Научная статья на тему 'Понимание психологии врачом: личное восхождение к предельным вызовам профессии и возможность их разрешения'

Понимание психологии врачом: личное восхождение к предельным вызовам профессии и возможность их разрешения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СКРЫТОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ДУХОВНАЯ СФЕРА / СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ / РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ / МЕДИЦИНА / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / ПСИХОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ВОЛЯ / ДУША / РЕЛИГИЯ / EDUCATION / HIDDEN SENSE / SPIRITUAL SPHERE / CHALLENGES / DEHUMANIZATION / MEDICINE / SPIRITUAL VALUES / MEDICAL STUDENTS / PSYCHOLOGY / PERSONALITY WILL / PSYCHOLOGICAL HEALTH / SOUL / RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фомин Максим Сергеевич

Настоящая статья имеет целью рассмотрение актуальной в настоящее время проблемы, связанной с утратой современником фундаментальных духовных ориентиров. Это, в частности, характерно и для такой сферы как медицина. Анализ тенденций и протекающих процессов позволяет утверждать, что сегодня в полной мере разворачивается и углубляется процесс так называемого «расчеловечивания» современного человека. Этому разрушительному явлению подвергаются абсолютно все люди, вне зависимости от возраста и профессии. В рассматриваемом случае это граждане-студенты, получающие профессию врача. Важно понимать то, что проблема расчеловечивания доктора как следствие незнания и непонимания им духовных законов, делается актуальной еще и самой спецификой профессии, лечебной деятельности как таковой. Это серьезно осложняет положение дел в целом: объективные данности, помноженные на стратегические замыслы определенных акторов, порождает мощнейший вызов личности и обществу. В этой связи важной задачей оказывается проведение последовательной и продуманной работы, направленной на формирование духовного облика современного врача. В условиях многочисленных вызовов настоящего времени одним из средств и способов реализации данной задачи оказывается психология как наука, курс которой обязательно изучается современными студентами. Отличительной особенностью работы в этом направлении сегодня является концептуальное углубление рассматриваемых психологией вопросов, что достигается включением в поле зрения и рассмотрением вопросов о вере, смерти, вечности и Боге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHYSICIAN’S INSIGHT OF THE PSYCOLOGY: A PERSONAL ASCENSION TO THE UTMOST CHALLENGES OF THE PROFESSION & A POSSIBILITY TO OVERCOME THEM

The article takes as the aim a conceptualization of a very important problem of nowadays that concerns contemporary's loss of the basic spiritual & moral milestones. Today this challenge is very common for such a sphere as medicine. The analysis of the tendencies & the current trends allows to approve that the tendency of so-called «dehumanization» of a contemporary is developing & expanding today. It's important that absolutely everyone is being suffered from this phenomenon, that doesn't depend on the age & profession. In the case of this research these are student-physician who are being prepared to become doctors. It's important to understand. Is seriously complicates the situation in general: the objective facts multiplied by strategic projects of definite actors bears the strongest challenges to a person & to a society in general. The problem of a physician's dehumanization which is the result of his spiritual & moral ignorance (the reality & its laws) emerges & determines because of the peculiarities of the medical activity as it is. In this case the most important task is a reasonable & a thoughtful educational work that aims a forming of a moral image of a modern doctor. When there are lots of cunning challenges today, the best way & the best source to overcome them is psychology as a science which is studied these days by all the students of medical universities. A specific feature of such a work is conceptualization of the basic psychological questions & problems that turns to be effective by means of inclusion in the student's field of view such fundamental questions & problems as faith, death, eternity & God.

Текст научной работы на тему «Понимание психологии врачом: личное восхождение к предельным вызовам профессии и возможность их разрешения»

УДК 37.017.92

ПОНИМАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ВРАЧОМ: ЛИЧНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ К ПРЕДЕЛЬНЫМ ВЫЗОВАМ ПРОФЕССИИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

© 2018

Фомин Максим Сергеевич, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры «Педагогики и психологии» Новосибирского государственного университета экономики и управления, Новосибирского высшего военного командного училища Новосибирский государственный медицинский университет (630075, Россия, Новосибирск, улица Медкадры, 5, e-mail: fomax@ngs.ru)

Аннотация. Настоящая статья имеет целью рассмотрение актуальной в настоящее время проблемы, связанной с утратой современником фундаментальных духовных ориентиров. Это, в частности, характерно и для такой сферы как медицина. Анализ тенденций и протекающих процессов позволяет утверждать, что сегодня в полной мере разворачивается и углубляется процесс так называемого «расчеловечивания» современного человека. Этому разрушительному явлению подвергаются абсолютно все люди, вне зависимости от возраста и профессии. В рассматриваемом случае - это граждане-студенты, получающие профессию врача. Важно понимать то, что проблема расчеловечивания доктора как следствие незнания и непонимания им духовных законов, делается актуальной еще и самой спецификой профессии, лечебной деятельности как таковой. Это серьезно осложняет положение дел в целом: объективные данности, помноженные на стратегические замыслы определенных акторов, порождает мощнейший вызов личности и обществу. В этой связи важной задачей оказывается проведение последовательной и продуманной работы, направленной на формирование духовного облика современного врача. В условиях многочисленных вызовов настоящего времени одним из средств и способов реализации данной задачи оказывается психология как наука, курс которой обязательно изучается современными студентами. Отличительной особенностью работы в этом направлении сегодня является концептуальное углубление рассматриваемых психологией вопросов, что достигается включением в поле зрения и рассмотрением вопросов о вере, смерти, вечности и Боге.

Ключевые слова: Образование, скрытое содержание, духовная сфера, современные вызовы, расчеловечивание, медицина, духовные ценности, студенты-медики, психология, личность, психическое здоровье, воля, душа, религия

THE PHYSICIAN'S INSIGHT OF THE PSYCOLOGY: A PERSONAL ASCENSION TO THE UTMOST CHALLENGES OF THE PROFESSION & A POSSIBILITY TO OVERCOME THEM

© 2018

Fomin Maxim Sergeevich, candidate of pedagogical sciences, the lecturer of the chair «Pedagogic & psychology» Novosibirsk State University of Economics & Management, Novosibirsk higher military command school

Novosibirsk State Medical University (630075, Russia, Novosibirsk, Medkadry st., 5, fomax@ngs.ru)

Abstract. The article takes as the aim a conceptualization of a very important problem of nowadays that concerns contemporary's loss of the basic spiritual & moral milestones. Today this challenge is very common for such a sphere as medicine. The analysis of the tendencies & the current trends allows to approve that the tendency of so-called «dehumanization» of a contemporary is developing & expanding today. It's important that absolutely everyone is being suffered from this phenomenon, that doesn't depend on the age & profession. In the case of this research these are student-physician who are being prepared to become doctors. It's important to understand. Is seriously complicates the situation in general: the objective facts multiplied by strategic projects of definite actors bears the strongest challenges to a person & to a society in general. The problem of a physician's dehumanization which is the result of his spiritual & moral ignorance (the reality & its laws) emerges & determines because of the peculiarities of the medical activity as it is. In this case the most important task is a reasonable & a thoughtful educational work that aims a forming of a moral image of a modern doctor. When there are lots of cunning challenges today, the best way & the best source to overcome them is psychology as a science which is studied these days by all the students of medical universities. A specific feature of such a work is conceptualization of the basic psychological questions & problems that turns to be effective by means of inclusion in the student's field of view such fundamental questions & problems as faith, death, eternity & God.

Keywords: education, hidden sense, spiritual sphere, challenges, dehumanization, medicine, spiritual values, medical students, psychology, personality will, psychological health, soul, religion

«...Учитель, смеющийся с детьми над их богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтоб испытать ощущение, наши. Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают! «...» Но это лишь ягодки. Русский бог уже спасовал пред «дешевкой». Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: «двести розог, или тащи ведро». О, дайте взрасти поколению! Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они еще попьянее стали! «...» Но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, - вот чего надо! А тут ещё «свеженькой кровушки», чтоб попривык».

Ф.М. Достоевский, «Бесы» Все чаще и чаще приходится слышать, обдумывать, соглашаться, принимать, а в конечном итоге и само-

стоятельно использовать в собственной жизни емкую и хлесткую характеристику сегодняшнего дня как эпохи глубокого, полномасштабного расчеловечивания современника.

Важно подчеркнуть, что применение такого рода определения (вывода) не есть алармизм, конспирология, мистификация и уж тем более это не есть конъюнктурно-корыстное средство привлечения внимания общественности. Сегодня это суровая реальность, игнорирование примечания и осмысления которой невозможно и недопустимо в виду страшной цены, которую уже приходится и еще только придется заплатить за это явление.

Распространение и локализация обозначенной проблемы в разных сферах и на их разных уровнях представляет опасность (помимо всего прочего) тем, что в результате в сознании человека складывается, естественно, не безосновательно, общее восприятие всей окружающей действительности как тотальной серости и негатива, сплошной безрадостности и безысходности. Такое обобщение подавляет волю и уничтожает всякую инициативу, которые позволяют приступить не к обобщенно-разово-мгновенной, но поступательно-покомпонентной расшивке проблемы. Оно в определенной

Fomin Maxim Sergeevich THE PHYSICIAN'S INSIGHT .

мере снимает ответственность, успокаивает душу и разум современника: с одной стороны - он выражает недовольство, но с другой - ничего не предпринимает по существу. Причина этого видится в том, что объективные факты расхождения между неким имеющимся, когда-то сложившимся идеалом (желаемое должное), пребывающим, правда, в данный момент в пассиве (модусе некоего мифа) и реальностью, свершающимися событиями (фактическое недолжное), хотя и раздражающими, но пока еще лично не затрагивающими конкретного человека, не оказываются, как это представляется из такого состояния, критичными, что позволяет пребывать в «праведном гневе», что, однако, не мешает развиваться и свершаться задуманной стратегии, каковой в рассматриваемом случае является расчеловечивание современника. Ситуация, о которой идет речь, максимально строго определена французским ученым и философом Б. Паскалем: «Мы беззаботно мчимся к пропасти, держа пред собой какой-нибудь экран, чтобы ее не видеть» [8, с. 108].

Эффективным способом выхода из сложной ситуации представляется планомерное сосредоточение внимания современника на том секторе, который ему близок и доступен по объективным причинам: образование, профессия, выполняемая работа и тому подобные факторы обычной жизни, прояснение специфики и непривычное рассмотрение которых, может сделаться отправной точкой последующего развертывания и приращения объема осмысливаемого и переоцениваемого человеком.

Именно в таком ключе и подходе следует рассмотреть вопрос о месте и значении психологии в профессии и работе современного врача, появляющейся в его жизни в качестве учебного предмета в период получения образования в студенческую пору.

Приходится констатировать тот факт, что пока еще ее наличие в программе стандартно-привычно, равно как и вполне очевидна ее важность с формальной точки зрения. Однако, как представляется, ее глубинное, концептуальное предназначение, позволяющее преобразить, оптимизировать формальную сторону и предмета, и будущей работы, не говоря уже о личности самого врача, являющегося обыкновенным человеком, не оказывается сегодня столь же убедительным. Без этого расчеловечивание прямо и серьезно угрожает и отдельно взятому доктору - человеку, и всей медицине - явлению. При этом важно понимать, что специфический характер вольется в глобальный тренд, придаст ему новые черты, в результате чего он преобразится и возникнет новая, иная, неизвестная сущность.

Непосредственно приступая к рассмотрению заявленного вопроса, следует сразу же подчеркнуть следующее, что только усложнит текущее положение дел.

Психология для медицины вообще и для отдельно взятого врача в частности имеет самое непосредственное отношение и значение в реализации задачи недопущения (а в случае появления необходимости и преодоления отдельных или же уже комплексных проявлений расчеловечивания) явления в целом - в первом случае и непосредственно личности доктора - во втором.

Понятно, что всякому медицинскому работнику приходится иметь дело с исцелением, врачеванием, прежде всего, плоти болеющего человека (соматические заболевания). Исключение в данном случае и смысле представляет психиатрия, которую приходится рассматривать особенно и отдельно, хотя и там многое связано и завязано на плотское, физиологию.

Специфика работы - медицина в чистом виде или, если так можно выразиться, медицина-медицина, или медицина как точная наука в смысле точности и предельности знания (доступного в данный исторический момент его развития) о параметрах здоровья органов человека и их систем, а также методик/техник приведения их в должное состояние в случае необходимости, сопрягающаяся с ее выполнением человеком на протяжении

многих и многих дней и лет жизни, что, естественно, не проходит бесследно, может обернуться тем, что всякий, попадающий на прием к доктору пациент будет рассматриваться и рассматривается, прежде всего, как некоторый механизм, который по тем или иным причинам расстроился или даже пришел в негодность, в котором поэтому необходимо четко произвести настройку или даже замену отдельных узлов и агрегатов. На первый взгляд подобное воззрение и отношение представляются страшными и немыслимыми своей бесчеловечностью, расчеловеченностью, однако, такое положение дел потенциально и вероятно возможно. Тут, собственно, и возникает вопрос о том, вследствие чего и от чего это оказывается неприглядной и ужасающей действительностью?

С одной стороны, как может показаться и восприниматься, это есть положительное, необходимое и желательное обстоятельство, прежде всего, для самого болеющего: опыт, приобретаемый врачом с годами, действительно позволяет ему четко и без потери времени ставить диагноз и осуществлять мероприятия, реализация которых, в конечном итоге, позволит его снять. Это несколько извиняет и снимает напряженность, вызываемую отстраненным бесчеловечным подходом, однако, не ликвидирует вызов в его глубинной развертке.

Очевидно также и то, что при таком раскладе и сам подход, и само выздоровление будут рассматриваться доктором как своего рода производственный процесс, в котором наличествует системность и структурность и самого объекта (ясное строение и функционирование организма), и самой деятельности (алгоритмы, логика, допуски и пороги лечения), причем, во всех его деталях и тонкостях. В таком случае ясно также и то, что ему будет более чем понятен и ожидаем отзыв системы-организма, обязательно реагирующей на воздействия и посылающей на них определенную либо просчитанно-про-гнозируемую или же непросчитанно-непредвиденную для доктора обратную связь, что, естественно, зависит от профессионализма, исключающего, а точнее сказать - минимизирующего вероятность наступления второй ситуации.

Здесь важно подчеркнуть, что указанные доводы есть естественное и даже неизбежное положение и течение дел. Это важно для дальнейшего осмысления рассмотрения проблемы исследования.

Намеренное обозначение и рядоположение вышеуказанных обстоятельств предпринято вследствие необходимости создания максимально яркого, несколько гиперболизированного образа предельной односторонней сосредоточенности и самореализации человека-врача на доступном и понятном ему измерении - соматических заболеваниях: ничего лишнего, ничего личного и ничего личностного. Однако объективная позитивность такого положения дел, обозначенная выше, таит в себе вызов, незаметно и планомерно настигающий и обволакивающий человека, что и приводит к уязвимости современника расчеловечиванием, кем в рассматриваемом случае предстают медицинские работники.

Дело в том, что неизбежность, осознанность, целенаправленность, константность и перманентность сосредоточения внимания и усилий врача на соматических заболеваниях (плоти) уже само по себе отодвигает, нивелирует, купирует, а как максимум - вообще исключает из поля зрения измерение духовное, совершающее (прилагательное «совершенный»: «1. Превосходный, безукоризненный. 2. Полный, несомненный»; глагол «совершенствовать»: «Делать лучше, совершеннее» [5, с. 552]) человека, делающее его именно человеком, т.е. существом двуединым.

Из сказанного логично следует, что обозначенная данность вполне соотносится с осмысливаемой проблемой расчеловечивания, которое в смоделированном контексте можно понимать как процесс и как факт разрушения целостности единого, уникально-самобытного

творения (вопрос о том, чем или Кем - природой или Богом - на данном этапе целесообразно оставить открытым, лишь просто идеей), как возникновение и установления в человеке дисбаланса духовного и материального начал. При этом важно понимать то, что такой процесс оказывается естественным и неизбежным в случае сегментации и профессионализации сферы знания и деятельности человека, а также все возрастающего количества знания, предстающих фактором, генерирующим и подкрепляющим развитие рассматриваемой проблемы. Говоря метафорически, это есть своего рода расплата за прогресс и относительное совершенство.

Все сказанное свидетельствует о том, что в таком случае необходимым, важным и должным оказывается определенный сообразный компенсатор, который также следует понимать и рассматривать и как процесс, и как содержание (концепт).

Продолжая размышления, должно отметить следующее. Результатом описанной динамики оказывается состояние человека, которое глубоко и тонко удалось уловить и передать И.В. Гёте в его бессмертном «Фаусте». В контексте проводимого исследования особо значим и примечателен тот факт, что главный герой трагедии -доктор.

Вот как И.В. Гёте представляет состояние Доктора Фауста, сполна погрузившегося, изведавшего окружающий его мир вещей и людей, взалкавшего при этом духовного, причем, специфического духовного: «Я богословьем овладел, Над философией корпел, Юриспруденцию долбил И медицину изучил. Однако я при этом всем Был и остался дураком. В магистрах, в докторах хожу И за нос десять лет вожу Учеников, как буквоед, Толкуя так и сяк предмет. Но знанья это дать не может, И этот вывод мне сердце гложет, Хотя я разумнее многих хватов, Врачей, попов и адвокатов, Их точно всех попутал леший, Я ж и пред чертом не опешу, -Но и себе я знаю цену, Не тешусь мыслию надменной, Что светоч я людского рода И вверен мир моему уходу. Не нажил чести и добра И не вкусил, чем жизнь остра. И пес с такой бы жизни взвыл! И к магии я обратился, Чтоб дух по зову мне явился И тайну бытия открыл. Чтоб я, невежда, без конца Не корчил больше мудреца, А понял бы, уединясь, Вселенной внутреннюю связь, Постиг все сущее в основе И не вдавался в суесловье. О месяц, ты меня привык Встречать среди бумаг и книг В ночных моих трудах, без сна В углу у этого окна. О, если б тут твой бледный лик В последний раз меня застиг! О, если бы ты с этих пор Встречал меня на высях гор, Где феи с эльфами в тумане Играют в прятки на поляне! Там, там росой у входа в грот Я б смыл учености налет! Но как? Назло своей хандре

Еще я в этой конуре,_

Где доступ свету загражден Цветною росписью окон! Где запыленные тома Навалены до потолка; Где даже утром полутьма От черной гари ночника; Где собран в кучу скарб отцов Таков твой мир! Твой отчий кров! И для тебя еще вопрос, Откуда в сердце этот страх? Как ты все это перенес И в заточенье не зачах, Когда насильственно, взамен Живых и богом данных сил, Себя средь этих мертвых стен Скелетами ты окружил?» [2, с. 19-21] Вполне логично, что расчеловечивание как явление и процесс, а именно с ним столкнулся Доктор Фауст, ясно ощутив в себе неприязнь, отвращение ко всему мирскому и людскому, совсем не метафорично: а) оно затрагивает и разъедает конкретного человека, а не «обще-человека», если выразиться словами Ф.М. Достоевского [3, с. 79]; б) по своей сущности оно подобно хаосу, т.е. «наиболее вероятному состоянию, к которому стихийно стремятся все сложные системы» [7, с. 79], который не нужно искусственно производить, который, напротив, возникает сам собой, «как только мы ослабляем нашу активность по производству системообразующего порядка» [7, с. 79].

Понятно, что оно есть следствие наступления неких условий, чем, в частности, оказывается либо утрата человеком предельного измерения, оценки, ориентира собственной жизни, либо блуждание в указанном измерении-реальности.

Предельное измерение открывается и показывается человеку, например, в случае и посредством его обращения к религии, психологии, философии, литературе - тем «механизмам», которыми сначала затрагивается и пробуждается душа, а затем уже ею самой, но снова посредством указанных «приспособлений» донастраива-ется и фиксируется на таком «канале связи», благодаря которому она наполняется, а после осмысливает, делает личным достоянием, а как результат - претворяет в актуальную жизнь - воспринятые сигналы, реалии, законы и закономерности духовного порядка.

Принципиально важно понимать, что от характера и сущности уловленной, зафиксированной сознанием, душой и сердцем человека «частоты», всецело зависит результат, итог, продукт соприкосновения. Здесь имеется два варианта развития событий: либо инициируется и свершится очеловечивание современника, приращение и углубление подлинно высокого человеческого в человеке в смысле обретения им баланса, гармонии между фундаментальными началами (духовное и материальное), и соответственно сферами их реализации (практическая деятельность в конкретной сфере экономики, каковой в рассматриваемом случае является медицина) либо же запустится или продолжится его дальнейшее расчеловечивание, усугубление ситуации, что в настоящее время вследствие колоссального и всестороннего развития технологий с высокой степенью вероятности может обернуться для человечества гибелью. В свою очередь, здесь также можно выделить и указать два условия подобного сценария: а) если воспринятая человеком и наполнившая его «частота» окажется абсолютным (вплоть до фанатизма) нигилизмом, т.е. идеологией и проповедью отрицания, что в светской плоскости принято называть, передавать термином «материализм» или, если с несколько иным оттенком, но как следствие разрастания и восхождения в абсолют, то «атеизм»; б) если воспринятое человеком окажется, пусть и хорошо замаскированным, сатанизмом, т.е. идеологией, политикой и практикой служения Злу, четко определяемому и нарекаемому в Христианстве и Мусульманстве.

Fomin Maxim Sergeevich pedagogical

THE PHYSICIAN'S INSIGHT ... sciences

Предельными вопросами и проблемами, попадание которых в поле зрения современника предстает тем самым источником и самим «производством системообразующего порядка» [7, с. 79], можно считать, например, вопрос о душе, смерти, этой жизни в перспективе вечности и ряд других. Предельная предельность всех таких проблем заключается и сводится к тому, что, в конечном итоге, человек подходит и встречается с вопросом о Боге, не самим Богом, естественно, но вызовом самому себе: принципиально определиться с вопросом о том, с кем и чьими ориентирами ему следовать дальше по этой - т.е. земной жизни - в направлении вечности, т.е. смерти и перехода посредством нее в нечто/куда-то принципиально иное. Очевидно, что сделать это банально-обыденный уровень (при всем желании) не позволяет. Что касается конкретных дисциплин, которые призваны разобраться и которые оперируют соответствующими понятиями и проблемами, то одной из них оказывается психология, которую в общем объеме гуманитарных дисциплин изучают современные студенты медицинских вузов. Иными словами, высказанные выше соображения позволяют утверждать, что психология как учебный предмет (формальная сторона) и как явление жизни именно человека (концептуальный аспект) может и должна стать тем самым компенсатором, о котором говорилось выше. Она содержательно и по существу предстает противоядием расчеловечиванию личности врача.

О том, что от такого выбора принципиально зависит, принципиально определяется характер всей деятельности - работа по профессии, исполнение прав и обязанностей гражданина - в том числе призвание и труд врача, максимально доходчиво и по существу говорят и доказывают следующие слова русского философа, богослова и священника С.Н. Булгакова. В работе «Религия человекобожия у русской интеллигенции» он, в частности, писал следующее: «Почему же это такая трагедия, почему эти похороны Бога неизбежно обращаются в похороны самих похоронщиков? Да потому, что, хороня Бога в своем сознании, они вынуждаются хоронить и божественное в своей душе, а божественное есть действительная, реальная природа человеческой души. Можно думать о себе как угодно, считать себя человековидной обезьяной, рефлексом экономических отношений, автоматической машиной, куском материи, в силу механической необходимости одаренной сознанием - все это высказывается и высказывалось о человеке, - но от этих мнений он не перестает быть тем, что он есть, чем сделали его «руки, сотворившие и создавшие его» и наделившие его запросами и свойствами высшей духовной природы» [1, с. 253].

Или еще о том же в этой же работе: «Одно из двух: или человек действительно есть такое ничтожество, ком грязи, каким его изображает материалистическая философия, но тогда непонятны эти притязания на разум, науку; или же человек есть богоподобное существо, сын вечности, носитель божественного духа, и возможность всякого и в том числе и научного познания объясняется именно этой природой человека. Другими словами, это значит, что достоинство науки и ее права не ограничиваются, а только утверждаются религиозным учением о человеке, а вместе с устранением последнего подрывается и первое. Наука принципиально опирается на религию, а не противоречит ей, как это странным образом сложилось в современных представлениях. Рассматривая же разум и пауку, как продукт и орудие борьбы за существование, при свете своеобразного понятого дарвинизма, мы должны окончательно развенчать их. Если сила и значение научной истины только в полезности, как говорят дарвинисты в биологии, а в повое время и в гносеологии, то откуда взяли, что истина всегда полезна и что не полезнее иногда, а может быть и всегда, заблуждение?» [1, с. 255].

В мысли о коме грязи просматривается корреляция с рассматриваемой проблемой, а именно, вызовом воз-324

можностью и перспективой расчеловечивания врача: при определенных условиях приведенные слова могут оказаться совсем не образами, но жестокой реальностью.

Дело в том, и это уже отмечалось и рассматривалось выше, что объективная сосредоточенность доктора на плоти, плотском измерении (соматические заболевания), оказывается мощнейшим стимулом начать рассматривать и относиться к человеку именно и только как комку грязи и нечистоты: столкновение воочию и практически из раза в раз и изо дня в день со страдающими и истлевающими (в принципе, по существу) вследствие того или иного заболевания частями тела, органами и системами органов человека, которые ему приходится возвращать к изначальному, т.е. здоровому состоянию, способствует вызреванию отвращения к человеку вообще. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что, зачастую, поводом и причиной возникающих страданий человека оказываются его собственные действия, отношение к здоровью, а также грехи, рассматриваемые как волевые поступки вопреки известному, осознанному и осознаваемому духовному императиву, повреждающие и душу, и тело, что очевидно в виду двуединства человека. За исключением собственно религиозного компонента смысла сказанного (в части понятия «грех») доктору оказывается доступным видение и понимание причинно-следственных связей - этиология. Здесь действительно приходится удивляться тому факту, как в таких случаях врачи продолжают стойко и твердо переносить и при этом продолжать свою работу, например, вид поврежденных табаком легких, закупоренных холестерином сосудов, гниющих конечностей наркомана - все то, что не может даже на мгновение без отвращения и потери сознания выдержать человек, не имеющий в себе такой врожденной (дарованной) расположенности, что говорит и подчеркивает тот факт, что далеко не все, в принципе, могут становиться врачами.

Отчетливо наблюдаемая, фиксируемая и осознаваемая в таком случае слабость и уязвимость человека способствуют дополнительному уверению и закреплению в позиции о мерзости человека вообще. Кроме того, можно предположить, что расчеловечиванию способствует объективное видение врачом степени неразумности распоряжения человеком своим здоровьем, которого, однако, все люди так истово желают себе и окружающим: желание быть здоровым с одной стороны и уничтожение самого себя с другой заставляют усомниться и разочароваться в интеллектуальных и волевых совершенствах человека, начать относиться к нему именно как к комку грязи, о чем прямо говорил С.Н. Булгаков, в приводившейся ранее цитате.

Профессиональное знание этиологии заболеваний, а также причинно-следственных связей их возникновения и последствий, сопровождающиеся отрывом-утратой (в лучшем случае - это вольная или невольная слепота, которая есть пока заблуждение) или даже откровенным пренебрежением (в худшем случае - это наличие осознанности и волереализации, которые уже есть сатанизм) человеком-доктором духовных ориентиров порождает в душе откровенное горделивое презрение к тем, кто волей-неволей оказывается вынужденным предать себя во власть, в руки того/тех, кто может вылечить заболевание. Абсолютно человек не свободен никогда.

Возникающее в таком случае омертвение души человека порождает трагедию личностного разрушения, гибели души, что проявляется во все крепнущих и поглощающих пороках, именуемых иначе, если говорить языком психологии - деструктивными состояниями, или, если говорить религиозным языком, то грехами, а именно в унынии, отчаянии, зависти и в целом ряде других, которые как отмечалось ранее ощутил, зафиксировал и испытал на себе Доктор Фауст:

«Я богословьем овладел,

Над философией корпел,

Юриспруденцию долбил_

И медицину изучил. Однако я при этом всем Был и остался дураком. В магистрах, в докторах хожу И за нос десять лет вожу Учеников, как буквоед, Толкуя так и сяк предмет. Но знанья это дать не может, И этот вывод мне сердце гложет, Хотя я разумнее многих хватов, Врачей, попов и адвокатов, Их точно всех попутал леший, Я ж и пред чертом не опешу, -Но и себе я знаю цену, Не тешусь мыслию надменной, Что светоч я людского рода И вверен мир моему уходу» [2, с. 19-21]. Сказанное относится и описывает его осмысление собственной жизни в этом мире, мире людей, на Земле. Динамика, накручивание и раскручивание такого гнетуще-грызущего состояния, в свою очередь, обернулась тем, что он - и это уже собственно духовный уровень

- взалкал, обратил взор, пожелал и, наконец, установил связь с представителем того мира.... С кем, в итоге, была заключена сделка, причем, сделка о службе, услужении. Действительно, в случае выхода в предельный уровень, необходимо сменить и использовать иной категориальный аппарат: всему тому, что касается этого мира - людей, дел, процессов - работают, а тому, кто прозревается там - служат.

Продолжая размышления, следует также отметить следующее важное обстоятельство. Дело в том, что с личного - внутреннего, т.е. невидимого извне, уровня/ мира - разрушение и пагуба выходят вовне, т.е. окружающий объективный мир, начиная деформировать и разрушать уже его, что проявляется во вполне наблюдаемых, ощущаемых, фиксируемых конкретным человеком и обществом трендах, делах и свершениях. Иными словами, расчеловечивание (концепт, идеология, мировоззрение) обретает реальность и воплощение (продукты деятельности человека и общества). В области медицины это обретает и сегодня уже фактически имеют место быть подлинно бесчеловечные - те, в которых уже не просматривается, в которых уже нет именно человека,

- проявления, которые, что самое ужасающее и подлинно пугающее, нормально-спокойно, одобрительно рассматриваются и претворяются в жизнь современными докторами.

В свою очередь, это состояние сопрягающееся с утратой, а возможно и неоткрытием собой на более ранних этапах личностного и нравственного становления того самого предельного измерения оборачивается, приводит к предельному же расчеловечиванию доктора и материальном, и в духовном (прежде всего) смысле и отношении. Трагедия Доктора Фауста - удивительный пример этого.

Очевидно, что в случае с медициной все вышесказанное находит полное отражение и исполнение: потеря духовного ориентира, отказ от Бога приводят к тому, что доктор перестает работать людям, служа тем самым и таким образом Богу, замыкается на этом мире и начинает работать и служить самому себе. Вся его деятельность

- работа и профессия-призвание - становится средством зарабатывания денег, которые в итоге, оказываются объектом поклонения. Отсюда человек - болящий пациент

- предстает, в лучшем случае - возможностью заработка, а в самом худшем - в прямом смысле слова источником обогащения, а именно запасными частями от кого-то кому-то, что, однозначно, предполагает и обязывает сделку с совестью уже в этом - земном измерении. Это неизбежно оказывается в повестке дня в духовно-нравственно и религиозно разряженном (а потом специфически перезаряженном) пространстве: размытые, нивелированные, а в конечном итоге - снятые моральные им-

перативы и догмы - приводят в области медицины как одном из аспектов бытия человека и общества - к «адекватности» восприятия, «нормальности», например, суррогатного материнства; трансплантологии, делающейся в таком модусе все более и более серой, а в конце концов делающейся откровенно отвратительно черной; эвтаназии; фетальной фармакологии, нога в ногу следующей с абортивной индустрией; индустрии «настройки» и полного изменения пола человека, вплоть до создания химер (МОСКВА, 10 октября 2018г. РИА Новости: «Мэр Нью-Йорка Билл де Блазио подписал законопроект о введении третьего пола под названием «X» в свидетельствах о рождении, сообщает газета AM New York. Как сообщается, мэр подписал законопроект во вторник. «Этот новый законопроект позволит всем жителям Нью-Йорка - особенно нашим трансгендерным и небинарным жителям - меть свидетельства о рождении, которые лучше отражают их идентичность, и он способствует приверженности города защищать права ЛГБТК (LGBTQ) сообщества», - заявил мэр. По данным газеты^ после вступления в силу нового закона жители Нью-Йорка также смогут менять пол в своих свидетельствах о рождении без согласия медицинских специалистов. Пол «X», который невозможно будет выбрать при рождении ребенка, обозначает гендерную идентичность, не являющеюся исключительно женской или мужской» [6]...

Оказывается, что у верховного главнокомандующего, противопоставившего себя Творцу, в боевом арсенале имеется множество «образцов» и «модификаций» образцов «вооружения» (соблазны и искушения), если говорить военным языком, предлагаемых к претворению в реальность человеку за и во время его пребывания, жизни на Земле, что, собственно, было предложено Фаусту Мефистофелем: «Фауст

Что можешь ты пообещать, бедняга? Вам, близоруким, непонятна суть Стремлений к ускользающему благу: Ты пищу дашь, не сытную ничуть. Дашь золото, которое, как ртуть, Меж пальцев растекается; зазнобу, Которая, упав к тебе на грудь, Уж норовит к другому ушмыгнуть. Дашь талью карт, с которой, как ни пробуй, Игра вничью и выигрыш не в счет; Дашь упоенье славой, дашь почет, Успех, недолговечней метеора, И дерево такой породы спорой, Что круглый год день вянет, день цветет.

Мефистофель

Меня в тупик не ставит порученье. Все это есть в моем распоряженье. Но мы добудем, дай мне только срок, Вернее и полакомей кусок Мефистофель» [2, с. 6667].

Исходя из изложенных и обоснованных выше взглядов на главную проблему настоящего исследования, роль и место психологии (во всех смыслах) видится в следующем.

Будучи наукой о душе, что прямо следует из перевода с греческого языка, психология уже одним этим обстоятельством способна не позволить выпасть из поля зрения человека, т.е. в рассматриваемом случае врача, духовного измерения: ее присутствие в учебном процессе в вузе, а после (вследствие данного факта) памятование о ней будут способствовать тому, что в своей жизни и деятельности доктор станет учитывать то обстоятельство, что ему, равно как и всем прочим людям, приходится взаимодействовать не только с плотью/телом, пусть это - врачевание ее недугов - и является его основным предназначение и специализацией.

Однако для этого сама психология не должна свестись к исключительно телесному измерению - психи-

Fomin Maxim Sergeevich THE PHYSICIAN'S INSIGHT .

ке как свойству мозга, к центральной нервной системе, зрительным и слуховым анализаторам, что, безусловно, объективно наличествует, важно и не подлежит сомнению. Тем не менее, душа человека не ограничивается и не сводится к этому. В том случае, если это происходит, то сразу же инициируется, а в последствие только усиливается и усугубляется расчеловечивание личности и общества в целом.

В свою очередь расширение границ понимания психологией души человека достигается и обусловливается за счет включения в спектр ее интересов и концептуальный фундамент ориентиров, установок, достижений и открытий смежных (по факту связи с человеком и ориентацией на него) наук - философии, педагогики, теологии и пр. Очевидно, что это имеет место, однако, в настоящее время, к сожалению, доступными и просматриваемыми оказываются весьма тривиальные линии связи, которые известны многим, но которые не способны произвести в этих многих принципиальных трансформаций. Именно поэтому необходимым и неизбежным оказывается углубление и непривычное рассмотрение проблем и явлений сегодняшней жизни.

В свою очередь, реализовать, воплотить в реальность такую задачу может должным образом подготовленный, а самое главное - ориентированный и духовно опытный наставник, каковым в рассматриваемом случае является преподаватель, представляющий вниманию студентов, раскрывающий им глубину психологической науки.

Единственным действенным средством возведения имеющихся знаний и наличествующих у современного человечества проблем в предел оказывается переход в собственно духовную плоскость, т.е. то и туда, о чем говорят традиционные религии.

«Трудно себе представить, насколько изменилась бы вся наша жизнь, какими радужными красками расцветилась бы она, как стала бы легка и благостна, если бы вспыхнуло подлинное пламя христианского творчества и вдохновения, если бы в церкви восстановилась та полнота жизни, которой жаждет современный человек. Ожила бы внутренне наука, которая перестала бы томить мертвой и безыдейной специальностью, оторванной от целого, или же муками Фауста, следствием пустого и нелепого притязания поставить часть вместо целого, заменить одной наукой и философию, и религию. Сколько праздных вопросов, навязанных ей этой несвойственной функцией, и связанных с ними праздных теорий, отвлекающих так много умственных сил, отпало бы вследствие этого освобождения науки из тисков позитивизма и материализма, вследствие восстановления связи с религиозными корнями. И философия, оплодотворившись религией, получила бы силы выйти из трясины импотентного скептицизма и бесплодности, в которой она теперь находится. Одно из двух: или европейская философия совершила уже свой цикл развития и сказала последнее слово (как думал в последние годы жизни Вл. Соловьев) или же возрождение ее может совершиться только на почве нового религиозно-мистического углубления. Лишь при этом условии может быть снова испытана радость метафизического творчества, дело великих мыслителей найдет себе новых продолжателей, и творческий разум. Логос, победит «отвлеченные начала» современной философии и произнесет над ними суд» [1, с. 349].

Именно таковой же окажется и ситуация с медициной, являющейся частным случаем, аспектом бытия человека: встреча с духовным, восприятие его, усвоение до уровня и степени личной ценности-императива, а, как следствие, воплощение этого в собственной каждодневной практике, сделает работу по исцелению болящей и страждущей плоти человека, обращающегося к нему с надеждой, а, порой, и последней надеждой, богоугодной: спасительной в предельном смысле слова и для пациента, и для самого доктора.

Для того чтобы понять и почувствовать то, что под-

разумевается под сказанным, следует осмыслить следующие удивительно глубокие (содержание) и теплые (душевность) слова Святого Праведного отца Иоанна Кронштадского, которые могут стать органичным заключением настоящего исследования: «Господь твой есть Любовь; люби Его и в Нем всех людей, как чад Его во Христе. Господь твой есть Огонь; не будь холоден сердцем, но гори верою и любовью. Господь твой есть Свет; не ходи во тьме и не делай ничего в темноте разума без рассуждения и понимание или без веры. Господь твой есть Бог милости и щедрот; будь и ты для ближних источником милости и щедрот. Если ты будешь таким, то улучшишь спасение со славою вечною» [4, с. 117-118]. Вполне очевидно принципиальное отличие сказанного от позиции того, кто поставил себя супротив Творцу, т.е. иными словами - Диавола, что, собственно, и обусловливает причину и суть расчеловечивания:

«Я дух, всегда привыкший отрицать.

И с основаньем: ничего не надо.

Нет в мире вещи, стоящей пощады.

Творенье не годится никуда.

Итак, я то, что ваша мысль связала

С понятьем разрушенья, зла, вреда.

Вот прирожденное мое начало,

Моя среда»

[2, с. 54].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Булгаков С.Н. Два града, — СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997

2. Гете И.Ф. Фауст, — М.: Издательство «Э», 2016

3. Достоевский Ф.М. Дневник писателя, — Спб.: Лениздат, 1999

4. Кронштадтский Иоанн, Моя жизнь во Христе, — М.: Центр Благо, 1999

5. Малый толковый словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1990

6. Мэр Нью-Йорка одобрил введение третьего пола в свидетельствах о рождении // [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL https://ria.ru/world/20181010/1530352342.html, свободный

7. Панарин А.С. Правда железного занавеса, — М.: Алгоритм, 2006

8. Паскаль Б. Мысли. Афоризмы — М.: Астрель, 2011

Статья поступила в редакцию 16.10.2018

Статья принята к публикации 27.11.2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.