УДК: 340+342 ББК: 67.400.6
Туманов С.Н.
ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ О ФУНКЦИЯХ ГОСУДАРСТВА В РОССИИ:
НАЧАЛО XX В.
Tumanov S.N.
THEORY ORIGIN ABOUT STATE FUNCTIONS IN RUSSIA: BEGINNING OF THE XX CENTURY
Ключевые слова: государство, внешние функции, классификация внешних функций.
Keywords: state, external functions, classification of external functions.
Аннотация: в статье рассматривается процесс зарождения теории о функциях государства в России. Данный процесс начался на рубеже XIX - XX вв. Теория о функциях государства начала развиваться в рамках науки международного и государственного прав, вопрос о сути и видах внешних функций государства интересовал в большей степени представителей науки международного права. Становление российской теории о функциях государства происходило под влиянием развития зарубежной правовой науки. Функции государства исследовались в работах Б.Н. Чичерина, Н.М. Коркунова, Ф.Ф. Кокошкина и др. в связи с целями, задачами государства.
Abstract: in article process of origin of the theory about state functions in Russia is considered. This process began at a boundary of the XIX-XX centuries. The theory about functions of the state started developing within science of the international and state is right, the question of an essence and types of external functions of the state interested more representatives of science of international law. Formation of the Russian theory about functions of the state happened under the influence of development of foreign legal science. Functions of the state were investigated in B.N. Tchitcherin, N.M. Korkunov, F.F. Kokoshkina's works, etc. in connection with the purposes, problems of the state.
Исследование развития государства как единого института свидетельствует о том, что деятельность государства фокусируется в определенных
направлениях. Эти направления называются функциями государства. Широкое распространение категория «функция государства» получила в советский период отечественной истории. Но, безусловно, отсутствие разработанной теории о функциях государства не свидетельствовало об отсутствии государственных функций, выполняемых Российской Империей, представляющей собой развитое во всех отношениях (финансово-экономичес-ком, политико-правовом) сильное
государственное образование. Особую значимость в разработке теории о функциях государства имеет вопрос о внешних государственных функциях, так как их организационное и материальное выделение
свидетельствует об определенной стадии развития государства. Представляет интерес и результат соотнесения стадий развития государства и научной теории о государстве в России. Исследование сущности, форм выражения и эволюции внешних функций государства позволит проследить развитие российской государственности в целом, выявить особенности этого развития и тенденции развития традиционные для российского государства.
Понятие «функция государственной власти» появилось в литературе в XIX столетии. Отчасти данное обстоятельство было вызвано развитием теории государства и права, отчасти развитием теории международного права, Вопрос о национальной идентичности и
территориальной целостности в связи с войнами Наполеона I заставил углубиться в теорию о сущности государства, формах
взаимоотношений с другими государствами
и функциях государственной власти.
Именно в XIX веке «новые социальные
формы, новые культурные навыки,
складывающиеся в передовых демократиях
того времени, постепенно создавали и
новые понятия о национальных интересах,
национальном достоинстве,
преобразовывали постепенно коллективное
1
чувство и коллективную мысль» .
В XIX в. понятие «функция государства» чаще встречается в работах, посвященных международному общению и выделенному в отдельную науку административному праву (последнее произошло в середине XIX в. в Германии).
XIX в. российской истории представил целую плеяду государственных деятелей, являющихся представителями
государственно-правовой науки, которые обращались к вопросам определения сущности и значения государственной власти. Российские мыслители, в числе которых были граф М.М. Сперанский, проф. С.А. Муромцева, проф. Б.Н. Чичерин и др., рассматривали цели, задачи и функции государства преимущественно в рамках вопроса о внутригосударственном управлении.
Б.Н. Чичерин к целям государства, помимо обеспечения безопасности, относил охрану права, утверждение законного порядка, содействие общему
благосостоянию, исполнение исторического назначения народа в судьбах человечества (международные отношения-авт.).
Соответственно, этим целям он выделял и различные отрасли деятельности верховной
власти. Осуществление данной
2
деятельности он называл управлением .
Российский мыслитель подробно останавливается на определении видов учреждений и классификации
государственных должностей, им также обозначается проблема дублирования функций, однако, понятие «функция
Цит. по: Котляревский, С.А. Правовое государство и внешняя политика. - М.: Типография
Г. Лисснера и Д. Совко, 1909. -.С. 39.
2 Чичерин, Б.Н. Курс государственной науки. Т.! - М.: Типография товарищества И.Н. Кушнерев и Ко., 1894. - С. 224.
государственной власти» он так и не вводит в текст своих работ. «Разделение ведомства по отраслям дел может быть так же разнообразно, как различны самые предметы управления. Распределение должно совершаться по общей системе, так как управление составляет единое целое. Каждой должности присваивается свой род дел, который должен быть точно определен законом, ибо от этого зависят права и обязанности должностных лиц. Но так как различные отрасли не только соприкасаются, но нередко захватывают друг друга, то здесь неизбежны столкновения, или конфликты» .
Внешней политике Чичерин уделял немного внимания. Он полагал, что «...С юридической точки зрения, оно (государство - авт.) руководится не столько государственным, сколько международным правом, но еще более оно направляется политикой, то есть соображением интересов государства. Как державный союз, государство в своих решениях не зависит ни от кого; но состоя в международных отношениях, оно связано трактатами и вниманием к интересам других, без чего невозможны не только совокупное действие, но и никакие прочные отношения».
Вопрос о функциях государственной власти поднимается в работе профессора Императорского Санкт-Петербургского
университета А. Градовского. Рассматривая государственное устройство, последний пишет, что теория Ш.-Л. Монтескье не выдержала теоретической и практической критики, но она находит свое место там, где речь идет об осуществлении различных прав государственной власти. У Градовского читаем: «Вопрос об осуществлении прав государственной власти должен быть поставлен следующим образом: Могут ли все эти права осуществляться непосредственно тем лицом, или установлением, которым принадлежит верховная власть в государстве? Ответом на этот вопрос может служить анализ природы различных функций государственной власти». Видим, что функции государственной власти связываются А. Градовским с правами
3 Чичерин, Б.Н., указ. соч., с. 237.
верховной власти и понимаются как осуществление прав верховной власти. И далее: «.Вся совокупность функций государственной власти разделяется на две категории: управление верховное и управление подчиненное. Одна из них предполагает деятельность лица или установления, стоящего выше закона, являющегося творцом действующего права, восполняющего его пробелы, отменяющего, в иных случаях, применение закона. Сюда относится издание законов, их толкование, помилование преступника и пр. Другие функции власти предполагают деятельность органов подзаконных, облеченных строго определенными правами и несущих ответственность за неправильное пользование этими правами. Сюда относятся деятельность судебная и административная»1. Данной точки зрения -о делении власти управления на власть верховную и власть подчиненную придерживался и другой русский мыслитель
в рамках вопроса о правах верховной власти
2
- профессор П.Е. Казанский .
В 1880, 1883 гг. в периодической литературе появляются работы В. Гольцева, который разрабатывает учение об управлении, однако в этих работах не уделяется внимания основным
направлениям деятельности государства.
Необходимо отметить, что
отечественная государственно-правовая наука XIX в. развивалась позже зарубежной теории государства и права. Таким образом, наблюдалось влияние теории о государстве и праве зарубежных стран, в частности, немецкой и французской традиции оценки государства и его функций с политико-правовых позиций, на развитие отечественного право- и
государствоведения.
К числу зарубежных исследователей государства, его целей и функций, относились Гольцендорф, Ратценгофер,
1Градовский, А. Начала русского государственного права. Т.1. О государственном устройстве. - Санкт-Петербург: Типография М. Стасюлевича, Вас. О., 2 л., 7, 1875. - С. 144-145.
2Казанский, П.Е. Власть Всероссийского Императора / Составление, вступительная статья и примечание М.Б. Смолина. - М.: Москва, 1999. - 512 с. - С. 94-95.
Функ-Брентано, Седжвик, Трейчке, Шталь, Аренс и др. В числе первых юридических произведений новейшего времени, переведенных на русский язык и оказавших влияние на становление российской теории государства и права, были работы профессора философии права Гратцкого университета Г. Аренса. Здесь автором поднимался вопрос о цели и функциях государства. Аренс, анализируя
современные ему работы о цели государства, приходит к мнению о том, что специалисты в качестве цели государства видят, во-первых, человеческую цель, и, во-вторых, правовую цель. Он критикует учения, которые отождествляют
человеческую цель с государственной, и приходит к мнению, что «государство между всеми главными целями человеческой жизни преследует
непосредственно свою особенную цель, которая находится в органической связи со всеми целями человека. Государство есть учреждение, в котором человеческая цель
преследуется особенным образом,
3
посредством права» .
Государственное управление, по мнению Аренса, - деятельность государства, которая направлена на осуществление государственной цели согласно с нормами государственного устройства и посредством установленных властью функций и органов в конкретных жизненных отношениях и случаях. Государственное управление, в этом широком смысле, в
противоположность государственному устройству, распадается по главным своим функциям или властям на: а) правительство; б) законодательство; в) исполнительную власть. Последняя называется также управлением в более узком понимании. Такое управление включает в себя власть судебную и администрацию (управление в самом узком значении слова). Управление во втором смысле слова разделяется на внутренне и внешнее управление. Внешнее управление осуществляется Министерством
3Аренс, Г. Юридическая энциклопедия или органическое изложение науки о праве и государстве на основании принципов этической философии права / Пер. с нем. - М.: Типография Александра Семена, 1863. - С. 62-66.
иностранных дел и представляет собой «охрану всех внешних интересов, при чем в нем могут проявляться и различные отрасли внутреннего управления юстиции, религии, промышленности, торговли и пр.»1 Таким образом, мы видим, что уже в середине XIX в. в юридической зарубежной литературе существовало понятие функции управления, которое зачастую отождествлялось с используемым понятием «власть». Управление состояло из функций, функции, таким образом, разделялись на внутренние и внешние. И российская теория государства и права была знакома с данными категориями уже в середине XIX столетия.
В труде профессора Парижского университета А. Эсмена, редактором которого был профессор М.М. Ковалевский, обозначен процесс постепенного выделения властей, составляющих государственную власть: законодательной, исполнительной, судебной. Причем проф. А. Эсмен, в отличие от большинства ученых, признающих безусловное господство среди властей законодательной, говорит о том, что исполнительная власть (¡трепит) «имеет над законодательной естественное и необходимое превосходство: в то время как законодательная власть проявляет свою деятельность перемежающимся образом, -даже в новейших государствах, где законодательная производительность
становится все более и более обильной, деятельность исполнительной власти, по необходимости, непрерывна.
.. .исполнительную власть составляет совокупность функций»2. И чуть раньше автор касается вопроса о функциях государства в рамках определения сущности правительства государства. Правительство - это практическое применение власти, такое применение власти означает «осуществление функций, присущих государству и состоящих, главным образом, в охранении и защите нации от внешних нападений, в
1 Аренс, Г., указ. соч., с. 70-71.
2 Эсмен, А. Основные начала государственного права / Пер. с фр., под ред. и с пред. проф. М.М. Ковалевского. Издание К.Т. Солдатенкова. - М.: Типо-литография В. Рихтер, 1898. - С. 13.
поддержании внутреннего порядка и в
3
оказании всем правосудия» .
Позже, на рубеже XIX и XX вв. публикуется перевод книги проф. А. Меркеля «Юридическая энциклопедия», где автор опирается на современные ему разработки представителей юридического позитивизма. Он следующим образом определяет природу государства: «государство - это юридическое лицо. Как таковое оно есть носитель субъективных прав и обязанностей. По отношению к своим подданным и их особым союзам оно само определяет и ограничивает эти права и обязанности. .Организация государства выражается в лицах и соединениях лиц, в твердых отношениях властвования и подчинения и координации лиц, призванных действовать за государство. Сила, проявляющаяся в этой деятельности, называется государственной властью. .Задачами государства являются забота о праве (правовом порядке), забота о благосостоянии, забота о добывании и формировании средств, необходимых государству для разрешения задач, предлагаемых вышеуказанными отраслями его работы»4.
К сфере третьей задачи (добывание и формирование необходимых средств) Меркель относит заботу о вооруженной силе государства, заботу о доставлении, управлении и расходовании необходимых денежных средств. Далее проф. А. Меркель говорит: «соответственно различным направлениям государственной
деятельности различают отдельные функции выражающейся в ней власти -власть судебную, полицейскую, военную, финансовую; - равно как усматривают и различные стороны права государственного господства или верховенства - верховенство судебное, полицейское»5.
В работе Н.В. Болдырева, юриста,
3 Эсмен, А., указ. соч., с. 10.
4 Меркель, А. Юридическая энциклопедия / Пер. Ф.К. Зейделя. Под ред. приват-доцента Императорского С-Петербургского университета В.М. Грибовского. - С. Петербург: Издание юридического книжного магазина Н.К. Мартынова, 1902. - С. 112-113.
5 Меркель, А., указ. соч., с. 113.
приват-доцента Петербургского
университета, посвященных анализу теории суверенитета Ж. Бодена, также используется термин «функция власти» в рамках вопроса о содержании суверенитета. Как указывает Болдырев, по мнению таких исследователей политико-правовой мысли как Еллинек и Ханке, речь Боден ведет именно о функциях власти, когда говорит о правах суверенитета. К таким правам Боден относит объявление войны и заключение мира; назначение высших чиновников; высшая судебная власть; право помилования; право чеканить монету; право налогов и пошлин; некоторые права фиска (конфискация за оскорбление Величества, делание фальшивой монеты и пр.)1. То есть Н.В. Болдырев говорит о том, что Боден фактически выделяет выше обозначенные функции власти. Таким образом, на наш взгляд, понятие «функция государственной власти» было введено в оборот в отечественной литературе благодаря переводам и анализу зарубежной литературы.
Понятие «функция» встречалось и в энциклопедических словарях XIX в. Под функцией здесь понималось «отправление
какого-нибудь органа, механизма или
2
силы» .
В конце XIX в. в литературе функция государства оценивается уже как элемент всякой государственной власти, и вопрос ставится о различии органов государственной власти и функции, которую они призваны осуществлять. В начале XX в. в России формируется самостоятельная теория разделения функций власти и, как отмечают
специалисты, эта теория имеет не только
3
научное, но и практическое значение . К вопросу о понятии, разделении функций обращаются такие философа права как Н.М. Коркунов, Ф.Ф. Кокошкин, Л.А. Шалланд,
1 Болдырев, Н.В. Учение Жана Бодена о государстве и государственной власти. - С. 86-88.
2 Энциклопедический словарь Ф. Павленкова. -С.-Петербург: Типография Ю.Н. Эрлих, Садовая, №9. - 1907. - С. 2636.
3 Коркунов, с.344; Кокошкин, Ф.Ф. Русское
государственное право. Выпуск 2. - М.:
Типолитография русского товарищества печатного издательского дела, 1908. - С. 91.
С.А. Котляревский, Р.В. Тарановский.
Н.М. Коркунов рассматривает теорию разделения функций государственной власти в связи с вопросом о цели и задачах государства. Правовед выделяет три теории о цели государства в зависимости от содержания этой теории. В том случае, если в качестве цели обозначается осуществление права, то следует говорить о правовой теории государственной цели, если под целью подразумевают достижение благосостояния - то это теория полицейского государства. В последнем случае под целью понимают достижение благосостояния, но только в формах права, такая теория называется смешанной или теорией правомерного государства. Также Н.М. Коркунов пишет, что различают субъективную и объективную теории цели государства. Субъективная теория под целью государства понимает цель людей, создавших государство (приверженцы: Гуго Гроций, Гоббс, Русо). Объективная - цель исторического процесса развития человечества (приверженцы: Гегель, Аренс).
При этом Коркунов отмечает, что «какие бы ни ставились цели государству, действительно выполнить оно может только задачи, соответствующие его внутренней
4 в
природе и организации» . В вопросе разделения функций государственной власти Н.М. Коркунов говорит о законодательной, исполнительной,
судебной функциях, комментируя теории Аристотеля, Ш.-Л. Монтескье, Дж. Локка5 и и выделяет функции в материальном и формальном смыслах. Классификация функций в материальном смысле предполагает их разделение в соответствии с задачами государства, разделение же в формальном - классификация функций, в основание которой положена организация органов государственного управления. В контексте анализа Коркуновым системы государственных учреждений можно выделить смысл, который он вкладывал в понятие «функция государственной
4 Коркунов, Н.М. Русское государственное право. Т.1. - Изд. 6. - 1914. - С. 58.
5 Коркунов, Н.М., указ. соч., с. 369-382.
власти». Давая определение
государственному учреждению, Н.М. Коркунов пишет: «государственное учреждение следует определить как организованное приспособление личных и материальных сил к осуществлению определенных актов государственной власти, независящие в своем существовании от составляющих его личностей»1. Исходя из этого определения, можно предположить, что под функцией государственной власти Н.М. Коркунов понимал «осуществление определенных актов государственной власти».
По поводу функции обороны
Н.М. Коркунов пишет: «У каждого
государства свои особые интересы и
культурные идеалы и каждое из них
стремится обеспечить своим идеалам и
интересам возможно широкое поприще
осуществления. Отсюда непрестанная
борьба между государствами, то
вооруженная, то мирная. Ведение этой
борьбы, отстаивание своего могущества и,
по мере возможности, расширение его,
составляет также необходимую задачу
2
государственной деятельности» .
В 1908 г. публикуются две книги, раскрывающие в числе прочих вопросов государственного права и вопрос о функциях власти. К этим работам относятся труд
Ф.Ф. Кокошкина «Русское государственное право» и труд Л.А. Шалланда «Русское государственное право». Кокошкин подвергает анализу теорию разделения функций в материальном и формальном смыслах. Обозначает, что разделение функций государственной власти по их юридической природе называют материальным, а разделение их по компетенции органов - формальным, но выдвигает предложение изменить названия данных классификаций и называть разделение функций на основе их юридической природы объективным, а разделение, основанное на видах государственных органов в системе -
1 Коркунов, Н.М., указ. соч., с. 388-389. 2Коркунов, Н.М., указ. соч., с. 62.
субъективным . Л.А. Шалланд в целом излагает тот же взгляд на разделение функций, что и Ф.Ф. Кокошкин, то есть разделяет функции на основе разделения государственных органов (формальное деление), но в процессе анализа выполнения своих функций отдельным
государственным органом, отмечает, что функции, которые выполняет
государственный орган могут быть главными и побочными.
Огромная роль в развитии теории о функциях государственной власти, более того, о функциях внешних принадлежит профессору С.А. Котляревскому. На наш взгляд, именно с этого имени начинается развитие отечественной теории о функциях государственной власти. С.А. Котляревский пишет, что «логически функция предшествует органу; она есть нечто
основное и глубокое в жизни государства и
4
вытекает из самой природы последнего» . Ссылаясь на социологов, С.А. Котляревский в качестве функций государства обозначает функции общественной среды,
осуществление которых обеспечено известным установленным принудительным порядком. «Люди нуждаются в безопасности, стремятся разрешать взаимные столкновения, не обращаясь к физической силе, стремятся удержать заработанное или завоеванное: возникают соответствующие учреждения, хотя при этом цели первоначально не осознавались». Здесь же С.А. Котляревский отмечает, что функции приобретают одну из своих форм выражения (заключение договора, ведение войны, ведение дипломатических отношений) иногда инстинктивно5.
Уже в конце XIX в. приходит осознание того, что невозможно дать единую классификацию функций для всех времен и народов. Классификация функций будет меняться в прямой зависимости от
3Кокошкин, Ф.Ф. Русское государственное право. Выпуск 2. - М.: Типолитография русского товарищества печатного издательского дела, 1908. -С. 90.
4 Котляревский, С.А. Правовое государство и внешняя политика. - М.: Типография Г. Лисснера и Д. Совко, 1909. - С. 11.
5 Котляревский, С.А., указ. соч., с. 12.
общественных потребностей. На протяжении всего XIX в. в западной теории государства и права вырабатывается понимание различия функции государства и его цели. Об этом говорят Шталь, Дюги. Согласно Шталю в вопросе о функциях правового государства, функция
государства характеризуется не тем, какие цели преследует государство и в чем заключается содержание его деятельности, а как оно преследует эти цели и осуществляет функции. Таким образом, для политиков и других лиц, имеющих отношение к процессу управления государством единственно возможным остается понимать функции государства в их формальном, юридическом смысле. Дюги выделяет три функции государства: законодательную, исполнительную, судебную соответственно теории Монтескье о разделении властей.
С.А. Котляревский подвергает
последовательному анализу генезис теории
о функциях государства, представленный в
трудах Аристотеля, Гоббса, Локка,
Монтеське, Б. Констана, Шталя и др., и
критике классификацию функций
государства, описывающую только
законодательную, исполнительную и
судебную функции, ввиду невозможности
охвата тремя обозначенными функциями
действительных шагов государства в целях
обеспечения высокого уровня
государственного развития. При этом,
однако, С.А. Котляревский отмечает, что
любая критика выделяемых в литературе
классификаций государственных функций
ошибочна и напрасна, так как любая из них 1
имеет основание .
С этого периода, с момента опубликования книги С.А. Котляревского, понятие функции государственной власти прочно входит в обиход российских юристов. В «Учебнике энциклопедии права» Р.В. Тарановским под функцией понимается «предоставленная
государственному органу в пределах его компетенции возможность совершать акты властвования. В понятии функции государственного органа соединяются и обязанность, и право - обязанность по
1 Котляревский, С.А., указ. Соч., с. 26.
отношению к государству и право по отношению к подвластным, а также другим государственным органам»2. Далее в рамках анализа вопроса о разделении властей в государстве, Тарановский пишет, что «нельзя говорить о трех властях в государстве, ибо государственная власть едина. Речь может быть не о разделении трёх властей, а о разделении государственных органов по началу
обособления трёх основных функций
3
законодательной власти» .
По мнению С.А. Котляревского, правовое государство - не строго очерченный тип, как государство монархическое или республиканское, государство с конституцией гибкой или малоподвижной. Оно характеризуется лишь некоторым уклоном, лишь господством известной тенденции и потому вполне допускает различие по степени. В этом смысле нельзя поставить и знака равенства между ним и государством
конституционным: можно только доказывать, что предпосылкой для осуществления этой государственно-правовой тенденции в сколько-нибудь серьезных пределах является в
современную эпоху наличность
4
конституционного строя .
Котляревский пишет, что у государства «есть стремления и требования, есть внешне-политические цели настолько жизненно важные, что оно не может связывать себя в их преследовании; оно
будет действовать здесь в тех пределах, в
5
которых оно располагает силой» . Мыслитель признает неоспоримую значимость отношений между
государствами и их влияние на ситуацию внутри государства. Речь идет, прежде всего, о политической компоненте влияния. Так известен факт концентрации власти под влиянием острой или хронической военной опасности.
Правовое государство второй
2 Тарановский, Р.В., указ. соч., с. 391.
3 Тарановский, Р.В., указ. соч., с. 397.
4 Кистяковский, Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии и психологии. - 1906. Ноябрь-декабрь.
5 Котляревский, указ. соч., с. 38.
половины XIX в. создает в народном представительстве, окруженном
публичностью, общественным интересом и общественным контролем, более или менее чувствительный аппарат, который показывает, когда равновесие нарушено, что комплекс сил общественного союза есть величина ограниченная.
Котляревский отмечает изменившийся в XIX столетии характер внешней политики. «Современное государство
демократизуется, и интересы, им обслуживаемые, охватывают все большее количество людей. Расширение
избирательного права важно, так как открывает новое поле для притязаний. Меняются традиционные критерии для определения государственной пользы и общего блага, изменяется взгляд на то место, которое должна занимать внешняя политика среди функций государства, на её ресурсы и задачи. .Война может стать кровопролитнее, но для общественного сознания и для общественного чувства, которые стали первостепенными
политическими факторами, каждый раненый и каждый убитый значат гораздо больше, чем они значили столетие назад»1. Котляревский отмечает, что появляются новые цели государственной деятельности, которые начинают постепенно осознаваться как государственные обязанности. На фоне увеличивающихся финансовых
возможностей государства. Увеличивается и степень его подотчетности. В современном государстве, с его демократическим уклоном, стихийный патриотизм, основанный на цельном инстинкте, осложнился кругом психологических ассоциаций, связующих личное
существование и общую судьбу политического целого. Но интерес масс не исчерпывается существованием этого целого: он простирается на все стороны международной жизни, которая отражается на народном хозяйстве.
Есть цели внешне-политического характера, которые и современными демократиями отстаиваются с большим напряжением и где демократические
государства не боятся больших затрат. Например, цели территориально-политического самосохранения. В известном смысле ценность защиты государства для народных масс возрастает сообразно с растущим их весом в этом государстве. Мысль о том, что демократии чужды и непонятны вопросы внешней политики вообще, могла бы искать опоры отнюдь не в практиках, а в некоторых партийных доктринах, которые, по справедливости, никак не могут быть тождественны с действительными демократиями.
На наш взгляд, следует еще отметить критическую работу А.В. Горбунова, посвященную анализу методологических основ учения Л.ф. Штейна2. Значение трудов Л.ф. Штейна определялось его стремлением приспособить теорию полицейского права, получившую своё распространение еще во второй половине XVIII в. в Германии к новым условиям и предложить проект государственного управления, основанного на принципе превосходства права над государством. В России труды Штейна являлись основой для разработки отечественной науки полицейского права3. Выясняя природу государства с помощью элементарных и абсолютных категорий личности, Штейн выделяет три отрасли государственного управления: управление хозяйством, охрана личной неприкосновенности путем правосудия, регулирование соотношения развития отдельного индивида и прочих его сограждан. Данные три задачи составляют область внутреннего управления. Говоря об исполнительной власти в теоретическом смысле, Штейн выделяет следующие функции исполнительной власти: волевая функция, направленная на осуществление закона; функция, распределяющая дела между разными органами государственной власти; функция осуществления
государственной воли в действительности.
1 Котляревский, С.А., указ. соч., с. 288-289.
Горбунов, А.В. Методологические основы учения Л.ф. Штейна об управлении // Журнал
министерства юстиции. - 1899. - №1. - С. 157-185.
3Дерюжинский, В.Ф. Полицейское право: Пособие для студентов. Издание третье. - Санкт-Петербург: Сенатская типография, 1911.
Со временем взгляды Штейна на теорию управления изменились. Он выделял уже две части своего учения: в первой исследовались такие функции государственной власти, которые были свойственны всем отраслям управления -организация административной статистики, полицейские учреждения и верховный надзор. В особенной (второй) части развивается система пяти областей государственного управления:
международное, военное, финансовое, судебное, внутреннее. А.В. Горбунов тщательно анализирует оба варианта предложенного Штейном учения об управлении, подвергает критике отдельные его моменты, и вместе с тем признает, что в современной юридической литературе, как отечественной, так и зарубежной отсутствует теория об управлении, по масштабам разработки и анализа эмпирического материала соответствующая теории Л.Ф. Штейна, хотя последняя инее лишена недостатков.
Вопрос об отраслях управления государством поднимался в России в рамках науки полицейского права. Так, в пособии для студентов В.Ф. Дерюжинского «Полицейское право» выделено 5 отраслей управления соответственно задачам государства: финансовое управление, управление внешними делами, военное управление, организация правосудия и судебное управление, внутренне управление «в собственном смысле». Причем сам автор отмечает, что отдельные отрасли управления, как то дела внешней политики, финансовое управление, военная
организация имеют еще для своей разработки специальную научную систему. Для исследования дел внешней политики было предназначено международное право, для исследования военной организации -особое военное право1. Но В.Ф. Дерюжинский, говоря об управлении и имея в виду функции государственной власти, так и не вводит в употребление термин «функция».
Вышеизложенное позволяет нам
1 Дерюжинский, В.Ф. Полицейское право: Пособие для студентов. Издание четвертое. -Петроград: Сенатская типография, 1917. - С. 1-2.
сделать следующие выводы: теория о функциях государства начала развиваться в XIX в. за рубежом. К факторам, подготовившим её развитие, можно отнести ранее сделанные завоевания в сфере культуры и права. В частности, разработку теории естественного права,
конституционное закрепление личных прав и свобод человека и гражданина, разработку категории «правового государства». Российским государствоведам категория «функция государства» стала известна с середины XIX в., однако введение её в науку в качестве самостоятельного предмета исследования произошло только на рубеже XIX-XX вв. Обращение к вопросу о функциях государства было продиктовано исследованиями сущности государства, монархической формы правления, целей и задач верховной власти, видов управления и соответственно разработка теории о функциях государственной власти происходила первоначально в рамках науки государственного и административного (полицейского) права. Под функциями государства понимали «предоставленные государственному органу в пределах его компетенции возможности совершать акты властвования» (Р.В. Тарановский), «функции общественной среды,
осуществление которых обеспечено известным установленным принудительным порядком» (С.А. Котляревский). В основном функции государственной власти отождествляли с практическим
управлением государством, и редко когда такие «проявления деятельности
государства, направленные на
осуществление задач, присущих
государству» называли функциями. На конец XIX в. было известно уже несколько классификаций функций государственной власти, но большинство исследователей были единогласны в вопросе выделения функций внутренних и внешних, и соответственно, сфере управления.
Анализ взглядов отечественных мыслителей позволяет выявить взаимосвязь таких категорий как цель, задача государственного управления и функция государственного управления. Специалисты
сходились во мнении, что государство создается ради достижения цели: научные школы расходились в вопросе о содержании цели государства. Достижение цели возможно путем решения практических задач (которые отдельные исследователи называли частными целями,
составляющими общую), задачи также в литературе отождествлялись с функциями власти. Решение же задач происходило путем осуществления функций
государственной деятельности, собственно актов управления.
На наш взгляд, родоначальником российской теории о функциях государственной власти является С.А. Котляревский, работа которого «Правовое государство и внешняя политика» включала методологический анализ категории «функция государственной власти», проводился подробный анализ зарубежной и отечественной литературы, касающейся функций государственной власти, выявлялись формы такой функции государственной власти, как внешняя политика, рассматривался процесс эволюции значения внешней политики на примере развитых европейских зарубежных стран (Франция, Германия, Англия, США), прослеживалось изменение характера внешней политики в XIX в. С.А. Тарановский, фактически сделав функции государственной власти самостоятельным предметом исследования, заложил основы направления развития научной мысли, позже оформившейся в целый раздел теории государства и права. Следовательно, зарождение отечественной теории о функциях государственной власти в России можно отнести к началу XX столетия.
Таким образом, особое значение для развития российской теории о функциях государства имеет период 1900 -1917 гг., так как в этот период в российской политико-правовой теории появляются оригинальные, концептуально оформленные представления о таких явлениях, как функция государства и внешняя функция государства. Отдельными исследователями предпринимались попытки дать
определение функциям государства и классифицировать их. В этот период
выявляются связь и различия таких характеристик государства, как цель, задачи и функции государства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аренс, Г. Юридическая энциклопедия или органическое изложение науки о праве и государстве на основании принципов этической философии права / Пер. с нем. - М.: В типографии Александра Семена, 1863.
2. Болдырев, Н.В. Учение Жана Бодена о государстве и государственной власти // Журнал министерства народного просвещения. - 1910. - Январь.
3. Горбунов, А.В. Методологические основы учения Л.ф. Штейна об управлении // Журнал министерства юстиции. - 1899. - №1.
4. Градовский, А. Начала русского государственного права. Т.1. О государственном устройстве. - Санкт-Петербург: Типография М.Стасюлевича, Вас. О., 2 л., 7, 1875.
5. Дерюжинский, В.Ф. Полицейское право: Пособие для студентов. - Издание третье. - Санкт-Петербург: Сенатская типография, 1911.
6. Казанский, П.Е. Власть Всероссийского Императора / Составление, вступительная статья и примечание М.Б. Смолина. - М. 1999. - 512 с.
7. Кистяковский, Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии и психологии. - 1906. - Ноябрь-декабрь.
8. Кокошкин, Ф.Ф. Русское государственное право. Выпуск 2. - М.: Типолитография русского товарищества печатного издательского дела, 1908.
9. Коркунов, Н.М. Русское государственное право. Т.1. Изд.6. - М., 1914.
10. Котляревский, С.А. Правовое государство и внешняя политика. - М.: Типография Г. Лисснера и Д. Совко, 1909. .
11. Меркель, А. Юридическая энциклопедия / Пер. Ф.К. Зейделя. Под ред. приват-доцента Императорского С-Петербургского университета В.М. Грибовского. - С-Петербург: Издание юридического книжного магазина Н.К. Мартынова, 1902.
12. Тарановский, Ф.В. Учебник энциклопедии права. - Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1917. - 534 с.
13. Чичерин, Б.Н. Курс государственной науки. Т1. - М.: Типография товарищества И.Н. Кушнерев и Ко., 1894.
14. Эсмен, А. Основные начала государственного права / Пер. с фр., под ред. и с пред. проф. М.М. Ковалевского. Издание К.Т. Солдатенкова. - М.: Типо-литография В. Рихтер, тверская, мамоновский пер. с.д., 1898.
15. Энциклопедический словарь Ф. Павленкова. - С.-Петербург: Типография Ю.Н. Эрлих, 1907.