новое отношение к правам человека способствовало в XVIII - XIX вв. трансформации законов и обычаев войны в международное гуманитарное право. Наивысших успехов оно достигло в Гаагских конференциях мира 1899 и 1906- 1907 гг.
Важной функцией европейских государств было ведение агрессивных войн и колониального угнетения народов Африки, Азии и Америки. «Отец» науки международного права Г. Гроций исходил из положения о том, что естественное право доступно только разумным и общительным народам Европы и не должно применяться в отношении «диких» народов9. Международное право XVII - начала XX вв. не распространялось на мусульман, «языческие и дикие племена». Так, на Парижском конгрессе 1856 г. Турция была торжественно объявлена «членом семьи европейских народов», но тогда же европейские державы отклонили ее просьбу отменить консульскую юрисдикцию и капитуляции, действовавшие в ее отношении10.
Именно ресурсы колоний позволили Европе ускорить свое экономическое и социальное развитие, раньше всех подойти к этапу индустриализации. Сложился политический порядок отношений «метрополия
- доминион (колония)». Одностороннего решения метрополии было достаточно для изменения границ доминиона, отторжения территории, насаждения внутреннего политического и правового режима, угодного «великой державе». Европейские государства несут историческую ответственность за уничтожение многих народов мира.
Великобритании с начала XVII в. принадлежали Северная Америка, значительная часть Индии, Бирма, Гибралтар, Кипр, Цейлон, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка, Нигерия, Кения, Родезия. В начале XVII
в. Франция начала колониальную экспансию в Северной Америке (Квебек, Монреаль), захватила Мартинику, Гваделупу, часть Гаити. Вытесненная из Индии, Франция направила свою экспансию в Африку. Ее результатом стало колониальное порабощение Сенегала, Мадагаскара, Гвинеи, Конго, Чада, Габона, Алжира, Туниса, Марокко. На Дальнем Востоке французской колонией стал Индокитай (Камбоджа).
Процесс модернизации требовал не только материальных, но и людских ресурсов, что обусловило появление работорговли. Торговля неграми возникла в 1443 г. В 1713 г. англичане добились монополии на поставку негров для испанских колоний в Америке. В 1808 г. Великобритании прави-
9 Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994. С. 73 - 74.
10 Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1. М., 2008. С. 158-161.
тельство под влиянием общественного движения запретило работорговлю. Но в США рабство было отменено только в 1865 г., в Бразилии - в 1871 г., на Кубе - в 1877 г. Колониальная экспансия европейских держав в Китае XIX в. привела к такому негативному явлению как труд «кули». Пользуясь незнанием китайцами европейских языков, предприниматели тех стран, куда попадали «кули», подвергали их рабской эксплуатации. В 1866 г. в Китае был издан закон, которым регламентировался наем «кули», но Англия и Франция усмотрели в этом законе нарушением своих торговых интересов и воспротивились применению этого справедливого и гуманного закона.
В конце XIX в. национальные рынки стали тесными для массового индустриального производства. В Германии Г. Гегель формулирует теорию внешнего государственного права, которая была использована милитаристскими кругами Германии для аргументации своего произвола на международной арене. В первой половине XX в. появляется нигилистическое направление «радикального монизма», приверженцы которого обосновывали примат внутригосударственного права над международным и агрессивную политику Германии в Первой и Второй мировых войнах.
Тогда же немецкий ученый Г. Трипель сформулировал дуалистическую теорию международного права. Ее сущность состояла в разграничении двух систем - международного и внутригосударственного права - и их неподчинению друг другу. Сам Трипель замечал, что его труд вряд ли вызовет интерес: «Сегодняшний германский юрист, и особенно практик, охвачен настоящим подозрением ко всему, что перед ним выступает в образе “международного права”. Откуда это идет?.. - думают о войне»11. Но научный подвиг Трипеля был оценен уже его современниками, после мировых войн его теория стала господствующей в науке международного права.
После Первой мировой войны державы-победительницы создали Лигу Наций и приняли ее уставной документ - Статут. Но до утверждения принципа универсализма Лиге Наций было далеко, ее создание не привело к ликвидации колониальной системы (более того, ее сохранение закреплялось в ст. 22 Статута). И.И. Лукашук справедливо писал, что право Лиги Наций оставалось таким же фиктивным, как международное право «цивилизованных» народов12. Это не позволило предотвратить Второй мировой войны.
11 TriepelH. Volkerrecht und Landesrecht. Leipzig, 1899.
12 Лукашук И. И. Возникновение и становление международного права // Вестник Киевского ун-та. Сер. Международные отношения и международное право. 1984. № 18. С. 27-30.
В 1945 г., после победы стран антигитлеровской коалиции, была создана Организация Объединенных Наций. Международное право Устава ООН основывается на ряде принципов: обязанности государств воздерживаться от угрозы силой и ее применения; разрешать споры мирным путем; невмешательства во внутренние дела другого государства; обязанности сотрудничать друг с другом; равноправия и самоопределения народов; суверенного равенства государств; добросовестного выполнения обязательств. Ведение войны перестало рассматриваться как правомочие, вытекающее из государственного суверенитета.
Во второй половине XX - начале XXI вв. возросла роль международных организаций, что обусловило возникновение интеграционной функции государства. Для стран Европы особое значение приобрело участие в международных организациях универсального уровня (ООН и члены семьи ООН, ГАТТ/ВТО) и региональная интеграция (Европейские сообщества и Евросоюз, Совет Европы, СБСЕ/ОБСЕ и др.). Интеграционные процессы в Европе получили теоретическое обоснование. В частности, Г. Кельзен исходил из примата международного правопорядка, который «понимается как более высокий по отношению к государственному и, следовательно, как наивысший и суверенный правопорядок». Основная норма международного права, по Кельзену, гласит: «Государство, т.е. правительства, в своих взаимоотношениях должны вести себя в соответствии с существующим в международных отношениях обычаем»13.
Формирование права международной безопасности создало нормативную основу для трансформации функции государства по ведению войн и обороне в функцию поддержания международного мира и безопасности, закрепленную в Уставе ООН. Только ООН по решению Совета Безопасности вправе применять силу или угрозу силой. В главе VIII Устава ООН содержатся положения о региональных соглашениях и органах для решения вопросов, относящихся к поддержанию мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий. Для государств Европы наиболее важными из них являются Организация Североатлантического договора (НАТО).
Принцип сотрудничества реализуется в целом ряде функций европейских государств - их участия в защите прав человека, сотрудничества в сферах науки и образования, внешнеэкономической деятельности, развитии космонавтики, авиации, морского транспорта, защите окружающей
13 Чистое учение о праве Г. Кельзена. Вып. 2. М., 1988. С. 96, 97.
среды, противодействии транснациональной преступности, международному терроризму и т.д. Наиболее важными из них для государств Европы являются функция защиты прав человека, сотрудничества в сферах науки и образования, экономической деятельности.
Согласно Уставу ООН, одной из его целей является «поощрение и развитие уважения к правам человека». Этот принцип получил конкретизацию во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактах «О гражданских и политических правах» и «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г. и др. На региональном уровне в защите прав человека значительную роль играет Совет Европы.
Образование и наука - основа процесса модернизации. Интегративные процессы в Европе привели к свободе миграции рабочей силы, что потребовало унификации образовательных стандартов. Значение этого направления интеграции было закреплено в договорах ЕЭС 1957 г., договоре о Евросоюзе 1992 г. Весьма большое внимание в государствах Европы уделяется защите интеллектуальной собственности и ее коммерческих аспектов.
Развитие функции сотрудничества в экономической сфере привело к формированию международного экономического права. В Уставе ООН 1945 г. были закреплены основные цели международного экономического сотрудничества: содействие экономическому и социальному прогрессу всех народов; создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между народами; повышение уровня жизни, полная занятость населения. На переговорах в Бреттон-Вудсе 1944
г. была заложена институциональная структура валютной системы, приняты Уставы МВФ и МБРР. В настоящее время обе эти организации пользуются статусом специализированных учреждений ООН.
Цели, принципы и нормы Устава ООН в сфере международного экономического сотрудничества были существенно трансформированы развитыми «странами рыночной экономики». Эти государства были совместно заинтересованы в открытии, либерализации всего мирового рынка. Локомотивом политики либерализации мировой экономики стали США. В 1947
г. был заключен первый в истории многосторонний торговый договор - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), на базе которого институализировалась в 1995 г. Всемирная торговая организация (ВТО).
Интегративные процессы в Европе проявились, прежде всего, в сфере экономики. В 1951 г. был заключен договор об учреждении Европейского объединения угля и стали. В 1957 г. - об учреждении Европейского
экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии. В 1992 г. - о Европейском союзе. Таким образом, государства-члены Евросоюза последовательно прошли путь от зоны (ассоциации) свободной торговли сначала к таможенному союзу, затем к общему рынку и, наконец, к экономическому союзу с единой валютой. Экономическая интеграция в Европе привела к формированию общей внешнеэкономической политики государств-членов Евросоюза. К сожалению, эта политика не всегда соответствует принципам и нормам международного права Устава ООН.
Несмотря на закрепление в Уставе ООН принципа равноправия и самоопределения народов, страны Европы не изжили функции колониального угнетения. Распад колониальной системы породил массу военных конфликтов в различных регионах: Индонезии (1945 - 1949), Индокитае (1945 - 1954), Малайе (1948 - 1960), Алжире (1954 - 1962), Конго (1960 -1965), Анголе (1961 - 1975), Южной Родезии (1965 - 1979) и др. Европейские государства сохранили колонии. Заморскими территориями Франции до сих пор являются Гваделупа, Майотта, Мартиника, Реньон, Гвиана и др. Британии - Гибралтар, Фолклендские острова, Южная Георгия, Маврикий, Сейшелы и др.
Неэквивалентные экономические отношения государства Европы часто навязывают без нарушения норм международного права. Например, Евросоюз для России - неуступчивый и жесткий партнер. После заключения Европейской энергетической хартии государства Европы добиваются доступа к российским ресурсам нефти и газа, требуют повысить внутренние цены России на энергоносители. По отношению к России используются дискриминационные ограничения по существенным для нее статьям экспорта: текстильным изделиям, стали, алюминию, расщепляющимся материалам, особый режим для морского транспорта и для допуска судов «река - море» во внутренние воды, ограничениям по количествам и ценам коммерческих запусков российских ракетоносителей и т.д. Последовательно страны Евросоюза выступают за отмену сборов за авиаперелеты по транссибирскому маршруту.
В юридической науке существуют различные подходы к определению форм осуществления функций государства. С.А. Голунский, Г.И. Петров, М.С. Строгович и др. считают, что такие формы - это деятельность основных звеньев механизма государства, законодательной, исполнительной, судебной и контрольно-надзорной на основе принципа разделения властей. Отмечу, что учение о разделении властей и его конституционное закрепление является свидетельством модернизации деятельности госу-
дарственного аппарата.
Н.Г. Александров, И.С. Самощенко, М.И. Байтин и др. под формами осуществления функций государства понимают однородную по своим внешним признакам деятельность государства, посредством которой реализуются его функции. Такой подход служит для анализа того, как государство использует правовые и организационные формы осуществления своих функций. Правовые формы - это однородная по своему характеру и юридическим последствиям правотворческая и правоприменительная деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов.
Развитие сложных технических и социальных систем в процессе модернизации предопределило возрастание значения правовых форм. В частности, закон становится основным источником национального права. Возрастание роли закона началось в период европейского абсолютизма: с одной стороны, увеличилось значение правотворчества королей; с другой, была проведена кодификация обычного права, т.е. его рационализация путем придания письменной формы и систематизации. Буржуазные революции привели сначала к созданию конституционного законодательства, а затем кодификации гражданского, уголовного и процессуального права.
Превращение закона в основной источник права имеет и негативную сторону, которая в европейской науке диагностируется как кризис источников права. Р. Кабрияк пишет о «стремительной законодательной инфляции», характеризующейся «несовершенством правовых текстов, плодящихся с невиданной быстротой» и порождающей правовую неопределенность14. В России этот кризис усугублен необходимостью проведения правовых реформ в относительно краткие сроки. Система законодательства России отличается громоздкостью, наличием законотворческих ошибок и коллизий. Ю.А. Тихомиров назвал эту проблему «юридической трагедией»15. Преодоление этих трудностей видится на путях совершенствования юридической техники.
Таким образом, функции государства - это системные отношения, которые возникают между государством и иными подсистемами жизнедеятельности общества. Задачи государственной политики возникают при осуществлении функций государства и определяются как длительными тенденциями исторического развития, так и волюнтаризмом правотворче-
14 КабриякР. Кодификации. М., 2007. С. 114 - 116, 121 - 126.
15 Какими быть законам XXI века? По материалам научно-теоретической конференции, посвященной 75-летию ИЗиСП // Журнал российского права. 2001, № 3. С. 21.
ских государственных органов. Длительной тенденцией развития стран Европы и России является процесс модернизации. От государственной власти требуется как учет закономерностей процесса модернизации, так и национальных особенностей его протекания.
Процесс модернизации может порождать дисфункции. Например, инновационное развитие европейских экономик требует привлечения ресурсов извне. В XV - середине XX вв. европейские государства осуществляли колониальное угнетение народов Азии, Африки и Америки. С середины XX в. - совершенствуют систему методов неэквивалентных экономических отношений со своими партнерами. Для национального развития такая внешняя деятельность функциональна, но для международного сообщества и развития международного права является дисфункцией.
Дисфункции могут возникать и под действием субъективного фактора. Изучение процесса модернизации приводит к выводу о важной роли государственного регулирования экономики. По замечанию академика В.В. Алексеева, либеральные реформы 1990-х гг. обернулись «...постсоветской деиндустриализацией и демодернизацией»16. Отказ современного Российского государства от поддержки науки и образования, регулирования экономического развития привели к вырождению этих функций государства в дисфункции.
16 Опыт российских модернизаций. XVIII - XX века. М., 2000. С. 245.
М. Г. Смирнова *
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ВЫСШИХ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ КАК
ФОРМА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ
Ключевые слова: теория права, источники права, правовые акты высших судебных органов, правоположения судебной практики, институционализация, социальные притязания.
Аннотация: В статье исследуется юридическая природа правовых актов высших судебных органов; рассматриваются дискуссионные вопросы об их роли и значении для судебной и иной правоприменительной практики, а также как формы институционализации социальных притязаний в праве.
Key words: theory of law, sources of law, the legal acts of the higher judiciary, legal provisions of judicial practice, institutionalization, social claims. Summary: This article explores the legal nature of the legal acts of higher judicial organs, are considered discussional questions about their role and significance for the judiciary and other law enforcement practices, as well as a form of institutionalized social claims in law.
Проводимые в России правовые реформы, влекущие за собой существенные изменения в законодательстве, позволяют утверждать, что социальные притязания субъектов могут также получить свою институционализацию в правовых актах высших органов судебной власти.
Под социальными притязаниями понимаются, требования, которые предъявляют индивиды, социальные группы, иные общности (социальные субъекты) к обществу и государству об осуществлении практических действий, способствующих реализации собственных социальных интересов, а так же их институционализации. В широком смысле социальное притязание представляют собой проявление политического, нравственного, правового сознания субъектов, их стремления к улучшению своего положения.1
Социальное притязание имеет две стороны - внутреннюю и внешнюю. Первая выражена в наличии социального интереса - внутренней активности, готовности субъектов к внешним действиям. Вторую сторону образуют действия, которые предпринимают субъекты с целью реализации, воплощения в жизнь своих социальных интересов.
‘Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.
1 Смирнова М. Г. Социальные притязания и субъективное право. Проблемы теории и социологии права. 2011. С. 16.