Научная статья на тему 'Функциональный репертуар института государства в XXI веке. Проблемы и перспективы эмпирического анализа'

Функциональный репертуар института государства в XXI веке. Проблемы и перспективы эмпирического анализа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
199
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
государство / государственная власть / социальный институт / глобальное информационное общество / эмпирический анализ / state / state power / social institution / global information society / empirical analysis

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Леонид Владимирович Карнаушенко

В статье отмечается, что функциональный репертуар института государства очерчивает основные векторы его внешней и внутренней политики. Комплексное исследование функций института государства в глобальном информационном обществе требует учета ряда методологических, методических и процедурных сложностей, проявляющихся в ходе междисциплинарного научного исследования, осуществляемого на эмпирическом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional repertoire of the Institute of state in the XXI century: problems and prospects of empirical analysis

The article notes that the functional repertoire of the Institute of state outlines the main vectors of its foreign and domestic policy. Theoretical and applied research of the functions of the Institute of state in the global information society requires taking into account a number of methodological, methodological and procedural difficulties that manifest themselves in the course of interdisciplinary scientific research carried out at the empirical level.

Текст научной работы на тему «Функциональный репертуар института государства в XXI веке. Проблемы и перспективы эмпирического анализа»

УДК 340 ББК 67.05

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10002

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА В XXI ВЕКЕ

Проблемы и перспективы эмпирического анализа

Леонид Владимирович КАРНАУШЕНКО, начальник кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России, доктор исторических наук, профессор E-mail: karnl@mail.ru

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. В статье отмечается, что функциональный репертуар института государства очерчивает основные векторы его внешней и внутренней политики. Комплексное исследование функций института государства в глобальном информационном обществе требует учета ряда методологических, методических и процедурных сложностей, проявляющихся в ходе междисциплинарного научного исследования, осуществляемого на эмпирическом уровне.

Ключевые слова: государство, государственная власть, социальный институт, глобальное информационное общество, эмпирический анализ.

.Annotation. The article notes that the functional repertoire of the Institute of state outlines the main vectors of its foreign and domestic policy. Theoretical and applied research of the functions of the Institute of state in the global information society requires taking into account a number of methodological, methodological and procedural difficulties that manifest themselves in the course of interdisciplinary scientific research carried out at the empirical level.

Keywords: state, state power, social institution, global information society, empirical analysis.

Общество XXI в. характеризуется значительными изменениями, объективно фиксируемыми в различных институтах, сферах, подсистемах, разнообразных структурных элементах. Вследствие ускоренной модернизации на фоне информатизации, научно-технического прогресса наблюдается постепенное изменение и в функционировании социальных институтов, составляющих фундамент, базовую основу социальной системы в целом. Особый статус характеризует именно ключевые социальные институты, образующие фундамент социума как на макро-, так и на микроуровне. Инновационные изменения современного социума обладают несомненным потенциалом прогрессивного развития. Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов и продуцируемые риски,

угрозы, «напряжения» социальной системы, которые не всегда объективно и своевременно оцениваются системой государственного управления, вследствие чего и возникают системные социальные проблемы как предметного, так и гносеологического плана.

Функционирование ключевых социальных институтов, адаптирующихся к изменяющимся реалиям общества XXI в., является объектом перспективного научного анализа. Именно изменения репертуара функций социального института в условиях нарастающей неопределенности, усиливающихся рисков дисфункционально-сти социальной системы составляют содержание важной гносеологической проблемы, актуальной для ряда общественных наук.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

В центре внимания исследователей нередко оказывается социальный институт государства. Следует обратить внимание на то, что в научной литературе в настоящее время имеются определенные расхождения относительно определения ключевого понятия — «функции государства».

С точки зрения A.A. Дембицкого, «функции государства — это некий эффект, производимый деятельностью государства, обнаруживаемый вовне, в социальной среде, в обществе. Функцию государства можно определить как роль, которую государство выполняет для реализации потребностей общества как системы более высокого уровня организации или интересов составляющих общество классов, социальных групп, отдельных индивидов» [2, с. 236—239].

Как полагает Е.Ю. Добрынин, «функция государства — это обязанности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее концентрированной, обобщенной форме» [3, с. 11]. С точки зрения данного автора, функции государства представляют собой «динамическую систему направлений и содержания деятельности государства, определяемую совокупностью институционально нормированных интересов государства, общества и индивидов на определенном этапе исторического развития» [3, с. 13].

В свою очередь, по мнению A.A. Куковско-го, функции государства — это «основные направления деятельности государства по управлению обществом, решению стоящих перед государством задач, достижению его целей, в которых находит свое отражение его сущность и социальное назначение» [4, с. 6—8].

Как показывает анализ приведенных точек зрения различных исследователей относительно содержания понятия «функции государства», несмотря на то, что функции государства обычно отождествляются исследователями с основными направлениями деятельности данного социального института, все же имеются и альтернативные точки зрения на данную проблему. Рассматривая такие категории, как «потребности» и «интересы», исследователи предельно расширяют сферу междисциплинарного научного анализа института государства, его функционально-ролевого репертуара.

В условиях глубоких трансформаций социальной системы XXI в. это приводит к одновременной актуализации нескольких дискурсов, которые зачастую если не противоречат друг другу, то, по крайней мере, вступают в конфликтное взаимодействие в семантическом поле.

Следует заметить, что функциональный репертуар института государства в условиях современного социума является уникальным. Ни один из других социальных институтов, сопоставимых по статусу с институтом государства, не обладает подобными возможностями и соответствующим регулятивным и стабилизационным потенциалом.

Как отмечает Т.В. Попова, «главной функцией современного государства является обеспечение и защита прав и свобод граждан. Функции государства представляют собой общую, цельную и взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, направленную на гармоничное развитие общества» [5, с. 233—234].

Однако необходимо принимать во внимание тот факт, что применительно к современной глобальной миросистеме в целом подобная трактовка функций государства выглядит далеко не бесспорной, так как рассуждать о формировании исключительно демократических политических режимов в обществе XXI в. не приходится. Кроме того, в современном мире периодически возникают напряжения во взаимоотношениях между странами, в том числе не только по политическим, экономическим, но и по духовным, социокультурным, цивилизационным причинам.

Социальный институт государства характеризуется уникальным положением в социуме, сочетая в себе микро- и макроуровень социальной реальности. В связи с этим, как справедливо отмечают исследователи, «многообразие жизненно важных интересов общества обусловливает разнообразие функций государства. Государство выступает элементом двух систем: во внутренней сфере элементом национальных общественных отношений, во внешней — представляет нацию в международных отношениях. В связи с этим выделяются внутренние и внешние функции государства» [1, с. 58—74].

Как полагает И.Д. Хомяков, «функции государства локализуются в поддержании верховенства закона, охране прав и свобод человека, поиске путей к смягчению и преодолению имеющихся противоречий между всевозможными общественными силами, к социальному компромиссу между различными слоями общества» [6, с. 146—153].

Функциональный репертуар государства сочетает в себе как внешние, так и внутренние функции, в своей системной целостности позволяющие осуществлять управляющее воздействие на основные подсистемы общества, социальные процессы. Наиболее значимыми внешними фун-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

кциями выступают обеспечение суверенитета и безопасности, международное сотрудничество, интеграция в глобальную миросистему, участие в совместном решении глобальных проблем человечества и т.п. В свою очередь, в числе ключевых внутренних функций государства следует отметить обеспечение законности, правоохранительную деятельность, управление, социальную защиту и поддержку различных слоев населения, а также духовно-нравственное воспитание граждан, особенно подрастающих поколений.

Следует заметить, что реализация государством внешних и внутренних функций характеризуется наличием множества индикаторов, позволяющих оценить степень успешности, глубину осуществляемых действий, их локализацию и т.п. Для реализации подобного исследовательского замысла представляется возможным активно применять эмпирические исследования, нацеленные на получение конкретных фактов.

Отметим, что на современном этапе для исследования функционального репертуара государства в рамках наук об обществе чаще применяются фундаментальные исследования, которые, несмотря на наличие несомненных сильных сторон, в ряде случаев характеризуются и очевидными ограничениями. Одной из главных гносеологических проблем в данной сфере научного анализа выступает диалектика локального и глобального ракурсов научного анализа применительно к проблемной области функционального репертуара государства. Решение обозначенного социального противоречия вполне возможно с применением эмпирических методов познания. Не обладая реальной возможностью интеграции различных сфер научного анализа, целесообразно сделать акцент именно на эмпирическом уровне познания.

Эмпирические исследования в гораздо большей степени «настроены» на изучение локального микроуровня социальной реальности и оказываются намного менее эффективными применительно к макроуровню. Согласно логике системного, многоуровневого научного анализа изучение проблемных аспектов, локализованных на макроуровне социума, целесообразно осуществлять с применением фундаментального, а не эмпирического анализа. В таком случае сглаживать возникающие противоречия будут призваны классические отраслевые теории. В данной парадигме теория — факты — теория общественные науки просуществовали на протяжении пос-

ледних двух столетий с незначительными изменениями.

Однако подобные методологические и методические построения применительно к институту государства создают серьезные сложности познания его функционального репертуара. С учетом статуса государства в институциональной матрице социума XXI в. следует обратить внимание на определенную несостоятельность классических теоретико-методологических подходов, которые имеют очевидные слабости, прежде всего, касательно формирования прогнозов на основе анализа фактической обстановки.

Подчеркнем, что развитые социальные системы XXI в. практически ежегодно создают новые условия для функционирования государства, соответственно, генерируют и новые риски, связанные с ростом потребностей людей, а также информационной открытостью.

В современных условиях тактические построения, связанные с реализацией исключительно эмпирической стратегии научного поиска, могут принести неплохие результаты.

Эмпирический анализ функционирования государства в современном трансформирующемся, высокотехнологизированном обществе обладает несомненными достоинствами, так как исключает излишнюю трансмиссию данных от эмпирического к фундаментальному уровню познания и обратно, а также значительно повышает оперативность генезиса научной картины, что, в свою очередь, дает важный временной лаг для принятия эффективных управленческих решений, направленных на оптимизацию функционирования государства.

Кроме того, реализация целостной эмпирической стратегии предоставляет возможность избежать конфликта методологий теоретического и эмпирического уровня познания. Заметим, что подобные конфликты существенно снижают качество исследовательских проектов.

Анализируя функциональный репертуар института государства с применением эмпирических методов научного познания, целесообразно принимать во внимание тот факт, что современное общество XXI в. характеризуется снятием многочисленных барьеров, нивелированием пространственно-временных границ, что создает дополнительные угрозы и риски. В их числе целесообразно указать:

■ наличие глобальных проблем, с которыми государство не может справиться в одиночку, принимая во внимание специ-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

фические условия глобального информационного социума (международный терроризм, ухудшение экологии и т.п.);

■ деятельность ТНК (транснациональных корпораций), которые зачастую выходят за рамки собственно экономики, оказывая влияние и на социально-политическую обстановку в странах, с которыми так или иначе связана их деятельность. Особенно данное утверждение касается развивающихся стран, не принадлежащих к развитым национальным экономикам;

■ всепроникающий характер интернет-технологий, которые прямо или косвенно входят в повседневную жизнь современного общества, что, в свою очередь, обостряет проблему информационной безопасности как на макро-, так и на микроуровне социальной реальности. В первом случае речь идет об активности международных (транснациональных) социальных сетей, например, «Фейс-бук»; во втором случае — о киберпрес-тупности и аналогичных антисоциальных явлениях;

■ неравноценную интеграцию стран в глобальное информационное пространство, вследствие чего возникают неравномерные условия для граждан в трудовой деятельности, в различного рода экономической активности. Наиболее тревожной тенденцией для развивающихся стран становится так называемая «утечка мозгов», которую представляется возможным позиционировать как угрозу интеллектуальному суверенитету в обществе «высоких» технологий.

Становится очевидным, что новые условия создают одновременно и риски для института государства, и в то же время формируют определенный потенциал его развития. Научная оценка подобной ситуации позволяет решить ряд гносеологических и эвристических проблем, а также в целом оптимизировать работу государства в условиях трансформирующегося социума.

Эмпирические исследования обладают очевидными сильными сторонами при формировании прогнозных суждений относительно динамики функций института государства. Объясняется это тем, что именно эмпирический уровень

научного анализа нацелен на сбор конкретных данных о реальном состоянии социального объекта, явления, процесса посредством применения особых методов, методик и техник сбора первичной информации. Именно подобные данные характеризуются, с одной стороны, высокой надежностью, а с другой стороны, не плохо верифицируются при помощи аналогичных исследовательских проектов.

Функции института государства в XXI в. значительно расширяются. Трансформационные изменения функционального репертуара института государства диктуют необходимость «перенастройки» исследовательского комплекса; для данной задачи в большей мере подходят эмпирические исследования — более гибкие и динамичные по сравнению с фундаментальными и теоретико-прикладными проектами.

Современное государство под воздействием актуализировавшихся рисков глобального информационного общества вынуждено перестраивать свой функциональный репертуар, что оперативно может быть зафиксировано и подвергнуто соответствующей рефлексии, прежде всего, именно на эмпирическом уровне познания.

Таким образом, оценивая проблемы и перспективы эмпирического анализа применительно к функциональному репертуару института государства, целесообразно заострить внимание на нескольких моментах.

Прежде всего, несомненным достоинством эмпирического уровня познания функций института государства выступает оперативность. Подобный инструмент позволяет в короткие сроки получать уникальную первичную информацию, ранее не известную исследователям. Кроме того, применение эмпирических методов выступает инструментом весьма эффективных процедур верификации многих теоретических концептуальных моделей, касающихся функционального репертуара государства в условиях трансформирующегося общества XXI в.

С учетом высокой динамики функционального репертуара государства, детерминируемой объективными условиями риска и неопределенности, возникает потребность в адекватной оценке происходящих изменений. В этом аспекте очевидными достоинствами обладает именно эмпирический уровень познания, позволяющий, в числе прочего, осуществлять оперативный и, одновременно, весьма глубокий анализ проблем, в том числе и экспресс-анализ, что выгодно от-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

личает его от фундаментального уровня исследований. Именно поэтому в условиях трансформирующегося общества научное познание функций института государства, их динамики, а также и явлений дисфункциональности вполне перспективно осуществлять с применением эмпирических методов, которые обладают рядом сильных сторон.

Библиографический список

1. Акишин М.О. Функции государства и процесс модернизации // Ленинградский юрид. журнал. 2011. № 3.

2. Дембицкий А.А. Понятие функции государства: сущность и определение // Ученые записки Орловского гос. ун-та. 2014. № 4.

3. Добрынин Е.Ю. К вопросу о понимании функции государства / / Вестник ЮУ РГУ. 2007. № 4.

4. Куковский А.А. Некоторые вопросы определения понятия «функции государства» // Вестник ЮУ РГУ. 2009. № 19.

5. Попова Т.В. Внешние функции государства // Молодой ученый. 2018. № 25.

6. Хомяков И.Д. Проблема понятия охраны общественного порядка как формы реализации правоохранительной функции государства // Вестник Вятского гос. ун-та. 2012. № 4.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» предлагает комплекс услуг по изданию учебников, учебных пособий, авторских монографий Тематика: естественные науки, гуманитарные науки, общественные науки, широкая тематика, искусствоведение, история, политология, юриспруденция Труды, вышедшие в свет в нашем издательстве, получают импакт-фактор РИНЦ. В стоимость издания входят: ■ редакционно-издательские услуги; ■ печать тиража; ■ передача 16 экземпляров в Книжную палату (ИТАР ТАСС). Рукопись измеряется из расчета: TNR 14 шрифт, 1,5 интервал, направляется в файле WORD. Весь комплекс услуг занимает от двух до трех недель. Издательство оказывает эффективное содействие в продвижении издания на книжные рынки России и других стран. Адрес издательства: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, 1. Тел.: 8-499-740-60-15. Тел./факс: 8-499-740-60-14; unity@unity-dana.ru; www.unity-dana.ru

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.